Куперс

Бухучет и анализ

Общественный контроль охраны труда

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212, 217 ТК РФ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ, ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

Постановлением Минтруда России от 08.04.1994 N 30 утверждены «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива». На основе данных Рекомендаций организации могут разрабатывать положения об уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать по внимание, что успешное выполнение уполномоченными (доверенными) лицами поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия, организации.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными, уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда (специалистом по охране труда) и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Взаимодействие уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда с руководителями и специалистами организации осуществляется в порядке взаимного информирования об условиях и охране труда на рабочих местах, в проведении трехступенчатого контроля, целевых и комплексных проверок по вопросам охраны труда, Дня охраны труда, в работе комиссии по охране труда, комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию объектов, орудий и средств производства, при защите прав и интересов работников по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве, при рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, в ходе разработки проектов локальных нормативных актов в области охраны труда, при рассмотрении жалоб, заявлений и обращений работников по вопросам охраны труда и пр.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в своей деятельности должен руководствоваться Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, коллективными договорами, соглашениями по охране груда, локальными нормативными актами организации и сфере труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Елисеев Д.А. Научный консультант редакции журнала

Административно-общественный контроль по охране труда является основной формой совместного контроля администрации учреждения образования и профсоюзной организации за состоянием охраны труда во всех структурных подразделениях учреждения. Целью такого контроля является усиление профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости, нарушений установленных требований по охране труда, соблюдение законных интересов работников в области охраны труда и требований к условиям труда, а также повышение персональной ответственности руководителей подразделений и непосредственных исполнителей за безопасное выполнение работ.

Общее руководство организацией административно-общественного контроля осуществляет директор (руководитель организации) и председатель профкома.

Прежде всего, надо определиться с количеством ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Их количество должно зависеть от структуры образовательной организации. В методических документах по охране труда наиболее часто встречается описание трехступенчатой системы контроля. Это объясняется стремлением приспособить имеющиеся методические документы и положения о контроле (а они чаще всего относятся к промышленным предприятиям) к нуждам учреждений образования. Как обычно пишется в таких документах, ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

— 1-я ступень – в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее – мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового коллектива);

— 2-я ступень – в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

— 3-я ступень – на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

Кроме того, с советских времен остался официально действующий документ «Положение об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования», который до сих часто используют при подготовке локальных документов по административно-общественному контролю за охраной труда в образовательных организациях (см. приложение 1).

Однако повторим, что количество ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда должно зависеть от структуры организации. Эксперты редакции нашего журнала рекомендуют использовать в образовательных организациях, особенно в школах, двухступенчатую систему контроля, т.к. большинство учреждений образования имеют именно двухуровневую систему управления (руководитель организации – руководители структурных подразделений). Таким образом, двухступенчатый контроль будет состоять из 2-ступеней:

первая ступень – ежедневное обследование состояния условий и охраны труда руководителем структурного подразделения (или иным ответственным лицом) и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень – ежемесячное (или с другой периодичностью) углубленное обследование условий труда и состояния охраны труда комитетом (комиссией) по охране труда.

Можно разработать и утвердить локальное Положение об административно-общественной контроле за состоянием охраны труда в образовательной организации, а лучше (чтобы не плодить новые документы) отразить вопросы организации такого контроля в Положении о системе управления охраной труда (СУОТ) в образовательной организации.

Первая ступень контроля

Первая ступень контроля осуществляется руководителем структурного подразделения (заведующим кафедрой, кабинетом, руководителем отдела, службы и т.д.) и уполномоченным по охране труда соответствующего структурного подразделения.

На первой ступени рекомендуется проверять:

— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

— состояние рабочих мест;

— состояние оборудования, ограждений, инструмента;

— эффективность работы вентиляции и температурный режим в помещениях и на рабочих местах;

— наличие и состояние спецодежды;

— наличие и исправность средств защиты;

— наличие и комплектность аптечек;

— наличие средств пожаротушения;

— санитарное и противопожарное состояние;

— наличие в подразделении уголка по охране труда, наглядной агитации по охране труда и пожарной безопасности;

— своевременность проведения инструктажа по охране и правильность его оформления в журнале;

— своевременность прохождения обучения и проверки знаний по охране труда работников;

— прохождение обязательных предварительных и периодических образовательных осмотров;

— наличие инструкций по охране труда;

— соблюдение правил хранения материалов, оборудования, реактивов, пожаро- и взрывоопасных веществ;

— соблюдение трудового законодательства (в частности, особенности регулирования труда несовершеннолетних, женщин и других категорий работников).

По выявленным недостаткам и нарушениям намечаются мероприятия по устранению, определяются сроки и ответственные лица. Устранение выявленных нарушений должно проводиться незамедлительно. Если они не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель должен об этом доложить вышестоящему руководству (директору, ректору, его заместителям, руководителю АХЧ и т.д.) для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников и обучающихся или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и обсуждаются вместе с принятыми мерами по устранению нарушений на производственных совещаниях и профсоюзных собраниях.

Вторая ступень контроля

Вторая ступень контроля проводится ежеквартально (в течение последней полной недели) комиссией по охране труда образовательной организации.

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

— организацию и результаты работы первой ступени контроля.

— выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций в области охраны труда;

— выполнение мероприятий соглашения по охране труда;

— выполнение комплексного плана улучшения условий труда;

— результаты и меры по устранению недостатков, выявленных в ходе специальной оценки условий труда;

— выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;

— состояние и содержание зданий и сооружений, прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, состояние проезжей и пешеходной части дорог, переходов и галерей;

— соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного и другого оборудования требованиям безопасности труда;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;

— обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, учёта хранения;

— обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями;

— организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

— правильность составления графика сменности, порядок ознакомления работников;

— продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников;

— ознакомлены ли с правилами внутреннего трудового распорядка работники (под подпись);

— наличие несчастных случаев на производстве. Какая профилактическая работа проведена.

Результаты проверки записываются в журнал контроля, оформляются актом и в недельный срок обсуждаются на совместном заседании руководства образовательной организации, заседании профкома или на заседании совместной комиссии по охране труда. На совместных (с представителями профсоюза) производственных заседаниях заслушиваются руководители тех подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения правил, норм и инструкций по охране труда.

В необходимых случаях по результатам контроля издается приказ по образовательной организации.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения и т.д. (далее – предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.

1.2. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов.

2. Первая ступень трехступенчатого контроля

2.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

— выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

— состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);

— состояние проходов, переходов, проездов;

— безопасность технологического оборудования;

— соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

— исправность приточной и вытяжной вентиляции местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

— наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

— наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (примерная форма журнала приведена ниже).

3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.

На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

— организацию и результаты работы первой ступени контроля;

— выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

— выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;

— выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

— выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

— исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

— соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

— соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

— состояние переходов и галерей;

— состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

— наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

— своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;

— наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

— обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

— состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

4. Третья ступень трехступенчатого контроля

4.1. Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.

4.2. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

— организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

— выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

— выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

— выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

— выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

— техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

— обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

— обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

— организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

— состояние кабинета охраны труда;

— состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

— организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

— подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в школе.

4.4. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ.

ЖУРНАЛ

административно-общественного контроля

Дата

Ступень контроля

Выявленные недостатки и нарушения по ОТ

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись отв. за исполнение)

1

2

3

4

5

6

Примечание:

1. На обложке журнала записывается наименование учреждения, даты начала и конца ведения журнала.

2. На 1-й странице рекомендуется привести памятку по проведению ступени контроля, на 2-й странице – выдержки из Положения об уполномоченном по охране труда.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях».

Подготовлено: 12.10.2017.

Утверждено Постановлением Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07.1987 N 7.

За исключением организаций, имеющих трехуровневую систему управления.

Ежедневное обследование потому, что руководитель структурного подразделения должен делать ежедневный обход и знать, что происходит в его структурном подразделении и какие опасности для работающих могут возникнуть. Заведующий кафедрой, отделением, кабинетом, лабораторией и т.д. должен ежедневно обходить вверенное ему подразделение, выявлять проблемы и принимать своевременные меры по их устранению. Это касается не только охраны труда и пожарной безопасности. Понятно, что не требующие срочного решения вопросы по охране труда и пожарной безопасности могут контролироваться еженедельно или с другой периодичностью в плановом порядке.

Утверждено Постановлением Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07.1987 N 7.

Переход на рыночные отношения позволил предприятиям обрести экономическую самостоятельность. Большинство предприятий и организаций освободились от опеки вышестоящих организаций.

Однако, государство оставило за собой право осуществлять управление и государственный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения между субъектами трудовых отношений «работодателем» и «наёмным работником» — является Трудовой Кодекс РФ.

Напомню, существуют три формы контроля за состоянием охраны труда в организации, это: государственный; ведомственный; общественный.

Ст. 353 ТК Органы государственного надзора и контроля за соблюдением

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях (ст. 353 ТК) осуществляет федеральная инспекция труда и её территориальные органы. В сфере своей компетенции осуществляют надзор и контроль по безопасному ведению работ в отдельных отраслях федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, уполномоченные на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, такие как:

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности;

Государственный энергетический надзор (Ростехнадзор);

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор);

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определённых ФЗ и законами субъектов РФ».

Общественный контроль состояния охраны труда является многоуровневым: осуществляется уполномоченными представителями общероссийских, отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов, первичных организаций предприятий и организаций.

Приказом от 29.05.2006 года № 413 Минздравсоцразвития РФ признал утратившим силу Постановления Митруда РФ от 12 октября 1994 года № 64 «О рекомендациях по формированию комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек» и, одновременно, утвердил «Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда. Работа комитета строится на принципах социального партнерства между работодателем и наёмными работниками, представленными уполномоченными членами профсоюзной организации или иного представительного органа, которое разработано в соответствии со статьей 218 ТК РФ.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.

Положение о Комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

Задачами Комитета являются:

1. разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

2. организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

3. информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Функциями Комитета являются:

1. рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

2. оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

3. участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

4. информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

5. доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

6. информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

7. содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

8. содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

9. участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

10. содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

11. подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

12. рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Права комитета:

1. получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

2. заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

3. заслушивать на заседаниях Комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

5. вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

6. содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность Комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в Комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя — работодателем.

Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем — работник службы охраны труда.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.

Члены Комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

Члены Комитета информируют не реже одного раза в год выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации(ий) или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации(ий) или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из Комитета и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх