Куперс

Бухучет и анализ

Передача сообщения по подследственности

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

4. Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.

См. все связанные документы >>>

1. Органы уголовного преследования принимают решения в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 144), определяемой правилами подследственности (см. коммент. к ст. ст. 150, 151). Однако нарушение правил подследственности при вынесении решения не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Возбужденное уголовное дело может быть направлено прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146). Например, следователь ОВД возбуждает уголовное дело по ст. 105 УК (относящееся к подследственности следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ) и направляет его руководителю СО для передачи следователю Следственного комитета при прокуратуре. Такая практика признавалась правомерной и при применении аналогичных норм УПК РСФСР (БВС РФ. 1998. N 5. С. 10; БВС РФ. 1998. N 11).

О принятии решения о возбуждении дела см. коммент. к ст. ст. 146, 147. О принятии решения об отказе в возбуждении дела см. коммент. к ст. 148.

2. Передача сообщения по подследственности производится тогда, когда после приема и проверки повода к возбуждению дела выяснится, что расследование данного преступления относится к компетенции другого органа. О подследственности см. коммент. к ст. ст. 150, 151, 152. Однако в неотложной ситуации орган дознания обязан возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия и затем направить уголовное дело руководителю следственного органа или прокурору для передачи дела соответствующему следователю или органу дознания (п. 3 ст. 149; ст. 157 УПК). О неотложной ситуации см. коммент. к ст. 157, ч. 5 ст. 165 УПК. Буквальное содержание п. 3 ч. 1 коммент. статьи не предусматривает возможности передачи сообщения по территориальной подследственности (так как отсутствует ссылка на ст. 152), однако такое ограничение не имеет под собой веских оснований. Поэтому на практике возможна передача сообщений как по предметной, так и по территориальной подследственности . Если подследственность до возбуждения уголовного дела не удается точно установить (например, место окончания преступных действий, точную квалификацию), то следователь или дознаватель возбуждает уголовное дело, ориентировочно квалифицировав деяние по своей предметной подследственности, проводит неотложные следственные действия и устанавливает «чужую» подследственность уголовного дела, после чего следователь передает уголовное дело руководителю СО, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

См.: п. 46 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29 декабря 2005 г.

3. Решение о возбуждении дела может быть обжаловано прокурору и вышестоящему прокурору, руководителю СО и руководителю вышестоящего СО в порядке ст. 124 УПК. Важно отметить, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении дела любого органа предварительного расследования (ч. 4 ст. 146).

Если уголовное дело возбуждено по факту, то обжалованию в суд оно не подлежит (см. Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П). Если уголовное дело возбуждено в отношении определенного лица, то оно может быть обжаловано в суд (Определение СК по УД ВС РФ N 48-Дп02-14 по делу Довжика; Определение СК N 18-кпо03-11 по делу Рудика ). Конституционный Суд в своем Определении от 27 декабря 2002 г. N 300-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума ВС Российской Федерации и жалобами ряда граждан» пояснил, что решение о возбуждении дела в отношении конкретного лица придает ему статус подозреваемого. В связи с этим может быть причинен ущерб его конституционным правам и свободам. Судебный контроль на последующих стадиях судопроизводства не является достаточным и эффективным средством восстановления основных прав и свобод, нарушенных при возбуждении уголовного дела. Поэтому подозреваемый должен иметь право обжаловать в суд решение о возбуждении дела. Суд, рассматривая такую жалобу, не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. Следовательно, при проверке законности постановления о возбуждении уголовного дела суд управомочен выяснять прежде всего, соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу. При этом принесение в суд жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица не приостанавливает совершения следственных и иных процессуальных действий. Данная позиция подтверждена и применительно к УПК РФ в Определении КС РФ от 21 февраля 2008 г. N 134-О-О.

Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 358.

Вопрос об органах расследования и их компетенции относится к Общей части курса уголовного процесса (см. § 5—8 гл. 5 учебника). В качестве же общих ус­ловий расследования здесь выступают: а) правила выбора надлежащего органа в зависимости от признаков уголовного дела, или подследственность уголовных дел; б) принятие органом расследования дела к своему производству; в) взаимо­действие органов расследования между собой.

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые по­зволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2

ст 40). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157). Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом рассле­дования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отлича­ется от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к госу­дарству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31—32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие фор­му расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подслед­ственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позво­ляют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подоб­ных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (за­конный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное наруше­ние правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа рас­следования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. — специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследствен­ности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри след­ственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подслед­ственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или допол­нениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенно­стей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или лич­ная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголов­ного преследования (универсальная подследственность).

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, ви­дом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от сте­пени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступ­ления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или сред­ней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК)7.

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями орга­нов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следова­телей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убий­ство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. — см. подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предваритель­ное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151). С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подслед­ственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной служ­бы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компе­тенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется терри­торией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной сторо­ной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных по­следствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в по­страдавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке «Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на тер­ритории которого находится участок «А». Распределение территории между одноимен­ными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными ак­тами с учетом административно-территориального деления.

В то же время в начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, прибли­зительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиня­емый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспе­чения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключе­ния из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъ­ятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиня­емого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследо­вания — предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, де­лающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от ква­лификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434).

2. Из предметной подследственности любых других органов расследования в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о пре­ступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также ли­цами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных ор­ганов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в распо­ложении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной) проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в зако­не (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных след­ственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не при­меняется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное след­ствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного орга­на, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151)8.

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел до­пускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предва­рительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предва­рительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление;

— поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимуще­ство перед дознавателем;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приорите­том пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональ­ной последняя имеет большую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3 ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следо­вателем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, ус­тановив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные след­ственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивирован­ное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознаватель­ской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предва­рительного расследования федерального органа исполнительной власти (при феде­ральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями отно­сится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, проку­рор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и пер­сональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры (универсальная подследственность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх