- от автора admin
СТ 174 НК РФ.
1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Уплата налога правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению в соответствии с настоящей главой.
5. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также правопреемники, указанные в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.
Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
5.2. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
6. Утратил силу с 1 января 2008 г.
7. Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 174 Налогового кодекса
Важно!
Пункт 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно новой редакции уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Ранее законодателем был установлен срок не позднее 20-го числа.
Официальная позиция.
В связи с вышеприведенными изменениями пункта 1 статьи 174 НК РФ в письме ФНС России от 13.01.2015 N ГД-4-3/122@ «О сроке представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» сообщается, что начиная с 1 января 2015 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и уплата налога за IV квартал 2014 года производятся налогоплательщиками не позднее 25-го января 2015 года.
Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждены форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, Порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме.
Согласно пункту 1 данного Порядка налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется организациями и индивидуальными предпринимателями — налогоплательщиками, включая лиц (участников товариществ, доверительных управляющих, концессионеров), на которых в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности налогоплательщика, участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно, лиц, не признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, перечисленных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, а также лицами — налоговыми агентами, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не установлено главой 21 НК РФ.
Важно!
Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была введена новая редакция пункта 4 комментируемой статьи, согласно которой уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Также данным Законом введена новая редакция и пункта 5 статьи 174 НК РФ: налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
В остальных абзацах пункта 5 комментируемой статьи произошло продление срока до 25-го числа.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181 указывается, что срок, в течение которого налогоплательщики могут воспользоваться правом на вычет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых этим налогом по нулевой ставке, в случае отсутствия документов, подтверждающих правомерность применения данной ставки, составляет три года после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом реализация данного права осуществляется посредством представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го (начиная с 2015 года — 25-го) числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание указанного трехлетнего срока.
В письме Минфина России от 03.02.2015 N 03-02-07/1/4179 уточняется, что по вопросу о представлении налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость следует руководствоваться пунктом 5 статьи 174 НК РФ и Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».
Официальная позиция.
В письме УФНС России по г. Москве от 14.01.2015 N 13-11/000824 рассмотрен вопрос о порядке представления налоговой декларации по НДС в 2015 г., а также об ответственности за нарушение порядка, способа и формата ее представления. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).
В соответствии с вышеуказанной статьей НК РФ, действующей с 1 января 2015 года, декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, а была подана на бумажном носителе, не считается представленной.
Соответственно, на основании изменений с 1 января 2015 года налогоплательщик даже при соблюдении им срока подачи декларации на бумажном носителе может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление отчетности. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по статье 119.1 НК РФ, которая влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. Ответственность, установленная статьей 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в статье 80 НК РФ.
Также в письме УФНС России по г. Москве от 13.01.2015 N 24-15/000647 указывается, что не считаются поданными оформленные на бумажном носителе декларации по НДС за IV квартал 2014 г., поскольку в силу пункта 5 статьи 174 НК РФ такие декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В статье 80 НК РФ указано, что при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
С 1 января 2015 г. лица, обязанные сдавать налоговую отчетность в электронном виде, должны:
— обеспечивать прием электронных уведомлений, требований и иных документов, направляемых по телекоммуникационным каналам связи налоговыми органами в рамках их полномочий;
— своевременно (в течение шести рабочих дней) направлять налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами и на основании изменений с 1 января 2015 г. налогоплательщик даже при соблюдении им срока подачи декларации на бумажном носителе может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление отчетности.
Важно!
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» комментируемая статья дополнена пунктами 5.1 и 5.2.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 10.11.2014 N ЕД-4-15/22994 указывается, что начиная с налогового периода за I квартал 2015 года на основании пункта 5.1 статьи 174 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической деятельности в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности.
Таким образом, на реализацию подготовительных мероприятий к новому порядку декларирования НДС Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ предусмотрен переходный период более чем в полтора года. При этом требования о необходимости формирования и (или) представления налоговой декларации по НДС на бумажном носителе законодательством не предусмотрено.
В целях реализации с 2015 года положений статьи 174 НК РФ ФНС России разработаны новая форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения.
Официальная позиция.
Также в письме Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-14/2821 рассмотрен вопрос о представлении в налоговые органы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 174 НК РФ. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
Данный порядок представления в налоговые органы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур применяется в случаях как выставления, так и получения счетов-фактур вышеуказанными лицами при осуществлении предпринимательской деятельности от своего имени на основе договоров комиссии, агентских договоров, договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Досье на проект Закона
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства»
(февраль 2020 года)
1. Проект Закона РК (февраль 2020 года)
2. Пояснительная записка к проекту Закона (февраль 2020 года)
3. Сравнительная таблица к законопроекту (февраль 2020 года)
4. Концепция к проекту Закона РК (февраль 2020 года)
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства»
(февраль 2020 года)
Статья 1. Внести изменение и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1) в оглавлении:
заголовок статьи 130 исключить;
в заголовке статьи 174 слово «возбуждение» заменить на слово «разжигание»;
2) статью 130 исключить;
3) в статье 174:
в заголовке слово «возбуждение» заменить на слово «разжигание»;
абзац второй части первой статьи 174 изложить в следующей редакции:
«наказываются штрафом в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.»;
в части второй статьи 32 цифры «130,» исключить;
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
Пояснительная записка
к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства»
(февраль 2020 года)
Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства» (далее — законопроект) разработан во исполнение пунктов 20 и 21 Плана мероприятий по реализации поручений Президента, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия (далее — План).
Пунктами 20 и 21 Плана предусмотрено декриминализация статьи 130 (Клевета) и внесении изменений и дополнений в статью 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) Уголовного кодекса (далее — УК).
По статье 130 УК
Декриминализация статьи 130 УК соответствует рекомендации № 13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету.
Анализ норм показал, что административное законодательство позволяет в полной мере пресекать правонарушения, связанные с клеветой, собирать доказательства путем опроса свидетелей, потерпевших, выемки документов, досмотра, назначения экспертиз и т.д.
Предлагается правом составления протоколов наделить должностных лиц органов внутренних дел, а полномочием по рассмотрению дел — судей специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
Сейчас уголовные дела о клевете отнесены к делам частного обвинения. Производство по этим делам начинается по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению в случае примирения. Прокурор может начать производство по этим делам и при отсутствии жалобы, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
В этой связи, предлагается целесообразным и в рамках законодательства об административных правонарушениях возбуждать дела о клевете по жалобе потерпевшего и прекращать их в случае примирения (статья 64 КоАП «Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон»).
При этом, статья 805 КоАП позволяет прокурору возбуждать дела по любому административному правонарушению.
По статье 174 УК
Пункт 3 статьи 5 Конституции Республики Казахстан предусматривает запрет на создание общественных объединений, цель которых направлена на «разжигание»розни.
Диспозиция статьи 174 УК на русском языке предусматривает термин «возбуждение», а не «разжигание», что противоречит вышеназванной норме Конституции.
Вместе тем, термин «разжигание»на государственный язык в Конституции переведен как «қоздыру».
Термин «возбуждение» в статье 174 УК на государственном языке переведен также как «қоздыру».
В этой связи, предлагается диспозицию статьи 174 УК на русском языке привести в соответствие с Конституцией и текстом на государственном языке, заменив слово «возбуждение» на «разжигание».
Кроме того, в целях гуманизации предлагается предусмотреть в санкции части 1 статьи 174 УК норму дополнительного альтернативного наказания в виде штрафа в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей по аналогии с частью 1 статьи 179 и частью 1 статьи 180 УК.
Законопроектом предусматриваются поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы.
На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан вышеназванный законопроект.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства»
(февраль 2020 года)
Редакция действующего законодательства |
Предлагаемая редакция |
Обоснование |
|
Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. |
|||
Статья 130. Клевета 1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, совершенное публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, — наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно повлекшие тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. |
Исключить. |
Исполнение п.20 Плана второго заседания Нацсовета «Декриминализация статьи 130 «Клевета» УК» Декриминализация ст.130 УК соответствует рекомендации №13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету, оскорбление и другие похожие деяния. |
|
Статья 174. Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни 1. Умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, — наказываются ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок. |
Статья 174. Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни 1. Умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, — наказываются штрафом в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либоограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок. |
Исполнение п.21 Плана Нацсовета «Внесение изменений и дополнений в статью 174 УК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». Приведение в соответствие со ст. 5 Конституцией РК. |
|
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК. |
|||
Статья 32. Дела частного, частно-публичного и публичного преследования и обвинения 2. Дела об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 114 (частями первой и второй), 123 (частью первой), 130, 131, 147 (частями первой и второй), 149 (частью первой), 150 (частью первой), 198 (частью первой), 199 (частью первой), 321 (частью первой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также статьей 152 (частями первой и второй) Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, считаются делами частного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением его с обвиняемым, подсудимым. |
Статья 32. Дела частного, частно-публичного и публичного преследования и обвинения 2. Дела об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 114 (частями первой и второй), 123 (частью первой), 131, 147 (частями первой и второй), 149 (частью первой), 150 (частью первой), 198 (частью первой), 199 (частью первой), 321 (частью первой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также статьей 152 (частями первой и второй) Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, считаются делами частного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением его с обвиняемым, подсудимым. |
Исполнение п.20 Плана второго заседания Нацсовета «Декриминализация статьи 130 «Клевета» УК» Декриминализация ст.130 УК соответствует рекомендации №13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету, оскорбление и другие похожие деяния. |
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Концепция
к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и
уголовно-процессуального законодательства»
(февраль 2020 года)
1. Название законопроекта.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства» (далее — законопроект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.
Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства» разработан во исполнение пунктов 20 и 21 Плана мероприятий по реализации поручений Президента, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия (далее — План).
Пунктами 20 и 21 Плана предусмотрено декриминализация статьи 130 (Клевета) и внесении изменений и дополнений в статью 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) Уголовного кодекса (далее — УК).
По статье 130 УК
Декриминализация статьи 130 УК соответствует рекомендации №13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету.
Анализ норм показал, что административное законодательство позволяет в полной мере пресекать правонарушения, связанные с клеветой, собирать доказательства путем опроса свидетелей, потерпевших, выемки документов, досмотра, назначения экспертиз и т.д.
Предлагается правом составления протоколов наделить должностных лиц органов внутренних дел, а полномочием по рассмотрению дел — судей специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
Сейчас уголовные дела о клевете отнесены к делам частного обвинения. Производство по этим делам начинается по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению в случае примирения. Прокурор может начать производство по этим делам и при отсутствии жалобы, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
В этой связи, предлагается целесообразным и в рамках законодательства об административных правонарушениях возбуждать дела о клевете по жалобе потерпевшего и прекращать их в случае примирения (статья 64 КоАП «Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон»).
При этом, статья 805 КоАП позволяет прокурору возбуждать дела по любому административному правонарушению.
По статье 174 УК
Пункт 3 статьи 5 Конституции Республики Казахстан предусматривает запрет на создание общественных объединений, цель которых направлена на «разжигание»розни.
Диспозиция статьи 174 УК на русском языке предусматривает термин «возбуждение», а не «разжигание», что противоречит вышеназванной норме Конституции.
Вместе тем, термин «разжигание»на государственный язык в Конституции переведен как «қоздыру».
Термин «возбуждение» в статье 174 УК на государственном языке переведен также как «қоздыру».
В этой связи, предлагается диспозицию статьи 174 УК на русском языке привести в соответствие с Конституцией и текстом на государственном языке, заменив слово «возбуждение» на «разжигание».
Кроме того, в целях гуманизации предлагается предусмотреть в санкции части 1 статьи 174 УК норму дополнительного альтернативного наказания в виде штрафа в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей по аналогии с частью 1 статьи 179 и частью 1 статьи 180 УК.
Законопроектом предусматриваются поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях.
3. Цели принятия законопроекта.
Целью законопроекта является дальнейшее совершенствование уголовно-правовой политики, повышение уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, законных интересов граждан и организаций, общественного порядка и безопасности, охраняемых законом интересов общества и государства от уголовных правонарушений.
4. Предмет регулирования законопроекта.
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, которые регулируются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
5. Структура законопроекта.
Законопроект состоит из двух статей.
Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года;
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года;
Статья 2 определяет порядок введения Закона в действие.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере
Проведенный мониторинг законодательных актов показал о необходимости внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты не имеется.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.
Социальная обусловленность совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства продиктована значительным продвижением Казахстана к стандартам современного правового государства, развитием институтов гражданского общества, изменением политических и экономических условий, в том числе в глобальном масштабе.
Принятие закона обеспечит эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства от уголовных правонарушений, усилит профилактику правонарушений, упростит и повысит эффективность уголовного процесса.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.
Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом отсутствует.
9. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.
В настоящее время действует Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы с внесенными в них соответствующими изменениями и дополнениями.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.
Совершенствование уголовного, уголовно-процессуального законодательства является непрерывным и обязательным процессом, который переживают все государства без исключения.
В ходе модернизации законодательство дополняется как отдельными нормами, так и целыми правовыми институтами, что обусловлено и собственным опытом и опытом других государств.
По статье 130 УК.
В настоящее время клевета декриминализована в Грузии, Украине, Эстонии, России, Великобритании и США, это мера направлена на дальнейшую декриминализацию законодательства Казахстана и налаживания диалога между государством и обществом в позитивном ключе.
В ряде стран эта мера реализована с 2009 года, в частности в России и Великобритании.
Перевод клеветы в категорию административных правонарушений должен повлечь за собой адекватные меры юридической ответственности и наказания.
По статье 174 УК.
Аналогичный состав преступления в УК Российской Федерации (далее РФ) предусмотрен в ст. 282 УК РФ, по родовому признаку объекта преступления он относится к Разделу Х (Преступления против государственной власти), а по видовому признаку — к Главе 29 («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»). Немаловажным фактором является то, что изначально, когда принимался УК РФ, действия, направленные на «возбуждение социальной вражды и розни», не рассматривались в качестве преступления, т.е. подобные деяния были декриминализованы. В ст. 282 предусматривались только «действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расой принадлежности».
Но позднее редакция статьи 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») претерпела изменения и стала выглядеть так: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации». Из последней редакции видно, что особый акцент делается на принадлежность «к какой-либо социальной группе».
УК Армении также подобный состав преступления относится к главе 23 («Преступления против общественной безопасности») раздела 9, где рассматриваются «Преступления против общественной безопасности, безопасности компьютерной информации, общественного порядка, общественной нравственности и здоровья населения». В ст. 226 УК Армении предусмотрено «возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», а социальная вражда и рознь не включены.
В УК Республики Беларусь аналогичный состав преступления (статья 130) рассматривается так же, как в и УК РК, в главе, предусматривающей преступления против мира и безопасности человечества, но в объективной стороне преступления нет деяний, направленных на разжигание социальной вражды. Она рассматривает лишь «Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства».
УК Республики Узбекистан также ограничивается возбуждением «национальной, расовой, этнической или религиозной вражды» (статья 156 «Преступления против мира и безопасности человечества») и не затрагивает вопрос о «социальной вражде или розни» как таковой в собственном смысле слова. Интересным представляется подход законодателя Республики Узбекистан в том плане, что по ч. 1 с. 156 уголовная ответственность наступает только после применения административного взыскания. Также интересным представляется то, что законом охраняются не только религиозные, но и атеистические убеждения. Например, ч. 2 ст. 156 УК РУз гласит: «Умышленные действия, унижающие национальную честь и достоинство, оскорбляющие чувства граждан в связи с их религиозным или атеистическим убеждением, совершенные с целью возбуждения вражды, нетерпимости или розни к группам населения по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ в зависимости от их национальной, расовой, этнической принадлежности или отношения к религии». Словооборот «к группам населения по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам» нам представляется более или менее точным и понятным, чем словосочетание «возбуждения социальной, национальной, расовой и т.д. вражды или розни».
УК ФРГ рассматривает действия, «которые разжигают ненависть против части населения или против национальной, расовой, религиозной группы или определяемой какими-либо признаками народности группы, призывает к совершению насилия или актов произвола против них или подвергает поруганию, злонамеренно пренебрежительно представляет или очерняет их».
Для УК Франции как таковая «социальная группа» не имеет значения, также не имеет значения, относится ли лицо на самом деле к такой группе либо это только предполагается. В статье R. 625-7 прямо указывается, что «непубличное подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию в отношении какого-либо лица или группы лиц в силу их происхождения либо принадлежности или непринадлежности, реальной или предполагаемой, к определенной этнической группе, нации, расе или религии».
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта
Принятие законопроекта не повлечет затрат из государственного бюджета.
Статья 174 НК (налогового кодекса) РФ Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
5. Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
6. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Интересные материалы:
- Добровольное подтверждение соответствия
Формы сертификацииРассмотрим подтверждение соответствия в обязательной форме – обязательной сертификации и подтверждение соответствия в добровольной…
- П 5 ст 23
Ст. 23 НК РФ (2017): вопросы и ответы Ст. 23 НК РФ: официальный текстСкачать ст.…
- Договор между Россией и Германией
СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ДОГОВОРЫ 1939 г.Так именуют: 1) договор о ненападении между СССР и Германией от 23…
- Множественность преступлений 2017 научные статьи
Понятие и признаки совокупности преступлений. Идеальная и реальная совокупность преступлений, ее отличие от единичных сложных…
- ЮТэйр бухгалтерская отчетность
Финансовое состояние ПАО "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" Сравнительный анализ по данным Росстата Организация: ПАО "АВИАКОМПАНИЯ "ЮТЭЙР" ИНН:…