Куперс

Бухучет и анализ

Образец претензии на товар

Согласно п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей», потребитель в случае покупки им некачественного товара, имеет право на выбор, по своему усмотрению, следующих возможностей:

  • замены на аналогичный товар этой же или другой марки;
  • уменьшения покупной цены;
  • бесплатного устранения выявленных недостатков или оплаты их устранения силами покупателя;
  • возврата уплаченной за товар суммы.

В любом случае, для того, чтобы требования покупателя были удовлетворены, он должен составить и направить продавцу товара или поставщику услуг претензию — письменное обращение, документ, в котором изложена суть требований.

Составление претензии по качеству товара — очень важный этап в деле разрешения возникшей неприятной ситуации, по сути, претензия — это способ мирного решения возникших разногласий между продавцом и покупателем товаров и услуг.

Кроме того, претензионный порядок является обязательной стадией, предшествующей судебному процессу, если таковой состоится. Составляя претензию, стоит помнить о том, что главная ее задача — защита прав потребителя. Грамотно составленная претензия по качеству товара поможет обеспечить досудебное решение спора или же, в случае доведения дела до суда, значительно снизить затраченные на судебный спор средства.

Претензия составляется в произвольной форме, однако в ней обязательно должны присутствовать следующие пункты:

  • наименование адресата: фамилия, имя, отчество и должность лица, на имя которого направляется документ — этим лицом может быть директор компании, руководитель организации и т.д.;
  • информация об отправителе: фамилия, имя и отчество, адрес и контактный телефон;
  • суть претензии: указывается вид товара или услуги, качество которых является предметом претензии, дата и место их приобретения, конкретные недостатки и проблемы, выявленные после приобретения;
  • требования потребителя: обмен на аналогичный товар, возврат денег и т.д. Также нелишним будет указать намерение покупателя присутствовать при экспертизе товара, если таковая будет производиться, в этом случае в текст необходимо включить просьбу проинформировать покупателя о дате, времени и месте проведения экспертизы;
  • указание намерений потребителя в случае, если его требования не будут удовлетворены продавцом добровольно (например, обращение в суд с просьбой о взыскании дополнительно неустойки и компенсации морального вреда);
  • состав прилагающихся к претензии документов: копии чеков, гарантийного талона, актов и прочих документов, подтверждающих как сам факт приобретения предмета претензии, так и проблемы, связанные с его качеством;
  • дата составления претензии по качеству товара и подпись отправителя.

В тексте претензии желательно делать ссылку на статьи законов, защищающие права потребителя в подобных случаях. Собственно претензия по качеству товара составляется в двух экземплярах — один остается у продавца, другой возвращается покупателю, обязательно с пометкой продавца о принятии им заявления. В случае, если продавец отказывается сделать такую пометку или вовсе отказывается принять заявление, претензия должна быть направлена заказным письмом с уведомлением на адрес продавца. Почтовое уведомление в таком случае подтвердит факт принятия претензии.

В установленный срок продавец должен удовлетворить требования покупателя или отказать ему в этом. Если продавец отказывается выполнить законные требования потребителя, изложенные в заявлении, он может либо изложить факт и причины отказа в письменной форме (отдельным письмом, направляемым потребителю в ответ на претензию, или в виде резолюции на экземпляре потребителя), либо не ответить вообще, что также должно рассматриваться как отказ.

В случае, если требование потребителя не удовлетворяется, то он может обращаться в суд. Как до, так и после направления продавцу претензии по качеству товара, нелишним будет проконсультироваться со специалистами общества защиты прав потребителей. При необходимости они могут как оказать квалифицированную помощь в составлении претензии, так и помочь в составлении искового заявления, подаваемого в судебные инстанции. Судебный иск может подаваться покупателем некачественного товара или услуги как самостоятельно, так и от лица общественного объединения потребителей, которое может выступить в защиту прав конкретного потребителя.

Направление контрагенту претензии – эффективный способ досудебного урегулирования спора. Кроме того, законом или договором может быть предусмотрено, что стороны обязаны попытаться уладить конфликт мирным путем. Рассмотрим на примере, как оформить претензионное письмо.

Как составить претензионное письмо

Закон не содержит требований к составлению претензии, однако на практике этот документ всегда оформляется в письменном виде с указание таких данных:

  • ФИО и адрес заявителя и адресата;
  • основание обращения (например, реквизиты договора, заключенного между участниками спора);
  • отсылки к соответствующим законам;
  • требования к контрагенту;
  • список приложений.

Чтобы грамотно сформулировать в примере письма-претензии требования к потенциальному ответчику, в первую очередь определите, какого именно результата вы хотите добиться: расторгнуть договор, вернуть деньги, взыскать ущерб, компенсировать упущенную выгоду, заменить товар.

Что делать, если контрагент не отвечает на письмо-претензию

Если претензия осталась без ответа, по истечении установленного договором или законом срока вы можете подать иск в суд. Как правило, иск – это расширенная претензия, поэтому в качестве основы можете использовать уже подготовленный документ. Подать иск можно лично через канцелярию суда, по почте или онлайн, предварительно зарегистрировавшись на портале госуслуг.

С этим шаблоном часто используют:

  • Претензия о досрочном погашении кредита
  • Претензия о расторжении договора купли продажи квартиры
  • Претензия на сотовый телефон ненадлежащего качества

Популярные документы и процедуры:

  • Банкротство юридических лиц
  • Ген доверенность на автомобиль
  • Образец общего договора купли продажи

Существует множество видов претензий по возврату денег и большинство из них не имеет самостоятельного характера. Как правило, требование по возврату денег сочетается с другими видами требований. Чистые претензии по возврату денежных средств встречаются крайне редко и их варианты будут рассмотрены ниже.

Файлы в .DOC:Бланк претензии на возврат денегОбразец претензии на возврат денег

Совмещенные требования

Обычно претензия, касающаяся возврата денег, входит в состав совокупных требований. Например:

  1. Расторжение договора и возврат денег;
  2. Возврат товара и уплаченных за него денег;
  3. Снижение стоимости товара и возврат излишне выплаченных сумм и т.д.

Претензии подобного характера, как правило, связаны с реализацией товаров или услуг, а потому направляются производителям товаров, реализаторам товаров, магазинам, дистрибьютерам и т.п.

В этих случая требования по возврату денег также могут совмещаться с требованиями по возмещению убытков или морального вреда.

Самостоятельные требования

Самостоятельные претензии, касающиеся исключительно возврата денежных сумм, встречаются крайне редко и могут быть связаны только с чисто финансовыми отношениями, например при договорах займа или договорах купли-продажи с отсроченным платежом.

При договорах займа кредитор направляет претензию дебитору с требованием возврата денег в случаях нарушения срока возврата, предусмотренного договором.

При договорах купли-продажи с отсроченным платежом, претензия направляется покупателю, обязанному оплатить покупку в установленные сроки, но не выполнившему платеж.

Нужна ли претензия

Претензия, как юридический документ, не имеет самостоятельного характера даже в случаях обязательного досудебного порядка рассмотрения спора.

Досудебный порядок предусмотрен ГПК лишь для небольшого количества споров, и по этой категории дел обращение в суд возможно только после предварительной претензии ответчику.

При этом и обязательный и опциональный способ подачи претензии не влечет за собой каких либо обязательств ответчика. Он может отреагировать на претензию и может на нее не отреагировать. Именно поэтому в юриспруденции претензия рассматривается, как вспомогательный документ, направленный на возможное мирное урегулирование спора.

Очень важной процессуальной чертой претензии является ее способность приостанавливать сроки давности.

Обычно споры, исходящие из договоров об оказании услуг, купли-продажи или из публичной оферты, имеют короткий срок опротестования. Например, по закону о защите прав потребителя, срок возврата вещи, не подошедшей покупателю по своим параметрам, составляет 14 дней.

Предположим, что покупатель решил сдать приобретенную вещь обратно в магазин через 3 дня после покупки. В его первый визит в магазине не было менеджера. На 6 день менеджер предложил ему подождать два-три дня, потому что в бухгалтерии период отчета. На 8-й день менеджер тяжело заболел, и покупателя попросили прийти через неделю. Когда он пришел через неделю, живой и здоровый менеджер заявил покупателю, что никаких денег возвращать не будет, потому что прошел 14-дневнй срок.

Если бы покупатель в течение 14-ти дней принес в магазин письменную претензию, то смог бы приостановить срок до окончания рассмотрения спора.

Как написать претензию

В юридических компаниях обычно усложняют форму претензии до уровня составления международного договора. Действия адвокатов вполне понятны, потому что если писать претензию без юридических изысков, то получить гонорар будет невозможно.

На самом деле претензия – это обычное заявление, но имеющее несколько более развитую структуру, включающую в себя не только пожелания, но и их обоснование.

Ни один законодательный акт не регламентирует форму претензии, поэтому писать ее можно как угодно, лишь бы она внятно доносила суть требований и их источник.

Как и любое другое заявление, претензия должна содержать реквизиты автора и другой стороны.

Форма претензии

Как всякое заявление, претензия начинается с «шапки», которая включает в себя строчку «Кому» и строчку «От кого», с указанием адресов.

В центре листа располагается название документа – «П Р Е Т Е Н З И Я» и сразу под названием начинается описательная часть. В нее входят все данные, касающиеся истории возникновения претензии, а именно:

  1. покупка вещи;
  2. получение услуги;
  3. договор займа;
  4. договор об оказании услуг и т.д.

Следует указать дату, когда было совершено действие, обязательства, принятые на себя сторонами, уплаченные суммы и прочее.

В обязательном порядке надлежит нотифицировать, какие именно нарушения обязательств допустила вторая сторона.

Заканчивается описательная часть словом «Т Р Е Б У Ю», после чего начинается резолютивная часть претензии.

В ней излагаются непосредственные требования по возврату денег. Следует указать точную сумму и данные банковского счета, на которые должны быть перечислены деньги. Если речь идет о наличных, то следует указать это, сообщив, что вторая сторона должна известить о дате, когда деньги могут быть получены наличными.

Обязательно следует указать, что претензия является досудебной. Для этого, под резолютивной частью, вписывается стандартная фраза-клише:

«Претензия направляется в порядке досудебного рассмотрения спора».

К претензии могут быть приложены любые документы, подтверждающие изложенные в ней требования:

  • квитанции, чеки, платежные поручения и т.д.;
  • копия договора;
  • расчет пени или штрафных санкций;
  • расписки и прочее.

В теле претензии следует перечислить все приложенные документы. Для этого после резолютивной части, но перед датой и подписью, делается рубрика «Прилагаемые документы». Обычно она располагается столбиком в левой части листа.

Направление претензии

Законом предусмотрены три варианта вручения адресату любого документа. Это можно сделать лично или через представителя, посредством почтового отправления или в электронном виде.

Если претензия направлена не только на исполнение требований, но и на приостановление сроков давности, то от электронной формы лучше отказаться. Дело в том, что срок давности приостанавливается при условии, что вторая сторона получила претензию.

Поэтому, если вы выбираете вариант с личным вручением, то имейте с собой дополнительный экземпляр. На втором экземпляре ваш оппонент должен будет расписаться в получении и проставить дату.

Если будет выбран вариант с почтовым отправлением, то претензию следует отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Для того, чтобы не возникло разногласий по поводу прилагаемых документов, желательно составить опись, прилагаемую к почтовому отправлению.

Когда ждать ответа

Обычно срок рассмотрения такой претензии составляет не более 10 дней. Если срок превышен или ответ на претензию вообще не получен – ничего страшного. Можно спокойно выждать около месяца и обратиться в суд с исковым заявлением. При этом копия претензии ляжет в материалы гражданского дела.

В этом разделе можно посмотреть и бесплатно скачать бланки претензий (образцы претензий) по возврату денежных средств за некачественный товар, претензии о замене товара с недостатками, претензии по нарушению сроков исполнения договора и ненадлежащему качеству выполнения работ, оказания услуг. Претензии разделены по видам и категориям, учитывают особенности предъявления требований в течении гарантийного срока и при его истечении, а также при отсутствии гарантийного срока на товар, разделены по типам договоров и адресатам — претензии продавцам товаров, претензии исполнителям работ или услуг.

Размещенные здесь образцы претензий по защите прав потребителей применимы для «стандартных» часто встречающихся ситуаций. Если ваша ситуация не является типичной, то перед составлением претензии лучше всего проконсультироваться у наших юристов.

В разделе претензий также можно ознакомиться с заявлениями об обмене и возврате товаров надлежащего качества (без недостатков).

Иногда бывает затруднительно разграничить договор купли-продажи и договор подряда. Этому важному вопросу посвящена одна из страниц раздела.

Лица, не нашедшие необходимого бланка претензии могут самостоятельно попробовать составить претензию, ознакомившись с информацией в статье «Как составить претензию».

1. Претензии по договорам купли-продажи товаров

2. Претензии по договорам о выполнении работ, оказании услуг

3. Различия договоров или я не могу определить какой у меня договор

4. Как самостоятельно составить претензию

В сложной ситуации или при наличии трудностей в написании претензии наши юристы всегда окажут помощь — составят претензию, в том числе и дистанционным способом, если потребитель проживает за пределами Иваново или в силу каких-либо обстоятельств не может посетить Ивановское ОЗПП.

Как вручить претензию продавцу и исполнителю при отказе в получении претензии? Как поступать, если продавец или исполнитель не делает отметки о получении претензии? Ответы на эти вопросы Вы можете найти в статье Как вручить претензию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх