Куперс

Бухучет и анализ

Патентная система 2019

6 июня Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 22-П по делу о проверке конституционности ряда положений НК РФ и закона Мурманской области о патентной системе налогообложения, которые, по мнению заявителя, в силу своей правовой неопределенности могут повлечь произвольное начисление налогоплательщику недоимки, пени и штрафа.

Обстоятельства дела

В 2013–2014 гг. ИП Сергей Глухов сдавал в аренду принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения в одном из городов Мурманской области и применял к указанной деятельности патентную систему налогообложения. Еще до перехода на данный спецрежим заявитель обращался с письмом в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить, какими документами определяется обособленность конкретного объекта недвижимости. В ответе от 14 декабря 2012 г. налоговый орган сослался на отсутствие перечня документов, подтверждающих обособленность недвижимости.

В конце 2015 г. по результатам выездной налоговой проверки ИФНС России по г. Мончегорску доначислила предпринимателю недоимку (в том числе по сдаче в аренду помещений) на сумму 2 млн руб., а также пени и штрафы. Свое решение налоговики обосновали тем, что количество заключенных налогоплательщиком договоров аренды не соответствует количеству объектов недвижимости, указанных им в заявлениях на выдачу патентов. Инспекция сочла, что указанная в патентах недвижимость фактически сдавалась в аренду по нескольким договорам аренды, следовательно, возникло большее количество «обособленных объектов».

Предприниматель безуспешно пытался отстоять свои права в арбитражном суде: три судебных инстанции поддержали позицию налогового органа. Суды отметили, что для определения количества обособленных объектов имеют значение не свидетельства о регистрации права собственности на объект недвижимости, а договоры аренды, заключенные налогоплательщиком с арендаторами. При этом арбитражный суд уменьшил вдвое размер начисленного заявителю штрафа в силу добросовестного заблуждения последнего в части определения количества обособленных объектов для целей применения ПСН. Впоследствии Верховный Суд РФ отказался рассматривать кассационную жалобу Сергея Глухова.

Доводы о неконституционности спорных норм

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Сергей Глухов поставил под сомнение конституционность подп. 3 п. 8 ст. 346.43, ст. 346.47 и п. 1 ст. 346.48 НК РФ, а также положений закона Мурманской области о ПСН.

Согласно оспариваемым правовым нормам субъекты РФ в рамках патентной системы налогообложения вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения признается установленный региональным законом потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, а его денежное выражение является налогооблагаемой базой.

Вместе с тем, согласно приложению к закону Мурманской области о ПСН, размер потенциально возможного к получению годового дохода зависит от количества обособленных объектов (площадей) при сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности.

По мнению заявителя, оспариваемые положения носят неопределенный характер, поскольку они не раскрывают содержания понятия «обособленный объект» для целей применения ПСН. Истолкование данного понятия, руководствуясь количеством договоров аренды помещений, неприемлемо, ведь налоговая нагрузка в таком случае зависит не от количества объектов недвижимости (помещений) или их площади, а исключительно от способа сдачи имущества в аренду (по одному договору или по нескольким договорам аренды) при сопоставимом финансовом результате.

Сергей Глухов отметил, что указанная неопределенность регулирования влечет возможность произвольного начисления налогоплательщику недоимки, пени и штрафа, поэтому оспариваемые им налоговые нормы не соответствуют Конституции.

Выводы Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС вынес постановление, в котором подчеркнул, что региональные законодатели должны конкретизировать значимые характеристики (например, площадь объекта, месторасположение) обособленных объектов недвижимости, подлежащих учету при исчислении потенциально возможного к получению ИП годового дохода для целей применения ПСН, исходя из принципов равенства, экономической обоснованности налогов и недопустимости их произвольного характера.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы федерального налогового законодательства не противоречат Конституции РФ ввиду обязательности использования для целей налогообложения таких характеристик объектов (площадей), которые реально влияют на возможный экономический результат сдачи их в аренду (наем). Данный подход не предполагает определения количества обособленных объектов исключительно исходя из количества договоров аренды (найма), заключенных налогоплательщиком, вне зависимости от площади сдаваемых в аренду (наем) помещений.

В то же время КС РФ отметил, что содержащаяся в спорном региональном законе о ПСН нормативная дифференциация размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода от сдачи в аренду помещений не позволяет однозначно установить, что рассматривается в качестве обособленного объекта. Это порождает вопрос о том, что является действительным объективным экономическим показателем конкретного объекта в рамках ПСН в Мурманской области, позволяющим определить справедливый и обоснованный размер налогового бремени для каждого предпринимателя, сдающего помещения в аренду.

Как следует из материалов дела, правоприменительные органы в деле заявителя исходили из необходимости определения обособленных объектов на основании заключенных им договоров аренды. «Соответственно, в случае сдачи в аренду здания или ряда помещений в одном здании на основании одного договора аренды это будет считаться одним обособленным объектом для целей налогообложения. Но если тот же ИП сдаст в аренду здание или ряд помещений в нем по отдельным договорам аренды, то налоговая нагрузка возрастет многократно при тех же самых характеристиках недвижимого имущества. В таком случае определение количества обособленных объектов исходя из количества заключенных договоров аренды – при том что площадь помещения, сдаваемого в аренду по этим договорам, может существенно различаться – приводит к тому, что размер налогового бремени может увеличиваться непропорционально полученному налогоплательщиком от данного вида деятельности доходу», – отмечено в тексте постановления.

С учетом изложенного Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения регионального закона в той мере, в какой они не обеспечивают определенности в отношении объекта налогообложения и налоговой базы применительно к ПСН. Указанные нормы, как пояснил Суд, не обеспечивают экономической обоснованности взимания налога в случае сдачи в аренду помещений (площадей) как частей объекта, указанного в заявлении на получение патента.

В этой связи КС РФ предписал законодателю Мурманской области внести изменения в спорный закон, обеспечив вступление их в законную силу с 1 января 2020 г. Аналогичная рекомендация дана и другим субъектам РФ. Конституционный Суд также распорядился пересмотреть решения арбитражных судов по делу заявителя исходя из того, что для целей налогообложения необходимо использовать количество недвижимых объектов, указанных в соответствующем заявлении на выдачу патентов.

Адвокаты поддержали выводы Суда

В Конституционном Суде РФ интересы Сергея Глухова представлял адвокат АП Мурманской области Денис Ненашев, который назвал разъяснения КС ожидаемыми. Он сообщил, что полномочный представитель Совета Федерации в своем отзыве на жалобу ставил под сомнение подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ во взаимосвязи со ст. 1 закона Мурманской области о ПСН, указывая на несоответствие указанных норм Конституции. «Тем не менее КС РФ признал нормы НК РФ конституционными», – отметил адвокат.

Денис Ненашев выразил удовлетворение распоряжением КС относительно необходимости приведения законодательным органом Мурманской области соответствующего закона в соответствие с Конституцией. «Изложенная в постановлении правовая позиция кардинально противоположна текущему подходу правоприменителей. Например, ранее Верховный Суд в своем Определении № АПЛ15-261 от 7 июля 2015 г. пояснял, что «обособленным объектом” является заключенный договор аренды помещения», – отметил адвокат. Он выразил уверенность, что разъяснения КС РФ изменят дальнейшую позицию правоприменительных органов.

Эксперты «АГ» также выразили согласие с доводами высшей судебной инстанции. Так, адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль полагает, что постановление КС РФ позволяет устранить неопределенность при расчете налога, взимаемого при применении ПСН при сдаче имущества в аренду.

По словам эксперта, ранее правоприменители неоднозначно толковали понятие обособленного объекта (площади), в зависимости от которого рассчитывался налог. «Так, Минфин России ориентировал на учет площади сдаваемых в аренду помещений при расчете налога независимо от количества договоров (например, Письмо Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 03-11-12/66017). Однако в некоторых субъектах РФ должна была учитываться не площадь, а именно количество обособленных объектов, поэтому с учетом неопределенности этого понятия на практике нередко возникали споры, – пояснил Алексей Пауль. – КС признал такие положения неконституционными, обязал внести изменения в соответствующие региональные акты и постановил до внесения этих изменений уплачивать налог на основании количества объектов, указанных в заявлении на выдачу патента. Такой подход позволяет устранить неопределенность налогового регулирования и обеспечить равенство налогоплательщиков».

Адвокат АП г. Москвы Иван Белов указал на отсутствие особых причин поднимать на столь высокий уровень вопрос о конституционности отдельных положений рядового регионального закона о патентной системе налогообложения. «Поразительна при этом несправедливость истолкования этих норм, которого придерживались не только мурманские налоговики, но и почему-то все инстанции арбитражных судов, в которых оспаривались результаты налоговой проверки», – отметил адвокат. По его словам, такая ситуация служит своеобразным маркером реального состояния правосудия по налоговым спорам в РФ – у судов нет никакого желания защищать нарушенные права налогоплательщиков, поэтому исправлять явные ошибки приходится теперь Конституционному Суду.

Иван Белов добавил, что правильное толкование сомнительных положений регионального закона можно было установить путем простого обращения к НК РФ. «Заключаемые предпринимателями договоры аренды по смыслу НК РФ никак не могут считаться подразумеваемыми в налоговом законе объектами. Количество договоров – само по себе не экономический показатель доходности. Таким показателем может являться количество используемых в предпринимательской деятельности объектов недвижимости», – отметил он.

«В далеком 2009 г. Президиум ВАС РФ принял известное в кругу налоговых специалистов Постановление № 3703/09, в котором подверг жесткой критике закон Магаданской области о ЕНВД, вменивший местным предпринимателям завышенный и абсолютно нереальный для них показатель годовой выручки, в соответствии с которым они были вынуждены платить налог. Как и в рассматриваемом постановлении Конституционного Суда, Президиум ВАС РФ призывал власти на местах учитывать экономическое основание налогообложения при установлении тех параметров налога, которые им дает на откуп федеральный законодатель», – напомнил адвокат.

ИП (г. Москва) на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» не имеет наемных работников, реализует очки, линзы и оправы в помещении в торговом центре.
Может ли ИП учесть страховые взносы и торговый сбор в расходах на УСН? Может ли ИП в середине года с 3-го квартала перейти на патент и что для этого нужно? Надо ли будет после такого перехода: в конце года уплачивать налог по УСН с доходов за весь год; уплачивать торговый сбор и страховые взносы за себя; подавать налоговую декларацию о доходах?

28 мая 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В расходах на УСН доходы минус расходы предприниматель вправе учесть уплаченные страховые взносы за себя и торговый сбор.
Перейти по виду деятельности реализация очков, линз и оправ с УСН на патент предприниматель может с 3 квартала года, если в ЕГРИП есть иные виды деятельности. Уведомление налогового органа о переходе на ПСН осуществляется в форме заявления на выдачу патента. После перехода доходы от деятельности на патенте будут облагаться только в рамках ПСН. Торговый сбор по видам деятельности на патенте не уплачивается. Кроме стоимости патента ИП без работников надо уплатить только страховые взносы за себя.

Обоснование вывода:
ИП уплачивают за себя страховые взносы в виде фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) и обязательное медицинское страхование. Если доходы ИП превышают 300 тыс. руб. — доплачивают страховые взносы на ОПС в размере 1% от суммы дохода более 300 тыс. руб. (пп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ, письмо Минфина от 06.02.2019 N 03-15-05/6911).

1. Уменьшение УСН доходы минус расходы на страховые взносы и торговый сбор

Сумму уплаченных страховых взносов ИП учитывает в расходах на УСН доходы минус расходы на основании пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 15.03.2016 N 03-11-11/14242).
ИП на УСН при осуществлении розничной торговли на территории г. Москвы уплачивают торговый сбор согласно закону г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе». Сумма уплаченного торгового сбора учитывается в расходах по УСН доходы минус расходы на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 27.03.2015 N 03-11-11/16902).

2. Переход с УСН на патентную систему в середине года

Согласно п. 1 ст. 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена патентная система налогообложения.
Применение патентной системы налогообложения (далее — ПСН) на территории г. Москвы введено законом г. Москвы от 31.12.2012 N 53 «О патентной системе налогообложения». Согласно ст. 1 этого закона ПСН можно применять в отношении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.
Для получения патента, согласно п. 2 ст. 346.45 НК РФ, индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по ТКС заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН.
Рекомендуемая форма заявления на получение патента приведена в письме ФНС России от 18.02.2020 N СД-4-3/2815@.
Согласно п. 6 ст. 346.13 НК РФ, ИП на УСН вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения (письмо ФНС России от 20.09.2017 N СД-4-3/18795@).
В то же время НК РФ не содержит запрета на совмещение УСН и ПСН. Поэтому ИП на УСН вправе с 3 квартала года перейти на ПСН по отдельным видам предпринимательской деятельности (письма Минфина России от 29.04.2016 N 03-11-12/25785, от 04.02.2015 N 03-11-11/4299, от 03.09.2013 N 03-11-11/36264).
УСН применяется ко всей деятельности налогоплательщика в целом. Поэтому, если после перехода на ПСН в налоговый орган не будет подано уведомление о прекращении деятельности на УСН или уведомление об отказе от применения УСН, то при переходе на ПСН предприниматель будет продолжать применять УСН по иной деятельности, не подпадающей под действие ПСН. При этом дату прекращения иной оставшейся на УСН деятельности ИП вправе определить самостоятельно (письмо Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436).
Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ предприниматели на УСН представляют по итогам календарного года налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Исходя из положений ст. 346.52 НК РФ по видам деятельности на ПСН декларация не подается.
Следовательно, ИП на УСН, осуществляющий реализацию очков, линз и оправ в торговом центре г. Москвы, может перейти на ПСН с 3 квартала года по реализации очков, линз и оправ в торговом центре г. Москвы, если у него в ЕГРИП указаны иные виды деятельности. По иным видам деятельности он останется на УСН. По итогам года ему необходимо подать в налоговый орган декларацию по УСН, в которой следует указать доходы без учета доходов от предпринимательской деятельности на ПСН.
Таким образом, при переходе на ПСН в 3 квартале года ИП не потребуется платить по УСН 15% за весь год.
Согласно п. 2 ст. 411 НК РФ применяющие ПСН индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты торгового сбора в отношении видов предпринимательской деятельности на ПСН с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
Поэтому ИП без работников на ПСН не платит торговый сбор, но уплачивает страховые взносы за себя.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Пример заполнения Заявления на получение патента (Форма N 26.5-1) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, февраль 2020 г.);
— Энциклопедия решений. Переход на ПСН. Заявление на получение патента;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата фиксированных страховых взносов предпринимателями и иными частнопрактикующими лицами «за себя»;
— Энциклопедия решений. Совмещение уплаты торгового сбора с применением специальных режимов налогообложения;
— Энциклопедия решений. Учет товаров при УСН;
— Вопрос: С 01.01.2019 по 31.03.2019 ИП при ведении деятельности, связанной с оказанием услуг такси, применял ПСНО. После окончания срока действия патента коммерсант использует УСНО (объект налогообложения — доходы). Может ли ИП получить еще один патент с целью применения ПСНО в отношении деятельности по оказанию услуг такси с 01.07.2019? (журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 7, июль 2019 г.);
— Вопрос: ИП применяет УСН и ЕНВД. Он осуществляет торговую деятельность (торговля мебелью через мебельные салоны) на территории Тюменской области (г. Тюмень). Площади торговых залов — разные, есть больше 50 кв. м. ИП перепродает покупной товар (он сам не изготавливает мебель). Покупателями являются как физические, так и юридические лица, расчеты — как наличные, так и безналичные. Можно ли применять патентную систему налогообложения в отношении данной предпринимательской деятельности? Есть ли возможность применять только патентную систему налогообложения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Что такое патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения для ИП была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. № 94-ФЗ. Именно с этой даты определенный вид налогоплательщиков получил возможность уплачивать государству конкретную сумму налоговых платежей в фиксированном размере, не зависящем от их доходов. «Но это же ЕНВД» — скажете вы. И окажетесь частично правы — применение этой системы налогообложения очень похоже на систему единого налога на вмененный доход. Но ПСН — проще, как с документальной точки зрения, так и с точки зрения финансовых расчетов по налогу.

Оформивший себе патент налогоплательщик обязан оплатить его стоимость вне зависимости от того, есть ли какие-то доходы от коммерческой деятельности. На этом сходство ПСН и ЕНВД заканчивается. Размер государственной подати не зависит от физических показателей, которые используются при расчете ЕНВД. Кроме того, применяющий режим предприниматель не обязан сдавать в налоговую декларации, отчеты, касающиеся этого платежа.

Но КУДИР (книгу учета доходов и расходов) никто не отменял — ИП на патенте должен вести КУДИР (ну хоть что-то же он должен учитывать….)

Патентная система налогообложения: в чем плюс, а в чем минус

Какие же плюсы имеет патентная система налогообложения в 2019 году, почему её выбирают некоторые предприниматели?

Во-первых — простота использования. Не нужно делать расчет налога — за тебя его сделает ИФНС. Не нужно составлять и сдавать никакие отчеты по ПСН — именно потому, что расчет не нужен. Налоговая и так знает, какие налоги платить должен налогоплательщик «на патенте».

Во-вторых — предприниматели на патенте, ведущие виды деятельности, поименованные в п. 2.1. ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ в последней редакции от 25.12.2018 г., освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Но там, где есть плюсы, должны быть и минусы, как же без этого. Главный минус — сумму налога при ПСН невозможно уменьшить ни на фиксированные платежи ИП на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за себя, ни за своих работников. И в этом коренное отличие ПСН от ЕНВД.

Патент — а есть ли ограничения?

Как упоминалось выше по тексту, эта система налогообложения в 2012 году появилась лишь для определенного вида налогоплательщиков. Если точнее — использовать ПСН разрешено только индивидуальным предпринимателям.

Другое ограничение — количество сотрудников, разрешенное при использовании ПСН — в пределах 15 человек.

Еще одно ограничение для этого режима — сумма доходов от продаж по видам деятельности на патенте не должна превышать 60 млн. рублей с начала календарного года.

Последний барьер для применения ПСН — определенные виды деятельности, при которых разрешено применение этого режима. Ознакомиться со всем списком видов деятельности можно в этой статье.

Становится понятно, патент — система исключительно даже не для малого, а для микро-бизнеса.

Расчет стоимости патента

В помощь вам — онлайн-калькулятор на нашем сайте. Также можно произвести расчеты самостоятельно.

При расчете годовой стоимости сбора при ПСН к уплате, нужно налоговую ставку ПСН (от 0% до 6% в зависимости от региона) умножить на налоговую базу, определяемую законами субъектов РФ индивидуально для каждого региона.

Для примера рассчитаем цену патента для ИП без сотрудников, живущего в Измайлово г. Москва. Занимается он репетиторством. Налоговая база для такого дохода по Москве установлена в размере 330 000 руб. Умножаем 330 000 руб на 6% получаем 19800 р. в год. В месяц получается всего лишь 1650 руб. Вроде не много. Но, учитывая, что плюсом к этому платежу идут еще 36238 руб за фиксированные взносы ИП (которые при УСН, например, уменьшают сумму налога, и при доходе менее 151000 руб. налога вообще к уплате не получается), стоит сто раз подумать и, может быть, приобрести кассовый аппарат, который окупит себя через два года, чем платить бюджету этот патент.

Схема оплаты налога на патенте

Схема оплаты платежа по ПСН проста до безобразия. Если вы оформили патент на срок до 6 месяцев — обязаны уплатить налоговый платеж полностью до окончания срока его действия. При подаче заявления на весь год— 1/3 сбора оплачивается в течение 90 календарных дней с даты начала работы на патенте, оставшиеся 2/3 необходимо отдать бюджету до окончания срока действия патента.

И небольшой подарочек от ИФНС — если вы ИП без сотрудников и решили купить кассу, можете уменьшить свой налог на 18000 руб., причитающийся к уплате до 01.07.2019 года. Проще говоря, если наш ИП-репетитор решит купить кассу и купит её до 01.07.2019 года, он может уменьшить сумму патента, причитающуюся на период с 01.01.2019 год до 01.07.2019 года, на сумму ККТ расходов в размере не более 18000 руб. То есть, при цене ПСН в размере 1650 руб./мес. наш ИП может не оплачивать налог в сумме 9900 руб.

Об этом достаточно подробно рассказывает статья 346.51 НК РФ часть 2. Там же описана и процедура получения этого кассового вычета.

Как перейти на ПСН

Очень просто — главное — соответствовать всем требованиям, перечисленным выше.

Соответствуете? Хотите патент? Надоела УСН или ОСНО? Необходимо с сайта налоговой вашего региона (для Москвы — https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/patent/) скачать заявление о переходе на ПСН, заполняйте его (выложенные там же порядок заполнения заявления и схема по заявлению на получение патента вам в помощь), далее отправляетесь в налоговую по месту жительства подавать это заявление. Распечатайте в двух экземплярах, вдруг они потеряют (это же налоговая). А у вас останется штампик о том, что вы-таки его подавали….

А если вы решили вести патентную деятельность вне прописки — дорога вам в ИФНС того административного образования, где будете вести этот бизнес.

Есть несколько нюансов при оформлении патента:

  • дата начала использования патента не может быть ранее, чем 10 дней с даты подачи заявления о переходе на этот режим;
  • «слетели» с патента до окончания его срока — оформить режим на тот же самый вид деятельности сможете только в следующем году. Держите всегда про запас «УСН», чтобы не оказаться в числе плательщиков НДС до конца года, в котором «слетели» с патента.
  • Еще нюанс, «вмененщики», не подавшие уведомление на прекращение использования системы ЕНВД, на патент перейти не могут. А если и подали — ПСН смогут применять только с начала следующего года.

Разделы:

  • Налоговые спецрежимы для ИП: деятельность по патенту
  • Девять типичных ситуаций

Налоговые спецрежимы для ИП: деятельность по патенту

С 1 января 2013 года у индивидуальных предпринимателей (далее ИП) появилась возможность вести свой бизнес по патентной системе налогообложения. Напомним, что ранее ИП могли платить налоги в рамках специальных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения (УСН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД)) или общей системы налогообложения. Чем привлекателен новый вид налогообложения для ИП, какие тонкости следует учесть предпринимателю в своей деятельности в связи с переходом на патентную систему налогообложения, читайте в нашем материале.

Патентная система налогообложения представляет собой специальный налоговый режим для ИП, который они могут применять наряду с общей системой, УСН или ЕНВД. Отметим, что юридические лица с организационно-правовыми формами деятельности ООО, ОАО, ЗАО не вправе применять этот спецрежим в отличие от УСН или ЕНВД.

Патентная система применяется в отношении отдельных видов бытовых услуг, розничной торговли и услуг общественного питания. Перечень допустимых видов деятельности приведен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Так, например, к ним относятся:

  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  • ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
  • парикмахерские и косметические услуги;
  • ремонт мебели;
  • услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
  • розничная торговля;
  • услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления и др.

Порядок введения патентной системы на территории субъекта РФ регламентируется ст. 346.43 НК РФ. Патентная система вводится в действие на территории субъекта РФ законом этого субъекта, в котором устанавливается потенциально возможный доход по видам деятельности.
Для применения патентной системы налогообложения существуют и ограничения. Так, предприниматель не может применять патентную систему, если:

  • средняя численность наемных работников по всем видам осуществляемой им деятельности превышает 15 человек;
  • объем годовой выручки превышает 64 020 000 руб. (если ИП одновременно применяет патентную систему и УСН, учитываются доходы по обоим спецрежимам);
  • деятельность осуществляется в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

Предприниматели, применяющие патентную систему, вправе не использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств (товарный чек, квитанция) (п. 2.1. ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Патент и срок его действия

Патент действует на территории субъекта РФ, который указан в данном патенте. Предприниматель, получивший патент в одном субъекте РФ, вправе получить его и в другом субъекте РФ.

Патент выдается по выбору предпринимателя на период от одного до 12 месяцев включительно в пределах одного календарного года, то есть срок действия патента не может перейти на следующий год. Для продолжения деятельности в рамках патентной системы предприниматель обязан в срок до 20 декабря подать заявление в территориальный налоговый орган.

Если патент выдан на срок от шести месяцев до одного года – 1/3 – не позднее 25 календарных дней после начала действия патента, 2/3 – не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

Налогообложение в рамках патентной системы

Патентная система предполагает уплату единого налога по ставке 6% от потенциально возможного дохода. Значение потенциально возможного дохода устанавливается в законе субъекта РФ.

Налоговый период составляет один календарный год, если патент выдан на меньший срок, то на срок действия патента. Если патент выдан на срок менее 12 месяцев, сумма налога к уплате определяется пропорционально количеству месяцев, на которое выдан патент.

Сроки уплаты

Если патент выдан на срок до шести месяцев – единовременная уплата в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента.

При применении патентной системы отменяются:

  • НДФЛ – по доходам, полученным в рамках патентной системы;
  • налог на имущество физических лиц – по имуществу, используемому в рамках патентной системы;
  • НДС – по операциям в рамках патентной системы. Сохраняется уплата НДС при ввозе товаров, при осуществлении деятельности по договору простого и инвестиционного товарищества, договору доверительного управления имуществом.

ИП, применяющие упрощенную систему, продолжают уплачивать:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное страхование (тарифы страховых взносов для них понижены – 20% ПФР, 0% ФФОМС, 0% ФСС);
  • другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог и др.).

НК РФ не содержит запрета на совмещение ИП УСН и патентной системы налогообложения. Если налогоплательщик совмещает два указанных специальных налоговых режима, то в налоговой декларации по УСН доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения. Аналогичным образом определяются доходы для целей исчисления минимального налога, уплачиваемого налогоплательщиками УСН, в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (письмо ФНС России от 6 марта 2013 № ЕД-4-3/3776@ «О направлении письма Минфина России от 13 февраля 2013 года № 03-11-09/3758»).

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения – потенциально возможный к получению годовой доход предпринимателя по существующему виду предпринимательской деятельности.

Показатель потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода (налоговая база) устанавливается по каждому виду деятельности законом субъекта РФ в пределах от 100 000 до 1 000 000 руб. Этот показатель ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (ст. 346.47, 346.48 НК РФ).

Налоговый учет

Налогоплательщики ведут учет доходов от реализации в книге учета доходов, форма и порядок заполнения которой утверждается Минфином России. Книга учета доходов ведется отдельно по каждому полученному патенту. Предприниматели, применяющие патентную систему, ведут учет доходов кассовым методом.

    Внимание!

    Налоговая декларация в рамках патентной системы налогообложения не предоставляется.
    Тем не менее предприниматели, применяющие патентную систему, обязаны вести налоговый учет доходов в целях контроля за соблюдением ограничения по доходам от реализации в книге учета доходов. Указанная книга составляется отдельно по каждому полученному патенту (п. 1 ст. 346.53 НК РФ).

Дату получения дохода определяют кассовым методом, то есть как день выплаты доходов либо передачи дохода в натуральной форме (п. 2 ст. 346.53 НК РФ). При использовании в расчетах векселей речь идет о дате оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или дне передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу (п. 3 ст. 346.53 НК РФ).
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. В свою очередь средства, полученные в иностранной валюте, пересчитывают в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения доходов (п. 5 ст. 346.53 НК РФ).

    Внимание!

    В случае возврата предпринимателем ранее полученной предоплаты на эту сумму уменьшают доходы того налогового периода, в котором был произведен возврат (п. 4 ст. 346.53 НК РФ).

Следует иметь в виду, что сумму налога нельзя уменьшить на страховые взносы, уплачиваемые с выплат работникам (в отличие от УСН, где такое уменьшение предусмотрено).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», сфера действия которого распространяется и на ИП. Между тем, согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, ИП могут не вести бухучет, если в соответствии с законодательством они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения. Так как налогоплательщики патентной системы обязаны вести налоговый учет доходов, они могут не вести бухгалтерский учет.

Патентная система налогообложения не предусматривает ограничения потенциального годового дохода размерами базовой доходности по ЕНВД, если вид деятельности по указанным налоговым режимам совпадает.

Регламентация патентной системы налогообложения на уровне субъекта РФ

Субъекты РФ не могут сокращать перечень видов деятельности для применения патентной системы по сравнению с установленным в НК РФ. Но зато субъекты РФ могут расширять перечень видов деятельности для применения патентной системы, но только в отношении услуг, относящихся к бытовым по классификатору ОКУН.
Субъект РФ вправе в своем законе дифференцировать:

  • виды деятельности (то есть вводить несколько с разной доходностью вместо одного), если это допускается ОКУН или ОКВЭД;
  • размер дохода зависит от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, для услуг по сдаче в аренду жилья, нежилых помещений и земельных участков, розничной торговли (кроме нестационарной) и услуг общественного питания – в зависимости от количества объектов и их площадей.

Субъект РФ могут в своем законе увеличивать верхний предел дохода в 1 млн руб., установленный НК РФ для следующих видов деятельности:

  • все виды деятельности в городах с населением более 1 млн человек – в пять раз (до 5 млн руб.);
  • услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств – в три раза (до 3 млн руб.);
  • услуги по перевозке грузов и пассажиров – в три раза (до 3 млн руб.);
  • медицинская и фармацевтическая деятельность – в три раза (до 3 млн руб.);
  • обрядовые и ритуальные услуги – в три раза (до 3 млн руб.);
  • услуги по сдаче в аренду жилья, нежилых помещений и земельных участков – в 10 раз (до 10 млн руб.);
  • розничная торговля (кроме нестационарной) – в 10 раз (до 10 млн руб.);
  • услуги общественного питания – в 10 раз (до 10 млн руб.);

Начало и прекращение применения патентной системы

Переход на патентную систему или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется ИП добровольно (ст. 346.45 НК РФ).

Для перехода на патентную систему ИП подает в территориальный налоговый орган заявление в произвольной форме (рекомендованная ФНС форма № 26.5-1 скачать – см. приказ ФНС от 14 декабря 2012 г. № ММВ-7-3/957@) не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления выдать патент или уведомить ИП об отказе в его выдаче.

Основаниями для отказа могут служить:

  • несоответствие заявленного вида деятельности перечню, установленному в законе субъекта РФ;
  • указание неверного срока действия патента (например, более одного года);
  • утрата права на применение патентной системы или прекращение предпринимательской деятельности в рамках патентной системы в текущем году;
  • наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы.

Если предприниматель планирует осуществлять деятельность в субъекте РФ, где он не зарегистрирован как налогоплательщик, он обязан подать заявление о постановке на учет в любой территориальный налоговый орган этого субъекта.

Датой постановки ИП на учет в налоговом органе будет считаться день начала действия патента. Снятие с учета в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, происходит автоматически в течение пяти дней с момента, когда заканчивается патент. Исключение составляют случаи, когда коммерсант прекращает бизнес или утрачивает право на применение патентной системы налогообложения. Последняя ситуация возможна, например, если бизнесменом были нарушены лимиты по выручке или количеству нанятого персонала.

В таком случае снятие с учета в налоговом органе производится в течение пяти дней со дня получения ИФНС заявления по форме № 26.5-3 скачать (утв. приказом ФНС России от 14 декабря 2012 г. № ММВ-7-3/957).

Моментом снятия с учета в налоговом органе ИП является день перехода на общий режим налогообложения или дата прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.

Приказом ФНС России от 15 января 2013 г. № ММВ-7-3/9@ утвержден Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта РФ предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП).

В случае, если заявление на получение патента подано менее чем за 10 дней до даты начала действия патента и это заявление поступило в налоговый орган до даты начала действия патента, налоговый орган вправе рассмотреть возможность выдачи индивидуальному предпринимателю патента с указанием в нем даты начала действия патента согласно заявлению на получение патента.
Если налоговый орган рассмотрел указанное заявление на получение патента в пределах пятидневного срока и дата выдачи патента наступает после даты начала действия патента, указанной в заявлении, налоговый орган вправе предложить ИП уточнить в указанном заявлении даты начала и окончания действия патента или направить в налоговый орган новое заявление на получение патента (письмо ФНС РФ от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7971@ «О порядке применения патентной системы налогообложения»).

Если ИП по каким-либо причинам утрачивает право на применение патентной системы налогообложения, то он должен подать в налоговый орган заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения по форме № 26.5-3 согласно приказу ФНС России от 14 декабря 2012 года № ММВ-7-3/957@. Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в п. 6 ст. 346.45 НК РФ, и о переходе на общий режим налогообложения или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, подается в течение 10 календарных дней:

  • со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения;
  • или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.

Заявление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения подается в налоговый орган по форме № 26.5-4 скачать на основании приказа ФНС России от 14 декабря 2012 года № ММВ-7-3/957@.
ИП, применяющие патентную систему налогообложения должны вести книгу учета на основании приказа Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н. Приложением к приказу Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н регламентирован порядок заполнения книги учета доходов ИП.

Напомним, что патент в отношении определенного вида бизнеса выдается на определенный срок: от одного месяца до года. В каждом отдельном случае нужно будет организовать раздельный учет доходов, расходов, обязательств и имущества, используемого в каждом из видов бизнеса.

Расчеты с бюджетом в рамках патентной системы налогообложения производятся посредством уплаты единого налога. Размер налога рассчитывается индивидуально. Его величина не зависит от реально заработанного предпринимателем дохода.

Расчет налога производится по ставке 6% от установленного властями потенциально возможного годового дохода. Таким образом, вне зависимости от того, больше или меньше коммерсант заработал в том или ином месяце (если патент получен на несколько месяцев), заплатит он одну и ту же фиксированную сумму.

Власти региона могут дифференцировать величину потенциально возможного дохода в зависимости от количества наемных работников, объектов, транспортных средств, от места ведения предпринимательской деятельности и т.д. (письмо Минфина России от 20 августа 2012 г. № 03-11-10/39).

При расчете налога нужно учитывать количество месяцев, на которое получен патент. Власти устанавливают величину потенциально возможного дохода на год. Поэтому при расчете, например, полугодового патента сумму потенциально возможного дохода нужно будет разделить на «шесть», а девятимесячного патента – на «девять».

Сроки уплаты налога зависят от того, на какое количество месяцев получен патент. Если речь идет о патентах, выданных на период от одного месяца до полугода, перечислить весь налог нужно единовременно. На это мероприятие ИП отводится 25 календарных дней с начала действия патента. Если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, уплату налога нужно произвести в несколько этапов. Первая треть суммы налога перечисляется в бюджет не позднее 25 календарных дней с момента начала действия патента. Оставшаяся сумма налога (2/3) должна быть уплачена не позднее 30 календарных дней до дня окончания срока действия патента.

Утрата права на применение патентной системы

ИП считается утратившем право на применение патентной системы и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в одном из случаев:

  • если с начала календарного года его доходы от реализации превысили 60 020 000 руб.;
  • если в течение налогового периода средняя численность наемных работников превысила 15 человек;
  • если налог в связи с применением патентной системы не был уплачен в установленные сроки.

При утрате права на применение патентной системы ИП обязан уплатить налоги в рамках общей системы с начала налогового периода. При этом у него есть право уменьшить НДФЛ на сумму уже уплаченного налога в рамках патентной системы.

ИП, утративший право на применение патентной системы или досрочно прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой она применялась, должен сообщить об этом в налоговый орган. Сделать это необходимо в течение 10 дней со дня наступления такого обстоятельства. Впоследствии предприниматель вправе вновь перейти на патентную систему по этому же виду деятельности не ранее чем со следующего календарного года (п. 8 ст. 346.45 НК РФ).

ИП, утративший право на применение УСН на основе патента, может перейти на патентную систему налогообложения, не дожидаясь истечения трехлетнего срока.

Отметим, что с 1 января 2013 года утратили силу положения НК РФ, регулирующие применение ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента. Данными положениями предусматривалось, в частности, что в случае утраты права на применение этой системы налогообложения (в том числе при неоплате стоимости патента в установленный срок), вновь перейти на УСН можно не ранее чем через три года. Сообщается, что указанные положения не могут распространяться на правоотношения, возникающие в связи с применением патентной системы налогообложения (письмо ФНС России от 3 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/5870@ «О применении патентной системы налогообложения»).

О том, как ИП осуществлять деятельность по патенту в одновременно в разных субъектах РФ, какие особенности патентной системы налогообложения существуют для розничной торговли, как быть, если вы не успели внести плату за патент, читайте .

Последняя актуализация: 6 апреля 2016 г.

Документы по теме:

  • НК РФ
  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Приказ Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н
  • Приказ ФНС России от 14 декабря 2012 года № ММВ-7-3/957@
  • Приказ ФНС России от 15 января 2013 г. № ММВ-7-3/9@
  • Письмо Минфина России от 20 августа 2012 г. № 03-11-10/39
  • Письмо ФНС России от 3 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/5870@ «О применении патентной системы налогообложения»
  • Письмо ФНС РФ от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7971@ «О возможности выдачи индивидуальному предпринимателю патента в случае, если им не соблюден десятидневный срок подачи заявления на получение патента»
  • Письмо ФНС России от 6 марта 2013 № ЕД-4-3/3776@ «О направлении письма Минфина России от 13 февраля 2013 года № 03-11-09/3758»
  • Письмо Минфина России от 7 марта 2013 г. № 03-11-12/26
  • Письмо Минфина России от 14 марта 2013 г. № 03-04-05/8-213
  • Письмо Минфина России от 14 марта 2013 г. № 03-11-12/29
  • Письмо Минфина России от 14 марта 2013 г. № 03-11-11/102
  • Письмо Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-12/33
  • Письмо Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-11/109
  • Письмо Минфина России от 20 марта 2013 г. № 03-11-12/34
  • Письмо Минфина России от 20 марта 2013 г. № 03-11-12/35
  • Письмо Минфина России от 28 марта 2013 г. № 03-11-09/9894
  • Письмо Минфина России от 8 апреля 2013 г. № 03-11-12/41
  • Письмо ФНС России от 12 апреля 2013 г. № ЕД-3-3/1335@ «О совмещении ПСН с УСН»
  • Письмо Минфина России от 26 апреля 2013 г. № 03-11-10/14669
  • Письмо Минфина России от 7 мая 2013 г. № 03-11-11/15937
  • Письмо Минфина России от 15 мая 2013 г. № 03-11-10/16830
  • Письмо Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-11-09/17358
  • Письмо Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-12/45
  • Письмо Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17542
  • Письмо Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17737
  • Письмо Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-11-11/18577
  • Письмо Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-11-12/18964
  • Письмо Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-11-11/18691
  • Письмо Минфина России от 4 июня 2013 г. № 03-11-11/20588
  • Письмо Минфина России от 11 июня 2013 г. № 03-11-12/21725
  • Письмо Минфина России от 14 июня 2013 г. № 03-11-11/22273
  • Письмо Минфина России от 18 июня 2013 г. № 03-04-05/22882
  • Письмо Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-11-12/24021
  • Письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-11-09/24976
  • Письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-12/24977
  • Письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-12/24974
  • Письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-11/24969
  • Письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-11-12/29381
  • Письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-11-11/29244
  • Письмо Минфина России от 18 сентября 2013 г. № 03-11-12/38688
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 15 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18471@ «О направлении информации»
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 ноября 2013 г. № 652 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год»

Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 26.5 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Внести в главу 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2012, N 26, ст. 3447) следующие изменения:

1) в статье 346.45:

а) абзац третий пункта 1 признать утратившим силу;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Индивидуальный предприниматель подает заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения, кроме случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, заявление на получение патента подается в любой налоговый орган на территории этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя.

В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого он состоит на учете в налоговом органе по месту жительства и (или) в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, заявление на получение другого патента подается в указанный налоговый орган.

В случае, если физическое лицо планирует осуществлять с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается с момента его государственной регистрации.

Форма заявления на получение патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Индивидуальный предприниматель подает заявление на получение патента в налоговый орган лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При отправке заявления по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче заявления по телекоммуникационным каналам связи днем представления этого заявления считается дата его отправки.»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента, а в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 2 настоящей статьи, с момента государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выдать (направить) индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента.

Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Патент или уведомление об отказе в выдаче патента выдается индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При направлении патента или уведомления об отказе в выдаче патента по почте заказным письмом патент или уведомление считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.»;

г) в подпункте 4 пункта 4 слово «уплачиваемому» заменить словами «подлежащему уплате»;

д) пункт 8 дополнить абзацами следующего содержания:

«Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, и о переходе на общий режим налогообложения подается в один налоговый орган, в котором индивидуальный предприниматель состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, по выбору этого индивидуального предпринимателя.

Форма заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, и о переходе на общий режим налогообложения или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Индивидуальный предприниматель подает указанное заявление в налоговый орган лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При отправке заявления по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче заявления по телекоммуникационным каналам связи днем представления этого заявления считается дата его отправки.»;

2) в статье 346.46:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, в налоговом органе, в который он обратился с заявлением на получение патента, в течение пяти дней со дня получения такого заявления налоговым органом.

В случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 2 статьи 346.45 настоящего Кодекса, индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, в налоговом органе по месту его жительства в течение пяти дней с момента государственной регистрации этого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата начала действия патента.

В случае, если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, подача заявления на получение другого патента не влечет повторную постановку на учет в этом налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.»;

б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«Снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения и имеющего одновременно несколько патентов, выданных указанным налоговым органом, осуществляется по истечении срока действия всех патентов.»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, утратившего право на применение патентной системы налогообложения и перешедшего на общий режим налогообложения или прекратившего предпринимательскую деятельность, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, осуществляется в течение пяти дней со дня получения налоговым органом заявления, представленного в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 настоящего Кодекса.

Снятие с учета в иных налоговых органах в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, индивидуального предпринимателя, утратившего право на ее применение по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 346.45 настоящего Кодекса, и перешедшего на общий режим налогообложения, осуществляется по сведениям о снятии его с учета, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, в течение пяти дней со дня поступления таких сведений от налогового органа, в который этот индивидуальный предприниматель подал заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения и переходе на общий режим налогообложения.

Датой снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя является дата перехода индивидуального предпринимателя на общий режим налогообложения или дата прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх