Куперс

Бухучет и анализ

Обучение сотрудников иностранному языку

Как обосновать расходы компании на обучение сотрудников иностранным языкам? Обязательно ли наличие положений о таком обучении в коллективном договоре, соглашениях или трудовых договорах? Нужно ли удерживать со стоимости занятий НДФЛ и облагать ее страховыми взносами?

Компания может потратить деньги на обучение сотрудников иностранным языкам. Законодательство позволяет ей учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль и не включать их в облагаемый доход работников. Правда, при соблюдении ряда условий. В частности, при наличии у российского образовательного учреждения, обучающего сотрудников языкам, лицензии на ведение такой деятельности. О том, какие иные требования должны соблюдаться для указанных целей, пойдет речь в статье.

Расходы на обучение: признаем…

Затраты компании на дополнительное обучение работников могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Требования, предъявляемые к таким расходам, определены в пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса. Среди них — наличие у компании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. Также обучение должны проходить работники фирмы, с которыми заключены трудовые договоры. Помимо прочего, как любые налоговые расходы, траты компании на обучение сотрудников должны быть обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Следовательно, при соблюдении указанных требований затраты компании на обучение сотрудников иностранным языкам могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль.

Вместе с тем в одном из писем налоговой службы среди условий признания для целей налогообложения затрат на обучение работников иностранным языкам указано наличие положений о таком обучении в коллективном договоре, соглашениях или трудовых договорах (письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 № 21-11/077579@). Указанный вывод был сделан на основании статьи 196 Трудового кодекса. Согласно данной норме работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников в образовательных учреждениях на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Известно судебное решение, поддерживающее такой подход (пост. ФАС МО от 13.05.2008 № КА-А40/3775-08).

📌 Реклама Отключить

Однако в более поздних письме Минфина России (письмо Минфина России от 21.12.2011 № 03-03-06/2/200) и судебном решении (пост. ФАС МО от 26.10.2009 № КА-А40/11106-09) содержание в указанных документах положений об обучении сотрудников иностранным языкам не названо в качестве необходимого условия для учета таких затрат в налоговых расходах.

Таким образом, на наш взгляд, требование специалистов налоговой службы неправомерно. Оно не содержится в Налоговом кодексе и не подтверждается более поздними разъяснениями контролирующих ведомств. Кроме того, несоблюдение положений иных отраслей права не влияет на порядок налогообложения осуществленных операций (п. 3 ст. 44 НК РФ; пост. ФАС МО от 17.06.2010 № КА-А40/5963-10, ФАС ЗСО от 13.05.2005 № Ф04-2893/2005(11243-А70-33)). В нашем случае несоблюдение трудового права в части закрепления в коллективном договоре, соглашениях или трудовых договорах положений об обучении сотрудников иностранным языкам — на порядок налогового учета понесенных расходов на такое обучение.

📌 Реклама Отключить

Проанализируем, когда расходы на обучение иностранным языкам сотрудников будут соответствовать требованию обоснованности.

Налоговый кодекс определяет обоснованными экономически оправданные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таковыми, по мнению специалистов московской налоговой службы, являются затраты компании на обучение иностранным языкам сотрудников, если полученные знания применяются ими в деятельности фирмы (письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 № 21-11/077579@). На необходимость связи обучения сотрудников иностранным языкам со спецификой деятельности компании указано и в одном из судебных дел (пост. ФАС МО от 13.05.2008 № КА-А40/3775-08).

В ранее приведенном письме Минфина России (письмо Минфина России от 21.12.2011 № 03-03-06/2/200) обоснованными признаны затраты на обучение языкам сотрудников компании, являющейся «дочкой» иностранной фирмы. Такое обучение связано с необходимостью общения сотрудников по рабочим вопросам с зарубежными коллегами и партнерами, с трудящимися в дочерней компании высококвалифицированными специалистами — иностранцами, не владеющими русским языком, а также с обработкой больших объемов документов на иностранном языке.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, для признания затрат на обучение сотрудников языкам обоснованными оно должно быть вызвано рабочей необходимостью.

Если же сотрудники учат иностранные языки за счет компании не в связи с производственной необходимостью, а «для себя», то такие расходы вряд ли могут считаться обоснованными. Принять их в расходы по налогу на прибыль нельзя. Такой же позиции придерживаются контролирующие органы (письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 № 21-11/077579@).

…не облагаем НДФЛ…

Не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде платы за обучение работников по дополнительным профессиональным образовательным программам в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус. Такое правило закреплено в пункте 21 статьи 217 Налогового кодекса. На основании указанной нормы и статьи 196 Трудового кодекса контролирующие ведомства делают выводы о том, что оплата обучения сотрудников иностранным языкам не подлежит обложению НДФЛ при соблюдении следующих требований (письма УФНС России по г. Москве от 02.07.2009 № 20-15/3/068049@, Минфина России от 17.07.2009 № 03-04-06-02/50): 📌 Реклама Отключить

— российское образовательное учреждение, где проводится обучение, имеет соответствующую лицензию (иностранное — соответствующий статус);

— обучение вызвано производственной необходимостью и осуществляется по распоряжению руководителя;

— условия и порядок обучения определены коллективным и трудовым договором.

С первым из названных условий нельзя не согласиться. Вместе с тем следующие два вызывают сомнение.

Так, оплата (полностью или частично) за сотрудников услуг, в том числе обучения, является их доходом, полученным в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Перечень доходов (в том числе в натуральной форме), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в статье 217 Налогового кодекса. Ранее названная норма пункта 21 данной статьи не содержит условия о производственной необходимости обучения сотрудников, оплачиваемого компанией, для целей освобождения таких доходов от НДФЛ. Следовательно, данное требование, названное в вышеуказанных письмах, неправомерно. Подтверждает такие выводы и Минфин России в более поздних разъяснениях, согласно которым освобождаются от НДФЛ суммы оплаты компанией обучения физических лиц, которые вообще не являются ее сотрудниками (письма Минфина России от 02.04.2012 № 03-04-06/6-88, от 09.06.2011 № 03-04-06/8-135).

📌 Реклама Отключить

Условие о закреплении в коллективном и трудовых договорах положений об обучении сотрудников (в том числе иностранным языкам) также отсутствует в пункте 21 статьи 217 Налогового кодекса. Следовательно, оно незаконно. Кроме того, и в более позднем письме финансистов данное требование не названо в качестве необходимого для освобождения оплаты компанией обучения сотрудников иностранным языкам от НДФЛ (письмо Минфина России от 21.12.2011 № 03-03-06/2/200).

..и не начисляем взносы

Несколько слов следует сказать и о страховых взносах. Суммы платы компании за обучение сотрудников иностранным языкам не подлежат обложению и страховыми взносами (в т. ч. от несчастных случаев) (п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, подп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Правда, для этого, по мнению контролирующих органов, такое обучение должно проводиться с целью более эффективного выполнения работниками трудовых обязанностей (письма Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 № 2538-19, от 05.08.2010 № 2519-19, ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985). 📌 Реклама Отключить

Экспертиза статьи: Елена Мельникова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Как организовать корпоративные курсы иностранного языка: советы преподавателей

Казалось бы, ситуация выгодна для обеих сторон: люди учатся и повышают свою стоимость на рынке, компания получает лояльных и продвинутых сотрудников. Но, что удивительно, корпоративные курсы иностранного языка могут оказаться провальными: люди перестанут ходить, результат окажется ниже ожидаемого, и компания потратит слишком много сил и денег впустую.

Как же не убить мотивацию сотрудников? Мы попросили Татьяну Полубуткину, руководителя по работе с корпоративными клиентами в сети школ иностранных языков

Как выбрать школу?

Школ иностранных языков в Москве очень много. Если вы хотите изучать английский, то вам придется рассмотреть десятки и даже сотни предложений.

Есть несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе в первую очередь.

  • Репутация. Она складывается из опыта и отзывов клиентов, так что вы не прогадаете, если обратитесь в хорошо известную школу.
  • Сертификаты. Высокое качество образования обычно подтверждают международные сертификаты. Например, в случае с BKC-IH это сертификат Авторизованного центра по приему Кембриджских экзаменов.
  • Готовность школы настроить курс под специфику бизнеса. В каждой компании свои особенности: важно, чтобы в школе это понимали.
  • Профессиональные преподаватели. Международные сертификаты CELTA и DELTA — это гарантия подготовки преподавателей и знания методики.
  • Опыт работы с компаниями из вашей сферы.
  • «Плюшки» в виде бесплатных разговорных клубов или летних уроков под открытым небом — для тех, кто не любит засиживаться в офисе.

Нам нужна самая современная методика обучения! Какую выбрать?

В России насчитывают около двух десятков различных методик преподавания языка. Самая популярная — коммуникативная — обеспечивает полное погружение в новую языковую среду. С самого первого занятия преподаватель и ученики говорят только на новом языке, без исключений.

Звучит страшновато, особенно если приходится учить язык с нуля: представьте себе первый урок китайского или арабского! Но однажды вы уже проходили через это: так учат свой первый язык дети. Обычно чем младше ребенок, тем проще с ним общаются взрослые. «Это кошечка! Мяу-мяу!» — примерно так же будет звучать и ваш первый разговор с учителем.

В процессе обучения диалоги и ролевые игры между учениками и преподавателем усложняются. Обсуждение просмотренных фильмов, разговоры на приятные темы — все это заставляет активно пользоваться языком.

Это весело, но как выучить профессиональную лексику?

Со школы мы привыкли, что без грамматики и словаря язык не выучить. На самом деле это необходимо, только если вы собираетесь писать и переводить. Учить говорить нужно в процессе живого общения. «Презентовать язык не сложно, сложно заставить его использовать», — говорит преподаватель школы Ольга Фомина. На уроке вам все равно будут давать новые слова и конструкции, просто не для зубрежки, а в формате обычного разговора.

Чего точно не стоит делать, так это пытаться объяснить школе, как ей обучать ваших коллег. Такое нередко случается и, к сожалению, приводит к плохому результату. Доверьтесь профессионалам.

Как подобрать курс?

Здесь все зависит от цели. По статистике, самый популярный курс у корпоративных клиентов — общий курс иностранного языка. Далеко не всегда это английский: к примеру, производители и ретейлеры спортивной одежды любят учить немецкий или итальянский. Компании дают возможность сотрудникам поднять уровень владения языком, даже если он им совершенно не нужен в работе: общее развитие и лояльность персонала дорогого стоят.

Если требуются специальные знания (экономический или юридический язык), ищите преподавателей, у которых они есть. К примеру, в BKC-IH работают специалисты из разных сфер, прошедшие строгие преподавательские курсы. И если фармацевтической компании потребуется обучить сотрудников медицинскому английскому, то к ней придет говорящий на языке специалист-медик.

Если язык нужен для общения с деловыми партнерами, но уроки будут посещать специалисты разного профиля, то разумнее взять курс бизнес-языка. Хорошая школа всегда сможет подогнать его под вашу специфику.

Можно ли гарантировать, что сотрудники будут ходить на курсы?

Отрицательно влияют две вещи: отсутствие мотивации и слишком строгий контроль. Если на курсах ведется строжайший учет посещаемости, а сидящий за соседним стулом начальник не спускает с вас глаз — это не очень-то комфортная обстановка для усвоения знаний.

Корпоративные курсы — отличная возможность для сотрудника выучить язык. Но неплохо бы подкрепить его желание внешней мотивацией. Хорошо работают системы бонусов и премий. Повышение при достижении нового языкового уровня или шанс отправиться в командировку — все это создает атмосферу здоровой конкуренции среди сотрудников. Конкуренция в компании сплачивает коллектив, и тех, кто в процессе «отваливается», практически не бывает.

Кто должен платить за курсы?

Отсутствие мотивации — то, что угрожает мотивации с другой стороны. Как показывает практика, ученики, которые оплачивают часть стоимости занятий, подходят к обучению ответственней, чем те, кто не платит ничего. В последнем случае посещение нередко ограничивается одним-двумя занятиями.

Часто работодатель соглашается заплатить все 100% стоимости, но при определенных условиях — сдаче экзамена на хорошем уровне или безукоризненной посещаемости. Это дополнительная мотивация не только закончить курс, но и сделать это хорошо.

Как разбить персонал на группы?

Задача организации группы лежит на школе и преподавателе. Для коммуникативной методики важно, чтобы ученики в группе владели языком на одном уровне, иначе им сложно будет построить разговор. Поэтому группы набираются только после предварительного тестирования. Хорошая и открытая группа, в которой нет конфликтов — это часть не только итогового успеха, но и мотивации к посещению занятий.

А если в компании мало сотрудников?

Если в компании едва набирается людей на одну группу, при этом у всех из них разный уровень владения языком, то можно выбрать другую форму обучения. В BKC-IH есть формат разговорного клуба, когда ученики собираются и общаются на предложенные темы, поддерживая и развивая языковой навык. Среди топ-менеджеров популярны индивидуальные занятия: не каждый руководитель готов признать, что его уровень знаний может оказаться ниже уровня подчиненных.

Как не переплатить?

Исключите из программы все лишнее. Составьте список требований к программе и разошлите его в несколько школ: сравнив ответы, вы поймете, кто гарантирует результат за приемлемую сумму. Помните, что хорошее обучение не может стоить дешево: выбирая курсы только по принципу «нам бы подешевле», есть большой риск потратить деньги впустую, оставшись без результата.

Бизнес-класс: как компании в России учат сотрудников английскому

Английский для одних компаний жизненная необходимость, для других – блажь, на которую жалко тратить корпоративный бюджет. Аналитики Skyeng решили выяснить, как российские фирмы обучают сотрудников английскому и какой эффект такая учеба оказывает на бизнес.

Исследователи опросили представителей ста российских компаний. Опрос проводился с мая по сентябрь 2018 года. Участвовали сотрудники, которые прямо или косвенно влияют на решение об обучении команды — HR-менеджеры, HR-директора, руководители подразделений. Большинство участников работают в сферах IT и услуг для бизнеса.

Учить или не учить?

Больше 54% опрошенных рассказали, что у них в компании организовано обучение английскому. Как правило, фирмы задумываются о корпоративном английском, если у бизнеса есть прямая потребность в этом (появились англоязычные клиенты или началась подготовка к выходу на зарубежный рынок). Вторая причина — это расширение обязанностей конкретного сотрудника: например, он начинает работать с иностранными информационными источниками или новым оборудованием.

Порой компании организуют для всех желающих сотрудников занятия, даже если это не принесет пользы работе. «Закрывая эту потребность, компания получает отличный инструмент для мотивации персонала», — говорит директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

Но все-таки нецелесообразность для бизнеса — главная причина отказа от обучения. Еще английский не нужен фирмам, если они изначально нанимают людей, владеющих языком на высоком уровне. Несмотря на то, что найти специалистов с хорошим английским нелегко, так делают 38% опрошенных компаний.

Но не всем компаниям критически необходимы сотрудники с Advanced. «Мы нанимаем людей с хорошим техническим английским. При этом нам не так важна грамматика: если работник вместо I am doing it right now употребил I do it right now, это не конец света», — говорит один из участников опроса.

Плата и мотивация

Почти в половине случаев компания полностью оплачивает обучение, еще в 40% компенсирует сотрудникам часть расходов. По мнению Кирилла Фомичева (основателя компаний Marketarts и агентства сквозной аналитики «Точно»), сотрудник должен оплачивать хотя бы 30% расходов на учебу. Это повышает ценность курсов и ответственность за результат.

Данную мысль подтверждает практика некоторых компаний, например, ICL Services. Там придумали заключать с учениками специальный договор. По его условиям сотрудник, не выполнивший учебные KPI, возмещает расходы на свое обучение. После введения такой непопулярной меры процент тех, кто выполняет нормы, вырос с 45% до 85%.

С эффективностью этих мер согласны не все. Например, Наталья Фефилова из 404 Group считает, что все зависит от сотрудника. Для кого-то сам факт обучения от компании — уже отличная мотивация и вариант поощрения, поэтому не всегда нужно заставлять людей вкладывать свои деньги. Но для тех, кому бюджет не позволяет обучить всех желающих, частичная оплата — неплохой выход из ситуации.

Офлайн против онлайна

Самым популярным остается традиционный формат офлайн-обучения в группах: его выбрали 64% тех, кто учит сотрудников английскому. Считается, что групповые занятия дешевле и, к тому же, экономят время. Еще такой формат привычнее для самих сотрудников.

Но важно уточнить: больше 70% тех, кто прекратил учить сотрудников английскому, тоже изначально выбирали групповые занятия. Прекратить их пришлось потому, что работникам было сложно собираться, а куратору — организовывать и поддерживать курсы. Часто сотрудники с энтузиазмом начинают учиться, но потом что-то ломается: им не подходит график, они отстают от программы или не успевают попрактиковаться на групповом занятии. Поэтому со временем группы распадаются.

Что касается онлайн-обучения, его выбрали лишь 20% тех, кто учит сотрудников сейчас, и только 9% тех, кто обучал сотрудников в прошлом. Многие не задумываются об этом формате учебы или не совсем понимают, какие возможности он дает. К тому же большинству сотрудников привычнее сидеть за партой и учиться по старой схеме. Есть и те, кто принципиально против онлайна, потому что не верит в его эффективность.

Но оптимистичных мнений тоже достаточно. Надежда Бондарева из Linxdatacenter считает, что людям нужно просто дать время: «У большинства пока просто нет привычки к онлайн-обучению. По мере развития удаленного формата общения в разных областях жизни и к обучению в этом виде станут относиться спокойнее».

Хотите получить полное исследование? Мы отправим его на вашу почту: Нажимая, я принимаю условия соглашения Обрабатываем заявку Мы приняли вашу заявку! Скоро напишем на почту Буду на связи

Кто обучает

Если в противостоянии онлайна и офлайна преимущество пока на стороне последнего, то среди подрядчиков явных лидеров нет. Компании любят работать и со школами английского, и с частными преподавателями. Немало тех, кто нанимает таких сотрудников в штат.

Например, в ICL Services постепенно вырастили языковой центр полного цикла с собственными процедурами вступительного тестирования и проверки прогресса. А вот в REG.RU предпочитают внешних подрядчиков: у каждого отдела в компании есть свой бюджет на внешнее обучение, который можно использовать и для изучения английского языка. Преподавателя и способ обучения сотрудник выбирает сам.

Мы спросили, по каким критериям компании выбирают подрядчика для занятий английским. Главными из них оказались:

Как правило, с гибкостью графика и методики все не так просто. Например, Елена Винокурцева из Youscan рассказала, что компании пришлось сменить шесть репетиторов, чтобы найти подходящего: «Большинство учителей работают по устаревшей программе, не готовы к диалогу и любят типичный “школьный” подход – я знаю, как учить, а ваше дело слушать. Нам же нужен был активный и гибкий преподаватель, разбирающийся в нашей отрасли».

Важно выбирать учителей не только по уровню языка и корочкам. Например, в Skyeng обязательно проверяют, насколько учитель владеет методиками, умеет ли он разговорить ученика, мотивировать, найти подход к каждому. К тому же, здесь все время следят за повышением квалификации учителей и состоянием их английского — он остается живым и современным. А вот гарантировать качество частных педагогов уже не так просто.

Как оценить результат

Конечно, обучение команды в первую очередь должно приносить пользу бизнесу. Но все оценивают эффект по-разному. 77% опрошенных считают, что благодаря английскому компания становится более инновационной. 65% согласились, что английский влияет на рост прибыли.

Именно бизнес-метрики часто помогают оценить, удалось ли построить эффективную систему учебы. Это возможность сотрудников работать в международных командах, количество продаж иностранных партнерам, поддержка иностранного клиента, привлечение зарубежных инвестиций и другие показатели. Все зависит от того, ради чего обучение было задумано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх