Куперс

Бухучет и анализ

Оприходование лома в бухгалтерском учете

Взаимоотношения между организацией, выполняющей работы по механической обработке труб, и заказчиком этих работ по своей сути являются отношениями переработчика и давальца и регулируются нормами главы 37 «Подряд» ГК РФ.

Право собственности на переданное в переработку сырье (материалы), а также на изготовленную (обработанную) в процессе переработки вещь принадлежит заказчику (давальцу) (п. 1 ст. 220, п. 2 ст. 703 ГК РФ). После окончания работы переработчик должен представить давальцу отчет об израсходовании материала, а также вернуть его остаток либо с согласия давальца уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у переработчика неиспользованного материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).

Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов подлежит лицензированию в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287. Исключение – реализация лома, образовавшегося в процессе собственного производства. Таким образом, переработчик, реализующий лом, должен иметь на это лицензию.

Бухгалтерский учет

Металлолом, образовавшийся в результате механической обработки труб, является возвратным отходом. Собственником возвратных отходов, образовавшихся в результате переработки давальческого сырья, является давалец.

Договором на переработку может быть предусмотрена передача давальцем возвратных отходов (металлолома) в собственность переработчика.

В этом случае порядок дальнейшего учета у переработчика образовавшегося металлолома зависит от условий договора на переработку: на возмездной или безвозмездной основе давалец передает возвратные отходы (металлолом) в собственность переработчику.

Металлолом, полученный переработчиком на возмездной основе, приходуется по стоимости его приобретения, указанной в договоре с давальцем (п. 5 ПБУ 5/01). Если цена продажи металлолома в договоре между давальцем и переработчиком не указана, то она определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные запасы (п. 10 ПБУ 5/01).

Бухгалтерские проводки по данной хозяйственной операции:

  • Кт 003 – списана с забалансового учета стоимость оставшихся у переработчика материалов (возвратных отходов) давальца;
  • Дт 10 «Материалы» (41 «Товары») Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходован металлолом, полученный по договору с давальцем.

Металлолом, полученный переработчиком безвозмездно, приходуется на дату принятия его к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости, которая должна быть подтверждена документально (например, справкой, составленной на основе общедоступной информации о ценах в СМИ, интернете и т.д.) или заключением эксперта (отчетом независимого оценщика) (п. 9 ПБУ 5/01, п. 10.3 ПБУ 9/99).

Бухгалтерские проводки по данной хозяйственной операции:

  • Дт 10 «Материалы» (41 «Товары») Кт 98 «Доходы будущих периодов» – оприходован металлолом по цене его возможного использования (продажи);
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» – стоимость металлолома, полученного безвозмездно, отражена в прочих доходах (по мере списания на счета учета затрат, расходов на продажу).

Выручка от реализации металлолома отражается в составе доходов от обычных видов деятельности или в составе прочих доходов организации (в зависимости от того, является ли этот вид деятельности для организации основным) по цене, указанной в договоре с покупателем (п. 5, 6, 6.1, 7, 10.1 ПБУ 9/99). В свою очередь стоимость, по которой был ранее оприходован металлолом, списывается на расходы организации в порядке, схожем с порядком признания доходов (п. 5, 11 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские проводки по данной хозяйственной операции:

НДС

С 1 января 2018 года согласно п. 8 ст. 161 НК РФ российские покупатели (кроме физических лиц, не являющихся ИП), приобретающие на территории РФ у плательщиков НДС (за исключением плательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков НДС) лом и отходы черных и цветных металлов, признаются налоговыми агентами по НДС. Исчисленные в соответствии с п. 8 ст. 161 НК РФ суммы налога подлежат вычетам (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты (покупатели), приобретающие лом металлов, при исчислении налога счета-фактуры не составляют, поскольку обязанность по выставлению счетов-фактур в этом случае возлагается на продавцов.

Налогоплательщики (продавцы) при реализации металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров должны составлять счета-фактуры без учета сумм налога с надписью или штампом «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ). Порядок применения НДС и заполнения счетов-фактур при реализации на территории РФ металлолома разъяснен в письме ФНС России от 16.01.2018 № СА-4-3/480@.

Проводки по НДС при приобретении металлолома отражаются в учете покупателя:

  • Дт 76 (субсчет «Расчеты по НДС у налоговых агентов») Кт 68 – начислен НДС со стоимости приобретенного металлолома;
  • Дт 19 Кт 76 (субсчет «Расчеты по НДС у налоговых агентов») – учтен входной НДС со стоимости приобретенного металлолома;
  • Дт 68 Кт 19 – заявлен вычет НДС со стоимости приобретенного металлолома (у покупателей – плательщиков НДС);
  • Дт 41 (10) Кт 19 – входной НДС со стоимости приобретенного металлолома включен в стоимость МПЗ (у покупателей – неплательщиков НДС).

Подробнее о порядке обложения НДС покупки и реализации металлолома см. .

Налог на прибыль

Если металлолом остается в распоряжении переработчика на безвозмездной основе, то он должен признать доход на дату подписания сторонами акта приема-передачи в размере рыночной стоимости безвозмездно полученного имущества (п. 8 ст. 250 НК РФ, пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Выручка от реализации металлолома включается в состав доходов в сумме, установленной договором и причитающейся к получению от заказчика (пп. 1 п. 1 ст. 248; п. 1, п. 2 ст. 249 НК РФ). При применении метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (независимо от фактического поступления денежных средств, т.е. на дату реализации) (п. 1, п. 3 ст. 271 НК РФ).

Доходы от реализации металлолома в зависимости от того, на возмездной или безвозмездной основе он получен, уменьшаются:

  • на фактическую себестоимость металлолома, определяемую исходя из цены его приобретения и непосредственно связанных с приобретением расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • на стоимость металлолома в сумме внереализационного дохода, отраженного при принятии его на учет (пп. 2 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 254 НК РФ).

Реализация металлолома

В результате производственной деятельности на предприятии может возникнуть промышленный металлолом. Предлагаем рассмотреть оприходование именно такого металлолома1 и налоговые последствия дальнейшей его реализации.

Общие моменты

В соответствии со ст. 1 Закона о металлоломе, не пригодные к прямому использованию изделия или части изделий, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа и содержат в себе черные или цветные металлы либо их сплавы, а также изделия из металла, содержащие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов, являются металлоломом. Таким образом, металлоломом, возникающим в процессе производственной деятельности предприятия, является производственный брак в металлических изделиях, а также остатки материалов из металла, остающиеся после использования основной части таких материалов в производстве.

1 По поводу оприходования и продажи активов, полученных при ликвидации основных средств, полезно ознакомиться с письмом ГНСУ от 23.05.2012 г. №8802/6/15-1415 (см. «ДК» №7/2013).

Субъекты хозяйствования, осуществляющие определенные операции с металлоломом, имеют право проводить такую деятельность только при наличии соответствующей лицензии. К таким операциям с металлоломом относятся: заготовка, переработка, металлургическая переработка лома черных и цветных металлов. Такие операции проводят только специализированные или специализированные металлургические перерабатывающие предприятия (а также их приемные пункты).

В случае получения металлолома в процессе производства субъект хозяйствования не проводит вышеупомянутых операций. Металлолом, полученный в процессе производства, предприятие (если не перерабатывает его самостоятельно) сдает в приемные пункты специализированных предприятий. Согласно абз. 7 ст. 4 Закона о металлоломе, не подлежит лицензированию деятельность юридического лица, связанная со сбором и реализацией промышленного металлолома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате его деятельности.

Промышленный металлолом

Промышленный металлолом — не пригодные к прямому использованию в промышленности и других отраслях экономики изделия или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы либо их сплавы и которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа, а также изделия из металла, содержащие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов.

Статья 1 Закона о металлоломе

Согласно ст. 4 Закона о металлоломе, прием промышленного металлолома специализированными предприятиями от юридических лиц оформляется актом приемки с указанием наименования юридического лица, количества и источников происхождения металлолома. В рассматриваемом в статье случае это будет промышленный металлолом, образовавшийся в процессе производства в качестве отходов от основного или вспомогательного производства такого юрлица.

Оприходование металлолома

Металлолом, образовавшийся в процессе производства в качестве отходов от основного или вспомогательного производства, классифицируется в соответствии с п. 2.13 Методрекомендаций №2 как возвратные отходы. Отходы являются возвратными, если существует возможность получить от их использования экономические выгоды. Примерами такого металлолома могут быть металлическая стружка или обрубки металла. Кроме того, как указывалось выше, к промышленному металлолому может быть отнесен неисправимый брак. Указанные отходы признаются металлоломом, но только по решению собственника. Такое решение подтверждается соответствующим распорядительным документом — приказом. Если предприятие планирует продажу металлолома, в приказе также стоит предусмотреть такое решение и предписать бухгалтерской службе оприходовать эти активы.

Напомним, что признаки запасов, признающихся активами, в соответствии с п. 5 П(С)БУ 9, это: вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и возможность достоверно определить их стоимость. Так что в первую очередь необходимо определить стоимость запасов в виде металлолома, который приходуется на предприятии. Оно имеет право самостоятельно определить стоимость металлолома (как правило, это делает специальная комиссия, созданная по приказу руководителя предприятия), воспользовавшись информацией о рыночных ценах на металлолом. Получить такую информацию можно на специализированном предприятии, занимающемся приемом промышленного лома. Также можно привлечь для определения стоимости металлолома с целью его оприходования профессиональных экспертов-оценщиков. Но действующее законодательство не требует оценки металлолома независимыми экспертами.

Запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9). Первоначальную стоимость отходов в виде металлолома достоверно определить невозможно, поэтому учитывается чистая стоимость реализации. Такой вывод подтверждается п. 2.13 Методрекомендаций №2, где сказано, что первоначальная стоимость запасов, поступивших на склад от возвратных отходов производства, определяется по чистой стоимости реализации, если такие запасы предназначены для реализации. Чистой стоимостью реализации запасов является ожидаемая цена реализации в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию (п. 4 П(С)БУ 9).

Полученный в процессе производства металлолом учитывается по чистой стоимости реализации запасов на субсчете 209 «Прочие материалы». Такая стоимость и будет себестоимостью таких запасов при реализации. Стоимость отходов в виде металлолома, являющихся запасами предприятия, следует определить на дату их оприходования.

В п. 12 П(С)БУ 16 уточняется, что стоимость возвратных отходов (в нашем случае промышленного металлолома), полученных в процессе производства, оценивается в порядке, изложенном в п. 11 этого П(С)БУ. Анализируя нормы п. 11 П(С)БУ 16, становится понятно, что производственная себестоимость продукции должна уменьшаться на справедливую стоимость отходов — металлолома. Следовательно, стоимость отходов, полученных в процессе производства, не учитывается в составе прямых материальных расходов, и себестоимостью полученного металлолома является справедливая стоимость возвратных отходов. Справедливой стоимостью является сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату (п. 4 П(С)БУ 19). Так что чистая стоимость реализации металлолома, являющегося отходами производства и предназначенного по решению руководителя предприятия к продаже, это его справедливая стоимость.

Хозяйственные операции предприятия отражаются в бухгалтерском учете методом их сплошного и непрерывного документирования. Записи в учетных регистрах делаются на основании первичных документов. Это может быть либо самостоятельно разработанный предприятием бланк первичного документа, либо накладная-требование (форма №М-11, утвержденная приказом Минстата от 21.06.96 г. №193, используется, в частности, для учета внутреннего перемещения материальных ценностей). Но необходимо помнить, что первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.4 Положения №88 и ст. 9 Закона о бухучете.

Реализация металлолома

Налог на прибыль

В налоговом учете в первую очередь следует помнить об уменьшении прямых материальных расходов, являющихся составной частью себестоимости изготовленной продукции. Ведь согласно норме пп. 138.8.1 НКУ прямые материальные расходы нужно уменьшить на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе производства. Стоимость, на которую уменьшаются прямые материальные расходы, определяется в соответствии с П(С)БУ (в вышеупомянутом порядке).

В случае дальнейшей реализации металлолома в налоговом учете его справедливая стоимость будет его себестоимостью. В письме ГНСУ от 09.10.2012 г. №5582/0/71-12/22-1217 сказано: «Если в дальнейшем такие отходы будут реализовываться, то в налоговом учете такие операции будут отражаться как операции по реализации товаров и соответственно в отчетном периоде, в котором признаны доходы от их реализации, плательщик налога может признать расходы в размере справедливой стоимости таких возвратных отходов, сформированной в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета».

Дата признания доходов при реализации металлолома признается по общему правилу п. 137.1 НКУ — это момент перехода к покупателю права собственности на такой товар. На дату признания доходов от реализации металлолома признаются и расходы, формирующие его себестоимость (п. 138.4 НКУ).

Налог на добавленную стоимость

Объектом налогообложения, согласно пп. «а» п. 185.1 НКУ, являются операции плательщиков НДС по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины. Но пунктом 23 подраздела 2 раздела ХХ НКУ предусмотрена временная (до 01.01.2015 г.) льгота, освобождающая от НДС операции по поставке, в т. ч. операции по импорту, а также вывозу в таможенном режиме экспорта отходов и лома черных и цветных металлов. Перечень отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых освобождаются от НДС, утвержден постановлением КМУ от 12.01.2011 г. №15 (далее — Перечень №15).

Однако в письме ГУ Миндоходов в г. Киеве от 04.03.2014 г. №2052/10/26-15-11-01-06 (см. «ДК» №14/2014) сообщается, что с 1 января по 18 февраля 2014 года операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов следовало облагать НДС по общим правилам (т. е. без применения льготы). Объясняют такую позицию налоговики тем, что в Перечень №15 изменения, продлевающие его действие на 2014 год, были внесены постановлением КМУ от 05.02.2014 г. №43, вступившим в силу с 18 февраля 2014 года. Поэтому именно с вступлением в силу изменений и нужно применять льготу по НДС. А это значит, что все операции по реализации металлолома, осуществленные в период с 01.01.2014 г. по 18.02.2014 г., предприятие должно было облагать НДС.

Таким образом, смелые плательщики НДС могут настаивать на том, что изменения в п. 23 подраздела 2 раздела ХХ НКУ, освобождающие от НДС поставки металлолома, вступили в силу с 01.01.2014 г., и пользоваться такой льготой можно было уже с этой даты. Но осторожные специалисты считают: поскольку утвержденного и действующего перечня металлолома, по которому можно было применить эту льготу, на 01.01.2014 г. не было, то сама по себе льгота была, а вот механизм ее реализации отсутствовал. Значит, применять эту льготу в 2014 году можно было только с даты утверждения соответствующих изменений к Перечню №15, т. е. с 18.02.2014 г.

На практике довольно часто у плательщика НДС возникает вопрос: нужно ли перераспределять налоговый кредит по нормам ст. 199 НКУ, ведь происходит реализация металлолома, освобожденного от НДС?

Нет, ведь согласно п. 199.6 НКУ правила статьи 199 НКУ не применяются и налоговый кредит не уменьшается в случае «поставки плательщиком налога отходов и лома черных и цветных металлов, образовавшихся у такого плательщика в результате переработки, обработки, плавления товаров (сырья, материалов, заготовок и пр.) на производстве, строительстве, разборке (демонтаже) ликвидируемых основных фондов и других подобных операций». Ключевым моментом в этой норме является происхождение отходов и лома черных и цветных металлов. Следовательно, производственный металлолом не приведет к перерасчету или уменьшению налогового кредита по НДС.

Кроме того, у плательщика НДС могут возникнуть вопросы по поводу нормы пп. «б» п. 198.5 НКУ, который требует начислять налоговое обязательство в случае применения товаров, по которым предприятие воспользовалось налоговым кредитом, в операциях, освобожденных от налогообложения. Однако считаем, что в нашей ситуации основания для начисления НО отсутствуют. Ведь плательщик признавал НК по товарам в виде сырья, а освобожденная от НДС реализация происходит уже по отходам производства в виде металлолома, это совсем другой товар.

Отчет о суммах налоговых льгот

Субъект хозяйствования, не уплачивающий в соответствии с НКУ налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот, обязан подать отчет о суммах налоговых льгот (его форма утверждена постановлением КМУ от 27.12.2010 г. №1233). Это квартальный отчет, который подается нарастающим итогом за 3, 6, 9 и 12 календарных месяцев по месту регистрации плательщика в течение 40 к. д., следующих за последним календарным днем налогового периода. В случае если в течение отчетного периода налогоплательщик льготами не пользуется, отчет не подается. Но поскольку этот отчет подается нарастающим итогом, то раз подав его за квартал в течение календарного года, нужно будет подавать его и за следующие отчетные периоды такого календарного года.

В графах «Код пільги згідно з довідником пільг» и «Найменування податкової пільги» отчета указываются код и наименование налоговой льготы по каждому виду налоговых льгот в соответствии со справочником льгот. Письмом Миндоходов от 31.03.2014 г. №70/2 утвержден справочник налоговых льгот по состоянию на 01.04.2014 г. Код льготы по НДС по реализованному металлолому, который записывается в отчете согласно этому справочнику, — 14010465, наименование льготы: «Временно до 1 января 2015 года от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов».

Кстати, в колонке 6 «Початок дії пільги» Справочника №70/2 не предусмотрено, что эта льгота действует с 18.02.2014 г., как об этом сообщалось в вышеупомянутом письме Миндоходов. Это может служить аргументом в пользу смелых плательщиков НДС, воспользовавшихся указанной льготой с 01.01.2014 г. по 17.02.2014 г.

Суммы НДС, не уплаченные плательщиком налога в госбюджет в связи с получением налоговых льгот, рассчитываются и указываются в отчете в зависимости от особенностей налогообложения. Порядок расчета сумм НДС, освобожденных от налогообложения, приведен в разделе ІІ Порядка №167. Расчет не внесенных сумм НДС проводится по алгоритму (см. п. 3 подраздела 1 раздела ІІ Порядка №167):

СП = (V пост. зв. — (V прид. з податком + V прид. без податку)) х розмір ставки податку ,

где:

СП — сумма льгот;

V пост. зв. — объемы операций, освобожденных от обложения НДС, — из раздела I «Податкові зобов’язання» налоговой декларации по НДС;

V прид. з податком, V прид. без податку — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях, освобожденных от обложения НДС.

Например, если стоимость реализованного металлолома, образовавшегося в результате производственной деятельности предприятия, составит 5000 грн (это строка 5 декларации по НДС), но за перевозку таких обратных отходов в приемный пункт было уплачено сторонней организации 600 грн с НДС (строка 10.2 декларации по НДС), сумма льготы по НДС, которая будет указана в отчете, составит: (5000 — 500) х 20% = 900 грн.

Внимание: сумма НДС, уплаченная сторонней организации за перевозку металлолома, в течение действия льготы, установленной п. 23 подраздела 2 раздела ХХ ПКУ, не относится к составу НК предприятия на основании п. 198.4 НКУ.

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • Закон о металлоломе — Закон Украины от 05.05.99 г. №619-XIV «О металлоломе».
  • Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета» 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. №246.
  • П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета» 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. №318.
  • П(С)БУ 19 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий», утвержденное приказом Минфина от 07.07.99 г. №163.
  • Методрекомендации №2 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. №2.
  • Положение №88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. №88.
  • Порядок №167 — Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, которые осуществляются на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. №167.

Елена ВОДОПЬЯНОВА, «Дебет-Кредит»

В марте нынешнего года была опубликована информация о задержании в Кобринском районе перевозчиков лома чёрного металла, история закончилась составлением административных протоколов. Корреспонденты портала Кобрин Сити выяснили, как сдать металлолом и не нарушить закон и где в Кобрине принимают лом металла.

Кто имеет право на заготовку лома черных и цветных металлов:

В Беларуси действует положение «О закупке лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан)», которое определяет: какие организации имеют право на закупку металлолома и какие изделия из металла разрешено закупать у граждан в качестве вторсырья.

Закупка (заготовка) лома черных и цветных металлов относится к видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». И заниматься им имеют право только юридические лица. Лицензии на этот вид деятельности выдает Министерство промышленности.

На территории Республики Беларусь это право предоставлено только предприятиям «Белвтормета» (Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов) и заготовительным организациям «Белкоопсоюза». Они оборудованы всем необходимым для учета и безопасного временного хранения лома на своих территориях в соответствии с санитарными требованиями.Список предприятий, получивших лицензию на заготовку (закупку) лома и отходов черных и цветных металлов, закупку отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом, по состоянию на 4 января 2019 года можно .

Что разрешено сдавать в металлолом?

Физические лица могут сдавать металлолом лишь в том случае, если он образовался в результате хозяйственной деятельности. Это, например, стиральная машина, которая утратила свои потребительские свойства и собственник хочет от неё избавиться. Такую вещь можно совершено законно сдать и получить за это деньги.

Перечень предметов из черных и цветных металлов, закупку которых разрешено производить у населения (граждан) в качестве металлолома

1. Автомобили легковые, мотоциклы, велосипеды, их части, узлы и детали к ним.
2. Автомобили грузовые, прицепы к ним, их части, узлы и детали к ним*.
3. Галантерейные изделия.
4. Гаражно-ремонтное оборудование.
5. Канцелярские, школьно-письменные и чертежные принадлежности.
6. Кухонный и печной инвентарь.
7. Отходы строительные.
8. Предметы домашнего обихода.
9. Сантехническое, водопроводное и отопительное оборудование.
10. Сельскохозяйственные машины, их части, узлы и детали к ним*.
11. Сельскохозяйственная техника для обработки приусадебных (дачных) участков, ее части, узлы и детали к ней, садово-огородный инвентарь.
12. Скобяные и ножевые изделия.
13. Спортивные, охотничьи и рыболовные принадлежности.
14. Столярный, слесарный и сапожный инструмент.
15. Суда речные маломерные (лодки, катамараны и другие), их части, детали и комплектующие к ним, в том числе навесные моторы.
16. Художественные изделия.
17. Часовые механизмы, радио- и электротовары.

* Приём в металлолом предметов из чёрных (цветных) металлов осуществляется заготовительными организациями с регистрацией данных, удостоверяющих личность сдающего их гражданина, места его проживания, наименований этих предметов.

Какой металлолом сдавать нельзя?

Сбор и заготовка промышленного лома физическим лицам запрещена. Промышленный лом, который образуется в процессе работы предприятий, сдают в пункты приема сами предприятия. Сбор металлолома по свалкам, неиспользуемым зданиям, промышленным объектам и даже по соседям для сдачи в пункты приема трактуется, как незаконная предпринимательская деятельность.

Ответственность за незаконную заготовку металлолома: административная и уголовная

Для осуществления сбора, заготовки и скупки лома металлов необходимо специальное разрешение (лицензия). Граждане, которые занимаются данным видом деятельности без наличия лицензии, нарушают Закон, а потому могут привлекаться как к административной, так и уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение правил сбора и заготовки лома металлов предусмотрена ч. 1.1. ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Незаконная предпринимательская деятельность». В данной статье прописано наказание в виде штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности.Статьей 12.2 КоАП «Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов» предусмотрено наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в том же размере, а на юридическое лицо — от 100 до 300 процентов стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.

Систематическое занятие деятельностью, связанной с заготовкой лома металлов, может быть квалифицировано по ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь – незаконная предпринимательская деятельность. Ответственность данной статьей предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. Если данная деятельность осуществляется лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, то лишение свободы предусмотрено на срок до пяти лет. Незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая организованной группой, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации. Так что прежде чем взяться за сбор металлолома, нужно все поставить на законные рельсы.

Будущее человечества и проблема исчерпаемых природных ресурсов заключается в мудрой утилизации и грамотном использовании сырья, пригодного для переработки. Это хорошо реализуется в области металлургии, ещё в детстве мы собирали металлолом. Сейчас это взаимовыгодный бизнес, который даёт не только выгоду, но и является стратегическим для экономики страны.

Правила и нормы приёма металлолома

Время полуподпольных точек, куда сносили ворованный утиль, ушло в прошлое. Современные пункты приема меди и других металлов работают в легальном экономическом пространстве. Порядок сдачи металлолома давно узаконен и требует прохождения определённой процедуры. Все правила едины для частных компаний, кооперативов, государственных корпораций. Нет значения — Вы сдаёте металл или его скупаете. Это помогает исключить факты мошенничества и воровства, способствует пополнению бюджета.

Регулирование этого процесса начинается с возраста того, кто хочет получить деньги за цветмет. Дети до 13 лет включительно не могут осуществлять подобные дела. Подросткам от 14 до 17 лет надо иметь разрешение от родных или опекунов. Сдавать лом можно с 18 лет, либо лицам, которые в возрасте 16 лет получили статус дееспособных. Сдатчик пишет заявление и указывает:

  • ФИО.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  • Место жительства на территории России.
  • Описание утиля.
  • Источник происхождения лома.
  • Дата и роспись.

При себе человек обязан иметь паспорт или документ, который указан в реквизитах. Перечень документов для организаций больше. Экспедитор должен предъявить:

  • Накладную или другой сопроводительный документ.
  • Доверенность на получение денег (если они не идут перечислением).
  • Копию документа о списании лома с указанием номера акта.

Порядок приема металлолома обязывает приёмщика хранить все эти бумаги пять лет. Важна и материальная сторона дела. Покупателю интересно получить чистый лом без грязи и примесей. В ход идут технические условия, которые определяют способы и формулы для выявления уровня загрязнённости лома. Это может быть дерево, стекло, пластик, изоляция, иные металлы. При сдаче никеля его важно отделить от кобальта, меди. При приёмке олова или свинца надо отнять золу, шлам и съёмы.

Должна присутствовать проверка на содержание влаги, жира и масла. Важен контроль на наличие радиационного фона, оценка взрывобезопасности. Радиационная опасность проверяется ещё на границе приёмного пункта. В случае обнаружения радиации грузовик отгоняют в тупик, а судьба лома решается совместно с государственными контролирующими органами. Каждая партия принятого металла должна иметь:

  • Паспорт качества лома.
  • Удостоверение о взрывобезопасности и об отсутствии радиации.
  • Справка о дезактивации.
  • Документ о проведённой химической обработке.

С этими бумагами лом может отправляться в долгое путешествие к месту переплавки.

Приём чёрного лома

Эта процедура аналогична технологии приёмки цветмета, но имеет более лояльные условия. Порядок сдачи металлолома предприятием обязывает предоставить документы, подтверждающие право собственности на этот груз. У частного лица важно проверить паспорт и основание для продажи, подтверждение права собственности на лом. Иногда владелец пункта может вводить самостоятельные ограничения, которые обезопасят его бизнес и общественные интересы.

Перед приёмкой чёрный лом необходимо рассортировать по его видам, группам, маркам. Это описано в ГОСТе 2787-75 «Металлы чёрные вторичные. Общие ТУ». Пункт приёма имеет право отказаться от узлов и механизмов, которые поставляются в неразобранном состоянии. Для оценки уровня засорённости металла маслом и прочими примесями пользуются технологией взвешивания отобранных проб. На одну партию металла принято делать пять проб, которые могут не только определить степень загрязнённости, но и оценить лом по минимальной шкале.

Особо важна проверка металла на наличие взрывчатки и её остатков. Иногда под особую партию лома предусмотрена разработка своей, персональной инструкции. Если обнаружена вероятность возникновения взрыва, то все работы приостанавливаются, на место выезжают профильные специалисты. Все действия опираются на ГОСТ 2787-75. После всех проверок и формальностей составляется акт, разработанный Постановлением Правительства от 11 мая 2001 года (№369). Владелец пункта обязан вести строгие записи всех операций, фиксировать их в Книге учёта.

Сотрудничество с профессиональными компаниями — это гарантия получения хорошей цены за металл, отсутствие недоразумений и криминальных проблем. А проверка на безопасность может спасти здоровье сотен людей.

По материалам Ekolom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх