Куперс

Бухучет и анализ

О санкциях против РФ

Краткая история санкций. Часть I. Монографический обзор политолога Натальи Ереминой

Наталья Еремина, доцент СПбГУ :

«Черный понедельник» Дерипаски. Как санкции ударили по активам бизнесмена Санкции против Дерипаски

«Черный понедельник» Дерипаски. Как санкции ударили по активам бизнесмена

3251

Причины введения санкций

Использование санкций, связанных с наложением запрета на разного типа сотрудничество, прежде всего торговое взаимодействие с определенной страной, — довольно распространенный инструмент давления, относящийся исторически к военным действиям, как правило предшествующий военным действиям или применяемый для усиления своих позиций во время военных действий. Институт санкций в истории также применялся против политических конкурентов. Постепенно санкции стали использоваться по большей части как инструмент нечестной экономической конкуренции и влияния на политическую ситуацию в конкретной стране.

Сначала наиболее часто инструмент санкций использовали британцы, которые, производя наибольший объем промышленных товаров, имели возможность экономически и политически давить на другие государства. Кстати, именно стремление британцев защитить свои экономические интересы стало одной из причин вступления страны в Первую мировую войну. Как и для США, если вспомнить их стремление противостоять Японии, против которой они ввели санкции на поставки энергоносителей. Это также объясняет, почему Япония сочла главным врагом именно США, а не СССР. Или вот другой пример, связанный с экономическими интересами: в 1973 году арабские страны — экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США, выступая против их поддержки Израиля, что вызвало затяжной энергетический кризис. В ответ США разорвали технологическое сотрудничество с этими государствами.

В дальнейшем США сменили британцев на полях санкционных войн и часто стали использовать инструмент санкций, особенно в период холодной войны. Но за последние годы этот инструмент используется ими намного чаще, нежели ранее. Да к тому же как минимум половина мира, если не большая его часть, была подвергнута тем или иным санкциям со стороны США. США также активно поддерживают международные санкции на поставки технологий, оружия или конкретных товаров в те или иные страны. Важно, что в 1990-е США признали, что под санкции, наложенные ими, могут попадать продукты питания и даже лекарства, и в таком случае санкции вполне можно рассматривать как инструмент войны. В целом США очень привержены институту санкций и считают себя вправе налагать их тогда, когда им заблагорассудится. При этом в США санкции против других стран вводятся не только федеральным правительством, но и штатами, и местными властями — даже на уровне городских властей.

Россия традиционно часто сталкивалась и сталкивается с санкциями, введенными против нее, как правило, Британией и США. И в этом контексте сейчас это инструмент геополитической борьбы, направленной на сохранение однополярного мира во главе с США. Поэтому поддержка санкций, введенных странами англосаксонского мира против России, другими государствами – это лакмусовая бумажка позиционирования государств на мировой арене. Вообще же Россия имеет очень большой опыт жизнедеятельности в условиях санкционного режима. Важно отметить и тот факт, что ввод санкций, как правило, сопровождается негативной информационной пропагандой против страны, подвергнутой санкциям.

История антироссийских санкций

Реклама

Как правило, когда говорят о первых санкциях против России, упоминают период правления Ивана Грозного, который, вступив в Ливонскую войну, вызвал против себя шквал информационного негатива, лившегося из соседних стран, а также экономические санкции. В частности, санкции коснулись поставок меди и бронзы из европейских государств в Московское государство. Попытки влияния и давления были продолжены уже в XVII веке и имеют отголосок в событиях Смуты. Тем не менее реформы и создание огромного и мощного в военно-политическом плане государства обеспечили ему спокойствие. И фактически к целенаправленной войне с Россией посредством санкций некоторые европейские страны вернулись только в XIX веке. Тогда страны Европы, прежде всего Британия, стремились ограничить российское влияние в Европе, ослабить позиции России, что и случилось после Крымской войны. При этом именно события Крымской войны и послевоенного периода были отмечены масштабной информационной войной против России. С окончанием XIX века информационная война против России не закончилась. А Россию продолжали изображать в качестве того или иного чудовища (довольно часто на картах Россию изображали в виде осьминога-монстра, или огромного медведя, или даже катка), якобы угрожающего «цивилизованному миру».

США ввели санкции против «российских олигархов» и чиновников Санкции

США ввели санкции против «российских олигархов» и чиновников

3358

После Великой Октябрьской революции и подписания договора Советской России с Германией последовали новые санкции. Их ввели в 1919 году США и страны Антанты. Притом что еще до ввода санкций эти государства осуществляли интервенцию на территории России. Данные санкции, по мысли указанных стран, должны были усилить проблему голода в новом государстве, дабы таким образом ослабить советскую власть. Более того, в 1925 году была введена «золотая блокада», когда государства Европы и США отказались торговать с СССР за золото, в результате чего СССР нарастил поставки зерна и нефти для покупки необходимого оборудования для возникающей индустрии. В 1930 году последовал запрет этих же стран на импорт из СССР всех товаров, кроме зерна. Эта ситуация привела к плачевным результатам, поскольку масштабный вывоз зерна усугубил ситуацию с обеспечением продовольствием в СССР. Так, период 1932-1933 годов был ознаменован масштабным голодом («голодомор»). Собственно, к нему, таким образом, также приложили руку «западные партнеры». Только в 1934 году золото снова стало средством платежа. Очередные санкции были введены против СССР в 1939 году в связи с советско-финской войной. Тогда были запрещены поставки в СССР из США определенных металлов и компонентов для авиационной промышленности. Однако в этот же период 1920-1930-х годов из США прибывали в СССР автомобили, станки и некоторое другое оборудование.

Во время Второй мировой войны санкции против нашей страны, конечно, не вводились, так как СССР был союзником для США и Великобритании. Однако после ее окончания и речи У. Черчилля в Фултоне их можно было ожидать уже в скором времени. И это при том, что, казалось бы, после Второй мировой войны всем участникам международных отношений стало ясно, что торговать по оговоренным правилам выгоднее, нежели придерживаться политики изоляционизма и протекционизма. Но идеология возобладала. В 1948-1949 годы США ограничили экспорт оборудования в СССР. Они даже приняли закон об экспортном контроле. Для этой же цели США инициировали создание Координационного комитета по экспортному контролю для реализации задачи сохранения «технологического отставания СССР», что означало уже системный характер американской санкционной политики. В дальнейшем подобные ограничения продолжались и вводились новые. Например, в 1962 году был введен запрет продавать в СССР трубы большого диаметра. Нельзя также не сказать о поправке Джексона-Вэника, которую ввели в 1974 году и отменили лишь в 2012-м, хотя проблема взаимоотношений России и Израиля была уже давно разрешена. Благодаря этой поправке в отношении товаров, поступавших в США из СССР, вводились высокие тарифы.

В 1981 году США продолжили борьбу с СССР в сфере энергетики и обороны. Они запретили своим компаниям поставлять в СССР оборудование для строительства нефте- и газопроводов (речь идет прежде всего о блокаде строительства газопровода Уренгой — Помары — Ужгород), которые связывают Россию и страны Европы. Санкционная политика США позволила нашим европейским партнерам взвинтить цены, что заставило СССР значительно увеличить экспорт золота. Очередной виток санкционной войны случился после инцидента с корейским авиалайнером в 1983 году. Тогда США блокировали воздушное сообщение с СССР. После этого США сосредоточились на углеводородной сфере через влияние на ценообразование в торговле нефтью.

И даже после распада СССР введенные ранее санкции продолжали действовать — хотя бы в рамках запретительных мер. Более того, появились новые санкции, под которые попадали российские научные учреждения. Например, под американские санкции попали 10 научных учреждений России за сотрудничество с Ираном в ракетной области, хотя в 2010 году они были отменены. В это же время усилилось персональное давление через инструмент санкций. В 2012 году был принят «акт Магнитского», согласно которому вводились конкретные санкции против конкретных лиц. Этот акт позволил США заявить о том, что политическое руководство России в целом представляет собой авторитарный режим, с которым нет необходимости считаться.

Новый масштабный виток санкционной политики США начался в 2014 году.

Вторая часть статьи Н. Ереминой будет опубликована на нашем сайте в ближайшее время.

Реклама Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Экономические санкции против России [РФ]: причины, анализ, списки, последствия.

Экономические санкции, направленные против России, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т. е. ограничения накладываются не на государство в целом, как на единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица. Также, отдельно следует отметить, что санкции исходят не только от отдельных суверенных государств, но и от экстерриториальных организаций.

Причины экономических санкций против России .

Причины санкций против России многосложные в своей основе и хронологии. Но их можно поделить на политические и финансово-экономические.

Политические причины санкций против России .

Лейтмотивом необходимости применения санкций против России послужило Её участие в событиях, которые развернулись на территории сопредельного государства – Украины. К концу 2013-го года в Украине началась гражданская революция, которая привела к государственному перевороту. Одна часть населения Украины поддержала государственный переворот, другая часть населения страны воспротивилась. Поскольку конфликт политических и иных интересов сопровождался актами насилия в разных частях страны, в Украине резко усилились сепаратные настроения на юго-востоке страны. Первой о выходе из состава унитарной Украины объявила Автономная Республика Крым , проведя 16 марта 2014 года референдум об образовании Республики Крым с последующим намерением присоединения к России на правах субъекта Федерации. Россия поддержала проведение референдума военным присутствием на полуострове. На референдуме проголосовало 82,71 % избирателей, с результатом 96,77 % за присоединение к Российской Федерации. 17 марта руководство Республики Крым обратилось к России с просьбой о присоединении на правах субъекта. В конечном итоге РФ признала референдум в Крыму и удовлетворила просьбу о присоединении полуострова к России, поскольку Крым имеет важное стратегическое значение для РФ в черноморском регионе.

Международное сообщество, в лице государств с развитой рыночной экономикой, прежде всего США, не признало референдум в Крыму и сочло присоединение Крыма к России, несмотря на само волеизъявление населения Крыма, актом военной агрессии по отношению к территориальной целостности Украины.

Сепаратные тенденции охватили и восток Украины – Донбасский регион. На базе Луганской и Донецкой областей Украины 11 мая 2014 года через референдум были провозглашены Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика. В Украине началась война, с одной стороны за сохранение территориальной целостности унитарного украинского государства, с другой стороны за образование на базе юго-восточных областей Украины нового федеративного государственного образования «Новороссия». Несмотря на то, что Российская Федерация до сегодняшнего дня официально так и не признала ЛНР и ДНР, не ввела свои миротворческие войска на территорию Украины, тем не менее, всю вину за события и эскалацию конфликта и насилия на юго-востоке Украины западные страны, включая Австралию и Японию, стараются возложить исключительно на Россию. Хотя сами западные страны оказывают финансовую, гуманитарную, техническую и иную помощь властям Украины в текущей гражданской войне, что автоматически их делает сопричастными, т. е. равно ответственными. Обоюдное участие сторон в украинском конфликте указывает на характер геополитического противостояния. Поэтому первая причина – геополитика.

Экономические причины санкций против России .

Распад СССР для развитых капиталистических стран и их компаний имел номинально три «положительных» следствия:

1. Производители развитых капиталистических стран избавились от главного конкурента на мировом рынке, следовательно, получили возможность увеличить торговый оборот и свою долю в структуре мирового рынка.

2. Получили новый рынок сбыта в лице стран бывшего социалистического блока .

3. Смогли приобрести материальные активы на постсоветском пространстве.

Полукриминальная приватизация советских производств в 90-х годах привела к фактической стагнации и исчезновению с мировых рынков многих видов продукции российского производства. С распадом СССР у экономики Российской Федерации оказалось не так много отраслей, способных конкурировать на мировом рынке.

Конкурентоспособные отрасли экономики Российской Федерации :

1. Нефтегазовая отрасль.

2. Оборонно-промышленный комплекс .

3. Атомная энергетика.

4. Авиационная и космическая промышленность.

5. Банковская сфера.

6. Прочие.

Де-факто главной отраслью и локомотивом роста экономики России стала нефтегазовая промышленность, продукция которой в структуре экспорта РФ колеблется от 50% до 80% ежегодно. Основным рынком сбыта для российского экспорта является Европейский Союз, доля в товарообороте которого составляет до 50%. Рост спроса и цен на нефть и газ на мировом рынке обеспечил экономике РФ ликвидность и приток иностранной валюты. Сложилась тенденция взаимной зависимости экономик РФ и ЕС, Евросоюз зависит от поставки российских энергоресурсов, Россия зависит от валютных поступлений из Европейского Союза.

Углубление экономической кооперации Евросоюза и России позволило РФ накопить достаточные финансовые ресурсы для начала процесса выравнивания экономики и оживления других потенциально конкурентоспособных отраслей.

С 2007-го года в России начался процесс образования государственных корпораций и консолидации акционерного капитала предприятий различных стратегически значимых отраслей экономики РФ под их началом. Так оформились российские госкорпорации и крупные отраслевые компании , которые стали наращивать своё присутствие на мировом и прежде всего – европейском рынке.

Соответственно к 2007-му году в России оформились отраслевые компании, которые стали составлять глобальную конкуренцию ведущим транснациональным компаниям и корпорациям стран развитых капиталистических экономик, прежде всего США.

Из вышесказанного можно сделать два предположения:

1. Украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения конкуренции со стороны российских компаний на мировом и прежде всего — европейском рынке. Т. к. транснациональные компании стран развитых экономик не заинтересованы в уменьшении своей доли и росте конкуренции на мировом рынке.

2. Механизмы для устранения конкуренции со стороны российских компаний выбраны не рыночные, а политические, посредством информационного и политического лобби.

Экономические санкции против России по отраслям.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России , то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.

Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка. Разберём подробнее.

Санкции против России в нефтяной отрасли . Отраслевые тенденции и предпосылки.

Мировой рынок нефти и нефтедобычи в большинстве своём контролируется американскими и британскими транснациональными компаниями: ExxonMobil, Shell, BP, Chevron, ConocoPhillips, прочие. Акционерами многих национальных нефтедобывающих компаний разных стран являются также американские и британские компании или капиталы, по крайней мере, им принадлежит определённая доля, а значит и доходы.

С 2007-го года в США растут объёмы внутренней нефтедобычи. Если в 2006 году США ежедневно производили 8316 тыс. баррелей нефти в сутки, то в 2013 году ежесуточная добыча нефти уже составила 12304 тыс. баррелей. Т. е. рост объёмов добычи нефти в США с 2006-2013 г. составил 48%.

Вместе с увеличением внутренней добычи нефти в США снижалась потребность в её импорте. Если в 2005 году США ежедневно нуждались в импорте 12477 тыс. баррелей нефти, то в 2013 году эта потребность была снижена до 6582 тыс. баррелей в сутки, т. е. фактически наполовину.

Вторым крупнейшим потребителем нефти после Соединённых Штатов является Европейский Союз. Суточная потребность Европы в нефти составляет от 13 до 15 млн. баррелей. Континентальная Европа на 90% зависит от импорта нефти, и данная зависимость только увеличивается ввиду падения объёмов внутренней добычи. Единственной страной-экспортёром нефти в Европе является Норвегия , она производит 1,8 млн. баррелей в сутки, из которых 1,19 млн. экспортирует. Все остальные страны Европы являются в большей или меньше степени импортёрами нефти. Поэтому ЕС – самый перспективный и привлекательный рынок для экспортёров нефти. Треть поставок нефти в Европу обеспечивается Россией. Ввиду увеличения объёмов добычи нефти внутри России российские нефтяные компании готовы удовлетворять растущий спрос на европейском рынке.

Но существенный рост добычи нефти внутри США заставляет американские и британские нефтяные компании, которые ранее поставляли ближневосточную нефть в США, искать альтернативные рынки сбыта для «высвободившейся» нефти и Европа в данном случае представляется безальтернативной. Поскольку Европейский Союз стабилен, много потребляет и платежеспособен. Вот и получается, что американские и британские нефтяные компании готовы удовлетворять европейский рынок нефти, но наталкиваются на экспансию российских нефтяных компаний.

Вывод из предпосылки: Украина представляется удобным поводом активизировать информационное и политическое лобби, которое посредством санкций, опосредовано, выдавит российские нефтяные компании с европейского рынка и позволит американским и британским компаниям занять их место и рыночную долю.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли:

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России в газовой отрасли . Отраслевые тенденции и предпосылки.

Россия – крупнейший в мире производитель природного газа. Монополистом в российской газовой сфере является полугосударственная компания «Газпром», которая сумела монополизировать экспорт не только российского газа, но и производимого странами СНГ. ≈ 40% производимого газа в постсоветских странах идёт на экспорт в Европу, которая занимает долю в 80% в общем объёме экспорта газа. Компания «Газпром» ежегодно покрывает треть потребности Европы в газе. Зависимость отдельных европейских стран от российского газа сильно дифференцируется: от 0 до 100 %.

Ситуация с газом отчасти аналогична ситуации с нефтью, с некоторыми отличиями. Треть потребности в газе Европейский Союз покрывает собственным производством, треть – поставками «Газпрома». Четверть потребления обеспечивает газ из Норвегии и Алжира. Оставшуюся часть потребности в газе обеспечивают поставки сжиженного природного газа из ближневосточных стран и иных регионов. Если Россия стремиться диверсифицировать каналы поставок газа в Европу, то Евросоюз стремится диверсифицировать самих поставщиков. И здесь отмечается следующая тенденция.

С начала 2000-х годов американские компании, в частности Devon Energy Corporation, Chesapeake Energy, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BHP Billiton и другие, стали инвестировать огромные средства в разработку нетрадиционных источников газа. Начиная с 2006-го года в США отмечается стремительный рост производства газа. Происходит так называемая «сланцевая революция». Сланцевый бум к 2010-му году привёл к избыточному предложению газа на внутреннем рынке, а к 2012-му к обвалу цен на газ в США.

Логика поддержания ликвидности отрасли, при дальнейшем стремительном росте объёмов производства газа внутри США, требует от американских компаний поисков рынка сбыта. Насыщение газового рынка Северной Америки не может повлиять на тенденцию падения цен. Поэтому американские компании в ближайшей перспективе нуждаются в крупных рынках сбыта, прежде всего – Европы и Азии. Поставка «дешевого» американского газа на рынок Европы, где средняя рыночная цена на газ превышает $400, кажется взаимовыгодной, как для США, так и для Европы.

Проблема экспорта американского газа на рынок Европы в настоящее время ограничивается тремя основными факторами:

Первое ограничение – это отсутствие достаточного количества в Европе регазификационных СПГ – терминалов. В настоящее время их всего 20, пропускная их способность составляет 198 млрд. м3/год. 6 терминалов в процессе строительства. После введения их в эксплуатацию пропускная способность вырастит на 30 млрд. м3/год.

Второе ограничение – отсутствие экспортных СПГ – терминалов в США. Первый такой терминал строится в штате Луизиана.

Третье ограничение – текущие долгосрочные контракты с Газпромом на поставку российского газа в ЕС.

Хотя львиная доля доходов Газпрома зависит от экспорта газа, тем не менее, компания не ограничивается разработкой газовых месторождений в одной России, но работает по всему миру, в частности в Ливии, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Индии, Вьетнаме, Венесуэле, Иране, Нигерии и т. д. Т. е. де-факто российская госкомпания составляет глобальную конкуренцию на мировом газовом рынке.

Когда США решать вопрос с экспортными терминалами достаточных пропускных мощностей, а Европа с импортными терминалами, то Газпром станет систематически и более активно выдавливаться с европейского рынка.

Вывод из предпосылки: В отношении Газпрома в ближайшие годы санкции применены вряд ли будут, ввиду отсутствия технической возможности альтернативных поставок газа в ЕС в настоящее время. Но поскольку для американских и британских компаний рынок Европы выглядит крайне перспективным, то налагаемые санкции в настоящее время будут направлены на все перспективные проекты Газпрома, как внутри России, так и за её пределами.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли:

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России в финансовой и банковской отрасли . Отраслевые тенденции и предпосылки.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки – ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» , ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России: До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии — SLB; Австрии — Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции – Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк: С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк: Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами . В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Вывод из предпосылки: рост валютных резервов и капитализации российских банков, а также финансовые затруднения ведущих мировых банковских институтов, позволил России осуществить экспансию на внешние финансовые рынки и закрепиться на них с целью поддержки российских компаний за рубежом. Ведущие российские банки операционно и финансово поддерживают деятельность нефтегазовых, атомных, авиационных, оборонных, информационных и иных компаний России на внешних рынках. Введение санкций против российских банков расширит инструментарий для вытеснения российских компаний с внешних рынков, и прежде всего – европейского.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли:

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям .

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Список российских компаний попавших под санкции против России .

Компания

Volga Resources Group

Академия безопасности бизнеса

АО «Феодосия»

ВГТРК

ГАО «Черноморнефтегаз»

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

ГК НПАО «Массандра»

ГП «Агрофирма «Магарач»»

ГП «Азовский ликеро-водочный завод»

ГП «Завод шампанских вин «Новый Свет»

ГП «Керченский морской торговый порт»

ГП «Севастопольский морской торговый порт»

ГП «Универсал-Авиа»

ГСК «Керченская паромная переправа»

ЗАО «Зест»

ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть»

ИА «Россия сегодня»

ИК «Аброс»

Институт радиотехники и электроники РАН

НИВиВ «Магарач»

НПО «Базальт»

НПО «Ижмаш»

ОАО «Банк «Россия»

ОАО «Банк Москвы»

ОАО «Внешторгбанк — ВТБ»

ОАО «Газпромбанк»

ОАО «ИнвестКапиталБанк»

ОАО «Концерн «Калашников»

ОАО «НК «Роснефть»

ОАО «НПК „Уралвагонзавод»

ОАО «Россельхозбанк»

ОАО «Российский национальный коммерческий банк»

ОАО «Сбербанк России»

ОАО «Стройтрансгаз»

ОАО «Военно-промышленная корпорация „НПО машиностроения“»

ОАО «Воентелеком»

ОАО «Констру́кторское бюро́ приборострое́ния»

ОАО «Концерн „Созвездие“»

ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»

ОАО «Новатек»

ОАО «Объединённая судостроительная корпорация»

ОАО «РосЭнергоБанк»

ОАО «Телекомпания НТВ»

ОАО «Экспобанк»

ОАО Концерн «Радиоэлектронные технологии»

ООО «»Нуклин»

ООО «Авиа Групп Норд»

ООО «Авиа Групп»

ООО «АкваНика «

ООО «Насосы Ампика»

ООО «Русское время»

ООО «Сахатранс»

ООО «Стройтрансгаз»

ООО «Стройтрансгаз-М»

ООО «Трансойл»

ООО «Добролёт»

Санаторий «Нижняя Ореанда»

ОАО «СМП банк»

ОАО «Собинбанк»

Санкции против России : список стран и отраслей.

Страны, не поддержавшие санкции против России : Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Санкции против России : список экстерриториальных организаций.

Список экстерриториальных организаций

Организация экономического сотрудничества и развития

Организация Североатлантического договора

Европейский Союз

Совет Европы

Европейская организация по безопасности аэронавигации

Большая восьмёрка

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Европейский банк реконструкции и развития

Санкции против России : список международных компаний официально признавших и/или поддержавших санкции.

Эффект и последствия санкций против России .

Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы. Гражданская война в Украине выступает удобным формальным поводом к действию.

Стремительный рост нефтедобычи и газодобычи внутри США ведёт к глобальному переделу мирового рынка в данном сегменте. В настоящее время разворачивается борьба за рынок Европы.

При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.

Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для экономики РФ, требующей форсированного разрешения.

Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75% акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27% акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или её резидентов.

Мировая экономика может пострадать от экономической конфронтации между РФ и ЕС/США.

Россия в числе мировых лидеров по производству нефти и газа и эскалация конфликта с ней может привести к глобальному росту цен на нефть и газ, что может существенно усугубить и без того тяжелое посткризисное экономическое положение развитых капиталистических экономик.

Обострение отношений с Западом, неизбежно вызванное стремлением России проводить независимый политический курс, всё сильнее раскручивает санкционную «спираль», инициатором которой являются США. Вводимые санкции уже касаются целых секторов экономики, оказывают угнетающее воздействие на ряд отраслей отечественной промышленности и банковскую систему. В своей статье член Воронежского отделения Партии Великое Отечество, кандидат экономических наук Вадим Юрьевич Чигирёв попытался разобраться, что такое санкции, какие виды санкций существуют, каков механизм их применения и что нужно предпринять для минимизации влияния санкций на российскую экономику. Предлагаем материал вашему вниманию.

«Для начала осветим ряд терминов и определений.

Санкции – это ограничения, устанавливаемые международными организациями или отдельными государствами в отношении другого государства, части его территории, отдельных отраслей экономики или групп товаров, определенного списка конкретных физических или юридических лиц, направленные на достижение экономических и/или политических целей инициатора санкций.

Цель санкций – заставить правительство и хозяйствующие субъекты определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от ограничения нежелательной деятельности (например, разработки ядерной программы Ираном) и изменения законодательства вплоть до смены государственного строя.

Наиболее влиятельной международной организацией, имеющей право вводить глобальные экономические санкции, является Совет Безопасности ООН. Резолюции Совбеза ООН направлены на предотвращение нарушений мира и международных соглашений и имеют обязательную силу для всех государств-участников ООН. Применение экономических санкций международным сообществом предусмотрено Главой VII Устава ООН.

Вместе с тем, в последние годы, игнорируя ООН как высшую инстанцию мирового сообщества, инструмент санкций всё активнее используется отдельными странами (прежде всего США) для достижения собственных политических и экономических целей.

Именно США, претендуя на роль мирового «жандарма», в структуре своих органов государственной власти предусмотрело специально созданную структуру – Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, Office of Foreing Assets Control) Министерства финансов США. Эта организация имеет право законодательной инициативы по введению новых санкций и изменению существующих, а также устанавливает требования к соблюдению экономических и торговых санкций США и вводит штрафы за их нарушение.

Для участников международных операций это предполагает возникновение так называемого «комплаенс-риска» (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать).

Комплаенс-риск – это риск применения штрафных мер в отношении участника или группы участников сделок, связанный с нарушением требований регулирующих органов (в данном случае регулирующего органа США – OFAC).

В настоящее время OFAC имеет в своем арсенале два вида санкций: блокирующие и секторальные.

Блокирующие санкции SDN (Specially Designated Nationals) – применяются в отношении конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций, с которыми запрещается сотрудничество и совершение операций с каким-либо имуществом или правом на имущество.

Отличительной особенностью блокирующих санкций является то, что всё имущество и имущественные права лиц, попавших в список SDN, считаются заблокированными и не могут быть использованы. А с участниками такого списка запрещается совершение любых сделок, ни прямо, ни косвенно.

При этом, если в случае с санкциями Евросоюза комплаенс-риск заключается в вероятности возврата платежа по сделке, в которой присутствует участник санкционного списка, то санкции США предполагают «замораживание» средств на специальном счете Казначейства США на период действия санкций. На практике это означает, что банки ЕС вернут вам деньги, сорвав сделку, а банки, находящиеся в юрисдикции США (т.е. не только расположенные на территории США, но и иностранные банки, имеющие корреспондентские счета в США) перехватят платеж и разместят его на специальном депозите OFAC на неопределенный срок. Следовательно, санкции США изначально содержат более высокий комплаенс-риск для участников международных расчетов, чем санкции Евросоюза (санкции Евросоюза носят ограничительный характер, санкции США – карательный).

Применительно к России блокирующие санкции SDN введены по программе «Украина» и направлены в основном против предприятий оборонно-промышленного комплекса и их руководства, а также ряда российских политиков и иных физических лиц.

К примеру, в настоящее время в список SDN включены: ОАО «НПК Уралвагонзавод», ГСКБ «Алмаз-Антей», Концерн «Калашников», КБ Приборостроения, «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и другие.

Отметим, что и любое лицо (или группа лиц), прямо или косвенно владеющее долей более 50% уставного капитала организации, попавшей под блокирующие или секторальные санкции, тоже считается субъектом этих санкций (так называемое «Правило 50%»). Единственное, «Правило 50%» на данный момент неприменимо к надсекторальным – государственным – структурам, которые также владеют контрольными пакетами акций ряда российских компаний, попавших под санкции. Это пока ещё исключение, по сути, является «ватер-линией» степени напряженности российско-американских отношений (в отличие, скажем, от Ирана и Северной Кореи).

Секторальные санкции SSI (Sectoral Sanctions Identifications) – меры, ограничивающие совершение ряда сделок и операций в отношении компаний определенных секторов экономики. Санкции этого типа впервые применены к России. Они направлены против конкретных секторов экономики. При этом имущество и имущественные права участников списка SSI не считаются заблокированными (в отличие от блокирующих санкций).

Секторальные санкции OFAC:

  1. Вводят ограничения на доступ к заемным средствам и привлечение финансовых ресурсов на западных рынках капитала. Расчет основан на том, что внутри России стоимость денег высокая (в результате проводимой независимым от государства Центральным Банком денежно-кредитной политики, основанной на «Вашингтонском консенсусе»), а дешевые деньги на Западе станут недоступными.
  2. Запрещают сотрудничество с российскими компаниями топливно-энергетического комплекса, связанного с геологоразведкой и добычей труднодоступной нефти. Под данное ограничение попадают любые проекты по разработке и добыче углеводородов, прежде всего, на Арктическом шельфе.
  3. Затрагивают ОПК России – российских производителей оборонной продукции, которые задействованы в поставках вооружений в Сирию или любую другую «определенную страну» (которую таковой объявит президент США).

К слову отметим, что, несмотря на то, что изначально санкции вводились в связи с ситуацией в Украине, содержание этих ограничений к самой Украине имеет весьма опосредованное отношение. Скорее они являются проявлением геополитической и экономической борьбы за мировое влияние и контроль над мировыми запасами природных ресурсов. А значит, есть основания предполагать, что «санкционная спираль» будет развиваться вне зависимости от перспектив урегулирования украинского вопроса.

В настоящее время в список SSI включены: Сбербанк, Внешэкономбанк, Госкорпорация «Ростех», Газпромнефть, Роснефть и др.

Итак, мы разобрались с тем, что такое санкции, каковы их виды и особенности, механизм их применения. Теперь попытаемся определить основные пути минимизации их негативного влияния на российскую экономику. Начнем по порядку.

  1. Отказ от доллара. Переход на расчеты в национальных валютах.

Это первый и основополагающий принцип, без которого сам вопрос минимизации последствий санкций становится бессмысленным. Дело в том, что практическое применение тех или иных санкций возможно только в случае…если международные расчеты осуществляются в долларах США! OFAC может отслеживать только долларовые транзакции. Подвергаются комплаенс-риску компании, проводящие международные расчеты в американской валюте.

В качестве примера из отечественной практики можно привести случай, когда в январе 2014 года «Банк Москвы» был оштрафован на 9,4 млн.долл. за транзакции с участием «Банк Мелли Иран», находящимся под санкциями США в лице OFAC. Инцидент неприятный, но по мировым меркам сумма оказалась незначительной. К примеру, в том же 2014 году крупнейший французский банк BNP Paribas SA выплатил рекордный штраф в размере 8,97 млрд.долл. за многочисленные нарушения режима санкций в отношении Ирана, Кубы и Судана. В обоих случаях уязвимость попавшим под штрафы банкам обеспечило проведение ими запрещенных транзакций в американской валюте.

Напомним, что OFAC устанавливает размеры штрафов. А это значит, что данная организация имеет практическую возможность оказывать прямое воздействие на финансовую устойчивость участников международных расчетов, которые проводят запрещенные OFAC операции. Более того, нарушение режима санкций влечет потерю деловой репутации – «независимые» мировые СМИ находят значимый информационный повод в обнародовании применения дисциплинарных мер, что позволяет огромному количеству контрагентов в мире узнавать о незаконной практике того или иного хозяйствующего субъекта. В свою очередь, это влечет за собой снижение доходов и замедление развития попавшей под штрафы компании.

Таким образом, из вышесказанного вытекает весьма любопытный вывод: повсеместное использование доллара в качестве средства международных расчётов обеспечивает США не только политическое и экономическое доминирование, но и способствует распространению американской юрисдикции на другие страны.

Действительно, когда вся мировая торговля ведется в долларах США, под американскую юрисдикцию (посредством OFAC) автоматически попадает весь мир. Очевидно, что без отказа от доллара и перехода на национальные валюты приоритет национального права над международным не обеспечит ожидаемого эффекта.

  1. Развитие национальной платежной системы.

Ни для кого не секрет, что после терактов 11 сентября 2001 года ЦРУ и Министерство финансов США получили доступ к финансовой информации SWIFT с целью отслеживания возможных финансовых транзакций террористов (притом, что «родиной» SWIFT является Бельгия). Путем расшифровки SWIFT-трафика они получают информацию о долларовых межбанковских операциях в масштабах мировой финансовой системы. Минимизировать возможности финансового шпионажа со стороны Соединенных Штатов могло бы создание и функционирование некой альтернативной платформы – национальной системы платежей, к которой бы компетентные органы «цитадели демократии и свободы» не имели бы доступа.

В сентябре 2014 года предложение создать российский аналог SWIFT было выдвинуто РСПП и банковской ассоциацией «Россия», когда депутаты Европарламента предложили отключить РФ от системы в рамках очередного санкционного пакета. И уже через три месяца ЦБ РФ запустил аналог западной системы SWIFT в тестовом режиме. По мнению экспертов, новый сервис позволит коммерческим банкам обмениваться платежными поручениями, не выводя информацию за пределы страны. Тем самым, Банк России возложил на себя функцию передачи межбанковских сообщений, включая валютные.

Между тем, SWIFT представляет собой лишь канал связи, но не средство денежных переводов. Полноценная защита от санкций невозможна без национальной системы платежных карт (НСПК). Наглядным примером была ситуация с заблокированием без предварительного уведомления пластиковых карт банка «Россия», «Собинбанка», «Инвесткапиталбанка» и «СМП Банка» со стороны платежных систем Visa и Mastercard.

Дело в том, что транзакции Visa и MasterCard проходят через США, а в случае введения санкций против какого-либо банка у него арестовываются корреспондентские счета, открытые в западных банках. Это означает, что платежные системы просто не могут провести операции клиентов таких банков, иначе им придется оплачивать эти услуги за счет собственных средств.

Решением проблемы должно стать функционирование российской платежной системы «Мир», оператором которой выступает подконтрольная ЦБ РФ структура – АО «НСПК». Запуск и дальнейшее развитие национальных платежных инструментов планируется к концу 2015 года. К этому же времени должно завершиться перенесение процессинга Visa и Mastercard в Россию.

Можно предположить, что дальнейшим методологическим развитием российского аналога SWIFT и НСПК могла бы стать их интеграция в системы стран СНГ и БРИКС. Важно, чтобы при этом обслуживающие банки не имели прямых корреспондентских отношений с банками США (либо образованными в соответствии с законодательством США), а также их дочерними банками и филиалами.

  1. Расширение внутреннего кредита. Изменение финансово-экономической политики.

В сентябре 2015 года советник Президента РФ по экономике и академик РАН С.Ю. Глазьев на заседании Совбеза РФ достаточно четко и аргументировано изложил точку зрения, согласно которой важным условием нейтрализации западных санкций является переход с внешних на внутренние источники кредита.

В условиях, когда для российских компаний и банков внешние рынки капитала с их дешевыми кредитами фактически закрыты, архиважной задачей является изменение денежно-кредитной политики, ее ориентация на создание внутренних источников инвестиций и экономического роста. С.Ю. Глазьев справедливо отмечает, что «политика Банка России по завышению процентных ставок и ограничению объема кредита на фоне замораживания внешних источников кредита влечет сжатие денежного предложения, падение производства и инвестиций, а также цепочки банкротств предприятий с негативными социальными последствиями».

Академик предлагает в качестве первоочередных мер в условиях санкций радикальное снижение ключевой ставки, вывод резервных фондов из иностранной валюты, полный запрет на кредиты в валюте, валютное регулирование и ограничения на трансграничное движение капитала. Особым пунктом программы выхода из экономического «паралича» «по Глазьеву» является введение многоканальной системы кредитования, когда коммерческие банки фондируются под конкретные цели государства (деньги распределяются по госпрограммам). Уровень ставки рефинансирования при этом устанавливается дифференцированно, с учетом отраслевой специфики и нормы рентабельности в каждой конкретной отрасли.

Между тем, рекомендации советника Президента РФ по экономике остались неуслышанными – 30 октября на заседании Совета Директоров Банка России второй раз подряд было принято решение оставить ключевую ставку без изменений на уровне 11%. Вместо экстренного вывода резервных фондов из иностранных активов правительство Д. Медведева недавно осуществило вложения в ценные бумаги США на сумму 8 млрд.долл. Есть все основания утверждать, что без изменения статуса ЦБ РФ путем законодательного ограничения его независимости от государства, а также смены либерального кабинета министров радикального пересмотра проводимой политики и ухода от «Вашингтонского консенсуса» ожидать не стоит.

А это значит, что все заявления представителей экономического блока Правительства РФ о достижении «дна» кризиса» и переходе в стадию восстановления в условиях санкций в лучшем случае отражают лишь краткосрочные ожидания. В долгосрочной же перспективе только успешная реализация трех вышеперечисленных (но не исчерпывающих) пунктов помогут выйти нашей экономике на этап устойчивого роста, а российским компаниям и банкам — нейтрализовать комплаенс-риски, оказавшись за периметром зоны применения санкций».

Чигирёв Вадим Юрьевич,

кандидат экономических наук,

член Воронежского регионального отделения

Партии Великое Отечество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх