Куперс

Бухучет и анализ

Отпуск по рецептам приказ

С 22 сентября в России не продают антибиотики без рецепта. Так гласит приказ Минздрава. Но на деле продажа таких лекарств выглядит иначе

Фото: Imago/TASS

Россияне все чаще стали сталкиваться с тем, что им не продают некоторые препараты, если рецепта нет или он оформлен неправильно. Аптеки ссылаются на новый приказ Минздрава, который уточняет порядок продажи таких медикаментов.

Правда, эксперимент Business FM показал, что пока еще можно купить лекарства без рецепта, даже если он должен быть. Осень, дожди, простуда. Ничего нового: это повторяется из года в год. Только вот сегодня купить препараты для лечения этой самой простуды стало непросто. С начала октября в соцсетях появляются сообщения о том, что аптеки требуют рецепты на антибиотики.
Столкнулся с этим и обозреватель Business FM Иван Медведев.

Иван Медведев обозреватель Business FM «У меня заболела жена. Она вызвала врача на дом. Врач выписал антибиотики, в частности, препарат «Амоксиклав». Но выписала врач его просто на бланке больницы, то есть это не является полноценным рецептом, что, как я случайно узнал, теперь имеет принципиальное значение. Я пошел в аптеку, где мне сказали, что с 22 сентября аптеки не имеют права отпускать антибиотики без рецепта врача, то есть антибиотики они могут отпустить, только поменяв их на рецепт».

Другому обозревателю Business FM повезло больше. В другой аптеке ему готовы были продать тот же самый препарат просто так, безо всякого рецепта.

Михаил Сафонов обозреватель Business FM «Вы для себя?» Я говорю: «Да». Она мою комплекцию оценила, сказала: «Вам 500 миллиграммов». Я говорю: «Хорошо, а рецепт нужен?» Она на меня строго посмотрела и говорит: «Вообще-то, рецепт нужен!» Я говорю: «А у меня нет». Она говорит: «А как вы его покупаете? Что вам врач ваш сказал?» А я говорю: «А мне врач ничего не сказал, потому что врач — это мой друг». Она говорит: «Ну, если ваш друг берет на себя ответственность, то, пожалуйста, покупайте».

В аптечном пункте в супермаркете, рядом с редакцией Business FM, проблем с покупкой антибиотиков тоже не возникло. Почему аптеки не требуют рецепта, когда должны это делать, никто объяснить не смог. Возможно, не боятся штрафов, хотя за такие нарушения можно попасть даже на приостановку лицензии на три месяца. Тем не менее, факт остается фактом.

На самом деле, аптеки и раньше не имели права продавать рецептурные препараты без официального рецепта. А приказ Минздрава, вступивший в силу 22 сентября, просто уточняет правила их отпуска. В частности, так называемый разовый рецепт аптека теперь оставляет у себя после того, как продала по нему лекарство. Для чего это делается, объясняет исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.

Нелли Игнатьева исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей «Если лекарственных препаратов по всем документам аптека получила десять, а в остатке у нее пять — мы это фиксируем, это отдельные учетные документы — следовательно, должно быть пять рецептов, причем, правильно выписанных рецептов. Если в рецептах что-то неправильно выписано, опять-таки это нарушение. В системе в этой задействованы врач, пациент, аптека, а ответственность за все нарушения почему-то на сегодняшний момент только возлагаются на аптеку. А на самом деле проблема — совершенно в другом. У нас врачи перестали выписывать рецепты и, соответственно, запутали всех пациентов, а пациенты почему-то не требуют своих прав выписки рецепта».

Официальный рецепт должен быть выписан на бланке установленного образца, с печатью, с указанием международного непатентованного наименования препарата латынью. Использование конкретных торговых наименований допустимо, если у препарата нет аналогов. Почему врачи нарушают эти правила, Business FM рассказал глава ГБУ НИИ Организации здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов.

Давид Мелик-Гусейнов директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента «Всего 10% приходят с какими-то рекомендациями и примерно половина от этих 10%, то есть всего 5% населения, приходят с правильно оформленными рецептами. Врачи, конечно, стремились не выписывать рецепты, потому что любой рецепт с печатью и подписью — это официальный документ. Документ, который можно предъявить в судебной инстанции, документ, который можно предъявить исполнительной власти, чтобы они провели соответствующие проверки. Поэтому медицинские работники, врачи очень часто уходили от обязанности выписать официальный рецепт».

Аптеки, кстати, тоже самовольничают. Они обязаны возвращать покупателям так называемые многоразовые рецепты сроком действия до года, в которых назначаются препараты для лечения хронических заболеваний. При этом аптека должна сделать в таком рецепте отметку о продаже лекарства. Но иногда такие рецепты тоже пытаются изымать. Минздрав хотел навести порядок с продажей лекарств по рецепту. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Людмила Лапа врач-терапевт «Ни к чему хорошему это не может привести, потому что антибиотики сейчас — вот, я, например, сегодня выписала, а девушка говорит, что ей не нужен рецепт. Она даже не попросила, потому что ей сказали, что купит, никаких проблем. То есть у нее есть какая-то аптека рядом, которая все выдает. И вот, кто прав, кто виноват, это очень сложно определить. Неразбериха, на самом деле, существует. Это факт неоспоримый».

На вопрос, что делать, если вам не продали лекарство, пока есть два ответа. Либо идите к врачу и требуйте, чтобы он выписал вам официальный рецепт, либо ищите аптеку, где рецепты не требуют. Как показал наш эксперимент, их еще можно найти.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Что представляет собой требование-накладная М-11? В статье рассмотрим, для чего необходим документ, на основании чего составляется, как оформляется, сколько хранится. Все образцы бланков, упомянутые в статье, можно скачать.

Требование-накладная (форма М-11) является внутренним документом организации — ее не передают ни покупателю, ни поставщику. Все движения материалов в организации: между отделами, от сотрудника к сотруднику — сопровождаются оформлением этого документа.

ВАЖНО! Унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а, не являются обязательными, на основании требований закона № 402-ФЗ. Организация может закрепить формы первичных учетных документов в учетной политике. Исключение составляют унифицированные формы, обязательные к применению на основании федеральных законов и нормативных актов.

Унифицированные формы для организаций госсектора определены в приказе Минфина от 30.03.2015 № 52н, в котором указана форма требования-накладной (ОКУД 0504204). Это означает, что организации госсектора должны применять только форму 0504204.

ВАЖНО! Если в организации предусмотрены ограничения на отпуск ТМЦ, то для этого предусмотрен бланк лимитно-заборных карт М-8, скачать который можно внизу статьи. В М-11 содержится следующая информация:

  • наименование ТМЦ;
  • отправитель (структурное подразделение или отдел, ОКВЭД вида деятельности);
  • получатель (структурное подразделение или отдел, ОКВЭД);
  • счет (субсчет) бухгалтерского учета (отправителя, получателя);
  • количество ТМЦ;
  • стоимость.

Передача ТМЦ может осуществляется в случаях:

  • возврата остатков на склад (неиспользованных в процессе производства ТМЦ);
  • возврата на склад брака (отходов производства);
  • выдачи материалов со склада ответственному лицу;
  • перемещения между складами и т.д.

Когда составляется М-11

Рассмотрим движение товара внутри организации.

ТМЦ поступает на склад, и кладовщик оформляет документ, отражающий поступление: например, приходный ордер М-4 (форма по ОКУД 0315003). Данные также отражаются в карточке учета материалов, например, в форме М-17 (ОКУД 0315008) (бланки М-4 и М-17 можно скачать ниже).

Далее товар хранится на складе до момента отгрузки. Отгрузить товар кладовщик может как контрагентам (поставщикам, покупателям), так и внутренним пользователям (работникам, собственникам, учредителям).

Если возникла необходимость отгрузить товар внутри компании, то в этом случае оформляется накладная М-11. Основанием для оформления требования-накладной является затребование материальных ценностей, находящихся на складе.

Распечатать накладную следует в трех экземплярах:

  • один хранится у отправителя;
  • второй передается в бухгалтерию;
  • третий экземпляр находится на складе.

Реквизиты и порядок заполнения

Рассмотрим порядок заполнения М-11. Оформляет накладную работник подразделения, где хранится ТМЦ, и указывает:

  • дату составления;
  • структурные подразделения отправителя и получателя;
  • данные о ТМЦ (наименование, номенклатурный номер, единицу измерения, количество);
  • в случае применения системы кодирования операций — соответствующий код.

Данные о ТМЦ может также заполнить лицо, отвечающее за выпуск продукции.

Документ внутренний, поэтому подписывают его только ответственные за осуществление операции работники — материально-ответственные лица (далее — МОЛ). Работник склада контролирует, чтобы присутствовала подпись принимающего или передающего, а также лица, через которое производится передача. МОЛ обязательно должны указать ФИО и должность.

После этого бухгалтер заполняет графу «корреспондирующий счет» и указывает стоимостные показатели ТМЦ.

Требование накладная, форма 0504204, образец заполнения

Сроки хранения накладной

После обработки сведений из М-11 бухгалтером должны быть обеспечены его архивация и хранение. Хранить архив можно не только в организации, но и в государственном или частном архиве. Поскольку требование-накладная является первичным документом бухгалтерского учета, то срок хранения не может быть менее срока, указанного в ст. 29 закона № 402-ФЗ — не менее 5 лет после отчетного года.

ВАЖНО! П. 4 ст. 283 НК РФ предусматривает более длительный период хранения для документов, подтверждающих убытки предыдущих периодов.

Ответственность за составление и учет накладной

Несмотря на то что документ этот внутренний, он сопровождает движение ценностей, а лица, его подписавшие, являются материально ответственными. Если с имуществом произойдет что-то непредвиденное: кража, порча, прочая утрата, то ответственность МОЛ может быть вплоть до уголовной. Также на основании М-11 осуществляется складской и бухгалтерский учет. За корректное отражение учетных данных несут ответственность кладовщик и бухгалтер. Учетные данные используются для проведения инвентаризаций, а также входят в состав бухгалтерской и налоговой отчетности.

Ответственность за отсутствие документа предусмотрена ст. 120 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх