Куперс

Бухучет и анализ

Образец КТС

РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ

ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС)

1. КТС как орган по разрешению индивидуальных трудовых споров

КТС является общественным органом, обладающим государственно-властными полномочиями по рассмотрению ИТС наравне с судами общей юрисдикции (ст. 382 ТК РФ).

В Трудовом кодексе РФ отсутствует какая-либо информация о сроке, на который должна создаваться комиссия. В связи с этим КТС в организациях может формироваться как для рассмотрения единичного ИТС, так и для постоянного рассмотрения споров. Нормативной основой разрешения споров КТС являются положения ст. ст. 382 — 390 ТК РФ.

Инициатива создания КТС может исходить как от работодателя, так и работников или и от работодателя и от работников одновременно.

Согласно ст. 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в десятидневный срок направить в нее своих представителей. Представители работодателя назначаются приказом.

Представители со стороны работников в соответствии со ст. 384 ТК РФ могут избираться общим собранием (конференцией работников) или делегироваться представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции работников). Более распространен первый способ.

Письменная форма для обращения к другой стороне о создании КТС установлена ст. 384 ТК РФ. Отказ работников от предложения работодателя создать КТС не влечет ответственности по нормам российского права. Но за уклонение работодателя от создания КТС предусмотрена административная ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ.

Трудовой кодекс РФ не содержит требований к количеству членов КТС. Данные вопросы решаются по согласованию сторон, но от работодателя и работников должно быть выдвинуто равное число представителей (ст. 384 ТК РФ).

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации для рассмотрения трудовых споров в пределах полномочий этих подразделений. Такие КТС образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации (ч. 3 ст. 384 ТК РФ)

Обратите внимание, что согласно ч. 4 ст. 384 ТК РФ организационно-техническое обеспечение деятельности КТС (выделение помещения, пригодного для проведения заседаний КТС, оборудованного мебелью, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями) осуществляется работодателем.

В силу упомянутой статьи КТС должна также иметь печать для заверения решений, удостоверений и других документов. Поскольку вся организационная и техническая часть деятельности комиссии возложена полностью на работодателя, им же и решается вопрос по изготовлению печати.

Изготовление штампов для КТС (в частности, штампа с отметкой о регистрации заявления КТС, штампа с Ф.И.О. председателя комиссии и т.п.) законодателем не предусмотрено, но и не запрещено.

Создание КТС в структурных подразделениях также подразумевает организацию работодателем соответствующих условий для функционирования данных комиссий.

В соответствии с ч. 5 ст. 384 ТК РФ члены КТС избирают из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии. Процедура избрания данных лиц, их функции Трудовым кодексом РФ не регламентированы. Данные вопросы предстоит решить КТС.

Таким образом:

— КТС является органом по разрешению разногласий, который действует на локальном уровне (ст. 384 ТК РФ);

— нормами ТК РФ деятельность КТС регулируется не полностью, необходимо ряд вопросов по функционированию КТС урегулировать в локальном порядке (ст. 384 ТК РФ);

— КТС могут быть образованы как на постоянной основе, так и на временной для разрешения конкретных споров (ч. 3 ст. 384 ТК РФ);

— КТС может быть создана не только в организации, но и в структурных подразделениях организации;

— инициатором КТС может быть как работодатель, так и работники или работодатель и работники (ч. 3 ст. 384 ТК РФ);

— КТС образуется из равного числа представителей от работников и работодателя (ч. 1 ст. 384 ТК РФ);

— представители работников избираются на общем собрании (конференции) или делегируются представительным органом с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации (ч. 2 ст. 384 ТК РФ);

— представители работодателя назначаются в комиссию приказом (или распоряжением) руководителя организации (ч. 2 ст. 384 ТК РФ);

— КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ);

— организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем (ч. 4 ст. 384 ТК РФ);

— КТС компетентна вынести решение по существу спора (ст. ст. 385 — 388 ТК РФ);

— КТС должна иметь свою печать (ч. 4 ст. 384 ТК РФ);

— инициатором обращения в КТС может быть только работник (ст. 386 ТК РФ);

— в случае неисполнения решения КТС выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным листом (ст. 389 ТК РФ).

2. Особенности обращения в КТС и ее компетенция

Рассмотрение трудового спора в КТС представляет собой самостоятельный способ разрешения индивидуального трудового спора.

КТС не является первым и обязательным этапом рассмотрения индивидуального спора. Работник согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вправе по своему усмотрению выбрать способ разрешения трудового спора и решить, обратиться ему в КТС или в суд.

Тем не менее, в соответствии с буквальным толкованием ч. 2 ст. 385 ТК РФ, прежде чем обратиться в КТС, работнику необходимо принять меры к урегулированию разногласий путем непосредственных переговоров с работодателем. Подробней об этом см. Особенности проведения непосредственных переговоров между работником и работодателем в целях урегулирования индивидуального трудового спора настоящего материала.

Однако КТС не может отказать работнику в рассмотрении трудового спора, если он обратился в комиссию, минуя стадию урегулирования разногласий путем переговоров. В Трудовом кодексе РФ нет норм, препятствующих этому.

Согласно ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Исчисление срока начинается со следующего дня после того, как работнику стало известно о нарушении его права. Срок исчисляется в календарных днях, в него включаются и нерабочие дни. Работник может обратиться в КТС с просьбой восстановить пропущенный по уважительной причине срок. Восстановив срок, КТС в этом же заседании рассматривает трудовой спор по существу. Если КТС не восстанавливает срок, то трудовой спор снимается с рассмотрения.

Таким образом, право на обращение в КТС зафиксировано лишь за одной стороной трудовых отношений — работником, который вправе составить заявление по существу разногласия и направить его в КТС. Работодатель лишен возможности инициировать защиту своих прав и интересов в КТС.

См. образец составления заявления.

КТС рассматривает все индивидуальные споры, за исключением тех, для которых Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385 ТК РФ). В соответствии со ст. 391 ТК РФ судебный порядок установлен для разрешения следующих категорий споров:

— о восстановлении работника на работе;

— об изменении даты и формулировки причины увольнения;

— о переводе на другую работу;

— об оплате времени вынужденного прогула;

— о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

— о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

В Трудовом кодексе РФ не указана возможность обращаться в инспекцию труда за защитой прав по данным категориям дел. Однако в силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда вправе выдавать предписания об устранении нарушений трудового законодательства и тем самым способствовать устранению разногласий и по данным категориям дел.

В судебном порядке также рассматриваются споры и по заявлению работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральным законом. Все споры лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц также подлежат разрешению в суде общей юрисдикции (ст. 391 ТК РФ). В судебном порядке должны рассматриваться также споры об отказе в приеме на работу и обращении лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 391 ТК РФ).

КТС вправе разрешать все иные споры, не попадающие в список, установленный ст. 391 ТК РФ. Это могут быть споры об оплате сверхурочных работ, выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы; споры об обоснованности применения дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора; споры о правомерности изменения работодателем условий трудового договора и другие категории споров.

Обратите внимание, что данные категории споров по желанию работников могут быть предметом и судебного рассмотрения (ст. 3 ГПК РФ). Иначе нарушается конституционный принцип, гарантирующий право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Буквальное толкование норм Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что компетенция судов и КТС различна. Однако по данному вопросу на практике существует две противоположные позиции. Согласно первой КТС вправе рассматривать только споры, которые не отнесены к подведомственности суда. Вторая позиция основывается на том, что в договорном порядке (с учетом добровольного волеизъявления сторон) стороны вправе изменять подведомственность споров. Такая позиция допускает в альтернативном, добровольном порядке урегулирование большинства конфликтных ситуаций. Вывод о возможности расширения компетенции КТС основывается и на положениях гражданского процессуального законодательства, регулирующего вопросы договорной подсудности. В связи с тем что трудовые споры не относятся к исключительной подсудности, делается вывод о возможности изменять подведомственность в договорном порядке, заключая соответствующее соглашение. В такой ситуации стороны разногласия сами наделяют КТС дополнительными полномочиями по разрешению их спора.

Обе точки зрения обоснованы и имеют свое право на существование. Однако расширять компетенцию КТС допустимо только в случае, если отсутствуют условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством.

3. Процедура рассмотрения спора в КТС

Процедура рассмотрения ИТС в КТС — это установленная для КТС форма разрешения ИТС, начиная с подачи и принятия заявления по спору и заканчивая вынесением и исполнением решения.

Основные правила рассмотрения индивидуальных споров в КТС определены ст. 387 ТК РФ. В части, не урегулированной нормами Трудового кодекса РФ, организация должна согласовать данную процедуру отдельным актом, например Положением о КТС.

Нормами Трудового кодекса РФ предусмотрена обязательная процедура регистрации заявления работника (ст. 387 ТК РФ), которая по правилам делового оборота предполагает следующие действия: отметить на заявлении работника должность и Ф.И.О. лица, которое приняло заявление, поставить подпись этого лица, указать дату. Поэтому работнику необходимо оформить заявление КТС в двух экземплярах: один подается в КТС, другой работник оставляет у себя с отметкой о регистрации.

Для регистрации заявлений в КТС заводится специальный журнал, в который рекомендуется вносить следующие сведения по спору:

— порядковый номер заявления,

— дата поступления заявления,

— Ф.И.О., должность, профессия или специальность работника,

— предмет спора,

— требования работника,

— дата назначения заседания КТС (дата переноса рассмотрения заявления и т.д.).

По усмотрению членов КТС в журнал могут вноситься и другие сведения.

Характер данных сведений помогает осуществлять подготовку к заседанию КТС и отслеживать «судьбу» спора. Информация о дате поступления заявления обязательно должна фиксироваться в журнале, что позволяет контролировать соблюдение сроков рассмотрения дела. КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Заседание КТС должно проводиться в нерабочее время, поскольку трудовое законодательство не предусматривает освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в период проведения заседания КТС. По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 387 ТК РФ, спор в КТС рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Полномочия представителя должны быть подтверждены письменно или устно на заседании самим работником. В отсутствие работника (или его представителя) спор может быть рассмотрен только при условии, что от работника поступило письменное заявление о рассмотрении спора в его отсутствие. Если заявление не поступило, а работник на заседание КТС не явился, то рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин работника или его представителя КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Это не лишает работника права повторно подать заявление о рассмотрении трудового спора в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 387 ТК РФ). В случае неявки представителя работодателя на заседание КТС рассмотрение спора не откладывается. Трудовой кодекс РФ не содержит норм об этом.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, истребовать документы от работодателя (ст. 387 ТК РФ). Такими документами могут быть штатное расписание, сведения о заработной плате работника, графики работы и другие документы в зависимости от предмета спора.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ч. 5 ст. 387 ТК РФ).

На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. В протоколе должны быть зафиксированы:

— дата проведения заседания;

— сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов;

— заявления, сделанные работником;

— представленные письменные доказательства и т.д.

Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. По аналогии с процессом в суде общей юрисдикции работник в целях защиты своих прав может вести аудиозапись. Нормами Трудового кодекса РФ этот вопрос прямо не урегулирован, но он может быть решен в рамках локального регулирования (ст. 8 ТК РФ).

Алгоритм принятия решения КТС может быть проиллюстрирован следующим образом. На подготовительном этапе устанавливается правомочность состава КТС и наличие кворума. Затем проверяется явка сторон спора, свидетелей и других лиц, привлекаемых к разрешению спора. После этого определяется подведомственность спора КТС. На следующем этапе заслушиваются позиции сторон спора, выступления специалистов (в случае их участия в процессе), показания свидетелей, исследуются письменные материалы по делу. После этого члены КТС выявляют юридически значимые обстоятельства по делу, проверяют доказанность и обоснованность заявленных требований работником. Затем КТС принимает решение, которое в дальнейшем подписывается председателем КТС (или его заместителем) и заверяется печатью комиссии.

Трудовой кодекс РФ подробно не регулирует процедуру рассмотрения ИТС в КТС, предоставляя сторонам возможность разрабатывать конкретные варианты урегулирования споров в рамках организаций. На практике работодателями утверждаются различные локальные нормативные акты, например: «Положение о комиссии по трудовым спорам», «Устав комиссии по трудовым спорам», «Регламент комиссии по трудовым спорам» и подобные акты. Данные акты должны быть приняты по согласованию с представительным органом работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

4. Порядок вынесения решения КТС

Трудовой кодекс РФ не содержит норм об извещении сторон спора о проведении заседания КТС. Однако предполагается, что о дате и времени заседания КТС работник и работодатель должны быть извещены надлежащим образом. В некоторых организациях практикуется вручение сторонам извещений о проведении заседаний.

См. образец составления уведомления.

После рассмотрения спора комиссией принимается решение по существу спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 ТК РФ решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КТС. Тайна голосования обеспечивается выдачей членам КТС бюллетеней, которые затем подсчитываются.

Трудовой кодекс РФ содержит ряд требований к оформлению решения КТС. Так, в нем должны быть указаны:

— наименование организации либо Ф.И.О. работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения;

— Ф.И.О., должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

— Ф.И.О. членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— суть решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

— результаты голосования.

Решение КТС должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Выводы по предмету спора должны подтверждаться доказательствами и должны быть основаны на нормах Трудового кодекса РФ и иных нормативных актах, включая локальные.

В описательной части решения должны фигурировать:

— наименование организации, в которой действует КТС;

— фамилии членов КТС и других лиц, участвующих в заседании;

— фамилия работника, обратившегося в КТС;

— дата обращения в КТС;

— дата проведения заседания;

— предмет трудового спора;

— результаты голосования.

Мотивировочная часть решения должна отражать:

— выводы по предмету спора, основанные на законодательстве;

— ссылки на соответствующие нормы трудового права.

Резолютивная часть решения должна отражать:

— суть решения;

— описание конкретных нарушений прав работника;

— указание конкретных сумм, подлежащих выплате (если они фигурируют в предмете спора);

— другие вопросы по предмету спора.

Резолютивная часть должна быть сформулирована в обязывающей форме: например, обязать работодателя отправить работника на повышение квалификации с 11.02.2013 по 25.02.2013 в Центр повышения квалификации «Карьера».

В течение трех дней со дня принятия решения КТС работнику (его представителю) и работодателю (его представителю) вручаются копии решения (ч. 3 ст. 388 ТК РФ). Копии должны быть надлежащим образом оформлены — подписаны председателем комиссии или его заместителем и заверены печатью КТС. Получив копию решения КТС, любая из спорящих сторон может обжаловать его в суд в десятидневный срок со дня вручения копии (ч. 2 ст. 390 ТК РФ).

5. Порядок обжалования решения КТС и перенесение рассмотрения спора в суд общей юрисдикции

Статья 390 ТК РФ устанавливает два случая, когда спор может оказаться предметом судебного разбирательства. Первый — ИТС не был рассмотрен КТС в десятидневный срок. В таком случае работник имеет право перенести спор в суд. Доказательством несвоевременного рассмотрения трудового спора может служить выписка из журнала регистрации заявлений, которую члены КТС обязаны выдать работнику, заверив ее подписью и печатью.

Необходимо обратить внимание, что возможность обращения работника в суд также ограничивается трехмесячным сроком, исчисляемым со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Обращение в КТС входит в срок, предоставляемый на защиту прав, и сокращает его, несмотря на то, что спор так и не был рассмотрен. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть ИТС по существу. В качестве уважительных причин могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд (например, болезнь, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и другие причины).

Второй случай: одна из сторон спора — работник или работодатель — не согласна с решением КТС. В ч. 1 ст. 391 ТК РФ право на обжалование решения КТС также предоставлено профессиональному союзу, защищающему интересы работника, если он не согласен с решением КТС, и прокурору.

Важно! Прокурор вправе обжаловать решение КТС, если оно не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Прокурор вправе предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах лица, не способного по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам лично отстаивать свои интересы (ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ).

Решение КТС может быть обжаловано в суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения, которая прилагается к исковому заявлению (ч. 2 ст. 390 ТК РФ). Решение может быть обжаловано как полностью, так и частично.

На основании ст. 393 ТК РФ работник при обращении в суд с жалобой на решение КТС освобождается от судебных расходов вне зависимости от того, в чью пользу будет вынесено решение.

Обращаем внимание на то, что в настоящее время в Трудовом кодексе РФ используется термин «обжалование» решения КТС.

Однако, поскольку КТС не входит в систему судов общей юрисдикции и суд не имеет надзорных и контрольных полномочий по отношению к КТС, то правильнее было бы определить термин как «оспаривание» решения КТС. Суд не вправе изменять или отменять решение КТС. Он лишь вправе проверить законность и обоснованность решения КТС и в случае нарушений вынести новое решение по существу спора.

Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрена возможность государственного принуждения к исполнению вступившего в законную силу решения КТС. Если решение не было исполнено сторонами в добровольном порядке в течение трех дней, по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование (ст. 389 ТК РФ), комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон N 229-ФЗ). Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи (ст. 21 Закона N 229-ФЗ).

Согласно ст. 389 ТК РФ работник может обратиться в КТС за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения. Удостоверение не выдается в случае перенесения трудового спора в суд.

Принудительное исполнение возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственным осуществлением функций по принудительному исполнению решения КТС занимаются судебные приставы — исполнители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ст. 5 Закона N 229-ФЗ).

Таким образом, исполнение решений КТС может осуществляться в добровольном и принудительном порядке.

Урегулирование трудовых споров индивидуального характера между работником и администрацией может быть поручено специальной комиссии, состоящей из представителей той и другой стороны. Чтобы решения этого органа имели юридическую силу, его формирование необходимо оформить приказом о создании комиссии по урегулированию трудовых споров. Форма приказа разрабатывается внутри организации и закрепляется в ее локальных нормативных актах.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о создании комиссии по трудовым спорам .docСкачать образец приказа о создании комиссии по трудовым спорам .doc

Трудовая комиссия

Трактовка норм ТК РФ работниками и работодателями может различаться. Так возникает трудовой спор. Создание трудовой комиссии (комиссии по трудовым спорам, КТС) позволяет рассматривать и решать подобные проблемы внутри организации, не прибегая к помощи третьих лиц. Исключение составляют лишь случаи, рассматриваемые, согласно законодательству, в судебном порядке.

КТС может создаваться по инициативе работников, профсоюзной организации, работодателя либо по их обоюдному решению (ст. 384 абз. 1 ТК РФ). Законодателем установлен 10-дневный срок на ее создание с момента поступления такого предложения.

В компетенцию комиссии входят вопросы:

  • своевременной выплаты заработной платы;
  • выплаты заработной платы не в полном объеме, без учета сверхурочных, выходных и праздничных дней;
  • отказа в возмещении командировочных расходов;
  • несоблюдения условий трудового договора, одностороннего изменения этих условий;
  • касающиеся материальной ответственности;
  • урегулирования графика отпусков, предоставления отгулов;
  • наложения дисциплинарного взыскания, если работник с ним не согласен, и др.

В компетенцию комиссии не входят споры, касающиеся увольнения, восстановления в должности, перевода на низшую должность по результатам аттестации, компенсационных выплат от работодателя после незаконного увольнения или перевода, отказа в приеме на работу, нарушения закона о персональных данных, истребования компенсации морального вреда.
Они решаются только судом.

В трудовую комиссию может обратиться любой работник, считающий, что его права нарушены, в течение 3 месяцев после обнаружения нарушения (ст. 386 ТК РФ). На рассмотрение вопроса у комиссии есть 10 дней (ст. 387 ТК РФ).

Создание комиссии – необязательная процедура. Законодательство никак не регламентирует сроки ее создания, количество членов комиссии. Статья 384 ТК РФ говорит лишь о равном количестве представителей со стороны работников и работодателей и о необходимости избрать председателя, секретаря из их числа. Работники своих представителей избирают на общем собрании, а работодатель назначает приказом.

Трудовая комиссия может создаваться для решения определенного спора или работать постоянно, создаваться по организации в целом или в каждом отдельном структурном подразделении. Обязательно наличие у трудовой комиссии своей печати. Организовывать работу комиссии обязана администрация.

Если решение комиссии не исполнено, на руки сотруднику выдается ее удостоверение (исполнительный лист). По этому документу ФССП может исполнить решение принудительно (ст. 389 ТК РФ).

Кстати говоря! Закон не запрещает работнику обращаться сразу в суд для решения спора с администрацией, минуя трудовую комиссию (Пост. Пленума ВС №2 17/03/04 п. 2).

Особенности функционирования комиссии по урегулированию трудовых споров организации прописываются в ЛНА – Положении о комиссии по трудовым спорам. Создание комиссии утверждается приказом руководителя организации.

Приказ в системе документооборота

Приказ о создании комиссии по трудовым спорам разрабатывается организацией самостоятельно. Его форма может быть закреплена в Положении о трудовой комиссии, в инструкции по ведению делопроизводства, иных ЛНА. Документ должен содержать следующие необходимые сведения:

  • место и дату образования КТС;
  • причину, основание создания;
  • список представителей работников и администрации в КТС;
  • время работы КТС и порядок его оплаты членам комиссии;
  • о месте и техническом обеспечении работы КТС;
  • требование о предоставлении необходимых документов членам КТС;
  • контроль исполнения приказа.

Образец приказа

Приказ о создании комиссии по трудовым спорам отражает особенности формирования КТС в организации. Ниже приведен пример такого документа.

Общество с ограниченной ответственностью «Старт»
(ООО «Старт»)

ПРИКАЗ №73

«15» июля 2019 года г. Москва

О создании комиссии по трудовым спорам

В связи с поступлением от профкома ООО «Старт» письменного предложения от 10 июля 2019 года о создании комиссии по трудовым спорам, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать комиссию по трудовым спорам ООО «Старт» в количестве 6 человек.
2. Состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

От работников:

От администрации:

Трунов И.А., зам. директора,
Старкова О.С., зам.руководителя кадровой службы,
Боровский С.С., юрисконсульт.

3. КТС приступить к работе 17.07.19 г.
4. Предоставить КТС свободное помещение и офисное оборудование для работы.
5. Время работы оплачивать членам комиссии в размере среднего заработка, согласно ст. 171 ТК РФ.
6. Предоставлять членам комиссии всю необходимую документацию по запросу в течение 1 рабочего дня.

Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор ООО «Старт» Крамаров А.А. (подпись)

С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)

Если представители работников еще не выбраны к моменту издания приказа (в письменном обращении кандидаты не поименованы), в тексте прописывается, кого руководитель направляет своим решением в комиссию от администрации. Не указывается в этом случае и точная дата начала работы комиссии.

Все указанные в приказе лица должны быть с ним ознакомлены под подпись.

Тезисно

  1. Урегулирование трудовых споров может осуществляться созданной в организации комиссией по трудовым спорам.
  2. Для подтверждения полномочий КТС необходимо издание соответствующего приказа.
  3. Приказ о создании комиссии по урегулированию трудовых споров создается со ссылкой на ст. 384 ТК РФ.
  4. Документ содержит список членов комиссии, условия ее работы, полномочия. Подписывается руководителем организации, который, как правило, и контролирует его исполнение.
  5. Все упомянутые в приказе на создание КТС лица ставят свои подписи под ним.

Положения ТК РФ обязаны соблюдать как работодатели, так и работника. Однако, в процессе трудовой деятельности нередки такие ситуации, при которых между сторонами возникают противоречия. Решение любых споров с судебном порядке для сторон достаточно неэффективно, поэтому мелкие претензии лучше решать непосредственно на месте. Для этого формируется комиссия по трудовым спором. В статье рассмотрим, что собой представляет комиссия по трудовым спорам на предприятии, а также порядок и принципы ее работы.

Что такое комиссия по трудовым спорам на предприятии

При возникновении споров между сторонами трудовых отношений, наиболее популярным методом решения является – переговоры сторон. Менее популярным способом является уже обращение к комиссии.

Важно! Комиссия по трудовым спорам – это специально созданная структура, целью которой является урегулирование конфликтов между работниками и работодателем внутри компании. Решение вопросов при помощи такой комиссии происходит без обращения в сторонние органы.

Подобная комиссия может быть сформирована либо по инициативе работников, либо по инициативе самого работодателя. Принимаемые комиссией решения должны основываться на положениях трудового законодательства и локальных нормативных актов. Оказывать давление на комиссию не вправе ни одна из сторон (Читайте также статью ⇒ Заявление в суд о невыплате зарплаты).

Вопросы, решаемые комиссией по трудовым спорам

Созданная внутри компании комиссия по трудовым спорам может решать практически все индивидуальные споры трудового характера. Исключение составляют такие вопросы, решение которых в соответствии с законодательством имеет иной порядок. Обратиться в трудовую комиссию работник может только после того, как личная беседа с работодателем не привела к положительному результату. При этом следует помнить, какие возникшие проблемы вправе решать внутренняя структура организации, а какие требуют обращения в специальные органы.

Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам Какие вопросы решаются только в судебном порядке
Вопросы, связанные с взысканием зарплаты, компенсаций и др. выплат, предусмотренных в ТК РФ, коллективном/трудовом договоре, либо в локальных нормативных актах компании

Изменение условий трудового договора

Отказ работодателя от оплаты командировочных расходов, неполная выплата сверхурочных

Материальная ответственность сотрудников

Отпуска и отгулы

Несогласие работника в вынесенным дисциплинарным наказанием

Иные вопросы, которые стороны не смогли решить путем переговоров

Восстановление на работе после незаконного увольнения/перемещения

Споры по вопросам изменения причины и даты увольнения

Отказ в принятии на работу

Трудовая дискриминация

Споры, связанные с обработкой персональных данных

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Важно! При создании трудовой комиссии в первую очередь формируется специальное положение, которое включает в себя порядок создания, перечень участников комиссии, порядок принятия решений и сроки.

Инициаторами создания в организации комиссии могут выступать:

  • работники;
  • работодатель;
  • профсоюз;
  • обе стороны трудовых отношений.

Инициатива, независимо от того с какой стороны она исходит, оформляется в письменном виде. Если предложение выдвинул работодатель, но поддержки от сотрудников он не получил, то последние не несут никакой ответственности. В тех случаях, когда инициаторами выступают работники, работодатель должен должным образом отреагировать. В противном случае ему грозит административная ответственность (5.27 КоАП РФ).

После того, как от одной из сторон получено письменное обращение, и сотрудники и работодатель должны принять решение о членах комиссии. Сделать это необходимо в срок до 10 рабочих дней.После этого издается приказ о создании комиссии, в котором прописываются ее члены, а также иные организационные моменты (Читайте также статью ⇒ Досрочная выплата зарплаты).

Образец приказа о создании комиссии

Плюсы создания комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии имеет следующие преимущества:

  1. Доверие сотрудников. Если в компании существует такая структура, то сотрудники знают, что при возникновении сложных ситуаций к ней можно обратиться. А значит со стороны работодателя можно рассчитывать на более лояльное отношение.
  2. Часть споров и разногласий можно решить на месте и внутри компании. Если споры решаются путем обращения в трудинспекцию или прокуратуру, это приводит к потере довольно значительного количества времени, а также утрату репутации компании. При решении проблемы внутри компании, процесс урегулирования происходит быстрее и с меньшими издержками.
  3. Упрощенный сбор документов. В случае разбирательств, комиссия самостоятельно запрашивает необходимые документы. А при обращении в суд работнику придется делать это самостоятельно.

Принципы создания комиссии

Важно! Создание внутри компании комиссии по трудовым спорам является правом работодателя, а не его обязанностью.

Комиссия по трудовым спорам, созданная внутри компании имеет довольно широкие полномочия и рассматривает большой спектр вопросов. Поэтому при е создании следует основываться на определенных принципах:

  1. Инициативность, так как создание в компании такой комиссии происходит по инициативе руководства, либо по инициативе сотрудников.
  2. Справедливость, подразумевающая, что в комиссию должно входит равное количество представителей со стороны администрации и со стороны сотрудников. Это будет означать, что интересы каждой стороны учитываются в равной степени.
  3. Равенство, так как участники трудового спора равны перед нормами действующего законодательства.
  4. Доступность, подразумевающая, что абсолютно любой сотрудник компании вправе обратиться за помощью в данную комиссию.
  5. Объективность, оперативность при рассмотрении разногласий. Обратиться в комиссию за помощью работник вправе в срок до 3 месяцев с момента обнаружения факта нарушения его прав.Обязанностью комиссии является рассмотрение обращения работника в срок до 10 дней с момента подачи заявления.

Как работает комиссия по трудовым спорам

Порядок рассмотрения спорных вопросов комиссией по трудовым спорам происходит в следующем порядке:

  1. Работник подает заявление. Если в отношении работника было допущено нарушение, то он вправе в течение 3 месяцев обратиться в комиссию с заявлением в письменном виде. В заявлении указывается суть сложившейся проблемы, претензия к работодателю и требования работника. При наличии дополнительных документов, их необходимо приложить к заявлению.
  2. Заседание комиссии. В срок до 10 дней с момента обращения работника с заявлением комиссия обязана провести заседание, по итогам которого составляется протокол. Данный протокол вручается работнику, подавшему заявление.
  3. Сбор документов. Комиссия самостоятельно собирает необходимые документы, в том числе приказы, отчеты, докладные записки и др. Сбор документов необходим в том случае, если информации, предоставленной, работником, для решения спора недостаточно.
  4. Голосование участников. После изучения документов и проведения слушания сторон, проводится тайное голосование. Принять участие в голосовании должно как минимум 50% представителей со стороны работодателя и работника.
  5. Вынесение решения. Большинством голосов принимается решение комиссии. Оформляется оно в письменном виде в нескольких экземплярах. В решении должна содержаться суть проблемы, приведенные сторонами доводы, обоснование с опорой на законодательные акты, а также вердикт. Работодателю и работнику решение передается в срок до 3 дней.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Должен ли работник, подавший заявление в комиссию по трудовым спорам, присутствовать на заседании по рассмотрению его проблемы?

Ответ: В самом заседании работник может и не принимать участие, но он об этом должен предупредить в заявлении. Если же работник это не указал и не явился на заседание, то обращение его может и не рассматриваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх