Куперс

Бухучет и анализ

Основания законодательная база обеспечивающая защиту прав потребностей

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Что может «Народный контроль»?

23-06-2011
— Алексей Евгеньевич, сейчас все чаще звучат словосочетания — народный контроль, гражданский контроль. Поясните, что это за явление?
— Думаю, что правильнее будет говорить об общественном контроле, хотя словосочетания равнозначны. Общественный контроль — это деятельность граждан и общественных организаций, направленная на пресечение неправомерных действий как со стороны должностных лиц, так и предпринимателей. Такая правозащитная деятельность активных неправительственных объединений и частных лиц необходима любому обществу как фактор сдерживания доминирования бюрократии, роста коррупции, увеличения нарушений прав граждан. Правильнее будет использовать термин «общественный контроль» еще и потому, что президентом России Дмитрием Медведевым в целом поддержана идея разработки закона об общественном контроле, а в изменениях в законе «О защите прав потребителей», которые вступили в силу с первого августа, как раз использован термин «общественный контроль». Так, новая редакция статьи 45 закона предоставляет общественным организациям потребителей «осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в органы государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушения прав потребителей для проведения проверки этих фактов».

— В чем же отличие новой редакции этой статьи закона?
— В частности в том, что общественные объединения потребителей теперь не имеют права «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях». Проще говоря, нас, общественные организации потребителей, лишили возможности проводить проверки.
— Не ослабило ли это позиции общественных организаций?
— Нисколько. Объединение потребителей России всегда высказывалось за отмену таких проверок. Дело в том, что за последние годы появилось большое количество лжеобщественных организаций, которые под видом проверок занимались вымогательством средств у предпринимателей. Такие мошенники, работающие исключительно в своих корыстных интересах, дискредитировали потребительское движение в целом. Сейчас прав для защиты граждан у общественных организаций достаточно. Главное, что у нас есть право обращаться в суд для защиты потребителей. Мы — Объединение потребителей России — этим правом активно пользуемся. Тем более в новой редакции усилены функции государственного контроля на потребительском рынке, то есть Роспотребнадзора, с которым мы всегда работаем в тесном взаимодействии. И, например, теперь должностное лицо Роспотребнадзора может обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное нарушение прав потребителя. В нашем бизнесе, как понимаете, могут нарушать права потребителей по несколько раз за день.
— В чем же тогда отличие проверок от общественного контроля?
— Проверки — это просто действие, которое может быть ограничено, например, только составлением акта, а общественный контроль — это система, имеющая организационно-правовые формы. Цель общественного контроля — предотвращение или устранение нарушений прав и интересов потребителей. Сама же идея общественного контроля и принцип привлечения к участию в нем наиболее широкого круга рядовых, но неравнодушных граждан, лежат в основе деятельности Объединения потребителей России и нашего базового проекта по защите потребительских интересов граждан «Народный контроль».
— Объединение потребителей России участвует в проекте партии «Единая Россия» «Народный контроль». Можно ли назвать реализацию такого проекта именно системной?
— Безусловно. Проект «Народный контроль», которым руководит депутат Мосгордумы Александр Семенников, — хороший пример сотрудничества партии «Единая Россия» как общественно-политической структуры, городских органов власти и общественности. «Народный контроль» — проект общероссийский, но именно в Москве он реализуется наиболее эффективно и общенародно. Городская партийная организация «Единой России» постоянно держит проект в своей «повестке дня», проводит методическую учебу для участников, общественных контролеров. Работает интернет-сайт проекта, издается газета «Голос за потребителя», спектр направлений проекта увеличивается. Нашими первыми шагами были борьба с контрафактом, контроль за ценами и соблюдением прав потребителей в сетевых магазинах и реализации алкогольной продукции. Здесь мы добились определенных результатов. Например, выиграны иски к магазинам таких торговых сетей, как «Магнолия» и «Копейка», которые нарушали права потребителей. Сейчас мы подготовили правовую базу для защиты потребителей в сфере ЖКХ и уже начали мониторинг соблюдения законодательства управляющими компаниями. То есть «Народный контроль» — это системная и целенаправленная работа. Главной же задачей «Народного контроля» сейчас и на ближайшие месяцы является налаживание совместно с Департаментом торговли и услуг Москвы работы ярмарок выходного дня. Это решение важнейшей социально-экономической задачи, поставленной мэром столицы.
— Объединение потребителей России присоединилось к Общероссийскому народному фронту. Сейчас идут общенародные праймериз. Вы внесли свои предложения в Народную программу?
— В этом году мы подготовили впервые в России общественный доклад «Легко ли быть потребителем в России?» и сформулировали в нем выводы о положении нашего потребителя.
Объединение потребителей России включилось в работу Народного фронта на всех уровнях, потому что наши принципы и идейные установки идентичны. Владимир Путин сказал о Народной программе, что «ее центральным, сквозным приоритетом должны стать проекты, направленные на улучшение качества жизни». Как раз реализация проекта «Народный контроль» позволила нам подготовить хорошо проработанные предложения в Народную программу. Если говорить конспективно, то наши предложения на федеральном уровне заключаются в принятии на государственном уровне стратегии потребительской политики, реформе потребительского законодательства и модернизации национальной системы защиты прав потребителей. Наши предложения — это целый пакет мер по обеспечению безопасности потребителей и надежной защите их интересов. В частности, мы предлагаем расширить полномочия органов местной власти по защите потребителей, ввести институт уполномоченного по правам потребителей, сделать нормы общественного контроля сквозными для всех отраслевых законов, разработать потребительский кодекс. На региональном уровне мы предлагаем подготовить и реализовать городскую программу защиты потребителей. К сожалению, в Москве в отличие от ряда других регионов такой программы нет. А ее актуальность обусловлена еще и теми изменениями в законе «О защите прав потребителей», о которых мы уже говорили, — общественные объединения потребителей будут участвовать в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). Могу сказать, что все основные предложения Объединения потребителей России были учтены при внесении новых изменений. Надеюсь, что наше мнение будет востребовано и при составлении Народной программы Общероссийского народного фронта, а в Москве появится своя городская программа по защите потребителей.
Опубликовано в газете «Тверская, 13», 26.06.2011

Права общественных организаций по защите прав потребителей

Если права потребителя нарушены, гражданин может обратиться в общественную организацию потребителей, если такая есть в его городе или районе. Практически при всех обществах работают юристы — специалисты по защите прав потребителей.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

— участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

— проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

— осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей — утратил силу с 01.08.2011 года);

— распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

— вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

— обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

— участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Внимание!

Не подлежит проверке:

  • наличие трудовых договоров, документов об образовании и медицинских книжек торгового и иного обслуживающего персонала;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожнадзора;
  • соблюдение санитарных норм и правил вне торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей;
  • правильность применения контрольно-кассовой техники;
  • — порядок ведения журнала учета контрольных мероприятий.

В случае выявления нарушений представителями общественной организации запись в журнале учета контрольных проверок не производится, т.к. на действия общественных организаций нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются.

У представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.А покупатель, согласно «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Однако эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдает документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила — это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем.

И если Правилами не вменено в обязанность продавцу передать (как установило для государственных органов), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель — наблюдает.

При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соответствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупателя — по другую сторону прилавка.

Таким образом, общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и т.п.

7 февраля 2017 года закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнилось четверть века. По этому случаю Управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин написал статью об истории взаимоотношений потребителей и продавцов, праве на потребительское образование и о том, как с этим обстоит дело в России.

7 февраля исполнилось 25 лет закону «О защите прав потребителей». За прошедшие годы этот правовой акт позволил отстоять свои права миллионам россиян, сделал отношения покупателей и продавцов более ясными и справедливыми. Закон создавался в 1991 году прошлого века группой юристов, лидеров потребительских организаций, среди которых были Валерий Петропавловский, Александр Аузан, Петр Шелищ, Евгений Суханов, Леонид Бочин.

Справедливости ради надо отметить, что еще в 1991 году законы по защите прав потребителей были приняты Верховным Советом СССР (но так и не вступил в силу), а также Верховным Советом Украинской ССР. На постсоветском пространстве российский закон был не самым первым, но, по мнению, отечественных и зарубежных экспертов, на момент его принятия оказался одним из самых проработанных и эффективных в мире. Разработчики детально проанализировали позитивный и негативный опыт потребительского законодательства в других странах и учли специфику зарождающегося отечественного капитализма, который в то время, как правило, к потребителю относился, мягко говоря, «не по-джентельменски».

Из истории взаимоотношений потребителей и продавцов

Противостояние продавца и потребителя началось на заре товарных отношений, о чем свидетельствуют ранние своды законов. Они предусматривали наказание за продажу некачественного товара, за обман при торговле или предоставлении займа. Так, например, в соответствии с законами царя Хаммурапи, если кредитор обманывал должника при возврате им долга, то такой проступок, как минимум, карался потерей кредитором всей суммы долга, а в некоторых случаях кредитор обязан был выплатить обманутому заемщику до 6 сумм долга.

В римском праве через понятие договора была впервые сделана попытка системно оградить потребителя не только от некачественного товара или услуги, но и от непредоставления продавцом информации, необходимой для «честной» сделки. Сокрытие важной информации подразумевало возможность признания договора недействительным.

При капитализме, когда товарно-денежные отношения проникли практически во все стороны жизни, противоречия между потребителями и продавцами обострились. Не спасали даже разработанная система законодательства и суды. Производители и продавцы оказывались значительно лучше готовы к судебным разбирательствам, чем потребители. Они значительно лучше разбирались продаваемом ими товаре, а также располагали профессиональными юристами и адвокатами.

Начиная с XIX века в западных странах, в первую очередь в США, стали создаваться союзы потребителей, которые пытались противостоять диктату продавцов, одерживая иногда локальные победы.

В конечном счете активность организованных потребителей, которые составляли практически 100% электората в западных странах, привела к тому, что историки 20 века назвали мировой консьюмеристской (потребительской) революцией. 15 марта 1962 года Президент США Джон Кеннеди произнес знаменитую речь, которая с легкой руки журналистов осталась в истории как «Билль о правах потребителей». В этой речи были провозглашены 4 базовых права потребителей:

  • Право на безопасные товары и услуги. Важно, что в данном случае имелась в виду безопасность не только по отношению к здоровью покупателя, но и по отношению к его кошельку.
  • Право на выбор товаров, т.е. никто не в праве навязывать потребителю товар определенного изготовителя. В конечном счете право на выбор подразумевает свободные рыночные отношения.
  • Право на предоставление информации, необходимой для оценки товара или услуги
  • Право быть услышанным, то есть, потребитель должен иметь возможность проинформировать общество о нарушении его прав как потребителя конкретным продавцом или производителем, а также обратиться к государственным или общественным институтам за помощью

Выступление Президента Кеннеди стало сильнейшим триггером развития потребительского движения во всем мире. Во многих странах стали приниматься законодательные акты по защите прав потребителей, повсеместно создавались государственные и общественные консьюмеристские организации.

Всемирная организация потребителей (Consumer International) вскоре дополнила перечень базовых потребительских прав, включив в него:

  • Право на потребительское образование, что оказывается исключительно важным при реализации сложных товаров и услуг, например, финансовых, для понимания которых недостаточно просто прочитать договор или инструкцию.
  • Право на возмещение ущерба

А также два социальных права:

  • Право на удовлетворение базовых потребностей
  • Право на здоровую окружающую среду.

Именно этот расширенный перечень лег в основу Руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей, принятых в 1985 году. Этот документ использовался для создания национальных потребительских законодательств многих стран, в том числе, закона «О защите прав потребителей» в РФ.

Руководящие принципы неоднократно дорабатывались и дополнялись. В последней редакции 2016 года, в частности, появились разделы по финансовым услугам, электронной торговле, «содействие рационализации потребления», «содействие защите экономических интересов потребителей».

Мировое движение по защите прав потребителей, которого очень боялись предприниматели 50-х и 60-х годов, на самом деле вызвало повсеместно скачок потребления, причем не только в количественном, но в первую очередь, в качественном отношении. Во многом благодаря консьюмеристской революции мировая экономика и наука поучили в конце 20 – начале 21 века мощнейшие стимулы для развития. Ни одна из стран мира сегодня не может игнорировать международные потребительские нормы, поскольку их несоблюдение, по сути дела, «ставит крест» на возможностях продажи товаров и услуг на международном рынке и серьезно осложняет конкуренцию на своем собственном.

Защита прав потребителей в России

Принятие Закона «О защите прав потребителей» совпало с моментом перехода от плановой советской системы к практически нерегулируемому рынку с огромным количеством новых экономических субъектов, ориентированных на максимально быстрое извлечение прибыли. 90-е годы, особенно их первая половина оказались одним из самых сложных периодов для национальной системы защиты прав потребителей. Проблема заключалась не только в почти в полном правовом нигилизме нового класса отечественных предпринимателей, но и в неготовности потребителей отстаивать свои права. По воспоминаниям деятелей российского потребительского движения, в первой половине 90-х годов было очень непросто уговорить пострадавших потребителей отстаивать свои права. Очень важную позитивную роль тогда сыграли российские СМИ, которые регулярно сообщали о потребительских баталиях, о том, как на практике может дать гражданину закон «О защите прав потребителей».

Закон предоставлял потребителю, как «слабой» стороне договора, ряд преимуществ в спорах с продавцом товара/услуги.

Во-первых, он определял минимум потребительских прав, которые должен содержать любой договор о продаже. Если такой договор содержит нормы, противоречащие потребительскому законодательству, то стороны должны действовать в соответствии с законом «О защите прав потребителей».

Во-вторых, он давал потребителю ряд очень важных преимуществ при судебном разбирательстве. Потребитель освобождался от необходимости уплаты судебной пошлины. Он мог также пользоваться бесплатной юридической поддержкой Роспотребнадзора или общественных объединений потребителей. Ответственность за нарушение потребительского законодательства предполагала выплату нарушителем в пользу потребителя штрафа за несвоевременное исполнение требований, а также компенсации морального вреда. Важно, что потребитель мог выбирать суд, где должно проходить разбирательство.

В-третьих, Закон определил институты, которые были призваны защищать права потребителей: Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба (в сфере рекламы), а также общественные объединения потребителей. В отношении объединений потребителей Закон предусматривал механизмы материальной компенсации работы по бесплатной юридической защите потребителей.

Благодаря Закону, активной деятельности Роспотребнадзора и общественных организаций удалось к середине 90-х годов стабилизировать ситуацию в сфере потребительских отношений. Субъекты рынка, столкнувшись с крупными штрафами за неисполнение потребительского законодательства, постепенно стали серьезнее относиться к выполнению минимальных требований закона.

Закон «О защите прав потребителей» развивался вместе с изменением ситуации на внутреннем потребительском рынке, а также в соответствии с новациями в международном потребительском законодательстве. С 1992 по 2016 год было принято 24 редакции закона.

Если оценивать практическую значимость Закона, то можно обратиться к официальной судебной статистике. С 2007 года по первую половину 2016 года суды РФ рассмотрели 2 миллиона 400 тысяч исков в защиту прав потребителей (без учета автострахования). По этим искам в пользу потребителей взыскано с нарушителей закона 150 миллиардов рублей. В сфере финансовых услуг (без учета автострахования) за указанный период их рассмотрено 744 тысячи исков и взыскано с нарушителей почти 50 миллиардов рублей. И это только судебная практика. В большинстве случаев претензии потребителей решаются в досудебном порядке, если, конечно, потребитель активно отстаивает свои права и проявляет готовность идти вплоть до судебного разбирательства.

Источник: ФедФонд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх