- от автора admin
Содержание
- Статья 265 БК РФ. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Какие виды государственного (муниципального) финансового контроля предусмотрены в БК РФ?
- В чем заключаются полномочия органов государственного (муниципального) контроля?
- Какие методы применяются при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля?
- Что понимается под бюджетным нарушением и какова ответственность?
- Как представляется информация об установлении нарушения бюджетного законодательства?
- Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный
- ВФА — предмет интереса Федерального казначейства
- Вопросы, не связанные с контролем
- Вывод
Статья 265 БК РФ. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
См. все связанные документы >>>
В п. 1 ст. 265 комментируемой главы установлены формы финансового контроля, осуществляемые законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные аспекты проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет расходов и доходов, законов о бюджете.
Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения вопросов по исполнению бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с поступлением депутатских запросов.
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом, то есть на стадии рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Пункт 2 ст. 265 комментируемой главы устанавливает права законодательных (представительных) органов при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.
1. Право на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, представлен в Бюджетном кодексе.
2. Право на получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов.
3. Право на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета. Так, пп. «а» п. 2 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ от 06.10.1999 определяет, что законом субъекта Российской Федерации утверждается отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
4. Право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов) для проведения внешнего аудита бюджетов. С целью проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольные органы, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ.
5. Право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Пункт 3 ст. 265 комментируемой главы закрепляет обязанность органов исполнительной власти и местные администрации муниципальных образований предоставлять всю необходимую информацию для осуществления парламентского контроля. Указанная информация должна предоставляться законодательными (представительными) органами представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль
Федеральным законом N 252-ФЗ <1> внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ, согласно которым с 04.08.2013 усилены меры по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Являются ли автономные учреждения объектами такого контроля? Каковы методы его осуществления? Какие установлены виды бюджетных нарушений? Какова ответственность за их совершение?
<1> Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно вновь введенной ст. 266.1 БК РФ государственные (муниципальные) учреждения (в том числе и автономные) являются объектами такого контроля.
Какие виды государственного (муниципального) финансового контроля предусмотрены в БК РФ?
Статьей 265 БК РФ предусмотрены следующие виды государственного (финансового) контроля:
- внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль — является контрольной деятельностью Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) контроля);
- внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений — является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований);
- предварительный контроль — осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- последующий контроль — осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
В чем заключаются полномочия органов государственного (муниципального) контроля?
Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):
- за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
- за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
- в других сферах, установленных Федеральными законами от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Органы Федерального казначейства (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) контролируют (ст. 269.1 БК РФ):
- непревышение суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
- соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
- наличие документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):
- за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Какие методы применяются при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля?
Согласно вновь введенной ст. 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под этими понятиями понимаются следующие действия:
- проверка — это совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом;
- ревизия — это комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты ревизии оформляются актом;
- обследование — это анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением;
- санкционирование операций — это совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При этом проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых, в частности, определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Что понимается под бюджетным нарушением и какова ответственность?
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса (в том числе автономные учреждения), совершившие действия (бездействие) в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Приведем в таблице виды нарушений бюджетного законодательства, установленные КоАП РФ, и меры ответственности за их совершение.
Нарушение бюджетного законодательства |
Меры ответственности | |
для должностных лиц |
для юридических лиц | |
Нецелевое использование бюджетных средств <*> (ст. 15.14 КоАП РФ) |
От 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет) |
От 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению |
Невозврат бюджетного кредита (ст. 15.15 КоАП РФ) |
От 20 000 до 50 000 руб. |
От 5 до 25% суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ |
Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий, несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи, нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. ст. 15.15.8, 15.15.9, 15.15.10 КоАП РФ) |
От 20 000 до 50 000 руб. |
|
Возврат бюджетного кредита с нарушением срока (ст. 15.15 КоАП РФ) |
От 10 000 до 30 000 руб. |
От 2 до 12% суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ |
Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15 КоАП РФ) |
От 10 000 до 30 000 руб. |
|
Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1 КоАП РФ) |
От 10 000 до 30 000 руб. |
От 5 до 25% суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ |
Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом с нарушением срока (ст. 15.15.1 КоАП РФ) |
От 5000 до 15 000 руб. |
От 2 до 12% суммы платы за пользование кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ |
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 КоАП РФ) |
От 10 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет) |
|
Нарушение условий предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетного кредита (ст. ст. 15.15.5, 15.15.4, 15.15.2 КоАП РФ) |
От 10 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет) |
От 2 до 12% суммы полученной субсидии (бюджетной инвестиции, бюджетного кредита) |
Нарушение порядка представления бюджетной отчетности, учета бюджетных обязательств, ведения бюджетных смет, сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) ЛБО (ст. ст. 15.15.6, 15.15.7, 15.15.11 КоАП РФ) |
От 10 000 до 30 000 руб. |
|
Нарушение запрета на размещение бюджетных средств, сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. ст. 15.15.12, 15.15.13 КоАП РФ) |
От 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет) |
|
Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства (ст. 15.15.16 КоАП РФ) |
От 10 000 до 30 000 руб. |
От 1 до 5% суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы РФ (средств незаконно произведенных операций) |
<*> Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Как представляется информация об установлении нарушения бюджетного законодательства?
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Определения данных понятий содержатся в новой статье (ст. 270.2) БК РФ:
- под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;
- под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию данными нарушениями ущерба.
В силу п. 4 ст. 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является основанием для обращения уполномоченного государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба.
О.Гришакова
Эксперт журнала
«Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Ведомственный (учредительный) контроль за деятельностью образовательных организаций или иначе инспектирование деятельности образовательных организаций (далее — ведомственный контроль) осуществляет орган управления образованием (управление, департамент, отдел, комитет) (далее по тексту — ОУО) Администрации муниципального образования (далее — ОУО). Его целью является оценка деятельности образовательных организаций на предмет ее соответствия обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней, за исключением вопросов, проверка которых осуществляется в ходе государственного (муниципального) контроля и надзора.
К отношениям, связанным с осуществлением ведомственного контроля за деятельностью образовательных бюджетных и казенных организаций, организацией и проведением их проверок, не применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Контроль за деятельностью образовательных организаций, связанной с использованием, распоряжением и сохранностью имущества муниципального образования, переданного образовательным организациям на праве оперативного управления, а также земельных участков, закрепленных на праве постоянного бессрочного пользования, осуществляется ОУО совместно с Управлением по регулированию имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования.
Ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для образовательных организаций осуществляется ОУО в соответствии с Порядком осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд совместно с отделом муниципального заказа (закупок) Администрации муниципального образования.
Основные задачи и направления ведомственного контроля
Основными задачами ведомственного контроля являются:
— выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов в деятельности образовательных организаций; принятие в пределах своей компетенции мер и предложений по их пресечению и предупреждению;
— анализ и оценка эффективности результатов деятельности образовательных организаций, в том числе использования средств местного бюджета и других материальных ресурсов, должностных лиц образовательных организаций;
— изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;
— получение достоверной и объективной информации об условиях организации, содержании и результатах образовательного процесса в образовательных организациях;
— проверка состояния обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся и работников образовательных организаций во время образовательного процесса;
— обеспечение образовательными организациями публичности своей деятельности и доступности, в том числе информационной, оказываемых ими услуг;
— оказание должностным лицам образовательных организаций методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и предоставление рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.
Ведомственный контроль осуществляется по следующим направлениям:
— соответствие локальных актов образовательной организации муниципальным правовым актам в области образования;
— выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами образовательной организации;
— реализация прав граждан на получение установленного обязательного общего образования, в том числе прав граждан с ограниченными возможностями здоровья;
— обеспечение гражданам возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;
— реализация региональных и муниципальных программ в сфере образования;
— качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);
— обеспечение содержания зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
— совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
— организация питания обучающихся;
— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, других вопросов обеспечения безопасности участников образовательного процесса;
— трудовые отношения в образовательной организации, оплата труда;
— материально-техническое и финансовое обеспечение образовательной организации;
— обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— развитие школьного спорта;
— аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации, руководителей образовательных организаций и педагогических работников, переподготовка кадров;
— иная приносящая доход деятельность образовательной организации;
— готовность образовательной организации к новому учебному году;
— организация отдыха, труда и занятости детей в летний период, а также временного трудоустройства детей в свободное от учебы время;
— результаты управленческой деятельности в образовательной организации, в том числе организация внутриучрежденческого контроля;
— другие вопросы, входящие в компетенцию ОУО.
Порядок и условия осуществления ведомственного контроля
Ведомственный контроль осуществляется в форме проведения документарных и (или) выездных проверок в образовательных организациях, а также в виде мониторинга. Периодичность и формы контроля деятельности образовательной организации и их руководителей определяются с учетом цели проверки, необходимости получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательной организации.
Ведомственный контроль осуществляется с использованием методов документарного контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.
Документарные и выездные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Документарная проверка проводится по месту нахождения ОУО, выездная проверка — по месту нахождения образовательной организации.
Плановые проверки проводятся не более трех раз в год в одной образовательной организации по различным направлениям в соответствии с планом (планом-графиком) проведения выездных и документарных проверок, утвержденным руководителем ОУО.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в ОУО обращений граждан и организаций, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих сведения о нарушении образовательными организациями нормативно-правовых требований.
Общий срок проведения плановой (выездной, документарной) и внеплановой (выездной, документарной) проверки не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных проверок на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля в образовательных организациях, срок проведения проверки продляется по решению руководителя ОУО, но не более чем на двадцать календарных дней.
Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в приказе ОУО о проведении проверки, при достижении целей проведения проверки.
Ведомственный контроль в виде мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за деятельностью образовательных организаций, сбор и обработку соответствующей информации по вопросам жизнедеятельности образовательных организаций.
ОУО с целью организации и осуществления ведомственного контроля:
— определяет круг лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля в образовательных организациях (далее — уполномоченные должностные лица), из числа сотрудников ОУО и/или муниципального казенного учреждения муниципального образования «Центр бухгалтерского учета » (ЦБУ) (при его наличии) и/или централизованной бухгалтерии;
— обеспечивает планирование ведомственного контроля, учет осуществления ведомственного контроля и контроль за осуществлением ведомственного контроля.
18. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, ведомственный контроль проводится в виде тематических проверок образовательных организаций (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений деятельности).
Проведение мероприятий ведомственного финансового контроля может осуществляться одновременно с проведением мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок в рамках одного контрольного мероприятия.
К проведению проверок в образовательных организациях могут привлекаться специалисты сторонних (компетентных) организаций, в том числе других отраслевых (функциональных) органов Администрации муниципального образования, аккредитованные эксперты и представители общественности, обладающие необходимыми знаниями, навыками и опытом работы, позволяющими участвовать в осуществлении ведомственного контроля.
Обычно должностным лицом, ответственным за организацию проверок, является заместитель руководителя ОУО, который.
— организует работу по формированию ежегодного плана (плана-графика) проведения выездных и документарных проверок образовательных организаций на основе предложений специалистов ОУО (по направлениям);
— осуществляет контроль за исполнением ежегодного плана (плана-графика) проведения выездных и документарных проверок образовательных организаций и своевременным внесением в него соответствующих изменений;
— ведет учет проведенных проверок образовательных организаций.
Права и обязанности уполномоченных должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля
Уполномоченные должностные лица при проведении проверки имеют право:
— посещать образовательную организацию при предъявлении приказа о проведении проверки;
— запрашивать у руководителя образовательной организации или лица, исполняющего обязанности руководителя образовательной организации (далее — руководитель образовательной организации), либо непосредственно у сотрудников образовательной организации без предварительного согласования с руководителем образовательной организации документы и материалы по вопросам, относящимся к цели проверки;
— запрашивать письменные и устные объяснения от руководителя и сотрудников образовательной организации по вопросам, относящимся к цели проверки.
Уполномоченные должностные лица при проведении проверки обязаны:
— осуществлять выездную проверку в присутствии при ее проведении руководителя образовательной организации (или иного уполномоченного руководителем лица);
— не препятствовать руководителю образовательной организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к цели проверки;
— соблюдать сроки проведения проверки;
— обеспечить сохранность и возврат полученных в ходе проверки оригиналов представленных документов;
— соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечить безопасность персональных данных при их обработке в ходе проведения проверки и оформления результатов проверки.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по ведомственному контролю
Руководитель и сотрудники образовательной организации имеют право:
— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к цели проверки;
— получать от уполномоченных должностных лиц информацию, которая относится к цели проверки;
— знакомиться с результатами проверки и указывать в справке по итогам проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц;
— обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель и сотрудники образовательной организации обязаны:
— обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных должностных лиц в здание и другие служебные помещения образовательной организации;
— предоставить служебные помещения для размещения уполномоченных должностных лиц и обеспечить им доступ к оргтехнике и необходимым документам;
— представить запрашиваемые уполномоченными должностными лицами документы и материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к цели проверки;
— предоставить письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования уполномоченных должностных лиц о предоставлении документов и материалов, которые не могут быть предоставлены в установленный срок либо отсутствуют.
Планирование и подготовка к проведению проверки
Плановые проверки проводятся на основании принятого ОУО ежегодного плана (плана-графика) проведения выездных и документарных проверок образовательных организаций.
Руководитель ОУО ежегодно до 25 декабря утверждает план (план-график) проведения выездных и документарных проверок на новый календарный год. План проверок содержит:
— полное наименование образовательной организации;
— вид проверки (выездная или документарная);
— цель проведения проверки;
— сроки проведения проверки;
— проверяемый период.
План (план-график) проведения выездных и документарных проверок ежегодно доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте ОУО не позднее трех рабочих дней после его утверждения.
В случае когда согласно утвержденному плану (плану-графику) проведения выездных и документарных проверок проведение проверки возлагается в полном объеме на ЦБУ, то порядок ее организации и проведения регулируется Порядком осуществления внутреннего финансового контроля и Регламентом проведения ведомственного финансового контроля и ведомственного финансового аудита, утвержденным распоряжением ОУО (далее — Регламент ведомственного финансового контроля).
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в ОУО обращений и информации о нарушениях нормативно-правовых требований. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в ОУО, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Проверки проводятся на основании приказа ОУО о проведении проверки, который содержит содержит:
— полное наименование образовательной организации;
— фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;
— даты начала и окончания проведения проверки;
— вид проверки (плановая (внеплановая), выездная (документарная), обследование, наблюдение);
— цель проведения проверки;
— основание проведения проверки;
— проверяемый период.
Замена должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, допускается на основании приказа ОУО путем внесения изменений в приказ о проведении проверки.
Если проведение конкретной проверки (ревизии) в соответствии с ее целью в полном объеме возлагается руководителем ОУО на ЦБУ, то его руководитель своим приказом назначает специалистов, уполномоченных на проведение проверки. В иных случаях фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц ЦБУ, уполномоченных на проведение проверки, включаются в приказ ОУО о проведении проверки на основании представления руководителя ЦБУ.
При назначении проведения комплексной, тематической оценки деятельности образовательных организаций возможно утверждение программы или плана-задания проверки.
Руководитель образовательной организации уведомляется:
— о проведении плановой выездной проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки путем направления копии приказа ОУО о проведении проверки любым доступным способом;
— о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за один рабочий день до начала ее проведения путем направления копии приказа ОУО о проведении проверки любым доступным способом;
— о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки не позднее трех рабочих дней со дня издания приказа ОУО о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки путем направления копии приказа ОУО о проведении проверки с указанием перечня необходимых для проведения проверки документов любым доступным способом.
Проведение проверки
При проведении плановой (внеплановой) выездной проверки уполномоченные должностные лица в срок, установленный приказом ОУО о проведении проверки, прибывают в образовательную организацию и предъявляют руководителю образовательной организации приказ ОУО о проведении проверки.
Уполномоченные должностные лица изучают сведения, содержащиеся в документах, связанных с целью проверки, порядок деятельности образовательной организации, а также обстоятельства, послужившие основанием проведения внеплановой проверки.
При проведении плановой (внеплановой) документарной проверки образовательная организация в сроки, указанные в приказе ОУО о проведении проверки, подготавливает и направляет в ОУО запрашиваемые в приказе материалы и документы.
Уполномоченные должностные лица в сроки, установленные приказом ОУО о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки, приступают к рассмотрению материалов и документов, поступивших из образовательной организации.
Ответственное должностное лицо ОУО в случае наличия противоречий в представленных образовательной организацией документах либо в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных образовательной организацией, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение образовательной организацией требований, запрашивает у образовательной организации дополнительные материалы, копии документов, сведения и информацию о случаях, в отношении которых отсутствует полная или достоверная информация, а также объяснения руководителя и сотрудников образовательной организации с требованием предоставить в течение трех рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Уполномоченные должностные лица осуществляют проверку:
— соблюдения нормативно-правовых требований;
— фактов, изложенных в обращении граждан и организаций, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих сведения о нарушении нормативно-правовых требований.
В ходе мероприятий по контролю и после его окончания уполномоченные должностные лица при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательных организаций по вопросам, относящимся к предмету контроля.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами, проводившими проверку, составляется справка по итогам проверки, в которой указываются:
— дата и место ее составления;
— полное наименование проверяемой образовательной организации;
— дата и номер приказа ОУО о проведении проверки;
— даты начала и окончания проведения проверки;
— сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
— предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, их предотвращению в дальнейшем;
— сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя образовательной организации;
— подписи уполномоченных должностных лиц, проводивших проверку.
В справке по итогам проверки не отражаются:
— выводы, предположения, ссылки на факты, не подтвержденные доказательствами;
— морально-этическая оценка действий руководителя и сотрудников образовательной организации.
К справке могут прилагаться заключения привлекаемых специалистов, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.
Справка по итогам плановой (внеплановой) выездной проверки оформляется в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания проверки в двух экземплярах, с которыми в течение трех рабочих дней со дня составления справки по итогам плановой (внеплановой) выездной проверки должен ознакомиться руководитель образовательной организации.
Справка по итогам плановой (внеплановой) документарной проверки оформляется в течение десяти рабочих дней со дня окончания проверки в двух экземплярах, с которыми в течение трех рабочих дней со дня составления справки по итогам плановой (внеплановой) документарной проверки должен ознакомиться руководитель образовательной организации.
Акт по итогам проверки (ревизии), проведенной уполномоченным должностным лицом ЦБУ, оформляется и доводится до руководителя проверенной образовательной организации в сроки, установленные Регламентом ведомственного финансового контроля.
Справка по итогам проверки утверждается руководителем ОУО.
Руководитель образовательной организации в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения справки (акта) по итогам проверки, вносит запись об ознакомлении со справкой (актом) по итогам проверки и направляет данный экземпляр справки (акта) в ОУО любым доступным способом.
При наличии возражений или замечаний по справке (акту) по итогам проверки или по его отдельным положениям руководитель образовательной организации дополнительно делает соответствующую запись в справке (акте) и в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения справки (акта), предоставляет в ОУО письменные возражения или замечания с приложением документов, или их копий, и (или) иных материалов, подтверждающих обоснованность представленных возражений и замечаний, которые приобщаются к справке (акту) по итогам проверки и являются его неотъемлемой частью.
В случае если проверка проводилась на основании обращения гражданина и (или) организации, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих сведения о нарушении нормативно-правовых требований, ответственное должностное лицо ОУО передает копию справки (акта) по итогам внеплановой (выездной, документарной) проверки должностному лицу, ответственному за подготовку ответа заявителю, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления в ОУО справки (акта) по итогам внеплановой (выездной, документарной) проверки, подписанной руководителем образовательной организации.
Принятие мер по результатам проведения проверки
Руководитель образовательной организации обязан устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения в срок, установленный в справке по итогам проверки или в заключении, содержащем план устранения выявленных нарушений и недостатков, возмещения ущерба, причиненного такими нарушениями. Также предоставляется в ОУО отчет об устранении выявленных нарушений с приложением копий документов и материалов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
Срок устранения выявленных по результатам проверки нарушений может быть продлен на основании мотивированного ходатайства руководителя образовательной организации. В течение пяти рабочих дней с момента поступления указанного ходатайства руководитель ОУО принимает решение о продлении срока устранения выявленных нарушений либо об отказе продлить срок устранения нарушений. В случае принятия решения о продлении срока устранения выявленных нарушений ОУО издает соответствующий приказ.
Использование результатов ведомственного (учредительного) контроля
Результаты контроля используются:
— при оценке деятельности образовательных организаций и их руководителей, в том числе при распределении стимулирующей части оплаты труда руководителей;
— при принятии решения о внесении соответствующих изменений в учредительные документы проверенной образовательной организации;
— при решении вопроса о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований;
— при проведении аттестации руководителей образовательных организаций;
— при принятии решений о поощрении и награждении руководителей образовательных организаций;
— при подготовке предложений о реорганизации (ликвидации) образовательной организации, изменении ее типа.
По итогам проверки руководитель ОУО принимает решение:
— об издании соответствующего приказа об устранении нарушений;
— об обсуждении материалов контроля на совещании с участием руководителей образовательных организаций;
— о направлении письма или иных материалов контроля в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по представленным в них вопросам, в том числе в Финансовое управление Администрации муниципального образования;
— о повторном контроле с привлечением соответствующих специалистов;
— о дисциплинарной ответственности руководителя образовательной организации;
— иные решения в пределах своей компетенции.
Лица, в отношении которых выявлены нарушения требований, привлекаются к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
Действия (бездействие), решения уполномоченных должностных лиц, осуществляющих ведомственный контроль, могут быть обжалованы в ОУО и (или) в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учет осуществления ведомственного контроля
ОУО ведет учет проводимых проверок образовательных организаций. Сведения о проведенных проверках заносятся в реестр проверок ОУО, в который включается следующая информация: наименование образовательной организации, основание проведения проверки, предмет проверки, вид проверки, дата проведения проверки, должностные лица, осуществляющие проверку.
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный
Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.
Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Можно выделить три главных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.
Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.
Текущий контроль. Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.
Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.
Системы обратной связи. Обратная связь — это данные о полученных результатах. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.
Все системы с обратной связью:
1. Имеют цели.
2. Используют внешние ресурсы.
3. Преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования.
4. Следят за значительными отклонениями от намеченных целей.
5. Корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей.
Заключительный контроль. При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми.
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистично были составлены им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно. Измерять результативность и давать соответствующие вознаграждения необходимо для того, чтобы сформулировать будущие ожидания о существовании тесной связи между фактическими результатами и вознаграждением.
Андрей Евгеньевич РУДЕНКО, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»
26 июля 2019 года вышел Федеральный закон № 199‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». Документ стал очередным шагом на пути реформирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По нашему мнению, самые главные и принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом № 199‑ФЗ, относятся к статье 160.2-1 БК РФ. Во-первых, изменено ее название: «Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита». Это изменение связано с тем, что внутренний финансовый аудит (ВФА) будут осуществлять и получатели бюджетных средств (ПБС).
Во-вторых, осуществление внутреннего финансового контроля (ВФК) исключено из бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (ГА(А)БС). Такое изменение позволит снизить излишнюю заформализованность, присущую в настоящее время ВФК, а руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и использовать данный управленческий инструмент с большей эффективностью.
В-третьих, в пункте 1 дано определение ВФА. Ранее оно сформулировано не было. «Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента».
В-четвертых, в подпункте 1 пункта 2 косвенно дано определение ВФК: «Внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий».
В-пятых, администраторам бюджетных средств предоставлено право передать полномочия по осуществлению ВФА главному администратору бюджетных средств или другому администратору бюджетных средств.
В-шестых, с 1 января 2020 года вводятся федеральные стандарты осуществления ВФА, таким образом, должны быть отменены постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 и аналогичные постановления на региональном и местном уровнях.
В-седьмых, предполагается, что ГА(А)БС получат возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. При этом в соответствии со статьей 165 БК РФ за Минфином России оставлено полномочие по методическому обеспечению осуществления внутреннего финансового контроля, что оставляет открытым вопрос о том, в каком виде это будет реализовано и как это повлияет на осуществление ВФК внутри ГА(А)БС.
В-восьмых, введена обязанность проведения мониторинга качества финансового менеджмента финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), ГАБС (пункт 6 статьи 160.2.-1 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 6 статьи 160.2-1 БК РФ порядок проведения мониторинга определяет самостоятельно тот, кто его проводит. При этом в соответствии с абзацем 40 статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет нормативное и методическое обеспечение проведения мониторинга качества финансового менеджмента. Возникает вопрос: если этот процесс нормативно будет регулировать Минфин России, то по каким правилам — регулятора или определенным самостоятельно — будет в итоге осуществляться мониторинг качества финансового менеджмента? Кроме того, стоит отметить, что появилась обязанность по осуществлению данного мониторинга, но определения, что такое финансовый менеджмент в государственном секторе, до сих пор нет.
ВФА — предмет интереса Федерального казначейства
Одним из принципиальных изменений является исключение из состава полномочий региональных и муниципальных органов финансового контроля проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств ВФА. В соответствии с пунктом 4 статьи 157 БК РФ теперь такой анализ проводит исключительно Федеральное казначейство. С одной стороны, положительным моментом является то, что все будут оцениваться по единым правилам, а с другой — насколько методики анализа, которые Федеральное казначейство использует, действительно отражают реальную картину? Действующие методики, размещенные на сайте Федерального казначейства, основаны на формальном подходе.
Так, например, в докладе Федерального казначейства отмечено: «Ведомственные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление ВФА, утверждены 88 главными администраторами (99%, что на 4% больше по сравнению с 2017 годом)». «ВФА на основании ведомственных правовых актов осуществлялся 80 главными администраторами (90%, что на 1% больше по сравнению с 2017 годом)». Как видно из этих и остальных формулировок показателей, в ходе оценки рассматриваются только процедурные вопросы. Кроме того, остается открытым вопрос: готово ли Федеральное казначейство к такой масштабной работе? В настоящее время ведомство проводит анализ осуществления ВФА в отношении 100 ГАБС федерального уровня, а добавятся еще региональные (порядка двух тысяч) и местные (порядка 20 тысяч), в итоге это десятки тысяч ГАБС.
Еще одним важным изменением является то, что Минфин России будет нормативно и методически обеспечивать не только осуществление ВФА, но и анализ его проведения. Возможно, это позволит снизить заформализованность анализа и интерпретации его результатов.
Вопросы, не связанные с контролем
Отдельно стоит обратить внимание на вопросы, не связанные с контролем. Так, например, из БК РФ исключен пункт 3.1 статьи 158. Тем самым главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств (ГР(Р)БС) лишился права передавать подведомственным ПБС свои бюджетные полномочия получателя, а также передавать полномочия получателя от одного ПБС другому ПБС, находящимся в его введении (пункт 2 статьи 162 БК РФ также исключен).
Изменен и пункт 10.1 статьи 161 БК РФ. В соответствии с новой редакцией данного пункта казенные учреждения должны согласовывать со своими ГРБС передачу полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Следующая новация. Теперь в соответствии со статьей 165 БК РФ Минфин России устанавливает порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений.
Вывод
Такие инструменты, как внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, существуют в бюджетном законодательстве уже более пять лет. За это время в данной сфере естественно назрели изменения, и вот наконец-то они состоялись. Исключение ВФК из бюджетных полномочий является важным шагом на пути становления эффективной системы внутреннего контроля в организациях государственного сектора, основанной на системе управления рисками.
Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2018 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита roskazna.ru/upload/iblock/3f5/doklad.pdf.
Интересные материалы:
- Институт сохранности акционерной собственности ревизионная школа
История создания Ревизионной школы ИСАС (Институт сохранности акционерной собственности) Сведения об образовательной организации Основные сведения…
- Защита прав
Защита прав потребителей. Примеры Отдел по борьбе с коррупцией: Все жизненные случаи невозможно регламентировать дидактически…
- Основания признания права собственности на земельный участок
ЗемельныйэкспертПорядок признания прав на землю6435Основания для обращения в суд, для признания прав на земельный участокПраво…
- Закупки тру
Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ: что это такое и как его рассчитать?Статья предназначена заказчикам.…
- Маркетинг промышленного предприятия
Промышленные продажи. Сложные продажи на промышленном рынке. Продажи технически сложных продуктов с длинным циклом, крупной…