Куперс

Бухучет и анализ

Ответственность за непредоставление

Новая редакция Ст. 19.7 КоАП РФ

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.7 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере контроля и надзора. Одним из способов осуществления государственного надзора (контроля) выступает сбор уполномоченными органами информации. Федеральным законом могут быть предусмотрены случаи и обязанность субъектов права представлять определенную информацию в уполномоченные государственные органы.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении, несвоевременном представлении сведений (информации) либо представление таких сведений в неполном или искаженном виде.

Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений образуют самостоятельные составы административных правонарушений.

3. Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение может быть как умышленным, так и неосторожным.

5. Дела о данных правонарушениях рассматриваются судьями. Протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит сбор сведений.

Другой комментарий к Ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Комментируемое правонарушение имеет своим объектом порядок управления в области информации. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» понимает под информацией сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; а под документируемой информацией — зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

2. В соответствии с указанным Федеральным законом граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. При этом перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ. Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций. Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

3. Примером применения указанной законодательной нормы является постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. «О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер». В соответствии с указанным постановлением в ходе проведения расследования Минэкономразвития России может запросить у коммерческих организаций необходимую информацию, в том числе конфиденциальную, представляемую ими в течение тридцати календарных дней с даты получения запроса с указанием источника получения такой информации. Длительность периода, охватываемого расследованием, определятся Минэкономразвития в ходе проведения. Если заинтересованное лицо отказалось от представления информации по запросу Минэкономразвития, не представило запрашиваемую информацию в установленные настоящим Положением сроки или если есть обоснованные сомнения в достоверности представленной информации, Минэкономразвития принимает решение по результатам расследования на основе той достоверной информации, которая имеется в его распоряжении.

4. Объективная сторона комментируемого правонарушения заключается, во-первых, в непредставлении или несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности; во-вторых, в представлении в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.19.8 и 19.19 комментируемого Кодекса.

Ответственность директора может возникать в самых разных областях: от экологической безопасности до уплаты налогов. Ведь «неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей» может проявиться во всем многообразии текущей деятельности компании. Известно, что предпринимательская деятельность без убытков практически невозможна. Руководителя организации могут привлечь к гражданской ответственности, если в результате его действий компания понесла убытки. В частности, с него могут взыскать эти убытки. Естественно, любые убытки при этом можно рассматривать как нарушающие законные интересы коммерческого юридического лица, ведь оно создается для извлечения прибыли. Кроме того, коммерческой организации достаточно сложно ориентироваться на интересы всех своих возможных кредиторов. Предпринимательская деятельность по определению предполагает самостоятельное несение всех рисков, а не извлечение прибыли за счет чужой добросовестности. Представляется, что наложение штрафа либо дисквалификация не самый лучший способ борьбы с убытками. Поэтому более разумным решением проблемы ответственности руководителей за свои управленческие действия является правило п. 3 ст 53 ГК РФ. Оно предусматривает право учредителей организации потребовать от руководителя возмещения убытков, причиненных им данному юридическому лицу. Административная ответственность в этой ситуации менее эффективна.
Таким образом, юридическое лицо едва ли будет обращаться в суд за привлечением к административной ответственности своего руководителя, если оно не несет никаких убытков, либо может просто расторгнуть с ним договор.
Ответственность руководителя также возможна, если он нарушил законодательство о банкротстве. Например, если он не подал заявление о банкротстве компании, то будет нести по долгам организации субсидиарную ответственность. Если же руководитель нарушил иные возложенные на него законодательством о банкротстве обязанности, то он несет ответственность за убытки, причиненные его действиями третьим лицам. Можно перечислить несколько таких случаев: например, директор не уведомил кредиторов о признаках банкротства компании или совершал от ее имени сделки, запрещенные при процедуре банкротства.
Кроме того, руководитель может быть уличен в доведении организации до банкротства. В этом случае кредиторы компании вправе предъявить руководителю требования по долгам компании, если ее собственного имущества недостаточно для их удовлетворения (субсидиарная ответственность руководителя).
Директор может быть привлечен к уголовной ответственности. Уголовный кодекс содержит множество составов преступлений, которые подразумевают нарушение каких-либо установленных правил, сопряженное со значительным ущербом гражданам, экономике, государству или угрозой его нанесения. По российскому законодательству юридическое лицо не является субъектом уголовной ответственности: его нельзя лишить свободы или заставить выполнять исправительные работы. В этом случае ответственность несут должностные лица организаций и прежде всего их руководители. Вот и получается, что если компания в целом работает с нарушением закона, отозваться серьезными личными последствиями это может именно на ее директоре.
Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых директор может быть привлечен к ответственности. Они рассредоточены в самых разных законодательных актах. Подробнее остановимся на некоторых из них.
Административная ответственность в области трудового законодательства
Нарушение законодательства о труде и об охране труда. Ответственность в данном случае может возникать в следующих случаях: отсутствие правил внутреннего трудового распорядка; дисциплинарные взыскания применяются с нарушением требований Трудового Кодекса РФ; отсутствует график отпусков и др.
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров
Административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.28 КоАП РФ);
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
Административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.29 КоАП РФ);
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения
Административный штраф в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.30 КоАП РФ)
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению
Административный штраф в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.31 КоАП РФ);
Уголовная ответственность в области трудового законодательства
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности
При этом перед судом директор предстанет, только если заработная плата не выплачивалась в полном объеме свыше двух месяцев и только при наличии корыстной или иной личной заинтересованности руководителя. Таким образом, если невыплата зарплаты происходит в связи с тяжелым финансовым положением предприятия, то наказания директор не понесет.
Наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. (ст. 145.1 УК РФ)
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее тяжкие последствия
Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 145.1 УК РФ)
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам
Наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов (ст. 145 УК.)
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,
Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года (ст. 143 УК РФ)
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека
(Руководитель привлекается к уголовной ответственности по этой статье, если не устранил известное ему нарушение правил охраны труда, не обеспечил соблюдение правил при проведении конкретных работ либо дали указание, противоречащее правилам. Если таких действий руководитель организации не совершал, остается опасность привлечения его к ответственности за должностную халатность.)
Наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (ст. 143 УК РФ)
Административная ответственность в области ведения предпринимательской деятельности
Отсутствие обязательного специального разрешения (лицензии)
Административный штраф на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ)
Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Административный штраф на должностных лиц от 30 до 40 МРОТ (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ)
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена
Административный штраф на должностных лиц от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой (ст. 14.2 КоАП РФ);
Нарушение законодательства о рекламе
Административный штраф на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ (ст. 14.3 КоАП РФ);
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке
Административный штраф на должностных лиц от 20 до 30 МРОТ (ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ);
Уголовная ответственность в области ведения предпринимательской деятельности
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере
Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (ст. 171 УК РФ)
Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —
Наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 171 УК РФ).
Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —
Наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. (ст. 183 УК РФ).
Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб
Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. (ст. 197 УК РФ).
Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, включающее осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (60 тыс. руб.), неоприходование (неполное оприходование) в кассе денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов
Административный штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ (ст. 15.1 КоАП РФ);
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ);
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда
Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ)
Нарушение установленного срока (в десятидневный срок с момента открытия или закрытия счета) представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
Административный штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП РФ);
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Административный штраф на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.5 КоАП РФ);
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде
Административный штраф на должностных лиц от 3 до 5 МРОТ (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ)
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов
Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11 КоАП РФ); под грубым нарушением указанных правил понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Уголовная ответственность в области финансов, налогов и сборов
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199 УК РФ)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере,
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере,
Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (ст. 199.1 УК РФ)
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в особо крупном размере,
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (ст. 199.1 УК РФ)
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере
Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199.2. УК РФ).
Итак если вам предложили занять пост директора после уволившегося директора, то нужно усвоить несколько правил как себя уберечь от лишней ответственности. Дело в том, что по закону новый руководитель является правопреемником уволившегося директора. А зачастую вместе с креслом предшественника новичку «в наследство» достается и весь багаж далеко не всегда корректных предыдущих решений. За серьезные ошибки в управлении компанией руководитель обязан возмещать причиненные им убытки по требованию собственника. И чем крупнее предприятие, тем больше цена ошибки и больше ответственность управляющего.
Очевидно, с учетом этого риска будущему руководителю необходимо четко определить «точку отсчета», с которой он приступил к работе, и зафиксировать это документально.
Процесс передачи дел может выглядеть примерно так.
1. Создание комиссии по передаче дел. В приказе о таком временном органе необходимо назначить исполнителей, определить сроки и прочие важные обстоятельства.
2. Определение объема дел. Обезопасить нового директора от неприятностей поможет максимально полный перечень дел (документов). Как правило, этот список формируется с учетом обязательных к хранению документов, определенных законом (например, уставные документы, бухгалтерская отчетность), а также внутренними актами организации. К обязательному списку следует добавить:
— приказы о назначении материально-ответственных лиц;
— список лиц, имеющих право подписи на финансовых документах,
— печати и штампы общества;
— документы, подтверждающие законность занимаемого помещения,
— список сотрудников (штатное расписание), приказы о принятии сотрудников на работу, трудовые договоры;
— приказы об установлении лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, а также об установлении порядка доступа к такой информации;
— список банковских счетов;
— отчет о порядке исполнения организацией отчета аудиторов;
— действующие договоры.
3. Анализ документооборота. Если документооборот фактически не велся, одним из первых приказов необходимо установить этот порядок и ознакомить всех сотрудников «под роспись». Если же существующая система документооборота достаточно прозрачна, то менять ее не нужно, но учет документов следует начать новый: новые подшивки, новые реестры.
4. Смена доверенностей и банковских карточек. Выданные ранее доверенности необходимо отозвать (для этого издается соответствующий приказ), а также известить доверенных лиц лично письмами (в случае, если количество доверенностей очень велико, можно опубликовать приказ в СМИ). Банковские карточки заменяются в порядке, установленном законом.
5. Анализ рисков. На этапе приема дел необходимо выявить текущие и потенциальные юридические обязательства и риски предприятия, для этого производится соответствующая ревизия заключенных договоров и расчетов по ним. Это же касается отношений с бюджетом: на этапе принятия дел необходимо определить наличие и размер налоговой задолженности и принять решение о ее выплате либо обжаловании соответствующего решения налоговой инспекции.
6. Заявить о себе. Необходимо поставить в известность контрагентов и официальные органы о новом назначении. Так, в налоговую инспекцию следует в 3-дневный срок с момента смены руководителя подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, подписанное новым руководителем организации и заверенное нотариально, к заявлению надо приложить решение учредителя о назначении руководителя. Контрагентов можно уведомить письмами за подписью нового директора с оттиском печати.

Согласно п. 14 «Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620 (с изменениями и дополнениями от 22 апреля 2015 г.) непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, ст. 13.19 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2015 г.).
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, ст. 19.7 КоАП.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2015 г.) административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного Кодекса.
Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов, ст. 20.25 КоАП.

Статьей. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

Статьей. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

Данная ответственность наступает в случае: непредоставления информации; несвоевременного представления информации; представление неполной информации; представление искаженной (недостоверной) информации.

Закон устанавливает два обязательных условия привлечения к административной ответственности: предоставление информации в государственный орган (должностному лицу) должно быть предусмотрено законом; представляемая информация необходима для обеспечения законной деятельности государственного органа (должностного лица).

Старший помощник
городского прокурора
А.В. Полякова

Акционерное общество — сложная организационно-правовая форма ведения бизнеса, которая предполагает значительное число установленных законом обязанностей. В частности, обязанность раскрывать информацию о деятельности корпорации и представлять ее по требованию акционеров. О том, как складывается практика по привлечению к ответственности за неисполнение таких обязанностей, читайте в материале.

Согласно российскому законодательству публичное общество, а также непубличное общество с числом акционеров более 50 человек обязаны раскрывать информацию о своей финансовой деятельности. Данная обязанность предусмотрена ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).

Цитируем документ

Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации

1. Публичное общество обязано раскрывать:

  • годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

  • проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

  • сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

  • иные сведения, определяемые Банком России.

1.1. Непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

2. Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

Закон об АО

Как и кому акционерное общество раскрывает и предоставляет информацию

От корпораций ожидается соблюдение установленных законодательством РФ требований по раскрытию информации в надлежащие сроки. К подлежащей раскрытию информации относятся годовой отчет общества, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, сообщение о проведении общего собрания акционеров, проспект ценных бумаг общества в случаях, которые предусмотрены в российском законодательстве, а также иные сведения, правом определять характер которых обладает Банк России (заменивший в данном направлении Федеральную службу РФ по финансовому рынку).

В некоторых случаях, предусмотренных ст. 92.1 Закона об АО, общества могут быть освобождены от обязанности раскрывать информацию. В этом случае общество, по решению общего собрания акционеров, должно обратиться в Банк России с соответствующим заявлением, но данное заявление должно быть принято и одобрено.

Если говорить о раскрытии информации на финансовом рынке, то под ним в законодательстве понимается доступность информации всем заинтересованным лицам. Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) раскрытой признается та информация, в отношении которой были произведены действия по ее раскрытию.

Помимо предоставления информации Банку России, акционерные общества также должны вывешивать ее в открытом доступе (публиковать в интернете, в средствах массовой информации), чтобы с ней могли ознакомиться заинтересованные лица, а также предоставлять достоверную информацию по требованию лиц, являющихся акционерами акционерного общества. В зависимости от статуса акционера отличается и характер информации, раскрытия или предоставления которой он имеет право требовать от должностных лиц акционерного общества.

В частности, любой акционер публичного акционерного общества вправе потребовать от должностных лиц акционерного общества предоставить ему следующие документы (ст. 91 Закона об АО):

  • договор о создании АО,

  • документ о регистрации АО,

  • решение о выпуске или дополнительном выпуске ценных бумаг,

  • отчет об итогах и уведомление об итогах выпуска ценных бумаг или их дополнительного выпуска,

  • документы о регулировании деятельности органов АО,

  • документы о филиалах или представительствах корпорации,

  • годовой отчет,

  • годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность,

  • заключение аудитора по годовой финансовой отчетности,

  • отчеты оценщиков в случаях выкупа акций по требованию акционера.

Также любой акционер АО имеет право потребовать предоставления документов, полученных обществом при приобретении более 30% акций этого общества, протоколов общих собраний акционеров, списков аффилированных членов общества, проспектов ценных бумаг, ежеквартальных отчетов и иных документов, содержащих информацию, подлежащую раскрытию, судебных решений и постановлений по спорам, связанным с обществом — его созданием, управлением им или участием в нем, судебных актов по данным спорам, а также уведомлений о заключении акционерных соглашений и лицах, данные соглашения заключивших.

Акционер, владеющий не менее чем 1% голосующих акций, вправе требовать информацию о сделках, заключенных обществом, если укажет деловую цель использования данной информации.

Акционер, владеющий не менее чем 25% акций, вправе затребовать у акционерного общества протоколы заседаний совета директоров, отчеты оценщиков о крупных сделках, протоколы заседаний правления общества, документы бухгалтерского учета, гражданско-правовые договоры. Столь серьезный перечень документов обусловлен значительностью пакета акций (25% и более) корпорации, что дает право принимать более существенное участие в контроле над деятельностью акционерного общества.

Однако в некоторых случаях информация может раскрываться корпорациями некорректно — то есть в неполном объеме, либо носить искаженный характер, либо не предоставляться вовсе. Подобные действия или бездействие юридических лиц и их руководства влекут за собой правовые последствия, так как являются нарушением российского законодательства о раскрытии информации.

Административная ответственность за некорректное раскрытие информации: нюансы законодательства

За некорректное раскрытие информации публичными акционерными обществами и непубличными обществами с числом акционеров свыше 50 человек в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность. В первую очередь это — административная ответственность, наступающая в соответствии со ст. 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках» КоАП РФ. Субъектами административной ответственности могут выступать юридические лица — собственно акционерные общества (корпорации) и их должностные лица, выполняющие руководящие функции и отвечающие за предоставление и раскрытие информации.

В пункте 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг подчеркивается, что при регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан предоставить следующую информацию: отчет эмитента ценных бумаг, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, сообщения о существенных фактах. Также в Законе о рынке ценных бумаг детально прописываются сроки размещения информации, особенности предоставления бухгалтерской отчетности.

За непредоставление или нарушение эмитентом порядка и сроков предоставления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в п. 1 ст. 15.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 000 до 700 000 руб. для юридических лиц, от 20 000 до 30 000 руб. для должностных лиц. Должностные лица также могут быть на год дисквалифицированы. Такому же наказанию подлежат по данной статье должностные и юридические лица за предоставление информации не в полном объеме или предоставление недостоверной или вводящей в заблуждение информации.

В пункте 2 данной статьи предусмотрена ответственность за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, а равно раскрытие информации не в полном объеме и (или) раскрытие недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации. За такое нарушение должностное лицо может подвергнуться административному штрафу в размере от 30 000 до 50 000 руб. или быть дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет, юридическое лицо может быть подвергнуто административному штрафу в размере от 700 000 до 1 млн руб.

За некорректную информацию может последовать уголовная ответственность

Привлечение к административной ответственности за некорректное предоставление информации — далеко не самое суровое наказание для должностных лиц корпораций. В определенных ситуациях, предусмотренных российским законодательством, они могут за данное деяние быть привлечены и к уголовной ответственности.

В Уголовном кодексе РФ существует ст. 185.1 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах». К ответственности по данной статье могут привлекаться граждане, занимающие руководящее положение в юридических лицах, за злостное (неоднократное) уклонение от раскрытия или предоставления информации, предоставление заведомо неполной или ложной информации, если в результате данных действий или бездействия гражданам, организациям или государству был нанесен крупный ущерб. Крупным в данном случае признается ущерб в сумме, превышающей 1,5 млн руб.

Данной статьей предусмотрены такие меры наказания, как штраф до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; обязательные работы на срок до 480 часов; исправительные работы на срок до двух лет. Как видим, лишение свободы за совершение данного преступления не предусматривается, но в любом случае лицо, признанное виновным в совершении данного преступления, получает уголовную судимость со всеми вытекающими последствиями правового и репутационного характера.

Впрочем, если говорить о некорректном раскрытии информации именно как о неуказании каких-то отдельных данных, сведений или их неправильном, искаженном указании, то в подобных случаях уголовная ответственность наступает крайне редко. Имеющаяся судебная практика позволяет сделать вывод, что ст. 185.1 УК РФ обычно применяется в совокупности с другими статьями УК РФ, образующими более тяжкие составы преступления, например со ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Самостоятельно ст. 185.1 УК РФ применяется крайне редко.

Наличие уголовной ответственности за нераскрытие или непредоставление информации свидетельствует о той серьезности, с какой российское законодательство относится к данному виду нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Административная и уголовная ответственность за данное деяние должны напоминать должностным лицам организаций о возможных последствиях в случае нарушения ими законодательства и предупреждать совершение ими противозаконных действий.

Судебная практика по делам о некорректном раскрытии информации

По делам о некорректном раскрытии или некорректном предоставлении информации существует достаточно обширная судебная практика, прежде всего по административному судопроизводству. Ее анализ показывает, что суды проявляют определенную гибкость в принятии решений о привлечении организаций и их должностных лиц к административной ответственности, учитывая все обстоятельства дела.

Так, еще в 2014 г. было принято постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, в котором подчеркивалась возможность снижения минимального размера административного штрафа по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Основанием для снижения судом размера административного штрафа могут быть характер и последствия совершенного правонарушения, степень вины юридического лица и его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства.

Выводы указанного постановления КС РФ впоследствии нашли отражение в правовой норме, закрепленной в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ «Общие правила назначения административного наказания». Возможность смягчения наказания позволяет суду принимать решения, руководствуясь конкретной ситуацией, учитывать ситуационную специфику. Конституционный суд совершенно справедливо отметил, что для многих малых предприятий «привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации». При этом КС РФ обратил особое внимание на положение организаций, выполняющих функции в сфере социального обслуживания, культуры, здравоохранения, отметив, что именно для этого сегмента бизнеса последствия могут быть наиболее тяжелыми.

Отметим также, что нежелание оплачивать административный штраф по ст. 15.19 КоАП РФ может повлечь последующие проблемы и открытие административного производства уже по другой статье Кодекса.

Пример из практики

В Ленинский районный суд г. Тюмени обратился с жалобой представитель ПАО. В отношении этого ПАО мировым судьей было вынесено постановление о назначении административного штрафа в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонения от исполнения административного наказания». Возникновение данного состава стало возможным по причине неуплаты ПАО в срок административного штрафа в размере 350 000 руб., назначенного за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Мировой судья назначил административный штраф в размере 700 000 руб., однако Ленинский районный суд г. Тюмени постановление мирового судьи изменил, снизив размер административного штрафа с 700 000 руб. до 350 000 руб. Вынося решение, суд учел финансовое положение ПАО, а также то, что период просрочки уплаты первоначально назначенного ПАО штрафа составил менее пяти дней, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 700 000 руб. в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного ПАО административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 23.07.2018 № 12-937/2018 по делу № 12-937/2018

В то же время имущественное положение должностных лиц, привлеченных к административной ответственности, их личность, добровольное устранение последствий совершенного правонарушения не могут влиять на квалификацию правонарушения в качестве малозначительного.

Цитируем документ

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Пункт 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

Приведем пример из судебной практики вынесения максимально мягкого наказания должностному лицу закрытого акционерного общества по ст. 15.19 КоАП РФ.

Пример из практики

ЗАО не предоставило участнику (ООО) информацию о споре, связанном с созданием общества, участием в нем, чем нарушило ст. 15.19 КоАП РФ. Поскольку инженер Ж. на момент совершения нарушения обществом исполнял обязанности руководителя ЗАО, он был привлечен к административной ответственности. Судья, придя к выводу о виновности г-на Ж., тем не менее счел возможным применение ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности. Поскольку, несмотря на наличие в действии (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения, не было создано существенной угрозы общественным отношениям, охраняемым законом, а назначение штрафа в размере 20 000—30 000 руб. было бы неоправданной в данном случае карательной мерой, суд ограничился вынесением устного замечания в отношении гражданина Ж. Административное дело в отношении должностного лица было прекращено.

Постановление Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 08.09.2017 по делу № 5-126/2017

Приведенный пример свидетельствует о том, что суды принимают во внимание последствия совершенного правонарушения, оценивают действия привлекаемых к ответственности должностных лиц и выносят свое решение, учитывая все эти факторы.

Но существуют и многочисленные примеры вынесения решений о назначении административных штрафов юридическим и должностным лицам, совершившим данное правонарушение (или несколько правонарушений), когда стороне защиты не удается опротестовать их ни в одной судебной инстанции.

Пример из практики

Генеральный директор ЗАО была привлечена Северо-Западным управлением Банка России к административной ответственности и подвергнута административному наказанию по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Защита обратилась в Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга, однако постановление по делу об административном правонарушении осталось без изменений, жалобу защитника не удовлетворили. После вынесения решения, не удовлетворившего генерального директора ЗАО, в суде первой инстанции защитник обратился в Санкт-Петербургский городской суд, однако суд счел постановление должностного лица и решение суда первой инстанции обоснованными и на основании п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменений, а жалобу защитника генерального директора ЗАО не удовлетворил.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 27.09.2018 № 12-170/2018 7-1431/2018 по делу № 12-170/2018

Некоторые должностные лица и предприниматели уверены, что возможность отнесения общества к малому или среднему бизнесу является своеобразной защитой от применения серьезных административных штрафов в случае правонарушения, подпадающего под действие ст. 15.19 КоАП РФ.

Однако еще в 2006 г. было опубликовано Определение Конституционного суда РФ от 13.06.2006 № 319-О, в соответствии с которым переход на упрощенную систему налогообложения (на УСН находится значительная часть субъектов малого бизнеса) не освобождает акционерное общество от выполнения обязанности по составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности акционеру. Соответственно, даже если акционерное общество можно отнести к субъектам малого предпринимательства, находящимся на упрощенной системе налогообложения, это не означает, что акционер данного акционерного общества не имеет права потребовать предоставить ему бухгалтерскую отчетность. И в случае нарушения порядка и сроков ее предоставления юридическое лицо или его должностное лицо могут быть привлечены к установленной законом ответственности вне зависимости от принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Другой вопрос, что суд, изучая все обстоятельства дела, может принять решение о назначении штрафа в размере меньшем, чем минимальный размер, указанный в ст. 15.19 КоАП РФ.

***

Таким образом, некорректное раскрытие или предоставление информации акционерным обществом влечет за собой ощутимые правовые последствия в виде административной ответственности для юридических и должностных лиц и даже уголовной ответственности для должностных лиц. Существующая судебная практика показывает, что суды, изучая обстоятельства дел о нераскрытии или непредоставлении информации, принимают решения после изучения конкретных обстоятельств дела. В то же время у судов существует возможность назначения наказания в размере ниже минимально установленного законом, что повышает гибкость в принятии решений и позволяет не назначать такие административные штрафы, которые бы поставили под угрозу само существование юридических лиц, особенно малого бизнеса.

Принять к сведению

В некоторых случаях АО освобождаются от обязанностей по раскрытию и (или) предоставлению некоторой информации (ст. 92.2 Закона об АО). Ранее такая возможность была предусмотрена в российском законодательстве в качестве общей нормы для ООО и АО и подразумевала случаи, к которым относятся сделки, связанные с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией программ военно-технического сотрудничества, сделки, заключаемые с юридическими лицами и физическими лицами — резидентами Российской Федерации, в отношении которых иностранными государствами или объединениями государств введены меры ограничительного характера (то есть санкции). Таким образом, корпорации военно-промышленной отрасли, других стратегических отраслей, а также корпорации, в отношении которых были введены санкции, обладали правом не предоставлять и не раскрывать информацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.01.2018 № 10 «Об определении случаев освобождения акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Однако в апреле прошлого года правительство уточнило изъятия из общего правила для АО, приняв постановление от 04.04.2019 № 400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг»». Теперь для АО, находящихся под санкциями или работающих в сфере гособоронзаказа, предусмотрен только специальный перечень информации, которая может не раскрываться или раскрываться в ограниченном объеме.

В случае если общество раскрывает и (или) предоставляет в ограниченном составе и (или) объеме информацию, оно обязано направить в Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется, в сроки, установленные для ее раскрытия и (или) предоставления. Форма указанного уведомления и порядок его направления установлены Указанием Банка России от 21.03.2019 № 5096-У «О форме и порядке направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх