Куперс

Бухучет и анализ

Организация процессуального контроля

1. Первому заместителю и заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета, а также заместителям перечисленных руководителей (далее — руководители следственных органов, если не предусмотрено иное) в пределах установленных полномочий:

1.1. Осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.2. Незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации, используя процессуальные полномочия, предусмотренные статьей 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2016, № 52, ст. 7506) (далее — УПК России) и приказом Следственного комитета от 17.10.2014 № 89 «Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 17.11.2014, регистрационный № 34719) с изменениями, внесенными приказами Следственного комитета Российской Федерации от 12.05.2015 № 37 (зарегистрирован Минюстом России 26.05.2015, регистрационный № 37383) и от 27.06.2016 № 52 (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2016, регистрационный № 43503).

1.3. Обеспечивать процессуальный контроль при приеме, регистрации, организации своевременной проверки правомочными должностными лицами следственных органов Следственного комитета каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и принятии по ним решения в соответствии с требованиями УПК России.

1.4. Организовывать своевременный процессуальный контроль по поступившим в следственный орган постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства Российской Федерации, обеспечивать их регистрацию и проведение проверки в соответствии со статьями 144, 145 УПК России.

1.5. Обеспечивать изучение всех сообщений и материалов, поступивших для проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК России. При необходимости давать письменные указания об оперативном выполнении проверочных мероприятий, направленных на получение достаточных данных для принятия решения в порядке статьи 145 УПК России.

Обеспечивать своевременное изучение материалов проверки сообщений о преступлении, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а при наличии оснований отменять их. Своевременно отменять незаконные и необоснованные постановления следователей, следователей-криминалистов (далее — следователи). В каждом случае отмены постановления рассматривать вопрос об ответственности не только вынесшего его следователя, но и должностного лица, осуществлявшего процессуальный контроль и допустившего принятие незаконного и необоснованного решения.

1.6. Контролировать направление заявителю и прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения, с разъяснениями заявителю права обжалования данного решения. При возбуждении уголовного дела обеспечивать контроль за незамедлительным направлением копии данного процессуального решения прокурору, а также уведомлением заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

1.7. В случае проведения прокурором проверки законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела по его запросу обеспечивать своевременное направление прокурору материалов проверки сообщения о преступлении.

Получив постановление прокурора об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела, данное постановление с указанными материалами незамедлительно направлять следователю для возбуждения уголовного дела либо дополнительной проверки (часть 6 статьи 148 УПК России).

При наличии возражений против отмены прокурором процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела направлять письмо вышестоящему прокурору с постановкой вопроса об отмене решения нижестоящего прокурора.

1.8. Исключить факты принятия необоснованных процессуальных решений по результатам проверки сообщения о преступлении.

Незамедлительно возбуждать уголовное дело при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

1.9. Организовывать изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также незамедлительную отмену незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 39 УПК России.

1.10. По запросу прокурора обеспечивать своевременное направление ему для изучения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела.

Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для дополнительной проверки.

При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России (пункт 5 части 2 статьи 38 УПК России).

1.11. При дополнительной проверке сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела контролировать установление срока указанной проверки в соответствии с требованиями части 3 статьи 144 УПК России до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий по ходатайству следователя до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

1.12. С момента возбуждения уголовного дела заводить контрольное производство, к которому приобщать копии процессуальных решений и документов (постановлений о возбуждении или прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о признании потерпевшим, представителем потерпевшего, гражданским истцом, ответчиком, о продлении сроков следствия, обвинительного заключения, планов расследования уголовного дела, письменных указаний и рекомендаций, протоколов оперативных и межведомственных совещаний, а также решений коллегий и иных документов, имеющих значение для осуществления процессуального контроля, в том числе постановлений и требований прокурора, судебных решений).

Контролировать полноту ведения контрольных производств и своевременность направления прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК России.

1.13. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве следственных действий, проведенных в порядке части 5 статьи 165 УПК России, давать оценку их законности и обоснованности.

1.14. Изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста с учетом правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога.

Требовать от следователей составления мотивированных постановлений о возбуждении ходатайств, указанных в абзаце первом пункта 1.14 настоящего приказа.

Обращать особое внимание на мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в избрании меры пресечения, на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства, перечень которых предусмотрен частью 1 статьи 108 УПК России.

Для выработки единой правовой позиции при реализации прокурором полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 37 УПК России, направлять прокурору копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами.

1.15. Принимать меры к оперативному и качественному расследованию уголовных дел в сроки, установленные УПК России. Исключить принятие незаконных процессуальных решений и необоснованное продление сроков предварительного расследования.

Установить систему контроля, исключающую нарушения требований УПК России, регламентирующих порядок продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей, под домашним арестом. Принимать безотлагательные меры к своевременному выявлению и устранению таких нарушений.

Организовать в подразделениях аппаратов следственных органов Следственного комитета, к компетенции которых отнесено осуществление процессуального контроля:

изучение уголовных дел при продлении по ним срока предварительного следствия свыше 3 месяцев с момента возбуждения уголовного дела;

дачу конкретных письменных указаний по таким уголовным делам о проведении следственных действий в срок предварительного следствия, установленный в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 162 УПК России, а также контроль за ходом и результатами их исполнения.

Практиковать заслушивание хода расследования уголовных дел, срок предварительного следствия по которым составляет от 5 месяцев, на оперативных совещаниях при руководителях следственных органов Следственного комитета.

При организации процессуального контроля за соблюдением следователями требований статьи 6.1 УПК России о разумном сроке уголовного судопроизводства выявлять факты неоднократного обращения с ходатайствами о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, домашним арестом по одним и тем же основаниям, по которым давать оценку действиям и решениям следователей и их непосредственных руководителей, а также должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль.

При продлении процессуальных сроков (как в центральном аппарате, так и в следственных органах Следственного комитета) оценивать полноту производства предварительного следствия, особое внимание уделяя уголовным делам, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого, не установлены.

Давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при отсутствии оснований для отмены или изменения ранее избранной меры пресечения.

Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат Следственного комитета соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.

Не позднее чем за 30 суток до истечения установленного срока предварительного следствия представлять в центральный аппарат Следственного комитета всеми доступными способами, в том числе факсимильной связью, постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия свыше 12 месяцев для утверждения Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителями.

Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевать в исключительных случаях. В связи с этим вопросы о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного органа.

При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации постановлений о возбуждении ходатайств о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев и о продлении срока следствия свыше 12 месяцев в сопроводительных документах указывать, кем изучалось уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине, а также какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.

1.16. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в порядке, предусмотренном статьей 203 УПК России, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо вынесен оправдательный приговор.

В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на стадии досудебного производства или незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного подразделения Следственного комитета, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, привлечения лица в качестве обвиняемого и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на стадии досудебного производства или принято судебное решение реабилитирующего характера.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета по каждому такому факту рассматривать вопрос о необходимости проведения служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдения законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры к улучшению работы следственных органов Следственного комитета.

1.17. При даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну (часть 3 статьи 183 УПК России), а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (часть 1 статьи 115 УПК России), контролировать своевременную и полную подготовку и представление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.

1.18. Организовывать и контролировать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также подготовку следователей для поддержания этих ходатайств в суде.

1.19. При обжаловании в порядке, предусмотренном статьей 123 УПК России, действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, процессуальное решение в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК России, принимать руководителю следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются. Не допускать принятия решения по жалобе лицом, действия которого обжалуются, либо нижестоящим должностным лицом.

При последующем обжаловании действий (бездействия) и решений, которые уже были предметом обжалования и по жалобе на которые принято решение, руководителю вышестоящего следственного органа истребовать (в том числе посредством защищенных каналов связи) у руководителя нижестоящего следственного органа мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела, на основании которых принять решение.

Заключения по материалам процессуальных проверок и уголовным делам при представлении в центральный аппарат Следственного комитета давать за подписью руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета.

1.20. Обеспечивать в соответствии с частью 5 статьи 39 УПК России объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию — руководителю вышестоящего следственного органа.

1.21. В случаях рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК России, обеспечивать и контролировать участие указанных должностных лиц в судебных заседаниях, а также своевременное представление в суд запрашиваемых документов.

При несогласии с решениями судов по результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб и при отсутствии мер реагирования со стороны прокурора направлять в его адрес письмо с постановкой вопроса об обжаловании указанных решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.22. Обеспечивать тщательное изучение уголовного дела при утверждении постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и принятие процессуального решения в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на основании собранных по делу доказательств.

Согласие на прекращение уголовного преследования лица (подозреваемого или обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путем применения принудительных мер воспитательного характера давать только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК России.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (статья 25.1 УПК России) после анализа всех обстоятельств преступления, проверяя наличие условий и оснований, предусмотренных УПК России, в особенности в части добровольности волеизъявления потерпевшего о возмещении ему ущерба и заглаживании вреда, причиненного преступлением.

1.23. В каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).

Исключить принятие решений о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, без наличия письменного заключения соответствующего подразделения криминалистики о выполнении в ходе расследования уголовного дела всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

1.24. Не позднее чем за 5 суток до направления следователем участникам уголовного судопроизводства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 215 УПК России организовывать изучение материалов уголовного дела и при необходимости давать конкретные указания о производстве отдельных следственных действий.

При необходимости выработки совместной правовой позиции инициировать перед надзирающим прокурором проведение обсуждений вопросов привлечения в качестве обвиняемого, объема обвинения и квалификации содеянного.

После составления следователем обвинительного заключения не позднее 24 часов с момента его подписания, обеспечивать изучение уголовного дела для проверки полноты выполнения ранее данных указаний, отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом и после согласования обвинительного заключения направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом руководителя следственного органа для утверждения обвинительного заключения.

В случае выявления недостатков, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 39 УПК России, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

1.25. Контролировать своевременное принятие следователем к своему производству уголовного дела, возвращенного для производства дополнительного расследования. Принимать меры к устранению выявленных недостатков.

В каждом случае возвращения уголовного дела судом в порядке, предусмотренном статьей 237 УПК России, или прокурором в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 221 УПК России, совместно со следователем незамедлительно устанавливать причины допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, ставших препятствием для рассмотрения уголовного дела судом или основанием для решения прокурора о производстве дополнительного следствия, а также незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.

При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России.

2. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:

обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), и не реже одного раза в полугодие анализировать состояние и результаты данной работы с принятием мер по ее совершенствованию;

обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного следствия и не реже одного раза в полугодие анализировать практику приостановления предварительного следствия с предложениями по совершенствованию следственной деятельности;

лично обеспечивать организацию процессуального контроля и выполнение задач, определенных настоящим приказом;

не реже одного раза в полугодие проводить анализ состояния работы по осуществлению процессуального контроля, по результатам которого принимать меры к совершенствованию его организации;

заслушивать на заседаниях коллегии или оперативных совещаниях отчеты руководителей подчиненных подразделений о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов Следственного комитета;

систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
генерал юстиции
Российской Федерации
А.И. Бастрыкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2017 г.
Регистрационный № 46546

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 1

Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации

В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, законности при производстве предварительного следствия следственными органами Следственного комитета Российской Федерации (СК России), руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России, а также их заместителям (далее – руководители следственных органов) в пределах установленных полномочий осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и настоящего приказа.

1.1. Незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законов, используя все процессуальные полномочия, предусмотренные ст. 39 УПК РФ.

1.2. Обеспечивать процессуальный контроль при приеме, регистрации, организации своевременной и полной проверки следователями каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и их разрешении в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Ежедневно проверять выполнение требований ч. 4 ст. 144 УПК РФ об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщений о преступлениях.

1.3. Организовывать своевременный и полный процессуальный контроль по поступившим в следственный орган постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; обеспечивать их регистрацию в установленном порядке и проведение проверки в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ.

1.4. Обеспечивать изучение всех сообщений и материалов, поступивших для проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ. При необходимости давать соответствующие письменные указания, направленные на обеспечение оперативности и полноты проведения процессуальной проверки.

Все материалы проверки сообщений о преступлениях, по которым приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно тщательно изучать. Своевременно отменять незаконные и необоснованные постановления следователей. В каждом случае вынесения незаконного и необоснованного решения рассматривать вопрос об ответственности должностного лица, его вынесшего.

1.5. Ежедневно контролировать направление заявителям и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный ч. 4 ст. 148 УПК РФ срок – в течение 24 часов с момента их вынесения, а также разъяснение заявителям права и порядка обжалования этих постановлений.

1.6. В случае проведения прокурором проверки законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела по его запросу обеспечивать своевременное направление ему материалов проверки сообщения о преступлении.

Получив постановление прокурора об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела с указанными материалами, направлять их следователю для возбуждения уголовного дела либо дополнительной проверки, устанавливая срок исполнения.

При несогласии с решением прокурора принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.7. При возобновлении проверки сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела контролировать установление ее срока в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 144 УПК РФ до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов по ходатайству следователя – до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Исключить дальнейшее продление сроков проверки.

1.8. Средствами упреждающего процессуального контроля не допускать проведения не вызванных необходимостью проверочных действий и промедления с возбуждением уголовного дела при очевидных признаках преступления.

1.9. Организовывать незамедлительное изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также отмену незаконных и необоснованных таких постановлений, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ.

1.10. В необходимых случаях по запросу прокурора обеспечивать своевременное направление ему для изучения материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении.

Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновления проверки.

При несогласии с решением прокурора принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.11. С момента возбуждения уголовного дела заводить контрольное производство, к которому приобщать копии основных процессуальных и служебных документов, в том числе судебных решений, постановлений прокурора, постановлений и указаний руководителя следственного органа, сопроводительных писем, мотивированных возражений, жалоб, справок и др.

Контролировать своевременное направление прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УГПС РФ.

1.12. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также о наложении ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 1041 УК РФ, для правовой оценки законности и обоснованности следственных действий.

1.13. Тщательно изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей с учетом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2009 № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».

Требовать от следователей составления мотивированных постановлений.

Обращать особое внимание на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства. Учитывать, что перечень обстоятельств, предусмотренный ч. 1 ст. 108 УПК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Для выработки единой правовой позиции и реализации прокурором полномочий, предусмотренных п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами направлять прокурору заблаговременно.

1.14. Обеспечивать дачу согласия на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только при условии особой сложности уголовного дела.

Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на внесение ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат СК России соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.

Также не позднее чем за 30 суток представлять постановление для продления Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.

Иметь в виду, что срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевается в исключительных случаях, поэтому вопросы о дальнейшем содержании его под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии следственного управления СК России по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного управления.

При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации представления о даче согласия на возбуждение соответствующего ходатайства в сопроводительных документах указывать, изучалось ли уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине и какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.

1.15. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинский или психиатрический стационар в порядке, предусмотренном ст. 203 УПК РФ, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии, либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо постановлен оправдательный приговор.

В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на досудебной стадии производства либо незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного органа СК России, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, предъявления обвинения и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии производства или принято судебное решение реабилитирующего характера. Указанное заключение направлять руководителю вышестоящего следственного органа СК России с материалами уголовного дела (при их наличии в следственном подразделении СК России).

По каждому такому факту руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России организовывать проведение служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного преследования, предъявления обвинения и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений закона решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, и не позднее чем в 10-дневный срок со дня окончания проверки информировать о результатах соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России с представлением копий мотивированных заключений по уголовным делам и заключений служебных проверок, уголовных дел и материалов служебных проверок, копий или проектов приказов о наказании виновных должностных лиц.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдешь законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры по улучшению работы следственных органов СК России. Аналитические справки с указанием о принятых мерах направлять в соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России.

Главному управлению процессуального контроля и Главному военному следственному управлению не реже одного раза в полугодие анализировать следственную и судебную практику в указанном направлении и результаты служебных проверок с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

1.16. При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о даче согласия на производство выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, контролировать своевременную и полную подготовку и предоставление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.

1.17. Организовывать и контролировать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий и их качественную подготовку к поддержанию этих ходатайств.

1.18. При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения следователей в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК РФ, учитывать, что процессуальное решение по результатам их разрешения обязан принимать руководитель следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются.

При последующем обжаловании данного решения руководителю вышестоящего следственного органа истребовать у руководителя нижестоящего следственного органа заключение об обоснованности доводов заявителя, а в необходимых случаях изучать материалы проверки либо уголовного дела.

При подтверждении доводов о невиновности обвиняемого (подозреваемого), принуждении к даче показаний, применении других незаконных методов расследования принимать меры к проведению проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ, и решению вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

1.19. Обеспечивать средствами процессуального контроля объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию – руководителю вышестоящего следственного органа.

1.20. В случаях обжалования действия (бездействия) и решения следователя в порядке, предусмотренном статья 125 УПК РФ, обеспечивать и контролировать их участие в судебных заседаниях, а также своевременное представление в суд запрашиваемых документов.

При несогласии с судебным решением принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.21. Обеспечивать тщательное изучение уголовного дела при утверждении постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и принятие процессуального решения в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства на основании собранных по делу доказательств.

Согласие на прекращение уголовного преследования лица (подозреваемого или обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путем применения принудительных мер воспитательного характера давать только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и не реже одного раза в полугодие анализировать состояние и результаты данной работы с выработкой мер по ее совершенствованию.

1.22. В каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного следствия и не реже одного раза в полугодие анализировать практику приостановления предварительного следствия с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

1.23. Не позднее чем за 5 суток до направления следователем участникам уголовного судопроизводства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 215 УПК РФ организовывать изучение материалов уголовного дела и при необходимости давать конкретные указания о производстве следственных и иных процессуальных действий.

После составления следователем обвинительного заключения незамедлительно, но не позднее 24 часов с момента его подписания, обеспечивать изучение уголовного дела для проверки полноты выполнения ранее данных указаний, отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом и после согласования обвинительного заключения направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом руководителя следственного органа для утверждения обвинительного заключения.

В случае выявления недостатков и упущений, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 39 УПК РФ, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями для дополнительного следствия.

1.24. Контролировать своевременное принятие следователем к своему производству уголовного дела, возвращенного для производства дополнительного следствия; принимать меры к оперативному устранению выявленных недостатков.

В случае возвращения уголовного дела для производства дополнительного следствия прокурором в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, совместно со следователем незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России в каждом случае возвращения уголовного дела в порядке ст. 237 УПК РФ организовывать проведение служебной проверки с целью установления причин допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, ставших препятствием для его рассмотрения судом, решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и не позднее, чем в 10-дневный срок со дня окончания служебной проверки информировать о ее результатах соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России.

1.25. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать не реже одного раза в полугодие подробный анализ состояния работы по осуществлению процессуального контроля. По его результатам принимать меры, направленные на совершенствование организации процессуального контроля.

Заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты руководителей отделов, отделений и их заместителей о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов СК России.

Систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.

2. Возложить на руководителей следственных органов СК России персональную ответственность за организацию и осуществление процессуального контроля, выполнение задач, определенных настоящим приказом.

3. Считать утратившим силу приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 № 5 «О мерах по организации процессуального контроля».

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, законности при производстве предварительного следствия следственными органами Следственного комитета Российской Федерации (СК России), руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»,

приказываю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России, а также их заместителям (далее – руководители следственных органов) в пределах установленных полномочий осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и настоящего Приказа.

1.1. Незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законов, используя все процессуальные полномочия, предусмотренные ст. 39 УПК РФ.

1.2. Обеспечивать процессуальный контроль при приеме, регистрации, организации своевременной и полной проверки следователями каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и их разрешении в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Ежедневно проверять выполнение требований ч. 4 ст. 144 УПК РФ об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщений о преступлениях.

1.3. Организовывать своевременный и полный процессуальный контроль по поступившим в следственный орган Постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; обеспечивать их регистрацию в установленном порядке и проведение проверки в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ.

1.4. Обеспечивать изучение всех сообщений и материалов, поступивших для проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ. При необходимости давать соответствующие письменные указания, направленные на обеспечение оперативности и полноты проведения процессуальной проверки.

Все материалы проверки сообщений о преступлениях, по которым приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно тщательно изучать. Своевременно отменять незаконные и необоснованные Постановления следователей. В каждом случае вынесения незаконного и необоснованного решения рассматривать вопрос об ответственности должностного лица, его вынесшего.

1.5. Ежедневно контролировать направление заявителям и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный ч. 4 ст. 148 УПК РФ срок – в течение 24 часов с момента их вынесения, а также разъяснение заявителям права и порядка обжалования этих постановлений.

1.6. В случае проведения прокурором проверки законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела по его запросу обеспечивать своевременное направление ему материалов проверки сообщения о преступлении.

Получив Постановление прокурора об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела с указанными материалами, направлять их следователю для возбуждения уголовного дела либо дополнительной проверки, устанавливая срок исполнения.

При несогласии с решением прокурора принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.7. При возобновлении проверки сообщения о преступлении в связи с отменой Постановления о возбуждении уголовного дела или Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела контролировать установление ее срока в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 144 УПК РФ до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов по ходатайству следователя – до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Исключить дальнейшее продление сроков проверки.

1.8. Средствами упреждающего процессуального контроля не допускать проведения не вызванных необходимостью проверочных действий и промедления с возбуждением уголовного дела при очевидных признаках преступления.

1.9. Организовывать незамедлительное изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также отмену незаконных и необоснованных таких постановлений, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ.

1.10. В необходимых случаях по запросу прокурора обеспечивать своевременное направление ему для изучения материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении.

Получив Постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для вынесения Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновления проверки.

При несогласии с решением прокурора принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.11. С момента возбуждения уголовного дела заводить контрольное производство, к которому приобщать копии основных процессуальных и служебных документов, в том числе судебных решений, постановлений прокурора, постановлений и указаний руководителя следственного органа, сопроводительных писем, мотивированных возражений, жалоб, справок и др.

Контролировать своевременное направление прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК РФ.

1.12. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также о наложении ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, для правовой оценки законности и обоснованности следственных действий.

1.13. Тщательно изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей с учетом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2009 № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».

Требовать от следователей составления мотивированных постановлений.

Обращать особое внимание на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства. Учитывать, что перечень обстоятельств, предусмотренный ч. 1 ст. 108 УПК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Для выработки единой правовой позиции и реализации прокурором полномочий, предусмотренных п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами направлять прокурору заблаговременно.

1.14. Обеспечивать дачу согласия на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только при условии особой сложности уголовного дела.

Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на внесение ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат СК России соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.

Также не позднее чем за 30 суток представлять Постановление для продления Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.

Иметь в виду, что срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевается в исключительных случаях, поэтому вопросы о дальнейшем содержании его под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии следственного управления СК России по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного управления.

При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации представления о даче согласия на возбуждение соответствующего ходатайства в сопроводительных документах указывать, изучалось ли уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине и какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.

1.15. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинский или психиатрический стационар в порядке, предусмотренном ст. 203 УПК РФ, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии, либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо постановлен оправдательный приговор.

В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на досудебной стадии производства либо незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного органа СК России, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, предъявления обвинения и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии производства или принято судебное решение реабилитирующего характера. Указанное заключение направлять руководителю вышестоящего следственного органа СК России с материалами уголовного дела (при их наличии в следственном подразделении СК России).

По каждому такому факту руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России организовывать проведение служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного преследования, предъявления обвинения и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений закона решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, и не позднее чем в 10-дневный срок со дня окончания проверки информировать о результатах соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России с представлением копий мотивированных заключений по уголовным делам и заключений служебных проверок, уголовных дел и материалов служебных проверок, копий или проектов приказов о наказании виновных должностных лиц.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдения законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры по улучшению работы следственных органов СК России. Аналитические справки с указанием о принятых мерах направлять в соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России.

Главному управлению процессуального контроля и Главному военному следственному управлению не реже одного раза в полугодие анализировать следственную и судебную практику в указанном направлении и результаты служебных проверок с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

1.16. При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о даче согласия на производство выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, контролировать своевременную и полную подготовку и предоставление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.

1.17. Организовывать и контролировать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий и их качественную подготовку к поддержанию этих ходатайств.

1.18. При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения следователей в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК РФ, учитывать, что процессуальное решение по результатам их разрешения обязан принимать руководитель следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются.

При последующем обжаловании данного решения руководителю вышестоящего следственного органа истребовать у руководителя нижестоящего следственного органа заключение об обоснованности доводов заявителя, а в необходимых случаях изучать материалы проверки либо уголовного дела.

При подтверждении доводов о невиновности обвиняемого (подозреваемого), принуждении к даче показаний, применении других незаконных методов расследования принимать меры к проведению проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ, и решению вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

1.19. Обеспечивать средствами процессуального контроля объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного Постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного Постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное Постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию – руководителю вышестоящего следственного органа.

1.20. В случаях обжалования действия (бездействия) и решения следователя в порядке, предусмотренном статья 125 УПК РФ, обеспечивать и контролировать их участие в судебных заседаниях, а также своевременное представление в суд запрашиваемых документов.

При несогласии с судебным решением принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.21. Обеспечивать тщательное изучение уголовного дела при утверждении Постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и принятие процессуального решения в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства на основании собранных по делу доказательств.

Согласие на прекращение уголовного преследования лица (подозреваемого или обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путем применения принудительных мер воспитательного характера давать только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и не реже одного раза в полугодие анализировать состояние и результаты данной работы с выработкой мер по ее совершенствованию.

1.22. В каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного следствия и не реже одного раза в полугодие анализировать практику приостановления предварительного следствия с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

1.23. Не позднее чем за 5 суток до направления следователем участникам уголовного судопроизводства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 215 УПК РФ организовывать изучение материалов уголовного дела и при необходимости давать конкретные указания о производстве следственных и иных процессуальных действий.

После составления следователем обвинительного заключения незамедлительно, но не позднее 24 часов с момента его подписания, обеспечивать изучение уголовного дела для проверки полноты выполнения ранее данных указаний, отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом и после согласования обвинительного заключения направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом руководителя следственного органа для утверждения обвинительного заключения.

В случае выявления недостатков и упущений, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 39 УПК РФ, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями для дополнительного следствия.

1.24. Контролировать своевременное принятие следователем к своему производству уголовного дела, возвращенного для производства дополнительного следствия; принимать меры к оперативному устранению выявленных недостатков.

В случае возвращения уголовного дела для производства дополнительного следствия прокурором в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, совместно со следователем незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России в каждом случае возвращения уголовного дела в порядке ст. 237 УПК РФ организовывать проведение служебной проверки с целью установления причин допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, ставших препятствием для его рассмотрения судом, решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и не позднее, чем в 10-дневный срок со дня окончания служебной проверки информировать о ее результатах соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России.

1.25. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России обеспечивать не реже одного раза в полугодие подробный анализ состояния работы по осуществлению процессуального контроля. По его результатам принимать меры, направленные на совершенствование организации процессуального контроля.

Заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты руководителей отделов, отделений и их заместителей о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов СК России.

Систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.

2. Возложить на руководителей следственных органов СК России персональную ответственность за организацию и осуществление процессуального контроля, выполнение задач, определенных настоящим Приказом.

3. Считать утратившим силу Приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 № 5 «О мерах по организации процессуального контроля».

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А. И. Бастрыкин

Скачать приказ ск рф об организации процессуального контроля doc

3 мая был опубликован контроль Приказа об организации процессуального контроля в Следственном комитете РФ. Об организации процессуального контроля. Руководителям всех структурных подразделений – от Центрального аппарата СК РФ до городских и районных отделений – приказано осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями российского законодательства.

«Об организации процессуального приказа в Следственном комитете Российской Федерации». В целях организации работы в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Следственный комитет) по осуществлению процессуального приказа, руководствуясь частью 4 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона от № Процессуального «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,№ 1, ст.

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 17 октября года № 89 Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

В графу «Примечание» заносятся сведения: об источнике поступления сообщения о преступлении; о лице, в отношении которого проведена проверка; о сроке проверки, а заявление на эко по омс образец иная значимая информация для надлежащей организации процессуального контроля (в том числе сведения об отмене процессуальных решений по сообщениям о преступлении прокурором).

Приказа Следственного комитета РФ от N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации»>. Приказ, определяющий порядок организации процессуального контроля в СК России, признан недействующим, поскольку не проходил государственную регистрацию в Минюсте России. Речь идет о Приказе Следственного комитета Российской Федерации от N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации».

Следственный комитет российской федерации. Приказ. от 11 октября г. N Об организации. Приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении. В целях организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от N ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, , N 1, ст. 15) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от N 38 «Вопросы.

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям следственных подразделений и подразделений процессуального контроля центрального аппарата СК России, главных следственных управлений Принимать всесторонние меры к оперативному и качественному расследованию уголовных дел в сроки, установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Установить систему упреждающего процессуального контроля, исключающую нарушения процессуальных сроков, принимать безотлагательные меры к своевременному выявлению и устранению таких нарушений. Черный текст на сером фоне. Белый текст на черном фоне. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 17 октября года № 89 Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

(с изменениями и дополнениями по состоянию на г.) В соответствии с частью 5 статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, , № 52, ст. ; , № 24, ст.

; , № 1, ст. 16), статьей 13 Федерального закона от № ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Ф. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от № 2 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации». Дата подписания 9 января г. Опубликован 3 мая г. Вступает в силу 13 мая г.

Зарегистрирован в Минюсте России № Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации г. Вступление в силу 13 мая г. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от № 2. Показательно, что первым нормативным правовым актом нового ведомства стал приказ Председателя СК России от 15 января г.

№ 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации». Наряду с формированием нормативной базы в структуре СК России образованы самостоятельные подразделения, чьей единственной задачей является осуществление процессуального контроля.

В настоящее время в центральном аппарате Следственного комитета функционируют Главное управление процессуального контроля и управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федерал. Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ (утв.

приказом Следственного комитета России от № 72): III. Материал из Справочника наблюдателя. Перейти к:навигация, поиск. В графу «Примечание» заносятся сведения: об источнике поступления сообщения о преступлении; о лице, в отношении которого проведена проверка; о сроке проверки, а также иная значимая информация для надлежащей организации процессуального контроля (в том числе сведения об отмене процессуальных решений по сообщениям о преступлении прокурором).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх