Куперс

Бухучет и анализ

Особенности публичного выступления кратко

УДК 37 ББК 6

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ — ОСНОВНОГО КОМПОНЕНТА ЛИНГВО-КОММУНИКАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

МИХАИЛ ОЛЕГОВИЧХАБАРИН,

заведующий кафедрой русского языка Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: khabarin55@yandex.ru Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные этапы подготовки публичного выступления, представлены типичные риторические и грамматические ошибки, рассмотрены пути их устранения. Автором разработаны рекомендации, существенно облегчающее создание связных, правильно построенных монологических и диалогических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения.

Ключевые слова: культура общения, публичное выступление, этапы подготовки выступления.

Keywords: culture communication, public speech, stages of speech preparation.

Современный этап развития общества, претерпевающего процесс социально-экономических преобразований и обострения национальных противоречий, вывел на одно из первых мест проблему культуры общения, являющуюся основой межличностных отношений. Умение выстроить диалог, установить контакт с аудиторией, грамотно и сжато преподнести информацию, своевременно и правильно отреагировать на изменения настроения и мыслей собеседника (-ов), подчас может способствовать не только адекватному взаимодействию отдельных людей, но и консолидации общества в целом. В связи с этим человек, обладающий кулыу-рой общения как базовой интегративной личностной характеристикой, становится наиболее востребованным в современных реалиях, а его подготовка неизменно ведет к трансформации педагогической системы, заключающейся в периориентации ее на

коммуникативно-гносеологическую составляющую. Особенно ярко это проявляется в профессиях, для которых владение современным русским литературным языком в устной и письменной формах является неотъемлемой составляющей, в частности, в юриспруденции.

Несмотря на то что последнее десятилетие многие ученые, такие как Алферова С.А., Бода-лев А.А., Давыдова О.А., Иванова В.И., Кон И.С., Леонтьев А.А., Свенцицкий А.Л., Творогова Н.Д. и др. активно изучали отдельные элементы культуры общения и ее формирования, предлагая свои практические рекомендации, следует отметить недостаточную теоретическую разработанность данной проблемы, в том числе ее языковой прикладной аспект.

Необходимо отметить, что основным компонентом культуры общения является культура речи —

использование норм современного литературного русского языка, обусловливающего выбор и организацию языковых средств, позволяющих в конкретной ситуации при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Умение ясно и точно формулировать рабочие задачи, аргументированно обосновывать их, выдвигать и отстаивать идеи, гипотезы, устанавливать речевой контакт и обмениваться информацией с членами языкового коллектива в профессии юриста наиболее важны и востребованы.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение вопросов, касающихся практического применения принципов построения монологического или (предполагаемого) диалогического текстов в рамках публичного выступления, а также связанных с ними разноуровневых языковых правил, относящихся к фонетике (орфоэпия, акцентология), лексике (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматике (орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация).

Следует отметить, что любое публичное выступление требует предварительной подготовки: составления плана, тезисов, продумывания аргументации. Для уверенного изложения материала, свободной ориентации в предлагаемом слушателям информационном блоке целесообразно составлять письменную форму будущего доклада. При подготовке текста первоначально очерчивается круг освещаемых вопросов, последовательность их расположения с учетом логической взаимосвязи. Рассмотрим это на примере отчета участкового уполномоченного перед населением о проделанной работе. Отчет — это прежде всего логическое доказательство, состоящее из трех компонентов: 1) тезиса, т.е. основного понятия, нуждающегося в доказательстве, 2) аргументов, т.е. самих доказательств и 3) способа доказывания. Останавливаясь на последнем, необходимо отметить, что способов доказывания существует всего два: индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному), характерный для абсолютного большинства публичных выступлений. В качестве примера, иллюстрирующего применение логического доказательства на практике,

приведем следующие фразы: «За истекший период была проведена большая профилактическая работа с населением». Это тезис, т.к. пока ничего не доказано, а констатирован факт. Далее следует указать аргументы, то есть сами доказательства данного тезиса:

а) участковый уполномоченный провел 4 открытых урока перед старшеклассниками школ № 1 и № 2 с целью предупреждения противоправных действий.

б) были осмотрены и опломбированы совместно с сотрудниками ДЭЗа № 5 все чердаки и подвальные помещения домов № 9, 10, 11, 12 по улице Рукописная.

в) приведена в порядок территория за гаражами, служившая пунктом сбора лиц без определенного места жительства.

После того как продуман и записан план выступления, определены основные темы и их последовательность в изложении, логически выстроены тезисы и аргументы, необходимо перейти к анализу фактического материала: обратить внимание на цифры, написание и произношение топонимических названий (улиц, переулков, проездов), правописание фамилий, упоминающихся в тексте, неверное или неправильное употребление которых крайне негативно сказывается на имидже выступающего.

Также необходимо проверить и устранить грамматические ошибки (согласование времен глаголов и причастий, предлогов и знаменательных (самостоятельных) частей речи, написание падежных окончаний). Очень часто в различного рода документах и выступлениях встречается неправильное употребление предлогов с существительными:

согласно приказу;

благодаря (чему?) распоряжению;

вопреки постановлению.

Ни в коем случае нельзя произносить и писать: согласно приказа; благодаря (чего?) распоряжения; вопреки постановления, так как это противоречит существующим нормам в языкознании.

Особое внимание при подготовке публичного выступления следует обратить на плеонастические

выражения. Плеоназм — это смысловая избыточность, недопустимая с точки зрения современного русского языка. Ниже приведем типичные плеонастические выражения: аморальный поступок; жестикулировать руками; коллега по работе; вернуться обратно; габаритные размеры; ладони рук; главная суть, памятный сувенир; маршруты движения; период времени; свободная вакансия; январь месяц; перспектива на будущее; прейскурант цен.

Следует оговориться, что среди плеоназ-мов встречаются исключения, являющиеся допустимыми и вошедшими в разряд научных терминов:

апелляционная жалоба; букинистическая книга; денежные средства; народная демократия; в конечном итоге; долговое обязательство; информационное сообщение; монументальный памятник; практика работы; экспонаты выставки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типичной ошибкой в речи выступающего является тавтология — повтор однокоренных слов в предложении, классическим примером которой является выражение «масло масляное». К сожалению, примеры тавтологизмов приходится слышать постоянно и даже, что удивительно, в речи ведущих теле-, радиопередач: спланировать план; следует отметить следующее; в протоколе запротоколировано. Практика показывает, что скорректированный письменный шаблон выступления следует переписать с учетом изменений и исправлений, а затем — перечитать. Положение о том, что каждая новая мысль начинается с абзаца, общеизвестно, но

как показывает опыт преподавания русского языка в высшем учебном заведении, практически никто не знает, что при прочтении первых предложений каждого абзаца должен получиться связный текст, только тогда доклад, сообщение будут носить целостный характер.

Для компоновки разрозненных частей (абзацев) текста используются сцепляющие слова и конструкции:

следует подчеркнуть… не менее важно… другим направлением … необходимо отметить…

еще одной важной особенностью является…

допустимым считается и…

следующим принципом…

во-первых…

во-вторых…

в заключение…

Повторное чтение текста предполагает выделение узловых (основных, наиболее важных) фрагментов, с тем чтобы при публичном выступлении сделать на них голосовое усиление с целью привлечения внимания аудитории.

Любое речевое взаимодействие с аудиторией в контексте речеведческих дисциплин, и в частности риторики, предполагает его построение с учетом ряда основных непреложных принципов: свободное владение текстом, состояние «аптайма» выступающего, соответствующий речевой арсенал, преобладающая внешняя направленность при произнесении подготовленного текста. Последний тезис не требует какого-либо подтверждения, так как докладчика, который произносит речь, не отрывая глаз от исписанных листков, аудитория, как правило, не слушает и более того, относится к такому выступлению негативно. Безусловно, можно заглядывать в написанное, иногда зачитывать какую-либо выдержку из текста, важную, с вашей точки зрения, но в целом необходимо выступать, глядя на собравшихся, в противном случае крайне затруднительно будет установить контакт с аудиторией.

Достаточно часто случается, что при великолепной подготовке материала выступления общее впечатление от него теряется, «смазывается» из-за чрезмерного нарушения акцентологических норм

русского языка — неправильной постановке ударения в общеупотребительных словах (выделение слога в слове силой голоса). Трудность русского ударения заключается в том, что оно является нефиксированным (ударной может быть любая часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание) и подвижным в отличие от европейских языков. Так, во французском языке все слова имеют ударение на последнем слоге (мадам, бонжур, пардон), в польском — на предпоследнем (прошу, пани, добже). Вот почему в русском языке с его нефиксированным и подвижным ударением сами носители языка часто допускают отклонения от норм словесного ударения. Причинами этого являются внелите-ратурное просторечие, профессионализмы, диалекты. В среде сотрудников правоохранительных органов закрепилось неверное произношение слов «возбуждено» (с ударением на втором слоге), «осужденный» (с ударением на втором слоге). К сожалению, эти слова приобрели элемент профессионализмов. Необходимо избавляться от этой порочной практики и произносить данные слова в соответствии с нормами русского литературного языка: возбуждено, осуждённый. Вообще во всех словах русского языка с буквой Ё ударение согласно правилам ставится именно на нее (заём, свёкла, новорождённый). Ниже приведем слова, в которых наиболее часто допускают ошибки в ударениях:

вероисповЕдание Иконопись

нормировАть завсегдАтай

опЕка премировАть

звонИт красИвее

приговОр каталОг

мАркетинг ходАтайствовать

квартАл мусоропровОд

экспЕрт облегчИть

завИдно чЕрпать

Заключительным этапом подготовки публичного выступления должно быть прочтение всего текста, составление возможных вопросов, которые буду заданы после доклада, и ответов на них.

В заключение следует отметить, что вышеперечисленные рекомендации помогут при создании связных, правильно построенных монологических и диалогических текстов на разные темы в

соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения, а также будут способствовать более высокому уровню формирования у юристов языковой, коммуникативной и, как следствие, общекультурной компетенции.

Литература

3. Коренева А.В. Профессионально-ориентированное обучение речевой деятельности студентов нефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «Русский язык и культура речи»: автореф. дис. … докт. пед. наук. Орел, 2010. 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Курцева З.И. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2011. 32 с.

5. Хабарин М.О. Русский язык: фонетика, орфоэпия, орфография. М., 2004.

1. Vadina N.S. et al. Culture of oral and written speech business person: a Handbook. Workshop. M.: Izd-vo Flinta:Nauka, 2012. 315 p.

Слово «аудитория» восходит к латинским словам с корнем -audi-: audire — слышать, auditor — слушатель. Латинское auditoria представляет собой форму множественного числа от auditorium — помещение для обучения или зал судебных заседаний. Однако у этого слова в современном русском языке есть и другое значение, актуальное для риторики: аудиторией называют собравшихся слушателей лекции или доклада, а также круг читателей, зрителей.

Важная часть подготовки выступления — оценка аудитории. Тому, кто готовится к публичному выступлению, необходимо представлять себе обстановку и состав слушателей. Такие актуальные элементы организации публичной речи, как обращение, подбор примеров, выбор тональности, зависят от типа и особенностей собравшихся. Для эффективного взаимодействия необходима совместная деятельность участников, каждый из которых вносит свой вклад в достижение общей цели коммуникации. При оценке аудитории, так называемого фактора адресата, необходимо учитывать следующие параметры:

  • 1) возраст собравшихся;
  • 2) тендерную характеристику аудитории;
  • 3) подготовленность слушателей к теме речи;
  • 4) уровень образования;
  • 5) профессиональную принадлежность;
  • 6) отношение к выступающему.

Необычная атмосфера, непредвиденные условия, в которых придется вступать в общение с людьми, может вызвать у оратора чувство коммуникативного дискомфорта и тем самым помешать достижению поставленной цели. Следует как можно подробнее представить обстоятельства, в которых придется выступать. Риторика мстит за невнимание к мелочам. Готовясь к выступлению, оратор должен знать, кто его слушатели и сколько их; каковы особенности помещения и акустики в нем, есть ли там сцена или трибуна; каковы возможности использования технических средств для иллюстрации выступления; сколько времени отведено для выступления; какова программа конференции, совещания, круглого стола и т.п. и как соотносятся между собой темы выступлений.

Подготовленность слушателей к теме речи — важный показатель, влияющий на подготовку оратора. Выступление перед аудиторией профессионалов потребует от докладчика личной включенности в комплекс освещаемых проблем. Хорошо подготовленные слушатели оценят свободное владение терминологией, убежденность выступающего в своих словах, ссылки на авторитетные источники, достаточно быстрый темп речи. Выступление будет более успешным, если докладчик позволит аудитории самостоятельно сделать выводы из сказанного. Подготовленные и образованные люди более требовательны к докладчику и следят не только за мыслями говорящего, но и за способом их выражения, а также за невербальным поведением.

Для аудитории, подготовленной к теме выступления, но не состоящей из профессионалов, потребуются конкретные выводы, имеющие практическую направленность. Проявление компетентности и эрудиции, умелое обращение с фактами, удачное использование ссылок на авторитеты, цитат, а также умение внести элемент диалогичности в публичное выступление вызовут уважение такой аудитории.

Публичная речь перед малообразованными, не подготовленными или слабо подготовленными к теме речи слушателями потребует большей концентрации и мастерства оратора, умения говорить просто и понятно, привлечь и поддерживать внимание слушателей, которые нуждаются в простых и доступных словах и выражениях, способных объяснить даже очень сложную тему.

К слабо подготовленной можно отнести неоднородную аудиторию случайно собравшихся вместе людей, не объединенных ни возрастной, ни профессиональной принадлежностью. Важно уже в начале речи вызвать у аудитории интерес, показать практическую значимость темы для каждого человека, оказавшегося в аудитории. Для такого выступления можно порекомендовать высокую эмоциональность при медленном темпе речи, больше увлекательных и понятных для слушателей примеров.

По характеру образования аудиторию можно разделить на гуманитарно ориентированную и технически ориентированную. Для гуманитариев актуально образное представление предмета речи, единство и гармоничность картины мира оратора. Люди с техническим и естественно-научным образованием более восприимчивы к точным и логичным выкладкам, представлению количественных характеристик объекта речи. В такой аудитории желательно обращаться к смежным гуманитарным проблемам.

Отношение к выступающему может быть различным: от максимально доброжелательного, сочувственного до агрессивно враждебного. Отношение аудитории может быть связано как с позицией говорящего, так и с личностью выступающего.

Не всегда лектор или докладчик заранее знает состав слушающих, это значительно осложняет подбор и расположение материала. Если оратор попадает в незнакомую для него аудиторию, ему важно понять и оценить особенности восприятия собравшихся и определить стратегию и тактику своего выступления. В начале речи оратор может запустить «пробные шары», чтобы узнать, как реагируют слушатели на личность и слова говорящего.

Практика «пробных шаров» представляет собой наличие у оратора заготовок, помогающих ему протестировать и оценить аудиторию по ее реакции. Такая практика нужна не только оратору, но и аудитории. Оратор понимает, на что и как реагирует публика. Аудитория активизируется и начинает реагировать, постепенно вырабатывая отношение к выступающему. Оратор должен внимательно следить за откликом па такие сигналы, как анекдот или бытовая история, стихотворная цитата или остроумный афоризм, разговорное или даже просторечное слово или выражение.

В публичной речи необходимо соблюдать правила цитирования.

Следует быть безукоризненно точным при передаче чужих слов, в том числе слов своих оппонентов, не допуская передергивания мыслей, препарирования чужого текста. Искажение чужих слов — показатель недобросовестности выступающего. Намеренное искажение чужих слов — одно из средств речевой манипуляции.

В случае если оратор лишен возможности дословно привести ту или иную цитату, он может вкратце передать ее содержание. Однако делать это следует бережно, чтобы не исказить сущность цитируемого. При свободном пересказе цитат необходима оговорка, например: «Основное содержание статьи сводится к следующему», «Цитирую по памяти», «Мысль автора сводится приблизительно к следующему» и т.п.

В цитировании следует соблюдать умеренность. Цитаты должны быть по возможности краткими, чтобы не утомлять слушателей. Если мнение авторитета настолько необычно или спорно, что может вызвать сомнение в достоверности или точности, необходимо привести полную цитату и подробную ссылку на источник. Современные возможности электронных презентаций, сопровождающих публичное выступление, позволяют точно представлять цитируемый материал, предъявлять аудио- и видеоматериалы.

Когда нет смысла полностью указывать источник или когда дается небольшая выдержка, в речи приводится только имя автора или же его имя вместе с названием книги или статьи. Например: «По словам Л. Н. Толстого, счастье есть удовольствие без раскаяния». Нежелательна излишняя интимизация при цитировании, использование только имени и отчества писателя или ученого, например: «Вспомним известные слова Антона Павловича…»

Следует избегать неопределенных ссылок типа: «Один авторитетный товарищ считает…», «Ведущие экономисты придерживаются мнения, что…», «Лучшие умы полагают…» и т.п. Такого рода конструкции очень часто воспринимаются либо как показатель низкого уровня образованности, либо как речевая манипуляция.

Неправильно приводить в выступлении только название книги или статьи без указания автора. Например: «В книге «Лектор и аудитория» говорится…» Подобным образом можно ссылаться на источник только в том случае, если он уже был упомянут.

Часто бывает целесообразно привести точную дату того или иного высказывания, а также указать обстановку, в которой оно было сделано.

Ссылаясь на чьи-то слова, следует выделить их изменением голоса или темпа речи (обычно снижением темпа) так, чтобы слушатели сразу почувствовали, что это цитата, а не собственные мысли оратора. В последнее время стало модно пользоваться и заимствованным невербальным показателем цитации — жестом поднятых рук, имитирующим кавычки.

Выдержки из художественных или публицистических произведений желательно передавать в соответствии с правилами художественного чтения. Текст любой цитаты необходимо воспроизводить без ошибок и запинок.

Неумело воспроизведенная цитата демонстрирует плохое знание материала, несамостоятельность оратора и может нанести ущерб его облику.

Реакция аудитории позволяет оратору определить стратегию общения и способы подачи материала. Проверить аудиторию на гибкость, готовность к неожиданным, а иногда и парадоксальным выводам поможет методика продолжи фразу: если никто не пытается завершить общеизвестное высказывание, приведенное оратором, это свидетельство ригидной (негибкой) аудитории. И наоборот, шутки, нестандартные замечания являются показателем гибкости аудитории, ее готовности к контакту с выступающим. Опытный оратор подмечает отношение аудитории, выделяет отзывчивых слушателей и адресует свою речь прежде всего им. В то же время в определенных ситуациях оратор должен уметь и дистанцироваться от аудитории, не давая вывести себя из состояния равновесия. Выдающийся актер Аркадий Райкин говорил: «Я никогда не говорю с залом, я говорю с темнотой, неясными очертаниями людей, а каждый думает, что я с ним разговариваю. Но если я их увижу, это чудовищно меня отвлечет: вдруг человек зевнет, а я ему говорю самое сокровенное, или он зашепчет на ухо рядом сидящему, а я буду думать, что он про меня что-то плохое говорит…»

В начале выступления используются разнообразные способы привлечения внимания слушателей: точно выбранное обращение, апелляцию к ситуации «здесь и сейчас». До того как начать доклад или лекцию, обычно обращаются к слушателям с вопросами, привлекая внимание, например: «Все собрались?», «Можно начинать?», «Вы готовы к работе?».

В середине речи, когда наблюдается некоторое утомление аудитории, для привлечения ее внимания можно сделать длительную паузу. Не очень умелые ораторы часто, чтобы привлечь к себе внимание уставшей и расшумевшейся аудитории, повышают голос, стучат по трибуне. Обычно эти действия не дают желаемого результата. Гораздо эффективнее умело использованная шутка, веселое замечание.

При выступлении в позитивно настроенной аудитории предпочтительнее дедуктивный способ изложения материала: тезис можно сформулировать в начале выступления, а далее пояснить его на примерах. Аргументы рекомендуется располагать от слабого к самому сильному.

В негативно настроенной аудитории начинать выступление лучше с бесспорных, всем известных и понятных тезисов. Прежде чем приступить к главному, необходимо достичь согласия и взаимопонимания со слушателями. Материал предпочтительно располагать индуктивным способом: начинать с примеров и частных случаев и только потом переходить к выводам и обобщениям.

Наиболее сложной является равнодушная, незаинтересованная аудитория. Ключом к таким слушателям может стать неожиданное и увлекательное начало. Чтобы преодолеть равнодушие слушателей и вызвать интерес, необходимо создать в речи интригу. Сильный аргумент лучше расположить в центральной части речи. Важна и эмоциональность речи. Во время выступления в подобной аудитории оратор может покинуть трибуну или сцепу и приблизиться к слушателям. Стоит отказаться от чтения речи по заранее заготовленному тексту: это поможет создать ситуацию непосредственной беседы.

Во время публичной речи необходимо учитывать количество слушателей. Аудиторию более 10 собравшихся можно считать большой, а менее 20 — маленькой. Выступление в большой и небольшой аудитории имеет особенности.

Известно, что большая аудитория более доверчива к мнению оратора, чем маленькая. Реакция большого количества слушателей обычно более эмоциональна, но менее продолжительна. Многочисленная аудитория быстрее утомляется, поэтому предпочтительно выступление краткое, эмоциональное и содержащее два-три увлекательных примера в центральной части. В большой аудитории более эффективным обычно оказывается индуктивное изложение материала.

Небольшая аудитория требует более доверительной и объединяющей участников обстановки. Оптимальной в малых аудиториях является максимальная диалогичность речи. Умелое использование права оратора передавать инициативу речи, давать возможность собравшимся высказываться позволит ему завоевать симпатию аудитории и установить обратную связь, понять реакцию слушателей па свои слова. Облегчить выступление может небольшое помещение, наличие круглого стола, вокруг которого могут расположиться слушатели (не случайно появилась особая форма проведения различных заседаний в деловом, научном, политическом общении — круглые столы, — позволяющая создать более свободную атмосферу при обсуждении рассматриваемых проблем). Сдержанная, рационально организованная и тщательно аргументированная речь произведет большее впечатление, чем речь образная, напыщенная и чрезмерно эмоциональная. Если слушателей мало (5-10 человек), удобнее говорить сидя.

Эффективность речи возрастает, если выступающий сумеет соотнести цели и задачи своей речи с интересами аудитории. Какой бы ни была аудитория, необходимо соблюдать этические правила поведения, основанные на уважении к слушателям и собеседникам.

Приведем практические рекомендации, которыми полезно руководствоваться, выступая публично.

  • 1. Заранее определите стратегию выступления. Поставьте перед собой четкие задачи, которые нужно реализовать в речи. Продумайте композицию выступления.
  • 2. Настройтесь на аудиторию. Перед выступлением понаблюдайте, как взаимодействуют с аудиторией другие выступающие. Учтите не только их успешные приемы и тактики, но и неудачные, вызвавшие недовольство слушателей реплики, позы, жесты. На основе наблюдений постарайтесь определить, что может способствовать благоприятному началу вашего выступления.
  • 3. Соотнесите цели и задачи своего выступления с интересами слушающих. Устраните несоответствия, «наведите мосты». Используйте известные и понятные слушателям слова и выражения, яркие и привлекательные образы, темы, связанные с интересами аудитории.
  • 4. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя убежденность в своих словах.
  • 5. Говорите только после того, как установится тишина. Прежде чем начать речь, обведите аудиторию взглядом, убедитесь, что все готовы к восприятию выступления.
  • 6. Начинайте речь с краткого обращения к присутствующим, после которого должна последовать секундная пауза; если необходимо — и более длительная.
  • 7. Контролируйте громкость своего голоса. Вступительные слова не должны быть громкими. Не следует резко менять громкость голоса в ходе выступления. Основную мысль можно произнести чуть громче. Последняя фраза должна прозвучать не громко и не тихо, но твердо и отчетливо.
  • 8. Переходите к главному только после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей. Для этого наблюдайте за реакцией аудитории. Для положительной, заинтересованной реакции используйте увлекательные примеры, комплименты, подчеркивайте вашу общность с присутствующими.
  • 9. Сохраняйте самоконтроль, не вступайте в незапланированную дискуссию.
  • 10. Не забывайте благодарить за доброжелательные вопросы и замечания, а также в конце речи поблагодарите всю аудиторию за внимание.

Возможность заранее представить слушателей, понять их интересы позволит более эффективно готовиться к выступлению перед любой аудиторией.

Тема №10. Публичная речь. Законы построения публичного выступления

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Хорошая речь насчитывает десять элементов:

· объективность,

· ясность,

· образность,

· целенаправленность,

· повышение внимания,

· повторение,

· неожиданность,

· смысловую насыщенность,

· лаконизм,

· юмор.

Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной информации в материале выступления. Также необходимо владеть техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Таким образом, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

· сбор материала,

· отбор материала и его организация,

· обдумывание материала,

· подготовка тезисов или плана,

· стилистическое оформление,

· написание текста выступления,

· мысленное освоение,

· проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.

Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление – в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей:

· зачин,

· вступление,

· основная часть,

· заключение,

· концовка речи.

Но отдельные части ее могут отсутствовать.

Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.

Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:

· принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;

· принцип усиления – убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);

· принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу;

· принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной. Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.

Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повышение голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожиданное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.

Используются также следующие приемы:

· прием сопереживания (оратор переживает вместе с аудиторией),

· апелляция к событиям,

· известным оратору и аудитории,

· к погоде, к личности оратора (при­меры из собственного опыта),

· обращение к аудитории и др.

Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегруз­ки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял вы­ступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.

Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.

Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три способа выступления:

· чтение текста,

· воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,

· импровизация.

Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные.

Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.

К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; созда­ние ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, со­здание ассоциаций.

Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.

Кто-то помидор со смаком солит,

Кто-то карты сальные мусолит,

Кто-то сапогами пол мозолит,

Кто-то у гармошки рвет меха.

Но ведь сколько раз в любом кричало

И шептало это же начало:

«Граждане, послушайте меня…»

Страшно, если слушать не желают,

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка…

Е. Евтушенко

Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.

В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.

Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др.

Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логично сформулировать свою мысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом. Вот несколько советов:

  • Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать.
  • Не начинайте речь сразу, спустя 15—20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».
  • Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.
  • Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.
  • Говорите выразительно.
  • Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.
  • Возбуждайте внимание слушателей.
  • Держите паузу.
  • Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика доброжелательна.
  • Меняйте темп речи и тон голоса. Это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости.
  • Избегайте менторского тона.
  • Имейте в запасе шутки, анекдоты.
  • Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец — запоминающимся. При необходимости резюмируйте.
  • Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другие выступления.

Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей.

1. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внима­ние к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при за­щите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, мето­дику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, но­визну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный доклад – сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведе­ния, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступ­ления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:

· объявление темы и цели работы,

· указание на источники,

· содержание работы, включающее цитаты, факты,

· значимость,

· имеющиеся точки зрения.

2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу) делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

3. Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией.

Цель торжественной речи – создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

· приветствие и указание на смысл мероприятия,

· обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

· выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

· пожелания.

Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

· говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

· помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

· не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

· не следует говорить чересчур медленно;

· в речи должны быть неожиданные переходы;

· подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

· разрешайте аудитории спорить с вами;

· не забывайте о юморе.

Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности:

· монологическое повествование,

· монологическое описание,

· монологическое рассуждение.

Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.

Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства.

Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.

· Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний.

· Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типам речи.

«Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаночка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом… Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать…» (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

Описание – это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.

Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего в научной речи, в рассказе об опытах.

«Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блуждающей мысли» (Из выступления С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассужде­ние образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логичес­ки связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями.

Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания.

Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений.

Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности.

Одна из форм рассуждения — общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию.

Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».

Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

Использованная литература

Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 127– 159).

ВОПРОСЫ для самопроверки

Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным?

Какие качества речи, по вашему мнению, недостает вам?

Каковы пути повышения качества речи?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составьте информационный текст на любую тему. Используйте элементы, которые сделают вашу информацию интересной.

Задание 2. Составьте текст публичного выступления на торжественном вечере, посвященном юбилею вашего шефа. Постарайтесь не употреблять «дежурные» фразы. Помните, что цель торжественной речи – это создание праздничного настроения и желание доставить удовольствие тому, кому она предназначена.

ТЕСТЫ

Тест 1. Какое утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается…

  1. С определения темы;
  2. с нахождения цитаты;
  3. с составления плана;
  4. с набросок тезисов.

Тест 2. К какому принципу построения выступления относятся следующее определение: Организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.

  1. Принципу экономии;
  2. принципу органического единства;
  3. принципу усиления;
  4. принципу последовательности.

Тест 3. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:

  1. нарушение логической последовательности;
  2. большое количество затронутых вопросов;
  3. отсутствие доказательности;
  4. апелляция к событиям, известным оратору и аудитории.

Тест 4. Какие нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?

  1. Нарушает чистоту речи;
  2. нарушает логичность речи;
  3. нарушает точность речи;
  4. нарушает частоту речи.

Тест 5. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

  1. Повторять основные положения доклада.
  2. Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены.
  3. Благодарить слушателей за внимание.
  4. Говорить аудитории комплименты.

Тест 6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?

  1. Чтение текста;
  2. воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;
  3. воспроизведение по памяти заученного текста;
  4. импровизация.

Тест 7. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

  1. Характер;
  2. профессионализм;
  3. происхождение;
  4. принадлежность к определенной социальной группе.

Тест 8. Отметьте утверждение, не соответствующее действительности. Риторика – это…

  1. ораторское искусство;
  2. наука, изучающая ораторское искусство;
  3. теория красноречия;
  4. культура речи.

Тест 9. Какое утверждение соответствует действительности? Успех выступления прежде всего зависит…

  1. от наличия плана выступления;
  2. от наличия контакта с аудиторией;
  3. от внешнего вида оратора;
  4. от мимики и жестов оратора.

Тест 10. Какая речь требует особенно тщательной подготовки?

  1. Информационная речь;
  2. траурная речь;
  3. приветственная речь;
  4. научный доклад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх