Куперс

Бухучет и анализ

Ответственность сотрудника прокуратуры

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности привлечения акционерного общества к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП за неисполнение требований прокурора. Одним из таких требований было привлечение к дисциплинарной ответственности работников, виновных в допущенных обществом нарушениях воздушного законодательства, которые были выявлены в ходе прокурорской проверки (постановление ВС РФ от 2 августа 2019 г. № 57-АД19-40).

Как будет оформляться акт прокурорской проверки, в ходе которой выявлены нарушения, узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Суд признал, что в этой части бездействие организации не являлось нарушением. Действительно, в силу положений ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. В то же время согласно ст. 192 Трудового кодекса за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является именно правом, а не обязанностью работодателя. В связи с этим содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц не является законным, а неисполнение обществом указанного требования не образует состава правонарушения.

Отметим, что ВС РФ и ранее неоднократно принимал аналогичные решения.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры. Взыскания могут накладываться за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В соответствии со ст. 41.9 Закона о прокуратуре РФ работник может быть уволен в связи с утратой доверия в следующих случаях: непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления работником предпринимательской деятельности; вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; нарушения работником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении работником коррупционного правонарушения, нс считая периода временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением сотрудников следственного комитета при прокуратуре РФ.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Оно не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске, а также позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Особые условия службы определяют наличие у прокурорских работников дополнительных гарантий при привлечении их к административной и уголовной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 42 Закона о прокуратуре РФ проверка сообщения о правонарушении является прерогативой органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом РФ в порядке, установленном уголовнопроцессуальным законодательством РФ. На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности. За время отстранения от должности прокурору выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Особым образом урегулирован порядок возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК РФ в отношении данного должностного лица уголовное дело возбуждается Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.

В отношении прокуроров района, города, приравненных к ним прокуроров, дело возбуждается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем.

29. Дисциплинарная ответственность прокурора

За нарушение своего долга, проступки, порочащие честь работника прокуратуры, за пренебрежение своими обязанностями или ненадлежащее их исполнение каждый прокурорский работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, которое избирается и налагается руководителями учреждений и органов прокуратуры.

Основные виды дисциплинарных взысканий:

1. Замечание, выговор, строгий выговор.

2. Понижение в классном чине.

3. Лишение знаков отличия «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

4. Вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии.

5. Увольнение из органов прокуратуры.

Замечания, выговоры, строгие выговоры имеют право налагать на провинившегося прокурорского работника любые вышестоящие прокуроры – районные, городские и выше. Также районные, городские и приравненные к ним прокуроры обладают правом увольнять тех работников, которые ими же были назначены на должность.

Все дисциплинарные взыскания имеют право налагать на назначаемых ими работников прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним, а также ректоры образовательных и научных учреждений, подведомственных прокуратуре. Исключением является лишение знака «Почетный работник прокуратуры РФ», которое может применяться исключительно с согласия Генерального прокурора. Также требуется санкция Генерального прокурора в том случае, когда в качестве дисциплинарного взыскания руководителями прокуратур избирается увольнение работника, награжденного знаком «Почетный работник прокуратуры РФ».

Генеральный прокурор наделен правом налагать все перечисленные выше дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное взыскание должно налагаться немедленно после обнаружения проступка, по крайней мере не позднее одного месяца с момента выявления нарушения. Если с момента совершения проступка до дня его обнаружения прошло более 6 месяцев (2 лет – при обнаружении в ходе ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности), взыскание не накладывается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и несовместимых со службой в органах прокуратуры, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

2. Помимо предусмотренных законодательством о государственной службе и законодательством о труде мер дисциплинарного взыскания к прокурорскому работнику могут быть применены:

понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

понижение в должности на срок до шести месяцев;

лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Республики Беларусь»;

освобождение от занимаемой должности (увольнение);

освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.

3. Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания с учетом следующих исключений:

понижение в классном чине на срок до шести месяцев, а также лишение классного чина, которые присвоены Президентом Республики Беларусь, осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь;

понижение в должности на срок до шести месяцев или освобождение от занимаемой должности (увольнение) заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска осуществляются Генеральным прокурором Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

4. Генеральный прокурор Республики Беларусь определяет полномочия руководителей органов прокуратуры по привлечению к дисциплинарной ответственности прокурорских работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Республики Беларусь.

5. Прокуроры областей, города Минска имеют право налагать на подчиненных им прокурорских работников дисциплинарные взыскания, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи.

6. Прокуроры областей, города Минска не вправе налагать дисциплинарные взыскания на своих заместителей, а также освобождать от занимаемых должностей (увольнять) прокурорских работников, назначенных на должности Генеральным прокурором Республики Беларусь.

7. Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры имеют право применять дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора к подчиненным им прокурорским работникам, за исключением своих заместителей.

8. Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, но не более чем на два месяца. Отстранение от должности производится по распоряжению Генерального прокурора Республики Беларусь или прокурора, назначившего на должность прокурорского работника, совершившего дисциплинарный проступок, если иное не предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Отстранение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска производится с согласия Президента Республики Беларусь. За время отстранения от должности прокурорскому работнику выплачивается заработная плата, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Верстунина Л. В.,

соискатель Московской государственной юридической академии,

старший помощник прокурора районной прокуратуры г. Краснодара

ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действующей ранее административной системы управления.

Принятый Президентом Российской Федерации Указ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»1 направлен на повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества. Указ Президента РФ лег в основу разработки и принятия 27 мая 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»2, которым впервые юридически закреплена видовая классификация государственной службы и ее деление на самостоятельно обособленные виды (государственная гражданская служба; военная служба, правоохранительная служба). По своей сути данный Закон является базовым. Он помогает установить общие принципы и закрепить основы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.

На основе Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3, в соответствии с которым предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

1 См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

2 См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

3 См.: Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Правоохранительная служба — вид государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), а также иными актами, содержащими нормы трудового права.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом особенностей Федерального закона от 17 января 1992 № 22-02 «О прокуратуре Российской Федерации»1.

Установление особенностей в правовом регулировании труда работников прокуратуры, как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами и учреждениями, обусловлено спецификой (особенностями) их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также важностью и сложностью задач, стоящих перед работниками прокуратуры, характером служебных обязанностей, возлагаемых на них, и их значимостью в деле социальных и экономических преобразований, проводимых в России.

Суть этих особенностей состоит главным образом в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие требования к работникам прокуратуры, а с другой — устанавливают для них дополнительные по сравнению Трудовым кодексом РФ льготы и социальные гарантии.

Дисциплинарную ответственность работников прокуратуры следует отнести к специальной дисциплинарной ответственности, поскольку она регулируется специальным законодательством. Этому вопросу посвящена

1 См. с изм. и доп., внесенными Федеральными законами, включая Федеральный закон от

4 ноября 2005 г. № 138-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс. Версия Проф.».

статья 41.7 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

— замечание;

— выговор;

— строгий выговор;

— понижение в классном чине;

— лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

— лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— увольнение из органов прокуратуры.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к работниками прокуратуры на основании указанного специального нормативного правового акта, достаточно широк и во многом отличается от общего трудового законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По общему правилу, Закон (ст. 192 ТК РФ) предусматривает, что работодатель вправе применять к работникам дисциплинарные взыскания, к которым относятся:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При применении такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, необходимо учитывать, что увольнение допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Увольнение как дисциплинарное взыскание является наиболее строгой и крайней мерой воздействия на работника, нарушившего дисциплину труда.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в ст. 192 ТК РФ внесено дополнение, указывающее на основания увольнения работника, которые являются дисциплинарными взысканиями. К ним относятся увольнения:

1. За неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание

(п. 5 ст. 81 ТК РФ). Увольнение по этому основанию правомерно при наличии следующих условий:

а) работник допустил противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, причем без уважительных причин (например, не соблюдал требования законодательства, не выполнил обязательства по трудовому договору, нарушил правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения, приказы работодателя, технические правила и т. п.). Поэтому нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины отказ работника от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска, поскольку в силу ч. 2 ст. 125 ТК РФ работодатель не имеет права досрочно отозвать работника из отпуска без его согласия;

б) неисполнение трудовых обязанностей носило неоднократный характер;

в) к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания, которые на момент повторного неисполнения трудовых обязанностей не были сняты или погашены.

2. За прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) — подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Законодательство под прогулом понимает отсутствие работника без уважительных причин, во-первых, в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, и во-вторых, более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены), причем именно на своем рабочем месте. Кроме того, в соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 как прогул могут быть расценены следующие действия работника:

— оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении трудового договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения;

— оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо до истечения срока предупреждения о досрочном расторжении трудового договора;

— самовольное использование дней отгулов, а также самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный). При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если

работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении, и время использования работником таких дней не зависило от усмотрения работодателя.

Прогулом является также неявка без уважительных причин на работу, куда работник был переведен в соответствии с действующим законодательством. Если же перевод был осуществлен с нарушением законодательства, то отказ работника от такого перевода нельзя расценивать как прогул.

3. За появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения) — подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

4. За разглашение работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной или иной), ставшей известной ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника) — подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Здесь увольнение работника может последовать только тогда, когда он был допущен к сведениям, составляющим ту или иную тайну, а сохранение такой тайны (кроме государственной) обусловлено заключенным работником трудовым договором.

5. За совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях) — подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

6. За установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушение работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ). При расторжении трудового договора по данному основанию необходимо одновременно наличие трех условий:

а) противоправное поведение работника (нарушение им конкретных требований по охране труда);

б) наличие вредоносного результата (несчастный случай, причем вне зависимости от того, с кем он произошел, — с самим работником или с другим лицом; авария, катастрофа) или реальная угроза его наступления;

в) причинно-следственная связь между двумя этими обстоятельствами.

7. За совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные или денежные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ). На основании этой нормы ТК РФ могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности, например, лица, занятые приемом, хранением, транспортировкой, экспедированием, распределением этих средств и т. п. К ним относятся продавцы, кассиры, инкассаторы, кладовщики, заведующие складами, администраторы торговых залов и др.

8. За совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ). На основании данной нормы ТК РФ могут быть уволены лишь работники, выполняющие воспитательные функции, к которым судебная практика относит учителей, преподавателей учебных заведений, воспитателей детских учреждений, мастеров производственного обучения. Основанием для увольнения таких работников служит совершение ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, включая проступки, совершенные в быту, в общественных местах.

9. За принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ). Необоснованным принято считать решение, если в результате именно его наступили неблагоприятные последствия, указанные в рассматриваемой норме ТК РФ.

10. За однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение не предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине дисциплинарных взысканий позволяет признать решение работодателя о применении дисциплинарного взыскания незаконным.

Указанные выше общие меры дисциплинарного взыскания в силу ст. 192 ТК РФ применяются работодателем.

Закон о прокуратуре РФ четко обозначил субординацию руководителей органов и учреждений при применении к работникам той или иной меры дисциплинарного взыскания, а также порядок их применения.

Так, в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме (все виды дисциплинарных взысканий).

Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры, имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

В Законе о прокуратуре РФ (п. 5 ст. 41.7) особо подчеркивается, что наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.

Как и по общему законодательству (ст. 193 ТК РФ), дисциплинарное взыскание на работников прокуратуры налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывании его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения (п. 6, 7 ст. 41.7 Закона о прокуратуре РФ).

Закон о прокуратуре (п. 9 ст. 41.7) предусматривает возможность применения особой процедуры привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности. Она заключается в том, что работник, допустивший дисциплинарный проступок, может быть по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность, временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Подобной процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности работников Трудовой кодекс РФ не предусматривает, хотя допускает возможность отстранения от работы (должности) в силу ст. 76 ТК РФ. Однако отстранение от работы (недопущение к работе) здесь может иметь место только в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными пра-

вовыми актами Российской Федерации. При этом в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата согласно ст. 76 ТК РФ не начисляется за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Очевидно, что такое право работникам прокуратуры предоставлено и в случае обжалования дисциплинарных взысканий, наложенных на них на основании ст. 41.7 указанного Закона. Это в полной мере соответствует статье 37 (п. 4) Конституции Российской Федерации, которая признает право каждого гражданина на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх