Куперс

Бухучет и анализ

Особенности правового статуса некоммерческих организаций

На территории Ярославской области зарегистрировано более 2 тысяч некоммерческих организаций, значительная часть из которых действует на территории города Ярославля.

Деятельность некоммерческих организаций охватывает практически все сферы деятельности и категории граждан. Молодежные и спортивные, ветеранские и патриотические, организации инвалидов и пенсионеров, образовательные и культурные, профессиональные союзы и объединения – таков неполный спектр направлений работы НКО.

Органами городского самоуправления оказывается поддержка некоммерческих организаций. Совместно проводится масса мероприятий, многие из которых давно уже заслужили статус общегородских.

Некоммерческие организации получают финансовую поддержку из бюджета города. В 2013 году для повышения эффективности работы была создана муниципальная программа «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Ярославле» на 2014-2016 гг. Исполнителями программы стали все структурные подразделения мэрии, оказывающие финансовую поддержку НКО. За время ее реализации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций города было выделено 212 140,46 тыс.руб. Финансовую поддержку получили 121 социально ориентированная некоммерческая организация (далее – СО НКО): 2014 год – 39 СО НКО, 2015 год – 47 СО НКО, 2016 год – 35 СО НКО. В их мероприятиях приняло участие более 92,5 тыс. человек. Вышло более 350 информационных материалов о мероприятиях, проводимых СО НКО.

Исполнение муниципальной программы показало, что необходимо продолжать проводимую работу, но, вместе с тем, выявились и новые актуальные направления, которые были учтены при написании муниципальной программы поддержки СО НКО на новый период: «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Ярославле» на 2017-2019 годы. Так, новая муниципальная программа дополнена имущественной поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций. Также включена поддержка казачьих обществ, осуществляющих на территории города Ярославля деятельность по военно-патриотическому воспитанию молодежи, сохранению и развитию казачьих традиций и обычаев, что будет способствовать повышению эффективности патриотической работы, проводимой в городе.

Мэрия города Ярославля открыта к сотрудничеству с некоммерческими организациями и готова оказать всю возможную помощь в проведении социально-значимых для горожан акций и мероприятий.

В разделе «Cоциально ориентированные некоммерческие организации» вы можете найти информацию о проводимых мероприятиях, конкурсах для некоммерческих организаций, нормативно-правовые документы, реестр некоммерческих организаций – получателей поддержки мэрии города Ярославля.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О некоммерческих организациях

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

21. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

22. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. (В редакции федеральных законов от 29.11.2007 № 278-ФЗ; от 29.07.2017 № 217-ФЗ)

4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30, 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.11.1998 № 174-ФЗ; в редакции федеральных законов от 20.07.2012 № 121-ФЗ; от 28.11.2015 № 341-ФЗ)

41. Действие статьи 131, пунктов 1, 11 — 13 статьи 15, статей 23 и 231, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 31, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

42. Действие статьи 131, пунктов 1, 11 — 13 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 231, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 31, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ; в редакции федеральных законов от 08.05.2010 № 83-ФЗ; от 03.07.2016 № 236-ФЗ)

6. Действие пункта 6 статьи 2, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения. (Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ)

7. Действие пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке. (Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ)

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

21. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 311 настоящего Федерального закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ)

22. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг).

(Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2020 № 60-ФЗ)

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 300-ФЗ; от 03.06.2009 № 107-ФЗ)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 131 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 132 настоящего Федерального закона.

(Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

(Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 179-ФЗ)

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (В редакции федеральных законов от 03.11.2006 № 175-ФЗ; от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

(Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.

(Пункт в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ)

11. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. (Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ)

2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

4. Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами). (Пункт введен — Федеральный закон от 22.07.2010 № 164-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 413-ФЗ)

5. Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в наименованиях:

1) централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;

2) некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3) общероссийских общественных объединений;

4) структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;

5) некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;

6) общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевы

  1. Корпоративные и унитарные юридические лица

  2. Права и обязанности участников корпорации

  3. Управление в корпорации

Корпоративные и унитарные юридические лица

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводит новые понятия — «корпоративное юридическое лицо» и «унитарное юридическое лицо»:

Статья 651. Корпоративные и унитарные юридические лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 642. Прекращение недействующего юридического лица
Статья 652. Права и обязанности участников корпорации →
  1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

  2. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

  3. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 651 Гражданского кодекса РФ

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» все юридические лица разделяются на 2 категории:

  • корпорации — организации, основанные на началах членства их учредителей (участников);

  • унитарные организации — юридические лица, в которых ее учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации).

Такая систематицация является единой, т.е. распространяется как на коммерческие, так и некоммерческие организации.

Статья 651 закрепляет два признака корпораций:

  • участие (членство) в них их учредителей (участников);

    Этот признак корпорации вытекает из существа корпоративных отношений как отношений участия (членства), прямо закрепленного в абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК. В этих отношениях общий принцип отделения имущества юридического лица от имущества его учредителей (делающее возможным выступление юридического лица в качестве самостоятельного участника гражданских правоотношений) приобретает необходимое своеобразие: хотя имущество, переданное корпорации ее участниками (учредителями), перестает быть объектом их права собственности (даже долевой), они, однако, остаются ее членами, имеющими возможность участвовать в формировании воли созданного ими юридического лица, в том числе по поводу использования уже не принадлежащего им имущества корпорации.

    Под правом членства понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций.

  • формирование ими высшего органа юридического лица.

    Особенностью гражданско-правового статуса корпорации является еще и то обстоятельство, что ее учредители (участники) по существу автоматически составляют ее высший орган (общее собрание).

Предусмотренное деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций — потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные «некоммерческие объединения граждан» и общества взаимного кредитования и взаимного страхования), общественных организаций граждан (включая политические партии, профсоюзы и созданные гражданами объединения по интересам), ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства), а также коммерческих унитарных организаций (государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческих унитарных организаций (фондов, учреждений и религиозных организаций). Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса, котоые в настоящее время «разбросаны» по разным законам (ГК, Закон «О некоммерческих организациях», Закон «Об общественных объединениях» и пр.).

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (статьи 651 — 653), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 652 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.).

Права и обязанности участников корпорации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводит права и обязанности участников корпорации:

Статья 652. Права и обязанности участников корпорации

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 651. Корпоративные и унитарные юридические лица
Статья 653. Управление в корпорации →
  1. Участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:

    • участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса;

    • в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

    • обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и порядке, которые предусмотрены законом;

    • требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 531);

    • оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

    Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

  2. Участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков (статья 531) либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации.

  3. Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков (статья 531) либо к иску о признании недействительной совершенной корпорацией сделки или о применении последствий недействительности сделки, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

  4. Если иное не установлено настоящим Кодексом, участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом.

  5. Участник корпорации обязан:

  6. участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;

    не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

    участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

    не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

    не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

    Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Комментарий к статье 652 ГК

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников, что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 65.2 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.).

Пукнтом 2 статьи законодательно закрепляется появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации — восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней («восстановление корпоративного контроля»), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.

Управление в корпорации

Отдельная статья Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» посвящена управлению в корпорации:

Статья 653. Управление в корпорации

(по состоянию на 01.07.2018)

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах →
  1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

  2. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом и уставом корпорации.

  3. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

  4. определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

    утверждение и изменение устава корпорации;

    определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

    образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

    избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

    Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
    Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

  5. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

  6. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

    К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

  7. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

    Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 531), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 652 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 653 ГК

Статья 653 ГК в общем виде устанавливает систему органов корпорации как юридического лица. Особенности управления, в том числе система органов отдельных видов корпораций, предусмотрены также как специальными нормами самого ГК и законами об отдельных видах корпораций. Эти нормы как специальные имеют преимущество в применении перед общими правилами комментируемой статьи.

Общее собрание участников любой корпорации является ее высшим органом, но законодательство о хозяйственных обществах (коммерческих корпорациях) последовательно сужает компетенцию их общих собраний, особенно специальными законами и уставами этих корпораций, а теперь еще и с помощью корпоративных соглашений. Поэтому рассмотрение общих собраний в качестве высших органов таких корпораций все в большей мере становится символическим.

В п. 2 статьи 653 ГК перечислены вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания. Помимо вопросов, прямо перечисленных в указанной норме, к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы, если это предусмотрено специальным законом и принятым в соответствии с ним уставом конкретной корпорации. По общему правилу все перечисленные вопросы не могут быть переданы в компетенцию других органов корпорации даже по решению самого общего собрания (что и позволяет говорить об исключительности этой компетенции, а само общее собрание объявлять высшим органом корпорации).

В соответствии с п. 3 статьи 653 ГК в корпорации всегда создается единоличный орган, который становится органом этого юридического лица, уполномоченным выступать от его имени в гражданском обороте (п. 1 ст. 53 ГК), в том числе заключать сделки, подписывать тексты договоров и т.д. Коллегиальные органы корпорации создаются ею в тех случаях, когда это предусмотрено Кодексом, иным законом или уставом корпорации (т.е. волей ее учредителей/участников).

В роли единоличного органа корпорации может выступать не только физическое, но и юридическое лицо («управляющая компания»). Важной новеллой в этом отношении является правило о возможности предусмотреть в уставе конкретной корпорации наличие в ней нескольких лиц, наделенных полномочиями ее единоличного органа и действующих в соответствии с ее уставом либо совместно, либо независимо друг от друга (см. также абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК).

Компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов корпорации формально определяется по «остаточному принципу»: она охватывает вопросы, не вошедшие в компетенцию высшего органа корпорации (а также ее контролирующего органа — наблюдательного совета). Однако именно компетенция исполнительных органов корпорации, которые управомочены на решение всех (любых) вопросов, не только не отнесенных прямо к исключительной компетенции общего собрания, но и изъятых из нее по указанию закона или устава корпорации (либо по решению ее общего собрания, что также предусмотрено законом), фактически становится основной и определяющей всю ее деятельность, тем более что компетенция ее высшего органа, как отмечено выше, постоянно сужается (что особенно характерно для акционерных и других хозяйственных обществ).

В корпорациях в соответствии с законом или уставом могут создаваться и иные их органы (помимо прямо названных в статье 653 ГК), не становящиеся ни волеобразующими, ни волеизъявляющими, т.е. не являющиеся органами корпорации как юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК), способными выступать или принимать корпоративные решения от ее имени. Таким органом в соответствии с п. 2 статьи 653 ГК является, например, ревизионная комиссия (ревизор). К числу такого рода органов корпорации, образуемых исключительно по решению ее участников и в соответствии с уставом конкретной корпорации, относятся постоянно действующие или создаваемые для конкретной ситуации (ad hoc) различные комитеты, комиссии, советы и т.п.

В п. 4 статьи 653 ГК предпринята попытка разграничить статус таких коллегиальных органов корпораций, как совет директоров и наблюдательный совет. Речь идет о двух совершенно разных коллегиальных органах с различными задачами и компетенцией. Наблюдательный совет появился в германском акционерном праве в качестве постоянно действующего (а не периодически созываемого) органа, контролирующего деятельность исполнительных органов общества (а также дающего согласие на совершение обществом определенных сделок и формирующего и изменяющего состав правления — коллегиального исполнительного органа). Наблюдательный совет в германской корпоративной модели состоит из представителей акционеров (а во многих случаях — еще и из представителей наемных работников) и вместе с общим собранием относится к высшим органам акционерного общества. Его наличие позволяет говорить о трехзвенной системе управления обществом: общее собрание — наблюдательный совет — исполнительные органы. Отечественное акционерное право изначально формировалось под определяющим влиянием американского корпоративного права, которому такой орган неизвестен: он считается здесь излишним и без необходимости связывающим инициативу совета директоров. Для постоянного контроля за деятельностью корпоративного менеджмента современное американское право использует категорию «независимый директор» (такой директор является, однако, членом контролируемого им совета директоров).

Именно это положение и послужило основой для «компромиссного» решения об «объединении» германского наблюдательного совета и американского совета директоров. В результате получился единый коллегиальный орган российских акционерных обществ. При этом деятельность такого совета директоров акционерного общества все равно ограничивалась «общим руководством», из чего следовала целесообразность создания других коллегиальных исполнительных органов общества (правления и т.п.), т.е. трехзвенная система управления им (общее собрание — совет директоров (наблюдательный совет) — исполнительные органы), но при отсутствии в ней постоянно действующего контрольного органа.

В абз. 2 п. 4 статьи 653 ГК установлена компетенция членов «коллегиального органа управления» (наблюдательного совета), которая не сводится только к праву на получение информации о деятельности корпорации и знакомству с ее бухгалтерской и иной документацией, но и позволяет им самостоятельно оспаривать некоторые совершенные корпорацией сделки и требовать применения последствий их недействительности. При этом оспаривание соответствующих сделок корпорации вправе совершать именно члены наблюдательного совета, но не сам этот «коллегиальный орган управления» в целом. Поскольку такое право в силу п. 1 ст. 65.2 ГК теперь имеется у любого участника корпорации (и именно они в том или ином качестве входят в состав наблюдательного совета) и даже членами наблюдательного совета оно осуществляется в общем порядке, предусмотренном п. 2 ст. 65.2 ГК (т.е. с предварительным извещением других его членов и т.д.), можно сделать вывод о том, что компетенция самого наблюдательного совета корпорации в такой трактовке принципиально не отличается от компетенции ее ревизионной комиссии, поскольку отечественный законодатель по существу так и не усмотрел в этом органе какой-либо особой надобности.

Статья написана и размещена 17 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 10.05.2014, 03.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Корпоративное и унитарное юридическое лицо. Управление в корпорации»

  1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

  2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  • Объекты гражданских прав (статьи 128 — 136)

  • Ценные бумаги (статьи 142 — 1495)

  • Нематериальные блага и их защита (статьи 150 — 1522)

  • Сделки (статьи 1571 — 1651)

  • Недействительность сделок (статьи 166 — 181)

  • Решение собраний (статьи 1811 — 1815)

  • Представительство. Доверенность (статьи 182 — 1881)

  • Исковая давность (статьи 196 — 207)

  • Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

  • Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Создание организации

  • Юридическое лицо — понятие и виды

  • Подготовка и оформление документов для регистрации

  • Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

  • Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

  • Открытие расчетного счета в банке

  • Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  • Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  • Реорганизация юридического лица

  • Способы ликвидации организации

  • Tags: корпоративная, организация, корпоративное юридическое лицо, изменения, Гражданский кодекс

    Федеральные меры поддержки СО НКО

    Минэкономразвития сформировано два реестра по оказанию поддержки НКО в период распространения новой коронавирусной инфекции. 1. Реестр СО НКО, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки Реестр составлен по поручению Президента РФ по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в России, состоявшегося 11 мая 2020 г. Утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.07.2020 № 386 «О формировании реестра социально ориентированных некоммерческих организаций». Полный перечень СО НКО, которым могут быть предоставлены дополнительные меры поддержки, размещен на официальном сайте ведомства. 2. Реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Полный перечень НКО, которым могут быть предоставлены дополнительные меры поддержки

    Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

    Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 16.03.2020 № 132-р«О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.02.2020 № 98» —Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.02.2020 № 98«О Порядке предоставления в 2020 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг при реализации мероприятий по совершенствованию профилактики и оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами В и С» —Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.02.2020 № 88-р«О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 № 49» —Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 23.03.2020 № 164-р«О внесении изменений в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.02.2020 № 88-р» —Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10.03.2020 № 124-р«О внесении изменений в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.02.2020 № 88-р» —Приглашение к участию в совещаниис некоммерческими организациями Санкт-Петербурга в целях подготовки к проведению конкурсного отбора на право получения субсидий в 2020 году —Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 № 49«О Порядке предоставления в 2020 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат в связи с оказанием услуг при выполнении общественно полезных программ»

    2019

    — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2019 № 74 «О Порядке предоставления в 2019 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат в связи с оказанием услуг при выполнении общественно полезных программ» —Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.02.2019 № 75-р«О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2019 № 74» — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 13.03.2019 № 117-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.02.2019 № 75-р» — Приглашение к участию в совещании с некоммерческими организациями Санкт-Петербурга в целях подготовки к проведению конкурсного отбора на право получения субсидий

    2018

    — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 207 «О Порядке предоставления в 2018 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат в связи с оказанием услуг при выполнении общественно полезных программ» — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.04.2018 № 177-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 207»

    В Санкт-Петербурге государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО) осуществляется в различных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.

    Первая комплексная программа поддержки СО НКО в Санкт-Петербурге – Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2011 год – была утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2011 № 1451.

    В 2013 году распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2013 № 36-рп утверждена Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013-2014 годы (далее – Программа поддержки СО НКО).

    Во исполнение статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 (прилагается) утвержден Порядок принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации, перечень государственных программ Санкт-Петербурга и сроки их реализации (далее – постановление № 1039).

    Согласно постановлению № 1039 Правительством Санкт-Петербурга в 2014 году утверждены 17 государственных программ Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы.

    Мероприятия по осуществлению государственной поддержки СО НКО предусмотрены в пяти из указанных 17-ти государственных программ Санкт-Петербурга, в том числе:

    1. Государственной программе Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (Подпрограмме 4 «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»), утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 497;

    2. Государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (Подпрограмме 1 «Повышение уровня социализации и самореализации молодежи Санкт-Петербурга в современном обществе» и Подпрограмме 3 «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге»), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452;

    3. Государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (Подпрограмме 2 «Искусство» и Подпрограмме 3 «Имидж Санкт-Петербурга»), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 488;

    4. Государственной программе Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (Подпрограмме 1 «Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости»), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 490;

    5. Государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (Подпрограмме 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 498.

    Согласно Закону Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 665-116 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» общий объем бюджетных ассигнований на мероприятия, осуществляемые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в рамках оказания государственной поддержки СО НКО, составляет 1 776 519,8 тыс. руб., из них на предоставление субсидий СО НКО – 1 748 458,8 тыс. руб., в том числе по государственным программам Санкт-Петербурга:

    1. «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы – 666 106,2 тыс. руб. (из них на предоставление субсидий СО НКО – 654 060,2 тыс. руб.);

    2. «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы – 94 889,5 тыс. руб. (из них на предоставление субсидий СО НКО – 78 874,5 тыс. руб.);

    3. «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы – 484 182,8 тыс. руб. (из них на предоставление субсидий СО НКО – 484 182,8 тыс. руб.);

    4. «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы – 95 652,5 тыс. руб. (из них на предоставление субсидий СО НКО – 95 652,5 тыс. руб.);

    5. «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы – 435 688,8 тыс. руб. (из них на предоставление субсидий СО НКО 435 688,8 тыс. руб.).

    В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления в силу закона о бюджете.

    Государственные программы Санкт-Петербурга приведены исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (далее – исполнительные органы власти) в соответствие с Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 665-116 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», вступившим в силу 04.12.2014, согласно срокам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Проекты постановлений Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в государственные программы Санкт-Петербурга, в том числе пять государственных программ, предусматривающих мероприятия, осуществляемые исполнительными органами власти в рамках оказания государственной поддержки СО НКО, в настоящее время проходят процедуру согласования в порядке, установленном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100.

    Нормативно-правовые акты

    — Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об информации министра юстиций РФ А.В.Коновалова о деятельности некоммерческих организаций и мерах по их государственной поддержке»

    — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 13.06.2017 N 361-р » О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2017 N 366″ (с изменениями на 3 октября 2017 года)

    -Приказ Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 11.08.2014 № 331-к «По кадрам»

    -Выписка из протокола № 2 определения победителей конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций на прпаво получения в 2014 году субсидий на поддержку социально орентированных некоммерческих организаций за счет средств, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета, и размера представляемых субсидий от 14.07.2014

    — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.06.2014 № 150-р «Об утверждении формы договора на право получения субсидий в целях возмещения затрат на реализацию программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций, порядка и сроков представления отчетности социально ориентированной некоммерческой организации»

    — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.06.2014 № 149-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2014 № 438»

    — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 15.10.2013 № 319-р «Об организациях, признанных победителями конкурсного отбора на право предоставления субсидий в 2013 году»

    — Распоряжение Комитета по социальной политике от 09.10. 2013 № 309-р «О социально ориентированных некоммерческих организациях — победителях конкурсного отбора на право получения в 2013 году субсидий на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета»

    — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 23.08.2013 № 262-р «Об утверждении формы договора на право получения субсидий в целях возмещения затрат на реализацию программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций, порядка и сроков предоставления отчетности социально-ориентированнй некоммерческой организации»

    — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 23.08.2013 № 261-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.08.2013 № 588»

    — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.08.2013 № 588 «О порядке предоставления субсидий на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета»

    — Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2013 № 36-рп «О программе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013-2014 годы»

    — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2013 № 91 «О Порядке предоставления в 2013 году субсидий некоммерческим организациям в целях возмещения затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно полезных программ»

    — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 № 1375 «Об основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере поддержки добровольчества на период до 2015 года»

    — Закон Санкт-Петербурга «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

    — Закон Санкт-Петербурга «О поддержке ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»

    — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2011 № 1451 «О мерах по поддержке ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»

    — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2012 № 564 «О порядке предоставления в 2012 году субсидий на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета»

    — Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2012 № 44-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и ведении реестра социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей поддержки, оказываемой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, и хранении представленных указанными организациями документов»

    — Приказ СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат № 3» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга «О мерах по реализации распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 24.01.2013г. №20-р»

    — Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 20.08.2012 № 186-р «О социально ориентированных некоммерческих организациях–победителях конкурсного отбора на право получения в 2012 году субсидий на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх