Куперс

Бухучет и анализ

Обеспечение законности в административной деятельности полиции

УДК 342.92 © В. И. Сургутсков, А. В. Самойлов, 2015

Современные формы убеждения в административной деятельности полиции

В. И. Сургутсков, А. В. Самойлов

Раскрывается содержание агитационно-пропагандистской деятельности и информирования о состоянии общественного порядка, воспитательной работы, а также поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка. Обращается внимание на недостаточный уровень подготовленности сотрудников полиции к эффективному использованию указанных форм убеждения. Сделаны выводы о необходимости целенаправленного обучения сотрудников полиции способам и приемам убеждения, совершенствования правовых актов.

Ключевые слова: убеждение, административная деятельность, полиция, профилактика, воспитание, поощрение,

общественный порядок.

Убеждение — один из универсальных методов социального управления . Это метод воздействия на сознание и поведение граждан, проявляющийся в комплексе воспитательных, рекомендательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения правомерности поведения, организованности и дисциплинированности людей во всех сферах общественной жизни, добросовестного соблюдения ими правовых норм 1 . Административно-правовой метод убеждения состоит в применении различных приемов и средств, побуждающих граждан к соблюдению норм права в сфере государственного управления

В основе убеждения лежат требования к участникам административно-правовых отношений о необходимости соблюдать правовые предписания и запреты, а также формирование у них стойкого иммунитета от совершения противоправных деяний . Способы и приемы убеждения, побуждающие участников административно-правовых отношений правомерно реализовывать правовые нормы, не предполагают в отношении них принудительного воздействия . Только когда убеждение не достигает своих целей, применяется принуждение

Во многих случаях убеждение оказывается единственным и достаточным средством должного воздействия на сознание и волю людей, без применения мер административного принуждения Сама угроза принуждения, вызванная целенаправленным разъяснительным и воспитательным воздействием, способна удержать человека от антиобщественного деяния Вместе с тем арсенал средств убеждения настолько широк, что побуждение страха у объекта воздействия — это, скорее, крайняя мера, когда другие способы не имеют желаемо-

го эффекта В людях необходимо развивать не страх перед законом, а чувство законности — «побуждение соблюдать установленные законы, т е общие правила поведения, не сообразуясь с конкретными условиями их применения… Чувство законности — это не только согласованное с законом поведение, это неудержимое, может быть, бессознательное стремление поступать согласно с законом, это потребность соблюдения закона», — писал более ста лет назад Г. Ф . Шершеневич 2 .

Меры административного убеждения разнообразны Выделяют меры воспитательного и организационного характера . К первым следует отнести: разъяснение, обоснование, обсуждение, лозунги, призывы, критику, показ положительных примеров, поощрение, использование различных приемов социальной психологии и педагогики К числу организационных мер относят обучение, проведение пропаганды и агитации, рекламу, обмен опытом 3 .

К особенностям метода убеждения следует отнести, во-первых, то, что меры убеждения, за исключением поощрения, детальным образом не описаны в правовых нормах, поскольку в случае их применения в основном задействуются психолого-педагогические приемы, которые не нуждаются в нормативном урегулировании

Во-вторых, систематическое использование государственной властью мер убеждения обусловлено его доступностью и экономичностью . Например, принуждение обходится государству намного дороже Умелая организация предупредительной работы ведет к сокращению потребности к принуждению Не стоит забывать, что легче предупредить опасность, чем в дальнейшем предпринимать усилия по устранению ее вредных последствий

В-третьих, воздействие при применении различных мер убеждения может быть индивидуализировано или рассчитано на неопределенный круг объектов . В последнем случае чаще всего используются современные технологии и информационные системы

Метод убеждения определяет внешнюю сторону административной деятельности полиции, направленной на достижение поставленных целей и решение возникающих задач Выбор сотрудниками полиции способа убеждения будет зависеть от того, насколько поведение конкретного человека или группы лиц соответствует общепринятым нравственным и правовым нормам и обязанностям . При этом сотрудники полиции могут использовать только те способы и средства убеждения, которыми наделены в силу закона . Очевидно, что качество и эффективность применения мер убеждения в административной деятельности полиции напрямую зависят от личностного фактора — профессионализма, компетентности, культуры сотрудников

Целями убеждения в административной деятельности полиции являются:

1) формирование у граждан правосознания, необходимого для соблюдения правовых предписаний и запретов;

2) профилактика правонарушений;

3) воздействие на правонарушителей;

4) формирование у граждан положительного мнения о деятельности полиции

Целесообразно объединить меры убеждения, используемые полицией, на группы, являющиеся, в свою очередь, формами убеждения . Традиционно эффективными формами внешней административной деятельности полиции остаются: 1) агитационно-пропагандистская деятельность и информирование о состоянии общественного порядка; 2) воспитательная работа; 3) поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка.

Агитационно-пропагандистская деятельность и информирование о состоянии общественного порядка. Рассмотрим данную форму убеждения применительно к системе принципов деятельности полиции, закрепленных в главе 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» 4. Систематическая информационно-пропагандистская работа обеспечивает открытость полиции для общества и ее публичность Объективная информация о состоянии правопорядка повышает общественное доверие и поддержку граждан. Напомним, что общественное мнение согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона «О полиции» выступает одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции В связи с этим МВД России через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную

сеть Интернет регулярно доводит информацию о результатах мониторинга взаимодействия с институтами гражданского общества, привлекает наиболее достойных граждан, имеющих богатый жизненный опыт и являющихся примером для других людей, правозащитные организации и иные общественные объединения в общественные советы при МВД России и его территориальных органах в целях формирования положительного имиджа полиции Важно помнить, что эффективность убеждения зависит от авторитета убеждающего

Сотрудники полиции распространяют среди населения правовые знания, выступают с разъяснениями правовых норм, регулирующих вопросы поведения в общественных местах, безопасности дорожного движения, правил оборота гражданского и служебного оружия и т. д .

Информирование о состоянии общественного порядка происходит не только путем представления статистических данных и публикаций в СМИ Обязанность отчета перед населением возложена в соответствии с приказом МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» 5 на:

1) министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, которые отчитываются перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации один раз в год;

2) начальников управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальников управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, которые отчитываются перед представительными органами муниципальных образований не реже одного раза в год;

3) участковых уполномоченных полиции, которые отчитываются перед гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке (нескольких административных участках), не реже одного раза в полугодие с ежеквартальным опубликованием отчетной информации на официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет

Задачами проведения отчетов указанных должностных лиц являются:

а) информирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований и граждан о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;

б) развитие в рамках действующего законодательства системы общественного контроля над деятельностью полиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) обеспечение взаимодействия полиции с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами по предупреждению и раскрытию преступлений и правонарушений;

г) правовое просвещение граждан

В соответствии с приказом МВД России от 6 сентября 2011 г. № 995 «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» 6 на руководителей органов внутренних дел возложена обязанность принимать личное участие не менее одного раза в месяц в проведении пресс-конференций, брифингов, «прямых линий», «круглых столов» и иных мероприятий, а также во встречах с трудовыми коллективами, представителями СМИ и институтов гражданского общества

Разъяснительная работа, осуществляемая полицией, наиболее результативна, когда должностные лица обладают необходимыми знаниями и практическими навыками, владеют психолого-педагогическими приемами, имеют опыт публичных выступлений перед различными категориями граждан Эффективность убеждения значительно повышается при правильном понимании проблем конкретного гражданина или аудитории в целом

Публичные выступления, отчеты сотрудников перед гражданами не всегда проходят на должном уровне Низкое качество информации, неумение определять ее в зависимости от состава аудитории, неумение представить доказательства своей правоты, т. е . недостаточно убедительная аргументация, в значительной степени зависящая от имиджа и статуса убеждающего, неумение завоевать доверие аудитории и найти общую почву для диалога, проявление пренебрежения к присутствующим, вызывающие, как правило, негативную ответную реакцию — вот основные причины неудовлетворительной агитационно-пропагандистской работы полиции

Между тем активная деятельность полиции по связям с общественностью призвана сформировать и постоянно поддерживать положительное мнение граждан об имидже полиции Информационно-пропагандистская работа является важнейшим направлением деятельности в системе МВД России Пропаганда положительного образа полиции оказывает действенное влияние на механизм отправления ее властных функций

Важной составляющей метода убеждения представляют мероприятия по правовому воспитанию граждан — разъяснение действующего законода-

тельства, направленное на повышение общей правовой культуры, формирование правильных поведенческих устоев, разъяснение положений отдельных правовых актов, характера и меры ответственности Воспитательная работа направлена на формирование у граждан стойкого убеждения в необходимости соблюдения правовых предписаний и запретов, недопущение с их стороны правонарушающего поведения Воспитание — это внешняя функция права, определяющая пределы возможного или дозволенного поведения лица

Правовое воспитание не может быть эффективным, если не будет подкрепляться целенаправленной воспитательной деятельностью

Распространение положительного опыта профилактики правонарушений происходит путем постоянного информирования в средствах массовой информации, на межведомственных семинарах, научно-практических конференциях В полиции широко используется работа ее сотрудников на общественных началах, предполагающая проведение воспитательно-разъяснительной работы непосредственно в образовательных организациях, в том числе в рамках проведения олимпиад и конкурсов, в иных коллективах. Разъяснение применяется также в ходе предоставления государственных услуг населению Особенно это заметно при предоставлении услуг в сфере безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия, частной детективной и охранной деятельности

Воспитание, в отличие от агитации и пропаганды, преимущественно персонифицировано и ведется с лицами, совершившими противоправные деяния или поставленными на профилактический учет, как правило, в процессе индивидуальной профилактической работы

Особого внимания требуют несовершеннолетние правонарушители, подвергнутые уголовным или административным наказаниям, в отношении которых были применены принудительные меры воспитательного характера, подростки с девиант-ным поведением Воспитательная работа с несовершеннолетними строится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями Так, сотрудники полиции непосредственно участвуют в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Воспитательная работа с несовершеннолетними ведется также в рамках общего административного надзора Сотрудники патрульно-постовой службы, реализуя полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних, могут проводить групповые или индивидуальные беседы с подростками по по-

воду их неправильного поведения в общественных местах Велика роль воспитательной работы, проводимой инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции

Индивидуальная профилактическая работа ведется и с другими категориями лиц, склонных к совершению правонарушений . К ним следует отнести тех, в отношении которых установлен административный надзор, граждан, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, злоупотребляющих спиртными напитками, лиц, допускающих насилие в семье. Сотрудники ГИБДД ведут разъяснительную работу с водителями транспортных средств, нарушившими правила дорожного движения, о необходимости строгого соблюдения установленных законодательством правил Одной из основных форм несения службы участковым уполномоченным полиции является проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете

При проведении профилактической работы необходимо проявлять уважение к личности профи-лактируемого лица, само общение, беседа не должны носить пренебрежительный, критический или обвинительный характер Применение мер убеждения к этой категории граждан возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения, когда очевидно, что достаточно убеждения для оказания воспитательного воздействия на лицо, совершившее административное правонарушение, а должностным лицам, в производстве которых находятся материалы дела, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ предоставлено право освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Не секрет, что для успешного правового воспитания граждан сотрудникам полиции необходимы знания положений нормативных правовых актов в обсуждаемой сфере Они должны обладать навыками профессионального общения с различными категориями граждан, организации взаимодействия с представителями государственных органов, общественных организаций, умением грамотно использовать в процессе воспитательно-разъяснительной работы примеры и иную информацию из правоприменительной практики, квалифицированно разъяснять причины противоправного поведения, а также показывать пути выхода из создавшихся практических ситуаций

Обучение сотрудников полиции приемам, средствам и способам применения мер убеждения (в том числе педагогическим, индивидуально-психологическим, воспитательным, в области пу-

бличных выступлений) необходимо осуществлять в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, а также в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России.

Наиболее эффективной формой обучения, на наш взгляд, являются тренинги.

Тренинг (англ . training от train — обучать, воспитывать) — форма активного обучения, направленная не только на получение новых знаний, новой информации, но и на развитие знаний, умений и навыков, обучение квалифицированному применению полученных знаний на практике

Необходима также разработка методических рекомендаций по реализации в практической деятельности сотрудников полиции методов убеждения, в первую очередь, по проведению агитационно-пропагандистской (профилактической, воспитательно-разъяснительной) работы с применением психолого-педагогических приемов .

Должностные инструкции сотрудников отмеченных подразделений органов внутренних дел в обязательном порядке должны содержать положения, обязывающие их осуществлять воспитательно-разъяснительную работу с гражданами . Содержание этих положений необходимо индивидуализировать в зависимости от должностной категорийности сотрудников

Таким образом, в процессе воспитания формируется ценностное отношение личности к варианту своего поведения. Нравственное и правовое воспитание, осуществляемое полицией, предполагает повышение у граждан уровня правосознания, нравственных убеждений, патриотизма, развитие честности, принципиальности, соблюдения норм общественной морали

Поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка, представляет собой публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми им успехами в работе или в выполнении общественного долга Меры поощрения носят моральный, материальный и морально-материальный характер 7. В юридической литературе отмечается, что метод поощрения представляет один из наиболее результативных способов повышения человеческой активности, а эффективность его заметно выше, чем у метода принуждения

В зависимости от оснований в литературе различают абсолютное и относительное поощрения

Абсолютное поощрение — это публичное признание субъектом власти заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга

Относительное поощрение закреплено в правовых нормах, обязывающих поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда и т. д. Так, статьей 4 .2 КоАП РФ установлено, что обстоятельствами, смягчающими административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение, признаются: его раскаяние; добровольное прекращение противоправного поведения; добровольное сообщение в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка

Реализуя правоохранительную функцию, государство активно использует меры стимулирования к особо отличившимся гражданам. Например, медалью «За отличие в охране общественного порядка», являющейся государственной наградой Российской Федерации, могут быть награждены граждане за содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка . Специфичной формой поощрения граждан за достижения в области обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина является награждение оружием Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием утверждены постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 718 8 . В статье 26 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» 9 предусмотрены материальное стимулирование, льготы и компенсации народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции . Им, в частности, может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании

лиц, их совершивших Кроме того, в соответствии с п . 34 ч . 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиции для реализации возложенных на нее полномочий предоставлено право объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам

В полиции стали традицией организовывать награждения работников частных охранных организаций, членов добровольных народных дружин, внештатных сотрудников полиции, иных граждан, отличившихся в охране общественного порядка При этом широко используются такие средства морального поощрения, как объявление благодарности, поощрение почетной грамотой К материальным средствам стимулирования можно отнести награждение ценным подарком, премией Награждение проходит в торжественной обстановке, как правило, в органах внутренних дел по месту жительства или работы поощряемого О таких мероприятиях в обязательном порядке уведомляются средства массовой информации, что дополнительно служит обеспечению реализации принципа гласности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, правовые и социальные гарантии, а также меры поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка, оказывающих помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, закреплены в действующем законодательстве Вместе с тем существует неопределенность оснований применения поощрительных норм, а сами нормы не закрепляют обязанности органа назначить меру поощрения В поощрительных нормах используются, как правило, неконкретизи-рованные, неимперативные формулировки: «предоставлено право назначать вознаграждения», «могут быть поощрены», «могут быть применены меры поощрения»

В связи с этим считаем целесообразным придать рассматриваемым поощрительным нормам обязательный характер Кроме того, в развитие положений, закрепленных в п . 34 ч . 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» и ст 26 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», необходимо подготовить нормативный акт МВД России, закрепляющий порядок и условия поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка, а также ускорить подписание приказа МВД России «Об утверждении Правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших», проект которого еще в 2012 г. был размещен на официальном сайте МВД России для публичного обсуждения

В заключение следует отметить, что полиция обладает достаточным арсеналом способов и средств

убеждения, позволяющих поддерживать общественный порядок, не прибегая к принудительному воздействию . Умелое сочетание различных мер убеждения ведет к минимизации угрозы возникновения опасности совершения преступлений, административных правонарушений и иных противоправных деяний

1 Попов Л. Л. Убеждение и принуждение . М ., 1968 . С . 11.

2 Шершеневич Г. Ф. О чувстве законности // Российский юридический журнал . 2005 . № 4 . С . 144-153.

3 Административное право : учебник / под общ . ред . А . И . Каплунова . М . , 2011. С . 182 .

5 Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 // Рос . газета . 2011. 30 сент .

6 О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России : приказ МВД России от 6 сентября 2011 г. № 995 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

8 О награждении граждан Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 718 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2005 . № 50, ст. 5304 . С . 15034-15042 .

УДК 343.79 © А. К. Бекряшев, 2015

Экономическая преступность — угроза экономической безопасности

фондового рынка

А. К. Бекряшев

Рассматриваются состояние и тенденции изменения преступности на рынке ценных бумаг с акцентом на специфические преступления, связанные с организованным рынком эмиссионных ценных бумаг. Затрагиваются вопросы взаимосвязи ситуации на фондовом рынке с тенденциями криминализации экономики и общества. Формулируются выводы о взаимном влиянии общей криминализации и отдельных форм криминальных проявлений, с одной стороны, и развития рынка ценных бумаг — с другой.

Ключевые слова: фондовый рынок, экономическая безопасность, преступность в сфере экономики.

Фондовый рынок — институт рыночной экономики, выполняющий ряд важных функций, среди которых финансирование инвестиций, аллокация ресурсов, стимулирование инноваций, обеспечение макроэкономической стабильности Фондовый рынок, активное развитие которого исторически связано с процессом глобализации, может, с одной стороны, стать инструментом приобретения значительных преимуществ (рост конкуренции, рост объема и снижение стоимости капитала) и укрепления статуса национальной экономики в системе капитализма . Однако, с другой стороны, может возникнуть подверженность системным и иным рискам, возможность

деструктивного влияния на эффективность и структуру экономики

С начала транзита к рыночной экономике уровень развития и безопасности российского фондового рынка существенно изменился . Некоторые показатели развития рынка корпоративных ценных бумаг отражены на рисунке 1.

Одним из интегральных показателей развития фондового рынка является уровень капитализации рынка акций по отношению к ВВП . В 2005 г. уровень капитализации достиг исторического максимума — 98,5% ВВП . Однако с тех пор этот показатель имеет тенденцию к снижению и в 2013 г. составил лишь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх