Куперс

Бухучет и анализ

Отличия 44 и 223 ФЗ

Гособоронзаказ: законодательный нонсенс

Осенью прошлого года в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» внесены поправки, которые до сих пор вызывают множество вопросов (порой – недоумение) у поставщиков. Об ошибках и провалах 275-ФЗ пресс-службе BiCo рассказала ведущий научный сотрудник, заведующая кафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук Ольга Беляева.

– Ольга Александровна, давайте для начала охарактеризуем гособоронзаказ, потому что многие поставщики до сих пор думают, что это исключительно танки и пушки. Например, пуговицы и нитки также закупаются в рамках ГОЗ?

– Понятие гособоронзаказа является довольно широким. Например, совсем недавно я столкнулась на практике с такой ситуацией, когда текущий ремонт, уборка, охрана тоже были признаны гособоронзаказом, включены в него. Вообще ГОЗ – это довольно широкая система. Та же еда для солдат – это тоже ГОЗ. Поэтому он не сводится исключительно к вооружению и военной технике. Но вообще ГОЗ – это закупки для нужд армии. В настоящее время заказчик в рамках ГОЗ у нас один – Министерство обороны Российской Федерации.

– В чём главная суть ГОЗ: каковы основные отличия 275-ФЗ от других законов, регулирующих тендерный рынок? Есть ли какие-то принципиальные моменты, которые нужно учитывать поставщикам?

– Я полагаю, что на сегодняшний день принципиальное отличие гособоронзаказа от других законов – это введение жесточайших условий банковского сопровождения. Именно это я считаю самым главным отличием. Сам по себе гособоронзаказ – это неконкурентная среда. Вот это надо понимать чётко. То есть если мы говорим, допустим, о рынке продуктов питания или лекарственном рынке – это конкурентный рынок, он очень насыщенный. А гособоронзаказ – он по существу своему не такой. Во-первых, заказчик по большому счёту один у нас на всю страну и, соответственно, именно он определяет правила игры. Но, как Вы понимаете, у нас немного производителей, например, бронетранспортёров, поэтому рынок этот неконкурентный. В основном, гособоронзаказ – это единственные поставщики, то есть это не тендерная закупка, а именно прямая закупка. Я бы сказала, что это особая характеристика ГОЗ, а законодательное основное отличие – это жесточайшее банковское сопровождение. Оно, конечно, выросло из контрактной системы: понятно, что его не с нуля придумали. Но если сравнить с тем, что предусмотрено в контрактной системе, то нормы, предусмотренные в ГОЗ, – это совершенно разные типы банковского сопровождения.

– Почему понадобился отдельный закон для регулирования в этой сфере? Нельзя ли было уложить всё в рамки того же 44-ФЗ?

– Во-первых, это традиционное специальное регулирование: ныне действующий закон не первый, который посвящён ГОЗ. Я хотела бы подчеркнуть, что сам закон о контрактной системе предусматривает, что он действует на ГОЗ только в части, не противоречащей специальному закону. То есть закон о ГОЗ гармонично встроен в эту систему, потому что нужно понимать, что 44-ФЗ не может охватывать всё (да и не охватывает). Наше законодательство действует в системе: есть Конституция, Гражданский кодекс… Есть закон о контрактной системе, а дальше уже – определённая специфика. Закон о гособоронзаказе применяется как специальный закон перед общими. Это вполне логично, так как речь идёт о безопасности и обороноспособности государства – здесь нельзя обойтись общими нормами. Иными словами, 275-ФЗ как бы конкретизирует некоторые аспекты 44-ФЗ.

– В прошлом году ГОЗ выполнен не на 100%. Как думаете, что мешает выполнять его в полном объёме? Может, дело в несовершенствах законодательства?

– Чтобы дать комплексный ответ, что конкретно мешает выполнять ГОЗ в полном объёме, нужно говорить и о макро-, и о микроэкономических причинах, и об общей ситуации на рынке. Я же могу дать ответ только как юрист. Да, законодательство несовершенно. Законодательство у нас очень нестабильное: постоянно вносится какое-то сумасшедшее количество поправок в законы, 275-ФЗ – не исключение. Несовершенства имеют место быть. Но нужно понимать, что не законодатели являются инициаторами поправок в законодательство. Инициаторами могут быть и все участники ГОЗ, и Министерство обороны. Насколько я знаю, сейчас разрабатывается очередной пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм. Будем надеяться, что хотя бы некоторые законодательные препоны исчезнут, потому что, ещё раз повторю, мне сложно судить, в чём заключаются конкретные причины неисполнения ГОЗ, потому что это могут быть и действия головных исполнителей, и заказчика, и общие макроэкономические причины. С точки зрения законодательства здесь есть, над чем работать.

– С сентября 2015 года вступили в силу масштабные поправки в законодательство по ГОЗ. В чём их суть? Что принципиально изменилось в ГОЗ с их внесением?

– Начну с того, что в прошлом году 275-ФЗ был очень серьезно модернизирован. Причем особенность заключалась в том, что поправкам, внесённым в закон о ГОЗ, была придана обратная сила. Это нонсенс для современного законодательства, потому что, как известно, закон обратной силы не имеет. Если только иное не сказано в самом законе.

Произошло следующее. Контракты в рамках ГОЗ длительные: это не один год, есть контракты пятилетние, есть ещё больше. Например, трёхлетний контракт на ГОЗ – это абсолютно нормальная ситуация в отличие от обычных контрактов по 44-ФЗ, где в 95% случаев 25 декабря бюджетные ножницы отрезают деньги, соответственно, и контракты, в основном, небольшие по срокам.

Поправки начали действовать с 1 сентября 2015 года. Казалось бы: если у тебя уже заключён государственный контракт на оборонку, то ты можешь его спокойно заканчивать, а новые контракты уже заключать по новым правилам. Нет! Было предусмотрено, что новый закон будет применяться и к тем контрактам, которые были заключены ранее. То есть новые правила вклинивается в уже действующие отношения и их совершенно серьёзным образом меняют. Не говоря уже о том, что новые госконтракты должны заключаться по новым правилам с учётом поправок в закон о ГОЗ.

Поправки эти мне лично напоминают деятельность уважаемых правоохранительных органов: такое ощущение, что всё, что на данный момент придумано для ГОЗ, – это отголоски тех злоупотреблений, которые расследовались и СК, и Росфиннадзором при строительстве всем известных нам объектов. То, что предусмотрено в законе сейчас, по сути говоря, облегчает работу уважаемых следователей – только и всего.

Итак, какой смысл этих поправок? Существует понятие «кооперация головного исполнителя». Головные исполнители – это, в основном, все единственные поставщики, это наши оборонные предприятия. Каждому государственному контракту, который заключается с головным исполнителем, присваивается идентификатор – специальный номер. Далее у головного исполнителя есть исполнитель, у исполнителя – другой исполнитель: то есть получается некий субподряд, цепочка. Но при этом в законе не прописана глубина кооперации, её конец. Так, если начинать с Минобороны, с заказчика, то получается, например, четыре звена, а если с головного исполнителя – уже три. Но парадокс заключается в том, что как бы мы ни читали закон, знаете, кто получается главным сейчас в ГОЗ? Банк, в котором открыт счёт: как банк истолкует закон, так оно и будет. А банки наши в настоящее время толкуют закон таким образом, что кооперация головного исполнителя является бесконечной.

На практике существует много недопониманий на этот счёт. Например, я строю бронетранспортёр – где заканчивается моя кооперация? Один коллега мне ответил, что кончается она в шахте, где руду добывали. А я ему предложила: может, она заканчивается в горном университете, где учили геолога, который нашёл эту руду? Чёткого обоснования в законе нет, поэтому абсурдность ситуации сегодня достигает апофеоза. Потому что получается, что если ты заключил государственный контракт, то все сделки вспомогательного значения, которые ты заключаешь, должен тоже присовокупить к этому государственному контракту. Каким образом: накануне заключения сделки нужно сообщить идентификатор своему контрагенту, а тот дальше по цепочке будет сообщать его всем остальным. Если кто-то, например, продает нитки, то должен понимать, что и он где-то когда-то со своим небольшим договором может вклиниться в ГОЗ. У меня недавно был замечательный случай. Есть обычная фирма, которая занимается техобслуживанием зданий: подкрасить, подмазать, подчистить и т.д. У любой организации, имеющей на балансе здание, всегда есть такая вот фирма, которая по договору занимается техобслуживанием. Эта фирма обслуживает один научный институт, у которого целый комплекс зданий. Всё честно: компания выигрывает аукционы на техобслуживание. Этот научный институт разрабатывает приборы для ГОЗ. И поскольку деньги у него по контракту на оборонку идут теперь по новому закону (ему дают идентификатор, все расчёты только с отдельного счёта, через уполномоченный банк), он всем, кому надо платить, сообщил этот идентификатор, в том числе и фирме, занимающейся обслуживанием его зданий. У института других денег нет: он их получает по ГОЗ, соответственно, тратить на другие услуги он будет тоже эти деньги. Вот так фирма по техобслуживанию попала в гособоронзаказ.

Вхождение в цепочку ГОЗ несёт другое очень тяжёлое последствие: если тебе сообщили идентификатор, то вместе с ним тебе ещё сообщат, что ты должен открыть отдельный счёт в конкретном банке. Вот тут начинается самое интересное. Когда мы первый раз общались с коллегами в рамках конференции по ГОЗ, мы пришли к выводу, что получить деньги на отдельный счёт легко, а вот снять их с отдельного счёта – это самое сложное. Государство сейчас создало такую систему, что деньги, выделенные на оборонку, как бы зависают, остаются на этом отдельном счёте.

В настоящее время у нас 9 уполномоченных банков по ГОЗ на всю страну. Притом, что всего в РФ зарегистрировано около 700 банков! Я бы хотела отметить, что ещё в прошлом году было очень много обращений в Минобороны не только от поставщиков, но и от Ассоциации российских банков, которая просила расширить количество кредитно-финансовых учреждений, так как 9 банков – это очень мало. Но Минобороны не нашло никаких весомых причин для этого, поэтому банков по-прежнему только 9. Как попадали банки в этот список? Одни соответствуют требованиям, которые установлены законом. Другие были назначены специальным распоряжением Правительства РФ. Итак, в рамках ГОЗ контракты могут сопровождать следующие банки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, «Российский капитал», Банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ.

Когда вам сообщают идентификатор, вам сообщают и банк, в котором открыт счёт. И тут начинается самое сложное. Закон гласит, что каждый участник кооперации открывает отдельный счёт в уполномоченном банке. Идентификатор создаёт заказчик, потом сообщает его головному исполнителю. Головной исполнитель выбирает банк, открывает в нём отдельный счёт. Все остальные, кто попадет в эту кооперацию, уже не имеют права выбирать: им сообщается конкретный банк, в котором они открывают счета. Это приводит иногда к каким-то комичным ситуациям. Например, случай из практики. Исполнитель находится в Крыму. Там есть только один уполномоченный банк из списка – «Россия». Исполнителю сообщают, что отдельный счёт нужно открыть в ВТБ. Всё, без вариантов: нужно ехать в другой регион, чтобы открыть счёт.

Есть ещё одна, скажем так, «обманка» в законе: там сказано, что банковское сопровождение банк осуществляет безвозмездно. Но банковское сопровождение как вид деятельности – это контроль, когда банк не просто выполняет платёжные поручения своего клиента, но и проверяет соответствие документов, верность идентификатора и т. д. Помимо этого существует ещё такое понятие, как расчётно-кассовое обслуживание. Отдельный счёт – тоже счёт. А договор банковского счёта у нас не бесплатный. Банк за то, что он зачисляет и перечисляет деньги своего клиента, имеет право на вознаграждение. Поэтому контроль по закону осуществляется бесплатно, а на всё остальное существуют тарифы.

Сейчас происходит следующее: компании-участники рынка быстро сориентировались – теперь у них два прайса. Один – просто для продажи товаров или услуг, второй прайс – если у покупателя имеется идентификатор. С точки зрения законов рынка это вполне нормально: там, где больше накладных расходов, там и цена выше. И с точки зрения законодательства в этом нет никаких противоречий.

Существуют также ограничения на открытие банковских счетов. Например, предусмотренные налоговым законодательством или законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Есть некоторые ситуации, при которых банк при обращении клиента может отказать в открытии счёта, ссылаясь при этом на другое законодательство, не на 275-ФЗ. На практике мне известны такие случаи, когда компания, являющаяся то ли третьей, то ли четвёртой в кооперации, подаёт документы, например, в Сбербанк, а ей отказывают в открытии счёта. Всё, патовая ситуация! Скажу честно: даже не знаю, как быть при этом.

Всё это ещё раз демонстрирует, что закон и поправки, вступившие в силу, до сих пор несовершенны. Страна большая – банков мало, можно легко оказаться один на один со своей бедой в том же Крыму, например, где нет необходимого банка. Или если тебе отказывают в открытии счёта по каким-то причинам. Например, по закону о противодействии отмыванию доходов нужно раскрывать бенефициарных владельцев, но вы по каким-то причинам забыли это сделать. Или же счёт на картотеке стоит, и банк отказывает в открытии другого счёта. При этом нет толковых разъяснений от Минобороны. Вернее, сами разъяснения есть, но понять в них что-то крайне сложно даже мне, как профессионалу. И это плохо.

– Если существуют такие сложности с отдельным счётом, то может ли исполнитель рассчитываться с контрагентами, например, из собственных средств?

– В законе чётко сказано: все расчёты можно вести только с отдельного счёта. Поставщики заблуждаются, если думают, что смогут расплатиться с контрагентами своими деньгами и будут сидеть и ждать, когда закончится головной контракт, и они смогут получить деньги. Из закона абсолютно не следует, что ты имеешь право в кооперации рассчитываться своими деньгами. Это ещё одна патовая ситуация: деньги есть, я готов платить, а закон предусматривает расчёты только с отдельных счетов. И все эти счета для каждого участника кооперации должны быть в одном и том же банке, который выбрал головной исполнитель.

Многие поставщики нередко задаются вопросом: «Что предпринять, чтобы по госконтракту, который закроется только в 2018 году, получить деньги сейчас?» Этими деньгами можно очень просто закрывать все свои потребности – я называю это «цедить счёт». С этого счёта можно платить зарплату, делать отчисления в пенсионный фонд, ФОМС, платить налоги, можно забрать деньги как согласованный размер прибыли, опережающий запас, расплачиваться по всем тарифным договорам. Можно в том же банке перевести деньги с этого счёта в депозит, чтобы шли проценты. Можно взять в том же банке кредит и погашать тело кредита с этого отдельного счёта. Напрашивается вопрос: а зачем вообще была придумана вся эта система с отдельными счетами? Непонятно. Я считаю, что эта система по 275-ФЗ себя не оправдывает. Лично мне больше нравится система, прописанная в 44-ФЗ, где на банки тоже возложена контрольная функция, также открывается отдельный счёт, но в этом ничего страшного нет, поскольку не создаются препоны в использовании этого счета.

Ещё одна проблема – это расчёты с нерезидентами. С ними можно рассчитываться при одном условии: список нерезидентов, которые будут входить в кооперацию, головной исполнитель должен согласовать с Министерством обороны на уровне замминистра. После подписи список нужно направить в уполномоченный банк. Но это мертвая норма. Отдельный счёт рублевый, заплатить нерезиденту можно только валютой, для чего проводится операция конвертации, а в законе сказано, что покупать валюту с отдельного счёта нельзя. Так что заплатить иностранному поставщику участник кооперации не имеет права.

– А сложно ли вообще поставщику (помимо случайного попадания) войти в цепочку ГОЗ? Нужны ли преференции малому и среднему бизнесу в этой системе?

– А в качестве кого и на какой уровень цепочки? Если на 25, то несложно: можно попасть опять же случайно, как упомянутая мною ранее фирма по техобслуживанию. На 1 уровень цепочки, конечно, не попадёшь: головные исполнители – это «окологосударственные» крупные структуры, никто просто так гособоронзаказы, естественно, не раздаёт. До вступления в силу поправок были ситуации, когда фирма просто могла не знать, что входит в цепочку ГОЗ. Это сейчас все должны друг друга информировать и сообщать идентификатор.

Нужно ли малому и среднему предпринимательству участие в ГОЗ? Почему бы и нет? Это тоже занятость, деньги. Другой момент: нужно ли вообще законодателю оказывать поддержку МСП в ГОЗ? Я считаю, что нет. Есть масса других мер поддержки малого и среднего бизнеса. Если поставщик всё же хочет войти в ГОЗ, то нужно знать, кто заказ исполняет, чтобы обратиться к этому хозяйствующему субъекту с предложением своих услуг или продукции. Причём информация о цепочке кооперации является закрытой: в свободном доступе найти её невозможно, это знает только головной исполнитель и Минобороны. Поддерживать МСП в ГОЗ смысла нет: есть другие меры его поддержки. Это моё мнение.

– Возможен и нужен ли в ГОЗ некий общественный контроль?

– Сам по себе общественный контроль нужен как субсидиарный инструмент. Если государство не может справиться со своими надзорными и контрольными функциями, то нужен общественный контроль. Но пока то, что я вижу в общественном контроле в той же контрактной системе, заставляет только за голову хвататься. Это катастрофический непрофессионализм, на который стали почему-то реагировать наши регуляторы. Как правило, всё основано на незнании, на каких-то популистских высказываниях.

Что могут эти люди проконтролировать в том же ГОЗ? Например, Росатом строит атомный ледокол. Он стоит n-ное количество миллиардов рублей. И вот какие-нибудь девочки или мальчики, которые являются активистами-контролёрами, поставят вопрос о том, нужен ли стране этот ледокол? Или он должен стоить на миллиард дешевле? Или давайте проведём общественные слушания – вдруг это лишние траты на ГОЗ? Контроль не должны осуществлять случайные люди. Сам по себе общественный контроль нужен, так как это восполнение тех функций, которые не может выполнить государство, но на практике пока я наблюдаю критический непрофессионализм активистов. Явление, которое, по сути, должно нести благо, пока является бессмысленным.

– Нет ли у Вас, как эксперта, ощущения, что поправки к 275-ФЗ писались «на коленке», второпях?

– Основная ошибка, причём провальная с точки зрения законодательства, нового подхода в ГОЗ заключается в том, что закон обязывает участников кооперации ко многим моментам. А в основе отношений лежит договор! А договор у нас свободный: заставить кого-то заключить его или открыть отдельный счёт в принципе невозможно. Обязаны выполнять ГОЗ только единственные поставщики российского вооружения и военной техники. Они должны заключать договор под страхом наложения административного наказания. Все остальные делать это не обязаны. Бывает, что овчинка выделки не стоит для поставщика, например, ниток. Зачем ему открывать отдельный счёт, заниматься всей этой волокитой – проще отказаться. Я считаю, это провал системы, потому что никто не учёл, что это не армия, здесь в основе лежат договорные и свободные отношения. Поставщикам дешевле отказаться, чем соблюдать все требования закона.

В 275-ФЗ идея и способ её реализации совершенно потеряли друг друга. Я, кстати, придерживаюсь той точки зрения, что ужесточение законодательного воздействия никогда не даёт желаемого результата. Я многократно об этом говорила. Залог эффективного регулирования – всегда в ослаблении законодательного воздействия. Как бы парадоксально это не прозвучало.

РекомендуемКоманда «Бико» будет работать в штатном режиме
30.03.2020

Мы не уходим на вынужденные каникулы и уже успешно оптимизировали все рабочие процессы…

Франшиза: что в имени тебе моём?
02.06.2016

Существует множество способов и возможностей начать свой бизнес, однако сегодня всё большую популярность приобретают франшизы. Вся правда о них – в статье.

Анна Нестерова: Пик выплат по гарантиям пройден

Государственный оборонный заказ – что важно знать?

Что значит быть участником закупок по ГОЗ?

У вас не будет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Будьте готовы в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • Любые документы в рамках контракта.
  • Информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Внимательнее работать с субисполнителями

До заключения контракта:

  • Обязательно предупредите, что работаете с ними в рамках ГОЗ.
  • Расскажите о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.

Во время исполнения контракта:

  • Не раскрывайте гостайну субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ.
  • Будьте готовы отвечать на миллион вопросов.

Придется вести раздельный финансовый учет

Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов

Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с его исполнением, в том числе в договоры с субисполнителями, во все счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.

Один спецсчет — для обеспечения заявок, другой — для расчетов с заказчиком

В закупках по ГОЗ тоже требуется обеспечение заявок через спецсчет, как в закупках по 44-ФЗ.

А после победы придется открыть другой спецсчет — в казначействе, куда заказчик перечисляет аванс. Контроль достаточно жесткий. Пока контракт не выполнен, деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юрлица, только на исполнение контракта или зарплату. О спецсчете в казначействе мы писали в отдельной статье, а ниже расскажем подробнее о получении выплат.

Часть закупок закрытые или с гостайной

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной ЭТП АСТ ГОЗ.

Если вы планируете принимать участие в торгах ГОЗ, рекомендуем пройти регистрацию на площадке заранее. Регистрация занимает около 10 дней. Зато вы также сможете принимать участие в закрытых закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинскую часть без такой лицензии. Как ее получить, мы (спойлер: это непросто).

Товары будут принимать с лупой

Товар должен на 100% соответствовать требованиям. На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Кроме того, практически никогда нельзя предлагать иностранный товар. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, кроме стран Евразийского экономического союза. Исключение — если товар не производится на территории ЕЭС.

У вас будет мало конкурентов

Это основной аргумент «за» участие в ГОЗ. Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т.д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Как получать деньги во время и после исполнения контракта

Об общих правилах расчетах по гособоронзаказу мы писали в установочной статье про гособоронзаказ и казначейское сопровождение. В этой статье расскажем о моментах, которые вызывают больше всего вопросов.

Кто точно должен открывать счет в казначействе и когда?

Первым спецсчет в территориальном казначействе открывает головной исполнитель — победитель закупки, чтобы указать в госконтракте реквизиты для перечисления аванса и выплат. Дальше у него есть выбор:

  1. Сделать все работы/ поставить товары за свой счет. В этом случае до полного исполнения контракта можно потратить бюджетные деньги только на зарплату.
  2. Все подрядчики головного исполнителя с договорами больше 100 тыс.рублей тоже открывают счета. Тогда казначейство будет платить за товары и услуги им напрямую – до поставки (при согласовании ее необходимости) или после (с подтверждающими документами).

Если субподрячик головного исполнителя планирует что-то закупать у своего субподрядчика на сумму больше 100 тыс. рублей и не платить ему собственные деньги, то субсубподрядчику тоже нужен счет в казначействе.

Субподрядчикам «четвертого колена» спецсчета не нужны.

Как получить свои деньги?

Каждый год вступает в силу новый приказ о санкционировании выплат. В 2019 году казначейство действует по приказу от 11 декабря 2018 № 259 н. Деньги от заказчика можно получить только на цели из этого перечня, например «выплаты персоналу», «реклама», «приобретение ж/д билетов» и т.д.

Если вы хотите внести предоплату субподрядчику. В платежном поручении нужно прописать детализированное назначение платежа, соответствующее укрупненному коду расходования целевых средств (все варианты есть в приказе № 259 н).

Если акты с субподрядчиком уже подписаны. Тогда нужно заполнить заявление на раскрытие счета по статье «прочие выполненные работы». Вместе с заявлением от вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. В некоторых случаях казначейство может назначить выездную проверку. Грубо говоря, чтобы убедиться, что ремонт выполнен или продукты питания уже на складе.

Если деньги будут использованы не по назначению, то казначейство имеет право приостановить операции по счету.

Можно ли получить больше указанной в контракте прибыли?

На часть товаров (перечень из постановления правительства № 1465) себестоимость товара и прибыль в контрактах по ГОЗ регулируются государством. Размер прибыли стороны фиксируют в госконтракте при его заключении. Варианты расчета также есть в постановлении №1465.

Для головных исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, применяется правило «20+1». Согласно ему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки: оплату труда, производство. Но если исполнитель не производит, а закупает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.

Согласно п. в.) ст. 8.3 № 275-ФЗ деньги в качестве прибыли можно списывать на банковские счета юрлица только после исполнения контракта. Если исполнитель получил больше прибыли в ходе исполнения контракта (смог на чем-то сэкономить), прибыль можно увеличить по соглашению сторон, прописав это в допсоглашении с заказчиком.

Нормативные материалы

Также в этой статье собрали для вас все законы, которые регулируют ГОЗ:

  • В 2018 году вступило в силу ПП РФ №1465 от 02.12.2017 о госрегулировании ценообразования на продукцию ГОЗ.
  • В УК РФ введена статья 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
  • Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 о нацрежиме в ГОЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
  • Приказ № 1680 от 28.12.2017 устанавливает обновленные правила казначейского сопровождения ГОЗ.
  • ПП РФ №1585 от 19.12.2017 определяет порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков по гособоронзаказу.
  • Постановление правительства от 19.01.1998 № 47 “О правилах ведения раздельного учета”.

Участие в торгах ГОЗ на первый взгляд выглядит достаточно непросто, но на практике процесс практически аналогичен обычным госзакупкам. Основное отличие в повышенном контроле со стороны государства и порядке получения оплаты.

Потратьте время, чтобы во всем разобраться, или обратитесь к специалистам по сопровождению. Новичку в ГОЗ они помогут избежать ошибок и понять схему действий. А дальше можно будет участвовать и исполнять выигранные контракты самостоятельно.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Государственные и регламентированные закупки: отвечаем на вопросы читателей (Часть 24)

Анна Ермакова,
советник директора Института госзакупок,
сертифицированный преподаватель в сфере закупок, к. ю. н.

Советник директора Института госзакупок, сертифицированный преподаватель в сфере закупок, к. ю. н. Анна Ермакова ответила на некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ.

Существует ли возможность заключить трехсторонний контракт с монополистом – ресурсоснабжающей организацией и балансодержателем прибора учета энергоресурсов, на основании показаний которого осуществляется оплата потребленных энергоресурсов?

Нет, такой возможности в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) не существует, кроме того, такой договор трудно будет корректно отразить в плане-графике закупок и в реестре контрактов в части цены договора, а также в части сведений об исполнении контракта.

Как правило, заказчики используют такой выход из ситуации: ресурсоснабжающая организация выставляет счет балансодержателю объекта, а та организация, которая занимает помещения, возмещает балансодержателю «расходы на коммунальные услуги» на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заключая с балансодержателем договор как с «единственным исполнителем».

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24
  • Часть 25

Прошу Вас разъяснить, может ли в одной организации одновременно существовать несколько контрактных служб: например, одна контрактная служба – в головной организации, другая – в филиале.

Формально, запрета на это нет ни в Законе № 44-ФЗ, ни в Типовом положении (регламенте) о контрактной службе, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631. Кроме того, не установлена и ответственность заказчиков за совершение таких действий. Однако реакция контролеров на то, что прямо не предусмотрено законом, может быть непредсказуемой. Кроме того нельзя исключать установление прямого запрета на создание дублирующих контрактных служб в будущем. Поэтому в рассматриваемом случае рекомендую лучше создать контрактную службу путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, а возглавлять ее должен будет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика. При этом часть сотрудников контрактной службы будет трудиться в филиале, а часть сотрудников – в головной организации. Полномочия между ними должны быть разделены локальными актами заказчика.

Относится ли к отношениям, которые регулируются Законом № 44-ФЗ, внесение обязательной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам принадлежащими заказчику грузовыми автомобилями, посредством системы «Платон»?

Нет, такие платежи не относятся к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ.

Подтвердить этот вывод можно следующим. Во-первых, между заказчиком и оператором не заключается какой-либо договор (контракт). Во-вторых, деньги, которые уплачивает заказчик, поступают в доход федерального бюджета, а не оператору. В-третьих, указанные платежи не являются платой за товары, работы или услуги, они являются платой за возмещение вреда. Косвенно указанное подтверждает и Минфин России в своем письме от 24 декабря 2015 г. № 02-05-10/76081, указав, что оплата «Платону» отражается по виду расходов 853 «Уплата иных платежей», а не по «закупочным» видам расходов, включенным в группу расходов 200, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Муниципальное образовательное учреждение разместило план-график на 2016 год, в котором было запланировано совершение всех закупок одним способом – у единственного поставщика в соответствии с п. 1, п. 4-5, п. 8, п. 29 ч. 1 ст. 93. При этом закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в плане-графике не были запланированы. Совокупный годовой объем закупок учреждения составляет около 3,5 млн руб. В ходе проверки уполномоченным учреждением был составлен протокол о нарушении требований Закона № 44-ФЗ. По мнению проверяющих в плане-графике обязательно должны были быть запланированы конкурентные процедуры и учреждение нарушило требования Закона № 44-ФЗ об обязательном минимуме закупок, которые необходимо осуществить у субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Обоснованы ли замечания уполномоченного учреждения?

Замечания проверяющего уполномоченного учреждения не обоснованы. Во-первых, по смыслу ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно выбирает способ закупки в соответствии с законом. В том числе он может весь объем своего финансирования распределить на договоры, заключенные по различным основаниям ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Во-вторых, в ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ прямо сказано, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. При этом п. 3 ч. 1.1. ст. 30 Закона № 44-ФЗ прямо предписывает не включать в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика, в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, следовательно, рассчитанный размер совокупного годового объема закупок будет равен «0», а у заказчика отсутствует обязанность осуществлять закупки у СМП, СОНКО.

После подведения итогов электронного аукциона, проводимого в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, один из его участников был признан победителем. В соответствии с проектом государственного контракта, контрагент в качестве обеспечения исполнения своих обязательств, должен был представить заказчику банковскую гарантию. Это условие исполнителем было выполнено: он получил в банке гарантию, уплатив кредитному учреждению комиссионное вознаграждение. Сразу после заключения государственного контракта государственный заказчик в одностороннем порядке его расторг. Вправе ли победитель аукциона взыскать с государственного заказчика убытки в размере комиссионного вознаграждения банка за выдачу банковской гарантии?

Ответ на поставленный вопрос будет зависеть от причин, по которым контракт расторгнут. Если это произошло по основанию, не связанному с нарушениями со стороны исполнителя, например, в связи с отказом заказчика от подрядных работ или услуг (ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ), то исполнитель имеет возможность взыскать с государственного заказчика убытки. Согласно п. 4 ст. 450.1 ГК РФ сторона, которой предоставлено право на отказ от договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно. Пунктом 4 ст. 10 ГК РФ установлено право лица, чьи права были нарушены в результате злоупотребления правом другим лицом, требовать возмещения причиненных этим убытков. Разумно ли поступил заказчик, потратив около месяца на проведение аукциона с целью поиска контрагента, а найдя его, тут же расторгнул контракт? Как поступил заказчик дальше – объявил ли новую закупку с тем же объектом закупки? Какие аргументы сможет привести заказчик в суде? От ответов на эти вопросы зависит исход дела. Если добросовестность заказчика не подтвердится, суд может взыскать с заказчика убытки, понесенные исполнителем в связи с участием в закупке и заключением контракта. Рассчитывать на внесудебное взыскание убытков с заказчика не стоит.

В случае, если расторжение контракта по инициативе заказчика связано с ненадлежащим исполнением контракта исполнителем, то основания для взыскания убытков с заказчика отсутствуют. Таким образом, убытки с заказчика взыскать можно, но только в том случае, если причиной расторжения контракта не стали недобросовестные действия исполнителя.

В результате проверки антимонопольный орган вынес предписание о включении в положение о закупках заказчика пункта, определяющего срок, в течение которого договор по результатам конкурентной закупки не может быть подписан – не менее установленного ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 10-дневного срока. По мнению контролирующего органа несоблюдение этого срока нарушает права участников закупки на защиту своих интересов. Является ли это предписание правомерным?

С точки зрения ВС РФ, включение в положение о закупке условия, позволяющего заключить договор ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган, нарушает положение ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о защите конкуренции (п. 12 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержден Президиумом ВС РФ 16 марта 2016 г., далее – обзор о рассмотрении дел о защите конкуренции). ВС РФ указал также, что разрабатываемое положение о закупках не только не должно вступать в противоречие с законом о защите конкуренции, но и, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов (абз. 16 п. 12 обзора о рассмотрении дел о защите конкуренции). С учетом изложенного представляется разумным внести изменения в положение о закупке, установив 10-дневный мораторий на заключение договора со дня размещения в единой информационной системе протокола о результатах закупки.

Вместе с тем, перечень возможных предписаний, выдаваемых ФАС России (в том числе ее территориальными управлениями) и обязательных для исполнения, содержится в п. 2 ч. 1 ст. 23 закона о защите конкуренции. По смыслу указанной нормы, у антимонопольного органа отсутствует право возлагать на юридические лица дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, вмешиваться без надлежащих на то оснований в его хозяйственную деятельность, поэтому полагаю, что в данном случае предписание ФАС России неправомерно в связи с отсутствием в действующем законодательстве требования о включении в положение о закупке срока, в течение которого договор не может быть заключен.

20 января заказчик заключил контракт с победителем электронного аукциона. В процессе исполнения контракта выяснилось, что контрагент 10 марта был внесен в реестр недобросовестных поставщиков другим заказчиком. Является ли внесение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения госконтракта основанием для его расторжения?

По буквальному смыслу ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ включение сведений об участнике закупки в РНП на стадии исполнения контракта является основанием для обязательного расторжения с ним контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика. Согласно этой норме заказчик обязан расторгнуть контракт всякий раз, когда на стадии исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) перестает соответствовать требованиям извещения и документации о закупке. Так, если в документации и извещении было установлено требование об отсутствии в РНП, а контрагент попал в РНП, значит, он не соответствует документации и контракт надо расторгать. Аналогично, если в документации и извещении о закупке было установлено требование о наличии лицензии, а ее аннулировали – значит, контрагент заказчика уже не соответствует документации и контракт также подлежит расторжению.

Однако ФАС России придерживается иной позиции. По мнению ведомства включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика (письмо ФАС России от 6 августа 2015 № АЦ/40483/15).

Судебная практика по этому вопросу склоняется к позиции ФАС России. Так, по логике судей, ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно при недобросовестности действий поставщика, позволивших ему стать победителем на этапе определения поставщика, то есть до заключения контракта, и не распространяет свое действие на отношения сторон контракта при возникновении каких-либо обстоятельств после заключения контракта в период его исполнения, которые не могли повлиять на определение поставщика. То есть включение поставщика в РНП уже в ходе исполнения не является основанием для расторжения контракта (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2015 г. № 17АП-17332/2014-АК по делу № А60-35762/2014).

Поэтому наиболее разумным было бы согласиться с мнением ФАС России и судей.

Участник запроса котировок направил заказчику предложение о цене контракта, равное 0 руб. 0 коп. Вправе ли заказчик отклонить такую заявку?

В соответствии с п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Ни в Законе № 44-ФЗ, ни в подзаконных актах к нему нет никаких указаний на то, что договор (контракт) по своему существу может быть безвозмездным (в том числе и из вопроса не следует, что существуют какие-либо основания для заключения безвозмездного договора). По смыслу ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракте обязательно должна быть указана цена. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ котировочная заявка должна содержать предложение о цене контракта. Цена контракта, исходя из п. 3 ст. 423 и п. 1 ст. 424 ГК РФ, также не может быть равной нулю.

Таким образом, участник, подавший заявку с нулевой ценой фактически не сделал предложение о цене контракта, поэтому его заявка должна быть отклонена на основании ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ: котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ.

В то же время, судебная практика по аналогичным ситуациям неоднозначна: отдельные суды считают нулевую цену приемлемой (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2016 г. № 13АП-32328/2015 по делу № А56-47083/2015). Другие – наоборот, считают, что нулевая цена не является предложением о цене и такие заявки должны отклоняться (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 г. № 17АП-6848/2015-АК по делу № А60-1351/2015).

При этом, на мой взгляд, наиболее обоснованной является вторая позиция.

Заказчик в начале года заключил государственный контракт на оказание услуг по теплоснабжению на сумму 950 тыс. руб. Однако фактически на момент окончания действия контракта услуги были оказаны лишь на 600 тыс. руб. Закон № 44-ФЗ позволяет изменять цену контракта только в пределах 10% (п. «б» ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Может ли заказчик оплатить только ту часть услуг, которая была фактически оказана?

Да, следует оплатить часть услуг, которая фактически оказана, а затем подписать соглашение о расторжении контракта. Это допускается сделать на любой стадии исполнения контракта независимо от причин в соответствии с частью 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подписание соглашения о расторжении контракта прекращает обязательства вытекающие из контракта, а не изменяет их, поэтому нарушения правила, установленном п. «б» ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ – о 10%-ом максимуме, не произойдет.

Одним из пунктов заключенного контракта, согласно извещению об осуществлении закупки, является условие о его раздельном финансировании – часть средств перечисляется исполнителю из федерального бюджета, а другая часть – из внебюджетных источников. В ходе исполнения контракта исполнителю были перечислены бюджетные средства в полном объеме. Однако на внебюджете на момент исполнения контракта средств не оказалось. Вправе ли заказчик выплатить недостающую часть причитающихся исполнителю средств за счет средств бюджета?

Да, заказчик вправе произвести такую оплату, поскольку исполнителю по контракту безразлично, какой источник финансирования использовал заказчик. Изменение источника оплаты не является изменением условий контракта. Больше того, если заказчик не произведет оплату, то у исполнителя возникнет право требовать оплаты, в том числе в суде, а в ходе исполнения судебного акта, деньги будут списываться из денежных средств заказчика согласно правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ – в отношении бюджетополучателей, или со счета, который назовет сам заказчик – в отношении бюджетных учреждений, так как согласно п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетное учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе).

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий

Заказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.

Заказчики по 223-ФЗ:

  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • публично-правовые компании;
  • естественные монополии;
  • автономные учреждения;
  • ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
  • компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
  • бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
  • федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.

Заказчики по 44-ФЗ:

  • государственные и муниципальные органы власти;
  • Росатом и Роскосмос;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные казённые учреждения;
  • бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Участники

Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.

Преимущества для субъектов МСП

Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.

По 44-ФЗ:

  • минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
  • разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
  • размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).

По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:

  • минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
  • обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.

Виды процедур

44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

Виды процедур по 44-ФЗ:

  • конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
  • запрос котировок, в том числе в электронной форме;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.

Площадки

Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.

Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:

  • реестр контрактов/договоров;
  • планы закупок;
  • положения о закупках согласно 223-ФЗ;
  • нормативно-правовые акты.

Порядок проведения закупок

44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом

В закупках по 44-ФЗ:

  1. Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
  2. Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
  3. Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
  4. Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.

В закупках по 223-ФЗ:

  1. Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
  2. Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
  3. Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
  4. Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.

Контракт (договор)

По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом. Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.

Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.

Обжалование

44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.

В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается. Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.

Практическое применение 44-ФЗ и 223-ФЗ

Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее. Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы. Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции». Поэтому нормативное регулирование закупок по 223-ФЗ только этим законом не ограничивается, в отличие от 44-ФЗ.

Что писать в наименовании объекта закупки по 44‑ФЗ

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.часов

Как составляется наименование объекта закупки

Ранее заказчики могли по своему усмотрению составлять наименования объектов закупок. Никаких требований не предъявлялось. С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 44-ФЗ. С этого момента, наименование закупаемого объекта должно выбираться в соответствии с каталогом товаров и услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ). Обязанности по составлению такого каталога и актуализации информации в нем возложены на федеральный орган исполнительной власти.

Каталог товаров работ и услуг представляет собой хранилище шаблонов, которые помогут заказчику составить наименование приобретаемого объекта. Каждый шаблон содержит код каталога, наименование объекта, перечень характеристик, а также иную сопутствующую информацию.

Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара «Описание объекта закупки по 44-ФЗ: что нужно знать с учетом последних изменений»:

«Каталог, как бы хорош не был, на сегодняшний день — инструмент половинчатый. К сожалению, в него включена очень маленькая часть потенциальных потребностей заказчика. Но нужно понимать, что полноценно каталог заработал с января 2017 года, поэтому еще будет пополняться.

Если ваша потребность уже включена в каталог товаров, работ, услуг, то нужно взять наименование из каталога товаров, работ, услуг. Это ваша обязанность. Если наименования там нет, то можно прибегнуть к помощи разнообразных классификаторов, стандартов, справочников. Каталог базируется на ОКПД 2, там мы можем найти важную информацию, которая поможет назвать наш объект закупки. Любые другие классификаторы, в том числе, международные, стандарты, справочники — тоже могут помочь. Если вы нигде не нашли информации, не забывайте о принципе разумности и понятности. Наименование объекта закупки не должно быть слишком общим, например, наименование «оборудование». Но в то же время наименование объекта не может быть слишком длинным, слишком детальным. Не надо пытаться половину ТЗ пытаться впихнуть в описание объекта закупки. Если приобретается сразу несколько товаров, то целесообразно в наименовании указывать группу, а не расписывать все изделия, например, «Поставка канцелярских принадлежностей и офисной бумаги». Для монозакупки, наоборот, предпочтительным оказывается указание конкретной продукции, например, «Поставка легкового автомобиля». Это позволит потенциальным поставщикам быстрее отыскать необходимые ему тендеры, что обеспечит полноценную конкуренцию и заключение контракта на выгодных для заказчика условиях.

Если мы называем свою потребность так, что поставщику не понятно, что же мы покупаем, мы существенно снижаем привлекательность своей закупки.

Когда мы придумываем каверзное наименование объекта закупки, мы рискуем: запутаться в наименованиях и использовать в разных документах разные наименования, либо в одном документе. Кроме того, разумное наименование нам необходимо для того, чтобы мы могли помочь заказчикам формировать НМЦ (мы можем пользоваться реестром контрактов как источником ценовой информации). И, зачастую, разумное наименование предопределяет параметры, которые мы будем использовать при описании потребности, например, к какому коду классификатора мы отнесем, как назовем, так и будем закупать: и с точки зрения способов, и с точки зрения требований к участникам процедуры, и с точки зрения применения национального режима».

Наименование закупаемого объекта должно быть указано во всех основных документах:

  1. План-график. Прописывается не только само наименование, но и описание закупаемого объекта (ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). При этом сокращать информацию запрещено. Она должна быть указана в полном объеме.
  2. Извещение. Наименование прописывается в шапке извещения и в его тексте. Это позволит быстро находить необходимую процедуру.
  3. Документация о закупке. Прописывается независимо от типа закупочной процедуры, в том числе и закрытого типа.

В последствии наименование приобретаемого объекта должно быть указано и в заключаемом контракте.

На что обратить внимание

Запомните, запрещено размещать в ЕИС извещения, наименование приобретаемого объекта в которых не совпадает с планом-графиком (ст. 21 ч. 12 Закона № 44-ФЗ). Сначала необходимо внести корректировки в план-график, указав соответствующий ОКПД2, и только спустя 10 десять дней после этого можно будет проводить закупку. Если заказчик провел закупку, наименование которой не совпадает со сведениями из план-графика, то последует штраф: для должностного лица он составит 15 тысяч рублей, а для юридического — 50 тысяч рублей.

Иногда недобросовестные заказчики пытаются исказить наименование закупаемых объектов, чтобы потенциальные поставщики не смогли отыскать в ЕИС закупку. Делать это категорически запрещено, так как это явное ограничение конкуренции. За это заказчик тоже будет привлечен к ответственности. Поэтому необходимо быть предельно внимательными при составлении наименований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх