Куперс

Бухучет и анализ

Оценочные обязательства какой счет

Оценочное обязательство (ОО) — это имеющееся обязательство фирмы, исполнение которого неотвратимо настанет, при этом его величина или срок исполнения характеризуются неопределенностью. Признание оценочного обязательства, а в реальности его называют образованием резерва, является признанием затрат. По правилам бухгалтерского учета все расходы (фактические и потенциальные) обязательно должны отражаться в отчетности, иначе реальной картины о размере чистой прибыли достичь невозможно – прибыль будет завышена, а пользователи не получат правдивой информации о фактическом положении дел в компании.

Регламентирует обязанность признания ОО в бухучете ПБУ 8/2010, в налоговом учете резервы по ним не формируются.

Когда возникают оценочные обязательства

Подобные обязательства могут возникнуть по судебным решениям, заведомо убыточным договорам, в результате действий компании, когда создается уверенность в выполнении ею своих обещаний. К примеру, предстоящее закрытие филиала компании может повлечь увеличение расходов на выплату выходных пособий персоналу или расторжение договоров, по которым придется уплатить неустойку. При этом для формирования резерва на затраты по реструктуризации производства необходимо соблюдение условий:

  • имеется план действий, определяющий примерный объем затрат;

  • руководством началось осуществление этого плана – например, разосланы уведомления о предстоящем увольнении сотрудникам, письма о прекращении сотрудничества контрагентам.

Если фирме становится известно об убыточности заключенного договора, а расторжение грозит выставлением внушительного штрафа, то оценочное обязательство признается в наименьшей сумме – убытка от исполнения договора или штрафа при его расторжении. Создается резерв в месяце, когда устанавливается убыточность соглашения.

Пример

Компанией заключен договор на поставку выпускаемой ею продукции. Предполагаемая выручка – 2000 тыс. руб. В связи с изменившейся рыночной ситуацией (рост цен на сырье) фирмой проведена оценка, итогом которой стал вывод: себестоимость произведенной продукции составит 2500 тыс. руб. Исполнение условий соглашения не начаты. Неустойка за одностороннее расторжение означена в сумме 700 тыс. руб.

Такой договор считается заведомо убыточным, так как затраты по его реализации превысят планируемые доходы, а за прекращение договорных отношений фирма обязана выплатить 700 тыс. руб.

Поскольку убытки в этой ситуации неотвратимы, то оценочное обязательство будет признано в бухучете компании в сумме меньшего убытка – 500 тыс. руб. при выполнении договора (2500 — 2000), так как размер неустойки за расторжение — 700 тыс. руб.

Оценочные обязательства в бухгалтерском балансе

В бухучете ОО отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов»: начисление по кредиту, списание (погашение) – по дебету.

Записи:

  • по образованию резерва Д/т 20, 23, 25, 26, 44 К/т 96;

  • по его списанию Д/т 96 К/т 10, 76, 70, 90.

Корреспонденции счетов зависят от характера хозяйственной операции — погашение обязательств перед контрагентами фиксируется на счетах 10, 76, перед персоналом – сч. 70 и т.д.

Начисленные суммы резервов по ОО несложно найти в финансовой отчетности. Оценочные обязательства в балансе — это строка № 1430 в разделе долгосрочных обязательств и строка№ 1540 в блоке краткосрочных.

Долгосрочные и краткосрочные оценочные обязательства в балансе: строки 1430 и 1540

Активы и источники фиксируются в балансе в зависимости от периода обращения. Не стали исключением и резервы по созданным ОО. Строка 1430 баланса отражает наличие оценочных обязательств, погашение которых растянуто во времени и не наступит в ближайшие 12 месяцев. Если же погашение ОО предполагается в течение года, то сумма резерва по нему будет фигурировать в строке № 1540 баланса.

Компании необходимо самостоятельно определить признаки отнесения резерва по фактору срочности. Для этого следует организовать четкий аналитический учет на счете 96 отдельно по каждому обязательству, а в учетной политике предприятия указать степень существенности, применяемую в качестве критерия к раскрытию информации по каждому из обязательств.

Вернемся к примеру, представленному выше. Допустим, что компания начала выполнение договоренностей, создав в октябре 2018г. резерв в сумме 500 тыс. руб. и рассчитав, что погасить его удастся в течение года.

Проводка по начислению резерва – Д/т 20 К/т 96 на сумму 500 тыс. руб.

По завершении года сумма резерва отразится как краткосрочные оценочные обязательства в балансе по строке 1540. Соответственно, при установлении предприятием более длительного срока погашения (свыше 12 месяцев), сумма резерва отразится в 4-м разделе баланса в строке 1430.

Оценочные обязательства

Оценочные обязательства – это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком погашения.

Термин «оценочные обязательства» введен ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Он в целом аналогичен понятию резервов по МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

Оценочные обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Для отражения оценочного обязательства должны выполняться следующие условия:

1. В результате прошлых событий возникло обязательство, исполнения которого невозможно избежать.

Таким образом:

— обязывающее событие должно произойти до окончания отчетного периода;

— выполнения обязанности нельзя избежать в силу:

  • требований законодательства или обычаев делового оборота;
  • существование другой стороны, перед которой возникло это обязательство. Например, реструктуризация, о которой не объявлено, не приводит к возникновению оценочного обязательства. И, напротив, реструктуризация, о которой объявлено, приведет к возникновению оценочного обязательства (при соблюдении остальных условий признания), поскольку у работников возникнут обоснованные ожидания увольнения и получения компенсации, у покупателей возникнут обоснованные ожидания прекращения выпуска соответствующей продукции и получения неустоек в связи с досрочным расторжением договоров, т.е. после объявления появляется другая сторона (работники, покупатели), перед которой возникает обязанность.

2. Уменьшение экономических выгод, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно (уменьшение экономических выгод более вероятно, чем его отсутствие).

3. Может быть обоснованно оценена величина оценочного обязательства.

Оценивается сумма затрат, необходимых для погашения обязательства. Оценка производится на основании суждений руководства, прошлого опыта или мнения экспертов. ПБУ 8/2010, в отличие от МСФО (IAS) 37, требует документального подтверждения обоснованности оценки.

Требования к дисконтированию стоимости оценочного обязательства присутствует и в ПБУ 8/2010 и в МСФО (IAS) 37. При этом, если МСФО (IAS) 37 считает необходимым дисконтирование «когда влияние фактора времени на стоимость денег существенно», то ПБУ 8/2010 определяет более четкие критерии – если срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев, или меньший срок, установленный учетной политикой.

Примерами оценочных обязательств являются:

  • обязательства в связи с реструктуризацией;
  • обязательства по заведомо убыточным договорам;
  • обязательства по охране окружающей среды (например, обязательства по восстановлению окружающей среды после завершения добычи полезных ископаемых);
  • обязательства по выданным гарантиям, поручительствам и прочим обеспечениям в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым еще не наступили;
  • обязательства по гарантийным обязательствам в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг с гарантией;
  • обязательства по незаконченным на отчетную дату судебным разбирательствам и пр.

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

1Экономически обоснованное формирование себестоимости (финансового результата). 2Отражение информации по объему отложенных обязательств, требования по которым с высокой степенью вероятности будут предъявлены организации госсектора. 3 Сближение российских стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора с положениями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). В параграфе 16 МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» дано определение резерва как обязательства, неопределенного по величине или времени исполнения, а в параграфе 22 этого же стандарта указаны условия признания резервов.

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

где:

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

где:

n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

Дебет

Кредит

0 109 00 200

0 401 20 200

0 401 60 200

Формирование резерва

0 401 60 000

0 302 00 000

Признание расходов за счет резерва

Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений).

Оценочные обязательства предприятия

Отражение оценочных обязательств в бухучете является обязательным. Чаще всего бухгалтерами фиксируется резерв по оплате отпускных. Но это не единственный случай, когда нужно учитывать рассматриваемые обязательства. Фиксируются они только в отчетности. В налоговой декларации резервы фигурировать не будут.

Что собой представляет оценочное обязательство?

Оценочные обязательства (ОО) – это имеющееся обязательство предприятия, которое отличается неопределённой суммой или сроком осуществления. При его наличии необходимо создать резерв.

Если показатель не будет фигурировать в отчётности, это приведёт к завышению чистой прибыли. По этой причине бухгалтерская отчётность не даст объективных сведений о положении предприятия. Все это может привести к негативным последствиям: увеличение дивидендов и ухудшение финансового состояния организации.

Оценочные обязательства существенно отличается от прочих резервов. Рассмотрим примеры:

  1. Предприятие планирует ремонтировать оборудование, на это потребуются средства. Под них резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как ремонтные работы обязанностью организации не являются. Предприятие может передумать в осуществлении ремонта.
  2. Резерв также не нужно организовывать при наличии обычных обязательств. Предприятие заказало товар. Продукция пришла, однако компания не оплатила услуги контрагента. В данном случае резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как имеющаяся задолженность является кредиторской. Она не соответствует важному признаку оценочного обязательства – неопределенность суммы и сроков. В данном примере компания знает, сколько средств она должна и в какой срок их необходимо возвратить.
  3. Предполагаемые обязательства и оценочные резервы отличаются между собой. Последние представляют собой корректирование балансовых показателей активов, связанное с получением новых сведений. Оценочные резервы создаются при наличии сомнительных задолженностей, понижение стоимости МПЗ, снижение цен на финансовые вклады. Данные показатели не отражаются в балансе. Рассматриваемые же показатели будут зафиксированы в пассиве баланса.
  4. Резервы, которые создаются на основе нераспределенных доходов, также не будут отнесены к оценочным обязательствам.

При фиксировании ОО часто возникают затруднения. Для предупреждения ошибки важно отличать оценочное обязательство от других видов резервов.

Возникновение оценочных обязательств

Оценочные обязательства могут появиться вследствие следующих факторов:

  • Решения суда или договоренности с соответствующими условиями. К примеру, компания заключает со своими клиентами договор, по которому, в случае оказания услуг с недостаточным качеством, деньги будут возвращены. Обычно претензии у клиентов возникают, поэтому имеет смысл создать резерв. Это будут именно оценочные обязательства, так как существует высокая вероятность в их появлении, но точная сумма неизвестна.
  • Действия, не зафиксированные в юридических документах, но обязывающие компанию к определенным обязательствам. К примеру, магазин вывесил объявление о том, что он возвращает деньги покупателям, если купленная продукция окажется некачественной. Несмотря на то, что юридически это обязательство никак не оформлено, магазин несет его последствия в связи с публичным заявлением.
  • Сформирован резерв на проведение реструктуризации. Создавать его можно только при наличии следующих условий: имеется план реструктуризации, о процедуре уведомлены заинтересованные лица.
  • Был заключен заведомо невыгодный договор. Руководители предприятия уверены, что понесут в связи с ним убытки. ОО нужно отразить в бухучете в том же месяце, в котором оформлен договор.

Оценочные обязательства указываются в учете только при наличии условий:

  • Финансовые обязательства невозможно избежать. К примеру, компания арендует помещение, которое, по договору аренды, нужно отремонтировать. Пока ремонтные работы еще не проводятся, но избежать их не получится.
  • Вероятность возникновения расходов превышает 50%.
  • Есть сведения, которые позволяют оценить затраты на исполнение обязательства.

Для формирования резерва должны присутствовать все перечисленные условия. Если одно из них не выполняется, признается условное обязательство. Данный показатель не нужно фиксировать в учете. Он прописывается в пояснениях к отчету.

Учет оценочных обязательств

Оценочные обязательства фиксируются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отражаться сумма может как в перечне конкретных расходов (к примеру, траты на ремонт по гарантии»), так и в списке прочих расходов.

Проводки начисления ОО будут выглядеть следующим образом:

  • ДТ 20 (23, 25, 26, 44) КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»

Погашение обязательств будет отражено следующим образом:

  • ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 10, 76, 70, 90

Выбранные счета определяются проведенной операцией.

Предприятие участвует в судебных тяжбах. Ожидается, что ему придется выплачивать 80 000 рублей. Отражено это будет следующим образом:

  • ДТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»

Было получено решение суда. Расчеты предприятия не оправдались. Организации нужно будет выплатить 100 000 рублей. Операцию можно отразить следующим образом:

  • Погашение ОО: ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 76 «Расчеты с кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма операции: 20 000 рублей.
  • Сумма, которую нужно доплатить: ДТ 81 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» КТ 76, субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма, которую требуется доплатить: 20 000 рублей.

Все указываемые проводки должны быть подтверждены первичной документацией. Из учета можно ясно понять, какие именно операции были осуществлены.

Нужно ли отражать оценочные обязательства в налоговом учете?

Отсутствие сведений об ОО в налоговом учете – это не ошибка. Резервы можно не указывать, так как они не влияют на размер начисляемых налогов. Данная информация не потребуется налоговым органам. Зато она пригодится банковским учреждениям, к которым обращается предприятие, или его инвесторам.

Резюме

Оценочные обязательства предполагают создание резерва. Обязательства, чтобы они были признаны оценочными, должны соответствовать ряду условий. Главные признаки – невозможность определить точные суммы начислений и сроки их погашения. Обязательства должны быть неотвратимыми. К примеру, они появляются на основании договоров с сотрудниками. Если обязательство не отвечает установленным требованиям, то учитывается оно в другом порядке. ОО фиксируются только в бухучете. Указывать их в налоговой декларации не нужно, так как предполагаемые расходы на размер налогов не влияют. Их появление в учете является обязательным.

Закончился очередной налоговый период. Организации готовятся к сдаче годовой декларации по налогу на прибыль. Напомним, что согласно п. 4 ст. 289 НК РФ ее представление в налоговую инспекцию должно быть осуществлено не позднее 28 марта.

При расчете облагаемой базы за налоговый период необходимо учитывать следующее.

Налогоплательщики, которые в течение года формировали те или иные резервы, предусмотренные гл. 25 НК РФ, обязаны провести их инвентаризацию на 31 декабря. Цель такой инвентаризации – выявить сумму недоиспользования резерва или его перерасхода и скорректировать облагаемую базу.

В статье речь пойдет о резерве предстоящих расходов на оплату отпусков, порядок формирования и использования которого установлен ст. 324.1 НК РФ.

Отпускной резерв в учетной политике

Согласно п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете предстоящих расходов на оплату отпусков работников для целей налогообложения, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения, во-первых, принятый им способ резервирования, а во-вторых, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. 📌 Реклама Отключить

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с таких расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Что еще необходимо принять во внимание при составлении учетной политики?

В соответствии с п. 2 ст. 324.1 НК РФ расходы по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов по оплате труда соответствующих категорий работников.

Руководствуясь этой нормой, а также положениями п. 1 ст. 318 НК РФ, Минфин пришел к выводу, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какому виду расходов (к прямым или косвенным) относятся затраты на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, как в отношении работников, занятых в процессе производства, так и в отношении иных сотрудников организации, непосредственно не связанных с производственным процессом (Письмо от 16.09.2013 № 03-03-06/1/38134). Естественно, свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

📌 Реклама Отключить

Не возражают чиновники и против того, чтобы расчет процента отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков производился отдельно по каждому подразделению организации. При этом резерв формируется в целом по организации (Письмо от 07.12.2012 № 03-03-06/1/632).

Итак, организация предусмотрела в учетной политике для целей налогообложения, что на текущий налоговый период она будет формировать указанный резерв. Теперь необходимо определить процент ежемесячных отчислений в резерв.

Следуя положениям абз. 2 п. 1 ст. 324.1 НК РФ, можно представить расчет ежемесячного процента в виде формулы:

% = (Отпускплан + СВотпуск) / (ОТплан + СВОТ) × 100%, где:

ОТплан – предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда;

Отпускплан – предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков;

📌 Реклама Отключить

СВОТ, СВотпуск – страховые взносы, начисленные на соответствующие суммы.

На конкретном примере

Процент отчислений в резерв определен. Теперь необходимо ежемесячно умножать этот процент на сумму фактических расходов по оплате труда за месяц (с учетом страховых взносов). Полученный результат будет учитываться для целей налогообложения согласно п. 24 ст. 255 НК РФ.

При этом нужно следить, чтобы сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не превысила предельную сумму, установленную в учетной политике.

Пример1

Организация осуществляет деятельность по производству ювелирных изделий из недрагоценных материалов.

В декабре 2012 года было принято решение о формировании в 2013 году резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. В учетной политике для целей налогообложения было закреплено положение о создании такого резерва, установлена предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв.

📌 Реклама Отключить

На 2013 год организацией было запланировано, что расходы на оплату труда (без учета отпускных) составят 3 000 000 руб., на оплату отпусков – 264 000 руб.

Деятельность по производству ювелирных изделий из недрагоценных материалов (код по ОКВЭД 36.61) относится к девятому классу профессионального риска (Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденная Приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 625н). Следовательно, тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 1% (ст. 1 Федерального закона № 179-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Итого общая ставка страховых взносов равна 31% (22 + 2,9 + 5,1 + 1).

Рассчитаем ежемесячный процент отчислений в резерв.

Предполагаемая годовая сумма на оплату отпусков с учетом страховых взносов составит 345 840 руб. (264 000 руб. + 264 000 руб. × 31%). В учетной политике на 2013 год отражено, что предельная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на отплату отпусков равна 345 840 руб.

Предполагаемый годовой фонд оплаты труда с учетом страховых взносов – 3 930 000 руб. (3 000 000 руб. + 3 000 000 руб. × 31%).

Ежемесячный процент отчислений на 2013 год равен 8,8% (345 840 руб. /

3 930 000 руб. × 100%).

На основании этих расчетов налогоплательщиком составлена смета.

Размер ежемесячных отчислений в резерв в 2013 году отражен в таблице.

Месяц Фактические расходы на оплату труда, руб. Страховые взносы, руб.

(гр. 2 × 31%)

Сумма отчислений в резерв, руб.

((гр. 2 + гр. 3) × 8,8%)

Сумма резерва на конец месяца, руб.
1 2 3 4 5
Январь 290 000 89 900 33 431 33 431
Февраль 280 000 86 800 32 278 65 709
Март 290 000 89 900 33 431 99 140
Апрель 310 000 96 100 35 737 134 877
Май 280 000 86 800 32 278 167 155
Июнь 190 000 58 900 21 903 189 058
Июль 220 000 68 200 25 362 214 420
Август 210 000 65 100 24 209 238 629
Сентябрь 260 000 80 600 29 973 268 602
Октябрь 320 000 99 200 36 890 305 492
Ноябрь 360 000 111 600 40 348* 345 840
Декабрь 290 000 89 900 345 840
Итого 3 300 000 1 023 000 345 840

Сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не должна превысить 345 840 руб. (предельную сумму, установленную в учетной политике). Отчисления в резерв с января по октябрь составили 305 492 руб., поэтому в ноябре их величина равна 40 348 руб. (345 840 — 305 492). Соответственно, в декабре отчисления в резерв не производились. 📌 Реклама Отключить

Использование отпускного резерва

В соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда будут включаться отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, при этом величина фактически начисленных отпускных не имеет значения.

Расходы на оплату отпусков (включая предоставленные в счет неиспользованных отпусков прошлых лет) учитываются за счет средств сформированного резерва (Письмо Минфина России от 24.09.2010 № 03-03-06/1/617).

Кроме того, при формировании резерва учитываются страховые взносы, относящиеся к отпускным. Следовательно, их также необходимо списывать за счет резерва (см. Письмо Минфина России от 29.11.2010 № 03-03-06/4/116). Таким образом, «отпускные» страховые взносы не будут относиться к прочим расходам, как, например, взносы, начисленные на заработную плату.

📌 Реклама Отключить

Имейте в виду, что резерв используется только на оплату основного и дополнительного отпуска, использованного сотрудниками. Компенсацию за неиспользованный отпуск нужно сразу относить на расходы по оплате труда в соответствии с п. 8 ст. 255 НК РФ. На это указал Минфин в Письме от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29.

Отметим, что в данном письме речь идет о компенсациях при увольнении. Однако в п. 8 ст. 255 НК РФ говорится о денежных компенсациях за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ. Полагаем, что это могут быть и предусмотренные ст. 126 ТК РФ компенсации взамен части отпуска, превышающей 28 дней.

Отражение результатов инвентаризации резерва

В связи с тем, что в течение года за счет резерва налогоплательщик учитывает предполагаемые, а не действительные затраты на оплату отпусков, на конец года может получиться следующее:

📌 Реклама Отключить

– сумма, фактически перечисленная работникам в счет оплаты ежегодного отпуска, превышает сумму резерва;

– сумма резерва, отнесенная на расходы, больше фактических затрат организации.

Поэтому вполне естественно, что налогоплательщику вменяется обязанность провести инвентаризацию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (абз. 1п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Итоги инвентаризации необходимо оформить должным образом: составить акт или бухгалтерскую справку (в произвольной форме).

Отражение результатов инвентаризации для целей налогового учета зависит от того, будет ли организация в следующем налоговом периоде продолжать начислять резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Резерв в следующем налоговом периоде не создается

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 324.1 НК РФ при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму страховых взносов, по которым ранее не создавался указанный резерв. 📌 Реклама Отключить

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода (п. 5 ст. 324.1 НК РФ).

Иными словами, если налогоплательщиком принято решение не формировать резерв на следующий налоговый период, весь фактический остаток резерва включается в доходы (расходы)

📌 Реклама Отключить

Пример 2

Сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на отплату отпусков равна 345 840 руб. (см. пример 1).

В течение 2013 года работникам организации были начислены отпускные в размере 310 000 руб. Страховые взносы составили 96 100 руб. (310 000 руб. × 31%).

В конце года при инвентаризации резерва было обнаружено, что сумма фактически начисленных отпускных (вместе со страховыми взносами) превышает сумму резерва на 60 260 руб. (310 000 + 96 100 — 345 840). Таким образом, средств начисленного резерва недостаточно. Поэтому сумма превышения подлежит включению в расходы на оплату труда.

Пример 3

Сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на отплату отпусков равна 345 840 руб.

В течение 2013 года работникам организации были начислены отпускные в размере 250 000 руб. Страховые взносы составили 77 500 руб. (250 000 руб. × 31%).

В конце года при инвентаризации резерва было обнаружено, что сумма начисленного резерва больше, чем сумма фактически начисленных отпускных (вместе со страховыми взносами), на 18 340 руб. (345 840 — 250 000 — 77 500).

📌 Реклама Отключить

Сумма превышения подлежит включению во внереализационные доходы.

Резерв в следующем налоговом периоде продолжает создаваться

В случае если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на оплату отпусков на следующий налоговый период, на конец отчетного налогового периода организация может иметь определенный при инвентаризации остаток недоиспользованного резерва (Письмо Минфина России от 11.01.2013 № 03-03-06/1/4).

На основании п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из следующего:

– количества дней неиспользованного отпуска;

– среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка);

– обязательных отчислений страховых взносов.

📌 Реклама Отключить

Если по итогам инвентаризации сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска (определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года) (НО) превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года (ОНР), то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. То есть если НО > ОНР, разница = расходы на оплату труда.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов. То есть если НО < ОНР, разница = внереализационный доход.

📌 Реклама Отключить

Пример 4

Воспользуемся данными примера 3, согласно которому сумма недоиспользованного резерва составила 18 340 руб.

Один из работников организации не полностью отгулял очередной отпуск: вместо 28 календарных дней только 10. Средний дневной заработок этого работника для оплаты отпуска равен 1 000 руб.

Таким образом, НО (23 580 руб.) > ОНР (18 340 руб.). Разница в размере 5 240 руб. (24 300 — 18 340) будет учтена в расходах на оплату труда.

Пример 5

Воспользуемся данными примера 4. Работник из 28 календарных дней отгулял 18.

📌 Реклама Отключить

Неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года (Письмо Минфина России от 11.01.2013 № 03-03-06/1/4). Уточнение резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение налогового периода (на конец каждого отчетного периода) не производится (Письмо МНС России от 18.08.2004 № 02-5-11/142@).

При проведении инвентаризации резерва на оплату отпусков на практике нередко возникает вопрос относительно того, как правильно посчитать неиспользованные отпускные дни. Здесь возможны два подхода. Первый: следует учитывать планируемое количество дней отпуска в расчете за год, которое сравнивается с количеством фактически использованных дней отпуска за год. Второй: следует учитывать все дни неиспользованного отпуска по состоянию на 31 декабря отчетного года, в том числе неиспользованные дни отпуска за прошлые годы.

📌 Реклама Отключить

Минфин придерживается первого подхода (Письмо от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45507), в арбитражной практике есть примеры второго подхода.

Например, в Постановлении ФАС ПО от 07.02.2012 № А65-6806/2011 налогоплательщик оспаривал решение налоговой инспекции, которая сделала вывод, что отражение расходов по созданию резерва по отпускам необоснованно, и доначислила налог на прибыль порядка 1,7 млн руб.

По мнению налоговиков, налогоплательщик неправомерно произвел уточнение резерва на предстоящую оплату отпусков работникам исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем неиспользованным отпускам сотрудников с начала деятельности организации.

Однако судьи, проанализировав положения п. 4 ст. 324.1 НК РФ, указали: из содержания данной нормы законодательства не следует однозначно вывод, что речь идет именно об отпусках, подлежащих предоставлению за текущий отчетный год.

📌 Реклама Отключить

В соответствии со ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Статьями 122 – 124 ТК РФ установлена обязанность работодателя предоставить работнику ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом законом предусмотрена возможность переноса этого отпуска, а также установлен запрет на непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Следовательно, под неиспользованными отпусками в соответствии со ст. 324.1 НК РФ понимаются неиспользованные отпуска как в отчетном году, так и в предыдущих годах.

Несколько слов о бухгалтерском учете

Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в налоговом учете является правом налогоплательщика, в отличие от бухгалтерского учета: в нем организации должны создавать такой резерв. 📌 Реклама Отключить

Отметим, что прямого указания на создание подобного резерва в нормативных документах по бухгалтерскому учету не содержится. Однако из анализа норм ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» следует, что обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством РФ являются оценочными обязательствами. Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении условий, установленных п. 5 ПБУ 8/2010 (см. письма Минфина России от 19.04.2012 № 07-02-06/110, от 26.04.2011 № 07-02-06/64). Согласно п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также (при необходимости) мнений экспертов.

📌 Реклама Отключить

По причине отсутствия в бухучете четких правил для создания резерва (даны лишь общие принципы учета оценочных обязательств) многим организациям было бы проще формировать такой резерв по правилам для налогового учета. Это позволило бы сблизить два учета, и как следствие, отпала бы необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Поэтому вполне естественно, что налогоплательщиков волнует вопрос, могут ли они вести бухгалтерский учет резервов на оплату отпусков по правилам НК РФ (ст. 324.1 НК РФ), прописав данное решение в своей учетной политике. К сожалению, чиновники Минфина, отвечая на него в Письме от 03.05.2012 № 03-03-06/1/222, ограничились лишь ссылками на вышеперечисленные нормы: порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций установлен ПБУ 8/2010, в налоговом учете создание резервов на оплату отпусков регулируется ст. 324.1 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Полагаем, что при соблюдении положений п. 16 ПБУ 8/2010, исходя из которого организация должна обеспечить документальное подтверждение обоснованности величины оценочного обязательства, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков при необходимости может формироваться в бухгалтерском учете на условиях, предусмотренных ст. 324.1 НК РФ.

  • Здесь и далее подразумеваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  • Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые взносы в 2013 году уплачивались в порядке и по тарифам, которые установлены данным документом (см. Федеральный закон от 03.12.2012 № 228-ФЗ).
  • Направлено Письмом ФНС России от 12.12.2012 № ЕД-4-3/21167@
  • Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н.
  • Согласно п. 3 ПБУ 8/2010 данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.
  • Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх