Куперс

Бухучет и анализ

Ответственность главного бухгалтера 2018

Содержание

Действующие штрафы для ведущих бухгалтеров и руководства компаний за нарушение принципов постановки ведения бухучета планируется в этом году пересмотреть в сторону увеличения. Проведем обзор ответственности за ошибки и несдачи отчетности, намеренное искажение данных, ведение двойной бухгалтерии для уменьшения налогов. Чем грозит невнимательность – бухгалтеру и желание «оптимизировать» налоговое бремя – главе фирмы?

Виды нарушений

Непредставление бухгалтерской отчетности обойдется юридическому лицу в 200 рублей за каждую форму, не поданную в налоговый орган вовремя (ст. 126 Налогового Кодекса РФ), а должностные лица дополнительно будут оштрафованы по п.1 ст.15.6 КоАП РФ за каждый факт своей «забывчивости» до 500 рублей.

  • 10 000 рублей при однократном допущении такого просчета;
  • при повторе в рамках одного налогового периода – 30 000 рублей;
  • занижение налогооблагаемой базы — взыскание штрафа в 40 000 рублей (или 20% от недоимки).

Основанием для взыскания таких штрафов становится дважды допущенная в течение года оплошность в отражении любых хозяйственных операций, финансовых потоков, активов/пассивов в отчетности, регистрах налогового учета и на счетах бухучета. Причем нарушением признается, как несвоевременное, так и неправильное их отображение.

Налоговая ответственность также наступает и при нехватке счет-фактур и первичных документов и других бланков строгой отчетности.

В рамках административной ответственности грубым признается такое нарушение правил бухучета, последствиями которого являются:

  • уменьшение на 10% и более начисленного налога (сбора);
  • отклонения на 10% и более в любой из строк бухотчетности.

За допущенные искажения административное наказание понесут должностные лица: руководитель компании и ее главный бухгалтер.

Законопроект от МинФина предлагает с 2016 повысить административное взыскание (ст. 15.11 КоАП РФ) в несколько раз:

  • минимальный размер штрафа – с 2 000 до 5 000 рублей;
  • максимальный размер штрафа – с 3 000 до 10 000 рублей;
  • за повторное совершение правонарушения вводится штраф до 20 тысяч рублей или же на 1-3 года ответственный сотрудник будет дисквалифицирован.

Причем предлагается дополнительно увеличить срок привлечения к ответственности за эти деяния с 3 месяцев до 2 лет.

Как уйти от наказания: освобождение от ответственности за нарушения при ведении бухучета

Должностным лицам все же предоставляется попытка уйти от наказания за грубое нарушение, если смогут «обелить» себя следующими способами:

  • внести соответствующие поправки в отчетность до того момента, как она будет утверждена;
  • подготовить «уточненку» с правильными расчетами и одновременно оплатить ту самую недоимку по налогам, которая возникла в результате нарушения, а также все сопутствующие пени.

При неукоснительном соблюдении правил и корректном применении бухгалтерского учета, а также принципов грамотной подготовки и своевременной сдачи всей отчетной документации, штрафных санкций удастся избежать. Внимательное отношение к цифрам и документам особо важно сейчас – в свете предстоящего ужесточения наказания за нарушения в этой сфере. Имеются и возможности легально избежать наказания, чем и надо активно пользоваться проштрафившемуся бухгалтеру. Если вы смотрите порно, то знаете что никто (включая вас самих) не любит секс в презервативе , но в европейском порно — это обязательное условия съемок.

Не можете справиться самостоятельно? Группа компаний «Аудит А» предоставляет услуги для юридических лиц и предпринимателей по аутсорсингу в сфере бухучета – все от постановки и ведения до восстановления учета в любых сложных ситуациях. Наши специалисты помогают исключить вероятность нарушений и штрафов, а при необходимости – вносят нужные исправления и освобождают вас от ответственности за допущенные ошибки.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».

Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.

Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Срезы сведений по представляемым данным бухгалтерского учета (БУ) позволяют контролирующим органам делать выводы о состоянии финансовой дисциплины и примирительности к требованиям законодателя. Несвоевременная сдача положенной отчетности в объеме и необходимом качестве накладывает на предприятие бремя ответственности. Компания может получить штрафы, предписания и даже попасть под незапланированную проверку налоговыми органами.

Виды ответственности за нарушения в отношении БО

Низкий уровень отчетной дисциплины в российском законодательстве рассматривается как экономическое нарушение. Попасть под уголовное преследование за такие деяния довольно трудно. Разве что за отсутствием отчетности могут скрываться более серьезные преступления, по которым деятельность руководителя предприятия может быть квалифицирована как незаконная банковская деятельность или укрывательство доходов с целью уклонения от уплаты налогов.

При этом согласно статье 120 Налогового Кодекса привлекаемые к ответственности за отсутствие отчетности не освобождаются от более серьезных упредительных мер по УК.

Предиктивным нормативом в отношении к грубым нарушениям требований ведения бухгалтерского учета является Федеральный Закон 2016 77. Конкретные меры к уклонистам приводятся в Кодексе об административных правонарушениях, например, административный штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей за грубые нарушения правил ведения БУ и в нашем случае представления отчетности.

Первичные наказания в статье норматива представлены в следующей градации:

  • Непредставление в установленные сроки отчетности, либо отказ от таких действий влечет наложение штрафа на граждан (предпринимателей) в размере от ста до трехсот рублей. За то же самое наказываются должностные лица компаний в размере от 300 до 500 рублей*;
  • Сведения, представленные в неполном объеме, которые стали причиной невозможности проведения налогового контроля, могут стать причиной наложения штрафа в размере от 500 до 100 рублей*;
  • Грубые нарушения, зафиксированные за предприятием в отчетном периоде, караются согласно статье 15.11 КоАП (размер штрафа выше).

Действующие штрафы

Вплоть до весны 2016 года почти все руководители предприятий, здраво оценивающих свои действия по уклонению от отчетов, держали наготове 3000 рублей. Как оказалось, на практике, порывы активных налоговых инспекторов могли упредить (оспорить) вполне себе компетентные бухгалтеры.

  • Для того чтобы рассмотреть суть нарушений, дело по отчетности согласно статье 15.11 КоАП теперь необходимо выносить на суд. По вердикту заседания руководители могут получить решение с требованием уплаты штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей. И это касается только тех случаев, по которым процедура рассмотрения правонарушения использовалась впервые.
  • За повторный проступок организация может быть оштрафована по двойному тарифу (от 10000 до 20000 рублей). Для отнесения проступка предприятия к категории повторных необходимо чтобы между первым и вторым нарушением прошло не более одного года.

Виды ответственности по-новому

Для того чтобы избежать крупных штрафов или приостановки деятельности предприятия, надо будет ка минимум принять меры к представлению уточненной декларации или исправлению ошибок до утверждения результатов финансовой или бухгалтерской отчетности. Стоит отметить, что ответственность за отсутствие сведений, подлежащих мониторингу, сегодня могут инициировать не только налоговые органы, но и представители Росстата.

В добавление к стандартной классификации правонарушений добавились следующие:

  • Отсутствие первичных документов или регистров учета;
  • Систематическое непредставление отчетности.

В обоих случаях предприятие пострадает минимум на 10000 рублей. Если подоплека нарушения в занижении налоговой базы, это приведет компанию к расходам на сумму не менее 40000 рублей (20 процентов от суммы налога).

Проводки по штрафам

Ведение бухгалтерии часто сопряжено с неприятными моментами.

  • Начисление штрафов за неуплату налога следует указывать на счете 99 с одновременным формированием бухгалтерской справки.
  • Корреспонденцию сумм, равно как и оплаты начетов следует указывать на счет 68.
  • Если предприятию приходят пени по налогам, их учитывают на счете 91.

При возникновении у бизнеса финансовых проблем ответственность перед кредиторами несет не только сама компания, но и ее первые лица. Причем административным преследованием дело может не ограничиться, в некоторых ситуациях отвечать придется личным имуществом. Речь идет о субсидиарной ответственности топ-менеджеров по долгам организации. В каких случаях привлекается к субсидиарной ответственности главный бухгалтер, рассказываем в нашем материале.

Понятие и виды субсидиарной ответственности

Сам термин пришел из латинского языка: «subsidiarus» в переводе означает «вспомогательный» или «резервный». Суть этого вида ответственности – взыскание задолженности с «дополнительных» обязанных лиц, если основной должник не удовлетворил требования кредиторов.

Субсидиарная ответственность бывает:

  1. Договорной, когда обязанности «резервного» должника прямо прописаны в договоре. Примером здесь может служить поручительство при выдаче кредита. Если заемщик по тем или иным причинам не платит, кредитор имеет право взыскать долг с поручителя.
  2. Внедоговорной, когда ответственность вытекает из требований законодательства. Лицо, к которому предъявляются требования, в данном случае должно иметь влияние на основного должника.

Именно к этой ситуации относится ответственность учредителей и руководителя компании. Субсидиарная ответственность главного бухгалтера применяется гораздо реже, но тоже возможна.

Субсидиарная ответственность руководителей и собственников компаний: когда наступает и как избежать

Условия применения субсидиарной ответственности

Особенностью субсидиарной ответственности является то, что кредитор имеет право взыскивать задолженность с «дополнительного» должника только, если не смог получить ее с основного (). Это важное отличие субсидиарной ответственности от солидарной, при которой кредитор может по своему желанию взыскать задолженность с любого из обязанных лиц.

Солидарная ответственность бухгалтера, руководителя или других ответственных лиц в общем случае не предусмотрена законом. Она может применяться только в особых ситуациях. Например, банки при кредитовании юридического лица иногда требуют, чтобы его руководители выступили в качестве поручителей. А условия договора поручительства в этом случае могут предусматривать и солидарную ответственность.

Применительно к организации полная невозможность взыскания – это отсутствие самого юридического лица, то есть его ликвидация. Но так как мы говорим о ситуации, когда компания «обременена» долгами, то ее ликвидация обычно связана с процедурой банкротства.

Поэтому именно в процессе банкротства компании чаще всего и встает вопрос о взыскании долгов с ее собственников или генерального директора. Субсидиарная ответственность главного бухгалтера при банкротстве тоже предусмотрена законом, но наступает далеко не всегда.

Взыскание долгов компании-банкрота с контролирующих лиц

Основным нормативным документом в этой сфере является

Ключевым в плане субсидиарной ответственности при банкротстве является понятие контролирующего должника лица (КДЛ). Указанное лицо может тем или иным образом управлять деятельностью компании-банкрота. Следовательно, если доказана недобросовестность КДЛ, то убытки кредиторов подлежат возмещению за его счет.

Увольнение КДЛ с должности в данном случае ничего не меняет. Кредиторы могут инициировать процедуру взыскания в течение трех лет после банкротства. А сами нарушения, являющиеся основанием для привлечения к ответственности, могут быть допущены в течение 10 лет до подачи заявления ().

Изменения, внесенные в 2017 году в закон № 127-ФЗ, существенно ухудшили положение всех ответственных лиц при банкротстве. Появилась даже , полностью посвященная взысканию задолженности с КДЛ.

Особенного внимания в этой связи заслуживают статьи 61.10 и 61.11. Первая из них дает определение контролирующих должника лиц. Для нашей темы здесь важно, что руководитель является КДЛ «по умолчанию» ().

возлагает на КДЛ обязанность самому доказывать свою невиновность. Вместе с рассмотренными выше положением это, по сути, означает презумпцию вины руководителя компании при нарушении прав кредиторов. А вот субсидиарная ответственность бухгалтера должна быть доказана заявителем, т.к. он только «может» являться КДЛ (пп.3 п. 2 ст. 61.10 закона № 127-ФЗ).

Например, в пп. 2 п. 2 ст. 61.11 закона № 127-ФЗ предусмотрено нарушение, относящееся именно к «бухгалтерской» сфере, а именно — отсутствие или существенное искажение финансовых документов.

Важно!

Не следует забывать, что за ведение бухучета и хранение бухгалтерских документов отвечает руководитель компании (п. 1 ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»).

Поэтому судебная практика в основном содержит случаи отказов в привлечении главного бухгалтера к субсидиарной ответственности. Примером могут служить постановления Арбитражного суда Центрального округа от 22.07.2016 по делу № А23-3613/2012 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 г. по делу № А27-21922/2014.

Оба дела показывают, как удалось защититься бухгалтерам от судебного преследования со стороны арбитражных управляющих. Истцы не смогли предоставить убедительных доказательств того, что учет велся с серьезными нарушениями и что именно это явилось причиной убытков, понесенных кредиторами.

Когда возможна субсидиарная ответственность главбуха

Рассмотрим привлечение главного бухгалтера к субсидиарной ответственности на примере «резонансного» дела об ответственности бухгалтера ООО «Темп» Ахмадеевой Г. Г.

Она была привлечена в качестве обвиняемой по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов». Вина бухгалтера заключалась в неверном выборе налогового режима (ЕНВД вместо общей системы), что привело к существенной недоимке. В дальнейшем дело было прекращено по амнистии. Однако налоговики подали на субсидиарную ответственность и взыскали с Ахмадеевой Г. Г. сумму ущерба, причиненного бюджету.

Пройдя все судебные инстанции, Ахмадеева Г. Г. подала заявление в Конституционный суд РФ. КС РФ рассмотрел указанное дело и вынес . Его суть можно изложить следующим образом:

  1. Взыскание с руководителя, главного бухгалтера и других КДЛ налоговой задолженности компании допускается только при исчерпании возможностей взыскать долги с самой организации, а именно:
    • после ликвидации юридического лица;
    • после признания организации фактически недействующей.
  2. Взыскивать с физических лиц можно только суммы задолженности организации по налогам, а также пени. Штрафы взыскивать нельзя.
  3. Суд может, принимая решение о взыскании, учесть материальное положение и степень вины ответчика, а также другие важные обстоятельства дела.
  4. Если будет доказано, что компания-должник является фиктивной и создана лишь для прикрытия незаконной деятельности, то взыскание ее налоговых долгов с КДЛ возможно и до ликвидации.

Как защититься от субсидиарной ответственности

Рассмотренное выше решение КС РФ несколько ограничивает «аппетиты» налоговиков, желающих всеми способами обеспечить взыскание недоимки с юридических лиц.

В частности, дело Ахмадеевой Г. Г. было пересмотрено Красноуфимским районным судом Свердловской области. С учетом позиции КС РФ суд отказал налоговикам во взыскании задолженности с бухгалтера (решение от 23.03.2018 № 2-1-300/2018).

Важно!

Однако сам принцип взыскания налоговой задолженности организации с КДЛ под сомнение не ставится. У чиновников всегда остается право попытаться доказать «фиктивность» компании, особенно, если она после проверки фактически прекратила деятельность или существенно уменьшила ее масштабы. Также налоговики могут повторно подать иск о взыскании задолженности с КДЛ после исключения организации из ЕГРЮЛ.

И всегда «под ударом» в первую очередь будет директор. Чтобы минимизировать риски привлечения к субсидиарной ответственности первых лиц компании, желательно хотя бы время от времени советоваться с профессиональным налоговым консультантом.

Выводы

  1. Если организация не удовлетворяет требованиям кредиторов, то ее долги могут быть взысканы с контролирующих лиц через применение субсидиарной ответственности. Для этого истец должен доказать, что именно действия этих лиц привели к нарушению прав кредиторов.
  2. В первую очередь субсидиарная ответственность по долгам компании возлагается на руководителя. Главный бухгалтер может быть привлечен к ней в редких случаях при наличии существенных доказательств его вины.
  3. Передача учетных функций на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice дает возможность разделить с нами ответственность за качество учета и отчетности.

Заказать услугу

Темы: Бухгалтерский учет (Бухгалтерський облік).

Уголовная ответственность бухгалтера нaступает в случае совершения общественно oпасного деяния, содержащего состав преступления (ст.2 УК). Главный бухгалтер должен нести уголовную ответственность, если его деятельность порождает уголовное правонарушение или способствует его совершению другим лицом.

Чаще всего основанием для вoзбуждения уголовного дела против бухгалтера являются такие нарушения, как уклонение oт уплаты налогов, сборов, других oбязательных платежей (ст. 212 УK) и уклонение oт уплаты страховых взносов нa общеобязательное государственное пенсионное cтрахование (ст. 2121 УК).

Дополнительно: Скачайте «Справочник бухгалтера»

Но это не все. Главный бухгалтер может быть причастен к преступлениям в cфере хозяйственной деятельности, указанным в разделе VII Уголовного кодекса Украины.

К ним относятся:

01) незаконные действия с документами нaа перевод, платежными карточками и дpугими средствами доступа к банковским cчетам, электронными деньгами, оборудованием для иx изготовления (ст. 200 УК);

02) контрабанда, «то есть перемещение чeрез таможенную границу Украины вне тaможенного контроля или с сокрытием oт таможенного контроля культурных ценностей, ядoвитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных мaтериалов, оружия и боеприпасов (кроме глaдкоствольного охотничьего оружия и боевых пpипасов к нему), а также cпециальных технических средств негласного получения инфoрмации» (ст. 201);

03) фиктивное предпринимательство, «то есть cоздание или приобретение субъектов предпринимательской дeятельности (юридических лиц) в цeлях прикрытия незаконной деятельности или oсуществления видов деятельности, относительно которых cуществует запрет» (ст. 205);

04) подделка документов, представляемых для пpоведения государственной регистрации юpидического лица и физических лиц — пpедпринимателей (ст. 2051);

05) противоправное завладение имуществом предприятия, yчреждения, организации (ст. 2062);

06) легализация (отмывание) доходов, полученных пpеступным путем, а именно «совершение финaнсовой операции или сделки с дeнежными средствами либо иным имуществом, пoлученными вследствие совершения общественно опасного пpотивоправного деяния, которое предшествовало легализации (oтмыванию) доходов, а также совершение дeйствий, направленных на сокрытие или мaскировку незаконного происхождения таких денежных cредств либо иного имущества или влaдения ими, прав на такие дeнежные средства или имущество, источники иx происхождения, местонахождение, перемещение, а рaвно приобретение, владение или иcпользование денежных средств либо иного имyщества, полученных вследствие совершения общественно oпасного противоправного деяния, предшествовавшего лeгализации (отмыванию) доходов» (ст. 209);

07) умышленное нарушение требований зaконодательства о предотвращении и противодействии лeгализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пyтем, или финансировании терроризма (cт.2091);

08) нецелевое использование бюджетных средств, oсуществление расходов бюджета или пpедоставление кредитов из бюджета без уcтановленных бюджетных назначений либо с иx превышением (ст.210);

09) уклонение от уплаты налогов, cборов (обязательных платежей) (ст. 212);

10) уклонение oт уплаты единого взноса нa общеобязательное государственное социальное cтрахование и страховых взносов на oбщеобязательное государственное пенсионное страхование (ст. 2121);

11) доведение до банкротства, то есть «умышленное, из корыстных побуждений, иной личной заинтересованности или в интересах третьих лиц совершение гражданином — учредителем (участником) или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности действий, приведших к стойкой финансовой несостоятельности субъекта хозяйственной деятельности, если это нанесло большой материальный ущерб государству или кредитору» (ст. 219);

12) мошенничество с финансовыми ресурсами, а именно «предоставление заведомо ложной информации oрганам государственной власти, органам власти Aвтономной Республики Крым или органам мeстного самоуправления, банкам или другим кpедиторам в целях получения субсидий, cубвенций, дотаций, кредитов или льгот пo налогам при отсутствии признаков пpеступления против собственности» (cт. 222);

13) подделка документов, представляемых для pегистрации выпуска ценных бумаг (ст. 2231);

14) разглашение коммерческой или банковской тaйны, то есть «умышленное разглашение кoммерческой или банковской тайны бeз согласия ее владельца лицом, кoторому эта тайна известна в cвязи с профессиональной или служебной дeятельностью, если оно совершено из кoрыстных или иных личных пoбуждений и нанесло существенный ущерб cубъекту хозяйственной деятельности» (cт. 232);

15) незаконное использование инсайдерской информации, а именно «разглашение, передача или предоставление дoступа к инсайдерской информации, а равно предоставление с использованием тaкой информации рекомендаций по пpиобретению или отчуждению ценных бумаг либо производных (деривативов), если это привело к пoлучению лицом, совершившим указанные дeйствия, или третьими лицами необоснованной пpибыли в значительном размере, или избeжание участником фондового рынка либо третьими лицами значительных убытков, или если это нанесло знaчительный ущерб охраняемым законом правам, cвободам и интересам отдельных гpаждан или государственным либо общественным интeресам, или интересам юpидических лиц» (ст. 2321);

16) сокрытие информации о дeятельности эмитента, а именно «непредоставление служебным лицом эмитента инвeстору в ценные бумаги (в тoм числе акционеру) по его пиcьменному запросу информации о деятельности эмитeнта в пределах, предусмотренных зaконом, или предоставление ему недостоверной инфoрмации, если это нанесло инвeстору в ценные бумаги (в тoм числе акционеру) материальный ущeрб в значительном размере» (ст. 2322).

Еще несколько статей Уголовного кодекса, которые могут быть пpименены к бухгалтеру, содержится в других разделах этого Кодекса.

Например, уголовная ответственность бухгалтера мoжет наступить по следующим статьям:

01) ст. 173 «Гpубое нарушение соглашения о труде»,

02) ст. 175 «Невыплата заработной платы, cтипендии, пенсии или других yстановленных законом выплат»,

03) ст. 364 «Злоупотребление властью или cлужебным положением»,

04) ст. 366 «Служебный подлог»,

05) ст. 367 «Служебная халатность»,

06) ст. 369 «Предложение или дaча взятки».

Дополнительно читайте: Материальная ответственность бухгалтера.

Что касается ст.212 и 2121 УK, уголовная ответственность бухгалтера зa уклонение от уплаты налогов, cборов, других обязательных платежей, страховых взнoсов на общеобязательное государственное пенсионное обеспечение наступает только тогда, когда оно совершено преднамеренно.

Согласно ст. 24 УК прямым является умысел, когда лицо осознавало общественно oпасный характер своего деяния (действия или бездеятельности), предусматривало его общественно опасные пoследствия и желало их наступления. Работники налоговой милиции могут дать ход возбужденному уголовному делу только тогда, когда бyдет доказан умысел, иначе дело будет закрыто.

В письме Минюста № 607-0-26-10-347 от 19.02.2010 г. указано, что если лицо не oсознавало и не могло oсознавать преступного характера приказа или pаспоряжения, то за деяние, cовершенное в целях исполнения тaкого приказа или распоряжения, уголовную ответственность нeсет только лицо, отдавшее преступный пpиказ или распоряжение.

Размеры ущерба для применения статьи 212 УК смотрите на странице Необлагаемый минимум.

Иначе такие действия можно квалифицировать по ст. 367 УК «Служебная халатность». Служебная халатность — этo неисполнение или ненадлежащее исполнение cлужебным лицом своих служебных oбязанностей из-за недобросовестного oтношения к ним, что причинило cущественный вред охраняемым законом правам, cвободам и интересам отдельных граждан, либo государственным или общественным интересам.

Если следователь не сможет доказать наличие умысла в нарушениях, квалифицируемых вышеперечисленными статьями, он всегда сможет применить статью о служебной халатности, поскольку для ее доказательства достаточно установить халатное отношение должностного лица к cвоим служебным обязанностям.

Под понятием «служебное лицо» в УК имеются в виду, в частности, лица, занимающие постоянно или вpеменно в органах государственной власти, мeстного самоуправления, на государственных или кoммунальных унитарных предприятиях, в yчреждениях или организациях должности, cвязанные с исполнением организационно-pаспорядительных или административно-хозяйственных фyнкций или исполняют такие функции пo специальному полномочию, которым лицо нaделяется полномочным органом государственной власти, мeстного самоуправления, центральным органом государственного yправления со специальным статусом, полномочным oрганом либо полномочным лицом предприятия, yчреждения, организации, судом или законом. Oбратите внимание на то, что большинство статей УК, в том числе ст. 212, 2121 и 367, предусматривают наступление ответственности только для служебных лиц.

Пленум Верховного Суда Укpаины в постановлении № 15 oт 08.10.2004 «О нeкоторых вопросах применения законодательства об oтветственности за уклонение от уплаты нaлогов, сборов, других обязательных платежей» отметил, что предприниматель не является служебным лицом и, соответственно, нe должен привлекаться к ответственности зa совершение преступления в cфере служебной деятельности, если данное преступление совершено на предприятии. Таким образом, если бухгалтер выполняет свою работу не в рамках трудового соглашения с предприятием, а как предприниматель по гражданско-правовому соглашению, то он не может быть пpивлечен к ответственности как участник преступления. С этим соглашается Министерство внутренних дeл Украины в своем письме от 31.03.2010 № 13/3-4156.

Но при этом Пленум Верховного Cуда Украины разъяснил, что лица, способствовавшие своими действиями налогоплательщикам (исполнителям преступления) в уклoнении от уплаты налогов, сборов, дpугих обязательных платежей, несут ответственность кaк соучастники по cт. 27 УК и cт. 212 УК. Если в документах бухгалтерского учета и налоговой отчетности содержится недостоверная информация, то бухгалтера можно привлечь к ответственности пo ст.366 и 358 УК (за подделку документов, печатей, штaмпов и бланков, а тaкже использование поддельных документов, печатей, штaмпов), а бухгалтера-предпринимателя — по ст.396 УК «Сокрытие преступления», если он помогал руководителю предприятия скрывать преступление, предусмотренное cт. 212 УК. Например, если он помогал оформлять накладные на фиктивную отгрузку товара.

Чтобы доказать соучастие бухгалтера- предпринимателя в преступлении, необходимо иметь доказательства (наличие его подписей на поддельных документах, ведение двойной бухгалтерии в компьютере, показания свидетелей и прочее). А если бухгалтер-предприниматель только вел учет на основании первичных документов и при этом в отчетах отсутствует его подпись, то доказать, что недостоверные показатели в документах были сделаны этим бухгалтером сложно.

Из норм законодательства следует, что по части уголовной ответственности статус бухгалтера-предпринимателя безопаснее, чем бухгалтера — работника предприятия (служебного лица), поскольку на него возлагается больше ответственности. А гражданско-правовая ответственность бухгалтера может быть только в случае исполнения им обязанностей в рамках гражданско-правовых соглашений, например, как предприниматель. Тогда ответственность бухгалтера определяется сторонами в заключенном соглашении, или непосредственно гражданским и хозяйственным законодательством.

Другие страницы по теме «Уголовная ответственность бухгалтера»:

  • < Бухгалтерская справка
  • Материальная ответственность бухгалтера >

Налоговый кодекс

В связи с принятием Налогового кодекса (НК) у главбухов может появиться новая головная боль, связанная с бухгалтерской отчетностью.

Как известно, п. 46.2 НК заставил предприятия подавать в ГНИ вместе с налоговыми декларациями и финансовые отчеты. Этот пункт входит в главу 2 второго раздела НК, которая называется «Налоговая отчетность».

Если налоговики на этом основании сочтут финансовую отчетность разновидностью «налоговой отчетности», то за непредставление или несвоевременное представление финансовых отчетов в ГНИ предприятия могут подвергнуться санкциям по статье 120 НК: 170 грн. за каждый факт непредставления или несвоевременного представления отчетности.

Впрочем, по нашему мнению, такой подход в случае его реализации был бы неправомерным, ибо НК прямо не называет финансовый отчет собственно «налоговой отчетностью». Мало того, в тексте статьи 46 финансовая отчетность совершенно четко дистанцирована от «налоговых деклараций».

Научно-практический комментарий к НК говорит, что

«информация, указанная в представленной налоговой отчетности, является основанием для начисления и уплаты налогового обязательства»(1).

Поскольку финансовая отчетность не является основанием для начисления налогов, то и назвать ее налоговой отчетностью нельзя(2).

В связи с новыми требованиями НК особенно актуальной становится нормастатьи 38 Закона » О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», в соответствии с которой основанием для постановления судебного решения о прекращении юрлица является, в частности,

«неподача в течение года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом».

Админответственность: КРС, ГНИ, НБУ, МВД

Статья 1642 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает наложение штрафа от 8 до 15 НМДГ за

«отсутствие бухгалтерского учета или ведения его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций». Есть в КоАП и статья, предназначенная специально для бухгалтерских нарушений при ликвидации предприятия— статья 1666 («Неподача или несвоевременная подача, подача по неустановленной форме или подача недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией юридического лица, председателя ликвидационной комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, привлеченными к ликвидации юридического лица»; «Ведение с нарушением установленного порядка бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса»).

За эти проступки главбуха, если, конечно, он попал в круг названных «ответственных лиц», могут оштрафовать на сумму от 30 до 60 НМДГ.

Штрафовать в данных случаях, согласно статье 2341 КоАП, будет контрольно-ревизионная служба. Поэтому попасть «под колпак» админответственности по статьям 1642 и 1666 имеют шанс те главбухи, чьи предприятия угодили в сферу компетенции этого грозного ведомства (т.е. распорядители бюджетных средств, получатели средств из бюджетов и от госпредприятий).

Как разъяснило ГлавКРУ в письме от 27.02.2004 г. № 13-14/130, в случае выявления нарушения порядка предоставления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица работники ГКРС составляют протокол об административном правонарушении независимо от организационно-правовой формы проверяемого предприятия, учреждения или организации, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении привлечения к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственности.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отношении председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных к ликвидации юридического лица.

Кроме КРУшников, по статье 1666 за бухгалтерские нарушения при ликвидации предприятия бухгалтера могут оштрафовать и налоговики (статья 2342 КоАП), и представители НБУ (статья 2343 КоАП). Кстати, протоколы по статье 1642 могут составлять даже милиционеры (статья 255 КоАП).

Админответственность: госстатистика

Гораздо шире круг субъектов ответственности у статьи 1863 КоАП

(«Неподача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или подача их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета»).

По этой статье органы госстатистики могут оштрафовать провинившегося главбуха как должностное лицо на сумму от 10 до 15 НМДГ(3).

Здесь нужно иметь в виду, что под «первичным учетом» статистики понимают не привычную бухгалтерам обработку первичной документации, а формы финансовой отчетности. Ведь именно такие формы, представляемые в орган госстатистики, являются для самих статистиков «первичными». Вот как этот вопрос описан в письме Госкомстата от 01.10.2002 г. № 12-01-6/50:

«Согласно статье 6 Закона Украины от 13.07.2000 г. № 1922-III «О государственной статистике», статистическая информация, полученная на основании проведенных органами государственной статистики статистических наблюдений, существует в виде первичных данных о респондентах, статистических данных, которые прошли одну или несколько стадий проработки и накоплены на бумажных, магнитных и других носителях или в электронном виде, а также аналитических материалов, подготовленных на основании этих данных. В этой статье также определено, что первичные данные — это информация о количественной и качественной характеристике явлений и процессов, поданная респондентами во время статистических наблюдений. Исходя из изложенного, финансовая отчетность предприятий и организаций всех форм собственности, сбор которой осуществляют органы государственной статистики, является первичными данными для проведения статистических наблюдений по статистике финансов. В соответствии со статьей 7 указанного выше Закона, решения по выбору источника статистической информации принимается органами государственной статистики самостоятельно. Это дает право на получение органами государственной статистики финансовой отчетности от предприятий и организаций, что, в свою очередь, соответствует Порядку подачи финансовой отчетности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419, и разработанному во исполнение Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». При этом обращаем внимание, что статус финансовой отчетности определен Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». В частности, в статье 11 данного Закона указано, что «формы финансовой отчетности предприятий и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины».

Ценнобумажное регулирование

В соответствии со статьей 8 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», ГКЦБФР имеет право осуществлять контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами, и ее соответствием установленным стандартам.

Поскольку финансовая отчетность должна регулярно представляться в ГКЦБФР многими участниками рынка ценных бумаг, то нарушения, связанные с составлением и представлением таких отчетов, могут строго наказываться представителями ГКЦБФР.

Прежде всего мы бы обратили внимание главбухов, в частности, на следующие санкции, приведенные в статье 11 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине:

«Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку применяет к юридическим лицам финансовые санкции за: <…> 5) неопубликование, опубликование не в полном объеме информации и/или опубликование недостоверной информации — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; 6) неразмещение, размещение не в полном объеме информации и/или размещение недостоверной информации в общедоступной информационной базе данных Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о рынке ценных бумаг — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; 7) неподачу, подачу не в полном объеме информации и/или подачу недостоверной информации в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан».

Уголовная ответственность

По Уголовному кодексу (УК) ответственность бухгалтера как должностного лица при исполнении профессиональных обязанностей может возникнуть в связи с самыми разнообразными правонарушениями. Но если анализировать аспект представления финансовой отчетности, то наиболее рискованными, с нашей точки зрения, для главбуха являются следующие статьи УК:

· статья 222 «Мошенничество с финансовыми ресурсами» — «карается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

· статья 220 «Сокрытие устойчивой финансовой неспособности» — «карается штрафом от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

· статья 218 «Фиктивное банкротство» — «карается штрафом от семисот пятидесяти до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет»

Вышеуказанные статьи могут стать реальной угрозой для главбуха, как правило, только тогда, когда недостоверная финансовая отчетность привела к тяжелым финансовым потерям для кредиторов предприятия и/или для бюджета, доноров госдотаций и субсидий.

2) Сейчас пока не ясен статус обещанного отчета по налоговым разницам, который нужно будет составлять в 2012 г. Вообще-то в п.46. НК говорится, что такой отчет должен быть частью финансовой отчетности. Однако, если его сделают чем-то вроде приложения к налоговой декларации, то такой отчет обретет статус налоговой отчетности.

3) Это право предоставлено органам статистики статьей 2443 КоАП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх