Куперс

Бухучет и анализ

Организационно технические условия труда

Для обеспечения права работника на безопасные и здоровые условия труда действует Трудовой кодекс РФ, который является основополагающим законодательным документом в области охраны труда.
Заключая трудовой договор с работодателем, работник берет на себя обязательства выполнять определенную трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Работодатель в свою очередь берет на себя обязательства предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.56 ТК РФ).
Из этого следует, что работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Это обстоятельство является важным, так как нередко происходят несчастные случаи с работниками, выполняющими не свойственную им работу.
Режимы труда и отдыха работника определяются внутренним трудовым распорядком в зависимости от особенностей организации, где работник будет работать. Однако существуют общие принципы регулирования рабочего времени и времени отдыха, которые установлены законодательством.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Кроме того установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
— для лиц в возрасте от 16 до 18 лет — 35 часов;
— для лиц в возрасте от 15 до 16 лет — 24 часа;
— для отдельных работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда — до 36 часов в неделю.
В тех случаях, когда не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (за месяц, год) не превышала нормального числа рабочих часов.
Если работник заключил трудовой договор с работодателем, у которого установлена сменная работа, он должен знать, что работники смены должны работать в течение установленной продолжительности рабочего времени. Переход из одной смены в другую определяется графиками сменности. Назначение на работу в течение двух смен подряд запрещается.
Работы сверх установленной продолжительности рабочего времени считаются сверхурочными. Сверхурочные работы, как правило, не допускаются, так как чрезмерное утомление человека приводит к заболеваниям и несчастным случаям. В любом случае сверхурочно работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Законодательством установлено не только время труда работника, но и время его отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Ко времени отдыха относятся ежедневный (междусменный) отдых, нерабочие праздничные дни и отпуска. Кроме указанных, следует остановиться на перерывах в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания, продолжительность которых устанавливается не более двух часов и не менее 30 минут и на еженедельных выходных днях, продолжительность которых должна быть не менее 42 часов.
Кроме ежегодного оплачиваемого отпуска работнику может быть предоставлен
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Говоря проще, охрана труда направлена на создание безопасных и здоровых (безвредных) условий труда для каждого работающего.
Во время работы на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие разнообразные опасные и вредные производственные факторы. Что же это за факторы и почему одни называются опасными, а другие — вредными ?
Опасные производственные факторы — это факторы, воздействие которых на работника могут привести к его травме. К их числу относятся, например, такие: транспорт; повышенное скольжение (вследствие увлажнения, замасливания или обледенения поверхностей); расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); электрический ток, замыкание которого может пройти через тело человека; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования, инструмента; ядовитые химические вещества, входящие в состав спецжидкостей и попавшие в организм человека и т. п.
Вредные производственные факторы — это факторы, воздействие которых на работника могут привести к его заболеванию. К вредным производственным факторам, например, относятся такие факторы, как: недостаточная освещенность рабочего места, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, загазованность или запыленность воздуха и т. п.
Для оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов на предприятиях и в организациях должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для:
— обоснования предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда (доплаты, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, молоко и лечебно-профилактическое питание, льготная пенсия);
— решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установление диагноза профзаболевания;
— включения в трудовой договор достоверной информации об условиях труда на конкретном рабочем месте;
— рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации участка, цеха, производственного оборудования, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровью работника;
— решения споров, разногласий между работником и работодателем в судебном порядке и т.д.
По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, который должен предусматривать мероприятия по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и оптимальной организации труда.
ОХРАНА ТРУДА МОЛОДЕЖИ
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18-ти лет законодательно закреплены в главе 42 Трудового кодекса РФ.
Применение труда лиц моложе 18-ти лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года №163 запрещается.
В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и проходят его ежегодно за счет работодателя.
Запрещается привлечение лиц моложе 18-ти лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется таким работникам продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов; в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов.
Расторжение трудового договора с работниками моложе 18-ти лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН
В соответствии со ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года N 162 утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Величина переносимого груза при чередовании с другой работой не должна превышать 10 кг (до 2-х раз в час), при подъеме и перемещении тяжестей постоянно, эта величина не должна превышать 7 кг. Величина динамической работы в течение часа рабочей смены не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750 кг*м, с пола – 875 кг*м. Эти нормы утверждены постановлением Совета Министров-Правительством РФ от 6.02.1993 года №105.
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, они оплачиваются и засчитываются в общий стаж непрерывной работы.
Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет через каждые 3 часа предоставляются перерывы на 30 минут для кормления ребенка. Запрещается направление в командировки, привлечение к сверхурочным работам и работам в ночное время, а также увольнение по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, беременных женщин.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия.
В соответствии с пунктом 13.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных указанными санитарными правилами.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ВЫСОТЕ
Не следует думать, что «высота» — это 5-10 и более метров. В соответствии со строительными нормами и правилами «Безопасность труда в строительстве» (СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002), к работам на высоте относятся работы, выполняемые на высоте 1,3 м и более от поверхности грунта или перекрытия, работы, выполняемые на высоте более 5 метров, относятся к верхолазным. Случайное падение человека даже с высоты 1,3 м приводит, как правило, к серьезным последствиям. Статистика свидетельствует о том, что падения с высоты составляют от 10 до 20% всех несчастных случаев на производстве.
Таким образом, к работе на первый взгляд на такой небольшой высоте (начиная с 1,3 м), необходимо относиться со всей серьезностью.
К работам на высоте допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда.
Не допускается работа на высоте при скорости ветра 15 м/с и более, при гололеде, грозе, тумане, в сумерках и при недостаточной видимости.
Все работающие на высоте должны быть обеспечены предохранительными поясами и защитными касками.
Основными мерами предосторожности при работе на высоте являются различного вида ограждения, предотвращающие падения людей. При работе с незакрепленных приставных лестниц второй рабочий должен подстраховывать работающего на высоте и удерживать лестницу в устойчивом положении.
Во избежание случайного падения инструмента, заготовок и крепежа их необходимо поднимать в таре.
Не допускается нахождения людей под монтируемыми конструкциями до их полной установки и крепления.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТАЮЩИХ МОЛОКОМ
В соответствии со ст.222 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными условиями труда и непосредственно контактирующие с вредными веществами, указанными в специальном Перечне вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, обеспечиваются бесплатно молоком или другими равноценными продуктами (далее – Перечень). Этот Перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 марта 2003 года №126. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 марта 2003 года №13.
Молоко выдается для коррекции пищевого статуса работников, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда, оно укрепляет защитные функции организма, снижает риск воздействия вредных производственных факторов.
Норма выдачи молока составляет 0,5 литра за смену, независимо от ее продолжительности в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
Не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, перечень которых согласован с Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работники пищевой промышленности, общественного питания, и некоторые другие проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 утвержден перечень вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и определен порядок их проведения.
Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных или опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.
Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными или опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проходят в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.
Материал подготовил В. Малик,
главный технический инспектор труда ФПО

Д. Ю. Панина

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 5/2016

Работодатель вправе изменить на постоянной основе условия трудового договора по своему усмотрению. Но в каких случаях и в каком порядке? Разберем.

Работодатель может изменить условия трудового договора (заработную плату, режим труда и (или) отдыха, характер работы (разъездной, подвижной или др.), рабочее место) на основании ст. 72 ТК РФ.

Но корректировка возможна, только если прежние условия труда нельзя сохранить вследствие изменения организационных или технологических условий труда. Однако изменить трудовую функцию (то есть трудовые обязанности работника) работодатель не имеет права даже в этой ситуации (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

В остальных случаях постоянное изменение условий трудового договора возможно только по соглашению сторон, и оно должно быть выражено в письменной форме.

К числу организационных изменений могут быть отнесены:

  • изменения в структуре управления организации;
  • внедрение форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.);
  • изменение режимов труда и отдыха;
  • введение, замена и пересмотр норм труда;
  • изменения в организационной структуре предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности и, как следствие, изменение систем оплаты труда.

Технологические изменения условий труда могут быть такими:

  • внедрение новых технологий производства;
  • внедрение новых станков, агрегатов, механизмов;
  • усовершенствование рабочих мест;
  • разработка новых видов продукции;
  • введение новых или изменение старых технических регламентов.

Особенности корректировки условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, прописаны в ст. 74 ТК РФ. Обратите внимание, что перечень примеров, приведенный в статье, является открытым, то есть формы организационных и технологических изменений условий труда могут быть и другими.

Следует отличать изменения организационных или технологических условий труда от других изменений. Например, снижение прибыли, ухудшение финансового положения организации, смена руководителя не могут являться причинами, позволяющими работодателю в одностороннем порядке изменить условия трудового договора.

Если изменения организационных или технологических условий труда действительно произошли, то работодатель обязан письменно уведомить работника о предстоящих изменениях трудового договора, указав причины, повлекшие эти изменения. Обратите внимание: уведомление должно произойти не позднее чем за два месяца.

Изменения условий трудового договора, вводимые в соответствии со ст. 74 ТК РФ (то есть по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда), не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями положением.

Работник может не принять изменения. Тогда работодатель обязан предложить ему другую (вакантную) должность или работу, соответствующую его квалификации, а также вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которые работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Речь здесь идет о вакансиях работодателя, имеющихся в данной местности. Предлагать работу или должность в других местностях работодатель обязан, только если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (абз. 3 ст. 74 ТК РФ).

И снова внимание! Предложения готовятся в письменной форме, в двух экземплярах (для работника и работодателя), на экземпляре работодателя обязательно должна стоять подпись работника, подтверждающая ознакомление с содержанием документа, во избежание проблем при возможном судебном разбирательстве.

Если вакансий нет или работник отказывается от всех предложений (опять же, отказ должен быть письменным), то трудовой договор подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ («отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора»). Издается приказ об увольнении, работник получает выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Законность увольнения работника по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, может быть проверена в судебном порядке. При этом согласно п. 21 Постановления ВС РФ № 2 работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось именно следствием изменений организационных или технологических условий труда (например, изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их спецоценки, структурной реорганизации производства) и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями, установленными коллективным договором, соглашением. Только при наличии таких доказательств прекращение трудового договора может быть признано законным.

Всегда ли организационные или технологические изменения условий труда обуславливают изменения определенных сторонами условий трудового договора?

Не каждое организационное или технологическое изменение условий труда может повлечь изменение условий трудового договора. Обязательным является факт невозможности сохранения прежних условий трудового договора. Если работник, не согласный с решением работодателя, обратится в суд, то доказывать невозможность сохранения прежних условий трудового договора будет работодатель.

В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение Челябинского областного суда от 21.01.2016 по делу № 11-49/2016. Санитарка была поставлена в известность, что местом ее работы по должности без изменения трудовой функции будет являться другой филиал санатория. Основание – приказ начальника о перераспределении должностей младшего медицинского персонала по подразделениям комплекса. Женщина отказалась продолжать работу на новых условиях, была уволена на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и обратилась в суд.

Суд первой инстанции установил законность действий руководства санатория: у ответчика произошли изменения организационных условий труда, не позволяющие сохранить прежние условия труда, истица отказалась от выполнения работы в новых условиях, а также от другой имевшейся у ответчика работы, порядок увольнения работодателем соблюден.

Апелляционный суд счел вывод коллег неправильным. Согласно разъяснениям, данным в п. 21 Постановления ВС РФ № 2, работодатель обязан доказать, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. Из приказа начальника санатория можно сделать вывод, что в связи с возложением функций по оказанию перечня услуг и организационно-технических мероприятий по санитарному содержанию внутренних помещений санатория в рамках госконтракта на клининговую компанию, проведением мероприятий по оптимизации организации приема и размещения отдыхающих, ожидаемым ростом количества отдыхающих в летне-осенний период в филиалах санатория, где данный вид работ осуществляется младшим медицинским персоналом, ставки сестер-хозяек терапевтического отделения перераспределены между филиалами комплекса.

Однако доказательств изменений организационных условий труда, касающихся структурной реорганизации деятельности, фактического перераспределения штатной численности в порядке, предусмотренном приказом, в материалы дела представлено не было. Из пояснений работодателя следовало, что на должность истицы после расторжения с ней трудового договора другие работники не принимались, должность была вакантной. То есть изменения в штатное расписание не вносились (на момент рассмотрения дела должность была сохранена в штатном расписании), потребность в выполнении указанного вида работ не отпала. Само по себе заключение госконтракта на оказание услуг по санитарному содержанию объектов не является доказательством изменения организационных условий труда младших медицинских сестер по уходу за больными в структурных подразделениях работодателя.

Таким образом, доказательств наличия объективных изменений организационных или технологических условий труда, дающих основания работодателю для увольнения работника в случае его несогласия с продолжением работы в новых условиях труда, работодатель не предоставил. Истица была восстановлена на прежней должности, получила зарплату за время вынужденных прогулов и моральную компенсацию.

Работодатель изменил условия трудового договора на основании подписанного сторонами допсоглашения. Можно ли считать данные коррективы изменениями по инициативе работодателя? Или сотрудник добровольно согласился на предложенные изменения, подписав соответствующий документ?

Работодатель решил изменить условия трудового договора – значит, инициатором изменений будет признан именно работодатель. Если работник не согласен принять новые условия договора, работодатель не имеет права оказывать на него давление. В случае, когда содержание трудового договора скорректировано из-за изменения организационных или технологических условий труда, а работник обратился в суд, работодателю придется доказывать, что новые условия трудового договора являются следствием изменений организационных или технологических условий труда (например, нововведениями в технике и технологии производства, совершенствованием рабочих мест на основе их СОУТ, структурной реорганизацией производства).

Рассмотрим в качестве примера Определение Московского городского суда от 27.01.2016 № 4г-82/2016. После того, как сотрудница проинформировала работодателю о своей беременности, ее трудовые функции были существенно сокращены, а зарплата понижена. В уведомлении работодатель объяснил свои действия организационными изменениями, а именно оптимизацией организационно-штатной структуры компании и расходов на персонал путем структурной реорганизации и создания нового структурного подразделения, а также перераспределением должностных обязанностей.

Будущая мама была вынуждена подписать дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора, в силу которого менялись наименование ее должности и размер оклада. Посчитав действия работодателя незаконными, сотрудница обратилась в суд.

Отказывая истице в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что сотрудница осуществляла должностные обязанности в соответствии с допсоглашением об изменении условий трудового договора с уменьшением их объема и размера заработной платы, что свидетельствует о добровольности изменения условий трудового договора с ее стороны.

Апелляционный суд не согласился с таким мнением – учел объяснения сотрудницы, что допсоглашение, уменьшающее ее оклад и меняющее привычные трудовые функции, было подписано фактически под давлением работодателя, принял во внимание зависимое положение работника в рамках трудовых правоотношений. Именно поэтому суд сделал вывод о злоупотреблении со стороны работодателя предоставленными ему правами.

Суд указал, что изменения в трудовом договоре инициировал работодатель. Работодатель имеет такое право, но только при изменении организационных или технологических условий труда и без изменения трудовой функции работника. Однако трудовая функция сотрудницы была существенно изменена – из ее должностной инструкции были исключены практически все ее должностные обязанности. Это свидетельствует о нарушении работодателем положений ст. 74 ТК РФ.

С другой стороны, организационные изменения условий труда, на которых настаивал работодатель, таковыми и не являлись. Суд указал, что оптимизация организационно-штатной структуры и расходов на персонал, перераспределение должностных обязанностей с одновременным утверждением новой должностной инструкции по должности сотрудницы, уменьшение оплаты ее труда по своей сути свидетельствуют о проводимых работодателем организационно-штатных мероприятиях, а не об изменении организационных условий труда (структурной реорганизации производства). Изменения условий трудового договора были признаны недействительными.

* * *

Итак, работодатель вправе скорректировать условия трудового договора, только если прежние условия не могут быть сохранены из-за изменений в организации. Эти изменения могут быть либо организационными, либо технологическими. Трудовую функцию работника работодатель менять не имеет права.

Соглашение работника на изменение условий трудового договора обязательно. Если работник отказывается продолжать трудовые отношения на новых условиях, то ему необходимо предложить все имеющиеся вакансии. Когда предложенные места работника не устраивают, увольнение оформляется на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В следующем номере мы продолжим рассматривать ситуации, возникающие при изменении работодателем условий трудового договора, и узнаем, как перевести работника с временной должности на постоянную, можно ли уволить за прогул сотрудника, не принявшего новые условия трудового договора и вышедшего на работу, или что делать, если в момент увольнения человек находится на больничном, а также определим, в каких случаях перевод работника на другое место не является изменением условий трудового договора и не требует согласия работника.

Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Согласно разъяснениям из п. 21 Постановления ВС РФ № 2.

1.2. Здоровые условия труда

Охрана труда и здоровья граждан в настоящее время в Российской Федерации возведена в ранг приоритетного направления социальной политики российского государства. Конституция РФ (ст.7) установила, что в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей. Устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Право на охрану здоровья является широким понятием по охвату субъектов (распространяется на всех граждан), по оценке факторов воздействия на здоровье (от любых видов неблагоприятного воздействия – и на окружающую среду, и на население, факторов как природного, так и техногенного характера), по задачам регулирования (меры должны обеспечивать и сохранение здоровья, и его укрепление, т. е. развитие).

Охрана труда обеспечивает защиту работника от неблагоприятного воздействия производственной среды. Такая защита осуществляется от ограниченного круга вполне определенных производственных факторов. Производственные факторы классифицированы государственными стандартами безопасности труда и включают: физические, химические, биологические и психофизические факторы. Воздействие каждого из них может привести к постоянно развивающемуся заболеванию работника (вредный фактор) или при определенных уровнях воздействия к мгновенной утрате трудоспособности или даже к смерти (опасный фактор). Градация производственных факторов на вредные и опасные в значительной степени определила подходы, принятые в нормативных актах по охране труда при формулировании требований по выбору защитных мероприятий.

Наемный работник на производстве нуждается прежде всего в защите от чрезмерных трудовых нагрузок, от игнорирования либо недостаточного учета работодателем различных негативных производственных факторов, от пренебрежения различиями в индивидуальных качествах. Работник нуждается в защите и от опасностей получения травм либо заболеваний вследствие взаимодействия с современными сложными средствами производства и иными факторами производственной среды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

отменен/утратил силу Редакция от 06.08.1993 Подробная информация

Наименование документ «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА» (Утв. ВС РФ 06.08.93 N 5600-I)
Вид документа основы законодательства
Принявший орган вс рф
Номер документа 5600-I
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 06.08.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • «Российская газета», N 168, 01.09.93;
  • «Ведомости СНД и ВС РФ», 1993, N 35, ст.1412
Навигатор Примечания

«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА» (Утв. ВС РФ 06.08.93 N 5600-I)

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;

установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;

обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;

осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;

международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх