Куперс

Бухучет и анализ

Организация деятельности подразделений госавтоинспекции

История становления кафедры

История кафедры организации деятельности ГИБДД берет свое начало с 1976 года, когда дисциплины, преподаваемые в настоящее время, были включены в цикл специальных дисциплин (руководитель — А.С. Рыбаков), существовавший с момента создания Орловской средней специальной школы милиции МВД СССР.

В 1991 году в связи с преобразованием Орловской специальной средней школы милиции МВД СССР в Орловскую высшую школу МВД России меняется и статус учебных циклов, которые были реорганизованы в кафедру организации безопасности дорожного движения. В последующем кафедра организации деятельности ГИБДД была создана в целях реализации приказа Министра внутренних дел Российской Федерации № 140 от 18 февраля 2008 года «Об объявлении решения коллегии МВД России», в соответствии с которым поручено обеспечить с1 сентября 2008 года подготовку сотрудников Госавтоинспекции на базе Орловского юридического института МВД России и осуществить его перепрофилирование в базовое учебное заведение подготовки кадров для подразделений Госавтоинспекции.

С августа 2014 по июль 2019 года кафедру возглавлял кандидат юридических наук, доцент полковник полиции Калюжный Юрий Николаевич.

С июля 2019 года и по настоящее время руководство кафедрой организации деятельности ГИБДД осуществляет заместитель начальника кафедры полковник полиции Губенков Олег Евгеньевич.

Деятельность кафедры

Перед кафедрой стоят задачи по организации и осуществлению на современном уровне единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, направленного на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Осуществляется разработка и совершенствование методического обеспечения подготовки сотрудников Госавтоинспекции, внедрение с этой целью новых образовательных технологий, методов и средств обучения, использование практического опыта всех основных направлений деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Кафедрой проводятся научные исследования, направленные на совершенствование системы профессионального образования и деятельности подразделений ГИБДД МВД России.
На кафедре осуществляется подготовка специалистов для подразделений Госавтоинспекции по следующим дисциплинам:

— Организация деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения;
— Организация дорожного движения;
— Техническая эксплуатация автотранспорта;
— Профессиональная подготовка водителя транспортного средства категории «А»;
— Профессиональная подготовка водителя транспортного средства категории «В»;
— Автомобильная подготовка (правила дорожного движения);
— Учения;
— Технический надзор и регистрационно-экзаменационная деятельность подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения;
— Повышение мастерства управления транспортными средствами;
— Актуальные проблемы отдельных отраслей права.

В процессе преподавания учебных дисциплин при формировании у обучающихсяпрофессиональных умений и навыков, необходимых им в дальнейшей служебной деятельности,профессорско-преподавательский состав кафедры использует специализированные учебные полигонные комплексы, которые позволяют моделировать дорожную обстановку и условия, приближенные к реальным.

Специализированные учебные аудитории кафедры обеспечивают оптимальные условия дляобеспечения высокого качества подготовки квалифицированных специалистов и повышения квалификации сотрудников ГИБДД по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения безопасности дорожной движения и предоставления государственных услуг, реализуемых подразделениями по обеспечению безопасности дорожного движения, а также для выработки единых методологических основ обучения с использованием инновационных технологий в условиях совершенствования российского законодательства.

Формирование положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции как представителей государственного органа, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области дорожного движения, совершенствование системы профессионального образования МВД России предопределяет повышение кадрового профессионализма выпускника. Преподавателями кафедры на основе моделирования типичных ситуаций, возникающих в практической деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществляется проведение практических занятий с использованием возможностей специализированных учебных аудиторий кафедры и современныхучебных полигонов, центров и рабочих мест на межкафедральном многофункциональном учебно-полигонном комплексе на загородной учебной базе Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. В основе формирования профессиональных компетенций выпускников заложен именно практико-ориентированный подход в обучении, способствующий сокращению сроков адаптации выпускников института к выполнению оперативно-служебных задач.

При изучении дисциплин кафедры активно применяются компьютерные обучающие программы. Их основу составляют современные программные продукты, позволяющие выполнять широкий спектр государственных функций и услуг по соответствующим оперативным учетам, а также ведение занятий с применением сервисов ИСОД (АИУС ДПС (журнал ДТП), ФИС ГИБДД — М, МИАС).

Данные методики позволяют наряду с получением новых теоретических знаний и их закреплением осуществлять прикладное обучение на основе преемственности в преподавании дисциплин административно-правового цикла, что является условием глубокого усвоения теории и практики.

Важной формой реализации практического обучения является проведение практических занятий по дисциплинам: «Организация деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения», «Организация дорожного движения», «Учения» и «Повышение мастерства управления транспортными средствами» вусловиях,приближенных к реальной улично-дорожной сети.

Деятельность кафедры строится в сотрудничестве с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, управлениями ГИБДД УМВД России по субъектам Российской Федерации, образовательными организациями МВД России и иными образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Педагогическими работниками кафедры поддерживаются взаимоотношения с ветеранами и выпускниками института, используется опыт их практической работы для совершенствования профессиональной подготовки обучающихся. Кроме того, установлены творческие связи с ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России».

Кафедра осуществляет научные исследования актуальных проблем безопасности дорожного движения, изучает практику применения действующего законодательства Российской Федерации в этой сфере, выявляет и распространяет положительный опыт правоприменительной деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, обеспечивает научное сопровождение реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части, касающейся компетенции МВД России, а также мероприятий Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы.

В 2010 году коллектив кафедры принял участие в реализации инновационных образовательных программ: «Ситуационно-ориентированное обучение сотрудников ДПС ГИБДД», «Совершенствование подготовки специалистов для органов внутренних дел МВД России с использованием возможностей ситуационно — ролевого центра», что позволило создать на базе института три учебно-ситуационных центра «Регистрационно-экзаменационной деятельности подразделений ГИБДД», «Оперативного управления силами и средствами подразделений ГИБДД», «Учебно-ситуационный центр по управлению учебно-практическим комплексом».

Кафедра принимает участие и организует проведениерегиональных, межведомственных, всероссийских и международных научно-практических представительских мероприятий, посвященных акутальным вопросам деятельности Госавтоинспекции и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляет работу с адъюнктами, контролирует выполнение ими индивидуальных планов работы, готовит представления к их ежегодной аттестации, рассматривает диссертации, представленные к защите членами кафедры или соискателями других вузов.

На кафедре действует научный кружок»Актуальные проблемы деятельности подразделений Госавтоинспекции», членами которого являются курсанты и слушатели факультета подготовки специалистов ГИБДД. Подготовленные ими научные работы, посвященные исследованию проблем обеспечения безопасности дорожного движения,отличаются актуальностью, практической значимостью и занимают призовые места на международных всероссийских и межведомственных конкурсах научно-исследовательских работ курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Сотрудники кафедры во исполнение Решения Совета МВД России по научно-гуманитарному обеспечению и положительному опыту в органах внутренних дел Российской Федерации регулярно принимают участие в ежегодных Всероссийских семинарах-совещаниях руководителей Госавтоинспекции, проводимых ГУОБДД МВД России, в Международных специализированных выставках, посвященных реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», ежегодной Всероссийской конференции «Безопасная дорога. Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года».

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Материально-техническая база кафедры соответствует требованиям, обеспечивающим оптимальные условия подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников для служб и подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения на основе модернизации образовательного процесса, активного использования информационных систем, достижений науки и инновационных технологий.

Занятия с обучающимися проводятся в специализированных учебных аудиториях: «ДПС и розыска», «Деятельности подразделений ГИБДД по исполнению административного законодательства», «Дорожного надзора ГИБДД», «Деятельность подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения», «Автомобильной подготовки», «Автотренажерный класс приобретения первоначальных навыков управления ТС», класс «Контраварийной подготовки».

Кафедра располагает учебными полигонами, предназначенными для обеспечения оптимальных условий качества подготовки квалифицированных специалистов и повышения квалификации сотрудников ГИБДД, такими как:»Учебно-ситуационный центр оперативного управления силами и средствами подразделений ГИБДД»; «Учебно-ситуационный центр по управлению учебно-практическим комплексом»; «Учебно-ситуационный центр технического надзора и регистрационно-экзаменационной деятельности подразделений ГИБДД».
Кроме этого, на кафедре активно используется «Учебно-тренажерный комплекс повышения водительского мастерства сотрудников ОВД при управлении оперативно-служебным транспортом», который предназначен для создания комплексной педагогической системы контраварийной подготовки и совершенствования профессионального мастерства сотрудников ОВД при управлении оперативно-служебным транспортом в сложных, критических и предаварийных ситуациях.

На территории межкафедрального многофункционального учебно-полигонного комплекса загородной учебной базы института кафедра использует: ситуационно-тренинговый комплекс «Стационарный пост ДПС»; «Лабораторно-диагностический комплекс дорожного надзора ГИБДД МВД России» с рабочим местом «Дефекты дорожного покрытия»; учебный полигон «Улично-дорожная сеть», Автодром получения первоначальных навыков управления, Автодром совершенствования навыков управления транспортным средством, учебный полигон «Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Загородному району».

Кафедра располагает собственным учебным автодромом, расположенным на территории загородной учебной базы, используемым для проведения практических занятий по управлению транспортными средствами категорий «А» и «В», контраварийной подготовке, формированию и развитию соответствующих психофизиологических, профессиональных качеств сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, обеспечивающих безопасное управление служебным транспортом в экстремальных условиях.

Контакты

Тел.(4862) 41-45-47
Адрес электронной почты: orui@mvd.ru

Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России

В целях совершенствования деятельности государственных контрольных и надзорных органов Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации1Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Указа Президента РФ от 1 июня 2013 г. № 527). Официальный сайт ГИБДД МВД России // www.gibdd.ru/docs/kremlin/308/.

Как отмечено в этом документе, Государственная инспекция безопасности дорожного движения становится правопреемником Государственной автомобильной инспекции МВД России и осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Согласно этому Положению, ГИБДД (Госавтоинспекции) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Обязанности ГИБДД. Основные обязанности Госавтоинспекции состоят в осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

  1. к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
  2. к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
  3. к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования:
  4. к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  5. к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Также к обязанностям ГИБДД МВД относятся:

  1. принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств), о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;
  2. регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;
  3. организация и проведение в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  4. регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
  5. участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  6. организация и проведение в порядке, определяемом МВД России, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
  7. осуществление в соответствии с законодательством РФ производства по делам об административных правонарушениях;
  8. осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание в соответствии с законодательством РФ первой помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
  9. осуществление в порядке, определяемом Правительством РФ, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
  10. ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  11. изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;
  12. осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
  13. участие в работе градостроительных и технических советов, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации;
  14. разъяснение законодательства РФ о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
  15. разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями;
  16. выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
  17. выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством РФ, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
  18. выдача в установленном порядке разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
  19. создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом МВД России, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной масти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством РФ;
  20. участие во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов государственной охраны в обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
  21. осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством РФ срок.

Права ГИБДД. Для выполнения возложенных на ГИБДД обязанностей ей предоставлены права:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  2. давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков предоставления информации о принимаемых мерах;
  3. участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;
  4. предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
  5. временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  6. запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
  7. запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев — при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах;
  8. не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в РФ или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев или в конструкцию которых внесены изменения — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности;
  9. останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  10. отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
  11. освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством РФ;
  12. использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки и задержания транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
  13. осуществлять в установленном законодательством РФ порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
  14. вызывать в Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
  15. составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ;
  16. использовать для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством РФ случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
  17. пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;
  18. участвовать в установленном порядке в выполнении возложенных на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно- спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;
  19. участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Госавтоинспекции научных разработок;
  20. участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями и учреждениями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области;
  21. осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания.

Решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

Сотрудник ДПС: условия приема, необходимое образование, условия работы, должностные обязанности и права

29 ноября 2018 Сотрудник ДПС: условия приема, необходимое образование, условия работы, должностные обязанности и права

Работа в ДПС, безусловно, сложна и морально, и физически. Редко какой водитель рад ситуации, когда его останавливает инспектор госавтоинспекции даже для банальной проверки документов. Но если вы хотите видеть себя в будущем сотрудником ДПС, то этот материал для вас. В статье мы разберем условия приема на работу, требования к сотрудникам, к имеющемуся у них образованию. Обратим внимание читателя и на актуальные по новому Административному регламенту должностные права и обязанности данного работника.

Буква закона

Для начала обратимся к российскому законодательству, регулирующему непосредственно прием на работу будущих сотрудников ДПС.

Правом работы в ГИБДД сегодня обладают граждане Российской Федерации возраста 18-40 лет. Половая, религиозная и национальная принадлежность по закону не играет ключевой роли в отборе кандидатов на должность. Точно также здесь не имеет значение должностное, имущественное, социальное положение гражданина, а также факт его членства в общественных организациях. Вопрос взглядов, убеждений кандидата на должность также не должен рассматриваться при приеме его на работу в ГИБДД.

Важное при отборе кандидатов

Если вы видите себя сотрудником ДПС, то определяющим при приеме на работу будет следующее: достойно проходить службу вам должны позволять деловые, личные и нравственные качества. Большое значение имеет и ваш уровень образования, и состояние здоровья.

Обратим внимание и на следующее: если вы еще несовершеннолетнее лицо, но в будущем хотите стать сотрудником ДПС, то при наличии среднего образования уже можете начать профессиональное обучение в этом направлении.

Для бывших сотрудников органов

Рассмотрим и такой вариант. Вы уволились из органов внутренних дел. Но вновь хотите приступить к службе в роли сотрудника ДПС. В таком случае законодательство несколько расширяет для вас допустимые возрастные рамки:

— Звание от младшего лейтенанта до подполковника — максимум 45 лет.

— Звание полковника — 50 лет.

— Звание генерал-майора — 55 лет.

— Звание генерал-полковника — 60 лет.

Здесь, конечно, имеются ввиду руководящие должности, а не работа рядовым инспектором.

Необходимое образование

Инспектор ДПС является специалистом. Поэтому у кандидата на должность обязательно должно быть среднее специальное или высшее профессиональное образование. Естественно, котироваться будет диплом, выданный учебным заведением, имеющим государственную аккредитацию.

Требования к кандидату на должность

Кроме всего перечисленного, действуют следующие требования к кандидату на должность:

— Прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

— Наличие водительских прав категории В и С. Это необходимое условие для отправления сотрудника в рейды.

— Опыт специальной стажировки.

— «Чистая» биография.

Об этом нужно помнить…

Хоть это не указывается в официальных документах, но при поступлении на работу тут нужны определенные качества характера. Первое время вам, скорее всего, придется работать на улице — с обычными водителями, нарушителями ПДД и пострадавшими. От вашего умения гибко взаимодействовать с этими лицами, уходить от прямых конфликтов, не грубо, но твердо настаивать на букве закона зависит успешность службы в ДПС. И, возможно, продвижение на руководящие посты.

Кому будет отказано?

Как мы с вами уже убедились, на службу в ДПС возьмут не каждого гражданина. Вот несколько частых случаев, по которым кандидатам на должность отказывали:

— По решению суда гражданин был признан полностью или частично недееспособным.

— Гражданин имеет/имел судимость.

— Когда-либо кандидат на должность был привлечен к административной ответственности.

— Не имеются водительские права категории В.

— Гражданин не проходил срочную службу в рядах Российской Армии.

Теперь перейдем уже непосредственно к службе. Обязанности сотрудника ДПС перечислены в Административном регламенте МВД. Его актуальная версия принята в 2009 году (приказ № 185).

Документ вводит следующие должностные обязанности инспектора ДПС:

1. При общении с участниками ДД сотрудник обязательно должен быть тактичным, вежливым, и объективным. В любых ситуациях он сохраняет выдержку и спокойствие.

2. По отношению к участника ДД допустиво только обращение на «Вы».

3. Все требования и замечания излагаются сотрудником в понятной и убедительной форме. Он должен стараться изъясняться так, чтобы его слова не были восприняты двояко или ложно.

4. При обращении к участнику дорожного движения обязанность ДПС-инспектора заключается и в том, что он должен представиться: назвать должность, звание, фамилию, имя и отчество. Далее — лаконично сообщить цель и причину своего обращения.

5. Если же к инспектору обращаются сами граждане, то при ответе он также представляется и внимательно выслушивает человека. После этого, в рамках своей компетенции, принимает зависящие от него меры. Если же сотрудник не может непосредственно помочь гражданину, он обязательно сообщает данные о должностном лице, инстанции, где помогут справиться с проблемой.

6. Если требуется ограничить права и свободы того или иного гражданина, сотрудник ДПС обязательно разъясняет как повод, так и причину такого ограничения, поясняет права и обязанности гражданина в подобной ситуации.

7. Сотрудники обязательно соблюдают порядок получения доказательств нарушения. Несоблюдение его говорит о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно.

8. Суть совершенного нарушения разъясняется информативно и ясно, убедительно, со ссылкой на определенные пункты ПДД и иных нормативных актов, действующих в РФ.

9. При проведении проверки документов граждан обязанность сотрудника ГИБДД — обращаться с бумагами аккуратно, не делать в них пометок.

10. Если к сотруднику обратился гражданин за получением справки, то инспектор должен разъяснить лишь специфику проезда, особенности маршрута следования, подсказать местоположение медучреждений, отделений полиции и госавтоинспекции. Также он сообщает телефоны, по которым можно получить информацию по поводу задержанных транспортных средств, местоположении стоянок, на которые отправляют эти ТС.

11. При возникновении конфликта, а также по требованию участников ДД, обязанность инспектора ГИБДД — сообщить порядок обжалования его действий гражданами.

12. При возникновении спорной ситуации с участником ДД инспектор обязан сообщить ему контакты дежурного ГИБДД или иного вышестоящего должностного лица.

Права сотрудника

Перейдем теперь к правам инспектора ГИБДД. В частности, это его правомочия в отношении остановки транспортного средства на автомагистрали. Они действуют в случаях:

1. Визуально или с использованием специальных технических средств было установлено нарушение ПДД.

2. У инспектора есть данные (ориентировка, информация от дежурного, участников ДД, других нарядов, визуально зафиксированные обстоятельства), которые свидетельствуют о причастности водителя или пассажиров ТС к совершению ДТП, правонарушения или преступления.

3. Наличие у сотрудника ДПС данных, свидетельствующих, что конкретный автомобиль использовался для совершения противоправных действий, находится в розыске.

4. Необходимо опросить водителя и пассажиров ТС об обстоятельствах совершения ДТП, преступления, правонарушения, свидетелями, очевидцами которого они являлись, являются.

5. Необходимость привлечения участника ДД в качестве понятого.

6. Для каких-либо неотложных служебных целей необходимо использовать транспортное средство остановленного водителя.

7. Необходимость запрещения или временного ограничения движения транспортных средств на определенном участке трассы.

8. При необходимости обеспечения беспрепятственного и безопасного проезда автосредств специального назначения.

9. Требование оказания от водителей содействия в беспрепятственном следовании к месту происшествия ТС специального назначения — скорой медпомощи, аварийных, спасательных служб, отрядов оперативного реагирования и проч.

10. Необходимость привлечения как водителя, так и пассажиров остановленного ТС к оказанию помощи сотрудникам полиции, другим участникам дорожного движения.

11. Проведение на основании соответствующих распорядительных актов специальных мероприятий по предупреждению ДТП, снижению вреда их последствий в целях охраны здоровья, жизни, имущества граждан, а также защиты их интересов и законных прав, интересов всего общества и государства.

12. Остановка по причине того, что ТС создает опасность для других участников дорожного движения (из-за неисправности, неправильной установки каких-либо агрегатов).

13. Остановка для обеспечения безопасности самого водителя — на дальнейшем участке трассы ведутся ремонтные работы, дорога повреждена последствиями стихийного бедствия, техногенными, производственными авариями, пожарами, утечкой опасных веществ, последствиями иных чрезвычайных обстоятельств.

14. Проверка документации на право пользования и владения данным ТС, документов на авто и перевозимые грузы.

15. Проверка документов водителя и пассажиров, если есть основание подозревать их в совершении преступления, правонарушения и проч.

Инспектор ДПС — безусловно, сложная работа. Не просто быть сотрудником ГИБДД, обязанности, с которыми вы могли ознакомиться в статье, это подтверждают. Поэтому к кандидату на должность предъявляются соответствующие серьезные требования.

Алексей Новиков

Основные направления деятельности ГИБДД

Надзор за дорожным движением

Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД (ДПС ГИБДД), составляющей три четверти всего ее личного состава. Эта служба систематически наблюдает за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства и дороги, требованиям Правил дорожного движения, принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.

Деятельность ДПС по надзору за дорожным движением, как уже отмечалось, весьма подробно регламентируется Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297.

Дорожно-патрульная служба ГИБДД в рамках надзора за дорожным движением осуществляет важные функции по обеспечению безопасности дорожного движения, как розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортного происшествия (ДТП), проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Силы дорожно-патрульной службы ГИБДД сведены в строевые подразделения: специализированные полки, отдельные батальоны, роты, взводы дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, роты, взводы, группы ДПС ГИБДД ГРОВД. Необходимая численность инспекторов ДПС ГИБДД определяется в городах из расчета один инспектор на 265 транспортных средств, состоящих на учете в ГИБДД.

К важнейшим способам несения дорожно-патрульной службы относятся: наблюдение за дорожным движением, контроль за дорожными условиями, техническим состоянием транспортных средств, поведением участников дорожного движения, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах, регулирование дорожного движения.

Наблюдение как один из основных способов дорожно-патрульной службы состоит в оценке должностными лицами ГИБДД состояния дорожного покрытия, интенсивности движения транспортных средств и т. п. По итогам наблюдения применяются иные способы обеспечения безопасности дорожного движения и определяются места и формы несения службы. Наблюдение может осуществляться с помощью технических средств (спутниковой связи, радаров, оптических приборов, телемониторов, иной специальной техники), а также визуально.

Под контролем поведения участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств и дорожных условий понимаются сбор и обработка информации, оперативное реагирование на изменение дорожной обстановки, неправомерное поведение водителей, пешеходов, иных участников движения.

В зависимости от состояния дороги, интенсивности дорожного движения применяется;

— открытый контроль, осуществляемый должностными лицами ГИБДД в форменной одежде со специальным снаряжением на автомобилях или мотоциклах, имеющих соответствующую окраску и оборудование;

— скрытый контроль, проводимый, как правило, на обычных автомобилях без специальной окраски и опознавательных знаков, оборудованных специальными средствами, радаром, радиостанцией и т. п.;

— смешанный контроль, применяемый инспекторским составом в форменной и гражданской одежде одновременно на нескольких автомобилях, один из которых имеет обычную, а другие — специальную окраску.

Предупреждение правонарушений участников дорожного движения состоит в воздействии на их поведение путем долговременного присутствия инспектора ДПС на определенном маршруте, участке интенсивного движения транспортных средств, в местах проведения массовых мероприятий. Предупреждение может проводиться как с помощью дорожных знаков, специальных жестов или сигналов, так и с помощью устного обращения к водителям и пешеходам через громкоговорящую связь, В последнее время в отдельных регионах с целью профилактики ДТП подразделения дорожно-патрульной службы стали использовать макеты автомобилей со специальной окраской, которые устанавливают, а затем перемещают через определенное время на другие участки дороги.

Пресечение противоправных действий заключается в применении инспектором ДПС мер административного принуждения к нарушителю правил дорожного движения в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Сущность регулирования (организации) дорожного движения заключается в том, чтобы рекомендовать, обязать или запретить участникам дорожного движения производить те или иные действия в интересах обеспечения определенной скорости и безопасности движения. Регулирование дорожного движения осуществляется путем распорядительных действий (жестов) инспекторского состава ГИБДД, а также с помощью дорожных знаков, указателей, светофоров и различных систем управления ими, разметки проезжей части, соответствующего устройства улиц и дорог. Функции заказчика на разработку, изготовление и установку технических средств организации дорожного движения выполняют подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции ГИБДД.

Единый порядок дорожного движения на всей территории страны устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

На дорогах Российской Федерации законом установлено правостороннее движение транспортных средств.

Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник/ под редакцией Сальникова В.П.. — М.: «Щит-М», 2005.

Основные формы надзора за дорожным движением составляют пешее патрулирование, патрулирование на автомобилях, мотоциклах, вертолетах, несение службы на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах, специальных постах ДПС, использование автоматических устройств контроля дорожного движения и фиксирования правонарушений. Именно ДПС ГИБДД представляет собой основную силу, воздействующую на нарушителей Правил дорожного движения.

Пешее патрулирование широко применяется в городах и других населенных пунктах для контроля за интенсивным дорожным движением, особенно результативно на небольших и опасных в аварийном отношении участках дорог.

Автомобильный патруль — одна из эффективных форм несения дорожно-патрульной службы. Благодаря специальной окраске, проблесковым маячкам и звукоусилительным установкам автопатруль легко опознается в транспортном потоке, что позволяет ему осуществлять контроль на большом по протяженности участке дороги с высокой скоростью передвижения. Кроме того, он может оперативно оказывать помощь пешим нарядам,

в необходимых случаях преследовать правонарушителей, пресекать противоправные действия водителей и пешеходов, сопровождать автомобильные колонны и т. д.

Патрулирование на мотоциклах по сравнению с автопатрулированием используется гораздо реже и применяется в основном в сельской местности, так как уступает последним по эффективности работы в связи с необходимостью применения специальной экипировки, трудностью эксплуатации, низкими динамическими качествами и т. п.

Дорожно-патрульная служба на вертолете и других летательных аппаратах осуществляется, как правило, в крупных городах и районах области, на дорогах федерального и республиканскою значения в тесном взаимодействии с пешими и автомобильными патрулями. Это позволяет контролировать дорожное движение на больших территориях. При этом одновременно решаются задачи по сопровождению автомобилей специального назначения л автомобильных кололи, передвижению оперативно-следственных групп и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЛТП, розыску угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, обеспечению безопасности массовых мероприятии и др.

Служба строевых подразделений ДПС на стационарных постах осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 4 сентября 2003 г. № 705 «О стационарных постах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Под стационарным постом понимается любое капитальное или временное сооружение, предназначенное для несения дорожно-патрульной службы на определенном участке дороги или улицы.

Согласно наставлению и другим действующим нормативным правовым актам именно в этих пунктах проводятся различные проверки транспортных средств и документов, которые водители обязаны иметь при себе в соответствии с Правилами дорожного движения.

Наставление разрешает сотрудникам ДПС предлагать водителю выйти из транспортного средства лишь для устранения технической неисправности; сверки номеров агрегатов с записями в документах; проведения досмотра транспортного средства; участия водителя в оформлении необходимых документов либо оказания помощи другим участникам дорожного движения, проверки возникшего подозрения в том, что водитель находится в состоянии опьянения либо он или пассажиры причастны к совершению преступления.

Наставление, кроме того, обязывает сотрудников ДПС ГИБДД задерживать транспортные средства, в которых находятся лица, совершившие преступления; лица, скрывшиеся с места дорожно-транспортного происшествия, водители которых подвергают опасности жизнь окружающих или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.

На базе стационарных постов могут создаваться контрольные пункты милиции и другие их разновидности (контрольно-пропускные пункты, специальные посты ДПС). Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник/ под редакцией Сальникова В.П.. — М.: «Щит-М», 2005

Большую помощь в розыске почищенных автомобилей, предупреждении и пресечении нарушений установленных правил поведения на дорогах оказывают автоматизированные системы контроля (АСК), которые могут документировать в кратчайшие сроки большое количество транспортных средств, пересекающих границы стационарных постов, районов или населенных пунктов.

Правовая характеристика направлений деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России

Понятие и виды направлений деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России

Термин «направление деятельности» в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных или иных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, направления деятельности — это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, направления деятельности ГИБДД МВД РФ присущи ГИБДД МВД РФ как таковой, и их содержание обусловлено сущностью ГИБДД МВД РФ.

Традиционно направления деятельности понимают как основные направления деятельности того или иного органа власти (в данном случае — ГИБДД МВД РФ), обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

В качестве основных направлений деятельности ГИБДД МВД РФ Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» определены такие:

  • а) ГИБДД МВД РФ обязуется осуществлять государственный контроль и надзор в части соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
    • — к строительству и реконструкции железнодорожных переездов, дорожных сооружений, дорог, линий городского электрического транспорта;
    • — к эксплуатационному состоянию и ремонту железнодорожных переездов, дорожных сооружений, дорог, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
    • — к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
    • — к изменению конструкции зарегистрированных автомототранспортных средств и прицепов к ним;

к перевозкам тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

  • б) принятие квалификационных экзаменов на получение права управления троллейбусами и трамваями, автомототранспортными средствами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей троллейбусов и трамваев, автомототранспортных средств, выдача соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы;
  • в) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств;
  • г) организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  • д) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения массовых мероприятий и аварийно-спасательных работ;
  • е) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  • ж) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, которые скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;
  • з) осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
  • и) осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий, которые должны быть направлены на спасение людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание первой помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, которое осталось без присмотра;
  • л) осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
  • м) ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, которая нужна для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  • н) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения пешеходов и транспортных средств, согласование программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;
  • о) осуществление сопровождения транспортных средств;
  • п) участие в работе технических и градостроительных советов, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов в процессе их эксплуатации установленным требованиям безопасности дорожного движения;
  • р) разъяснение российского законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях соревнований, конкурсов, смотров, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
  • с) разработка предложений, направленных на повышение безопасности дорожного движения;
  • т) выявление условий и причин которые, способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие для их устранение необходимых мер;
  • у) выдача индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам разрешений на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
  • ф) выдача разрешений на установку устройств на транспортных средствах для подачи специальных звуковых и световых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
  • х) создание, обеспечение функционирования и ведение информационных банков (баз) данных, а также предоставление сведений, содержащихся в них, федеральным и региональным органам исполнительной власти, местным органам, гражданам и организациям;
  • ц) участие во взаимодействии с соответствующими подразделениями органов государственной охраны в обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
  • ч) осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятых решениях в срок, установленный законодательством.
  • 2 марта 2009 г. МВД РФ издало Приказ № 185, которым был утвержден Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области дорожного движения Приказ МВД России от 02.03.2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (в ред. от 22.12.2014 г.) // Российская газета. 2009. 7 июля. . Данный документ подробно регламентирует исполнение сотрудниками ГИБДД МВД РФ функций по организации безопасности дорожного движения. Его принятие следует рассматривать как усиление ведущей роли ГИБДД МВД РФ в организации безопасности дорожного движения и предупреждении соответствующих нарушений и преступлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх