Куперс

Бухучет и анализ

Оформление музейных экспонатов

Брянский государственный объединенный краеведческий музей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Составление, написание и оформление этикетажа в музеях исторического профиля».

Составила: — старший

научный сотрудник Брянского

государственного объединенного краеведческого музея

Брянск 2008

ВВЕДЕНИЕ

При создании любой экспозиции разрабатывается ее текстовое сопровождение. От качества текстового сопровождения экспозиции зависит решение целого ряда задач, таких как полномасштабное представление посетителю замысла экспозиционера и усиление впечатления о «целостности экспозиции», путем унификации подачи информации.

Тексты — хотя и не являются экспонатами, они играют большую роль в повышении эффективности музейной экспозиции.

-ведущие или вводные тексты (выдержки из документов, из высказываний общественных деятелей, писателей, ученых)

— объяснительные тексты к залу или экспозиции в целом. Они не многословны и тщательно отредактированы, написаны не слишком крупным шрифтом, чтобы не быть навязчивым и рассчитаны на внимательного посетителя.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ЭКСПОЗИЦИЯ – совокупность музейных предметов, объединенных в соответствии с замыслом ее авторов дополненных необходимыми текстами и представляемых посетителю музея. Этим термином обозначаются как постоянные экспозиции, так и временные выставки.

ЭКСПОНАТ — музейный предмет

ЭТИКЕТКА – структурированный (разбитый на рубрики) текст, помещаемый при экспонате и относящийся непосредственно к нему. Состоит из названия экспоната и необходимой информации о нем, изложенных в краткой форме, в терминах, понятных основной массе посетителей. Составление аннотаций, текстов под экспонатами в виде этикеток, вся сумма которых называется ЭТИКЕТАЖЕМ чрезвычайно трудоемкая работа.

РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, на которые разделяется ее текст.

ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, которые несут основную информационную нагрузку при описании экспоната. Доводят до посетителя сведения о важнейших характеристиках представляемых вещей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, которые выполняют вспомогательные функции. Служат для предоставления посетителю дополнительной информации о предмете и улучшения восприятия предоставляемого ему экспоната.

УНИФИКАЦИЯ – основные принципы оформления этикетажа и он зависит от цели экспозиции и ее темы. Текст этикетки будет меняться, но по схеме построения постоянный и сходный по своему внешнему виду.

УНИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ – одинаковая (сходная ) по форме изложения, терминологии, сокращения и расположения основных рубрик в этикетке.

Этикетаж основывается на информации хранящейся в других видах музейных документов, но обработанный и оформленный в соответствии с целями музейной экспозиции. Содержание и оформление этикетки отличается от записей в учетной музейной документации.

Экспонирование музейного предмета в музеях исторического профиля, в этикетаже помимо сведений о самом предмете пишется информация об использовании его как носителя информации о различных социальных и культурных явлениях и процессах.

Учет этой особенности исторических музеев принципиально важен для правильного составления этикетки.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЭТИКЕТАЖЕМ

1. Составление этикетажа – отбор и подготовка содержательной информации, разбиение по рубрикам, выработка формулировок, терминологии, размещение рубрик в этикетке, сокращений и т. д.

2. Оформление этикетажа – разработка общего вида; размер, цвет, материал, шрифт и т. д. Размещение рубрик по строкам, отступы, интервалы и прочие.

3. Размещение этикетажа в экспозиции — разрабатывается в едином стиле, рассматриваются общие композиционные принципы размещения под экспонаты и НЕ КРЕПИТСЯ НА ЭКСПОНАТ.

РУБРИКИ ЭТИКЕТОК

1. Собственное название экспоната.

2. Основные данные о нем:

— кто изготовил;

— где изготовил;

— время;

— технология.

3. Дополнительные сведения.

4. Пояснительный текст.

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ РУБРИК ЭТИКЕТОК

1. Собственное название экспоната

При экспонировании музейному предмету дается его собственное название: Женский костюм; Яйцо пасхальное; Портфель и т. д. Название экспоната несколько меняется и зависит от цели данной экспозиции, от ее темы. Так, например: Стол в одном случае в этикетке будет указываться «Стол из карельской березы», в другом » Стол работы учащихся ПТУ № 19″, в третьем «Стол из кабинета писателя». При экспонировании музейному предмету может быть дано название, которое будет отличаться от его наименования в учетной документации. Например: в учетной документации записано Муляж обрядового пряника. В экспозиции он выставляется как заменитель настоящего пряника и пишется: «Козули – печенье рождественское» и т. д. Авторские названия произведений искусств пишутся в этикетке и не выделяются кавычками, а вот собственные названия являющиеся цитатой из текста или устоявшимся в культуре термином наоборот берутся в кавычки, и тогда дается пояснительный текст. Например:

«Козел отпущения»

Акварель

М. Шехман. Россия. 1938 г.

Копия

Древний магический обряд, посвященный демону пустыни

— Азазелу, впоследствии вошел в ритуал «Дня очищения»

(Судного дня). В этот день «козла отпущения» изгоняли

в пустыню, возлагая на него грехи людей.

2. Основные данные о предмете — состоят из 4 пунктов в следующей последовательности:

2.1. Кто изготовил (использовал) предмет – это может быть один человек или же группа людей, рассматриваемые как единое целое (мастерская, фирма, фабрика, завод и т.)

Имя изготовителя или инициалы изготовителя указываются перед фамилией.

Например:

ЧАРОДЕЙКА – ЗИМА СВАДЬБА В ДЕРЕВНЕ.

. Брянск 2002 г. Мастерская братьев Ткачевых

Холст, масло Москва, 1987 г.

Холст, масло.

В случае коллективного авторства, изготовители перечисляются через запятую, без употребления соединительных союзов, например:

, – правильно А. П. и — неправильно

Если необходимо указать организацию — изготовителя и лицо–изготовителя то впереди фамилии мастера пишется «школа», «мастерская», фирма и т. д. Например:

Мастерская , Фирма Фаберже

Художник Мастер

2.2 Где был изготовлен (использовался) предмет

Названия даются по географическому или административному, а также через их сочетание. Например: Босфорское царство, Северное Причерноморье, Германия, Россия, Москва, Брянск и т. д. По этническому признаку (славяне, якуты, Ханты и т. д.) Так же по конфессиональному признаку ( старообрядцы, иудеи…)

2.3. Время – указывается момент или же период изготовления (использования ) предмета одним или несколькими людьми и пишется на одной строке после указания, где был изготовлен. Датировка пишется только по современному европейскому летосчислению. При отсутствии точных сведений в этикетке указывается интервал времени или крайних дат. В ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСПОЗИЦИЯХ В ЭТИКЕТКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО УКЗЫВАЮТ ДАТУ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТА.

Арабскими цифрами обозначают годы и десятилетия. Римскими цифрами века и

тысячелетия, например:

1941 г.;1952 г.; 347 г. до н. э. — точные даты

гг.; 1650 –1678 гг. — интервал с указанием крайних дат.

40-е гг. ХIХ в.; 50-е гг. ХХ в. — Использование одной даты в обозначении приблизительности с указанием – «десятилетия и века»

Кон. ХУII – нач. ХУIII вв.; III –II вв. до н. э. — обозначения приблизительности (начало – середина – конец).

2.4. Технология введение общей рубрики, а не отдельных «МАТЕРИАЛ» и «ТЕХНИКА» вызвано тем, что существует устойчивая связь между материалом и способом его обработки, например:

Глина – обжиг; Кость – шлифовка, гравировка;

Ткань – шитье; Дерево – резьба, масло;

Замша – выделка; Металл – литье, ковка;

Бисер — низание, вышивка.

Если понятия материал и способ обработки неразделимы, они обозначаются одним термином – по названию материала или техники его обработки, либо самостоятельно. Например: Акварель, Фотография, Папье-маше …

При заполнении рубрики желательно выдерживать в перечислении единый уровень, например:

Ткань, замша, бисер, железо, кость.

Шитье, выделка, низание, литье, ковка, гравировка. Перечисления пишутся через запятую.

3. Дополнительные сведения пишутся на экспонаты, полученные из других музеев или частных коллекций участвующих в совместных выставках.

4. Пояснительный текст – это краткая информация справочного характера.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЭТИКЕТОК

1. Единый размер, цвет к определенным группам экспозиционных материалов.

2. Материал этикетки (бумага, картон, стекло, орг. стекло и т. д.).

3. Оформление: единый общий вид: рукописный, шрифтовой.

4. Размещение рубрик по строкам, отступы, интервалы.

Т И П Ы Э Т И К Е Т О К

1. Этикетка к одиночному экспонату – основной тип этикетки.

2. Сводная этикетка – содержит информацию о нескольких предметах, которые объединены либо по содержательному принципу, либо для решения задач размещения экспонатов. Можно выделить следующие разновидности сводных этикеток:

ü Обобщенная – используется для набора экспонатов, чьи индивидуальные особенности не принимаются во внимание. Например:

Личные вещи ; Награды ; Футляры для пасхальных яиц; Корпуса снарядов и гранат выпускаемые для фронта промышленными предприятиями тыла 1941-45 г

ü Список — используется для набора экспонатов, помещенных рядом друг с другом. Составляется для удобства ориентации посетителя. Нумерация списка предметов соответствует нумерации экспонатов в витрине. Единство предметов по содержанию не подчеркивается. Поэтому нет заголовка и общего пояснительного текста. Но пояснительный текст у отдельных предметов в списке может быть, но не обязательно. Например:

1. Доска восковая для письма 2. Писало – стержень для письма

ХI в. ХI в.

Дерево Дерево

Копия Копия.

3. Евангелие – богослужебная книга

1092 г.

Фотокопия

Факсимильное издание 1912 г.

ü Этикетка к сгруппированным экспонатам — используется для набора экспонатов представляющих некоторое единство и помещенных рядом друг с другом и обязательно имеет з а г о л о в о к этикетки.

Например:

Предметы крестьянского быта;
Библейские персонажи;
Нагрудные знаки и т. д.

Экспозиции могут содержать большое количество предметов–воспроизведений и прототипы. Это обусловлено следующими факторами:

1. Наличием предметов, которые сделаны для экспозиции (ксероксы, фотокопии, гравюры и т. д.)

2 Современные ограничения на д л и т е л ь н о е э к с п о н и р о в а н и е графики, книг, документов.

3 Наличие в музейных коллекциях слепков, муляжей и т. д.

4 Использование экспозиционных макетов и других демонстрационных материалов.

Этикетки к ним могут быть достаточно сложными по своей структуре.

Например: Гравюра с картины: сканированная для экспонирования;

Скульптура — слепок с римской копии с греческого оригинала.

Предмет – воспроизведение может в экспозиции быть представлен как экспонат – замена своего прототипа как самостоятельный экспонат

КОРАН ОСМАНА

Факсимильное издание.

Санкт – Петербург, 1905 г.

Бумага, литография.

Воспроизведение должно в этикетке начинаться с указания самого факта воспроизведения и его типа («Макет» , «Муляж»)

Например: МУЛЯЖ, МАКЕТА ТАНКА

Подаренный уроженке г. Брянска

За ударную работу на Уральском танковом заводе

1945 году.

МАКЕТ ТАЧАНКИ – КОННОЙ ПОВОЗКИ СО СТРЕЛКОВЫМ

ПУЛЕМЕТОМ ВРЕМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

( 1918 – 1922 гг.)

Россия. Брянск. кон. ХХ в.

Металл. Дерево.

В заключительной части рекомендаций предлагаем описание различных видов этикеток на музейные предметы, с помощью которого каждый музей мог сформировать свой комплекс этикетажа к экспозиции. Все они связаны по содержанию и разработаны на единой научной основе (предложенной в данной работе.)

АННОТАЦИИ НА ФОТОГРАФИИ пишутся ориентируясь на задачи данной экспозиции (ее разделов). В соответствии с этим в содержании этикетки указывается информация относящаяся непосредственно данного человека (объекта) к данному разделу экспозиции и помогает ее раскрыть. Основной принцип составления целевой и зависит от задач конкретной экспозиции.

Расстановка смысловых акцентов в текстовом содержании не ограничивают творческие возможности авторов экспозиции.

Например: Совещание командиров партизанских отрядов в Клетнянских лесах

по вопросу выхода из вражеской блокады. Январь 1942 г.

Группа рабочих на восстановлении Брянского депо. 1921 г.

Курсанты Брянского военно-политического училища (БВПУ)

( ) – член РСДРП с 1906 г., руководитель

Брянских большевиков, организатор борьбы за установление и

упрочение Советской власти на Брянщине. Фото 1918 г.

() – уроженец г. Брянска, Герой Советского

Союза (1943)

Фото января 1942 г.

На обороте надпись: » Дорогой и любимой маме. Гоним врага

от Москвы»

() –уроженец с. Ардонь Клинцовского р-на

Герой Советского Союза (1941)

Фото 1941 г.

или

() – уроженец с. Ардонь Клинцовского р-на

за бомбардировку Берлина в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. удостоен

звания Героя Советского Союза.

Группа воинов 6 отдельного дивизиона бронепоездов,

сформированного в Брянске в 1941 г.

в центре командир дивизиона ,

справа – комиссар .

Партизаны брянских лесов на приеме у

Председателя Президиума Верховного Совета СССР

Москва 1942.

1 ряд — сидят Герои Советского Союза (слева на право )

, , М. П Ромашин.

2 ряд – стоят ( слева на право ) , ,

, .

Примеры этикетки:

Неправильная Правильная

, руководил рабочими в (1885 – 1905)

Декабрьском вооруженном Рабочий н-ского завода

Восстании. Погиб на баррикаде. большевик, в дни московского

Декабрьского восстания 1905 г.

руководил боевой дружиной рабочих

Недостатки Погиб на баррикаде.

Фото 1905 г.

1. Название не выделено.

2 .Инициалы пишутся перед фамилией.

3. Не даны годы жизни Иванова

4. Не указано, кто он, где сражался

5. Нет сведений о характере экспоната (техника, дата изготовления).

6. Неудачная композиция текста и частые переносы затрудняют чтение.

Написание этикетажа на картины
и иконы

1. Авторские названия произведений искусств не выделяются кавычками

2. Имя художника или инициалы указываются перед фамилией

3. В случае коллективного авторства изготовители перечисляются через запятую без употребления соединительного союза.

Правильно Неправильно
, А. П. и
Если необходимо указать организацию – изготовителя и лицо изготовителя, то впереди фамилии художника (мастера) пишется «школа», «мастерская «
Например:
Куликовская битва
С Глазунова художник М. С Решетнев.

Брянск 1996 г.

Холст, масло.

Осень Утро в лесу

Акварель Рисунок
. Брянск 1980 г. . Брянск 1975 г.
Акварель, гуашь. Перо, тушь
Мученичество св. Лаврентия
Тициан. Италия. 70-80 гг. ХУ в.

Холст, масло.

Копия ХУII в. по гравюре Корнелиса Корта.

Святая княгиня Ольга

Икона

. Россия. Кон. ХIХ в.

Дерево, темпера.

Икона

Москва. ХУII в.

Дерево, темпера.

Спас нерукотворный

Икона в окладе

Мастерская . Петербург. 1888 г.

Серебро, чеканка, резьба, золочение, металл, масло.

Оклад

Иконка «».

Фирма Сазиков. Москва. 80-е гг. ХIХ в.

Серебро, эмаль, скань, золочение.

Крест
Распятие Господне

Россия. Конец ХIХ века

Медный сплав, эмаль, литье.

НА НУМИЗМАТИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ

Дирхем Грош

Ахмет 6. Исмаил Вацлав IY. гг.

Саманиды. 907-914гг. Королевство Чехия.

Серебро Серебро

Талер Полуполтинник

Филипп III 1656 г. Россия 1744 г.

Серебро Серебро.

НА ОРДЕНА

Орден св. Станислава Суворова.

Россия. ХIХ век СССР. ХХ век.

Хмельницкого III степени Орден «Красное Знамя»

СССР. ХХ век. СССР. ХХ век.

НА ОРУЖИЕ

Сабля парадная, генеральская.

СССР, середина ХХ века.

Принадлежала генерал-лейтенанту .

Шпага парадная

Западная Европа. Начало ХУII века.

Малахова.

Мушкет

Западная Европа, конец ХУIII века

Пистолет фирмы «Маузер».

Начало ХХ века. Германия.

Принадлежал одному из первых

чекистов Брянщины .

НА ПРЕДМЕТЫ

Солонка Подстаканник

Москва. 1888 год. СССР, середина ХХ века.

Гравировка, сборка. Литье, штамповка.

Хлебница (сухарница).

Москва, конец ХIХ-начало ХХ века

Литье, гравировка.

Самовар

Тула. Конец ХIХ века.

Медь.

Ендова

Россия ХУII-ХУIII века

Медь.

Ковка, чеканка, пайка.

Часы каминные » Рыцарь»

Западная Европа. Конец ХIХ века

Латунь, эмаль.

Сливочник

Россия ХIХ век

Стекло

Рельефный декор.

Графин

Германия. конец ХIХ века

Стекло с нацветом.

Гравировка.

Тарелка

Киев.1834 год.

Керамика, глазурь.

Секретер

Россия. 1830-е годы.

Дерево, металл, зеленое сукно.

Фрак двубортный

Россия. 1890-е годы.

Сукно, атлас.

Сарафан

Россия. Конец ХIХ-началоХХ века

Хлопчатобумажная ткань, кружево.

Из Тенишевской коллекции.

Рушник

с. Дорожово Брянского р-на.

20-30-е годы ХХ века.

Льняное полотно, вышивка крестом,

кружево ручной работы.

Ковш

Россия. Конец ХIХ-начало ХХ века

Дерево, резьба. Роспись.

Пряничная доска

Россия. Начало ХХ века

Дерево, резьба.

Данные рекомендации подготовлены методическим отделом БГОКМ в целях оказания помощи сотрудникам музеев исторического профиля в написании и составлении этикеток. Представленный текст дает только основные принципы создания и написание этикетажа, главным из которых, как и в других видах музейной деятельности, является принцип целевой ориентации. Выбор всегда остается за автором экспозиции.

Музей
это живая память
  • Музей дом — усадьба
  • Ночь музеев — музей современного искусства PERMM
  • Виртуальный музей — «Мой любимый город»
  • Музей — лаборатория — «Хатасская средняя школа имени П. Н. и » г. Якутска
  • Музейно-образовательная программа «Рукоделия Поморья»
  • Экспозиция музея — Музей 31 Армии МОУ гимназии № 76

Музеи Москвы
краткий путеводитель по очень интересным местам
  • Музеи Москвы — музеи Москвы способны удовлетворить требования посетителей всех ворастов и интересов
  • Музеи Москвы, которые могут быть интересны иностранным студентам — не самые известные и крупные, но очень интересные экспозиции
  • Музеи — мероприятия акции «Ночь в музее» в различных музеях Москвы
  • Виртуальные библиотеки и музеи — экскурсии не выходя из дома
  • Музеи Москвы для детей — адреса и описания музеев для детей

Проекты по теме:


Вики

Мир

4. Музейный предмет: типология и свойства.

В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения, описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах деятельности музея.

На первый взгляд, понятие «музейный предмет» является очевидным и означает имеющиеся в музее вещи и материалы. Однако, понятие несколько глубже, и формировалось оно постепенно. Длительное время для обозначения объектов, составляющих музейные собрания не существовало единого термина. Сначала с этой целью просто использовали перечисления разных их типов и названий (картины, инструменты, диковины, минералы). С 19 века для исторических и археологических коллекций чаще употребляют понятие «древности», а для естественнонаучных – «натуральные образцы». Ф.И. Шмидт в своей работе 1929г. «Музейное дело. Вопросы экспозиции» употребляет понятия «музейные вещи», » материалы». Он первым заговорил о музейном предмете, как о знаке коммуникационной систему.

Впервые, термин «музейные предмет» ввел в научный оборот в 1930-х Дружинин, а уже в 1955г в «Основах музееведения» термин «музейный предмет» фигурирует как твердо утвердившийся в музейной практике.

В 1960-80х, на фоне «музейного бума», развития музейного проектирования и признания особого значения социальных функций музея утверждается отношение к музейному предмету, как к источнику эмоций и ассоциаций. Уже в1964г в книге Михайловской А.И.»Музейная экспозиция» говорится о том, что экспозицию необходимо строить, основываясь на подлинниках, и что предметы оказывают большое эмоциональное влияние на посетителя.

В российском музееведении последних десятилетий 20 века проблемы, связанные с музейным предметов, его свойствами и функциями, наиболее подробно разрабатывались в 1970-80е гг В.Ю. Дукельским, В.В. Кондратьевым,А.М. Разгоном, которые уделяли большое внимание в своих работах описанию феномена музейного предмета, определению его свойств, признаков и функций. Разгон определил музейный предмет, как извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время сохранятся.

Можно в общих чертах представить себе как происходит включение предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе есть много вещей, которые обладают определенной значимостью (худож., историч., мемориал.,научн.) для использования в музее. Все эти предметы называют предметами музейного значения. Чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд операций и стадий:

  1. Выявление предмета в среде бытования. Изъятие

  2. Поступление в музей. Принятие на учет и хранение

  3. Полная или первичная научная обработка

Только после этого, он приобретает статус музейного предмета. После этого, он перестает обладать тем функциональным назначением, которым обладал до этого. Например, нож уже не предназначается для резки, а топор для рубки. Главным становится его общественное значение как памятника истории и культуры. В музее специалисты восстанавливают его отношения со средой бытования и его признаки, характеристики, взаимосвязи с другими предметами – то есть включают музейный предмет в определенный исторический контекст.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками. Наиболее хорошо характеризуют различные стороны музейного предмета три свойства: информативность, аттрактивность и экспрессивность.

  1. Информативность характеризует содержательную сторону муз.предмета, его способность выступать в качестве источника различных сведений. Совокупность всех сведений о предмете, зафиксированная в научном описании составляет информационный потенциал предмета. Кондратьев предложил разделить информативность на два поля: внутреннее (атрибутивные признаки предмета –информация о непосредственно самом предмете) и внешнем (его история, место бытования, о том и о тех, что с ним связано и т.д.). Эти поля тесно переплетаются и составляют информационный потенциал.

  2. Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета — его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками

  3. Экспрессивность – способность предмета влиять на эмоциональную сферу человеческой личности и способность предмета вызывать ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям, фактам.

Некоторые ученые, например Д.А. Равикович выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность – представительность в ряду однотипных предметов. Наиболее ярко и полно что либо отражают.

Также, иногда как отдельное свойство, выделяют еще один признак музейного предмета – ассоциативность – способность вызывать у человека ассоциации.

Степень выраженности свойств музейного предмета определяет существенную категорию, характеризующую музейный предмет – ценность. Музейная ценность – это значимость предмета для музейного использования, являющаяся основным критерием для отбора предмета в музейное собрание. Принято выделять научную, историческую, мемориальную и художественную или эстетическую ценность.

  1. Научная ценность определяется его способностью служить источником информации по той или иной научной дисциплине и связана со свойством информативности.

  2. Историческая ценность определяется связями предмета с историческими событиями и процессами, с теми отпечатками среды бытования, которые несет на себе предмет.

  3. Мемориальная ценность определяется выявленной связью предмета с выдающимся человеком или значительным событием.

  4. Эстетическая и художественная ценность определяется способностью предмета вызывать эстетические переживания и связана со свойствами аттрактивности, экспрессивности и ассоциативности.

Помимо понятия «свойство» исследователи оперируют также понятием «социальные функции музейного предмета». Все функции переплетены и взаимодействуют друг с другом.

  1. Генетическая – целевое значение предмета, определенное его создателем (расписные доски – эстетическая функция)

  2. Утилитарно-потребительская – цели и формы практического использования предмета в среде бытования (расписные доски, которыми могли закрывать кадки с капустой).

  3. Научно-познавательная – способность предмета воплощать в своих форме и содержании происходящие в природе и обществе процессы и явления и благодаря этому служить объектом и средством научного познания.

  4. Культурная – роль и место предмета в системе культурных ценностей общества.

  5. Функция моделирования- значение предмета как фрагмента (остатка) исторической действительностию

  6. Коммуникативная – процесс контакта с посетителями.

Таким образом, муз.предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат деятельности человека, который в силу своей значимости изъят из среды бытования и включен в состав муз.собрания.

Можно соотнести понятия «вещь», «предмет музейного значения»,.. «музейный предмет» и «экспонат» как переход от более широкого понятия к более узкому. Вещью называют все, что имеет действительное и самостоятельное существование. Предметом музейного значения называют вещь, которая имеет какое-либо историческое, эстетическое, научное и проч.значение.

Музейным предметом называют тот предмет музейного значения, который обладает информативностью, аттрактивностью, экспрессивностью и репрезентативностью, а так же принят на учет и хранение в музей. А экспонат, это музейный предмет, обладающий наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью и являющийся структурной единицей музейной экспозиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх