Куперс

Бухучет и анализ

Основные направления единой государственной денежно кредитной политики

29 октября 2019 года Банк России опубликовал Перечень изменений в Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, одобренный Советом директоров Банка России 25 октября 2019 года.

Изменения в Основные направления внесены с учетом замечаний и предложений, полученных от экспертного сообщества, обсуждения рабочей группы по подготовке к рассмотрению Госдумой проекта Основных направлений 14 октября 2019 года, статистических данных, вышедших с 23 сентября по 21 октября 2019 года.

В частности, в Разделе 1 «Цели, принципы и инструменты денежно-кредитной политики» в подразделе «Применение ключевой ставки и коммуникации как инструментов денежно-кредитной политики» уточнены определения стимулирующей и сдерживающей денежно-кредитной политики. В Разделе 2 «Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2020–2022 годах» уточнен прогноз всех сценариев с учетом выхода новых статистических данных.

В подразделе «Рисковый сценарий» добавлена информация об инструментах Банка России по поддержанию финансовой стабильности в случае реализации рискового сценария. В Разделе 3 «Условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики во втором полугодии 2018 года и в 2019 году» текст уточнен с учетом вышедших статистических данных, а также решения Совета директоров Банка России по денежно-кредитной политике 25.10.2019.

В Разделе 4 «Операционная процедура денежно-кредитной политики в 2019 году и 2020-2022 годах» обновлены статистические данные. В приложении 1 «Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики Банка России» подраздел «Процентный канал и связанные с ним каналы трансмиссионного механизма» на уточнено описание кредитного канала.

Ранее 30 сентября 2019 года Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. Отмечается, что денежно-кредитная политика нацелена на поддержание ценовой стабильности в российской экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.

С информацией arb.ru и cbr.ru

Ограничения процентной ставки

Регулирование центральным банком общего объема выдаваемых кредитов осуществляется согласно принятым ориентирам денежно-кредитной политики государства.

Центральный банк может устанавливать по разным видам операций одну или несколько процентных ставок или же проводит процентную политику, не устанавливая фиксированную процентную ставку.

Замечание 1

Процентная политика используется ЦБ для воздействия на процентные ставки на рынке.

Обязательные резервные требования

Определение 1

Под нормативом обязательных резервов принято понимать процентное отношение размера обязательных резервов и обязательств кредитной организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нормативы обязательных резервов не должны быть выше 20% от суммы обязательств банка и дифференцируются для кредитных организаций универсальной или базовой лицензией, небанковских организаций. Например, банки, имеющие базовую лицензию, должны соблюдать определенные ЦБ ограничения в части объема сделок и операций с ценными бумагами.

Если банк нарушает обязательные резервные требования ЦБ вправе списать в бесспорном порядке с его корреспондентского счета сумму невнесенных обязательных резервов денежных средств. У центрального банка также есть право взыскивать штрафы с банка при нарушении им обязательных резервных требований.

Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения Центрального банка согласно российскому законодательству подразумевают установление следующих лимитов:

  1. Лимит на рефинансирование различных кредитных организаций касается самого ЦБ в части реализации им данных функций.
  2. Лимит на отдельные банковские операции для кредитных организаций — касается ограничений в части операций для другого уровня денежно-кредитной системы.

Определение 2

Прямые количественные ограничения — это количественные ограничения, которые непосредственно лимитируют права коммерческих банков в части предоставления кредитов сверх разрешенного объема.

Косвенные и прямые количественные ограничения принято относить к кредитным ограничениям.

Определение 3

Кредитные ограничения — это законодательные или административные меры, которые предпринимаются казначейством и центральным банком для ограничения объемов кредитования и используются в роли антиинфляционного инструмента для стабилизации банковской системы и управления ликвидностью банков.

Ограничение проведения каких-либо банковских операций подразумевает введение единых для всех кредитных организаций лимитов в части объема привлеченных средств, или наоборот в части объема кредитования. Ограничения также могут распространяться и на проценты по депозитам или кредитам.

Природа указанных ограничений такова, что к подобным мерам принуждения не относятся ограничения в части осуществления отдельных операций или запрет на реализацию каких-либо банковских операций, которые могут применяться к отдельной кредитной организации.

Право центрального банка на применение прямых количественных ограничений реализуется, только если соблюдаются следующие условия:

  • прямые количественные ограничения в равной степени должны относиться ко всем кредитным организациям;
  • применение прямых количественных ограничений возможно лишь в исключительных случаях для осуществления единой денежно-кредитной политики государства;
  • прямые количественные ограничения должны быть согласованы с Правительством страны.

Особенность использования прямых количественных ограничений связана с тем, что они должны быть приняты в как отдельный нормативный акт ЦБ. В настоящее время центральный банк не используется данные инструменты денежно-кредитной политики.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ, ИСПОЛНЕНИЕ ВНЕШНИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер.

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ

Примерно с конца июля на внутреннем рынке Республики Беларусь наблюдается повышенный спрос на иностранную валюту.

При этом ключевыми факторами, определяющими динамику курса, являются спрос и предложение иностранной валюты.

Фундаментальных факторов, которые бы обуславливали текущую динамику курса, кроме высокого уровня девальвационных ожиданий, нет. Соответственно, как только ожидания снизятся, курс иностранной валюты должен будет также скорректироваться.

Национальный банк не ставит перед собой цель удержать курс на определенном уровне и стремится работать в режиме плавающего валютного курса, оставляя за собой право продавать или покупать валюту для того, чтобы сгладить резкие колебания. В настоящее время текущего уровня золотовалютных резервов достаточно для того, чтобы сгладить и не допустить резкого изменения курса. Пока сложно спрогнозировать, как долго будут сохраняться негативные ожидания у субъектов хозяйствования и у населения.

На депозитном рынке наблюдается отток вкладов в белорусских рублях. По оценкам Национального банка, глобальных вызовов для валютного рынка данный отток не создает, его масштабы близки к тому, что наблюдалось в марте текущего года. Большее влияние на валютный рынок оказывают текущие доходы населения, которые граждане пытаются конвертировать в иностранную валюту.

Возникшие проблемы с наличной валютой в банках носят технический характер из-за резкого роста спроса на наличную валюту, поскольку купюры нужно заказывать и привозить из-за границы.

Так, в последние годы население Витебской области являлось чистым продавцом наличной иностранной валюты. В настоящее время ситуация изменилась, спрос граждан на валюту растет.

Если в апреле 2020 года спрос со стороны населения в долларовом эквиваленте составил 22,2 млн.долларов США, в мае – 26,6 млн.долларов США, в июне – 33,5 млн.долларов США, то в июле – 43,7 млн.долларов США, а за 25 дней августа – уже 49,7 млн.долларов США.

Банкам рекомендовано принять всесторонние и исчерпывающие меры по своевременному подкреплению обменных пунктов, касс денежной наличностью в объемах, необходимых для бесперебойного проведения валютно-обменных операций в течение рабочего дня и осуществления операций по продаже наличной иностранной валюты населению в соответствии с формирующимся спросом, а также взвешенно и экономически обоснованно подходить к установлению курсов валют и своевременно информировать о них клиентов.

Банки сейчас активно работают над обеспечением доставки наличной валюты.

Хочется обратить внимание, что у граждан есть возможность совершения безналичных валютно-обменных операций, в том числе при помощи систем дистанционного банковского обслуживания клиентов, а также с использованием банковских платежных карточек, эмитированных к счетам в иностранной валюте.

ИСПОЛНЕНИЕ ВНЕШНИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Республика Беларусь зарекомендовала себя как добросовестный плательщик.

С точки зрения Национального банка, в целом ситуация с долгом не является напряженной. Отношение показателя государственного долга к ВВП находится в достаточно комфортных пределах. При этом нужно учитывать структуру долга. Например, у Министерства финансов весь долг долгосрочный. Валютные остатки Министерства финансов на счетах в Национальном банке на текущий момент превышают предстоящие в ближайшие 12 месяцев выплаты в 1,6 раза.

ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ

Меры, которые предпринимал и будет предпринимать Национальный банк для стабилизации ситуации, носят исключительно рыночный экономический характер.

Введение каких-либо ограничительных или запретительных мер, таких как возврат обязательной продажи части валютной выручки, целевой покупки валюты или заморозка вкладов, не рассматривается, поскольку принесет прямо противоположный эффект и только ухудшит ситуацию.

Также нужно отметить, что фундаментальных макроэкономических дисбалансов в стране нет. Соответственно, корректировки проводившейся в предыдущие годы денежно-кредитной политики не требуется.

Единственное, на что сейчас стоит обратить внимание, – рост спроса на рублевые кредитные ресурсы на фоне высоких девальвационных ожиданий.

При этом Национальный банк не видит необходимости проведения дополнительного заседания Правления по денежно-кредитной политике, кроме уже запланированных, поскольку на данный момент уровень ожиданий таков, что на него нельзя повлиять повышением ставки.

Основные усилия Национального банка сейчас направлены на регулирование денежного предложения в белорусских рублях. Поэтому принято решение ограничить с 24 августа по 15 сентября 2020 года предоставление банкам кредитов овернайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх