Куперс

Бухучет и анализ

Органы управления социальной защитой населения

Структура управления:

— Руководитель УСЗН

— Заместитель руководителя УСЗН

ОТДЕЛЫ:

— Отдел семьи и детских пособий

Функции отдела, направленные на социально-экономическую поддержку семей:

1. Предоставление государственных услуг:

· «Назначение и выплата областного единовременного пособия при рождении ребенка»;

· «Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка»;

· «Назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка»;

· «Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим родителям»;

· «Назначение единовременного пособия беременной жене военнослужащего»;

· «Назначение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего».

· Назначение и выплата социального пособия на погребение.

· Назначение и выплата мер социальной поддержки по оплате ЖКУ многодетной семье (3 и более детей до 18-ти лет).

«Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет»

Прием документов для предоставления государственной услуги «Распоряжение средствами (частью средств) областного материнского капитала»

Прием документов для предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи Челябинской области»

«Предоставление путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей детям, находящимся в трудной жизненной ситуации»

«Предоставление путевок в санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия (для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, за исключением детей-инвалидов)»

2. Оформление документов для предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в виде выплат:

· Единовременного социального пособия на подготовку детей к учебному году, семьям, имеющих трех и более детей в возрасте до 18;

· Прием документов для оформления справок на получение социальной стипендии;

· Установление статуса малоимущей семьи для:

— предоставления бесплатного питания детям до 1 года;

— компенсации родительской платы за пребывание ребенка в дошкольном учреждении;

— для постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Оздоровление детей:

· Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» отделение реадаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, перенесших стресс, насилие и т.д.;

· Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»-оздоровление детей-инвалидов и детей, состоящих на диспансерном учете;

· Кусинский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

· Предоставление путевок в санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенных на территории Челябинской области.

4. Работа с семьями:

· Оформление документов для учреждения знаком отличия Челябинской области «Материнская слава»;

· Оформление документов для награждения знаком отличия «Семейная доблесть» с последующим денежным вознаграждением.

5. Организация и проведение районных праздничных мероприятий совместно с отделом культуры, участие в областных праздниках.

— Отдел опеки и попечительства

Основными функциями отдела являются:

1. оформление опеки и попечительства над детьми–сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей;

2. оформление опеки над недееспособными гражданами;

3. устройство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные учреждения;

4. закрепления жилья за детьми–сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а так же контроль за сохранностью закрепленного жилья;

5. выдача разрешений на регистрацию брака несовершеннолетних от 16 до 18 лет;

6. оформление документов по вопросу лишения граждан родительских прав для передачи в суд;

7. назначение и выплаты денежных пособий опекунам и приемным родителям, осуществление контроля за целевым использованием данных средств;

8. ведение государственного банка данных на детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

А так же другие вопросы, отнесенные к деятельности отдела.

— Отдел льгот (правового обеспечения мер социальной поддержки)

Основные функции:

Выдача удостоверений о праве на льготы.

Постановка на учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (Инвалиды ВОВ; участники ВОВ; бывшие н/летние узники фашизма; члены семей погибших (умерших) военнослужащих; труженики тыла; ветераны боевых действий; ветераны военной службы; почетные доноры России и СССР; инвалиды общего заболевания; дети-инвалиды; участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, Маяк; ветераны подразделения особого риска, ветераны труда; ветераны труда Челябинской области, сельские специалисты и педагогические работники).

Предоставление мер социальной поддержки гражданам в виде ежемесячной и единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным и областным законодательством:

1. выплата инвалидам, получившим транспортные средства через управление социальной защиты населения, компенсаций страховых премий.

2. выплаты единовременного социального пособия на погребение реабилитированных граждан, возмещение расходов реабилитированным лицам за проезд по Российской Федерации на междугородном железнодорожном транспорте.

3. оформление документов для оказания единовременного социального пособия малоимущим категориям граждан на подключение домовладения к газораспределительным сетям.

4. выделение путевок на санаторно-курортное лечение из областного бюджета для льготников регионального уровня.

5. назначение и выплата областным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации за проезд и ежеквартальной денежной компенсации за радио и услуги связи отдельным льготным категориям граждан.

6. назначение и выплата федеральным и областным категориям граждан ежемесячной и единовременной денежной выплаты за жилищно – коммунальные услуги.

7. формирование документов для выплаты ежемесячной, ежегодной и других видов компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

8. ведение государственного реестра отдельных категорий ветеранов и инвалидов, вставших на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

9. оформление документов на установку надгробных памятников участникам ВОВ умерших и захороненных до 12.06.1990 г., не имеющих на месте захоронения, либо требующих замены надгробных памятников

— Отдел субсидий

Отдел субсидий в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1. Осуществляет прием граждан, обоснованное и своевременное назначение, перерасчет и выплату гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Формирует и поддерживает банк данных граждан, пользующихся субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

3. Назначение ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

4. Назначение компенсационной выплаты в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. №475 ).

5. Оформление документов для оказания единовременного социального пособия малоимущим категориям граждан на подключение домовладения к газораспределительным сетям.

— Отдел бухгалтерского учета

Основной функцией является осуществление бюджетного учета и контроля в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и инструкцией по бюджетному учету.

ПОДВЕНДОМСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:

Управление социальной защиты населения является учредителем и осуществляет общее руководство подведомственных учреждений:

МОУ Кизильский детский дом:

Директор – Кулешова Людмила Михайловна (тел. 3-05-35)

Цели и задачи учреждения:

  • создание благоприятных, приближенных к домашним условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников;
  • обеспечение социальной защиты, медико-психологической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
  • организация освоения воспитанниками образовательных программ;
  • формирование общей культуры личности воспитанников;
  • адаптация воспитанников к жизни в обществе, к современным социально-экономическим условиям на основе создания гуманных взаимоотношений участников образовательного процесса;
  • воспитание у воспитанников гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни.

МУ Комплексный центр социального обслуживания населения Кизильского муниципального района:

Директор – Караулова Ирина Владимировна (тел. 3-00-68)

Цели и задачи учреждения:

  • повышение качества жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и содействие в ее преодолении

Предмет деятельности:

  • социальное обслуживание граждан.

Основные виды деятельности:

  • предоставление социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях;
  • предоставление семьям с детьми и другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, консультативной помощи, реабилитационной, материальной (вещи, одежда, прем заявлений на материальную помощь).
  • ведение банка данных по неблагополучным семьям, осуществление патронажа этих семей, оказание социальной помощи.

  • Авторы
  • Файлы

Сотникова Я.Б. 109 KB

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Основной частью социальной политики любого государства является социальная защита населения. Создание эффективной системы социальной защиты населения — неотъемлемое условие развития общества.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и чётко определяет пути его реализации- это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

С начала 2006 года вступил в силу Федеральный Закон РФ №131 «О реформе местного самоуправления». Положения Закона прописывают разграничение полномочий между органами государственной, региональной власти и органами местного самоуправления.

Социально-экономические преобразования, проводимые в России, вызвали значительное увеличение количества социально незащищённых слоёв населения, особенно в сельской местности регионов страны.

Назначение системы социальной защиты населения в условиях перехода к рыночным отношениям состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения, в том числе и отдельным людям.

В стране ещё не сложилась теоретически обоснованная и ресурсно-обеспеченная система социальной защиты населения. Уровень жизни значительной части населения страны может ухудшиться в результате коммерциализации услуг социальной сферы. Перевод на полную оплату населением коммунальных услуг, расширение платности здравоохранения и образования, удорожание информационных и транспортных расходов населения заметно может расширить, как нам представляется, зону бедности.

Действительной рыночной альтернативой натуральному льготированию является существенное повышение (до объективно необходимого уровня) заработной платы и на этой основе — страховых выплат. Однако главное заключается в расширении занятости и повышении доходов работающего населения, в усилении на этой основе стимулов роста производительности труда и производства в целом.

Преодоление малообеспеченности и бедности в сельской местности регионов России- это тактика поддерживающей социальной защиты неимущих граждан и стратегия социального наступления на порождающие бедность причины. Так, как показал опыт реализации помощи малоимущим семьям с детьми, проживающим в сельской местности четырёх муниципальных образований Пермского края (в рамках проекта «Самообеспечение»), успехом пользуются программы, разработанные для социальной поддержки сельского населения, направленные на развитие и эффективное функционирование личного подсобного хозяйства, продовольственное самообеспечение. Характеризуя проект «Самообеспечение» следует особо подчеркнуть, что эта программа направлена на укрепление здоровой части общества (семей с детьми, желающими работать на земле), его интеллектуального потенциала (семьи бюджетников, уровень заработной платы которых не позволяет обеспечить семью), а также на целенаправленную подготовку молодёжи к жизни и труду.

В настоящее время органы местного самоуправления играют значительную роль практически во всех вопросах социальной защиты. Они несут основную ответственность за предоставление льгот, предусмотренных федеральным законодательством, жилищных субсидий и местных пособий.

Необходимо обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, в том числе путём развития волонтёрства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. Социальным службам необходимо постепенно внедрять в свою практику принципы и технологии, которые в будущем создадут основу для успешной работы в условиях социального заказа.

Решению проблемы бедности будет также способствовать развитие рынка труда, повышение эффективности его функционирования, сокращение безработицы. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами содействия занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи на основе совместного планирования и реализации социальных программ. Реализация этого направления должна быть осуществлена на основе развития благоприятного инвестиционного климата в депрессивных и слаборазвитых регионах с высоким уровнем бедности, повышения качества человеческого потенциала (переподготовка, повышение квалификации). Эти мероприятия в случае необходимости могут дополняться программами содействия трудовой миграции за пределы региона постоянного проживания.

Перестройка системы оказания социальной помощи должна включать экспериментальную отработку наиболее эффективных программ, совершенствование системы администрирования, формирование баз данных и системы мониторинга эффективности реализуемых программ.

Центр социального обслуживания населения является в настоящее время наиболее оптимальным и перспективным типом учреждения социальной защиты населения. Его структура может видоизменяться в зависимости от реализуемых целей, места расположения, демографической и экономической ситуации и территории муниципального образования. Так, в краевом центре- городе Перми (в каждом его районе) действуют комплексные центры социального обслуживания населения, в которых созданы структурные подразделения: отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; отделение срочной социальной помощи; отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов; отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; организационно-методическое отделение; консультативное отделение; отделение психолого-педагогической помощи семье и детям; кризисное отделение для женщин; отделение дневного пребывания детей и подростков; отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными и умственными возможностями; отделение услуг.

За последние годы социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Такой подход не даёт долгосрочного эффекта, поскольку не направлен на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая способствовала бы как профилактике возникновения негативных влияний на человека, так и их ликвидации.

Система социальной защиты населения в регионах России всё более отчётливо проявляется как самостоятельное и чрезвычайно важное направление реализации государственной социальной политики.

Библиографическая ссылка

Сотникова Я.Б. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 5. – С. 93-94;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11129 (дата обращения: 26.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;

  • предоставление услуг по социальному страхованию;

  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

  • Меры по преодолению безработицы;

  • Поддержка многодетных семей;

  • Выплата пособий на детей;

  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;

  • Пенсионное обеспечение;

  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

  • Предоставление льгот;

  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;

  • Добровольное социальное страхование;

  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;

  • обеспечение пособиями;

  • бесплатное медицинское обслуживание;

  • предоставление санаторно-курортного лечения;

  • социальная помощь семьям, имеющим детей;

  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации

  • Фонд социального страхования Российской Федерации

  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

1. Социальная защита населения: содержание понятия и его особенности как социального феномена
В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование свободного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России. При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего, материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.
Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ, не предполагающая отношений обмена на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности. Социальная защита имеет своей целевой функцией удовлетворение физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, а также лиц, имеющих минимальные доходы, т.е. всех тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье. В общем смысле, социальная защита охватывает всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.
Цель социальной защиты населения на современном этапе социально-экономического развития следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.
Экономическое обоснование системы социальной защиты вытекает из проблемы функционирования нормального воспроизводственного процесса и эффективного использования общественного продукта, в создании которого прямо или косвенно принимает участие все население. Так, работающие граждане непосредственно участвуют в процессе производства, еще не работающие формируют резерв будущего рынка труда, уже не работающие своим прошлым трудом поддерживали источник существования своего и нового поколения. Механизм распределения созданного обществом продукта в системе социальной защиты должен соответствовать таким целям, как: обеспечение социальных гарантий благосостояния для занятого населения, поддержка подрастающего поколения, помощь и защита уже не занятых активной деятельностью. Перечисленные цели и соответствуют экономической сущности системы социальной защиты.
Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России, особенно в условиях развертывающегося кризиса, следующих задач:
— разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;
— разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить противоречия кризисного периода, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;
— учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;
— обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;
— разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.
Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку.
Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.

В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени, в который происходит изменение индекса стоимости жизни.
Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем в России финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Социальная поддержка как содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям. По своему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической и профессионально-трудовой. По характеру деятельности, связанной с осуществлением социальной поддержки, различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку.
Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении. Именно поэтому сегодня пенсионное обеспечение, как и в докризисные времена, должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия — центральным звеном системы прямых денежных выплат.
Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» . Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.
Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи. Социальная помощь может представлять собой обеспечение в натуральной и денежной форме, она осуществляется посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.
Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах, рассмотренных далее.
Первый принцип — адресность — означает предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь.
Принцип использования дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановление их статуса как полноценных членов общества. Принцип комплексности социальной помощи призван обеспечить возможность предоставления одновременно несколько ее видов. Динамичность оказания социальной защиты также является принципиальным моментом и понимается как как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи также входит в состав ключевых принципов. Требование доступности информации предполагает, прежде всего, широкую публикацию в СМИ сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.
Не менее важным является принцип всеобщности социальной защиты населения, предусматривающий одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков. Социально значимыми принципами являются социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.
2. Система социальной защиты: ее элементы и особенности
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей указанного явления. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
— субъекты социальной защиты — это граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
— формы и виды социальной защиты граждан;
— органы социальной защиты населения;
— программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
Особое место в системе социальной защиты населения занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу ее реализации. Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп.

Первая группа представлена трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте, в том числе: лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.
Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.
Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.
К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой.
Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.
В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности. Именно по критерию форм собственности можно определить три основные группы органов социальной защиты населения. Первая группа — это государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.
Во вторую группу входят муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. Отметим, что в январе 2006 г. в Республике Дагестан принято постановление Правительства Республике Дагестан от 30.12.2005 г. № 242 «О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан», что означает создание предпосылок к развитию полномочий этой группы органов социальной защиты.
К третьей группе относятся государственные службы социальной защиты и социального обслуживания, основанные на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.
По нашему мнению, структура системы социальной защиты обширна и включает целый ряд компонентов. Это социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная работа, социальная поддержка, реабилитация и адаптация, социальные льготы и гарантии. Важными элементами этой системы являются такие виды деятельности, как самозащита и самопомощь, а также система социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.
Особенностью структуры социальной защиты является то, что ее элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.
Поскольку понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и практики, следует уделить им особое внимание.
Социальная помощь — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и других выплат. Целью социальной помощи является обеспечение прожиточного минимума и удовлетворение основных потребностей граждан. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», социальная помощь гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ) .
Социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления .
Наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов системы социальной защиты имеет большое значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования. Важная роль в системе социальной защиты принадлежит социальным стандартам и нормативам, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Социальные потребности не сводятся к минимальному уровню, гарантируемому государством и обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодоления иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх