Куперс

Бухучет и анализ

Организация совместной деятельности

Содержание

УДК 378. 147. 31-378. 147. 34

РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-120-125

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Л. А. Никитина

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Исследуются проблемы в методической организации совместной деятельности на уроке. С позиции педагогики совместной деятельности Г. Н. Прозументовой рассмотрены способы ее методической организации на уроке: поведенческо-, деятельностно, исследовательско-ориентированные. На основе анализа результатов опроса педагогов выявлены проблемные точки в организации совместной деятельности: отождествление форм учебного сотрудничества и совместной образовательной деятельности (неразличение предмета); сохранение педагогом позиции знающего учителя (исключение инициативы детей на уроке); функциональный подход к анализу результатов методической деятельности учителя на уроке со стороны администрации. Представлен опыт введения курса по выбору в методической подготовке будущего учителя, позволивший студентам открыть в практической деятельности способы методической организации совместной деятельности.

Ключевые слова: совместная деятельность, методическая деятельность, методическая организация урока, способы организации урока.

После введения ФГОС НОО уже пять выпусков младших школьников обучались по новым образовательным программам, где в качестве основных образовательных результатов стали выступать предметные, метапредметные, личностные . Основным методологическим подходом в его реализации, как известно, обозначен системно-деятельностный, предполагающий организацию совместной деятельности. Понимание совместной деятельности в работах психологов и педагогов различное. Так, по мнению Г. А. Цукерман, совместная деятельность -это фактор личностного развития ее участников, обеспечивающий их интеллектуальное развитие; именно в учебном сотрудничестве возрастает познавательная активность и объем усваиваемого материала, растет самокритичность ребенка, он приобретает социальные навыки . Г. Н. Прозументова определяет совместную деятельность как деятельность, в которой происходят актуализация, обогащение, расшифровка, исследование, истолкование, накопление и порождение личного опыта участников совместной деятельности .

Авторы рассматривают совместную деятельность с разных аспектов: в первом случае раскрывается психологический аспект, где совместная деятельность выступает прежде всего фактором развития ребенка, в частности интеллектуального. Г. Н. Прозументова указывает на педагогическую составляющую, в основе которой лежит определенный тип коммуникации, а именно: совместная деятельность — это деятельность по обмену идеями, построению чего-то нового, значимого для всех, обеспечивающая личностное развитие, а также приобретение личного опыта. Значимой в организации совместной деятельности становится позиция педагога, который создает условия для проявления у детей инициатив, позволяющих им быть не только участниками деятельности, но и влиять на нее. Основываясь на типах коммуникации в совместной деятельности, Г. Н. Прозументова обосновала разные модели педагогической деятельности по ее организации: авторитарную, лидерскую,

партнерскуюя, каждая из которых проявляет разное содержание образования и качество связей участников совместной деятельности, в том числе и позицию педагога. Авторитарная модель реализует нормативные связи участников, при которых педагог выступает в позиции руководителя, а дети в позиции исполнителей . Учитель реализует заранее запланированную схему урока, главным выступает формирование знаний, умений и навыков, мнения и инициатива детей остаются в стороне, они не важны. Лидерская модель совместной деятельности — это ценностные связи участников (педагог — лидер, ребенок — соисполнитель), которые реализуются через ситуации решения общих задач (проблем). «Культура лидерства — это культура формулирования проблем, культура совместного обсуждения способов их решения, их реализация в групповых формах взаимодействия, анализ эффективности индивидуальных и совместных действий» . В лидерской модели педагог является организатором постановки значимых не только для него, но и для детей целей, ценностей совместной деятельности, втягивает, вовлекает детей в образование совместной деятельности, в реализацию ее целей. Партнерская модель строится на личностных связях участников, когда педагог находится в двойственной позиции организатора-участника совместной деятельности. Такая модель совместной деятельности характеризуется тем, что педагог берет на себя функции посредника и занимает позицию партнера (одного из нас) в совместной деятельности, он вовлекает детей в образование совместной деятельности . В данной трактовке совместная деятельность — это деятельность, которая включает собственную деятельность, собственное поведение, собственные действия: свободные, пробные, инициативные, «действия, связанные с личным проявлением, решением проблем, осуществлением проектов, риском, ответственностью».

Особую значимость приобретает методическая организация педагогом совместной деятельности (СД) на уроке, который представляет собой не реализацию застывшей формы, заданной схемы, а «цепь ситуаций, которые меняются в процессе совместной деятельности» благодаря вовлеченности детей и готовности учителя «слышать» ребенка, учитывать его инициативы, создавать условия для их реализации (Г. Н. Прозументова). Организуя СД, учитель переключает свое внимание со структуры урока, сохранения его последовательности, схемы на само взаимодействие с детьми, исследуя условия организации этого взаимодействия при помощи методических средств. Использование методических средств на уроке с учетом задач вовлечения детей в совместную деятельность, позиции учителя и детей в организуемой деятельности, достижения образовательных результатов составляет содержание методической организации совместной деятельности на уроке.

Проведенное исследование показало, что в зависимости от выбранного учителем предмета деятельности и его позиции на уроке, использования исследования в выборе методических средств, участия детей в организуемой деятельности по-разному проявляется и способ методической организации совместной деятельности на уроке . Были установлены три способа методической организации урока (МОУ) совместной деятельности, каждый из которых проявлял модель педагогической деятельности:

Поведенческо-ориентированный способ МОУ характеризуется тем, что педагог ориентирован на передачу (трансляцию) знаний детям, для него значимым является их поведение, поэтому он организует работу в строгом соответствии с подготовленным конспектом урока, а методическая организация деятельности осуществляется педагогом на основе восстановления существующих схем методических приемов. Учитель не реагирует на инициативы детей, они ему «мешают» вести урок. Это обусловливает и результат организации урока — достижение поставленной учителем цели, полнота реализации задуманного плана, учебные (предметные) результаты детей. Учитель реализует авторитарную модель деятельности.

Деятельностно ориентированный способ МОУ проявляется в том, что учитель ставит задачу организации совместной деятельности с детьми на уроке и вовлекает их не только в постановку цели на уроке, но и строит вместе с ними процесс работы со знанием (открытие, построение действий по их использованию и т. д.); значимыми являются предложения детей, которые он инициирует. Поэтому у педагога появляется потребность исследования ситуаций СД на уроке и, как следствие, — менять, «переформатировать» методический прием, схему урока. Дети подталкивают учителя к преобразованию МОУ. Такой способ методической организации урока обусловливает формирование у детей личностных, метапред-метных результатов. Педагог реализует лидерскую модель в организации СД.

Исследовательско-ориентированный способ МОУ характеризуется тем, что педагог, ориентируясь на решение задач инновационного развития образования, на инициативы детей, ставит задачу организации совместного поискового действия. Поэтому педагог начинает выбирать и обосновывать методические средства в организации СД, преобразовывать методические приемы, ориентируясь на организуемую деятельность, занимать исследовательскую позицию. Такой способ МОУ обусловливает формирование у детей комплекса образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных). Педагог строит партнерскую модель педагогической деятельности, вовлекая детей в построение совместного поискового действия.

Урок в концепции педагогики совместной деятельности, как отмечает С. И. Поздеева, строится с учетом этапов организации образовательной деятельности: погружение в совместную деятельность, развертывание деятельности и рефлексия . На каждом этапе разворачивается построение коммуникации, которая меняется в зависимости от позиции педагога, умения методически организовывать ситуации СД, вовлекать детей в деятельность.

При обсуждении с учителями начальной школы в процессе их переподготовки в 2016 г. (в переподготовке на базе Института дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета приняли участие 15 учителей начальной школы Алтайского края, не имеющие образования по ппрофилю «начальное образование») проблем методической деятельности в сфере филологического образования было установлено, что в основном их интересуют вопросы, касающиеся предметной подготовки учащихся: как подготовить детей к изложению («не умеют передавать текст в собственной речи»), как научить грамотно писать («допускают много ошибок в проверочных работах»), как правильно обучать выразительному чтению («не читают выразительно»), какие эффективные методы и приемы использовать на уроках обучения грамоте («дети приходят читающие и нечитаю-щие») т. д. Педагоги видят проблемы в поиске и использовании «правильных» методических приемов, которые помогут повысить успеваемость детей, качество предметных результатов. Их позицию можно назвать «накопительной», смысл которой заключается в приобретении знаний о методических приемах обучения («чем больше знаю как, тем эффективнее результат»). Из 15 человек, участвовавших в опросе, только семь указали на затруднения в организации сотрудничества на уроках русского языка и литературного чтения («как организовывать групповую работу с детьми на уроках русского языка, литературного чтения»). На вопрос о том, как они организуют совместную деятельность, большая часть (11 человек) при этом указали на привлечение форм сотрудничества («работа в паре, работа в группе»), однако такую деятельность, по их мнению, можно «организовывать только на уроках обобщения или систематизации». Ответы учителей позволяют установить первую проблемную точку: они отождествляют учебную деятельность и совместную образовательную деятельность. Однако данные виды деятельностей имеют разные предметы: учебная — решение учебных задач, позволяющих расширить учебный опыт, приобрести новые знания, овладеть предметным действием, совместная — постановка и решение образовательных задач, направлен-

ных на приобретение личностного образовательного опыта посредством коммуникации . В связи с этим они видят совместную деятельность в организации различных форм учебного сотрудничества, при этом способы вовлечения детей вызывают затруднения.

Опрос учителей по методической организации совместной деятельности на уроке показал, что большая часть учителей (78 %) работают в поведенческо-ориентированном способе методической организации СД. Так, на этапе погружения в СД они восстанавливают знания детей с предыдущего урока, сами предъявляют тему и цель урока, ставят цель, предлагают план в достижении цели; на этапе развертывания СД — объясняют новый материал, используют информацию учебника (правила, сведения), сами формулируют вопросы к заданиям, разъясняя последовательность их выполнения, разъясняют операции вводимых алгоритмов, предлагают значительное количество тренировочных упражнений, контролируют качество выполнения задания; на этапе рефлексии — подводят итоги решения детьми цели урока, оценивают работу учеников на уроке (выставляют отметки), называют трудности детей, которые они заметили на уроке. При этом в качестве предпочитаемых действий (хотелось бы) почти все учителя (83 %) выбрали действия деятельностно ориентированного способа методической организации СД: создавать ситуации практического затруднения в процессе выхода на понимание темы урока, вовлекать детей в формулировку темы и цели урока, организовывать с детьми выход из ситуации затруднения, разрабатывать с детьми основания для анализа совместной деятельности на уроке. Осторожно (не хотелось бы) педагоги (54 %) рассматривают исследовательско-ориентированный способ методической организации СД: предлагать детям найти способ решения поставленной цели на основе анализа учебного материала (страницы учебника, дополнительного дидактического материала), высказать свои точки зрения и обосновать суждения, самостоятельно проектировать деятельность, сформулировать критерии и показатели в оценке достижения цели урока.

Как показал опрос, вторая проблемная точка в деятельности педагога по методической организации СД заключается в устоявшейся позиции «знающего» учителя, задача которого — использовать методические приемы, позволяющие передавать детям знания, вооружать их способами действий с полученными знаниями (алгоритмы), сохранять поведение. Педагоги боятся передать детям свои функции, инициировать их активность в деятельности, для них значимым остается механизм воздействия («рассказал, спросил, оценил, наметил» и т. д.). Для большинства педагогов важно сохранить позицию руководителя учебного процесса, где обучающиеся послушно выполняют его указания.

Обсуждение результатов опроса с учителями выявило другую проблемную точку: давление со стороны администрации на сохранение учителем требований к уроку как устоявшейся формы с четко обозначенными функциями учителя и детей (учитель организует, предлагает, спрашивает, оценивает, а дети — выполняют, отвечают…). Учителя отмечали, что они не могут допустить, чтобы дети влияли на ход урока, так как завуч фиксирует в своей карте в качестве оснований успешности урока количество выполненных упражнений, соответствие технологической карте авторов учебника, активность детей оценивается количеством поднятых рук на вопрос (задание) учителя. Такая ситуация обусловлена, скорее всего, функциональным подходом к организации образовательного процесса: завуч выполняет функцию контроля, а учитель исполняет, соблюдает требования к уроку. Организация совместной деятельности остается формальным действием, поскольку оценивается в основном качество соблюдения схемы урока без учета влияния детей на его ход.

Выявленные проблемные точки деятельности учителя в методической организации на уроке совместной деятельности свидетельствуют о том, что необходимо в методической подготовке будущих учителей перенести акцент на овладение ими разных способов МОУ СД. В связи с

этим по образовательной программе прикладного бакалавриата (профиль «начальное образование») был введен курс по выбору «Методическая организация совместной деятельности на уроке». Используя кейс-стади, феноменологические описания, просмотр и совместный анализ уроков у учителя, успешно вовлекающего детей в совместную деятельность, студенты:

— открыли в процессе обсуждения характеристики совместной образовательной деятельности (В чем проявляется совместность в деятельности? Какую позицию занимает учитель, дети? Какое действие формируется в совместной деятельности: закрытое, открытое, поисковое?);

— особое внимание уделили способам организации ситуаций совместной деятельности;

— учились различать модели педагогической деятельности учителя в организации СД и соотносить их со способами методической организации;

— проектировать различные типы уроков с точки зрения вовлечения детей в совместную деятельность (урок-задание, урок-проблематизация, урок-диалог) .

Введение курса позволило студентам открыть смысл совместной деятельности в построении с детьми коммуникации на уроке с помощью методических средств.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . URL: http://standart. edu . ru .

2 . Цукерман Г . А . Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф . дис . … д-ра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психол . наук. М . , 1992 . 39 с .

3 . Цукерман Г . А . Виды общения в обучении . Томск: Пеленг, 1993. 268 с .

4 . Цукерман Г . А. Обучение ведет за собой развитие . Куда? // Вопросы образования . 2010 . № 1. С . 42-89.

5 . Прозументова Г . Н . Школа совместной деятельности . Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской

деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с .

6 . Прозументова Г . Н . Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность //

Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе . Томск: Дельтаплан, 2010 . Кн . 5 . С . 4-16 .

7 . Никитина Л .А. , Поздеева С .И .Педагогическое наследие Г .Н .Прозументовой как ориентир для науки и образовательной

практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . № 4 (10) . С . 7-14 .

8 . Никитина Л . А . Становление исследовательской компетентности в методической подготовке студентов педагогического

вуза в условиях инновационного развития образования: автореф . дис …. д-ра пед. наук. Барнаул, 2014. 46 с .

9 . Поздеева С . И . Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое

обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . № 3 (13) . С . 36-40.

10 . Плотникова Н . Н . Содержание и формы организации образовательной деятельности при изучении иностранного

языка в начальной школе: автореф . дис .. . . канд . пед . наук . Томск, 2015. 24 с .

Никитина Любовь Андреевна, доктор педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: nikitina.fnk@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 04.09.2017

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-120-125

L. A. Nikitina

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

Key words: joint activity, methodical activity, methodical organization of the lesson, ways of organizing the lesson.

2 . Tsukerman G . A . Sovmestnaya uchebnaya deyatel’nost’ kak osnova formirovaniya umeniya uchit’sya. Avtoref. dis . dokt. psi-

3 . Tsukerman G . A. Vidy obshcheniya v obuchenii . Tomsk, Peleng Publ . , 1993. 268 p . (in

Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . Tsukerman G . A . Obucheniye vedet za soboy razvitiye . Voprosy obrazovaniya — The Educa-

tional Studies Moscow, 2010, vol . 1, pp . 42-89 (in Russian) .

6 . Prozumentova G . N . Pedagogika sovmestnoy deyatel’nosti: smyslovyye konteksty i obrazovatel’naya real’nost’ . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye — Pedagogical Review, 2016, vol . 3 (13), pp . 36-40 (in Russian)

Содержание взаимодействия, его смысловую нагрузку раскрывают как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то.

Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело.

Обычно выделяют три модели совместной деятельности:

  1. совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);
  2. совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);
  3. совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).

Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.

Можно назвать основные признаки совместной деятельности:

  • наличие общих целей для участников взаимодействия (совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимые частично);
  • совместная деятельность целесообразна в том случае, когда заранее ставятся осознанные цели;
  • участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь стимул работать вместе, то есть следует сформировать общую мотивацию для достижения цели;
  • необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупностью действий, операций и их распределением между участниками взаимодействия;
  • объединение (или совмещение) индивидуальных дальностей, которое понимается как образование целостности совместной деятельности и содействия возникновению взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками этой деятельности;
  • согласованные, координированные выполнения распределенных и объединенных индивидуальных дальностей всех участников;
  • необходимость в управлении (включая самоуправление) — потребность, внутренне присуща совместной деятельности;
  • наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности;
  • единое пространственно-временное функционирование участников взаимодействия.

Относительно собственно психологических составляющих совместной деятельности, то обычно анализ их начинается с выделения и характеристики общей цели, которая является важнейшим компонентом общей деятельности.

Общая цель олицетворяет идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь общность индивидов (коллективный субъект) в ходе взаимодействия. Она может быть расписана и в виде более частичных общих задач, поэтапное выполнение которых приближает всех к получению конечного результата. Обязательным психологическим компонентом совместной деятельности есть общая мотивация, то есть то, что побуждает людей к достижению общей цели. Здесь чрезвычайно важным является вопрос соотношения индивидуальных и коллективных мотивов.

Следующий психологический компонент — совместные действия. Они направлены на реализацию текущих и перспективных задач совместной деятельности. Завершает их психологическую структуру общий результат.

При этом важное значение имеет не только и не столько общий объективный конечный продукт, но и субъективное отражение результата индивидуальными и коллективными субъектами. Бесспорно, условием выполнения совместной деятельности являются процессы разделения, объединения, согласования, управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами.

В контексте рассмотрения вопроса о роли взаимодействия в совместной деятельности важно подчеркнуть тот факт, что взаимодействие как процесс состоит из физического (совместное перемещение в пространстве, совместные действия) и духовного контактов.

Речь идет о том, что в организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание .

Поэтому взаимодействие в коллективной деятельности проявляется прежде всего в форме ее организации, т.е. совместных действий, направленных на общий предмет труда. Именно они — совместные действия — вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов и пр.).

Вместе с тем в процессе взаимодействия происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые, по мнению А. Журавлева, вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых компонентов.

Исследователь считает, что такими составными компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками этой деятельности, но не любые, а детерминированные направленностью на общий предмет, т.е. предметно направленные взаимодействия. При этом под взаимодействием здесь понимается такая система действий участников коллективной деятельности, при которой поступки одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а поступки последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первой группы индивидов.

Возникает вопрос: «Каков характер применения взаимодействия в структуре совместной деятельности?» Автор выделяет два аспекта: предметно направленные (другое название — целевые) взаимодействия, с одной стороны, органично вводятся в психологическую структуру совместной деятельности, а с другой — они изменяют структуру индивидуальной деятельности ее участников, подчиняя их общим целям и задачам. Т.е. взаимодействие превращает, перестраивает выполняемую деятельность, которая перестает быть индивидуальной, а становится формой совместной деятельности.

Вопросы соотношения взаимодействия и совместной деятельности — это не что иное, как продолжение дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности, в ходе которой выделяеются две противоположные позиции.

Согласно первой позиции, общение является частью деятельности, а второй — оно принципиально отличается от деятельности, ведь связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом (Б. Ломов).

Г. Андреева предложила компромиссный вариант, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности, и как самостоятельный феномен. Б. Паригин считает, что общение и деятельность взаимно скрещиваются, но они не являются тождественными явлениями, то есть общение не тождественно деятельности и не является ее частью, а соотносится с деятельностью как два взаимно перекрещенных круга.

Иначе говоря, с одной стороны, общение может выступать как условие или составляющее любой деятельности и как специфическая коммуникативная деятельность, а с другой — его можно рассматривать как самостоятельное и отличное от деятельности социально-психологическое явление.

Такая характеристика общения указывает на то, что оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между людьми и может быть не только актом осознанного, рационально оформленного процесса, информационного обмена, но и эмоциональным контактом между индивидами (через общение реализуется взаимодействие с субъектом привязанности) . Т.е. во время взаимодействия реализуются и определенные цели, взаимовлияния и информационный обмен, познания друг друга и эмоциональное отношение, а также происходят взаимные изменения.

СД – организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное создание объектов материальной и духовной культуры.

Под признаками СД обычно понимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам СД относится наличие:

1. Единой цели для участников, включенных в деятельность;

2. Общей мотивации;

3. Объединения, совмещения или сопряжение индивидуальных деятельностей, понимаемых как образование единого целого;

4. Разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

5. Согласования индивидуальных деятельностей учащихся, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согласование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (темпа, интенсивности, ритмичности) и т.д. оно достигается с помощью управления;

6. Управления – важнейшего признака и атрибута СД;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

7. Единого конечного результата (совокупного продукта);

8. Единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие совместной деятельности. Признаки совместной деятельности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие совместной деятельности. Признаки совместной деятельности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие совместной деятельности. Признаки совместной деятельности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К финансовым вложениям организации относятся и вклады, сделанные ею в рамках совместной деятельности. Учет операций по совместной деятельности ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденным приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105п (далее – ПБУ 20/03).

В основе операций по совместной деятельности лежит договор простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ). По этому договору двое или несколько лиц объединяют свои вклады и действуют без образования юридического лица. Вклад – это все то, что вносится в общее дело. Вклады все равны по стоимости, если иное не обозначено в договоре. Полученные в результате деятельности доходы являются общей долевой собственностью участников. Прибыль, полученная в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей. В случае прекращения договора имущество участников возвращается им. Ведение бухгалтерского учета и отчетности осуществляется одним из участников, что и отражается в договоре.

Имущество, внесенное участниками, учитывается на отдельном балансе у того из участников, кому поручено ведение дел, то есть данный участник делает два баланса – по основному виду деятельности и по договору простого товарищества. Для ведения операций по договору простого товарищества открывается отдельный банковский счет, однако кассовая книга у участника, ведущего дела, может быть только одна, следовательно, ему нужно организовать аналитический учет по счету 50 «Касса».

Имущество, вносимое по договору простого товарищества, у участника, ведущего общие дела, относится в кредит счета 80 «Уставный капитал», субсчет «Вклады товарищей». При этом аналитический учет ведется в разрезе каждого из участников по дебету счетов имущества, например, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

У тех участников, кто вносит имущество по договору простого товарищества, стоимость имущества в оценке, определенной по договору, отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества» и кредиту счетов денежных средств и иного имущества.

Бухгалтерский учет деятельности по договору простого товарищества ведется по общей методике. Прибыль формируется по окончании каждого отчетного периода и распределяется пропорционально вкладам участников по договору. Убытки по договору простого товарищества возмещаются его участниками.

У организации, участвующей в совместной деятельности, прибыль, полученная по договору простого товарищества, будет отнесена к прочим доходам.

Когда срок действия договора прекращается, или кто-либо из участников объявляется банкротом, или договор расторгается по требованию одного из участников, имущество возвращается участникам пропорционально их вкладам. У участника, ведущего общие дела, по всем балансовым счетам образуются нулевые остатки, и в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 80 «Уставный капитал», субсчет «Вклады товарищей» и кредиту счетов имущества.

В бухгалтерском учете возврат имущества у участников отражается по дебету счетов имущества и кредиту счета 58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества». Разница между балансовой стоимостью переданного имущества и возвращенного после прекращения договора простого товарищества будет учтена по дебету или кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в составе прочих доходов или расходов организации.

Простое товарищество не является юридическим лицом и не несет обязательств по уплате налогов. Каждый участник уплачивает налог отдельно пропорционально его доле в совместной деятельности или участники простого товарищества делегируют участнику, ведущему общие дела, право исполнять обязанности по уплате налогов. Уполномоченный участник обязан известить налоговый орган об исполнении им обязанности налогоплательщика в рамках договора простого товарищества.

Бухгалтерский учет операций по совместной деятельности у товарищей и у товарища, ведущего общие дела, отражен в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Схемы корреспондирующих счетов по учету хозяйственных операций по совместной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

У товарищей – участников совместной деятельности

58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества»

51 «Расчетные счета»

Перечисление денежных средств в счет участия в совместной деятельности

58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества»

41 «Товары»

Передача товаров в счет участия в совместной деятельности

58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества»

10 «Материалы»

Передача материалов в счет участия в совместной деятельности

58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества»

01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Передача основных средств в счет участия в совместной деятельности

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по договору простого товарищества»

91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»

Отражается сумма прибыли по итогам работы простого товарищества за отчетный период

51 «Расчетные счета»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по договору простого товарищества»

Получена прибыль на расчетный счет организации-товарища

01 «Основные средства», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 41 «Товары»

58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества»

Возврат имущества по окончании действия договора

У товарища, ведущего общие дела

75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам по договору простого товарищества»

80 «Уставный капитал», субсчет «Вклады товарищей»

Отражается задолженность товарищей в части формирования уставного капитала

01 «Основные средства», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 41 «Товары»

75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам по договору простого товарищества»

Оприходованы ценности, поступившие в качестве вкладов в уставный капитал

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов»

Начислена прибыль пропорционально вкладам участников

75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов»

51 «Расчетные счета»

Перечислена прибыль пропорционально вкладам участников

80 «Уставный капитал», субсчет «Вклады товарищей»

01 «Основные средства», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 41 «Товары»

Возврат имущества товарищам по окончании договора

Глава 77 — Гражданского кодекса

Параграф 1. Общие положения о совместной деятельности

Статья 1130. Договор о совместной деятельности

1. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются совместно действовать без образования юридического лица для достижения определенной цели, не противоречащей закону.

2. Совместная деятельность может осуществляться на основе объединения вкладов участников (простое общество) или без объединения вкладов участников.

Статья 1131. Форма и условия договора о совместной деятельности

1. Договор о совместной деятельности заключается в письменной форме.

2. Условия договора о совместной деятельности, в том числе координация совместных действий участников или ведение их общих дел, правовой статус выделенного для совместной деятельности имущества, покрытия расходов и убытков участников, их участие в результатах совместных действий и другие условия определяются по договоренности сторон, если иное не установлено законом об отдельных видах совместной деятельности.

Параграф 2. Простое товарищество

Статья 1132. Договор простого товарищества

1. По договору простого товарищества стороны (участники) обязуются объединить свои вклады и совместно действовать с целью получения прибыли или достижения иной цели.

Статья 1133. Вклады участников

1. Вкладом участника считается все то, что он вносит в совместную деятельность (общее имущество), в том числе денежные средства, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

2. Вклады участников считаются равными по стоимости, если иное не вытекает из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада участника производится по согласованию между участниками.

Статья 1134. Общее имущество участников

1. Внесенное участниками имущество, которым они владели на правах собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы находятся в общей долевой собственности участников, если иное не установлено договором простого товарищества или законом.

Внесенное участниками имущество, которым они владели на основаниях иных, чем право собственности, используется в интересах всех учасникив и является их общим имуществом.

2. Ведение бухгалтерского учета общего имущества участников может быть поручено ими одному из участников.

3. Пользование общим имуществом участников осуществляется по их общему согласию, а в случае недостижения согласия — в порядке, устанавлеваемым по решению суда.

4. Обязанности участников по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, устанавливаются договором простого товарищества.

Статья 1135. Ведение общих дел участников

1. При ведении общих дел каждый участник имеет право действовать от имени всех участников, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными учасниками или совместно всеми участниками договора простого товарищества.

При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников.

2. В отношениях с третьими лицами полномочия участника совершать сделки от имени всех участников удостоверяется доверенностью, выданной ему другими участниками, или договором простого общества.

3. В отношениях с третьими лицами участники не могут ссылаться на ограничение прав участника, совершившего сделку, по ведению общих дел участников, кроме случаев, когда они докажут, что на момент совершения сделки третье лицо знало или могло знать о наличии таких ограничений.

4. Участник, совершивший от имени всех участников сделку, в отношении которого его право на ведение общих дел участников было ограничено, или совершил в интересах всех участников сделку от своего имени, может требовать возмещения произведенных им за свой счет расходов, если совершение этой сделки было необходимо в интересах всех участников. Участники, которым в результате таких сделок были нанесены убытки, вправе требовать их возмещения.

5. Решение относительно общих дел участников принимаются участниками по общему согласию, если иное не установлено договором простого общества.

Статья 1136. Право участника на информацию

1. Каждый участник договора простого товарищества вправе знакомиться со всеми документами по ведению общих дел участников. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по согласованию участников, ничтожны.

Статья 1137. Общие расходы и убытки участников

1. Порядок возмещения расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью участников, определяется по договоренности между ними. При отсутствии такой договоренности каждый участник несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в совместное имущество.

Условие, по которому участник полностью освобождается от участия в возмещении общих расходов или убытков, ничтожно.

Статья 1138. Ответственность участников по общим обязательствам

1. Если договор простого товарищества не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, каждый участник отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее имущество. По общим обязательствам, которые возникли не из договора, учасники отвечают солидарно.

2. Если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, участники отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований возникновения.

Статья 1139. Распределение прибыли

1. Прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов участников в общее имущество, если иное не установлено договором простого товарищества или другой договоренностью участников.

Условие о лишении или отказе участника от права на часть прибыли ничтожно.

Статья 1140. Выделение доли участника по требованию его кредитора

1. Кредитор участника договора простого товарищества вправе предъявить требование о выделении доли участника в общем имуществе в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины.

Статья 1141. Прекращение договора простого товарищества

1. Договор простого товарищества прекращается в случае:

  1. признания участника недееспособным, безвестно отсутствующим, ограниченно дееспособным, если соглашением его участников не предусмотрено сохранение договора относительно иных учасников;
  2. объявления участника банкротом, если соглашением его участников не предусмотрено сохранение договора относительно других учасников;
  3. смерти физического лица — участника или ликвидации юридического лица — участника договора простого товарищества, если соглашением его участников не предусмотрено сохранение договора относительно других участников или замещения участника, который умер (ликвидированного юридического лица), его наследниками (правопреемниками);
  4. отказа участника от дальнейшего участия в договоре простого товарищества или расторжения договора по требованию одного из участников, если соглашением его участников не предусмотрено сохранение договора относительно других участников;
  5. истечения срока договора простого товарищества;
  6. выделения доли участника по требованию его кредитора, если соглашением его участников не предусмотрено сохранение договора относительно других участников;
  7. достижение цели общества или наступления обстоятельств, когда достижение цели общества стало невозможным.

2. При прекращении договора простого товарищества вещи, переданные в общее владение и (или) пользование участников, возвращаются участникам, которые их предоставили, без вознаграждения, если иное предусмотрено договоренностью сторон.

Раздел имущества, находящегося в общей собственности участников, и общих прав требования, которые возникли у них, осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Украины.

Участник, внесший в общую собственность вещь, определенную индивидуальными признаками, имеет право в случае прекращения договора простого товарищества требовать в судебном порядке возврата ему этой вещи при условии соблюдения интересов других участников и кредиторов.

3. С момента прекращения договора простого товарищества его участники несут солидарную ответственность по невыполненным совместным обязательствам в отношении третьих лиц.

Статья 1142. Отказ участника от дальнейшего участия в договоре простого товарищества и расторжения договора

1. Участник может сделать заявление об отказе от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества не позднее, чем за три месяца до выхода из договора.

Условие об ограничении права на отказ от бессрочного договора простого товарищества является ничтожным.

2. Участник договора простого товарищества, заключенного на определенный срок, или договора, в котором достижение цели определены как отменительное условие, имеет право требовать расторжения договора в отношениях с другими участниками по уважительной причине с возмещением другим участникам реальных убытков, причиненных расторжением договора.

Статья 1143. Ответственность участника, в отношении которого договор простого товарищества прекращен

1. Если договор простого товарищества не был прекращен по заявлению участника об отказе от дальнейшего в нем участия или в случае расторжения договора по требованию одного из участников, участник, участие которого в договоре прекратилось, отвечает перед третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участи в договоре простого товарищества как участника договора

Просмотров: 60334

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх