Куперс

Бухучет и анализ

Оказание спонсорской помощи

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2007, N 16
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАСХОДОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ ОКАЗАНИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ И СПОНСОРСКОЙ ПОМОЩИ
У государства порой не доходят руки до решения проблем в части помощи нуждающимся гражданам. Такую помощь вместо него иногда оказывают частные лица и негосударственные организации в двух вариантах — благотворительность или спонсорство. Несмотря на то что эти понятия зачастую не различают, это несколько разные вещи. Хотя бы потому, что спонсорство отнюдь не так бескорыстно, как благотворительность. Но и это не самое главное. Налогообложение благотворительности и спонсорства заметно отличается. Поэтому сначала нужно разобраться, чем именно.
Благотворительность или спонсорство?
Сфера благотворительности регулируется Федеральным законом N 135-ФЗ . В ст. 1 этого Закона дано понятие «благотворительной деятельности». Под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Из этого определения следует, что благотворительной деятельностью не запрещено заниматься никому — ни обычным гражданам, ни коммерческим организациям. Статья 22 Закона N 135-ФЗ не запрещает оказывать благотворительную помощь на территории России и иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным и иностранным организациям.
———————————
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Однако цели, при которых оказанная помощь будет расцениваться как благотворительная, законодательством ограничены. Они перечислены в ст. 2 Закона N 135-ФЗ:
— социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействие защите материнства, детства и отцовства;
— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охрана окружающей природной среды и защиты животных;
— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Список закрытый. В то же время его пункты довольно расплывчаты, поэтому может возникнуть непонимание между благотворителем и государством, которое надо разрешать в суде (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 10.01.2007 N Ф04-8610/2006(29661-А45-33)). Однозначно и безоговорочно оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является, а проведение одновременно с ней предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вообще запрещено. Благотворительность в пользу физических лиц не регламентирована.
Для того чтобы отделить коммерческие и некоммерческие организации, необходимо воспользоваться определением из ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ . Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
———————————
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Некоммерческие организации могут быть созданы:
— для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
— в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
— для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи;
— в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Формы некоммерческих организаций самые разные: общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы.
Определение спонсорства более сложное. В Федеральном законе N 108-ФЗ ему посвящена ст. 19. Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
———————————
Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе».
Спонсорский вклад признавался платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — рекламодателем и рекламораспространителем соответственно. Спонсор был не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. Таким образом, благотворительность определялась как безвозмездная помощь, а спонсорство — как отдельный вид рекламных затрат. Соответственно, не могло быть и речи о том, чтобы налогообложение благотворительности и спонсорства производилось по одним и тем же правилам.
Все изменилось в связи с принятием Федерального закона N 38-ФЗ . Отдельная глава о спонсорстве из него исчезла. Вместо этого в ст. 3 появились два определения, связанные со спонсорством:
— спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания или трансляции теле- или радиопередачи, либо создания или использования иного результата творческой деятельности;
— спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
———————————
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Очевидно, что спонсорство больше не связано исключительно с рекламой. Если спонсор не нуждается в рекламных услугах, то спонсорство превращается в обычную благотворительность. При этом есть одна тонкость: если спонсор не требует упоминать о себе как о спонсоре (спонсорская реклама), но хочет, чтобы информация о его товарах, работах или услугах появилась на спонсируемом мероприятии иным образом (скажем, как логотип на футболке), то такое спонсорство остается обычной рекламой и благотворительностью не является.
Как оформить?
Самое интересное, что ГК РФ обошел вниманием понятие не только благотворительности, но и спонсорской помощи. Однако это не означает, что эти действия не нужно оформлять.
К договору об оказании благотворительной помощи наиболее близок договор дарения, точнее, такая его разновидность, как пожертвование. Правила оформления данного вида договора установлены в гл. 32 ГК РФ. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность. В принципе, дарение может быть совершено и без договора, за исключением трех случаев:
— если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;
— если договор содержит обещание дарения в будущем;
— если заключается договор дарения недвижимого имущества, так как он подлежит государственной регистрации.
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству. Обращаем ваше внимание на близость к целям, перечисленным в Законе о благотворительности.
Для того чтобы принять пожертвования, не требуется чьего-либо разрешения или согласия. При пожертвовании гражданину жертвователь устанавливает цель использования подарка. Иначе это будет считаться обычным дарением. Как ни странно, но в отношении юридических лиц это правило необязательно. Однако юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Использование такого имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает жертвователю право требовать отмены пожертвования.
Таким образом, благотворитель в какой-то степени защищен законодательством. Он может контролировать, как облагодетельствованное им лицо распоряжается полученным имуществом. Если речь идет о спонсорской помощи, которая не предусматривает оказание встречных (например, рекламных) услуг, то для такой операции также можно заключить договор дарения. Имуществом будут передаваемые денежные средства, а целью передачи денег — организация или проведение какого-либо общественно-полезного мероприятия (лучше всего в рамках Закона о благотворительности). При этом спонсор имеет право проконтролировать, на что реально были потрачены средства.
Но если спонсорская помощь предоставляется с целью распространения рекламы о спонсоре, то стороны могут воспользоваться договором о возмездном оказании услуг. Вопросы возмездного оказания услуг рассматриваются в гл. 39 ГК РФ, которая применяется и к договору о рекламных услугах. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По спонсорскому договору спонсор обязуется профинансировать общественно-полезное мероприятие, а спонсируемый — в ходе проведения мероприятия тем или иным способом распространить информацию о заказчике услуг как о спонсоре среди максимально возможной аудитории. При этом способ распространения информации должен быть заранее прописан в договоре.
Налоговый учет
Налог на добавленную стоимость
Благотворительность в подавляющем большинстве случаев осуществляется через передачу имущества (необязательно денег), выполнение работ или оказание услуг для благополучателей. Между тем, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров, работ и услуг является объектом обложения НДС. При этом безвозмездная реализация также признается налогооблагаемой операцией.
Однако в ст. 149 НК РФ, в которой перечислены операции, освобожденные от обложения НДС, есть упоминание о благотворительности. В пп. 12 п. 3 этой статьи указано, что от обложения НДС освобождается передача товаров, выполнение работ, оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров. Из-за этой оговорки благотворительная передача автомобиля (например, школе, детскому саду, детскому дому и т.д.) обходится благотворителю почти вдвое дороже. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ легковые автомобили признаются подакцизными товарами. Передача на территории России права собственности на произведенные подакцизные товары другому лицу, в том числе на безвозмездной основе, признается объектом налогообложения по акцизам (пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ). Таким образом, при безвозмездной передаче легкового автомобиля в качестве благотворительной помощи благотворитель не может воспользоваться льготой по НДС и обязан уплатить в бюджет НДС и акциз.
Обратите внимание: согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не облагается НДС передача на безвозмездной основе основных средств бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Однако освобождение от начисления НДС влечет за собой другую, гораздо менее приятную обязанность — восстановление «входного» НДС по имуществу, переданному в благотворительных целях.
Необходимо отметить, что ранее возникал вопрос, может ли применить льготу по НДС организация, не имеющая статуса благотворительной? В Письме УМНС по г. Москве N 24-14/4/41004 было сказано, что безвозмездная передача товаров, работ, услуг организациями, не являющимися благотворительными, облагается НДС. В Письме УФНС по г. Москве от 02.08.2005 N 19-11/55153 содержится перечень документов, которые, по мнению налоговиков, могут свидетельствовать о правомерности применения налоговой льготы:
— договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг в рамках оказания благотворительной деятельности;
— копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров;
— акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в рамках благотворительной деятельности.
———————————
Письмо УМНС по г. Москве от 21.06.2004 N 24-14/4/41004 «Рекомендации по проведению проверки правомерности предоставления освобождения от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ».
Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, в налоговый орган нужно представить документ, подтверждающий фактическое получение им товаров, работ или услуг. Правда, во втором Письме в обоснование своих требований налоговики ссылались на ныне не действующий Приказ МНС России N БГ-3-03/447 .
———————————
Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации».
Зато Минфин однозначно принял сторону налогоплательщиков. Из Письма от 24.04.2006 N 03-04-11/72 можно сделать вывод, что организация, оказывающая благотворительную помощь, не обязательно должна быть

Налогообложение спонсорской помощи при УСН имеет некоторые особенности. Рассмотрим налоговые последствия получения и предоставления такой помощи. Но для начала разберемся с понятием спонсорства.

Понятие спонсорства

Понятие спонсорства определяется в законе «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Согласно пп. 9 и 10 ст. 3 закона № 38-ФЗ спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. А под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней определенного лица как спонсора.

Отсюда следует, что спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. От спонсора — деньги или другие ресурсы, от спонсируемого — рекламная услуга. На это обратил внимание Минфин России в письме от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5, разъясняя учет спонсорских вкладов для целей налогообложения прибыли.

Спонсорство нужно отличать от благотворительности, которая носит бескорыстный и безвозмездный характер (закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ).

Последствия для «упрощенца» — получателя спонсорской помощи

Учитывая, что спонсорский вклад рассматривается как плата за рекламные услуги, в УСН его следует признать доходом, увеличивающим налоговую базу по единому налогу (п. 1 ст. 346.15, ст. 249–251 НК РФ, письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5).

В бухучете «упрощенец» — получатель спонсорской помощи сделает следующие проводки:

  • Дебет 50, 51 Кредит 62, субсчет «Авансы полученные» — на сумму поступившего спонсорского вклада;
  • Дебет 62 Кредит 90-1 — на сумму выручки от оказания рекламных услуг;
  • Дебет 90-2 Кредит 20 (44) — на сумму расходов по оказанию рекламных услуг;
  • Дебет 62, субсчет «Авансы полученные» Кредит 62 — на сумму зачтенного аванса.

Факт оказания рекламных услуг, как правило, подтверждается соответствующим актом.

Налогообложение «упрощенца»-спонсора

Если «упрощенец» выступает спонсором, у него возникает вопрос об учете спонсорского вклада в расходах. Уменьшать единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», как известно, могут только расходы, поименованные в закрытом перечне в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при этом спонсорские вклады там прямо не указаны. Однако выше мы выяснили, что спонсорство подразумевает плату за рекламу. Рекламные расходы в указанном перечне есть — подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, поэтому учесть спонсорские вклады при налогообложении возможно.

При этом нужно иметь в виду, что рекламные затраты «упрощенцы» учитывают по правилам, предусмотренным для налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, п. 4 ст. 264 НК РФ). А значит, их наверняка придется пронормировать. Сделать это нужно со всеми расходами, кроме случаев, когда реклама спонсора осуществляется:

  • через СМИ (в том числе в печати, по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, либо при кино- и видеообслуживании;
  • посредством световой и иной наружной рекламы, включая использование рекламных стендов и рекламных щитов;
  • на выставках, ярмарках, экспозициях;
  • в рекламных брошюрах и каталогах.

Подробнее — «Как учесть расходы на рекламу при УСН».

Особое внимание при этом следует уделить документальному подтверждению затрат — и в первую очередь для этого необходим акт на оказание рекламных услуг в счет спонсорского вклада. Также целесообразно иметь иные доказательства рекламирования (фотографии, видеозаписи и т. п., в зависимости от вида рекламы).

В бухучете вклад спонсора отразится следующими проводками:

  • Дебет 60 (76) Кредит 50 (51) — на сумму перечисленных денежных средств;
  • Дебет 44 (20) Кредит 60 (76) — на сумму признанных расходов.

Итоги

Спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Получатель спонсорской помощи учитывает ее в доходах, облагаемых единым налогом. Спонсор на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» может учесть затраты на спонсирование тех или иных мероприятий в качестве расходов на рекламу.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Скачать образцы документов:

  • Образец обращения к спонсору;
  • Образец приказа об оказании спонсорской помощи;
  • Образец договора об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • Образец отчета об использовании спонсорской помощи;
  • Образец отчета директора о предоставлении спонсорской помощи;

NB. Для простоты изложения и восприятия далее по тексту под спонсорской помощью понимается безвозмездная (спонсорская) помощь.

О спонсорской помощи

Основным документом, регулирующим спонсорскую помощь, является Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ).

Справочно
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь дарение между коммерческими организациями запрещено.
Вместе с тем, Указ нивелирует этот запрет путем предоставления возможности таким организациям получать спонсорскую помощь.

Пункт 1 Указа гласит, что безвозмездная (спонсорская) помощь оказывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь организациям, индивидуальным предпринимателям, а также иным физическим лицам Республики Беларусь.

Справочно
Может ли резидент Республики Беларусь оказать спонсорскую помощь нерезиденту, к примеру, представительству иностранной компании, коммерческой/некоммерческой организации? Читайте в статье консультанта юридического управления Минэкономики Ирины Скачковой.

Спонсорская помощь оказывается в виде:

  • денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
  • товаров (имущества);
  • работ;
  • услуг;

Справочно
Как безвозмездно уступить исключительные права — читайте в статье юриста Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры» Александра Веремеева.

  • имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Спонсорская помощь может быть предоставлена и использована только на цели, отраженные в п. 2 Указа. Приводим некоторые из них:

  • создания и укрепления материально-технической базы;
  • приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
  • поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
  • охраны историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;
  • приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
  • и т.д.

Указом также установлены цели, на которые предоставление и использование спонсорской помощи запрещается:

  • для осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством;
  • для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики;
  • для организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения семинаров, других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения;
  • должностными лицами организаций – получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения;
  • на цели, не названные в Указе, если Президентом Республики Беларусь или с его согласия не определено иное.

Справочно
Можно ли предоставить неспортивным организациям безвозмездную (спонсорскую) помощь на цели, направленные на поддержку и развитие спорта? Читайте в статьеюриста Сергея Стрельчика.

Шаг 1. Направление письма спонсору

Образец обращения к спонсору

Обращение к спонсору составляется в произвольной форме. В нем необходимо указать вид (имущество, денежные средства, работы, услуги и т.д.) и размер (количество, объем) испрашиваемой помощи, а также цель ее оказания.

На практике такому обращению к спонсору предшествуют переговоры сторон. Чаще всего письмо с просьбой оказать спонсорскую помощь – формальный повод начать процедуру оказания такой помощи.

Шаг 2. Определение того, в чьей компетенции находится оказание спонсорской помощи

Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относится решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами.

Однако в 2016 г. (со вступлением в силу Закона от 15.07.2015 № 308-З) порядок оказания спонсорской помощи был упрощен, и теперь в уставе общества можно предусмотреть, что ее оказание входит в компетенцию исполнительного органа (в нашем случае – директора).

Вместе с тем если в уставе закреплено, что оказание спонсорской помощи входит в компетенцию директора, то в уставе также должна быть предусмотрена обязанность последнего ежеквартально отчитываться о предоставлении спонсорской помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества (ч. 4 ст. 35 Закона).

Таким образом, вторым шагом после получения письма о предоставлении спонсорской помощи является выяснение того, кому уставом спонсора предоставлено право оказывать такую помощь.

Шаг 3. Оформление решения о предоставлении спонсорской помощи

Образец приказа об оказании спонсорской помощи

Такое решение оформляется приказом директора общества. В нем необходимо отразить получателя спонсорской помощи, ее размер и цель. В последующем эти сведения будут перенесены в договор об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи. Кроме того, в приказе также можно дать указания другим службам, например, подготовить договор или перевести денежные средства получателю после подписания договора.

Шаг 4. Заключение договора об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи

Образец договора об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи

Указом определены условия, которые должны быть включены в договор. В самом Указе такие условия не поименованы напрямую как существенные, но, на наш взгляд, они имеют природу таковых:

  • организация, ИП, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, получатель такой помощи;
  • размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей – физических лиц) организации, ИП, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;
  • сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах – для органов, организаций, перечисленных в п. 9 Указа;
  • иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа и других актов законодательства.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 утверждена примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Стоит отметить, что примерная форма договора (в отличие от типовой) носит рекомендательный характер и стороны могут дополнить его любыми условиями, которые сочтут необходимыми.

Важно!
Субъекты хозяйствования, предоставляющие спонсорскую помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п. 8 Указа).

Особое внимание нужно уделить порядку предоставления отчета об использовании спонсорской помощи.

После заключения договора следует направление спонсорской помощи получателю: перечисление на счет, поставка, отгрузка, оказание услуг, выполнение работ и т.д.

Справочно
Кто по смыслу Указа подразумевается под субъектами республики: субъекты, созданные по праву Республики Беларусь и являющиеся ее резидентами, или субъекты с долей (вклад, акции) государства в уставном фонде? Читайте в статье консультанта юридического управления Минэкономики Ирины Скачковой.

Шаг 5. Предоставление спонсору отчета об использовании спонсорской помощи

Образец отчета об использовании спонсорской помощи

Форма такого отчета и порядок его предоставления законодательством не установлены, поэтому сторонам нужно самостоятельно определить их.

Так как в нашей ситуации директор обязан ежеквартально отчитываться о предоставлении спонсорской помощи перед вышестоящим органом компании (ч. 4 ст. 35 Закона), то рекомендуем устанавливать в договоре срок на предоставление отчета о ее использовании до того, как директор будет отчитываться перед вышестоящим руководством.

Шаг 6. Отчет директора о предоставлении спонсорской помощи

Образец отчета директора о предоставлении спонсорской помощи

Требования к форме и содержанию отчета директора об оказанной спонсорской помощи законодательством также не определены. Они могут содержаться в уставе общества или его ЛНПА.

Полагаем, что в отчете должна содержаться следующая информация:

  • цели предоставления спонсорской помощи;
  • вид и размер предоставленной спонсорской помощи;
  • наименование и количество организаций – получателей спонсорской помощи в течение квартала;
  • реквизиты заключенных договоров.

Также в качестве подтверждения покупки товаров (работ, услуг) лицом, получающим спонсорскую помощь, за денежные средства (если они передавались в качестве помощи) к отчету директора можно приложить отчет об использовании спонсорской помощи.

Ответственность

Очень важно соблюсти правильный порядок предоставления спонсорской помощи, так как за его нарушение предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предоставление ИП или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин, а на ИП – от 20 до 50 базовых величин.

Скачать «Договор пожертвования имущества»

ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ

имущества

№ _________

далее «Жертвователь», в лице ______________________________________________________,

действующего на основании _____________________, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.1. Жертвователь безвозмездно передает, а Больница принимает в качестве пожертвования имущество согласно Приложения к настоящему договору.

1.2. Стоимость передаваемого имущества по данным передающей стороны составляет ____________________________ рублей.

1.3. Вручение пожертвования совершается в месте нахождения Больницы и оформляется актом приема-передачи, подписываемым Сторонами.

1.4. Все расходы, связанные с передачей имущества, включая его доставку, погрузо-разгрузочные работы, транспортировку до места нахождения Больницы, несет Жертвователь.

1.5. Жертвователь передает пожертвование добровольно, безвозмездно, руководствуясь ст.582 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 11 августа 1995 года №135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)».

1.6. Пожертвование осуществляется в общеполезных целях для содействия деятельности лечебного учреждения в сфере профилактики и охраны здоровья граждан и улучшения материально-технического обеспечения Больницы.

Больница обязуется применять имущество по его назначению для повышения качества обслуживания населения при ведении медицинской деятельности и оказании медицинских услуг.

1.7. Жертвователь вправе контролировать фактическое использование пожертвования.

1.8. Больница ведет обособленный учет операций с пожертвованным имуществом и по требованию Жертвователя предоставляет отчет о совершенных с ним действиях.

1.9. В остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

1.10. Договор вступает в силу с момента его подписания.

1.11. Адреса и реквизиты Сторон:

ГБУЗ ЯО «ОКБ» _________________________________

ИНН 7603004103 КПП 760301001

р/с 406 018 103 788 83 000 001

банк: Отделение Ярославль г. Ярославль

Директор

ГБУЗ ЯО «ОКБ»

__________________ В. В. Тубашов _____________________________

Приложение к договору

пожертвования имущества №______ от _________________

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Наименование имущества Единицы измерения Стоимость

ГБУЗ ЯО «ОКБ» _________________________________

Директор

ГБУЗ ЯО «ОКБ»

__________________ (Тубашов В.В.) _____________________________

АКТ ПРИЁМКИ-ПЕРЕДАЧИ ТОВАРА

1.1. Осуществлена поставка следующего товара

№ п/п Наименование товара Ед. изм. Цена за ед. руб. Количество Сумма в руб.
  1. Переданы следующие документы на товар:

_____________________________________________________________________________________

ГБУЗ ЯО «ОКБ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх