Куперс

Бухучет и анализ

Ответственность за загрязнение окружающей среды в РФ

Право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и других жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.
Субъекты природопользования обладают определенными правами и обязанностями, объем и состав которых определяются, в первую очередь, видом природных объектов и различным статусом субъектов права природопользования.
Хозяйствующие субъекты наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.
К основным обязанностям природопользователя можно отнести обязанность рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением, применять экологически совместимые технологии, осуществлять природоохранные мероприятия, своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды ит. д.
За экологические правонарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.
Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
О возникших наиболее острых экологических проблемах, а также по вопросам разъяснения требований федерального законодательства в указанной сфере прошу обращаться в прокуратуру района по телефону 201-510 и (или) в ходе личного приема сотрудниками прокуратуры района каждый вторник с 13 ч. 45. мин. до 18 ч. 00 мин. по адресу: ул. Льва Толстого 17, каб. №101, г.Барнаул.

Новые требования появились к постановке объектов на учет по НВОС, прохождению экологической экспертизы, получению разрешения на сбросы и выбросы (согласование проектов ПДВ и ПДС). В зависимости от категории НВОС были утверждены основные разрешительные документы для предприятий: КЭР (Комплексное экологическое разрешение), Декларация о воздействии на окружающую среду, программа ПЭК (производственного экологического контроля), виды регулярной отчетности. Основной документ, в который вносились изменения – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

C 2020 года экологическое законодательство дополнили еще два изменения. Они коснулись они всего двух понятий – экологического и утилизационного сборов и коэффициентов в плате за НВОС и повлекли за собой обновление Налогового кодекса и КоАП РФ.

Новый экологический налог

Дискуссии о целесообразности включения экологического сбора в Налоговый кодекс велись несколько лет. Несмотря на множество аргументов против такой меры, законопроект был принят, с 1 января 2020 года сбор за негативное воздействие на окружающую среду становится обязательным налогом (глава 25.5 Налогового кодекса РФ). Теперь за его неуплату будут налагать административные санкции.

Сумма экологического налога будет рассчитываться по каждому объекту налогообложения исходя из:

  • категории НВОС (определяется Росприроднадзором);
  • количества и перечня загрязняющих веществ (отдельно по каждому веществу в соответствии с утвержденной ставкой в рублях за 1 тонну).

Расчет налога начнется с 1 января 2019 года, авансовые платежи необходимо вносить поквартально – не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца. Итоговые платежи за год принимаются до 25 марта.

По экологическому налогу предусмотрены льготы для предприятий и объектов, где:

  • используются наилучшие доступные технологии,
  • установлены системы оборотного или бессточного водоснабжения, новые топливные установки и другое оборудование, уменьшающее вредное влияние на окружающую среду путем сбросов и выбросов.

Ответственность за неуплату экологического налога становится такой же, как и для других видов обязательных налоговых платежей и подробно описана в Главе 15 НК РФ.

Утилизационный налог вместо сбора

Утилизационный сбор с 2020 года также переходит в категорию налогов и дополняет Налоговый кодекс Главой 25.6.

Плательщиками налога (сбора) будут ИП и юридические лица:

  • производители и импортеры товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
  • производители и импортеры транспортных средств, прицепов, шасси;
  • покупатели транспортных средств, не уплативших сбор ранее.

За неуплату утилизационного сбора с 2020 года будут применяться санкции в соответствии с новыми главами КоАП РФ: 8.41.1. и 8.5.1.

За неуплату сбора наказание составит трехкратный размер расчетной суммы, но не менее 500 тысяч рублей по каждой группе товара.

За непредоставление информации (декларации) по утилизационному сбору могут оштрафовать на 70-150 тысяч рублей, а за недостоверную или неполную информацию – троекратно, не менее 250 тысяч рублей.

Ответственность за экологические правонарушения по статьям, попавшим в Налоговый кодекс, таким образом, становится очень суровой.

Коэффициенты при расчете платы за НВОС с 2020 года

Плата за НВОС по выбросам, сбросам и отходам с 1 января 2020 года будет рассчитываться с применением коэффициентов:

0 – отходы использованы на производстве в соответствии с технологическим регламентом; для сокращения выбросов и сбросов применены наилучшие доступные технологии;

1 – отходы, сбросы и выбросы соответствуют установленными лимитам, нормативам, поданной отчетности;

25 – сбросы и выбросы находятся в пределах временно разрешенных нормативов, а отходы превысили лимиты (ПНООЛР) или данные из отчетности;

100 – выбросы или сбросы превысили допустимые нормативы, установленные в КЭР или Декларации о воздействии на окружающую среды для объектов I т II категории.

Таковы основные изменения в экологическом законодательстве, которые начнут действовать с 1 января 2020 года.

По экологической документации и проектам ОВОС, ПДВ, СЗЗ нововведений с начала года не планируется. Паспорта отходов оформляются по правилам, действующим в 2019 году, поправки в закон об экологической экспертизе с 2020 года также не вносились.

Компания «ЭкоЭксперт» разработает для Вас все виды экологической документации и проектов по требованиям 2020 года. Мы внимательно следим за всеми изменениями природоохранного законодательства, вовремя подаем экологическую отчетность и обеспечиваем соответствие Ваших объектов всем экологическим нормативам.

Федерации» // СЗ РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

6. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // СЗ РФ, 19.08.2013, № 33, ст. 4381.

7. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 № 42388) // Российская газета, № 129, 16.06.2016.

8. Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 № 39321) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2015

9. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) // Российская газета, № 49, 11.03.2015.

10. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2016 № 42532) // Российская газета, № 152, 13.07.2016.

© Миниханов Р.С., 2018

УДК 349.6

А.В. Руденко

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация

Статья знакомит с видами юридической ответственности и виды наказания за экологические

правонарушения. В статье предоставлена статистика экологических правонарушений за последние 3 года за период январь-июль.

Ключевые слова:

Экологическое право, экологические правонарушения, юридическая ответственность.

Экологическое правонарушение — это действие или бездействие, противоречащее законам и нормативным актам регулирующие экологические отношения и нормы. Экологические правонарушения делятся на экологически преступления (относятся к категории общественно опасных, посягают на экологическую безопасность общества, несут ощутимый вред окружающей среде и здоровью населения) и экологические проступки (остальные правонарушения, не несущие столь большой вред экологии).

Одной из форм государственного принуждения за экологическое преступление является юридическая ответственность, ее задача — это обеспечение реализации экологических интересов в принудительном порядке. Основание для привлечения к ответственности является нанесения ущерба и вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека, а также его имуществу.

По выявленной статистике за период с января по июль 2018 года Федеральной службой государственной статистики было совершено 13,5 тысяч экологических преступлений. Если соотнести к периоду с января по июль 2017 года в процентах экологические преступления составят 98,2%. Процентное соотношение 2017 года к тому же периоду 2016 года составляет 97,2%. Из данной статистики можно сделать вывод, что процент экологических преступлений падает на 1% каждый год в течение трех лет. Это говорит о сознательности граждан и идеализации ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены следующие виды ответственности за экологические правонарушения:

1. Имущественная;

2. Дисциплинарная;

3. Административная;

4. Уголовная.

1. Имущественная ответственность предусматривается в ГК РФ ст. 15, 16, 329, 1064 и т.д., в котором гласит, что возмещение убытков предприятиям, учреждениям и организациям несется в полном объеме лицом, включаю упущенную выгоду, вследствие всякого совершенного правонарушения, в том числе и экологического, также может применяться замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнение.

Следует отметить, что данная ответственность может быть, как и договорной, так и внедоговорной по п.33 постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Виды наказания за дисциплинарное правонарушение прописаны в ТК РФ ст. 192:

■ Замечание;

■ Выговор;

■ Увольнение по соответствующим основаниям.

Субъектом имущественной ответственности являются:

■ Лицо, с которым заключен трудовой договор, являющимся причинителем вреда;

■ Лицо, исполняющее обязанности государственной службы.

3. В КоАП РФ главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

■ Невыполнение экологических требований;

■ Нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

■ Причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:

■ Предупреждение;

■ Административный штраф;

■ Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

■ Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

■ Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

■ Административный арест;

■ Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

■ Дисквалификация.

Административная ответственность предусматривается Кодексом об Административных правонарушениях (глава 7 и 8) и в законах РФ, в которым установлены дополнительные составы административных проступков.

4. Предусматриваются следующие виды наказаний по Уголовному кодексу РФ за экологические преступления, такие как:

■ Штрафы;

■ Обязательные и исправительные работы;

■ Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

■ Арест;

■ Ограничение свободы или лишение свободы на определенный срок.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

■ превентивную — предупреждение новых экологических правонарушений;

■ стимулирующую к соблюдению экологических норм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ компенсационную — возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;

■ карательную — наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что российским законодательством предусмотрены наказания за любое экологическое правонарушение, что соответственно, должно призывать физические и юридические лица к ответственности и осознанности их действий. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 N 503-

ФЗ);

2. КоАП РФ Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ);

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018);

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ;

10.Административная ответственность за экологические правонарушения . — Режим доступа:

© Руденко А.В, 2018

УДК34

А.А. Титов

Студент 3 курса ФПиУ ВЮИ ФСИН России г. Владимир, РФ e-mail: antosha.titov.2013@mail.ru Е.А. Комаров Студент 3 курса ФПиУ ВЮИ ФСИН России г. Владимир, РФ e-mail: zhorik.komarov98@gmail.ru Научный руководитель: А.В. Каляшин Заместитель начальника кафедры управления и административно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России,

кандидат юридических наук г.Владимир, РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ, НАЛАГАЕМЫХ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ,

ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация

В статье рассматриваются понятия правонарушения, дисциплинарного взыскания за совершенное правонарушение, а также анализируются проблемы дисциплинарной ответственности на государственных служащих, а также предлагаются меры, направленные на совершенствование системы дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государственных служащих.

Ключевые слова.

Правонарушение, дисциплинарное взыскание, государственный служащий, ответственность.

На современном этапе общественного развития в значительной мере увеличивается роль правосудия, права, законности, демократии и политической системы. Важное место в системе законодательства отведено правовым запретам. Внешне правовые запреты могут выглядеть как недемократическая форма регулирования, но в реальной жизни выступает в качестве правового средства осуществления свободы поведения.

Совершить правонарушение — это значит выйти за рамки дозволенного. Под правонарушением следует понимать виновное противоправное деяние, за совершение которого наступает ответственность. В качестве одного из видов юридической ответственности выступает дисциплинарная ответственность.

В связи с этим необходимо рассмотреть понятие дисциплинарного взыскания, под которым следует понимать меру правового принуждения, которое заключается в применении к лицу, совершившему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх