Куперс

Бухучет и анализ

Особенности информационного общества

Информационное общество

Термин информационное общество сегодня получил широкое распространение в экономической, философской, социальной литературе и занял прочное место в лексиконе ученых, представителей бизнеса и политических деятелей. Это понятие чаще всего ассоциируется с развитием технологий и телекоммуникаций, позволяющих совершить эволюционный скачок и перейти к обществу нового типа, в котором ведущую роль будут играть знания и информация.

Учитывая глубину и масштабность происходящих изменений, технологических, экономических и социальных последствий компьютеризации и информатизации их нередко называют компьютерной или информационной революцией.

Среди ученых изучающих трансформационные процессы нет единого мнения о том, каким будет грядущее информационное общество, какие важнейшие черты можно выделить или какие последствия оно принесет в нашу жизнь. Но большинство исследователей сходятся в одном – информация начинает играть особую роль в развитии общества.

Не утихают дискуссии по поводу того что же называть информационным обществом, по каким критериям можно определить насколько та или иная страна продвинулась на пути к построению информационного общества.

Ф Уэбстер в своей работе «Теории информационного общества» выделяет следующие основные критерии, используемые для определения информационного общества :

1) Технологические критерии – сюда относится распространение телекоммуникационного оборудования, компьютеров, телефонных и компьютерных сетей. Увеличение пользователей сети Интернет. Распространение энергосберегающих технологий, появление новых видов топлива и материалов и т.д.

2) Экономические критерии – изменения в структуре экономике, увеличение роли третичного сектора (сфера услуг, том числе отраслей связанных с производством, обработкой, передачей и хранением информации) по сравнению с первичным и вторичным секторами (сельское хозяйство и промышленность). Повышение доли нематериальных активов (патентов, изобретений) в стоимости корпораций. Опережающие темпы роста сектора услуг и информационного сектора, по сравнению с промышленностью и сельским хозяйством.

3) Изменения в сфере занятости – увеличение доли занятых в сфере услуг и информационном секторе, замещение физического труда «беловоротничковым». Увеличение значения человеческого капитала, профессионализма, образования. Формирования широкого класса профессионалов.

4) Пространственный критерий – акцент делается на распространении компьютерных сетей, которые позволяют транснациональным корпорациям управлять и координировать работу своих подразделений по всему миру, ученым получать доступ к библиотекам расположенным за рубежом, а финансистам отслеживать изменения курсов и осуществлять операции на фондовых биржах, не выходя из дома. В информационном обществе во многом преодолеваются трудности пространственно-временного характера характерные для индустриального общества и корпорации, а также обычные люди могут эффективно вести свои дела в глобальном масштабе.

5) Критерий культуры – увеличение роли средств массовой информации, широкое распространение телевидения, радио, газет, журналов, интернета. Возрастание медиа-нагруженности и информационного влияния на общество. Взаимопроникновение культур и широкое распространение западной культуры.

Один из самых авторитетных исследователей информационного общества является профессор гарвардского университета Дэниел Белл, опубликовавший в 1972 г свою знаменитую работу The Coming of Post’Industrial Society – Грядущее постиндустриальное общество .

В своей работе Белл описывает развитие общества как процесс перехода между тремя стадиями — доиндустриальным, индустриальным и постиндустриальным обществом. Каждая стадия определяется одним доминирующим видом производства — соответственно, сельским хозяйством, промышленностью и услугами.

В обосновании своей теории Даниэл Белл приводит данные на основе США, которые показывают рост услуг в структуре производства. Следует также отметить, что автор описывает не какое-то реальное общество, а создаёт «аналитическую конструкцию» — т. е. то, чем наше общество может быть.

Главным фактором экономического развития является повышение производительности труда, обеспечиваемое технологическими новациями. В результате колоссального повышения производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве высвобождается огромное количество рабочей силы, которая устремляется в сферу слуг.

Белл выделяет следующие принципиальные отличия постиндустриального общества от предшествующих ему:

— центральная роль теоретического знания, кодифицированного знания;

— создание новой интеллектуальной технологии;

— рост класса носителей знаний (технических специалистов и профессионалов);

— переход от производства товаров к производству услуг и информации;

— изменения в характере труда;

— наука достигает своего зрелого состояния;

— осуществляется революция в области материалов;

— информация выступает как коллективный, а не частный продукт.

Стоит отметить, что сам Белл считает теорию информационного общества развитием и продолжением теории постиндустриального общества, а сами термины употребляются в качестве синонимов.

Можно выделить следующие основные черты информационного общества:

1) Увеличение роли информации и теоретического знания в жизни общества

2) Возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте

3) Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Таким образом, информационное общество можно определить как общество, построенное на информационных технологиях в инфраструктуре, производстве и знаниях, где качество и уровень жизни населения определяются использованием информации.

Основными признаками грядущего информационного общества являются:

— формирование единого информационно-коммуникационного пространства

— становление и впоследствии доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационно-коммуникационных технологий

— создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда, капитала и рабочей силы

— возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства

— повышение возможностей образование, научно-технического и культурного развития за счет развития международного обмена информацией

— повышение роли профессионализма, квалификации и творческих способностей как важнейших характеристик услуг труда

— создание эффективной системы обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации, как важнейшего условия демократического развития

Литература:

2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 400 с

4. Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Постэкономическая революция и глобальные проблемы // Общественные науки и современность. 1998. №4.

5. Вершинская О.Н. Анализ структуры информационного хозяйства.- М.: ЦЭМИ, — 1988, — с 54

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА

Информационные революции и информационное общество.

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможности для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.

Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.

Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

• переход от механических и электрических средств преобразования информации к
электронным;

• миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

• создание программно-управляемых устройств и процессов.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

  1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

  2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

  3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

  4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

  5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

  6. Безопасность информационного общества, информации.

  7. Защита интеллектуальной собственности.

  8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

  9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;

  • информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

  • существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,
    занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Экономика и структура труда в информационном обществе

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйсхарактерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);

· услуг образования

и другие.

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Преодоление информационного кризиса
Информационный кризис — явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­но без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­цессу ускорения пока не видно.
Приведем несколько примеров проявлений информацион­ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дуб­лирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается проще заново сконструировать некото­рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­го анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, прояв­ляющийся в следующим:
• информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­мации;
• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за­трудняет восприятие полезной для потребителя информа­ции;
• возникают экономические, политические и другие барье­ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Вызовы информационного общества: правовые аспекты информационной безопасности

Цель работы: Цель научного исследования – выработка правовой концепции информационной безопасности в отдельных сферах (защиты персональных данных в сфере здравоохранения, критических информационных инфраструктур), механизма защиты личных неимущественных прав автора в цифровую эпоху.

Используемые методы: Исследование основывается на комплексном методологическом подходе. Анализ российского и зарубежного законодательства предполагает использование формально-логического метода.

В исследовании предполагается использовать социологический метод. Он позволит выявить динамику социальных отношений, пробелы в праве, определить соотношение действующего законодательства с реально складывающимися отношениями.

Традиционно в исследовании широко применяется сравнительный метод. Он направлен на выявление общих и особенных черт национальных моделей правового регулирования.

В работе предполагается использовать также системный метод. Он обеспечивает комплексный подход к исследованию проблемы правового регулирования движения информации.

Эмпирическая база исследования: В исследование использованы источники права и правовая литература Российской Федерации и ряда зарубежных стран, представляющих основные правовые системы мира. Базу исследования составили: законодательные и иные нормативные акты; решения судебных органов; доктринальные труды в данной области; периодическая печать. Обширная и разнообразная по характеру эмпирическая база исследования позволила авторам создать основу для научно аргументированных оценок, выводов и обобщений.

Информационной базой исследования служат системы Гарант, КонсультантПлюс, а также базы информационного законодательства в системе Интернет, зарубежные сайты, на которых представлено национальное законодательство.

Результаты работы: Проведенный анализ состояния российского законодательства в области критических инфраструктур позволяет сделать следующие выводы.

Нормативное правовое регулирование обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации характеризуется неполнотой, фрагментарностью и несогласованностью, не в полной мере соответствует современным потребностям по защите критически важных объектов в части обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

В рамках реализации задачи информационной безопасности критически важных объектов необходимо, прежде всего, определиться с категорированием таких объектов, порядком формирования их перечней на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, а также выработать общий подход к разработке требований к таким объектам, учитывая, что эти требования могут быть не только техническими. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлены критерии отнесения объектов к критически важным и иным опасным объектам, различается объектный состав ключевых систем информационной инфраструктуры, ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации и состав критически важных объектов Российской Федерации. В таком случае требуется разработка согласованного понятийного аппарата в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов и критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

На законодательном уровне должны быть установлены права и обязанности субъектов по обеспечению безопасности критически важных объектов и критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; установлена ответственность субъектов за нарушение требований законодательства в области безопасности критически важных объектов и критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Использование современных информационно-телекоммуникационных технологий является необходимым условием эффективного выполнения отраслью здравоохранения своих функций в свете существующих вызовов. Однако данные технологии могут эффективно функционировать, только имея в своей основе возможность обмена медицинскими данными, в связи с чем приобретает особую актуальность необходимость обеспечения такого правового регулирования, которое бы не создавало бы неоправданных барьеров на его пути, но при этом обеспечивало бы адекватный уровень защиты прав и законных интересов пациентов.

Действующее российское законодательство содержит ряд положений, которые препятствуют эффективному обмену информационному данными о состоянии здоровья с учетом новых информационно-телекоммуникационных технологий. К ним относится параллельное существование двух разных правовых режимов, применимых к такого рода информации (врачебная тайна и законодательство о персональных данных), которые по-разному определяют основания для обработки и передачи таких данных третьим лицам, требования и форму дачи согласия гражданином на совершение таких действий. Требования, предъявляемые законодательством к согласию гражданина, не учитывают специфики сети Интернет и носят обременительный характер как для гражданина, так и для оператора таких данных. Кроме того, отсутствуют специальные основания для обмена медицинскими данными для научно-исследовательских и (или) статистических целей в отсутствие согласия гражданина; а также не определен правовой статус обезличенных данных и отсутствует методология обезличивания, учитывающая современные технологии и зарубежную практику. При этом в некоторых случаях регулирование можно рассматривать как избыточное, в иных — как не отвечающее потребностям времени и стоящих задач.

Необходимо определение правового статуса обезличенных данных, модернизацию методологий обезличивания данных с целью приведения ее в соответствие с новыми технологическими реалиями и зарубежными подходами. Требуется совершенствование механизмов дачи информированного согласия субъектом персональных данных на обработку его медицинских данных с использованием современных информационных технологий, в частности, посредством электронной подписи с применением аутентификации по номеру мобильного телефона. Механизмы дачи согласия в рамках законодательства о врачебной тайне и персональных данных должны быть унифицированы. Необходимо введение дополнительных оснований для обработки медицинских данных в публичных интересах, а также внедрение специальных механизмов общественного контроля за реализацией проектов в сфере обработки медицинских данных, который будет проводить независимую междисциплинарную экспертизу в указанной области.

Иной аспект связан с защитой личных неимущественных прав. Проведенный анализ показывает, что ни действующее законодательство о личных неимущественных правах, ни доктрина не приспособлены к современным формам и способам использования объектов авторского права и не в полной мере отвечают потребностям общества. При этом можно заметить существенное возрастание общественной значимости этих прав.

Базовой функцией личных неимущественных прав является идентификация лица в качестве создателя определенного объекта, установление связи между лицом и созданным им объектом.

Соответственно, в современном информационном обществе в условиях цифрового использования произведений, носящего глобальный характер, личные неимущественные права выполняют функции значительно выходящие за пределы собственно обеспечения интересов автора.

В этой связи важной представляется разработка стратегии развития законодательства об интеллектуальной собственности, которая в части личных неимущественных прав не только бы закрепила их функции, но и установила бы взаимосвязи в правовом регулировании.

Другой важнейший вопрос — определение органа исполнительной власти, который бы обеспечивал защиту произведений, находящихся в общественном достоянии, формировал «эталонную» базу данных таких произведений, согласовывал вопросы внесения изменений в такие произведения и т.д.

На уровне национального законодательства в части определения общего регулирования личных неимущественных представляется целесообразным:

  • закрепление возможности заключения соглашений между соавторами в части решения вопросов, относящихся к сфере личных неимущественных прав;
  • предоставление определенного объема личных неимущественных прав коллективам авторов в целом и юридическим лицам;
  • развитие законодательства о фольклоре, включая распространение положений о нем на произведения, автор которых неизвестен;
  • развитие режима произведений, созданных компьютером в рамках смежных прав;
  • в особенности целесообразно развитие режима произведений, имеющих утилитарное назначение, в отношении которых личные неимущественные права автора могут быть ограничены сильнее, чем для других видов произведений.

В части дополнения списка личных неимущественных прав заслуживает также внимания право автора требовать внесения изменений в произведение при новом использовании, существующее в ряде зарубежных стран, однако оно должно быть ограничено четко определенными случаями.

В мире используются различные подходы для решения возникающих в данной сфере проблем. Однако отсутствие на международном уровне базовых правил, относящихся к сфере личных неимущественных прав, делает практически невозможным решение этих проблем в условиях глобального использования произведений. Такая ситуация представляется неприемлемой и можно порекомендовать предпринять попытки для достижения консенсуса на международном уровне с тем, чтобы сделать возможным переход к заключению соответствующих международных соглашений.

Ограничение юридической ответственности информационных посредников за нарушения авторских прав, совершаемые с использованием их услуг третьими лицами, является основным инструментом регулирования роли информационных посредников в контексте противодействия нарушениям авторских прав в Интернете. При этом условия, при которых юридическая ответственность информационных посредников за нарушение авторских прав может быть ограничена, должны зависеть от деятельности, которую осуществляет информационный посредник.

В нашей стране формирование элементов информацион­ного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические пробле­мы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затрат­ных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.

В 1999 году по инициативе профильных комитетов Госу­дарственной Думы была разработана Концепция формиро­вания информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулиру­ются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.

В констатирующей части концепции отмечается, что в России за последнее десятилетие сформировались сле­дующие предпосылки перехода к информационному обще­ству.

1. Информация становится общественным ресурсом разви­тия, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объ­ем продаж в России средств вычислительной техники и информатики достигает величины более одного миллио­на штук в год (на самом деле, в 1999-2000 гг. этот объем
был существенно больше). Общие расходы на информати­зацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже име­ет макроэкономическую значимость.

2. В России сформировался и успешно развивается отечест­венный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.

3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуника­ций. Растет количество корпоративных информацион­ных сетей. Количество российских пользователей Интер­нета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж превзойден; по предварительным данным, за 2000 г. чис­ло пользователей Интернета в России удвоилось). Интен­сивно расширяется национальная сеть связи, осуществ­ляется телефонизация страны и растет рынок средств мобильной связи.

4. В значительной степени информатизированы многие от­расли хозяйства, банковская сфера и сфера государствен­ного управления.

5. В общественном мнении сложилось понимание актуаль­ности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.

6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

Концепция исходит из следующих базовых положений.

1. Стратегической целью перехода к информационному об­ществу является создание развитой информационно-ком­муникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обес­печить существенное повышение качества жизни населе­ния и социально-политическую стабильность общества и государства.

2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое усло­вие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей со­циальной, политической и духовной жизни, как фактор
интеграции общественного сознания вокруг непреходя­ щих гуманистических ценностей и национально-истори­ческих традиций народов России.

3. Переход к информационному обществу полностью отве­чает концепции устойчивого развития — формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяю­щемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проб­лем.

4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу, прежде всего, путем создания законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения в об­ществе. На начальном этапе создания социально-значи­мых информационно-коммуникационных систем и комп­лексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) госу­дарство берет на себя основные расходы.

5. Государство обеспечивает доступ к общественной инфор­мации. Информация должна быть открыта для всех и пре­доставляться постоянно с гарантией достоверности и пол­ноты.

6. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового инфор­мационного сообщества. Должно быть обеспечено актив­ное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг, в реализации международ­ных проектов и программ информатизации.

Концепция определяет особенности перехода России к информационному обществу, обусловленные современным политическим, экономическим, культурным, образователь­ным уровнем развития государства и общества. Будучи в основном негативными, указанные особенности имеют и ряд моментов, благоприятствующих решению задач информати­зации.

Среди них отмечается:

• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи и индустрии предоставления информационных услуг;

• наличие, в основном, высокого научного, образовательно­го и культурного потенциала;

• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая способна ставить и решать сложные научно-тех­нические проблемы.

В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высо­коразвитой и эффективно функционирующей рыночной эко­номикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от на­чального рубежа, определяемым сложившимися политичес­кими, социально-экономическими и культурными условия­ми. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристи­ки качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических усло­виях лишь минимальных капиталовложений со стороны го­сударства.

Основой российского пути должны явиться:

• информатизация всей системы общего и специального об­разования от детского сада до окончания высшей школы последующих форм подготовки и переподготовки спе­циалистов;

• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компью­теризации, ориентированной на массового потребителя;

• обеспечение сферы информационных услуг духовным со­ держанием, отвечающим российским культурно-истори­ческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Решение этих трех масштабных, исторических для Рос­сии задач будет означать реальное превращение информа­ции и знаний в подлинный ресурс социально-экономическо­го и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распро­странение и использование информации, расширение воз­можностей саморазвития личности.

В современной философии информационное общество рассматривается как особая стадия развития общества, экономики и культуры, характеризующаяся доминированием в структуре общественного производства деятельности по производству, хранению, обработке и передаче (реализации) информации и знаний.

Разработка концепций информационного общества связана с именами философов, социологов и футурологов, Олфина Тоффлера, Дэниела Белла Йонедзи Масуда, Збигнева Бжезиньского, Мануэля Кастельса и др. При этом концепции информационного общества являются разновидностью теории постиндустриального общества. Практически наравне употребляются термины «информационное общество», и «общество, основанное на знаниях». Среди ученых нет единства в том, можно ли их использовать как синонимы, или они все-таки различаются.

Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Й. Масуда).

Появление информационного общества связано с тем, что историю человечества можно условно разделить на три глобальных этапа – «сельскохозяйственный», «индустриальный» и «постиндустриальный». Разграничение между этапами проводится на базе производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно, через орудия ручного труда, через промышленную технику, через информацию). Переход к очередному этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет к трансформациям в сознании людей. Последним по времени этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а по мнению других, – наступит в ближайшем будущем, и является «информационное общество», а для культуры наступает эпоха постмодерна.

Отличительные черты информационного общества:

– увеличение роли информации и знаний в жизни социума;

– возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

– создание глобального информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

– становление новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

– создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;

– повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, уровне;

– повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик личности и ее принципиальных достоинств на рынке труда;

– интеллектуальная собственность постепенно приобретает статус основного вида собственности и основного источника экономического капитала.

Критерии перехода к информационному обществу:

– социально-экономические: процент трудоспособного населения, занятого в информационно-коммуникационной сфере (производство информационных продуктов и услуг);

– технические: достижение высокого уровня информационной вооруженности, удовлетворение широкого спектра информационных потребностей каждого человека;

– инфраструктурные: наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;

– социально-организационные: информатизация и информационная автоматизация различных сфер жизни общества, прежде всего, общественного управления, формирование спектра услуг «электронного правительства».

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии.

Проблемы информационного общества:

– «цифровое неравенство» – расслоение людей на классы по признаку наличия или отсутствия доступа к новейшим информационным технологиям и сервисам и резко различающееся качество жизни на этих основаниях;

– угрозы глобальной и национальной безопасности в информационной сфере. Новые виды насильственного противостояния: «информационные войны», «кибервойны». Угроза кибертерроризма;

– риск неконтролируемого воздействия на общественное сознание со стороны медиакорпораций и других неочевидных «центров силы»;

– радикальное изменение мировоззрения и психики человека под воздействием информационных технологий. Перемещение все возрастающей доли повседневной жизни в виртуальное пространство. Угроза киберзависимости;

– нарушение личного пространства человека;

– проблема прав интеллектуальной собственности и их нарушения и др. проблемы.

Несмотря на эти проблемы, информационные технологии: расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств; предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять; обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Воздействие информационных технологий на гражданское общество Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность: приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению; повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор; стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх