Куперс

Бухучет и анализ

Организация судебной статистики

Структура судебной статистики на современном этапе определяется судебной системой Российской Федерации и видами судебных органов, деятельность которых она отражает. Поскольку суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации имеют свою компетенцию, осуществляют правосудие в разных видах судопроизводства, то судебная статистика подразделяется на статистику конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства по предметной области.

По видам судов судебная статистика имеет в своем составе статистику судов общей юрисдикции, статистику арбитражных судов, статистику конституционных (уставных судов) (рис. 25).

Классификация судебной статистики по видам

судов и предметной области

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Судебная статистика │

└─────────────────────┬───────────────────┘

┌────────────────────┼─────────────────────────┐

▼ ▼ ▼

┌──────────┴───────────┐ ┌──────┴────────────┐ ┌──────────┴────────┐

│ Статистика │ │ Статистика судов │ │ Статистика │

│Конституционного суда,│ │ общей юрисдикции │ │ арбитражных судов │

│ уставных судов │ │ │ │ │

└──────────────────────┘ └──────┬────────────┘ └───────────────────┘

┌────────────┴────────────────────────┐

▼ ▼

┌──────────────────┴──────────────────┐ ┌──────────────┴───────────────┐

│Статистика «гражданских» судов │ │ Статистика │

│ ┌────────────────┐ │ │ военных судов │

│┌─────────────────┼─┐ │ │ │┌────────────────────────────┐│

││ Статистика, │ │ Статистика │ │ ││ Статистика, ││

││характеризующая │ │ судимости │ │ ││характеризующая работу судов││

││ работу судов └─┼──────────────┘ │ │└────────────────────────────┘│

│└───────────────────┘ │ │┌────────────────────────────┐│

│ │ ││ Статистика судимости ││

└─────────────────────────────────────┘ │└────────────────────────────┘│

└──────────────────────────────┘

Рис. 25. Классификация судебной статистики по видам судов и предметной области

Основной составляющей судебной статистики является статистика, формируемая в судах общей юрисдикции, поскольку она доминирует как в количественном (по числу единиц статистического наблюдения), так и в содержательном (по объему учетных показателей) отношении.

Другими составляющими судебной статистики являются статистика арбитражных судов и статистика Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В судебной статистике судов общей юрисдикции выделяются статистика уголовного судопроизводства (уголовная судебная статистика), статистика гражданского судопроизводства (гражданская судебная статистика) и статистика административного производства — рассмотрения дел по административным правонарушениям (административная статистика).

Отличительной особенностью организации ведения судебной статистики в арбитражных судах является то, что, как и другие функции организационно-правового обеспечения деятельности арбитражных судов, она осуществляется непосредственно Высшим Арбитражным Судом РФ.

Статистическая работа по результатам деятельности Конституционного Суда и соответствующих конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации осуществляется непосредственно в каждом таком суде и ограничивается его рамками.

Судебная статистика исследует количественную сторону общественных явлений (правовых и юридически значимых) в области судебного производства в целях познания их качественной стороны, применяя для этого определенные научные методы и приемы.

Судебная статистика арбитражных судов отражает количественные характеристики рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваемых в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.

С изменением законодательства о судоустройстве возможны коррективы предложенной классификации. Так, к судебной статистике следует отнести будущие количественные показатели работы нового судебного органа — Дисциплинарного судебного присутствия, созданного Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ*(20).

С учетом особенностей объектов статистического наблюдения и формирования консолидированной статистической информации на практике принято деление судебной статистики судов общей юрисдикции на ведомственное статистическое наблюдение о деятельности судов по рассмотрению дел и материалов в порядке уголовного, гражданского, административного судопроизводства по различным судебным инстанциям и статистическое наблюдение судимости (результатов рассмотрения уголовных дел в отношении лиц по приговорам, вступившим в законную силу в отчетный период).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие исторические этапы судебной статистики и их характеристики могут быть выделены?

2. Классифицируйте задачи судебной статистики.

3. Назовите ведомственные нормативные правовые акты, определяющие ведение судебной статистики в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

4. Назовите ведомственные нормативные правовые акты, определяющие ведение судебной статистики в арбитражных судах.

Деятельность подразделений Судебного департамента по ведению судебной статистики

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 42

Как было отмечено выше, основными подразделениями Судебного департамента, осуществляющими ведение судебной статистики, являются отдел судебной статистики Главного организационно-правового управления и отдел судебной статистики и правовой информатизации Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента.

Отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации строит свою работу во взаимодействии с другими подразделениями Судебного департамента, Верховным Судом Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики по вопросам представления необходимой статистической информации. Отдел осуществляет свои функции по ведению судебной статистики как непосредственно, так и через соответствующие подразделения органов Судебного департамента в субъектах федерации, специалистов верховных судов и равных им судах.

Исходя из функции Судебного департамента и его органов по ведению судебной статистики задачами данного отдела являются:

— нормативно — правовое и организационное обеспечение стабильного функционирования и совершенствования судебной статистики в судах общей юрисдикции;

— организация сбора, обработки и анализа статистической информации о деятельности судов общей юрисдикции, о состоянии судимости.

Отдел судебной статистики в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

— с учетом изменения действующего законодательства, научных рекомендаций и практической потребности разрабатывает и представляет к утверждению Генеральному директору Судебного департамента в установленном порядке проекты форм ведомственной статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, состоянии судимости;

— разрабатывает документы первичного статистического учета, инструктивные указания по их ведению и о порядке отражения учитываемых сведений в формах статистической отчетности;

— готовит проекты нормативных актов, методические рекомендации по вопросам ведения статистики и анализа статистических данных;

— составляет сводные статистические отчеты о результатах судебной деятельности, состоянии судимости по утвержденным формам;

— представляет Федеральной службе государственной статистики сводные формы государственной статистической отчетности по Российской Федерации;

— взаимодействует с соответствующими подразделениями Федеральной службы государственной статистики, МВД России, Генеральной прокуратуры по вопросам сопоставимости учетных показателей преступности, судимости, движения уголовных дел;

— непосредственно руководит работой территориальных органов Судебного департамента, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных и других равных им судов по ведению судебной статистики, осуществляет контроль исполнения указаний, оказывает практическую помощь в организации этой работы;

— контролирует и регулярно анализирует полноту, достоверность и своевременность представления статистической отчетности;

— обобщает и распространяет положительный опыт учетно-статистической работы, принимает участие в организации учеты и разрабатывает программы повышения квалификации специалистов по статистике органов Судебного департамента и работников судов, занимающихся ведением первичного статистического учета;

— проводит анализы статистических данных, по результатам которых готовит обобщения, обзоры, информирует органы Судебного департамента и суды об основных показателях, характеризующих результаты судебной деятельности как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным ее субъектам;

— в установленном порядке представляет статистические данные по запросам федеральных органов государственной власти и управления;

— оказывает необходимую помощь в ознакомлении с имеющимися статистическими данными сотрудникам других подразделений Судебного департамента и Верховного Суда Российской Федерации, представителям правоохранительных органов, научным работникам, по запросам соответствующих организаций;

— осуществляет обмен статистической информацией с МВД, Минюстом России и Генеральной прокуратурой;

— является постановщиком задач на разработку программного обеспечения для ведения баз данных судебной статистики, сбора и обработки статистической информации;

— обеспечивает методическую поддержку и сопровождение эксплуатирующегося в судах и органах Судебного департамента программного обеспечения по ведению баз данных по судимости и обработке статистической информации;

— осуществляет централизованную настройку программного обеспечения для обработки форм статистической отчетности и ведения баз данных судимости в судах и органах Судебного департамента;

— консультирует по вопросам эксплуатации специализированных программных комплексов по ведению базы данных по судимости и формированию статистической отчетности.

Таким образом, отдел судебной статистики Главного организационно-правового управления Судебного департамента наделен широким кругом полномочий, по ведению собственно судебной статистики и смежных с этим вопросов, в рамках практически всей системы судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ).

Для ведения же судебной статистики сугубо в рамках подсистемы военных судов, как уже отмечалось выше, в Судебном департаменте, а точнее в его Главном управлении обеспечения деятельности военных судов, учреждено еще одно соответствующее специализированное подразделение — отдел судебной статистики и правовой информатизации.

В соответствии с Положением об отделах Главного управления обеспечения деятельности военных судов (далее по тексту — ГУОДВС) в качестве основных задач этого отдела выделяются:

— организация работы отдела и военных судов по ведению судебной статистики;

— анализ статистических показателей о судебной работе военных судов, судебной нагрузке судей и подготовка аналитических документов по этим вопросам для руководства Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента и окружных (флотских) военных судов;

— изучение состояния судимости военнослужащих, причин и условий, способствующих совершению преступлений, подготовка докладов и информации по этим вопросам для высших должностных лиц государства, Министра обороны РФ и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, руководства МВД РФ и Федеральной службы безопасности, главнокомандующих и командующих видами Вооруженных Сил и родами войск, руководителей других ведомств, имеющих воинские формирования;

— разработка на основе анализа статистических данных предложений по улучшению деятельности военных судов, а также совершенствованию статистической отчетности.

В соответствии с обозначенным предназначением отдел судебной статистики и правовой информатизации ГУОДВС осуществляет:

— координацию работы с другими ведомствами, осуществляющими статистический учет происшествий, преступлений и других противоправных действий в войсках;

— обновление форм статистической отчетности военных судов в связи с изменениями действующего законодательства и с учетом предложений с мест;

— оказание методической помощи военным судам в изучении и обобщении судимости, ведении судебной статистики, а также в подготовке информационных документов для командования;

— организацию и осуществление по указанию начальника ГУОДВС выездов в окружные (флотские) военные суды с целью изучения организации их работы;

— подготовку совместно с другими отделами и направление в военные суды информационных писем и экспресс-информаций о деятельности ГУОДВС и военных судов по организационному, кадровому, материально-техническому обеспечению и по другим вопросам;

— анализ новых законодательных и других нормативных правовых актов; участие в разработке на этой основе инструкций, положений, методических пособий, регулирующих деятельность военных судов.

— участие в разработке нормативных правовых, руководящих и методических документов Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, по вопросам правоприменительной деятельности, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих, защиты их законных прав и интересов;

— взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам деятельности военных судов и ГУОДВС; обобщение опыта деятельности пресс-служб окружных (флотских) военных судов;

— изучение потребностей военных судов в программных и аппаратных средствах, оказание военным судам помощи во внедрении компьютерной техники, информационно-правовых баз данных, разработке программного обеспечения, обработке и анализе правовой информации;

— обеспечение своевременного обновления и технического сопровождения информационно-правовых баз данных и контроль за эксплуатацией компьютерной техники в ГУОДВС;

— обучение сотрудников ГУОДВС эксплуатации компьютерной техники и программных средств.

Организация ведения судебной статистики в России. Отрасли судебной статистики;

Правовой основой ведения судебной статистики являются следующие НПА:

Конституция РФ Глава 7. «Судебная власть», которая определяет систему высших судов РФ, принципы их организации, принципы судебной власти и т.д.;

ФКЗ «О военных судах», который разъясняет их задачи, полномочия, подсудность, финансирование и проч.;

ФКЗ «О судебной системе РФ», который содержит информацию, предоставленную Конституцией РФ, но в развернутом, уточненном виде, помимо этого разъясняет статус судей;

ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»;

ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;

Приказ Судебного Департамента № 169 от 29 декабря 2007 г., который содержит указание по введению в действие вышеупомянутой инструкции;

ФЗ «О мировых судьях в РФ»;

ФЗ «О финансировании судов в РФ»

ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ»

ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», который наделяет судебный департамент и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации компетенцией вести судебную статистику. В настоящей Инструкции определены правила формирования статистических отчетов по формам о деятельности судов общей юрисдикции и судимости на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах и на участках мировых судей в соответствии с правилами судебного делопроизводства; отражает порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получение сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

«Инструкция по ведению судебной статистики», утвержденная Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 N 169. Данный нормативно-правовой источник содержит правила ведения судебной статистики, ее организацию.

ФЗ «Об обеспечении доступа информации о деятельности судов в РФ», который содержит определение следующих понятий: запрос, информация о деятельности судов, пользователь Отрасли правовой статистики.

Отрасли судебной статистики:

· статистика уголовного судопроизводства. Этот раздел охватывает учет судимости и деятельности судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия (количественные показатели − число поступивших в суды и рассмотренных уголовных дел, количество осужденных, оправданных, освобожденных от уголовной ответственности и наказания и т.п.; качественные показатели – сроки рассмотрения уголовных дел, направление дел на дополнительное расследование, меры наказания, работа кассационной и надзорной инстанций и т.д.);

· статистика гражданского судопроизводства. Этот раздел отражает результаты работы судов общей юрисдикции, специализированных судов и мировых судей по рассмотрению гражданских споров; арбитражных судов по решению экономических и других споров (сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел по первой, кассационной и апелляционной инстанциям, ошибки и на-рушения законов при рассмотрении дел и другие показатели);

· статистика административного судопроизводства. Объектом административно-правовой статистики является количественная сторона административных нарушений по их видам, причиненному ущербу и мероприятий по борьбе с ними (характер административных взысканий, административное судопроизводство и т.д.). В России более тридцати пяти органов, обладающих административной юрисдикцией. К ним относятся, в первую очередь, суды, занимающие особое место в системе субъектов административной юрисдикции, а также органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городского транспорта; санитарного, технического, пожарного, экологического и др. надзора; пограничного и таможенного контроля и т.д.

4. Основные понятия статистики: статистическая совокупность, единицы учета и наблюдения, статистический показатель и статистические признаки.

Статистическая совокупность — это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.

Единица наблюдения – первичный элемент объекта статистического наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носителем юридически значимых признаков, регистрируемых при наблюдении. В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо, совершившее преступление, гражданское дело, истец и т.д.

Единица совокупности — это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Единица измерения– показатель, отражающий, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально – правовые явления.

Статистический показатель — количественно-качественная обобщающая характеристика какого-либо свойства статистической совокупности в условиях конкретного места и времени.

Статистический признак — это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

· признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, количество судимостей, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

· признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии — характером труда: судья, следователь, прокурор и т. д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» — неотъемлемое свойство предмета).

Предмет и задачи судебной статистики. Цель ведения судебной статистики.

Стр 1 из 3

Предмет и задачи судебной статистики. Цель ведения судебной статистики.

Судебная статистика – подотрасль юридической (правовой статистики), которая изучает деятельность судов, которая изучает, по сути, правовые аспекты в их массовом выражение в судебной сфере.

Предметом судебной статистики служит количественная сторона качественно однородных массовых правовых и иных юридически значимых явлений и процессов в судебной сфере, тенденции и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.

Задачи судебной статистики:

• учет, обобщение и комплексный анализ нарушений законности, рассматриваемых судебными органами;

• изучение состояния, структуры и динамики преступности и иных видов правонарушений;

• изучение факторов, способствующих возникновению и развитию преступности и иных правонарушений;

• исследование социальных последствий преступности и других правонарушений для общества;

• учет всей совокупности мероприятий социального контроля над правонарушениями, осуществляемыми государственными органами в целях поддержания в стране режима законности;

• гарантирование достоверности, полноты, своевременности и научной обоснованности всей официальной судебной статистической информации.

Целью ведения судебной статистики является обеспечение Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента, его структурных подразделений (включая территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации), судов общей юрисдикции, иных органов государственной власти данными, необходимыми для осуществления судебно-правовой реформы, законотворческой деятельности, анализа и обобщения судебной практики, организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения открытости и прозрачности судебной деятельности для общества. (п. 1.2. Инструкции по ведению судебной статистики)

История развития судебной статистики.

Статистика как учет возникла из практических нужд людей еще в Древнем мире (для сбора налогов, несения военной службы и других целей надо было учитывать население и его движение). В Средние века возникает необходимость в учете имущества, земельных угодий, внутрихозяйственных доходов и расходов. Все эти формы примитивного учета преследовали сугубо практическую цель, но именно они предопределили научное будущее статистики.

Первым свой вклад в развитие статистики внес англичанин Дж. Граунт, занимавшийся главным образом торговым делом, проанализировал бюллетени смертности населения Лондона и в 1662 г. представил результаты своих исследований в научное Лондонское королевское общество. Полученные данные свидетельствовали о существовании демографических закономерностей и определенных методов для их выявления.

Заметный вклад в развитие теории статистики внес последователь Граунта английский экономист У. Пегги (XVI в.), написавший трактаты о налогах и сборах, о политической арифметике и др.

Особая роль в развитии научной статистики (экономической, демографической и моральной) принадлежит бельгийскому математику, астроному и социологу А. Кетле (1796-1874), который организовал Центральную бельгийскую статистическую комиссию и Первый международный статистический конгресс (Брюссель, 1853 г.) и доказал, что некоторые массовые общественные явления (рождаемость, смертность, преступность и др.) подчиняются определенным статистическим закономерностям.

Среди российских статистиков, которые внесли серьезный вклад в развитие научной статистики, следует назвать Д.П. Журавского, Ю.Э. Янсона, А.А. Чупрова и многих других.

Д.П. Журавский (1810-1856) — автор ряда статистических работ, среди которых особое место занимают статистические описания Киевской губернии, Киевского учебного округа и другие работы. Он одним из первых оценил большое значение метода статистических группировок, рассматривал статистику как науку «категорического вычисления», подчеркивал необходимость для всех отраслей знаний иметь «свою численную сторону, свойственную существу каждой»

Ю.Э. Янсон (1835—1893) — русский статистик и экономист, занимался разработкой теории и истории статистики, сравнительной статистикой России и западноевропейских государств, организовал первые выпуски статистического ежегодника С.-Петербурга и руководил двумя переписями населения Петербурга (в 1881 и 1890 г.), которые явились образцом городских переписей

Чупров АЛ. (1874-1926) — основоположник современной системы преподавания статистики, член-корреспондент Российской академии наук и член многих международных обществ. Он организовал семинар по статистике, который явился школой многих русских статистиков — «чупровцев». Особая заслуга принадлежит ему в разработке статистических теорий причинности, вероятности, корреляции, закона большого числа и других.

Первые научные высказывания в области юридической (моральной, уголовной, судебной) статистики относятся к XVII— XVIII вв. Но лишь в первой половине XIX в. стала развиваться морально-статистическая теория. Ее родоначальники в России — А.Н. Радищев, во Франции — А. Герри, в Бельгии — А. Кетле.

Наибольшую известность в мире приобрели работы А.Кетле, которого обычно называют «отцом моральной статистики». Он действительно много сделал для развития не только общей теории статистики, но и статистики преступности. С его именем связаны философия позитивизма, теория факторов в криминологии, которые вытекали из его статистических упражнений. Основные положения статистики преступности и других негативных явлений изложены в книге «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики» в 1835 г.

В работе «О законоположении» (1802 г.) А.Н. Радищев пришел к исключительно важным выводам о роли уголовной статистики. Он предложил основные направления использования статистических закономерностей в правотворческой работе. Радищев писал, что для разработки новых законов необходим полноценный статистический материал, правдиво освещающий преступность, ее причины, деятельность правосудия и другие правовые и экономические вопросы, что только на основании таких данных «можно почерпнуть мысли для будущего законоположения». Решение этого вопроса он видел в необходимой организации статистического наблюдения (т. е. учета и отчетности) за правовым и экономическим положением России во всех губерниях и присутственных местах. Приоритет идей А.Н. Радищева очевиден. Он первым затронул сущность важнейших статистических методов: статистического наблюдения, сводки и группировки данных о преступности и их количественного и качественного анализов в целях законотворчества и организации борьбы с преступностью.

Понятие моральной статистики впервые появилось в 1833 г. в работе французского статистика А. Герри «Исследования моральной статистики во Франции». Предполагалось, что моральная статистика включает в себя статистические сведения о преступности и иных явлениях, отражающих уровень морали в обществе. Хотя сведения о преступности и судимости составляли основное ядро моральной статистики, она не была названа уголовно-правовой, криминальной или судебной.

Организация ведения судебной статистики в России. Отрасли судебной статистики.

Правовой основой ведения судебной статистики являются следующие НПА:

Конституция РФ Глава 7. «Судебная власть», которая определяет систему высших судов РФ, принципы их организации, принципы судебной власти и т.д.;

ФКЗ «О военных судах», который разъясняет их задачи, полномочия, подсудность, финансирование и проч.;

ФКЗ «О судебной системе РФ», который содержит информацию, предоставленную Конституцией РФ, но в развернутом, уточненном виде, помимо этого разъясняет статус судей;

ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»;

ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;

Приказ Судебного Департамента № 169 от 29 декабря 2007 г., который содержит указание по введению в действие вышеупомянутой инструкции;

ФЗ «О мировых судьях в РФ»;

Основные понятия статистики: статистическая совокупность, единицы учета и наблюдения, статистический показатель и статистические признаки.

Статистическая совокупность — это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.

Единица наблюдения – первичный элемент объекта статистического наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носителем юридически значимых признаков, регистрируемых при наблюдении. В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо, совершившее преступление, гражданское дело, истец и т.д.

Единица совокупности — это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Единица измерения– показатель, отражающий, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально – правовые явления.

Статистический показатель — количественно-качественная обобщающая характеристика какого-либо свойства статистической совокупности в условиях конкретного места и времени.

Статистический признак — это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

· признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, количество судимостей, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

· признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии — характером труда: судья, следователь, прокурор и т. д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» — неотъемлемое свойство предмета).

Понятие моды и медианы.

Мода и медиана определяются лишь структурой распределения. Поэтому их именуют структурными позиционными средними. Медиану и моду используют как среднюю характеристику в тех совокупностях, где расчет средней степенной невозможен или не­целесообразен. Для этого в качестве средней берется наиболее часто встречающаяся величина, называемая модой (Мо). Наибольшее число дел данной категории (наибольший вес — 60) расследуется в течение двух месяцев. Это и будет мода— вариант, которому соответствует наибольшая частота в совокупности или в вариационном ряду.

К моде прибегают для выявления величины признака, име­ющей наибольшее распространение (цена на рынке, по которой было совершено наибольшее число продаж данного товара, но­мер обуви, который пользуется наибольшим спросом у покупате­лей, и т.д.). Мода чаще всего используется в совокупностях боль­шой численности.

Медиана (Me) — это средняя вариантов ранжированного (упорядоченного) ряда, расположенного в определенном порядке — по возрастанию или убыванию вариантов. Она делит такой ряд пополам.

Предмет и задачи судебной статистики. Цель ведения судебной статистики.

Судебная статистика – подотрасль юридической (правовой статистики), которая изучает деятельность судов, которая изучает, по сути, правовые аспекты в их массовом выражение в судебной сфере.

Предметом судебной статистики служит количественная сторона качественно однородных массовых правовых и иных юридически значимых явлений и процессов в судебной сфере, тенденции и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.

Задачи судебной статистики:

• учет, обобщение и комплексный анализ нарушений законности, рассматриваемых судебными органами;

• изучение состояния, структуры и динамики преступности и иных видов правонарушений;

• изучение факторов, способствующих возникновению и развитию преступности и иных правонарушений;

• исследование социальных последствий преступности и других правонарушений для общества;

• учет всей совокупности мероприятий социального контроля над правонарушениями, осуществляемыми государственными органами в целях поддержания в стране режима законности;

• гарантирование достоверности, полноты, своевременности и научной обоснованности всей официальной судебной статистической информации.

Целью ведения судебной статистики является обеспечение Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента, его структурных подразделений (включая территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации), судов общей юрисдикции, иных органов государственной власти данными, необходимыми для осуществления судебно-правовой реформы, законотворческой деятельности, анализа и обобщения судебной практики, организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения открытости и прозрачности судебной деятельности для общества. (п. 1.2. Инструкции по ведению судебной статистики)

Приказ судебного департамента 169

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 1999 г. No. 169
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ
ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВЕРХОВНЫХ СУДАХ РЕСПУБЛИК,
КРАЕВЫХ И ОБЛАСТНЫХ СУДАХ, СУДАХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, СУДАХ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ
В целях обеспечения временных организационных основ делопроизводства в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов в соответствии с пунктом 12 статьи 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. No. 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» приказываю:
1. Утвердить временную Инструкцию по делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (прилагается).
2. Довести настоящий Приказ до сведения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.
3. Главному управлению организационно – правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента (Перепеченов А.Я.):
3.1. Осуществлять контроль за организацией делопроизводства в аппаратах верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов в строгом соответствии с прилагаемой временной Инструкцией.
3.2. Организовать разработку необходимого программного обеспечения для обработки учетно – статистических карточек, введенных в действие прилагаемой временной Инструкцией, в срок до 1 июля 2000 г.
3.3. Ввести в опытную эксплуатацию данное программное обеспечение в вышеназванных судах в срок до 1 сентября 2000 г.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Воронова В.А.
Генеральный директор
В.С.ЧЕРНЯВСКИЙ

Утверждена
Приказом Генерального директора
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 28 декабря 1999 г. No. 169
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВЕРХОВНЫХ СУДАХ РЕСПУБЛИК,
КРАЕВЫХ И ОБЛАСТНЫХ СУДАХ, СУДАХ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, СУДАХ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ
1. Общие положения
Правильная постановка делопроизводства в суде является одним из важнейших условий надлежащей организации работы суда, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений, четкого и культурного обслуживания обращающихся в суд граждан, а также представителей предприятий, учреждений и организаций.
Настоящей временной Инструкцией устанавливаются основные и единые правила организации делопроизводства в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов: регистрация, учет, движение судебных дел и других материалов, справочно – информационный поиск и контроль за исполнением, подготовка материалов к последующему хранению и использованию.
Совершенствование делопроизводства в судах должно осуществляться путем внедрения принципов научной организации труда, применения передовых форм и методов работы с документами, использования современных компьютерных технологий обработки документальной информации.
Работники аппарата суда, занимающиеся делопроизводством в суде, обязаны хорошо знать настоящую временную Инструкцию, структуру судов, график и порядок работы других юридических учреждений. Они должны быть знакомы с нормами уголовного и гражданского права и процесса, законодательства об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах.
2. Руководство делопроизводством суда
2.1. Председатель суда осуществляет общее руководство делопроизводством в суде и отвечает за его состояние.
2.2. Заместители председателя (председатели судебных коллегий) отвечают за состояние делопроизводства в соответствующих судебных коллегиях.
2.3. Работник аппарата суда, ответственный за организацию и ведение делопроизводства, выполняет работу в соответствии с требованиями настоящей временной Инструкции, руководит работой экспедиции, секретарского состава и архива суда.
2.4. Другие работники аппарата суда, занимающиеся делопроизводством в суде, выполняют работу согласно существующему в суде порядку распределения обязанностей и в соответствии с положениями настоящей временной Инструкции.
3. Прием посетителей
3.1. Прием посетителей в суде производится председателем суда, его заместителями и работниками аппарата суда в установленные дни и часы. Расписание приема посетителей должно быть вывешено на видном месте. Регистрация приема посетителей производится в журнале учета приема граждан (форма No. 1).
3.2. Выдача справок и документов производится канцелярией суда в течение всего рабочего времени.
4. Прием почты и первичная регистрация входящих дел
и документов
4.1. Все судебные дела и корреспонденция, поступающие в суд (за исключением принятых на личном приеме), принимаются работником экспедиции, который производит ее обработку.
Работник экспедиции вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи.
Если при вскрытии пакетов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, об этом немедленно докладывается работнику аппарата суда, ответственному за организацию и ведение делопроизводства.
Об отсутствии документа составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к полученным документам.
Конверты от поступивших по почте исковых заявлений, заявлений о выдаче судебных приказов, кассационных или частных жалоб и протестов, исполнительных документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам.
Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по назначению.
Почта на имя работников суда с пометкой «Лично» не вскрывается и передается по назначению.
4.2. На всех входящих документах проставляется регистрационный штамп, в котором указывается дата поступления документа (дела) и условное обозначение (индекс) того подразделения суда, в которое документ должен быть передан.
Штамп ставится в правом нижнем углу документа (первой страницы обложки дела).
Поступившие документы сортируются на регистрируемые и нерегистрируемые.
Не подлежат регистрации и передаются в канцелярии судебных коллегий только с отметкой о времени получения следующие документы:
а) судебные повестки, возвращенные суду за ненахождением адресата;
б) расписки в получении судебных повесток, копий обвинительных заключений, исковых заявлений, извещений должника о поступлении заявления о выдаче судебного приказа.
4.3. Вся подлежащая регистрации корреспонденции регистрируется в журналах учета входящей почты (форма No. 2) или на карточках. Журналы ведутся отдельно на судебные дела и переписку.
Для регистрации отдельных видов поступающей корреспонденции (исполнительные документы, поручения других судов) в журнал учета входящей почты могут быть внесены дополнительные графы (например, для отметок об исполнении).
4.4. Исковые заявления, заявления о выдаче судебного приказа и другие материалы, принятые на личном приеме, не позднее следующего рабочего дня сдаются в канцелярию для регистрации в журналах учета входящей почты.
При принятии искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа и других материалов на личном приеме по просьбе заявителя на представленной им дополнительной копии вышеуказанного документа ставится дата и указывается фамилия принимающего лица, после чего копия возвращается заявителю.
4.5. Для регистрации входящей и исходящей корреспонденции в судах устанавливается перечень индексов, например:
«1» – секретариат суда;
«2» – судебная коллегия по уголовным делам;
«3» – судебная коллегия по гражданским делам;
«4» – президиум;
«5» – бухгалтерия;
«6» – администратор суда.
4.6. Всю поступившую корреспонденцию работник экспедиции в тот же день передает по принадлежности работнику аппарата суда, ответственному за организацию и ведение делопроизводства, работникам аппарата суда соответствующих судебных коллегий под расписку в журнале или карточках.
5. Отправка дел и документов
5.1. Отправка по назначению дел и документов производится через экспедицию суда.
Обработка исходящей корреспонденции состоит из следующих операций: сортировки, адресования, фальцевания и вложения в конверты, взвешивания, маркирования и проставления стоимости отправления, составления описи заказных бандеролей, писем, повесток, упаковки и сдачи в отделение связи.
5.2. Исходящий номер и дата на материалах, подлежащих отправке, проставляются с соблюдением следующих правил;
а) на сопроводительных письмах по уголовным и гражданским делам, находящимся в производстве данного суда, исходящий номер совпадает с номером дела;
б) на сопроводительных письмах по уголовным и гражданским делам, истребованным в надзорную инстанцию, по которым в принесении протеста отказано, исходящий номер соответствует номеру жалобы;
в) на прочих материалах исходящий номер проставляется в соответствии с номером того наряда, в котором эта переписка должна храниться:
г) на переписке по предложениям, заявлениям, жалобам граждан (кроме кассационных и надзорных жалоб) проставляется индекс «1-ж» и указываются порядковые номера жалоб.
5.3. Судебные дела посылаются по назначению в заказных бандеролях.
5.4. На корреспонденцию, отправляемую заказной почтой, составляются описи в двух экземплярах (форма No. 3). Один экземпляр сдается на почту, второй – с соответствующей отметкой почты подшивается в хронологическом порядке в наряд (наряды ведутся отдельно на бандероли, письма, повестки).
5.5. Судебные дела и документы, направляемые с рассыльным, записываются работником экспедиции в разносную книгу для местной корреспонденции и сдаются получателем под расписку в этой книге (форма No. 4).
6. Регистрация и учет уголовных и гражданских дел
6.1. Все уголовные и гражданские дела, поступившие в суд, регистрируются на учетно – статистических карточках (для уголовных дел по первой инстанции – форма No. 5, для гражданских дел по первой инстанции – форма No. 6, для уголовных дел кассационной инстанции – форма No. 7, для гражданских дел кассационной инстанции – форма No. 10) и в алфавитном указателе.
По уголовному делу на нескольких привлеченных лиц карточка No. 5 заводится в соответствующем количестве экземпляров с указанием порядкового номера на каждое лицо.
В учетно – статистических карточках соответственно движению уголовного или гражданского дела должны быть заполнены все реквизиты, предусмотренные вышеуказанными формами.
При регистрации дел на учетно – статистических карточках с краевой перфорацией в них может быть заложен более широкий круг реквизитов, подлежащих заполнению или просечке.
6.2. Для оперативного поиска дел при наведении по ним справок работник аппарата суда заводит алфавитные карточки или алфавитный указатель, а также может использовать программно – аппаратные средства.
По уголовным делам алфавитные карточки ведутся по форме No. 8 на каждого обвиняемого, осужденного, оправданного.
По гражданским делам алфавитные карточки ведутся по форме No. 9 на каждого истца и ответчика.
Учетно – статистические и алфавитные карточки хранятся в отдельных картотеках (ящиках). Учетно – статистические карточки хранятся в порядке их номеров таким образом, чтобы последние номера помещались в передней части картотеки (ящика).
6.3. Порядковый номер по учетно – статистической карточке, который является также номером соответствующего дела, указывается на первой странице обложки дела и алфавитной карточке. За этим номером ведется вся переписка по данному делу.
6.4. Номера судебных дел проставляются с соблюдением следующих правил:
а) номер уголовного и гражданского дела первой инстанции включает индекс соответствующей судебной коллегии, порядковый номер дела по учетно – статистической карточке и год поступления дела.
Например: 2-3/1999 г.; 3-12/1998 г. и т.д.;
б) номер уголовного и гражданского дела кассационной инстанции включает индекс соответствующей судебной коллегии, повторенный дважды, порядковый номер дела по учетно – статистической карточке и год поступления дела.
Например: 22-5/1998 г.; 33-10/1999 г. и т.д.
6.5. Уголовные и гражданские дела, возвращенные на новое рассмотрение после отмены приговоров, решений, определений, постановлений, и уголовные дела, поступившие из органов расследования после производства дополнительных следственных действий по определениям судов, регистрируются работниками аппарата суда на учетно – статистических и алфавитных карточках так же как впервые поступившие дела по дате на штампе о поступлении дела в суд и получают новый порядковый номер. В алфавитной карточке или указателе делается новая запись.
6.6. По истечении календарного года учетно – статистические карточки на дела, не рассмотренные к началу года, переносятся в картотеку нового года. При этом на учетно – статистической карточке и деле указывается два порядковых номера – прошлого и нового года, например:
No. 2-95/1999 г.
ДЕЛО ————–
No. 2-1/2000 г.
В связи с этим нумерация дел, поступивших в новом году, начинается не с первого номера, а с того, который является очередным после регистрации остатка дел предыдущего года. В картотеку прошлого года взамен изъятых карточек вкладываются карточки – заменители, на которых отмечается порядковый номер по нумерации прошлого года и делается надпись о перенесении в картотеку текущего года с указанием нового порядкового номера.
6.7. По результатам рассмотрения дела, а также на каждое привлеченное лицо по уголовным делам (исключая лиц, дела и материалы в отношении которых переданы органам предварительного следствия и дознания) в соответствии с Временной инструкцией по ведению статистической отчетности о судимости и о деятельности федеральных судов общей юрисдикции заводится статистическая карточка на подсудимого, которая заполняется судьей, и в порядке, установленном вышеуказанной Временной инструкцией, передается в управление (отдел) Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации на магнитном носителе (дискетах) для последующей автоматизированной обработки.
6.8. Уголовные и гражданские дела, рассматриваемые

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ

от 29 декабря 2007 г. N 169

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ВЕДЕНИЮ СУДЕБНОЙ СТАТИСТИКИ

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2008 г. Инструкцию по ведению судебной статистики.

2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, председателям районных судов организовать изучение и обеспечить исполнение требований настоящей Инструкции.

3. Председателям окружных (флотских) военных судов, председателям гарнизонных военных судов организовать изучение настоящей Инструкции и обеспечить исполнение ее требований в части формирования и представления статистической отчетности о судимости.

4. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ознакомить службы по обеспечению деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации с настоящим Приказом и организовать исполнение Инструкции в части формирования и представления статистической отчетности о деятельности мировых судей.

5. Признать утратившим силу Приказ Судебного департамента от 2 июня 2004 г. N 82 «Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики».

6. Главному управлению организационно-правового обеспечения деятельности судов (Смертин Л.А.) произвести в срок до 15 января 2008 г. рассылку электронной версии настоящей Инструкции.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Перепеченова А.Я.

«Об утверждении инструкции по ведению судебной статистики»

Утвержденная инструкция регламентирует реализацию функции ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции: верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, районных судах, участках мировых судей и в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимоотношения Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с указанными судами общей юрисдикции и органами по обеспечению деятельности мировых судей по вопросам ведения судебной статистики.

В частности указывается, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ по итогам полугодия и года публикует в средствах массовой информации, а также размещает на сайте Судебного департамента обзоры о деятельности судов общей юрисдикции в целом по Российской Федерации. Помимо обзоров на сайте Судебного департамента размещаются аналитические справки и статистические таблицы по основным показателям работы судов общей юрисдикции, структуре судимости и видам назначенных наказаний.

Инструкция введена с 1 января 2008 года.
Признан утратившим силу Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.07.2004 N 82 «Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх