Куперс

Бухучет и анализ

Оказание услуг на территории иностранного государства

Работы (услуги) облагаются НДС, если их реализация происходит на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В этой статье мы продемонстрируем подход, которым нужно руководствоваться при установлении места реализации работ (услуг), и проиллюстрируем его конкретными примерами.

Вопрос о месте реализации работ (услуг) возникает, когда они приобретаются у иностранной компании или когда российская организация выполняет работы (оказывает услуги) иностранному лицу.

Место реализации работ (услуг) определяется в порядке, установленном ст. 148 НК РФ. Этой нормой предусмотрены отдельные правила для:

  • работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым и движимым имуществом;

  • услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

  • услуг (работ), указанных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых зависит от места осуществления деятельности покупателем;

  • услуг по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанных с ними работ (услуг);

  • прочих услуг.

Таким образом, для того чтобы понять, является ли местом реализации работы (услуги) территория Российской Федерации, нужно определить, к какому виду работ (услуг) из числа перечисленных в ст. 148 НК РФ она относится. Рассмотрим, на основании каких критериев это нужно делать.

Работы (услуги), связанные с движимым или недвижимым имуществом

В статье 148 НК РФ сказано, что к работам (услугам), непосредственно связанным с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), относятся, в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде. А к работам, непосредственно связанным с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, — монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

По вышеперечисленным работам (услугам) важно расположение имущества, с которым они связаны. Если оно находится за пределами РФ, местом выполнения работ (оказания услуг) территория РФ не признается (подп. 1 и 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). В этом случае работы (услуги) НДС не облагаются.

Обратите внимание: имущество, находящееся на земельном участке иностранного государства, переданном РФ во временное пользование, считается находящимся за пределами РФ. Дело в том, что передача земельного участка, расположенного на территории иностранного государства, во временное пользование РФ не изменяет территориальной принадлежности такого участка (письмо Минфина России от 30.10.2014 № 03-07-08/54944).

Если имущество расположено в России, местом реализации работ (услуг) считается территория РФ (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ) и работы (услуги) подлежат обложению НДС.

Принадлежность имущества российской компании или иностранной организации для решения вопроса с местом реализации работ (услуг) не имеет никакого значения. В письме от 01.02.2019 № СД-4-3/1723@ ФНС России разъяснила, что местом реализации строительных работ (работ по реконструкции, капитальному ремонту), выполняемых российской организацией — исполнителем по государственному контракту на территории иностранного государства, Россия не признается независимо от того, кому принадлежит право собственности на объекты недвижимого имущества.

Приведем конкретные примеры определения места реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом. Так, местом реализации будет территория РФ при оказании (выполнении):

услуг по техническому надзору и монтажу оборудования на морских судах на территории РФ. Основание — подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 12.07.2017 № 03-07-08/44239);

услуг по сдаче в субаренду недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Крым, оказываемых иностранной компанией российской организации. Основание — подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ и п. 2 ст. 615 ГК РФ, согласно которому к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды (письмо Минфина России от 18.11.2016 № 03-07-08/67984);

работ по ремонту и техническому обслуживанию на территории РФ судов смешанного (река-море) плавания, принадлежащих иностранным судовладельцам. Основание — подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 19.09.2012 № 03-07-08/272).

Местом реализации не является территория РФ при оказании (выполнении):

  • услуг по предпродажной подготовке товаров, находящихся на территории иностранного государства. Основание — подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 20.03.2015 № 03-07-08/15498);

  • строительных работ, выполняемых российскими организациями, на объектах недвижимости, находящихся в иностранном государстве на земельном участке, переданном во временное пользование РФ. Основание — подп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 30.10.2014 № 03-07-08/54944).

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физкультуры, туризма, отдыха и спорта

Место реализации таких услуг зависит от места их фактического оказания. Если они оказываются в России, местом реализации является территория РФ (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ) и услуги подлежат обложению НДС. Если же услуги оказываются за границей, местом их реализации территория РФ не признается (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Соответственно, такие услуги НДС не облагаются.

Так, при выездном туризме услуги по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию, включенные в стоимость туристского продукта, оказываются за пределами РФ. Поэтому местом реализации этих услуг территория РФ не является (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). А местом реализации остальных услуг, включенных в туристский продукт (например, страховка, авиабилеты, визовая поддержка), считается Россия, так как они оказываются на ее территории. Основание — подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ (письма Минфина России от 24.10.2017 № 03-07-08/69685, от 30.05.2017 № 03-07-08/33100).

Место реализации услуг по проведению выставок в сфере культуры и искусства определяется по месту фактического проведения выставок (письма Минфина России от 04.07.2016 № 03-07-08/38984, от 24.06.2013 № 03-07-08/23692). Если выставка проходит в России, местом реализации услуг по проведению выставки будет территория РФ (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Местом реализации услуг по показу на территории России спектаклей, оказываемых иностранными театральными коллективами, на основании подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ (письмо Минфина России от 17.08.2015 № 03-07-08/47399).

Услуги (работы), указанные в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ

В подпункте 4 п. 1 ст. 148 НК РФ названы:

  • услуги по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

  • услуги (работы) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;

  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги;

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

  • услуги по предоставлению труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг;

  • сдача в аренду движимого имущества (за исключением сдачи в аренду авиационных двигателей и прочего авиационно-технического имущества, если в соответствии с законодательством иностранного государства местом реализации таких услуг признается территория такого иностранного государства) и сдача в аренду наземных автотранспортных средств;

  • услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;

  • передача единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов), полученных в рамках реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Место реализации этих услуг (работ) определяется по месту осуществления деятельности покупателя.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, когда он фактически присутствует в России. Факт присутствия устанавливается на основании государственной регистрации. А если государственная регистрация в России отсутствует — по месту, указанному в учредительных документах, месту управления организации, месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, месту нахождения постоянного представительства, месту жительства физического лица. При оказании физическому лицу услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • местом жительства покупателя является Россия;

  • банк, через который происходит оплата услуг, находится в России;

  • сетевой адрес покупателя зарегистрирован в России;

  • код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен России.

Обратите внимание: если иностранная компания — покупатель услуг, перечисленных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, состоит на налоговом учете в России в связи с оказанием услуг в электронной форме, это не означает, что местом осуществления ее деятельности является территория РФ. Так, в письме от 17.05.2019 № 03-07-08/35644 Минфин России рассмотрел ситуацию, когда российская организация оказывает иностранной компании консультационные и юридические услуги. Иностранная компания — покупатель состоит на налоговом учете в России в связи с оказанием услуг в электронной форме. Специалисты финансового ведомства указали, что поскольку покупателем является иностранная компания, местом реализации консультационных и юридических услуг территория РФ не признается независимо от постановки на налоговый учет этой иностранной компании в связи с оказанием услуг в электронной форме. К аналогичному выводу пришли финансисты и в письме от 26.04.2019 № 03-07-08/31287 при рассмотрении ситуации, когда российская организация разрабатывает программы для иностранной компании, состоящей на налоговом учете в России в связи с оказанием услуг в электронной форме.

Приведем несколько примеров, когда местом реализации услуг в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ является территория РФ:

российская организация приобретает у иностранной компании право использования информации (о рыночных котировках на иностранной бирже, о ценных бумагах иностранных эмитентов) посредством доступа к ней через информационно-телекоммуникационную сеть (письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@);

  • иностранная компания предоставляет российской организации через посредника на основании сублицензионного договора права на использование программ для ЭВМ (письмо Минфина России от 23.05.2019 № 03-07-14/37324);

  • иностранная компания по лицензионному договору передает российской организации исключительные права на использование фонограмм, произведений и аудиовизуальных произведений (письмо Минфина России от 08.04.2019 № 03-07-08/24658);

  • иностранная компания оказывает российской организации услуги по организации выставки на территории иностранного государства с целью рекламирования продукции (письмо Минфина России от 04.02.2019 № 03-07-08/6184).

Территория РФ не является местом реализации услуг:

  • при оказании российской организацией иностранной компании маркетинговых услуг (письмо Минфина России от 14.03.2019 № 03-07-08/16762);

  • при сдаче в аренду иностранной организации пассажирских вагонов, используемых в перевозках, в том числе по территории РФ (письмо Минфина России от 24.12.2018 № 03-07-08/93828);

  • при оказании иностранной организации услуг по разработке программного обеспечения (видеоигр) для портативных компьютеров (письмо Минфина России от 27.02.2017 № 03-07-11/10856).

Перевозка (транспортировка) и связанные с ними работы (услуги)

Согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) является территория РФ, если они выполняются (оказываются):

  • российскими организациями или индивидуальными предпринимателями при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ;

  • иностранными лицами, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ.

По работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, местом реализации будет территория РФ, если эти работы (услуги) выполняются (оказываются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Местом реализации услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по России признается территория РФ, если такие услуги оказываются российскими организациями (подп. 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Когда российский авиаперевозчик оказывает услуги по перевозке товаров и пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории РФ, местом реализации таких услуг будет Россия, если авиаперевозчик в ходе такой перевозки совершил посадку на территории РФ. При этом необходимо, чтобы место прибытия товаров на территорию РФ совпадало с местом их убытия с территории РФ (подп. 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В иных случаях местом реализации услуг по перевозке (транспортировке) и связанных с ней работ (услуг) территория РФ не признается (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Например, территория РФ не является местом реализации:

  • услуг, оказываемых российской организацией по перевозке груза от пункта отправления, находящегося на территории Финляндии, до международного автомобильного пункта пропуска на российско-финляндской границе и в обратном направлении (письмо Минфина России от 26.07.2017 № 03-07-08/47512);

  • услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, по организации перевозки товаров из РФ в иностранное государство (письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-07-08/19183).

Прочие услуги

Если оказываемые (приобретаемые) работы (услуги) не относятся к перечисленным в подп. 1—4.4 ст. 148 НК РФ, место их реализации определяется по месту осуществления деятельности исполнителя (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Приведем примеры работ (услуг), которые не подпадают под действие подп. 1—4.4 ст. 148 НК РФ и место реализации которых определяется по правилам подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Так, местом реализации будет территория РФ, если российская организация:

  • оказывает иностранной компании услуги по оценке объектов (письмо Минфина России от 11.07.2019 № 03-07-08/51599);

  • оказывает другой российской организации услуги по инспектированию строительства судна на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 23.11.2018 № 03-07-08/84735);

  • оказывает иностранной компании на основании агентского договора услуги по размещению рекламы в СМИ (письмо Минфина России от 22.02.2018 № 03-07-08/11179);

  • оказывает услуги по сертификации продукции, в том числе пилотируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов (письмо Минфина России от 28.11.2017 № 03-07-08/78586);

  • оказывает услуги по проведению видеоконференций иностранным компаниям (письмо Минфина России от 22.08.2017 № 03-07-08/53786);

  • выдает поручительство перед иностранной компанией в пользу другой иностранной компании (письмо Минфина России от 19.01.2017 № 03-07-08/2120).

  • Местом реализации не является территория РФ, если иностранная компания оказывает российской организации услуги по:

  • поиску за рубежом для российской организации потенциальных клиентов (письмо Минфина России от 26.04.2019 № 03-07-08/31287);

  • организации проведения конференций, форумов и других аналогичных мероприятий (письмо Минфина России от 09.02.2018 № 03-07-08/7923);

  • поиску артистов и заключению с ними договоров для выступления в РФ (письмо Минфина России от 15.05.2017 № 03-07-08/28967);

  • сертификации продукции (письмо Минфина России от 07.04.2017 № 03-07-08/20810);

  • поиску и подбору персонала (письмо Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76364).

Вспомогательные работы (услуги)

В ситуации, когда организация выполняет несколько видов работ (услуг) и при этом реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). Это установлено п. 3 ст. 148 НК РФ.

В письме от 08.11.2011 № 03-07-08/308 Минфин России разъяснил, что положения этой нормы применяются в случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов работ (услуг), которые в соответствии с договорными обязательствами могут квалифицироваться в качестве основных и вспомогательных работ (услуг).

Например:

  • российская организация оказывает иностранной компании как услуги по предоставлению на основании лицензионного договора права на использование комплекса программного обеспечения, так и услуги по обучению сотрудников иностранной компании техническому сопровождению такого программного обеспечения. В этом случае услуги по обучению носят вспомогательный характер и место их реализации определяется по месту реализации услуг по предоставлению права на использование программного обеспечения (письмо Минфина России от 01.02.2019 № 03-07-08/5954);

  • российская организация на основании госконтракта выполняет строительные работы на объектах, находящихся за границей, а также выполняет проектные работы и оказывает услуги по авторскому надзору. Проектные работы и услуги по авторскому надзору носят вспомогательный характер к строительным работам, и место их реализации определяется по месту реализации строительных работ (письмо ФНС России от 01.02.2019 № СД-4-3/1723@);

  • российская организация по договору осуществляет обслуживание и ремонт оборудования, расположенного в Болгарии, а также оказывает услуги дистанционной технической поддержки. Услуги дистанционной технической поддержки носят вспомогательный характер по отношению к услугам по обслуживанию и ремонту оборудования. Поэтому место их реализации определяется по месту реализации услуг по обслуживанию и ремонту оборудования (письмо Минфина России от 07.05.2018 № 03-07-08/30460).

НК устанавливает общие требования по заполнению счетов-фактур, в то время как постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137 регулирует особенности заполнения счетов-фактур налоговыми агентами.

Понятно, что НК устанавливает общие требования по заполнению счетов-фактур, в то время как постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137 регулирует особенности заполнения счетов-фактур налоговыми агентами.

Налоговый агент может оформить счет-фактуру как в электронном виде, так и на бумаге (п. 1 ст. 169 НК, приказ ФНС России от 04.03.2015 №ММВ-7-6/93). Оформленный документ нужно зарегистрировать в части 1 журнала учета счетов-фактур, а также в книге продаж. Сделать это следует на дату составления счета-фактуры (п. 1 приложения 3, п. 15, 16 раздела II приложения 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Когда у налогового агента возникнет право на вычет НДС, счет-фактуру нужно будет зарегистрировать в книге покупок (п. 23 раздела II приложения 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В целом при составлении счета-фактуры налоговым агентом используется общий порядок, установленный постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Однако заполнение некоторых разделов имеет свои особенности. Так, строка 5 «К платежно-расчетному документу» заполняется налоговым агентом в следующем порядке (подп. «з» п. 1 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137):

  • При составлении счета-фактуры в случае покупки работ или услуг у иностранных организаций, которые не состоят на российском налоговом учете, в данной строке следует указать номер и дату платежного поручения, свидетельствующего об уплате НДС в бюджет.
  • При составлении счета-фактуры в случае приобретения или аренды государственного (муниципального) имущества в данной строке следует указать номер и дату платежного поручения, свидетельствующего об оплате имущества или арендной платы.
  • При составлении счета-фактуры в случае покупки товаров у иностранных организаций, которые не состоят на российском налоговом учете, в данной строке следует указать номер и дату платежного поручения, подтверждающего оплату указанных товаров.
  • Если применялась безденежная форма расчетов, то в строке 5 следует поставить прочерк.

Пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);

Подробнее — в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

НДС у налогового агента: проводки

Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда организация или ИП становится налоговым агентом, — ­это аренда имущества у органов государственной власти. НДС у налогового агента – проводки в этой ситуации могут быть сформированы следующим образом:

Дт

Кт

Сумма

90 000

Перечислен аванс арендодателю за квартал

76НА

16 200

Налоговым агентом начислен НДС и выставлен счет-фактура по выданному авансу

16 200

Перечислен НДС налоговым агентом

30 000

Начислена арендная плата за месяц

76НА

5 400

Налоговым агентом выделен входной НДС со стоимости аренды за месяц

30 000

Зачтен аванс

5 400

Принят НДС к вычету

где:

60.01 – расчеты с поставщиками;

60.02 – расчеты с поставщиками по авансам выданным;

76НА – расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.32 – НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.02 – расчеты с бюджетом по НДС;

19.04 – НДС по приобретенным работам, услугам.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечень обязанностей налогового агента по НДС установлен Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Главная обязанность агентов заключается в исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Для реализации основной функции налоговый агент по НДС должен удержать налог из денежных средств налогоплательщика, находящихся в его распоряжении.

ВАЖНО! За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

Если в данном налоговом периоде выплаты в пользу налогоплательщика не производились, удержание налога невозможно. В такой ситуации вместо удержания НДС налоговый агент обязан предоставить сведения о невозможности удержания сумм налога на выплаты налогоплательщика с указанием суммы задолженности по неисполненным перед бюджетом обязательствам (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Эти сведения представляются в течение месяца со дня обнаружения факта невозможности удержания НДС.

Представление декларации по НДС

Еще одной обязанностью налогового агента по НДС является представление декларации по НДС независимо от того, является компания налогоплательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговому агенту по НДС приходится одновременно исполнять обязанности плательщика этого налога по характеру своей деятельности либо в силу п. 5 ст. 173 НК РФ, то декларация должна представляться в электронном виде (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговый агент по НК РФ не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, то в определенных случаях он может подавать декларацию и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

О заполнении декларации по НДС налоговым агентом читайте в статье «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?».

Как получить вычет в отчетном году налоговому агенту

НК РФ в ст. 171 содержит норму, согласно которой налоговому агенту по НДС предоставлено право на получение вычета в размере уплаченной суммы. Право на вычет возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, применяющие спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентную систему налогообложения) или освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 , 145.1, 149 НК РФ, удержанный НДС принять к вычету не могут, так как не исполняют обязанности налогоплательщика по НДС.

При аренде имущества для операций, местом реализации которых территория РФ не является, уплаченные суммы к вычету нельзя (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-08/41).

Не имеют права на вычет удержанного и уплаченного НДС налоговые агенты, которые реализуют (п. 3 ст. 171, пп. 4, 5 ст. 161 НК РФ):

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

Однако в случае приобретения у иностранного продавца работ и услуг есть свои особенности, прочитать о которых вы можете в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если организация не выполняет обязанности налогового агента по НДС, то она может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа. Данная норма распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. При возникновении недоимки на сумму задолженности налоговому агенту начисляются пени (пп. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

Итоги

При совершении некоторых операций организации и ИП становятся налоговыми агентами по НДС, обязанными удержать налог у налогоплательщика, перечислить его в бюджет и подать декларацию в налоговые органы. В большинстве случаев, налоговые агенты могут заявить удержанный НДС после уплаты к вычету из бюджета, но из этого правила есть исключения, рассмотренные в данной статье. Вычет НДС, удержанного налоговым агентом, можно заявить только в том периоде, когда возникло право на него, перенести его на будущее нельзя.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

31 Август 2018

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ БЕЗ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЛИ КОСВЕННЫЙ РЕЭКСПОРТ

Долгое время все внешнеэкономические отношения с зарубежными партнерами носили либо экспортный, либо импортный характер. При вступлении России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) изменился сам подход к внешнеэкономической деятельности. Для оптимизации своих затрат, участники ВЭД стали использовать таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, вывозятся с этой территории с целью последующей перепродажи. Такой вид внешнеэкономической деятельности и называется реэкспортом.
Реэкспорт делится на две основные группы:
— прямой реэкспорт предполагает, что товар завозится на территорию страны-резидента;
— косвенный реэкспорт предполагает, что товар не завозится на территорию страны-резидента, а напрямую отправляется к третьему лицу, минуя пересечения границы страны-резидента.
В рамках данной статьи рассмотрим в чем заключается преимущество косвенного реэкспорта, уделим особое внимание вопросам бухгалтерского учета, валютного регулирования и контроля операций.
Преимущества косвенного реэкспорта
Преимущества использования режима косвенного реэкспорта очевидны по нескольким показателям.
1. У участников внешнеэкономической деятельности, применяющих косвенный
реэкспорт наблюдается значительное снижение расходов на транспортировку товара покупателю, что в свою очередь приводит к сокращению издержек с последующим снижением цены товара. Данный фактор является конкурентным преимуществом для компании, которая собирается выводить товар на международный рынок.
2. Продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим
лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Согласно пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации товаров установлен в статье 147 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
• товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается или транспортируется;
• товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;
Если товары согласно заключенному между сторонами договору передаются от продавца к покупателю не на территории РФ, ни одно из условий, поименованных в п. 1 ст. 147 НК РФ, не выполняется, следовательно, местом реализации товаров территория РФ не признается и у российской организации-продавца не возникает обязанности по начислению и уплате НДС в российский бюджет в связи с осуществлением анализируемой сделки.
3. При косвенном реэкспорте, валютные операции в рамках сделок между
резидентами и нерезидентами, предусматривающие приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации, осуществляются без постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
С 1 марта 2018 года, с момента вступления в силу утвержденной Центральным Банком России Инструкции от 16.08.2017 г № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция), вместо требования об оформлении паспорта сделки в банках действует порядок постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
Обязанность по постановке контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров распространяется на валютные операции, осуществленные между резидентом и нерезидентом, связанные с расчетами через счета резидентов по договорам (в том числе агентским, договорам комиссии, поручения), предусматривающим при осуществлении внешнеторговой деятельности (п. 4.1, 4.1.1, 5.1 Инструкции). В пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» четко определено, что относиться к внешнеторговой деятельности — это импорт и (или) экспорт товаров, информации и интеллектуальной собственности. В свою очередь, под импортом товаров понимается ввоз товара в РФ без обязательства об обратном вывозе, под экспортом товаров — вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе (пп. 10, 28 ст. 2 названного Закона).
4. Операции косвенного реэкспорта не подпадают под действие ст. 19 Федеральным
законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее — Закон о валютном регулировании). Требования данной статьи распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Валютный контроль при косвенном реэкспорте
При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть, что согласно пп. 2. п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании получение на валютные счета компании валютной выручки, а также ее расходование признаются валютными операциями со всеми вытекающими последствиями.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом. Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки, а также органы валютного контроля (Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации) и агенты валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов перечисленные в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.
Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может отказать в проведении валютных операций.
Документы, связанные с проведение валютных операций должны представляться в уполномоченный банк при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте.
Сроки представления документов, связанных с проведением валютных операций (пунктами 2.1, 2.5 Инструкции)

Случай-основание

Сроки представления документов

При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет

Не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении

При списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте

Одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты необходимо представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций

Бухгалтерский учет реэкспортных товаров
Перед организациями, реализующими товарно- материальные ценности в режиме косвенного реэкспорта, стоит ряд задач организации бухгалтерского учета реэкспортных товаров:
• контроль за движением товаров от иностранного поставщика до места хранения товаров на территории склада за пределами Российской Федерации;
• уведомление о точном местонахождении товаров по направлениям их движения и местам хранения;
• контроль за количественной и качественной сохранностью товаров;
• учет накладных расходов по реэкспортным операциям.
Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов» (далее- ПБУ 5/01) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
На счетах 41 «Товары» и 10 «Материалы» согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и Инструкция по его применению, (утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н.) формируется стоимость материально производственных запасов.
По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость,
В дебет счета 41 «Товары» списывается сформированная фактическая себестоимость товаров.
Бухгалтерский учет реэкспортных товаров зависит от вида реализуемых ценностей.
Чтобы обеспечить оперативный контроль за движением товаров, предназначенных для реализации без завоза их на территорию Российской Федерации, организации ведут их синтетический учет.
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
• «Реэкспортные товары в пути»;
• «Реэкспортные товары на складах и переработке за границей»;
• «Реэкспортные товары для реализации в страны СНГ»;
• «Импортные товары в пути в РФ».
В ситуация, когда на внутренний рынок необходимо будет поставить товары, предназначенные первоначально для реализации с применением режима косвенного реэкспорта в учете в рамках счета 41 «Товары», товар необходимо переквалифицировать. На товар, предназначенный ранее для применения режима реэкспорта, необходимо будет предоставить документы подтверждающие, что товар предназначен для реализации на территории Российской Федерации, таким документом выступает Инвойс (Invoice) производителя, в котором должно быть указано, что товар предназначен для реализации в России. Организации-импортеру в данном случае следует обратиться к производителю с просьбой переквалифицировать поставленный товар и внести изменения в первичные документы, т.е. инвойс в котором будет указано место реализации товаров.
В целях правильного отражения реэкспортных товаров в бухгалтерском учете российским организациям необходимо четко отслеживать, каким образом во внешнеторговом контракте предусмотрен переход права собственности на эти товары, обеспечить контроль за движением товаров, а также предусмотреть возможность реализации этих товаров на внутреннем рынке.
Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Глухова Н.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх