Куперс

Бухучет и анализ

О профсоюзах

Профессиональные союзы – как их создают?

Первым этапом будет создание первичной профсоюзной организации (то есть ячейки профсоюза, расположенной непосредственно на предприятии или в организации), упрощёнными синонимами этого термина являются просто «первичка» или сокращение ППО. В соответствии с российским законодательством, первичную организацию, могут учредить три человека, каждый из которых старше 14 лет, желающие стать членами образованного профсоюза. Также в числе учредителей «первички» будет профсоюз, то есть юридическое лицо, которое вынесло вердикт о создании конкретной ППО. Первичная профсоюзная организация создается в ходе первого собрания учредителей. Но помимо собственно принятия решения о создании целью такого созыва будет и обсуждение кандидатуры председателя профорганизации, выбор комитета профсоюза и принятия положения о «первичке».

Решение об организации ППО передается стоящему рангом выше профсоюзному органу (областной комитет того или иного профсоюза или непосредственно Федерацию профсоюзов Амурской области), затем наступает черед подтверждения данного решению по конкретному предприятию, переводе его на обслуживание профессиональным союзом. Таким образом, каждая «первичка» получает два главных документа – это решение учредителей о создании ППО, плюс решение, принятое высшим органом профсоюза.

Как только оговоренное решение было принято, данная «первичка» автоматически считается образованной. Она уже может осуществлять свою деятельность, оговоренную Уставом, а также получает все предусмотренные права. ППО также принимает обязательства, определенные в соответствии с законодательством, документацией профессионального союза.

Пошаговое создание первичной профсоюзной организации:

1 шаг: поиск сторонников

Если ваша цель – образование первичной профсоюзной организации на предприятии, в первую очередь необходимо найти сторонников создания «первички» среди коллег и вместе наметить методы взаимодействия с работодателем в зависимости от ситуации.

2 шаг: связь с крупным профсоюзным объединением

Инициативная группа единомышленников должна начать ведение переговоров с представителями общероссийского профессионального союза или объединения профсоюзов на региональном уровне. Лучше всего ориентироваться на профсоюз, к отрасли которого относиться ваше предприятие (учреждение). Так на пример, работникам поликлиники стоит обратиться в Амурскую областную организацию профсоюза работников здравоохранения РФ, а энергетикам в Амурский областной комитет «Электропрофсоюз». В ходе этих переговоров рассматривается вопрос о возможности организации «первички» на предприятии, а также начинается подготовка первичных документов для образования ППО.

3 шаг: агитация на предприятии

Чтобы выполнить поставленные задачи (создание и развитие первички, ведение переговоров с администрацией и так далее) инициативная группа должна провести серию агитационных мероприятий. Де-факто, это означает, что сотрудникам данного предприятия необходимо донести информацию о целях, которые ставит перед собой профорганизация. Расскажите им, как работает вышестоящий профсоюз, стать членами которого вы хотите. Объясните трудящимся, что такое коллективный договор, каким образом он помогает достигать увеличения оплаты, улучшения производственных условий, обеспечения каждого работниками социальными гарантиями и т.п. Суть агитации, естественно, может меняться в зависимости от текущей ситуации на предприятии и наиболее проблемных моментов работы на нём. По сути, необходимо донести до коллектива, почему вы решили обратиться к практике создания профсоюзной организации.

4 шаг: проведения собрания «первички»

Необходимо узнать позицию работодателя в отношении идеи об образовании профсоюза. При условии, что начальство настроено явно против объединения работников, подготовку собрания «первички» лучше проводить без особой огласки. Следует учесть, что работодателю не обязательно знать время и дату, на которую намечено это собрание. Помните: собрание можно провести как на территории предприятия, так и за ее пределами.

Если собственник предприятия лояльно отнесся к образованию ППО и готов строить с профессиональным союзом партнерские отношения, нет нужды скрывать от него информацию. В этом случае, процесс образование первички для инициативной группы сильно упрощается.

После уточнения подробностей по организации профсоюзного собрания (лучше всего воспользоваться специализированной профсоюзной литературой, либо помощью специалистов из вышестоящей профсоюзной организации) и выработке повестки будущего собрания, можно оповестить всех трудящихся, которые высказались за вступление в ряды профсоюза о дате и времени его проведения. На самом собрании принимается оговоренное выше решение, формируется комитет организации, ревизионный органы и т.д.

Какие ошибки необходимо учесть на этом шаге:

Большинство из пришедших на собрание впервые получат на руки собранные учредителями документы. То же самое относится и к кандидатам, выдвинутым на посты председателя и других руководителей ППО. Нужно учитывать, что участники могут сделать поспешные выводы и перенести все бремя доработки бумаг на учредителей. Чтобы исключить такой момент (а сделать это необходимо, ведь организация не будет сформированной без соответствующих документов), до начала собрания стоит раздать проекты документов. А уже на заседании сообща, голосованием принять их в том виде, в котором есть, либо внести в них необходимые правки.

Если собрание назначается на рабочие часы, не имея на это согласия собственника предприятия, это чревато возможностью выдвижения требования со стороны работодателя о запрете на проведение заседания, либо дисциплинарными взысканиями к работникам предприятия, участвующим в собрании. Однако, если работодатель был уведомлен о мероприятии заранее и выразил своё согласие, либо мероприятие будет протекать в нерабочее время и не на территории предприятия, препятствий возникнуть не должно. Ещё раз напомним, что собрание участников по созданию первичной профсоюзной организации, совершенно необязательно проводить на территории конкретного предприятия.

Желание учредителей привлечь на собрание как можно больше участников может затянуть начало мероприятия. К тому же скопление множества людей может навредить заседанию в том плане, что сложно будет добиться организованного принятия решений.

В этот период работодатели не редко выдвигают следующие аргументы, обосновывающие их позицию против организации ППО:

— У профсоюзной организации отсутствует вышестоящий руководящий орган, а значит, правомочность «первички» под сомнением.

Чтобы выдвинуть контраргумент, достаточно привлечь к участию в собрании членов расположенных на вашей территории профессиональных союзов, тех организаций, в которые вы намерены вступить. И тогда на учредительном заседании уже будет идти разговор о вступлении в ряды данного профсоюза.

— Мы – государственное, закрытое, частное или иное предприятие, а значит, функционирование профессионального союза не представляется возможным!

На это можно ответить, что по существующему законодательству деятельность профсоюзов не может быть регламентирована формой собственности предприятия, его организационно-правовой формой. Профсоюз – организация независимая как от работодателя, так и от государства.

Собранию предстоит решить вопрос о необходимости образования юридического лица. Или о возможности действий без этой процедуры. Если участники заседания высказалось за получение прав юридического лица, собрание должно назначить человека, ответственного за проведение регистрации. Традиционно эти обязанности поручают председателю образованной первички.

Стоит знать, что первичная профсоюзная организация не нуждается в обязательной государственной регистрации. Это говорит о том, что регистрация – всего лишь право, а не необходимость. К тому же оформление происходит в уведомительном порядке. При желании можно отказаться от регистрации в качестве юридического лица. При этом никаких преград к функционированию в качестве общественной организации существовать не будет.

В чем преимущества регистрации «первички» как юридического лица? ППО сможет официально заключать договоренности, вести собственный банковский счет, обладать и распоряжаться собственным имуществом, находящимся на балансе организации. Такие привилегии и делают статус юрлица привлекательным для первичной профсоюзной организации. То есть ППО сможет без труда решать свои хозяйственные дела. И статус необходим больше для этого, нежели для защиты прав работников и представительства в суде.

5 шаг

Каждому участнику заседания ППО необходимо составить и подать заявление о вступлении в профессиональный союз. Также члены первички должны приложить заявления о том, что они не возражают против взимания с них обязательных для каждого члена профсоюза взносов (для российских профессиональных союзов наиболее практикуемая сумма взноса это 1% от заработной платы). Принятие членов в профессиональный союз возложено на «первичку», это оговорено в уставе каждого отраслевого профсоюза. Членские взносы будут взиматься согласно уставу того или иного профсоюза. В соответствии с Законом о профсоюзах, работодатель обязан перечислять профсоюзные взносы в первичную профсоюзную организацию на безвозмездной основе.

Если создание профсоюзной организации по-прежнему кажется вам непростым делом, вы чувствуете, что не сможете сами разобраться во всех юридических аспектах, или опасаетесь, что после ППО работодатель может начать давление на вас и ваших коллег – вам может понадобиться помощь.

Специалисты Федерации профсоюзов Амурской области, помогут вам организовать первичную профсоюзную организацию. Для этого вам нужно зайти на сайт ФПАО http://www.fpao.ru найти там контактную информацию и узнать всё необходимое относительно создания первички.

Закон КР о профсоюзах

г. Бишкек от 16 октября 1998 года N 130

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О профессиональных союзах

(В редакции Закона КР от 4 августа 2004 года N 105)

Глава I. Общие положения

Глава II. Основные права профсоюзов

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Глава IV. Ответственность профсоюзов

Глава V. Заключительные положения

Глава I

Общие положения

Статья 1. Профессиональные союзы в Кыргызской Республике

Профессиональные союзы (профсоюзы) в Кыргызской Республике — добровольные общественные объединения граждан на основе общности интересов по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, создаваемые для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

Каждый гражданин, достигший четырнадцатилетнего возраста и осуществляющий трудовую деятельность или общающийся в учебном заведении, а равно пенсионеры имеют право по своему выбору добровольно создавать профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.

Профсоюзы могут создаваться на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности с численностью работающих три и более человека. Их представительными органами являются комитеты или профорганизаторы, избираемые на профсоюзных собраниях (конференциях).

Статья 3. Регистрация профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица

Правоспособность профсоюзов, их объединений как юридического лица возникает с момента их государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 4 августа 2004 года N 105)

Статья 4. Независимость профсоюзов

Профсоюзы независимы в своей деятельности и подчиняются только законодательству Кыргызской Республики. Они не подотчетны и не подконтрольны органам государственной власти, работодателям, политическим партиям и другим общественным объединениям. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их уставной деятельности, если иное не предусмотрено законом.

Статья 5. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам

Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Кыргызской Республики. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение работника по причине принадлежности или непринадлежности его к профсоюзу, вступления или выхода из него.

Статья 6. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза, первичной профсоюзной организации

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица — в соответствии с законодательством о регистрации юридических лиц.

В случае, если деятельность республиканских объединений профсоюзов противоречит Конституции и законам Кыргызской Республики, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Кыргызской Республики по представлению Генерального проктора Кыргызской Республики.

В случае, если деятельность территориальных профсоюзов, их объединений или первичных профсоюзных организаций противоречит Конституции и законам Кыргызской Республики, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением соответствующего местного суда по представлению прокурора соответствующих области, города, или района.

Статья 7. Законодательство о профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности

Законодательство о профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Особенности применения настоящего Закона в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, органах национальной безопасности, внутренних войсках определяются соответствующими законами Кыргызской Республики.

Статья 8. Полномочия первичных профсоюзных организаций

Полномочия первичных профсоюзных организаций определяются законодательством Кыргызской Республики, уставами профсоюзов, коллективными договорами, соглашениями, заключаемыми между профсоюзами и работодателями.

Первичные профсоюзные организации, их представительные органы функционируют по уставу республиканского, межпрофсоюзного, территориального или отраслевого объединения профсоюзов.

Глава II

Основные права профсоюзов

Статья 9. Права профсоюзов по защите трудовых прав работников

Профсоюзы защищают права своих членов на труд, принимают участие в разработке государственной политики занятости, осуществляют общественный контроль за состоянием занятости граждан и соблюдением законодательства Кыргызской Республики о труде и занятости, предлагают меры по социальной защите лиц, высвобождаемых с предприятий, определяемые коллективным договором, соглашением на основе законодательства.

Изменение формы собственности, ликвидация, реорганизация предприятия и его структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе работодателя, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления не менее чем за три месяца соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов работников.

Статья 10. Расторжение трудового договора по требованию профсоюзного органа

По требованию профсоюзного органа работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом государственного предприятия или сместить его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде или не выполняет обязательство по коллективному договору.

Если нарушение закона о труде, ущемление трудовых прав работника допускаются работодателем или должностным лицом предприятия негосударственной формы собственности, то по требованию профсоюзного органа они могут быть отстранены от занимаемой должности сроком до 6 месяцев.

Требование профсоюзного органа о расторжении трудового договора или отстранения от занимаемой должности может быть обжаловано в десятидневный срок должностным лицом или работодателем в вышестоящий профсоюзный орган, решение которого является окончательным.

Статья 11. Права профсоюзов на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений

Профсоюзы выступают в качестве социального партнера в трудовых и социально-экономических отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и объединениями работодателей, работодателями (их представителями).

Профсоюзы и их органы имеют право на ведение переговоров с администрацией работодателя, собственником или уполномоченным им органом отправления заключение коллективных договоров, соглашений от имени работников на республиканском, отраслевом и территориальном ровнях, контроль за их выполнением.

Профсоюзы осуществляют защиту трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов путем заключения:

  • генеральных соглашений между Федерацией профсоюзов Кыргызстана, Правительством Кыргызской Республики и объединениями работодателей;
  • соглашений между республиканскими отраслевыми профсоюзами и министерствами, ведомствами;
  • соглашений между территориальными объединениями профсоюзов, работодателями и местными органами исполнительной власти;
  • коллективных договоров с работодателями.

Соглашения и коллективные договоры имеют обязательную юридическую силу для предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности на соответствующей территории или в отрасли, а также для финансово-промышленных групп транснациональных корпораций, предприятий с иностранным капиталом.

Профсоюзы имеют право на проведение переговоров с иными представительными органами работников предприятий, распространение своих пропагандистских материалов.

(В редакции Закона КР от 4 августа 2004 года N 105)

Статья 12. Права профсоюзов по социальной защите граждан

Права профсоюзов по защите прав граждан в области условий и оплаты труда, охраны труда и безопасности на производстве, жилищных условий, социального страхования, охраны здоровья и культурных интересов трудящихся, пенсионного обеспечения регулируются соответствующим законодательством Кыргызской Республики.

Республиканские, территориальные объединения профсоюзов и первичные профсоюзные организации в пределах своей компетенции участвуют в разработке мер социальной и экономической защиты трудящихся, определении основных критериев жизненного уровня населения, размеров компенсации в зависимости от изменения индекса цен, осуществляют контроль за соблюдением законодательно установленного прожиточного минимума и размеров пенсий, стипендий, пособий, имеют право обращаться в суд с исковым заявлением к нарушителям социальных прав граждан.

Статья 13. Права профсоюзов в области социального страхования, социального обеспечения и охраны здоровья

Профсоюзы участвуют в управлении средствами, предназначенными на социальное страхование трудящихся и членов их семей, на принципах равноправия и осуществляют общественный контроль за работой органов социального обеспечения, социального страхования и здравоохранения Кыргызской Республики.

Статья 14. Права профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде

Профсоюзы имеют право контролировать соблюдение работодателем законодательства Кыргызской Республики о труде и занятости населения, исполнение коллективных договоров, соглашений и требовать устранения выявленных нарушений. Работодатель обязан рассмотреть представления профсоюзов об устранении нарушений законодательства или отменить незаконное решение и в течение месячного срока сообщить профсоюзному органу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда профсоюзы создают правовую и техническую инспекции труда, имеющие одинаковые права с государственной инспекцией труда и действующие согласно положениям, утверждаемым Федерацией профсоюзов Кыргызстана.

Статья 15. Права профсоюзов при осуществлении приватизации и акционировании государственного имущества

Профсоюзы, их органы вправе иметь своих представителей в комиссиях по приватизации государственного имущества, включая объекты социального назначения, создаваемых в структуре государственной власти и их представительного органа.

Профсоюзы имеют право требовать от правлений хозяйственных товариществ и обществ соблюдения законных прав и социальных гарантий их участников — членов трудового коллектива, обращаться в суд с исковым заявлением к работодателю, нарушающему их права.

Статья 16. Права профсоюзов при разрешении трудовых споров и защите законных интересов членов профсоюза

Представители профсоюзов на паритетных началах входят в орган по рассмотрению трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством о труде.

Для защиты социально-экономических, трудовых, жилищных и других прав своих членов профсоюзы создают юридические службы и организуют консультации.

Статья 17. Права профсоюзов на участие в управлении государственными и производственными делами по социальным и трудовым вопросам

Профсоюзы участвуют в выработке социально-экономической политики государства, в разработке законодательных актов Кыргызской Республики по социальным и трудовым вопросам как равноправный социальный партнер в системе трипартизма.

Профсоюзы вправе вносить предложения в органы государственной власти о принятии, изменении или отмене законодательных и других нормативных актов по трудовым и социально-экономическим вопросам.

Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы.

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления предприятий.

Профсоюзы имеют право участвовать в заключении межгосударственных соглашений по вопросам миграции, занятости населения, труда, ценообразования и социального обеспечения.

Статья 18. Права профсоюзов на информацию

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателя, а также государственных органов информацию по вопросам, связанным с трудом и социально-экономическим развитием.

Профсоюзы имеют право на освещение своей деятельности в средствах массовой информации, создание собственных средств массовой информации, могут проводить социологические исследования, иметь наличные, информационные, учебные, методические, исследовательские центры.

Представители профсоюза вправе беспрепятственно посещать предприятия и рабочие места, где работают члены профсоюза, для выполнения уставных задач и осуществления своих прав.

Статья 19. Права профсоюзов на организацию и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, забастовок и других коллективных акций

Профсоюзы имеют право на организацию и проведение в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и уставами профсоюзов собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, забастовок и других коллективных акций в защиту интересов членов профсоюзов.

Статья 20. Представительство интересов работников в суде

Профсоюзы имеют право представлять в суде законные права и интересы своих членов на любой стадии судопроизводства.

Глава III

Гарантии прав профсоюзов

Статья 21. Гарантии имущественных прав профсоюзов

Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом и денежными средствами, необходимыми для обеспечения своей уставной деятельности. Собственность профсоюзов не подлежит приватизации.

Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в установленном законодательством порядке создавать профсоюзные банки, страховые, культурно-просветительные и другие фонды, а также осуществлять внешнеэкономическую, санаторно-курортную, туристическую и спортивную деятельность.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам государственных, хозяйственных, кооперативных и других общественных организаций, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами профсоюзов и коллективными договорами.

Финансовая деятельность профсоюзов осуществляется в соответствии с их уставами.

Статья 22. Гарантии для выборных профсоюзных работников

Увольнение по инициативе работодателя неосвобожденных от производственной работы председателей профсоюзных комитетов, членов профкома, профсоюзных организаторов, помимо общего порядка расторжения трудового договора, установленного Трудовым кодексом Кыргызской Республики, допускается лишь с согласия вышестоящего профсоюзного органа.

Статья 23. Судебная защита прав профсоюзов

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов и их выборных представительных органов.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по представлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего профсоюзного органа, первичной профсоюзной организации.

Статья 24. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

За нарушение законодательства о профсоюзах и их уставов должностные лица органов государственной власти, работодатели несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Глава IV

Ответственность профсоюзов

Статья 25. Ответственность профсоюзов

За нарушение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава V

Заключительные положения

Статья 26. Введение в действие настоящего Закона

1. Ввести в действие настоящий Закон с момента опубликования.

Опубликован в газете «Эркин-Тоо» от 23 октября 1998 года N 167-168

2. Поручить Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 5 октября 1998 года

Действующий закон о профсоюзах дает зеленый свет для создания профсоюзов и начала их деятельности. Это означает, что государственные органы не могут отказать в регистрации профсоюза, а имеют право лишь предъявить замечания к его учредительным документам.

Запрещается дискриминация по принадлежности или непринадлежности лица к профсоюзу. Никто не может быть принуждён в него вступить, а работодатель не может запретить работникам в профсоюз вступать. И даже больше: для создания профсоюза коллектив не должен уточнять разрешение у работодателя.

Таким образом, все работающие лица, которые заботятся о соблюдении их трудовых прав работодателями, имеют все необходимые механизмы для создания профессиональных союзов. На законодательном уровне.

В данном материале мы рассмотрим, действительно ли все так просто и какие есть особенности самого процесса создания профсоюза.

Наша услуга: Регистрация профсоюза

Как происходит создание профсоюза?

Профсоюз считается созданным и приобретает статус юрлица с того момента, когда основатели приняли решение о его создании и утвердили устав.

Как отмечалось выше, государственные органы не имеют права отказать в регистрации профсоюза. Но компетентный государственный орган (государственный регистратор) имеет целый месяц на рассмотрение документов, представляемых для регистрации.

В случае наличия замечаний к представленным документам, госрегистратор излагает суть замечаний в официальном письме и направляет на заявленный юридический адрес профсоюза.

После устранения замечаний и новой подачи документов, государственный регистратор снова рассматривает их в течение месяца. Несмотря на то, что при наличии замечаний государственный регистратор должен полностью изложить их суть, при первом рассмотрении могли что-то не заметить или основатели так и не поняли суть замечаний и внесли изменения не должным образом. Поэтому не исключена подача и третий раз. И каждый раз регистратор имеет один месяц на рассмотрение.

При этом, повторимся, профсоюз считается созданным и приобретает статус юрлица с момента подписания (утверждения) его устава учредителями. Но пока он проходит все круги государственной регистрации, ему не может быть присвоен код ЕГРПОУ и, конечно же, Вы не будете иметь в наличии документов, подтверждающих его создание.

Следовательно, профсоюз не будет иметь возможности в полной мере защищать интересы своих членов.

Для того, чтобы предотвратить ситуацию с многократной подачей документов, необходимо детально изучить все требования, предъявляемые к процессу создания профсоюза и оформлении документов для его регистрации, или же обратиться за консультацией к квалифицированным юристам.

Статья на тему: Привели устав профсоюза в соответствие с действующим законодательством и включили ее в реестр неприбыльных организаций

Какие бывают виды профессиональных союзов?

Закон выделяет шесть видов профсоюзов: первичные, местные, областные, региональные, республиканские и всеукраинские.

Первичным профсоюзом является профсоюз созданный в рамках одного предприятия, учреждения или организации.

Местный — профсоюз, который объединяет не менее двух первичных профсоюзов, действующих на различных предприятиях в пределах одной админ-территориальной единицы: города или района в городе, района и т.д.

Соответственно, областные — это те, которые имеют свои организации в большинстве админ.-территориальных единиц в пределах одной области.

Региональные — это те, которые имеют свои организации в большинстве административно-территориальных единиц двух и более областей.

Статус республиканских профсоюзов актуален только для АРК и его определяют по тем же признакам, что и всеукраинские профсоюзы.

А статус всеукраинского профсоюза, в отличие от других общественных формирований, определяется по одному из двух признаков:

  • наличие своих организаций в большинстве административно-территориальных единиц Украины;
  • наличие своих организаций в большинстве административно-территориальных единиц Украины, где расположены предприятия определенной отрасли.

То есть если большинство аграрных предприятий, например, расположены в южных областях, для создания всеукраинского профсоюза не обязательно иметь свои организации в большинстве областей Украины. Достаточно иметь свои организации в большинстве аграрных областей.

Каждый из видов профсоюзов имеет свои определенные особенности создания и внесения в реестр о которых важно помнить для успешного начала работы такого профсоюза.

Если Вы решили создать профсоюз и хотите его легализовать с первого раза, желательно немедленно обратиться к специалистам. Иначе Вы рискуете потратить на процесс несколько месяцев.

Как создать первичную профсоюзную организацию?

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В соответствии с этим создание первичной профсоюзной организации — процесс, предусматривающий согласованность действий и заинтересованность многих звеньев, но главное это способ отстаивания трудовых и профессиональных прав работниками.

Имеем право

Право граждан на объединение в профсоюзы гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 30) и Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (ст. 2).

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право создать профсоюз, вступить в него и заниматься профсоюзной деятельностью.

При этом не требуется предварительного разрешения каких-либо органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей на создание профсоюза и на вступление в профсоюз.

Работники имеют право создавать первичные профорганизации в организациях, на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности (частная, государственная, муниципальная или иная) и структур управления предприятиями. Первичная профсоюзная организация может также объединять членов профсоюза, работающих на разных предприятиях, учреждениях, но связанных общими производственными и профессиональными интересами.

У истоков

Приступая к формированию первички, следует учесть несколько важных социально-психологических предпосылок создания профорганизации.

1. Наличие инициативной группы работников (возможно и небольшой), готовых проявить волю в деле создания профорганизации.

2. Наличие лидера, готового брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу профорганизации.

3. Чаще всего новые организации создаются в условиях конфликтных ситуаций работников и работодателя, так как именно в эти моменты более четко проявляется воля коллектива, и мотивация вхождения в профсоюз максимальна.

Процедура создания первичной профсоюзной организации, как и других общественных организаций, регулируется Федеральным Законом «Об общественных объединениях”. Что же следует предпринять в обязательном порядке?

1 этап — разработать проект положения о первичной профсоюзной организации;

2 этап – подготовить и созвать учредительное (-ую) собрание (конференцию);

3 этап – провести учредительное (-ую) собрание (конференцию), на котором(-ой):

— принять решение о создании первичной профсоюзной организации,

— утвердить Положение о первичной профсоюзной организации,

— сформировать руководящие и контрольно-ревизионные органы; зарегистрировать организацию в качестве юридического лица (если организация решит иметь права юридического лица).

4 этап — зарегистрировать организацию в качестве юридического лица (если организация решит иметь права юридического лица).

Этап I

Разработка проекта

Положения о первичной профсоюзной организации

Положение об организации является обязательным документом, без которого ее деятельность юридически невозможна. Поэтому необходимо уделить данному этапу большое внимание. Тем более, что данный документ способствует укреплению внутренних принципов деятельности организации (проект Положения будет опубликован в одном из следующих номеров).

Следует учесть

  • Положение необходимо разрабатывать на основе Устава

какого- либо отраслевого профсоюза и ссылаться на него в тексте Положения (таково требование закона РФ «О профсоюза», ст.3). для этого достаточно выбрать профсоюз, который близок по отраслевому, профессиональному или иному другому принципу. Тем более что закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не регламентирует понятие «соответствующий» профсоюз.

  • Размер профсоюзных взносов обычно определяется Уставом

общероссийского профсоюза, и нижний его предел составляет 1 % от заработной платы работника.

Если эта цифра жестко установлена уставом, то в Положении следует указать ее без изменений. Но чаще всего, устав определят нижний предел взносов. Практика последних лет показала, что для работоспособности профсоюзной организации такой процент явно недостаточен. Из этих денег необходимо создавать забастовочные фонды и фонды солидарности, проводить учебу профсоюзного актива, содержать специалистов способных юридически, экономически помогать профсоюзу и его членам.

  • Несомненно, работники большое снимание уделяют статьям

расходов в бюджете первичной профорганизации.

Неслучайно статью предваряет информация о сущности профсоюза. Необходимо заложить в сознание членов профсоюзов важнейший принцип: «Профсоюз не собес”. Покупка подарков, оказание материальной помощи для членов профсоюза не входит в основную задачу профорганизации. И чтобы не произошло «подмены» главной функции следует ограничить вышеупомянутые статьи расходов или через четкую регламентацию случаев такого расходования, или, определив процентный потолок в бюджете организации на эти статьи, или, частично исключив их из положения.

При этом в проекте в статьях расходов должны превалировать те позиции, которые постепенно станут ключевыми: создание забастовочных, страховых фондов и фондов солидарности, учеба и поощрение активистов за конкретно выполненные работы (начиная от изготовления плакатов и участия в пикетах, заканчивая привлечением новых членов), техническое оснащение профорганизации, привлечение специалистов со стороны (экономистов, аудиторов, юристов и т.д.) и др.;

* * *

Проводя агитационно-пропагандистскую работу, можно использовать различные аргументы убеждения в необходимости создания профсоюзной организации, причем надо учитывать на кого вы хотите воздействовать: на работников или на работодателя.

Аргументы, которые можно использовать

в беседе с работодателем.

? В Воронежской области развита система социального партнерства, действует трехстороннее областное соглашение между администрацией Воронежской области, объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, а также отраслевые тарифные соглашения. Профсоюзы выступают как одна из равноправных сторон. На Вашем предприятии первичная профсоюзная организация может быть таким же партнером работодателю при заключении коллективного договора. Наличие коллективного договора служит гарантией лояльного отношения к Вам как к предпринимателю со стороны органов власти и самоуправления.

? Профсоюзная организация, так же как и Вы, работодатель, заинтересована в стабильной работе предприятия, в выпуске качественной и конкурентно способной продукции. Мы можем гарантировать социальный мир на предприятии при условии выполнения коллективного договора.

? Профсоюзная организация, так же как и Вы, работодатель, заинтересована в повышении квалификации работников предприятия, в выполнении ими правил внутреннего распорядка, Устава предприятия. При условии выполнения коллективного договора профсоюзная организация готова контролировать соблюдение трудовой дисциплины.

? Профсоюзная организация одной из своих задач ставит регулирование социально-трудовых отношений. При условии выполнения коллективного договора мы готовы взять на себя вопросы урегулирования трудовых споров, рассмотрения социальных проблем работников и т.п.

Этап II

Подготовка и созыв учредительного собрания (конференции)

Учредителями первичной профсоюзной организации являются физические лица (работники, граждане), не менее 3-х, изъявившие желание создать первичную профсоюзную организацию. Непосредственно учредители или их часть (инициативная группа) созывает собрание (конференцию), на котором принимается:

а) решение о создании первичной профсоюзной организации;

б) Положение о первичной организации;

в) формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы;

г) принимается решение о регистрации первичной профсоюзной организации.

В этих целях инициативная группа, созывающая собрание(конференцию), определяет дату, место и время проведения собрания, повестку дня собрания, и сообщает об этом работникам, пожелавшим вступить в профсоюз.

Повестка дня собрания

должна включать в себя следующие вопросы:

1. О создании первичной профсоюзной организации и принятие в ее члены.

2. О проекте Положения о первичной профсоюзной организации.

3. Выборы профсоюзного комитета, руководителя профсоюзной организации и ревизионной комиссии.

4. О регистрации первичной профсоюзной организации.

5. О профобслуживании в региональном объединении членов профсоюза.

Все эти пункты обязательно должны войти в повестку дня и по желанию могут быть дополнены другими текущими вопросами.

К сведению: чем отличается учредительное собрание

от конференции?

На собрании присутствуют непосредственно учредители (будущие члены профсоюза).

На конференции собираются их делегаты. Проведение конференции целесообразно в случае большого количества работников или невозможности собрать достаточное количество людей одновременно (например, из-за посменной работы). Делегаты конференции должны иметь выписки из протоколов, подтверждающие их полномочия, предоставленные частью членов-учредителей, с их личными подписями. Кворум на конференции определяется от числа делегатов, а не от числа делегировавших их работников.

Внимание! Предотвращаем ошибки!

Какие ошибки могут подстерегать работников на данном этапе? Что следует учесть, предпринять для их предотвращения?

Предлагаем несколько советов, основанных на анализе самых распространенных упущений.

Ошибка

Последствия

Как предотвратить

Принимают основные документы»за основу» и возлагают на руководителей обязанности для их дальнейшей доработки (происходит по причине того, что многие присутствующие на собрании (конференции) первый раз видят проекты документов и слышат о кандидатурах в руководящие органы,)

Первичка не имеет права на существование.

Профорганизация считается существующей при наличии вышеперечисленных документов, принятых лишь в окончательной редакции и окончательном формировании соответствующих органов.

Копии документов предварительно раздать делегатам (выделив в них главные моменты), и принять их на собрании (конференции) в окончательной редакции.(Последующие собрания всегда могут вернуться к рассмотрению документов и внести в них соответствующие изменения. То же можно сказать и по составу руководящих и контрольных органов;)

Проведение собрания (конференции) в рабочее время(для части или всех участников)без согласия работодателя

Работодатель имеет право воспрепятствовать проведению такого рода мероприятия

Получить согласие работодателя

или

провести в нерабочее время

(в этом случае работодатель не имеет права препятствовать)

Проведение собрания (конференции) правомочно вне территориипредприятия, учреждения, организации

Инициативная группа пытается собрать как можно больше работников на собрание (конференцию)

Созыв затягивается, само собрание часто становится неуправляемым из-за присутствия «случайных» людей, а то и провокаторов от администрации

На учредительном собрании (где нет еще понятия член профсоюза) может присутствовать кто угодно. И этолишний аргумент в пользу проведения конференции, а не собрания (присутствовать можете, но голосуют только делегаты).

Как с юридической, так и с моральной стороны нет ничего противозаконного в том, чтобысначала создать организацию на четко определенных принципах(которые обеспечат ей работоспособность), а потом уже призвать работников присоединиться к организации и признать эти принципы.

В конфликтной ситуации на этом этапе работодатели могут выдвигать ряд аргументов против профорганизации.

Приводим некоторые из них, а также возможные способы противодействия.

Работодатель сопротивляется

Аргумент работодателя

Ответ работников

«Ваш профсоюз не охватывает большинства работников предприятия!”

«Ни в каких нормативно-правовых актах процент охвата профчленством не регулируется»

«У Вашей организации нет вышестоящего профсоюзного органа — значит вы не правомочны!”

«В работе инициативной группы могут принимать (принимают) непосредственное участие представители территориальных органов отраслевых профессиональных союзов, в которые наша профорганизация есть желает вступить. На учредительном или последующем собрании мы решим вопрос о включении профорганизации в состав соответствующего профсоюза. Решение этого вопроса не ограничено временными рамками».

«У нас частное (секретное, государственное, совместное и т.п.) предприятие, поэтому деятельность профсоюза невозможна!”

«Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” четко оговаривает независимость существования профсоюза от организационно-правовых форм и форм собственности предприятий и организаций.

Ограничение права на создание и последующую деятельность профсоюзов относится лишь к профсоюзам, объединяющим военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, судей и прокуроров (ст.4 п.2)»

Этап III

Проведение собрания (конференции)

1. Обязательно проводите регистрацию делегатов (полностью Ф.И.О., адрес, место работы, должность) и гостей. При проведении конференции у каждого делегата необходимо собрать протоколы, подтверждающие их правомочность.

2. Не позволяйте представителям администрации вмешиваться в работу собрания.

3. Выберите председательствующего и секретаря.

4. На регистрации проводите выдачу заявлений на прием в профсоюз и перечисление профвзносов (образец — приложение 3), после собрания их обязательно соберите.

5. Обязательно ведите протокол собрания (конференции).

6. По завершению собрания (конференции) на основании принятых решений составьте список учредителей (полностью Ф.И.О., адрес, паспортные данные, подпись).

Если Вы предусмотрели в Положении тайное голосование при избрании председателя профкома, то Вам необходимо заранее изготовить бюллетени.

Первичная профсоюзная организация считается созданной с момента принятия соответствующих решений на собрании. Она осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) и принимает на себя обязанности, предусмотренные соответствующими законами и Положением о первичной профсоюзной организации.

Учредители первичной профсоюзной организации автоматически становятся ее членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Членство в первичной профсоюзной организации оформляется индивидуальными заявлениями и соответствующим решением профсоюзного собрания. Члену профсоюза выдается профсоюзный билет (в мотивационных целях желательно вручение билетов произвести в торжественной обстановке).

На собрании (конференции) необходимо принять решение: будет ли организация обладать правами юридического лица или действовать без образования юридического лица. Если принято решение о регистрации, то собрание определяет лицо, которому доверяется решать все вопросы, связанные с регистрацией, как правило, это председатель профкома.

Возможные претензии со стороны администрации могут на этом этапе заключаться в том, что на собрании (конференции) не присутствует часть участников (делегатов) даже из тех, кто изъявлял желание войти в профсоюз, поэтому, дескать оно не правомочно из-за отсутствия кворума. В принципе, пока российское законодательство не регламентирует нормы правомочий собрания и конференции, этот вопрос может быть решен самим собранием. Согласно сложившейся практике конференция считается правомочной, если в ней принимает участие не менее 2/3 делегатов.

На учредительном собрании нет понятия кворума и членства в профсоюзе: учредителями становятся все те, кто смог прийти (если их больше 3 человек), остальные могут присоединиться позже через индивидуальное вступление по личному заявлению.

Этап IV

Регистрация в качестве юридического лица

Первичная профсоюзная организация не подлежит обязательной государственной регистрации в государственных органах юстиции. Регистрация профсоюзов как юридических лиц проводится в уведомительном порядке и является не обязанностью профсоюзов, а их правом. Если первичная профсоюзная организация не желает иметь права юридического лица, она может не регистрироваться в органах юстиции. Ее существование как общественной организации при этом под сомнение не ставится. Что дает статус юридического лица первичной профсоюзной организации? Прежде всего, возможность осуществлять права и обязанности собственника своего имущества и пользоваться иным имуществом, находящимся в ее оперативном управлении, держать денежные средства на счете в банке, заключать договоры. Статус юридического лица нужен первичной профсоюзной организации именно в хозяйственных, имущественных отношениях, но ни в коей мере в других отношениях по реализации представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Уведомительный характер регистрации профсоюзов в качестве юридического лица означает, что первичная профсоюзная организация, пожелавшая иметь статус юридического лица, уведомляет об этом соответствующий орган юстиции. Профсоюзам нельзя отказать в регистрации в качестве юридического лица, и они не подконтрольны регистрирующим органам.

В течение месяца со дня создания первичной профсоюзной организации в органы юстиции подаются следующие документы в заверенных копиях:

-заявление о регистрации;

-Положение о первичной профсоюзной организации (2 экз.);

-решение (протокол) собрания о создании первичной профсоюзной организации, утверждении Положения;

-список учредителей (с указанием адреса и паспортных данных и личными подписями).

В дополнение к учредительным документам представляется также документ, подтверждающий юридический адрес первичной профсоюзной организации. Это может быть заверенная копия гарантийного письма организации о предоставлении первичной профсоюзной организации помещения в качестве ее юридического лица.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

И.О. Снигирева

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФСОЮЗЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИИ

В статье на основе международных, региональных и российских актов рассматриваются важнейшие для профсоюзов (и других общественных организаций) вопросы свободы объединения и право на объединение, предпринята попытка выявить их соотношение. Формулируется вывод, согласно которому практическая реализация свободы объединения невозможно без права на объединение. Предлагается их понимать и обозначать как «право на свободу объединения».

Ключевые слова: Конституция РФ, право на объединение, профсоюзы, право на свободу объединения, Международная организация труда, международные акты, конвенции, рекомендации.

I.O. Snigireva

CONSTITUTIONAL RIGHT TO FORM TRADE UNIONS AS THE BASIC RIGHT FOR CITIZENS OF RUSSIA

Свобода объединения и право на объединение в профсоюзы — тесно связанные категории. Их исследованию посвящены работы представителей разных гуманитарных отраслей науки, в т.ч. — правовой. Однако остается немало общих проблем и конкретных вопросов, которые ставит современная практика создания и деятельности профсоюзов как в России, так и за рубежом. Среди весьма актуальных проблем современности — соотношение самих понятий «свобода объединения» и «право на объединение в профсоюзы» и их содержание. В данной статье предпринята попытка найти ответ на эти вопросы путем обращения к российскому законодательству и международным нормам.

© Снигирева Ирина Олеговна,2015

Доктор юридических наук, профессор, профессор-консультант кафедры трудового права юридического факультета ОУП ВПО (Академия труда и социальных отношений), Заслуженный юрист Российской Федерации 189

В гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» содержится ст. 30, в которой предусмотрено: «1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Осуществление права на объединение, как и других прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, не должно нарушать прав и свобод иных лиц (ч. 3 п. 17 Конституции РФ).

Свобода объединения и право на нее могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Тем самым Конституция РФ не просто провозглашает свободу объединения (хотя и не употребляет такого словосочетания), но закрепляет право каждого на объединение, устанавливает гарантии защиты этого права. Эти общие конституционные положения распространяются на все общественные объединения, создаваемые и действующие на законных основаниях, в т.ч. на профсоюзы.

Свобода объединения и право на объединение тесно связаны между собой. а Свободу объединения затруднительно осуществить без соответствующего права. ? Наличие права на объединение должно гарантировать реальность свободы объе-з динения. Поскольку это так, представляется, что в соответствии с Конституцией | РФ каждый имеет право на свободу объединения в различные общественные I объединения, в т.ч. — в профсоюзы.

| Специальное указание в Основном Законе России — ее Конституции на право

! объединения в профсоюзы — показатель учета и государственной оценки особой § роли и значения именно этой общественной организации в жизни страны и, пре-| жде всего, в сфере труда, а значит, как в социальной, так и в экономической сфере. | В правовую основу создания и деятельности профсоюзов, помимо приведенных

‘I норм Конституции РФ, входят нормы Трудового кодекса РФ (а их немало), Фе-| дерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» | (с изм. и доп.)1. Он направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданских прав на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объедине-§ ний. Действие его норм распространяются на все общественные объединения, § созданные по инициативе граждан (за некоторыми исключениями, указанными | в ст. 2). Данный Закон делит общественные объединения на виды, среди которых | указаны общественные организации. В соответствии с этим Законом общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено этим Законом и 190 законами об отдельных видах общественных объединений.

Специфика профсоюзов как общественной организации заключается в том, что на первоначальном уровне (на предприятиях, в учреждениях, организациях, где они создаются) в них объединяются работники, связанные общими интересами в силу трудовой общности. Особенности, сопряженные с участием профсоюзов в регулировании трудовых отношений (чем не занимаются другие общественные объединения), потребовали особого подхода к решению ряда весьма важных правовых вопросов: определения круга членов профсоюза, особого — уведомительного порядка государственной регистрации профсоюзов с целью приобретения прав юридического лица и освобождения от регистрации профсоюзов именно в качестве общественного объединения для осуществления ими представительства и защиты трудовых прав и интересов работников; особого порядка приостановления деятельности профсоюзов, их ликвидации и др. Эти вопросы решаются не на основе Закона «Об общественных объединениях» и непосредственно адресованного профсоюзам Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.)2 (далее — Закон о профсоюзах). Возможность установления особенностей регулирования создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации профсоюзов другими (специальными) законами (что и сделано Федеральным законом от 12 января 1996 г.) предусмотрена в ч. 2 ст. 4 Закона «Об общественных объединениях».

Вопрос о необходимости принятия Закона о профсоюзах, их правах ставился задолго до того, как он был принят. Ставился он и автором данной статьи3. Следует напомнить, что первым законом, в котором кодифицированы основные нормы об организационно-правовом положении профсоюзов был Закон СССР от в 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их дея- и тельности»4, ставший прообразом Федерального закона 1996 г., который взял п из Закона 1990 г. все, что может быть применимо в современных российских о условиях. Необходимо подчеркнуть, что Закон о профсоюзах 1996 г. сохраняет к стабильность в основных (имеющих преемственный характер) нормах при вне- о

с

сении в него соответствующих изменений. |

Конституционное право на объединение в профсоюзы и нормы Закона о про- в фсоюзах опираются на международные нормы, предусматривающие соответ- о ствующее право. Среди них — акты ООН и МОТ. ю

Т5

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.5 провозглашает право каждого на |

вступление в профсоюзы для защиты своих интересов, запрещает принуждение к

к вступлению в какую-либо ассоциацию. а

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. преду- |

сматривает право на свободу ассоциации, включая право на создание и вступле- и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние в профсоюзы, недопустимость каких-либо ограничений в отношении этого №

права, кроме предусмотренных законом и необходимых в демократическом 1

о

обществе в интересах государственной или общественной безопасности, обще- ) ственного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав | и свобод других лиц. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.6 детализирует положения вышеназванного Пакта по этому вопросу. В Конституции РФ и в Законе о профсоюзах эти международные нормы отражены.

Международная организация труда (МОТ) как специализированная организация ООН много внимания уделяет праву на свободу объединения работников 191

(особенно) и предпринимателей (работодателей) с целью обеспечения надлежащих контактов и диалога между ними, их объединениями. Так, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (Женева, 18 июня 1998 г.)7 к таким правам относит, прежде всего, свободу ассоциации и реальное признание права на ведение коллективных переговоров, обязывает все государства — члены, даже те из них, которые не ратифицировали соответствующие конвенции, соблюдать, укреплять и реализовывать в духе доброй воли и в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются субъектом и объектом этих Конвенций, а значит — и права на ассоциацию.

Важно, что уже в 1921 г. (а МОТ создана в 1919 г.) была принята Конвенция № 11 о праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве8. Это — первая Конвенция МОТ по этому важнейшему вопросу. И хотя она относилась лишь к одной отрасли — сельскому хозяйству, несомненно, послужила началом разработки, а затем и принятия актов МОТ более общего значения. Следует отметить и то, что в 1975 г. МОТ вернулась к данной отрасли и приняла Конвенцию № 141 «Об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии»9.

По крайней мере две конвенции МОТ, посвященные праву на свободу объединения — № 87 (Женева, 9 июля 1948 г.) «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию»10 и № 98 (Женева, 1 июля 1949 г.) «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных до-говоров»11, являются основополагающими. а На свободу объединения и право на ведение коллективных переговоров ука-

? зано в Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой з глобализации (Женева, 10 июня 2008 г.)12. Необходимо подчеркнуть, что свобода | объединения и право на ведение коллективных переговоров в актах МОТ нераз-I рывно связаны. Эта позиция четко выражена и в заключениях Комитета МОТ | по свободе объединения.

! Конвенция МОТ № 87 предусматривает, что трудящиеся и предприниматели

§ без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору | организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие | организации на единственном условии подчинения уставам этих последних.

В Конвенцим МОТ № 98 предусматривается защита свободы объединения, | устанавливая общую для взаимоотношений между объединениями работников | и объединениями предпринимателей (работодателей) норму, а также защита объединений работников. В соответствии с этой Конвенцией организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых ё актов вмешательства (п. 1 ст. 2). Трудящиеся пользуются надлежащей защитой § против любых криминальных действий, направленных на ущемление свободы | объединения в области труда (п. 1. ст. 1).

| Конвенция предусматривает защиту трудящихся от действий предпринима-

телей (работодателей) при приеме на работу, сохранении работы, увольнении в связи с их членством в профсоюзе или участием в профсоюзной деятельности (п. 2 ст. 1).

МОТ приняла и другие конвенции и рекомендации, непосредственно связанные с правом на объединение и его обеспечением. К ним относятся, например, 192 Конвенции № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению

международных трудовых норм» (Женева, 2 июня 1976 г.)13, № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (Женева, 7 июня 1978 г.)14, № 154 «О содействии коллективным переговорам» (Женева, 19 июня 1981 г.)15 и одноименная Рекомендация к ней № 16316.

В актах МОТ последовательно прослеживается акцент на защиту, прежде всего, прав трудящихся, в частности на свободу объединения.

В круг нормативных правовых актов о свободе и праве на объединение, помимо актов ООН и МОТ, входят региональные акты. Так, Европейская социальная хартия (Страсбург, 3 мая 1996 г.)17 (пересмотренная) предусматривает, что «все работники и предприниматели имеют право на свободу объединения в национальные и международные организации для защиты экономических и социальных интересов» (ч. I п. 7).

Среди актов, имеющих значение для регулирования отношений по реализации свободы и права на объединение в России, следует выделить Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренную Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 28 октября 1994 г.18 В ст. 48 предусмотрено, что трудящиеся без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы и беспрепятственно вступать в них. Трудящиеся вправе создавать профсоюзные организации на предприятиях и в других местах работы. Все профсоюзы пользуются равными правами, независимы в своей деятельности от органов государственного управления, хозяйственных органов, политических и других общественных е организаций, им не подотчетны и неподконтрольны. Запрещается всякое вме- и шательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать а их осуществлению. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не о влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, к политических, личных прав и свобод трудящихся. о

с

В значительной мере «предтечей» для последующего российского законода- а тельства, закрепляющего права человека и гражданина, а среди них — права на е объединение, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая о Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.19 Она содержит норму о том, что ю

Т5

граждане РСФСР имеют право на объединение. Ограничение этого права может |

быть установлено только решением суда на основании закона. к

Анализ совокупности актов, посвященных рассматриваемому вопросу, по- а

зволяет сделать вывод о наличии системы нормативных правовых актов, на- |

правленных на регулирование отношений, возникающих в связи с реализацией ии

права на свободу объединения в профсоюзы, что в эту систему входят три группы №

(блока) актов: 1) международные, 2) региональные (межгосударственные), 3) 1

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

российские (национальные). Их объединение в систему основано на общности ) предмета регулирования, общности цели и задач регулирования, взаимодействии | актов на основе иерархии. Эта система в качестве неотъемлемого элемента входит в общую систему трудового законодательства и трудового права. Здесь уместно привести текст ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные 193

законом, то применяются правила международного договора». Современное российское законодательство и практика последовательно придерживаются этого конституционного правила. Закон о профсоюзах прямо указывает, что если международными договорами Российской Федерации, конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные этим Законом, то применяются правила международных договоров и конвенций (ч. 3 ст. 6).

Это положение Закона о профсоюзах нуждается в уточнении. Дело в том, что конвенции МОТ № 87 и 98 ратифицированы СССР и действуют на территории Российской Федерации. Конвенции МОТ № 135, 144 и 154 ратифицированы уже Российской Федерацией, а Декларация МОТ № 98 действует в Российской Федерации в силу ее членства в МОТ.

Закон о профсоюзах 1996 г. непосредственно направлена на обеспечение права работников на свободу объединения в профсоюзы. Он конкретизирует конституционную норму о праве каждого на объединение, в т.ч. на объединение в профессиональные союзы, применительно именно к этой общественной организации, устанавливая минимальный возраст, необходимый для реализации этого права, — 14 лет. Такое условие предопределяется необходимостью сознательности выбора поведения человека при выражении своего волеизъявления, наличием способности своими действиями приобретать права и нести обязанности члена профсоюза. Помимо условия о минимальном возрасте членства в профсоюзе, этот Закон предусматривает и другое условие — непременную связь лица, желающего стать членом профсоюза, с осуществлением трудовой (профессиональ-а ной) деятельности. Данное условие вызвано тем, что профсоюзы создаются для ? защиты именно производственных (профессиональных) интересов работников, з их социально-трудовых интересов, неразрывно связанных (обусловленных) | трудовой связью работников и работодателей. В ч. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах I содержится легальное понятие профсоюза, позволяющее отличать его от других | общественных объединений: «Профсоюз — добровольное общественное объеди-! нение граждан, связанных общими производственными, профессиональными § интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и | защиты их социально-трудовых прав и интересов».

| На членов профсоюза защита с помощью этой организации распространя-

‘I ется не только когда они состоят в трудовых отношениях с работодателем, но и | до (при необоснованном отказе при приеме на работу) и после (при незаконном | увольнении).

Соблюдение этих условий дает возможность реализовать «право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, за-§ ниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право § реализуется свободно, без предварительного разрешения» (ч. 2 ст. 2). Данный 1 Закон решает и вопросы о членстве в российских профсоюзах граждан Россий-| ской Федерации, проживающих вне ее территории — они могут состоять в них (ч. 3 указанной статьи), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации — они могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (ч. 4 ст. 2).

Право на объединение в профсоюзы защищено их независимостью. В своей 194 деятельности они независимы от органов исполнительной власти, органов мест-

ного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Независимость профсоюзов — правовой принцип, обеспечивающий свободу объединения в эту общественную организацию. Она выражается не только в запрещении вмешательства в их законную деятельность, но и вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образовывать профсоюзные органы, организовывать свою деятельность, проводить собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (ч. 1 ст. 7 Закона о профсоюзах).

Самостоятельно (на основе самоуправления) принятые профсоюзами уставы определяют цели и задачи их деятельности по защите интересов и прав объединившихся в них работников, уставные (общественные) полномочия. Это предопределяет содержание прав, предоставляемых им государством. В сфере труда профсоюзы располагают законодательно закрепленными за ними (юридическими) правами, необходимыми им для достижения целей, во имя которых они созданы, для решения стоящих перед ними в связи с этим задач. В соответствии с уставами профсоюзы должны реализовывать предоставленные им права. Наличие в статусе профсоюзов в сфере труда (трудо-правовом статусе) юридических прав и соответствующих им уставных обязанностей (категории «права — обязанности») обосновано в науке трудового права. Обосновано также наличие совокупного (общего) правового статуса профсоюзов, включающего права-обязанности в сфере труда, юридические права и юридические обязанности в других сферах (в гражданско-правовых и иных отношениях)20. При этом права и обязанности, установленные для профсоюзов законодательством, не могут выходить за рамки целей, задач и полномочий, предусмотренных их уставами.

Независимость профсоюзов гарантируется отсутствием их государственной регистрации в качестве общественного объединения, нацеленного на защиту прав и интересов работников. Государственная регистрация профсоюзов проводится лишь когда им необходимо наличие прав юридического лица для участия в гражданско-правовых отношениях (по поводу имущества, уплаты налогов и др.), а также в качестве работодателя для работников, состоящих с ними в трудовых отношениях. Причем эта регистрация проводится в уведомительном порядке, а федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах РФ, уполномоченный регистрационный орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать в регистрации (ч. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах). Главное здесь в том, что реализация профсоюзами полномочий по представительству работников, защите их интересов и прав в сфере труда не зависит от их регистрации как юридических лиц. Эти полномочия вправе осуществлять любой профсоюз. Отсутствие его регистрации в качестве юридического лица не позволяет им только быть участниками гражданско-правовых отношений и выступать в качестве работодателя как стороны трудовых отношений.

Обеспечению права на свободу объединения в профсоюзы служат правила их реорганизации, прекращения, приостановки деятельности, ликвидации профсоюза, первичной профсоюзной организации. В соответствии с Законом о профсоюзах реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации. Решение по этим вопросам, принятое на основе профсоюзной демократии, для профсоюзов и первичных профсоюзных организаций, приобретших права юридического лица в результате государственной регистрации, влечет для них последствия, как и для других реорганизованных или ликвидированных юридических лиц (ст. 10), т.е. они могут быть лишены прав юридического лица. Если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена или запрещена по особым правилам, предусматривающим повышенную защиту профсоюзов. Решение о приостановлении деятельности профсоюза на срок до 6 мес. или ее запрещение допускаются только в указанных выше случаях, только по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Решение может быть принято только Верховным Судом РФ или соответствующим судом субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается (п. 3 ст. 10 Закона о профсоюзах). Опасность экстремизма потребовала распространения на профсоюзы действия Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23 ноября 2015 г.)21. а В соответствии с установленным в нем порядком и по предусмотренным в нем

° О О

? основаниям деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации з может быть приостановлена или запрещена (п. 4 указанной статьи). | Необходимо отметить, что все нормативные правовые акты (от международных

I до национальных российских) предусматривают право на объединение именно | физических лиц — «граждан» «каждого». Затем может произойти объединение ! уже созданных физическими лицами объединений. На этом уровне чаще всего § совершается объединение юридических лиц. Так, объединением юридических | лиц является Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР). | Возвращаясь к вышесказанному суждению о неразрывности связи свободы

‘I объединения и права на объединение, хочется его уточнить. Свобода объединения | может быть реализована путем активных действий лица, направленных на соз-| дание профсоюза, вступление в существующий профсоюз, участие в его работе. Свободным может быть и пассивное поведение, выражающееся в отсутствии указанных действий. В связи с этим право на объединение рассматривается § в позитивном и негативном планах. И если позитивное (активное) проявление § свободы объединения, несомненно, нуждается в юридическом подкреплении | правом на объединение и ответственностью за его нарушение, то негативное | (пассивное) проявление свободы объединения, как представляется, в России в этом не нуждается.

Добровольность объединения обеспечивается прямым запрещением принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции РФ). Реализация свободы объединения в активной форме даже при наличии правового «сопровождения», к сожалению, нередко затрудняется 196 позицией работодателей. Далеко не все работодатели благосклонно относятся к

профсоюзам, главная цель которых состоит в выражении интересов и отстаивании прав работников во взаимоотношениях с работодателями. Под воздействием профсоюзов работодателям нередко приходится удовлетворять требования работников, выраженные профсоюзами. Правовая защита свободы объединения особенно необходима в случаях воспрепятствования созданию и деятельности профсоюзов, преследования профсоюзных руководителей, членов профсоюза за профсоюзную деятельность.

Неразрывная связь свободы объединения и права на объединение в профсоюзы позволяет считать наиболее точной следующую формулировку: «право на свободу объединения». Именно она включена в ст. 11 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1930; 2015. № 10, ст. 1413.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3, ст. 148; 2014. № 52, ч. I, ст. 7555.

3 См.: Снигирева И.О., Явич Л.С. Государство и профсоюзы. М.,1967. С. 128; Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1983. С. 155-161.

4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2665/ (дата обращения: 10.01.2015).

5 См.: Российская газета. 1995. 5 апр.

6 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 10.01.2015).

7 Российская газета. 1998. 16 дек.

8 URL: http://docs.cntd.ru/document/1900821 (дата обращения: 10.01.2015).

9 URL: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data03/tex15811.htm (дата обращения: 10.01.2015).

10 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121088/ (дата обращения: 10.01.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121089/ (дата обращения: 10.01.2015).

14 URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_568/doc568a391x642.htm (дата обращения: 10.01.2015).

15 URL: http://www.law.edu.ru/centers/labourlaw/norm/norm.asp?normID=1414647 (дата обращения: 10.01.2015).

16 URL: http://www.kadrovik.ru/docs/rmot19.06.81n163.htm (дата обращения: 10.01.2015).

17 См.: Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17-67.

18 URL: http://www.terralegis.org/terra/act/c475.html (дата обращения: 10.01.2015).

19 URL: http://base.garant.ru/180326/(дата обращения: 10.01.2015).

21 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031; 2015. № 48, ч. I, ст. 6680.

М.Ю. Федорова

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: СОЧЕТАНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ НАЧАЛ

В статье рассматривается социальное страхование как система обязательств, проводится их соотношение с другими видами социальных обязательств. Формулируется вывод о конституционной основе взаимодействия частных и публичных начал.

Ключевые слова: социальное страхование, обязательства по социальному обеспечению, организационно-правовая форма социального обеспечения, публично-правовой компонент; частно-правовой компонент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх