Куперс

Бухучет и анализ

Особенности модернизации Китая

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 1:304.5

О. Б. Бальчиндоржиева

МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Посвящена изучению процесса модернизации в контексте частного: Китай — одно из самых быстро развивающихся государств на сегодняшний день, а китайская модель модернизации признана одной из самых успешных в мире. Акцент делается не столько на анализ эмпирических данных о модернизации, сколько на теоретическое осмысление значения модернизации и особенностей модернизации в Китае. Проведено исследование влияния, которое оказали модернизационные процессы (индустриализация, урбанизация, информатизация, демократизация и т. д.) на традиционные убеждения, нормы, ценности и образ жизни китайцев. В качестве основного содержания модернизации в духовной сфере выделяются такие процессы как сциентизация, трансформация общественного сознания. Также автор утверждает, что в Китае в настоящее время все более проявляются негативные тенденции, связанные с разложением традиционных этических норм, в связи с этим во главу угла ставится так называемая «культурная модернизация». Основным содержанием китайской модели модернизации становится синтез традиционной и современной, китайской и западной культур. Автор обосновывает в данной статье понимание того, что ядром модернизации является «модернизация» человека, изменения в его сознании.

Ключевые слова: Китай, модернизация, общественное развитие, рационализация, традиция, современность,

человек, сознание, культурная модернизация, открытость.

O. B. Balchindorzhieva

Modernization of China: Anthropological Dimension

БАЛЬЧИНДОРЖИЕВА Оюна Баировна — к. филос. н., ст. преп. ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

E-mail: baoyu2008@yandex.ru

E-mail: baoyu2008@yandex.ru

Введение

До середины XX в. модернизация понималась как приближение к культуре «модернити», то есть индустриальной культуре западного общества. Ядром модернизационной парадигмы было утверждение о распространении капиталистического пути развития.

Капиталистическая модернизация наряду с экономическим ростом, развитием демократии, ростом индустриализации несла с собой серьёзные проблемы, ведущие, в известном смысле, к развращению духовной культуры, дегуманизации человеческих отношений. Происходит разрушение окружающей среды, наносится ущерб нравственному здоровью отдельного человека и общества в целом, появляются элементы дезинтеграции и отчуждения между людьми.

Уже в конце XX в. многие интеллектуальные тренды на Западе подвергают нападкам западный рационализм и универсализм как синонимы «логоцентризма» и как дымовую завесу евро-центристских конструкций глобального доминирования. Так, Деррида проводит критику западного логоцентризма, используя понятие инаковости. Она была направлена против глубоко укоренившегося в сознании европейцев принципа «центрации». Мышление европейца ориентировано на бинарные оппозиции («черное-белое», «материя-дух», «субъект-объект», «свобода-несвобода», «рациональное-иррациональное», «демократия-тоталитаризм» и т. д.), причем одна из противоположностей берется за основу и на ней делается ценностный акцент. Пронизывая все сферы человеческой деятельности, принцип «центрации» приводит к рациоцентризму, европоцентризму и т. д.

Имплицитный оптимизм раннего этапа развития модернизационной теории не был подтвержден реальной практикой развития развивающихся стран и стран третьего мира. Политические режимы развивающихся стран страдали от беспорядков и нарастания напряженности, вызванной растущими ожиданиями и невозможностью для модернизацион-ных элит эти ожидания удовлетворить. Это привело к переносу фокуса внимания с идеи о непрерывном прогрессе к проблеме стабильности и кризисного управления.

Тем не менее проблема исследования философских оснований модернизации не теряет актуальности, так как модернизация как глобально-исторический процесс затрагивает все сферы жизни общества. В связи с этим мы должны обратиться к теоретическим концепциям разных обществоведческих наук, используя междисциплинарный подход. Многие обществоведы рассматривают модернизацию как исторический процесс перехода от аграрного традиционного общества к современному индустриальному. Так, американский ученый, известный специалист в области проблем развития Сирил Блэк считает, что

человеческие взаимоотношения претерпели три революционных изменения: от доисторического

общества к человеческому, от первобытного к цивилизованному и от традиционного цивилизованного к современному . Третья трансформа-

ция и является процессом модернизации и сопутствующих изменений. При таком понимании модернизация есть не что иное как содержание очередной социальной революции в процессе

развития человеческой цивилизации. Китайский

исследователь модернизации Хэ Чуаньци приходит к выводу о том, что «модернизация — это один из видов важнейших изменений человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII в., включающий изменения в деятельности, поведении, процессе, содержании, структуре, системе и самой идее человеческой цивилизации» . В марксистской концепции общественного развития социальные революции рассматривались в качестве рычага, посредством которого происходит смена общественно-экономических формаций. С. Э. Крапивенский употребляет понятие «социальная революция» как содержание эпохи перехода к новой, более прогрессивной, ступени развития. Он утверждает, что социальные революции включают в себя переворот в экономике, политике, культуре, нравственный прогресс, идеологическую и психологическую переделку общества .

Гу Гаоцзянь считает, что модернизация подразумевает двойной переход: от аграрного

общества к индустриальному и от индустриального к информационному. Он пишет: «В этом смысле модернизация есть изменение технологической основы общества. Таким образом, в экономической сфере это индустриализация и информатизация производительных сил, а также урбанизация, в политической сфере — демократизация, в духовной сфере — сциентизация — это и есть основное содержание модернизации» . В целом модернизацион-ные процессы, происходящие в Китае, можно интерпретировать в рамках подхода, предлагаемого, например, С. Блэком. Действительно, модернизация представляется нам универсальным процессом перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. Данный подход находит отклик и в научных кругах Китая, его поддерживает один из крупнейших теоретиков теории модернизации в Китае профессор Хэ Чуаньци.

Основные характеристики китайской модели модернизации

В рамках данной статьи мы поставили задачу системного рассмотрения модернизации Китая. На примере Китая можно осознать, что модернизация -это системное обновление всего социума, ее содержание не замыкается только на экономическом разви-

тии. В данной статье предполагается рассмотреть модернизацию как многоуровневый процесс, в центре которого изменения в сознании человека. Успех модернизации во многом зависит от способности модернизационных элит ухватить основные тенденции этих изменений и на основе синтеза традиции и современности определять дальнейшую стратегию общественного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Китае с XIX в. остро стоит проблема взаимодействия традиционной и современной, национальной и зарубежной культур, когда, например, западный индивидуализм вступает в явное противоречие с традиционной китайской культурой. В современном Китае все больше и больше исследований посвящено различным аспектам культурной модернизации.

Начиная с эпохи опиумных войн, Китай начал подвергаться давлению со стороны Великобритании, Франции, Японии, США, что стимулировало процессы модернизации в обществе. Начавшийся модернизационный процесс развивался очень противоречиво. Китайское общество на каждом витке модернизации становится все менее и менее традиционным. Реформы, начавшиеся в конце империи Цин, сменились периодом революционных потрясений и преобразований в эпоху Гоминьдана; гражданская война и победа Компартии привели к образованию Китайской Народной Республики; новый период модернизации, начавшийся при Мао Цзэдуне, был прерван «культурной революцией» и возобновился только после его ухода. В это время в Китае вновь получили актуальность поиски путей развития. Новым лидером, способным возглавить усиливающуюся в китайском обществе энергию развития и созидания, становится Дэн Сяопин.

Переломным моментом в модернизационном процессе становится принятие новой политики «четырех модернизаций» в 1978 г. В Китае был взят курс на постепенное, поступательное, эволюционное развитие. Сам процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования. Новое звучание получает понятие «сяндайхуа» — «модернизация», оно используется наряду с понятием «гайгэ» — «реформа» и «кайфан»

^^- «открытость». Модернизация становится понятием, объединяющим все системные экономические, политические и социальные новации, происходящие в последние три десятилетия в стране с крупнейшим в мире населением.

К концу XX в. уже во многих районах Китая

практически завершается индустриализация и урбанизация, развивается информатизация, осознается необходимость экологизации. Значительные изменения происходят в социальной сфере (быт, досуг, этикет, профессиональные, семейные, межличностные отношения и т. д.). Постепенно трансформируются социальные нормы, духовнонравственные ценности, способ мышления. Духовная культура «осовременивается» не так стремительно, как материальная, но не менее глубоко. Китайское общество на каждом витке модернизации становится все менее и менее традиционным.

Контовский позитивизм с его культом разума и прогресса утвердил представление о том, что общество должно встать на путь индустриализма. Техника радикально изменила жизнь людей, породив дотоле неизвестные социальные процессы и проблемы. Это вызвало определенные культурные сдвиги. На уровне культуры Конт говорит о «демифологизации» мировоззрения, под которой понимаются рационализация и секуляризация, т. е. победа науки и технологий над традиционными верованиями . Проникнув в Китай, западная наука вызвала значительные изменения в традиционном способе мышления китайцев. Идея эволюции оказалась совершенным открытием для китайского мировоззрения. Для европейца линейная концепция истории была открыта еще христианством. «Дарвинизм означал для китайского сознания гораздо более глубокую ломку устоявшихся воззрений, нежели для европейского христианского… Христианская логика нарушала целостность китайского мироздания, дискомфорт, таким образом, был громадный» . С другой стороны, возникает большой соблазн, ведь «модернизация означает умножение выборов. Один из наиболее соблазнительных принципов современности гласит: вещи могут быть не такими, какими они были раньше. Такова динамика современности, ее глубокое стремление к инновации и революции. Отныне традиция не является обязательной, статус-кво может быть изменен, а будущее — открытый горизонт» . Также необходимо отметить, что под влиянием современной науки в китайском обществе воспитывается аналитический дух и критическое мышление.

Модернизационные процессы вызвали глубокие изменения в традиционном китайском способе мышления. Во-первых, традиционное аграрное общество отличалось консервативностью, но процессы информатизации, глобализации, маркетизации, происходящие в современном обществе, все чаще заставляют людей устремлять свои взгляды в будущее, ставить перед собой новые цели и достигать их. Во-вторых, в традиционном обществе коллективное ставилось гораздо выше индивидуаль-

ного, в современном же китайском обществе повышается значимость индивида, все больше внимания уделяется гармонизации и согласованию различных интересов.

Одним из наиболее больных мест современного Китая является глубокое противоречие, заключающееся в нарастающем различии между уровнем жизни в городе и в деревне. Эту проблему китайское правительство пытается разрешить уже на протяжении многих десятилетий. В контексте научной программы развития было принято решение о сокращении различий между городом и деревней, т. е. придании деревне «городского облика». Это значит развитие инфраструктуры, улучшение качества социальных услуг, приближение уровня доходов к уровню доходов городских жителей, повышение культурного уровня деревенского населения и т. д. Также предполагается снизить различия в региональном развитии Китая. Но несмотря на это сотни миллионов мигрантов уже переехали из деревни в город, и данный процесс не прекращается. Существуют прогнозы, согласно которым еще около 200 млн крестьян переедут в поисках лучшей жизни в город. По подсчетам Цзя Лицзюня, в сельской местности Китая общее число излишней рабочей силы к настоящему моменту составило 150 млн .

Во все времена Китай считался аграрным государством. Директор Института политических исследований Педагогического университета Центрального Китая Ху Юн пишет: «Чтобы понять китайское чудо, мы прежде всего должны понять китайского крестьянина… Чтобы понять крестьянина, мы должны прежде всего оценить китайскую рациональность» . Он считает, что трудолюбие, бережливость, стойкость и другие крестьянские качества стали двигателем экономического рывка. С началом реформ китайские крестьяне работали с тем же усердием, что и их предки в далеком прошлом. Их «тяжелый труд, а не техника обеспечил рост конкурентоспособности экономики Китая», тогда как условия рынка создали возможность для роста крестьянского благосостояния .

Однако XX в. был отмечен процессом внутренней миграции из деревни в город. В начале XXI в. был перейден рубикон, когда численность городского и сельского населения примерно сравнялась. Уже во втором поколении мигрантов наблюдается отход от традиционных установок на упорный труд, терпеливость, бережливость, рождение большого количества детей и т. д. Нынешнее поколение молодых людей, рожденных в период политики регулирования рождаемости, так называемое поколение «маленьких императоров», более эгоистично, ориентировано на комфортные условия проживания. «Можно назвать много причин сегодняшних проблем

Китая, и причины духовного порядка не на самом последнем месте. В общественном сознании образовался вакуум, так как традиционные убеждения людей постепенно разрушаются, а новые еще не до конца сформировались. Убеждения, вера есть основа морали, а их недостаток порождает разложение морали. Поэтому на первом месте должна стоять цель развития человека, его моральных качеств», — пишет авторитетный китайский ученый Фан Нин .

Одной из основных причин духовного упадка в китайском обществе является тот факт, что наряду с идеями индивидуализма, научности, свободы, демократии в Китай проникали также и ценности потребительского общества. Развитие массового производства и массового потребления в Китае способствует формированию усредненного массового человека с ориентацией на обладание, личную выгоду и получение удовольствия.

Модернизация привела к глубокой трансформации общественного сознания, к частичному отказу от традиционной культуры. Данный процесс не всегда происходит гладко и безболезненно, и на этом пути имеют место те проблемы духовного порядка, о которых мы уже говорили.

Модернизация человека — основа новой теории развития китайского общества

Китайские теоретики модернизации провели исследования, имеющие большое теоретическое и практическое значение. Выработана собственная концепция модернизации, которая в сравнении с западной теорией модернизации имеет несколько отличительных особенностей. Если ранее модернизация понималась с точки зрения экономической перспективы, то сейчас на первый план выходит человек, а также гармония между человеком и природой. Если ранее за основу развития бралось нечто материальное, то сейчас основа — человек (кит. ).

Одной из приоритетных и глобальных по своим масштабам задач является преобразование «духовной культуры» или «культурная модернизация». В последние годы китайское руководство пришло к пониманию того, что без строительства новой «социалистической духовной культуры» очень трудно преодолеть проблемы в экономическом и политическом развитии страны.

Важнейшее значение в теории модернизации отводится человеческому фактору. Воспитание «нового человека» проводится с начала 80-х гг. в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества: идеологию, собственно культуру, мораль, право. Социалистическая духовная культура нацелена на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой

модернизация немыслима. Как пишут китайские ученые: «В конце концов, целью социалистической реформы является освобождение человека. Прямая цель — это освобождение и развитие творческих сил, а конечная состоит в стимулировании свободного и всестороннего развития человека. Развитие человека означает осуществление модернизации человека, то есть превращение простого человека в «нового», отвечающего требованиям времени и способного использовать достижения современной цивилизации человечества. Без передовой социальной системы, без всеобщего прогресса общества не могло быть и речи о всестороннем развитии человеческой свободы» . В результате реализации концепции сяокан уровень жизни китайского народа значительно повысился. Следующий шаг, который предстоит сделать Китаю, — построение гармоничного общества, в котором будет место удовлетворению как материальных, так и духовных потребностей человека и согласованию интересов различных социальных групп.

Выдвижение идеи «общественного диалога» является примером того, что система политического участия граждан только начинает развиваться. Важнейшим результатом этого процесса стало осознание действительных интересов подавляющего большинства населения и реализация этих интересов на практике. Формула «управление интересами через интересы» означает их всемерный учет, согласование и диалог вместо давления.

После перехода на рельсы модернизации в Китае многие ученые обратились к традиционной концепции «управления обществом на основе морали». Так было отмечено, что правовой механизм управления сам по себе отнюдь не является механизмом, способным обеспечить социальную стабильность и развитие, а является только лишь одним из его аспектов.

Традиционно считается, что китайцы очень законопослушный народ, однако китайское общество обеспокоено ухудшающейся ситуацией в сфере общественного порядка, особенно в среде сельских мигрантов. Даже строгие законы не в полной мере останавливают людей от совершения преступлений. Следование закону не может заменить внутреннего убеждения. Только лишь органичное соединение закона и морали может обеспечить стабильность в обществе и его поступательное развитие.

Большое внимание в новой концепции «управления государством на основе морали» уделяется патриотическому и трудовому воспитанию.

Так, в 1993 г. были приняты «Основные положения патриотического образования». Данный документ включает следующие пункты.

1. Положение о том, что генеральная линия

партии и строительство социализма в Китае являются самым реальным и наглядным учебным материалом для патриотического образования.

2. Положение о необходимости изучения многотысячелетней истории китайского народа, особенно его новейшей истории.

3. Положение об изучении общей ситуации в стране и положение Китая на международной арене, знать не только о преимуществах и достоинствах своей страны, но и недостатках и слабостях.

4. Положение о том, что традиционная китайская культура — одна из самых выдающихся, ее внутреннее содержание обширное и глубокое, это не только философия, наука и искусство, но и высокий национальный дух, национальное достоинство и здоровая мораль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Положение о национальной сплоченности и

объединении страны. Для приближения дня объединения отечества надо проводить политику «мирного объединения: одна страна — две системы», политика

партии и правительства по объединению (имеется в виду присоединение Тайваня) должна быть понятна народу.

6. Положение о необходимости обеспечения

обороноспособности и безопасности родины

Таким образом, становится понятно, что

власти Китая прилагают определенные усилия по сохранению и возвращению культурной

традиции как доминирующей социокультурной установки в условиях успешной модернизации общества.

Заключение

Подводя итог, отметим: экономические проблемы отошли на задний план, уступив место нравственным и духовным. Произошло понимание того, что развитие общества создает условия для развития личности, и, наоборот, совершенствование человека является необходимым условием социального прогресса, на основе этой взаимосвязи создается специфическая система ценностей, в которой развитие человека -цель, а развитие общества — средство. Китайское руководство выступает за разумное сочетание управления на основе закона и управления на основе морали, укрепление социалистического правопорядка; достижение гармонии между человеком и обществом, человеком и природой.

Квинтэссенцией модернизации является модернизация человека. Осуществление модернизации в Китае происходит без ущерба для национальной идентичности, китайское общество не копирует элементы западной культурой модернити. Наоборот, происходит обращение к традиционной культуре, поиск внутренних ресурсов для успешного осуществления модернизации.

Л и т е р а т у р а

1. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). — М.: Весь мир, 2011 — 256 с.

2. Цырендоржиева Д. Ш. Системный метод и

синергетика. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского

государственного университета, 2004. — 212 с.

3. Гу Гао цзянь. Модернизация китайского общества:

история и новые вызовы // Журнал New Vision. — 2010. —

№ 3 — С. 4-6.

4. Далмейр Ф. Модернизация и постмодернизация: теоретические комментарии на примере Индии. — Чикаго: Издательство Института Кэллог, 1993 — 29 с.

5. Мартынов Д. Е. Конфуцианское учение и маоизм. -Казань: Изд-во Казанского университета, 2006. — 368 с.

6. Berger P. «Facing upto Modernity». — N. Y., 1977. -P. 128-132

7. Дяо Лимин. Социальная структура современных обществ России и Китая. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2010. — 280 с.

8. Гордон А. В. КНР: утверждение модернизационной парадигмы // Политическая наука. — 2012. — № 2. — С. 88-106.

9. Фан Нин. Новая политическая философия современного Китая — Шанхай: Издательство ВэньКуан, 2002. — 419 с.

10. Ван Шаосинь, Цзян Сяоюнь. Социализм с китайским лицом // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель».

— 2003. — № 11 (166). — Режим доступа: http://www.rau.su/ observer/N11_2003/11_12.htm (Дата обращения: 17.02.2014)

R e f e r e n c e s

1. Obzornyj doklad o modernizacii v mire i Kitae (2001-2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— M.: Ves’ mir, 2011 — 256 s.

2. Cyrendorzhieva D. Sh. Sistemnyj metod i sinergetika.

— Ulan-Udje: Izdatel’stvo Burjatskogo gosudarstvennogo

universiteta, 2004. — 212 s.

3. Gu Gao czjan’. Modernizacija kitajskogo obshhestva: istorija i novye vyzovy // Zhurnal New Vision. — 2010. — № 3 — S. 4-6.

4. Dalmejr F. Modernizacija i postmodernizacija: teoreticheskie

kommentarii na primere Indii. — Chikago: Izdatel’stvo Instituta

Kjellog, 1993. — 29 s.

5. Martynov D. E. Konfucianskoe uchenie i maoizm. — Kazan’: Izd-vo Kazanskogo universiteta, 2006. — 368 s.

6. Berger P. «Facing upto Modernity». — N. Y., 1977. -P. 128-132.

8. Gordon A. V. KNR: utverzhdenie modernizacionnoj paradigmy // Politicheskaja nauka, 2012, № 2. — S. 88-106.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Сизикова, Виктория Александровна, 2009 год

1. Официальные документы

2. X Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1973.

3. XI Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1977.

4. XII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1982.

5. XIII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1987.

6. XIV Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1992.

7. XV Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1997.

8. XVI Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2002.

9. XVII съезд КПК. Официальные документы: Политический доклад ЦК и Устав партии. Экспресс-информация ИДВ РАН №11, 2007.

10. Всестороннее вести строительство среднезажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой. Доклад Цзян Цзэминя на 16-ом Всекитайском съезде КПК, 8 ноября 2002 г.

11. Главные задачи реформы и строительства Китая в 90-х годах. Из доклада Генерального секретаря ЦУ КПК тов. Цзян Цзэминя 12 октября 1992 г. Пекин: Синьсин, 1993.

12. Закон Китайской Народной Республики о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местное собрание различных ступеней. — М.: Прогресс. 1994.

13. Китайская Народная Республика. Законодательные акты / Под ред. Гудошникова JI.M. М.: Изд-во «Прогресс», 2003.

14. КНР. Конституция и основные законодательные акты. — М., 1986 г.

15. КНР. Законодательные акты. М., 1989.

16. Конституция КНР 1954 года. М.: «Конституции зарубежных государств», 1956.

17. Материалы VIII, XIII, XV, XVI Всекитайских съездов КПК. М., 2002.

18. Новое законодательство Китайской Народной Республики. М.: ИДВ РАН, № 9, 1999.

19. Новое законодательство Китайской Народной Республики. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, №4, 2001.

20. Перечень законодательных актов Китайской Народной Республик (1979 1996 гг.). Экспресс информация ИДВ РАН, №9. М., 1997.

21. Устав Коммунистической партии Китая. Пекин, 2004.1. Монографии

22. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 2001.

23. Азиатско-Тихоакеанский регион в условиях глобализации (сборник статей). М.: Научная книга, 2001.

24. Азия — 2001: экономика и политика. М.: Центр азиатских исследований ИМЭПИ РАН, 2002.

25. Актуальные проблемы внутренней политики, права, административных и политических реформ. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В. Вып. 12-13, 2002.

26. Актуальные проблемы развития стран Восточной Азии (сборник статей). М.: Центр азиатских исследований ИМЭПТ РАН. М., 2002.

27. Аллаберт А.В. Конфуцианская концепция «единства без унификации» и ее современное толкование. VIII Всероссийскаяконференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 29-20 мая 2002), М.: ИДВ РАН, 2002.

28. Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX начало XXI века). — М., 2008.

29. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. М.: Изд-во «Международные отношения», 2001.

30. Барач Д. Дэн Сяопин. М.: Изд-во «Международные отношения», 1989.

31. Бао У. Инновация и китайская традиционная культура. VIII Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 28-29 мая 2002 г.) М.: ИДВ РАН, 2001.

32. Бергстен Фред, Гилл Бэйтс, Ларди Николас, Митчелл Дерек. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007.

33. Бонн Л.Д. Китайская деревня на пути к рынку (1978-2004 гг.). — М.: ИДВ РАН, 2005.

34. Брентон Шлендор. Япония врезается в стену. Некоторые актуальные проблемы Азии на пороге XXI века. М., 1994.

35. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. — М., 1998.

37. Бутенко А.П. Неравномерность развития и историческое забегание (сравнительный анализ развития СССР, России, Китая и Вьетнама). М.: ИМЭПИ РАН, 2000.

38. Бутенко А.П. Как изменилась социально-классовая природа коммунистической власти в странах Европы и Азии. М.: Эпикон, 2002.

39. Бутенко А.П. Перемены в России и Китае: сходства и различие (науч. докл.). М.: Эпикон, 1998.

40. Валлестайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — СПб.: Университетская книга, 2001.

41. Ван Хунъин. Китайская традиция международных отношений. М., 1994.

42. Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М., 1998.

43. Васильев JI.C. Восточно-западные мотивы в проблематике и оценке государственности и модернизации в странах Юго-Восточной Азии. — М.: Институт востоковедения РАН, 1997.

44. Воскресенский А. Э. Большая Восточная Азия. — М.: Ленанд, 2006.

45. Виноградов А.В. Идея «3-х представительств» как элемент китайской модели модернизации. Хронология выживания. — Актуальные проблемы внутреннего положения Китая. Информационные материалы ИДВ РАН, выпуск 14-15. -М.: ИДВ РАН, 2003.

46. Виноградов А.В. Формирование национальной концепции социалистического строительства в Китае (1976-1987гг.). М., 1991.

47. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. -М.: Памятники исторической мысли, 2005.

48. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М., 2006.

49. Галенович Ю.М. Дэн Сяопин: личность, судьба, политика. М.: Изд-во «Знание», 1989.

50. Галенович Ю.М. История КПСС и СССР в трактовке китайских ученых. М.: ИДВ РАН, 2007.

51. Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя: принципы внешней и оборонной политики современного Китая. М.: Изд-во «Муравей», 2003.

52. Галенович Ю.М. Прав ли Дэн Сяопин, или Китайские инакомыслящие на пороге XXI века. М.: Изд-во «Изограф», 2000.

53. Ганшин Г.А. Общественные организации КНР — важный элемент реализации идеи «тройного представительства». — Актуальные проблемы внутреннего положения Китая. Информационные материалы ИДВ РАН, выпуск 14-15. М.: ИДВ РАН, 2003.

54. Ганшин Г.А. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. М.: Восточная литература РАН, 1997.

55. Ганшин В.Г. Китай и его соседи: на пути к гражданскому обществу (особенности и закономерности формирования основ гражданского общества в Китае и некоторых странах ATP). М.: ИДВ РАН, 2004.

56. Гельбрас В.Г. Роль государства в создании частного предпринимательства: Россия, Китайская Народная Республика, Тайвань. — Место и роль государства в догоняющем развитии. М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1999.

57. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. Сборник статей. М.: Институт востоковедения РАН, 1997.

58. Государство и общество в Китае на пороге XXI века. М.: РАН Институт Дальнего Востока, 2000.

59. Гудошников JI.M. Политическая система Китайской Народной Республики: (структура основных институтов власти). М., 1996.

60. Гудошников JI.M. Актуальные проблемы внутреннего положения в Китае. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 2003.

61. Гудошников JI.M. Система государственной службы в Китайской Народной Республике. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 2001.

62. Делюсин Л.П. Китай: полвека — две эпохи. М.: РАН. Институт востоковедения, 2001.

63. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. -М.: Изд-во «Муравей», 2002.

64. Делюсин Л.П. Политическая реформа и проблема демократии в Китае. М.: ИМЭПИ, 1993.

65. Диксон Брюс. Красные капиталисты в Китае. Партия, частные предприниматели и перспективы политических перемен. М.: Издательство Олимп-Бизнес, 2005.

66. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой (статьи и выступления). М.: Изд-во «Наука», 2002.

68. Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М.: Изд-во «Спарк», 1998.

69. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока.-М., 1990.

70. Иванов П.М. Малые партии Китая в борьбе за демократию. М.: Изд-во «Муравей», 1999.

71. Информационные материалы. Серия В. Выпуск 21. КНР: проблемы демократизации и государственного управления. Материалы ежегодной научной конференции Центра истории и политики ИДВ РАН. -М.: ИДВ РАН, 2007.

72. Информационные материалы. Серия В. Выпуск 22. КНР перед 17 съездом КПК. Материалы ежегодной научной конференции Центра истории и политики ИДВ РАН. М.: ИДВ РАН, 2008.

73. Информационные материалы. Серия Г. Выпуск 14. XII Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». — М.: ИДВ РАН, 2007.

74. Итоги экономического и социального развития КНР в 1999 г. и планы на 2000 г. М.: РАН Институт Дальнего Востока, 2000.

77. Кан Ювэй. Кунцзы гай чжи као. (Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя). — Пекин, 1958.

78. Карпов М.В. Экономические реформы и политическая борьба в КНР (1984-1989 гг.) / МГУ. ИСАА. М., 1997.

79. Китай в диалоге цивилизаций: к 70-летию акад. M.JI. Титаренко. -М.: Памятники исторической мысли, 2004.

80. Китай в мировой политике. М.: Издательства: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ. 2001.

81. Китай в XXI веке: шансы, вызовы и перспективы: тезисный доклад XI Международная научная конференция «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 2729 сентября 2000г.). М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 2000.

87. Китай на пути модернизации и реформ, 1949-1999 / Под ред. Титаренко M.JI. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 1999.

88. Китай: новые горизонты реформ. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В. Вып. 19, М., 2005.

89. Китай после вступления в ВТО / Под ред. JI. Дж. Брама. Межконтинентальное издательство Китая. Пекин, 2004.

90. Китайские реформы и Россия / Под ред. Круглова A.M., М., 2000.

91. КНР 55 лет: политика, экономика, культура / Под ред. Титаренко M.JI. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 2004.

92. Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004.

93. Колодка Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000.

95. Лапина 3. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. -М., 1985.

96. Ларин В.Л. Основные проблемы международных отношений в Восточной Азии в начале XXI века. Владивосток: Дальнаука, 2005.

97. Ли В.Ф. Тернистый путь к реальной демократии и либеральной экономике. Полвека без войны и без мира: Корейский полуостров глазами российских ученых. — М., 2003.

98. Ли В.Ф. Развитие современных исследований по АТР. — Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. — М.: Научная книга, 1998.

99. Лычагин А.И. Китай: реформы в интересах народа: новейшая история реструктуризации государственных предприятий КНР. — Н. Новогород, Издательство ННГУ, 2004.

100. Лю Гогуан. Китайская экономика на пути в XXI век. — Новые экономические теории в КНР. Взаимодействие теории и практики. — М.: Экспресс информация ИДВ РАН. № 11, 2002.

101. Мадатов А.С. Демократия: сущность и методологические проблемы исследования. М., 2000.

102. Малевич И.А. Внимание, Китай. М.: «АСТ», 2001.

103. Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. -М.: Европа, 2005.

104. Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае: речи и выступления. М.: Изд-во «Палея», 2000.

105. Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. М.: Изд-во «РУССОЛИТ», 1995.

106. Маомао. Мой отец Дэн Сяопин в годы «культурной революции». — М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2003.

107. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. — М.: Гардарики, 2002.

108. Менгес К. Китай. Нарастающая угроза. М.: Издательство Независимая газета. 2006.

109. Место и роль государства в догоняющем развитии. М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1999.

111. Молодцова Л.И. Китай углубляет реформу. М.: Изд-во «Финиздат», 1995.

112. Москалев А. А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949 -1999). -М.: ИДВ РАН, 2001.

113. Наумов И.Н. Проблемы формирования и подъема уровня жизни населения КНР. М.: Изд-во «Наука», 1993.

114. Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2001.

115. Общественные объединения Китайской Народной Республики, 8090гг. / Под ред. Белелюбский Ф.Б. М.: РАН. ИДВ, 1992.

117. Основные тенденции развития КНР (конец XX — первое десятилетие XXI века) в оценках китайских обществоведов. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В. Вып. 5, 1999.

118. Островский А.В. КНР: проблемы, занятости, трудоустройства, подготовки кадров. М.: Изд-во «Цезан», 1993.

119. Пахомов А.С. Социально-экономические реформы в Китайской Народной Республике в 80-90х годах XX века. Липец ЛГТУ, 2005.

120. Пивоварова Э.П. Строительство социализма со спецификой Китая: Поиск пути. М.: Изд-во «Наука», 1992.

121. Политика реформ и проблемы стабильности. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В. Вып. 10-11, 2001.

122. Политологи КНР об актуальных международных проблемах. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, №2, 2001.

123. Попов А.П. Политические системы и политические режимы в Китае XX века. М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

124. Портяков В.Я. От Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао: КНР в начале XXI века. М.: ИДВ РАН, 2006.

125. Портяков В.Я. Поиск путей социально-экономического развития (70-90-е гг.).-М., 1995.

126. Портяков В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. М.: Изд-во «Восточная литература», 1998.

127. Правовые аспекты модернизации в КНР / Под ред. Гудошников JI.M. М.: Изд-во «Наука», 1990.

128. Проблемы планового управления в Китае / Под ред. Евсюкова Ю.М. М.: Изд-во «Прогресс», 1989.

129. Революция и реформы в Китае новейшего времени: поиск парадигмы развития (сборник статей) / Под ред. Козырева В.А. — М.: Гуманитарий (Академия гуманитарных исследований), 2004.

131. Россия, Китай и новый миропорядок XXI в.: Проблемы и перспективы / Под ред. Воскресенского А.Д. М.: МГИМО, 2001.

132. Самбурова Е.Н. Китай. М.: Изд-во «Мысль», 1991.

133. Сборник российско-китайских документов. 1999-2007. М.: Олма Медиа групп, 2007.

134. Сидихменов В.Я. Эволюция представлений о социализме в КНР (1953-1994).-М., 1996.

135. Смирнов Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину. М.: ИДВ РАН, 2005.

137. Социальные последствия рыночных преобразований в КНР (19782002) / Под ред. Пивоваровой Э.П. М., 2004.

138. Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. М.: РАН. ИДВ, 1999.

139. Стратегия объединения Китая: Аомэнь (информационные материалы). М.: РАН. ИДВ, 2000.

140. Строительство демократии в Китае. — Пекин: Пресс-канцелярия Госсовета КНР, 2005.

141. Сыроежкин K.JI. Эволюция формирования и основные черты концепции национальной политики КПК / Казахстан, институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. -Алматы, 1998.

142. Сюй Чжимин. Практика и поиски // Под ред. Титаренко M.J1. — М.: Наука, 2007.

143. Терборн Г. Европейская современность и за ее пределами: пути развития европейских обществ, 1945-2000 гг. Лондон, 1995.

144. Тертицкий К. Китайские традиционные ценности в современном мире. М.: МГУ. ИСАА, 1994.

145. Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы. М.: Изд-во «Республика», 1999.

146. Титаренко М.Л. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени. -М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2000.

148. Усов В.Н. КНР: от «большого скачка» к «культурной революции». М.: РАН Институт Дальнего Востока, 1998.

149. Усов В.Н. КНР: от «культурной революции» к реформам и открытости. М.: РАН Институт Дальнего Востока, 2003.

150. Усов В.Н. История КНР. Т. 1-2. -М., 2006.

151. Феоктистов В.Ф. Эволюция идейно-теоретической платформы Коммунистической партии Китая в 1976-1987 гг. М., 1991.

152. Фицжеральд Ч.П. История Китая. М.: Центрполиграф, 2004.

153. Фукуяма Ф. Конец истории? Вопросы философии, № 3. — М., 1990.

154. Чжан Ю. Холлидей Д. Неизвестный Мао. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

155. Чжоу Эньлай. Избранные сочинения. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1990.

156. Цзян Цзэминь. Реформа. Развитие. Стабильность: статьи и выступления. М.: Общество дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, 2002.

157. Шенкар Одед. Китай: век XXI. М.: Издательство Баланс Бизнес Букс, 2005.

158. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2001.

159. Литература на иностранных языках на китайском языке:

160. Вэй Цинъюань. Чжунго гуаньчжи ши (История системы управления в Китае). — Шанхай: Дунфан чубань чжусинь, 2006.

161. Даго цзюзци (Подъем великой державы). — Пекин: Жэньминь чубаныпэ, 2006.

162. Дандай Чжунго шэхуей цзегоу (Структура общества в современном Китае). — Харбин, 1995.

163. Кан Ювэй. Кунцзы гай чжи као. (Учение Конфуция о реформе государственного строя). — Пекин, 1958.

164. Ли Сянъян. Цзоуцзинь Чжунго цзинцзисюэцзя (Двадцать экономистов Китая: идеи и судьбы). Шицзячжуан: Хэбей жэньминь чубаныпэ, 2000.

165. Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР / Отв. редактор член-корр. РАН М.Л. Титпренко. М: ИДВ РАН, 2002.

166. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа: Пер. с кит. М.: Изд-во «ИДВ РАН», 2001.

167. Лу Чжуньюань. Реформа государственных предприятий. Пекин, 2002.

168. Маомао. Мой отец Дэн Сяопин, в 2-х томах. Пекин, 2001.

169. Синши юй чжэнцзэ (Обстановка и политика). — Пекин: Жэньминь чубанынэ, 2006.

170. Тан My, Кэн Пу. Современные модели модернизации — Советский Союз, Япония и развивающиеся страны. Пекин, 2003.

171. У Цзяньхуа. Дунья сяйдайхуа юй чжунго. (Модернизация Восточной Азии и Китай). Пекин: Чжунъян бяньи чубанынэ, 2004.

172. Фу Цзин Синь чжунго сицзюйши (История драмы современного Китая). 1949-2000. Чанша: Хунань мэйшу чубанынэ, 2002.

173. Ху Аньган. Чжунго фачжань цзянцзин (Перспективы развития Китая). Ханьчжоу, 1999.

174. Ху Хэли. Три политики честного и бескорыстного государства. -Пекин, 1999.

175. Ху Цзюлю. На пути к богатству и мощи — какова международная оценка места Китая в мире. Пекин, 2003.

176. Чжу Дацзянь. Ред. Чжунго кэчисюй фачжань цзунган. Ди эршицуань. Чжунго туди цзэюань юй кэчисюй фачжань (Обзор устойчивого развития Китая. Книга 20. Цикличность экономики Китая и устойчивое развитие). — Пекин: Кэсюэ чубанынэ, 2007.

177. Чжунго кэчисюй цзунган. Ди и цзюань. Чжунго кэчисюй фачжань цзунлунь. (Общий обзор устойчивого развития Китая: общая теория). — Пекин, Кэсюэ чубанынэ, 2007.

178. Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический ежегодник. 2000). Пекин: ГСУ КНР, 2000.

179. Чжунго фалюй няньцзянь (Ежегодник китайского законодательства). Пекин: ГСУ КНР, 1998-2000 гг.

180. Чжунго гайгэ кайфанде гуши. (Рассказы о реформах и открытости Китая). Пекин, 2004.

181. Чжунго кэчисюй фачжань чжунтай хэ цюйши (Устойчивое развитие Китая: современное положение и тенденции). — Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубанынэ, 2007.

182. Чэн Шэнкуй. Чжунго кэчисюй фачжань цзунган. Ди уцуань. Чжунго туди цзэюань юй кэчисюй фачжань (Обзор устойчивого развития Китая. Книга пятая. Земельные ресурсы Китая и устойчивое развитие). — Пекин: Кэсюэ чубаныпэ, 2007.

183. Чэнцзю хуэйхуан дэ 20 нянь (Двадцатилетие блестящих успехов). Пекин: ГСУ КНР, 1998.

184. Цзинь Яоци. Культурное толкование экономического развития в Восточной Азии. Пекин, 1999.

185. Цзян Цзэхуэй. Ред. Чжунго кэчисюй фачжань цзунган. Ди люцуань. Чжунго туди цзэюань юй кэчисюй фачжань (Обзор устойчивого развития Китая. Книга шестая. Земельные ресурсы Китая и устойчивое развитие). — Пекин: Кэсюэ чубаныпэ, 2007.на западных языках:

186. Black С. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N.Y.: Harper Colophon Books, 1975.

187. China: The Next 50 Years. Asia Inc., 1999.

188. Chang G. Gordon. The coming Collapse in China. New York: Random House, 2001.

189. Eisenstadt S. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1966.

190. Fukuyama Francis. The End of History and the Last Man. — New York: Avon Books, 1992.

191. Kennedy P., Preparing for the Twenty-First Century. N.-Y.: Random House, 1999.

192. Kim Dae Jung. A Proposal for Global Democracy and My Expectations for Eve of the Third Millenium. Moscow, 1994.

193. Haggard C. Achieving Industrialization in Asia. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

194. Harrold. China’s Reform Experience to Date. Washington, D.C.: World Bank Discussion Paper, 2002.

195. Hoffmann. Growth of Industrial Economics Manchester: Manchester University Press, 1958.

198. Levy M. Modernization and the Structure of Societies. Princeton, 1966.

199. MacGowan J. Light and Shadows of Chineese Life. Shanghai, 1999.

200. Maddison. Monitoring the World Economy, Chinese Economy: Performance in the Long Run. Paris: OECD, 2002.

202. Nathan Andrew. Chinese Democracy. London: I.B. Tauris, 1986.

204. Overholt, The Rise of China: How Economic Reform is Creating a New Superpower. New York, 2001.

205. Parsons T. The System of Modern Societies. Englewood Cliffs (N.J.) — 1971.

207. Phillip Short. The Dragon and The Bear: Inside China and Russia Today. London: Hodder & Stoughton, 1982.

209. Rostow W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960.

210. Wei Jingsheng. The Fifth Modernization: Democracy. New York: Viking Penguin, 1997.

211. Статьи и публикации зарубежных и отечественных периодических изданий

213. Балюк M. Подходит ли России китайский вариант социально ориентированной модели рыночной экономики? // РИСК. М., №1, 1994.

214. Бурлацкий Ф. Китайское экономическое чудо. // Известия, 27.02.03.

215. Бутенко А.П. Россия и Китай — два разных перехода к рыночной экономике. // Вестник научной информации. Институт международных экономических и политических исследований РАН. М., №6, 1996.

216. Ван Ин. Присоединение Китая к Всемирной торговой организации: условия и последствия. // Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. Выпуск 1(16), февраль 2007.

217. Военная мощь КНР (Доклад Министерства обороны США). Экспресс-информация ИДВ РАН, №11. -М., 2005.

218. Ганшин Г.А. Экономика КНР: реформа и развитие: Эволюция социально-экономического эксперимента. Информационный бюллетень № 3, 1997.

219. Гельбас В. Реформы в КНР: Проблемы оценки итогов. // Мировая экономика и международные отношения, №7, 1995. С. 18-31.

220. Гуаншэн Ван. Блистительное прошлое, блистательное будущее. // Общество и экономика. №9, 1999. С. 40-49.

222. Гусейнов Р. Китайский опыт реформ в России. // Новосибирские новости, 2000, 2 ноября. С. 4.

223. Делюсин Л. Китай на пороге XXI века. // Власть, 1998, №3. С. 7275.

224. Дэн Сяопин. Без перестройки политической системы затормозится развитие производительных сил // Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. — М.: Политиздат, 1998.

225. Дэн Сяопин. О реалистическом подходе (первый вопрос, излагаемый в речи на Всеармейском совещании по вопросам политической работы). // Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь. Статьи и выступления. Минск: Плея-Мишин, 2001.

226. Дэн Сяопин. Осуществлять модернизацию и никогда не претендовать на гегемонию. // Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн

227. Сяопин, Цзян Цзэминь. Статьи и выступления. Минск: Плея-Мишин, 2001.

228. Дэн Сяопин. Раскрепостить сознание, реалистически подходить к делу, сплотиться воедино и смотреть вперед. // Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь. Статьи и выступления. Минск: Плея-Мишин, 2001.

229. Законодательство Китайской Народной Республики. Экспресс-информация ИДВ РАН, №5. М., 2006.

230. Иванов А. Китай и Россия — дружба навек. // Независимая газета, 17.07.01.

231. Идеологический курс КПК на современном этапе проведения реформ. Экспресс-информация ИДВ РАН, №12. -М., 2000.

232. Камидзе Тосиаки. «Революция в области методов управления» с целью модернизации Китая. // Реферативный журнал «Общественные науки за рубежом», серия «К», Китаеведение. М., №5, 1982, с. 76-79.

233. Кириллов А. Станет ли XXI век «веком Китая»? // Эхо планеты, №6, 2001. С.6-9.

234. Китай: актуальные проблемы внешней политики в освещении политологов КНР, Тайваня, Сингапура. Экспресс-информация ИДВ РАН №3, 2007.

235. Китай: спец. выпуск журнала. // Эксперт, Подборка материалов о политике, экономике и культуре. №27, 2000. С. 1-28.

236. КНР: итоги социально-экономического развития в 2005 г. и параметры XI пятилетки. Экспресс-информация ИДВ РАН №6, 2006.

237. КНР: итоги социально-экономического развития в 2006 г. и перспективы 2007 г. Экспресс-информация ИДВ РАН №4, 2007.

238. КНР: проблемы социально-экономического развития. Экспресс-информация ИДВ РАН №5, 2007.

239. КНР: проблемы построения общества сяокан. Экспресс-информация ИДВ РАН, №8. М., 2005.

240. Китайские политологи и предвыборной ситуации в России и российско-китайских отношениях. Экспресс-информация ИДВ РАН №6, 2007.

241. Кузнецова В. Китай: 20-летие курса реформ. // Мировая экономика и международные отношения. №10, 1999. С. 91-93.

242. Ли Фэньлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике. // Новая и новейшая история, №6, 1996. С. 3-8.

243. Лукин А. Особый путь Китая. // Независимая газета, 17.07.01.

244. Лукин А. Эволюция образа Китая в России и российско-китайские отношения. // Неприкосновенный запас, №3, 2003. С. 35-41.

245. Лысенко Ю. Китай: от истории к современности, цифры и факты. // Наука в Сибири, №39, 1997. С. 10.

246. Мирное возвышение Китая: проблемы и перспективы. Экспресс-информация ИДВ РАН, №2. М., 2006.

247. Мясников B.C. Мао Цзэдун. // Вопросы истории. №1, 1990. С. 73-96.

249. Новое законодательство КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН №2, 2007.

250. Новые исследования философского конфуцианства и даосизма. Экспресс-информация ИДВ РАН №8, 2007.

251. Олисов И. Китай в мировых процессах. // Международная жизнь, №3,2002. С.116-125.

252. Пивоварова Э. Китайская реформа: проблема достижения баланса экономических и социальных интересов. // Российский экономический журнал, №2, 1996. С. 92-98.

253. Пути реформ и их перспективы. Экспресс-информация ИДВ РАН, №6. -М., 2003.

254. Руководящие кадры КПК (по итогам XVII съезда партии). Экспресс-информация ИДВ РАН №1, 2008.

256. Савенков Ю. Четвертое поколение вождей: что ждет Китай после Цзян Цзэминя. // Известия, 18.07.01.

257. Стефашин В. Китай на пороге XXI. // Независимая газета, 24.04.96. С. 4.

258. Сидихменов В.Я. Эволюция представлений о социализме в КНР (1953-1994). Информационный бюллетень ИДВ РАН№ 12, 1996.

259. Социально-политические и идеологические процессы в КНР накануне XVI съезда КПК. Экспресс-информация ИДВ РАН, №3. — М., 2002.

260. Теория Дэн Сяопина идейная основа подготовки и проведения реформ в Китае. Экспресс-информация ИДВ РАН, №7. — М., 1999. .

261. Теоретические дискуссии о пути развития КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, №2. М., 1998.

262. Титаренко M.JI. Китай подводит итоги и заглядывает в будущее. // Год планеты. М., 2000. С. 513-517.

263. Чжан Цзяньцзин. Прогресс в области изучения проблем перехода экономической системы. Оценка новейших теорий трансформации экономики // Чжунго цзинцзи шибао, 17.01.2002. С.5-7.

264. Чжао Хунвэй. Китайская дипломатия в контексте процессов взаимовлияния и соперничества в Восточной Азии. // Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. Выпуск 1(21), январь 2007.

266. Цзяньго Го. Достичь равновесия. // Журнал «Китай», №10, 2006. С. 26-27.1. Авторефераты диссертаций

267. Асалханова О. Д. Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества: последняя четверть XX века. Диссертация на соискание учен, степени к. соц. н. Улан-Удэ, 2003.

268. Бальчиндоржиева О.Б. Особенности модернизации политической системы КНР. Диссертация на соискание учен. Степени к. ф.н. Улан-Удэ, 2007.

271. Колесников С.А. Социальные аспекты хозяйственной реформы в КНР. Автореф. дис. на соискание уч. степени к.э.н. — М., 1993.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх