Куперс

Бухучет и анализ

Переход с одной налоговой в другую

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

  1. С 1 января 2016 года существенно изменился порядок изменения места нахождения юридического лица. Подробнее об этом читайте в статье «Изменение юридического адреса ООО 2017: пошаговая инструкция».
  2. Теперь налоговая вправе произвести как документарную проверку нового адреса, так и выездную (инспектор выезжает на место, опрашивает персонал организации, составляет акт). Когда у инспекции возникают основания для проведения проверки достоверности нового юридического адреса, она вправе в течение 5 дней принять решение о приостановлении государственной регистрации изменений до конца проверки данного адреса, но не более чем на 1 месяц. При этом сам срок регистрации тоже прерывается.
  3. С начала 2016 года налоговые инспекции вправе осуществлять проверки по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения компаний. Свое право на осуществление проверок налоговые органы охотно реализовывают. Список оснований для признания информации об адресе юридического лица недостоверной:
    • адрес массовой регистрации;
    • адрес в действительности не существует (например, объект недвижимости разрушен);
    • адрес является почтовым и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • адрес не может использоваться для связи с организацией (по таким адресам размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
    • имеется заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу и др.
  4. В случае установления в ходе проверки недостоверной информации об адресе ИФНС направит в адрес этой организации, учредителям и руководителю уведомление, и в течение 30 дней необходимо исправить неверные данные в реестре или представить документы, подтверждающие достоверность этой информации. Если не сделать этого в указанные сроки, ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений. О последствиях читайте в публикации «Налоговики будут ликвидировать компании без суда за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ»

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу. Как правило, это делается при создании фирм «однодневок». А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2015 № Ф04-17044/2015 по делу № А27-14410/2014

Наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, инспекцией не доказано. По мнению судей, недостоверность сведений об адресе юридического лица не подтверждена. Поскольку заявитель представил на гос. регистрацию все документы, предусмотренные законодательством, отказ ИФНС в регистрации изменения адреса незаконен.

  • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2016 по делу № А60-23629/2016

Вывод налогового органа о недостоверности адреса общества ввиду отсутствия общества по заявленному адресу основан лишь на факте проведения ремонтных и строительных работ, отсутствия должностных лиц, представителей заявителя, его оборудования. А осуществление ремонтных и строительных работ по спорному адресу наоборот, говорит о том, что деятельность организации по этому адресу фактически ведется.

Подводные камни при смене адреса и ИФНС

  • Потеря документов

Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

  • Обязательная сверка и погашение задолженности

Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

  • «Двойные» налоги

Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

  • Переезд на «нехорошую квартиру»

Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

  • Включение в список претендентов на выездную проверку

После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

Цель налоговиков – проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При смене юр. адреса «старая» ИФНС передает акт расчетов по налогам и сборам в новую ИФНС. Таким образом, вся информация о задолженности и переплате по налогам и сборам передается в инспекцию, к которой относится организация. Новая ИФНС после получения регистрационных документов о смене юридического адреса обязана на следующий день направить запрос в старую налоговую по поводу наличия незаконченных камеральных или выездных проверок в отношении переехавшей компании с целью выяснить, не планируют ли проверяющие доначислить налоги, отказать в возмещении НДС, нет ли неисполненных налогоплательщиком требований о предоставлении документов и т.д.

Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

  • Сложности при регистрации в новой инспекции

По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

  • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку

Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

  • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения

Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

  • Миграция между налоговыми может испортить отношения с контрагентами

Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

Сменить адрес или… компанию?

Часто возникает вопрос, не проще ли зарегистрировать новое ООО с новым адресом? Конечно же, нет. В данной ситуации целесообразно задать ещё один вопрос. А зачем регистрировать новую компанию, если есть старая? Ведь «бросая» предыдущую организацию из-за проблем с адресом, возникнет еще больше проблем в дальнейшем.

Во-первых, регистрация новой компании не решает проблему поиска действительного адреса. Не забывайте, что с новой организацией придется искать надежного арендодателя, у которого нет личных проблем с налоговой инспекцией (почему нельзя это сделать с действующей), также придется проходить регистрацию в налоговой инспекции, при том, что государственная пошлина при создании новой компании больше по стоимости, чем при регистрации изменений по старой.

Во-вторых, нельзя просто взять и «бросить» компанию. У любого юридического лица есть свои обязательства. Несоблюдение данных обязательств влечет за собой наложение административных и иных санкций как в отношении самой компании, так и ее должностных лиц.

Важно понимать, что если фирма хочет уйти из инспекции из-за своих нарушений (если они действительно есть), то переезд в другую ИФНС не спасет от проверки. Компания, наоборот, привлечет внимание проверяющих. В данном случае лучше постепенно закрывать компанию (именно закрывать, а не присоединять к новой), переводя бизнес на новую организацию. Это сложнее, но обычно сложность оправдана.

Конечно, есть исключения. Например, нарушения незначительны, и из-за них не стоит возиться с созданием нового юрлица, переводом активов и т.д. Но в таких случаях и миграция не оправдана. Зачем же лишние усилия, если шансы на избавление от проверки невелики?

Так менять инспекцию или не менять?

  1. Если цель переезда – уйти от ответственности, перейдя в другую инспекцию и не отказываясь от старого юрлица, то выгодность переезда в другую ИФНС спорна. Налоговая проверка настигнет и по новому месту «прописки».
  2. Если смена адреса на другой региона связан с какими-либо льготами, бюджетными заказами и т.д., имеет смысл просчитать эффективность такого шага. Если выгодно – планировать переезд. Но при этом внимательно подбирать адрес: желательно не в офисном центре (где множество фирм), обязательно реальный адрес и пр.
  3. Если миграция нужна только для того, чтобы закрыть старую фирму (присоединением ее к другой компании из другого региона) и перевести платежи на новую, то переезд может быть оправдан (зависит от обстоятельств). Но хорошо бы до миграции сменить руководителя и учредителя. То есть не создавать им сложностей в регистрации новой компании, не портить репутацию у налоговиков.

Заказать услугу

Общее правило

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений. Из этого со всей очевидностью следует, что изменение места нахождения организации влечет также и снятие с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому.

Данная операция проводится налоговыми органами самостоятельно, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 84 НК РФ. Так, налоговый орган по старому адресу в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ должен снять компанию с учета и переслать документы в новую инспекцию. Налоговый орган по новому адресу, получив эти документы, должен поставить организацию на налоговый учет. При этом свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным и не представляется в налоговый орган по новому месту нахождения. Датой постановки организации на учет по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 3.6.3 Приложения № 1 к приказу МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Определяющим фактором при переезде является дата отражения в ЕГРЮЛ нового адреса: до этой даты компания продолжает числиться на налоговом учете по старому адресу, а со дня внесения изменения в ЕГРЮЛ — уже по новому. (Это правило применяется, несмотря на то, что на фактическую пересылку дела НК РФ отводит 5 дней и нового свидетельства у налогоплательщика еще может не быть).

Так что ответ на вопрос о порядке уплаты налогов и представления отчетности, по общему правилу, зависит от того, будет ли внесена на дату соответственно уплаты или представления запись в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица. Контролировать внесение записи необходимо по соответствующей выписке из реестра. Благо, что заказать ее теперь не составляет труда, не выходя из офиса.

Заказать «свежую» выписку из ЕГРЮЛ

Определившись с общим правилом, давайте подробнее остановимся на каждом налоге в отдельности, поскольку правил без исключений не бывает.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Как видим, НК РФ связывает перечисление авансовых платежей с местом нахождения организации на момент их уплаты. А значит, сумма авансового платежа перечисляется организацией в бюджет по месту своего прежнего нахождения, если платеж производится до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения. После появления такой записи налог нужно платить уже в бюджет по новому адресу. Это правило действует при перечислении любых авансовых платежей (как квартальных, так и ежемесячных, в т. ч. рассчитываемых по фактической прибыли), а также при уплате налога по итогам года.

Несколько сложнее с отчетностью по налогу на прибыль, поскольку она всегда сдается за прошедший период (п. 1 ст. 289 НК РФ). Но при этом в НК РФ говорится, что такую декларацию надо представить в налоговые органы по месту нахождения организации и месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. А в порядке заполнения декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@) эти положения конкретизируются. В частности, в п. 3.2 Порядка говорится, что в декларации указывается КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация. При этом КПП организации по месту ее нахождения указывается согласно документу, подтверждающему постановку на учет организации в налоговом органе.

Значит, и при сдаче отчетности будет применяться приведенное выше общее правило. Если отчетность сдается до момента внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица, то ее надо отправить в «старую» инспекцию (ведь именно этот КПП указан в действующем свидетельстве о постановке на учет). А если отчетность приходится сдавать уже после переезда (то есть когда старое свидетельство уже утратило силу), то ее надо подать в «новую» ИФНС, даже если относится эта декларация к периодам, предшествующим переезду.

Например, если организация сменила адрес в феврале 2019 года (дата внесения записи в ЕГРЮЛ — 20 февраля), то годовую налоговую декларацию за 2018 год она должна подать в старую инспекцию, если делает это до 19 февраля включительно. А с 20 февраля такая декларация должна представляться уже в налоговый орган по новому адресу, с указанием соответствующих КПП и ОКТМО (п. 4.1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Неверное заполнение кода ОКТМО не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации (п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н, письмо ФНС России от 25.02.2014 № БС-4-11/3254). Также неверное указание КПП и (или) ОКТМО при уплате налога не влечет начисления пеней или штрафов (см. «Что делать, если в платежке на уплату налогов допущена ошибка»).

УСН

Уплата налога при УСН и авансовых платежей по нему, согласно п. 6 ст. 346.21 НК РФ, производится по месту нахождения организации. По месту нахождения представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Бесплатно заполнить и сдать новую декларацию по УСН через интернет

Эти формулировки означают, что «алгоритм ЕГРЮЛ» без каких-либо оговорок применяется при смене адреса компаниями, находящимися на УСН: пока в реестре числится старый адрес, налог и (или) декларация платится и сдается в «старую» налоговую (с указанием соответствующего КПП и ОКТМО). А с даты внесения изменений в реестр деньги и отчетность должны направляться в инспекцию по новому месту нахождения компании с указанием новых КПП и ОКТМО. Подтверждение вновь находим в порядке заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). В п. 3.2 Порядка, также как и в случае с налогом на прибыль, говорится, что надо указать КПП именно того налогового органа, в который сдается декларация. А взять этот КПП нужно из свидетельства о постановке на учет.

НДС

Согласно п. 2 ст. 174 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. То есть и в этом случае действует выведенное нами общее правило. Если НДС перечисляется в бюджет до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения, налог уплачивается организацией по реквизитам «старой» инспекции. Если же налог платится после внесения в реестр указанной записи, то его следует перечислять по реквизитам «новой» ИФНС.

Подтверждение этому правилу снова находим в порядке заполнения декларации по НДС (утв. приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@). Пункт 18 Порядка говорит, что КПП для отражения в декларации нужно брать из свидетельства о постановке на учет. А п. 34.1, что в декларации указывается ОКТМО той территории, где уплачивается налог (т. е. по месту нахождения организации — ст. 174 НК РФ).

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В силу пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (кроме водных и воздушных) признается место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по местонахождению их обособленных подразделений Это предусмотрено пунктом 28 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» (утв. приказом МВД России от 26.06.18 № 399).

Получается, тут вроде бы тоже должен действовать общий порядок уплаты налога при переезде. Однако в отношении транспортного налога есть свои тонкости.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ, организация подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств. Причем, такая регистрация проводится не по заявлению организации, а в автоматическом режиме, на основании данных ГИБДД п. 5 ст. 83 НК РФ(). Значит, при изменении места нахождения фирма продолжает находиться на учете в «старом» налоговом органе в качестве владельца транспортного средства до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. Получается, что какое-то время организация должна уплачивать налог и отчитываться одновременно перед двумя налоговыми: перед «новой» в силу прямого указания в статье 363 НК РФ, и перед «старой», т.к. до поступления данных из ГАИ состоит в ней на учете по месту нахождения транспортных средств.

Что касается отчетности, то выход из этой коллизии находим в п. 5.1 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (утв. приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@). Там сказано, что в случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной инспекции по предыдущему месту нахождения организации, декларация представляется в инспекцию по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых на налогоплательщика зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде транспортные средства с учетом коэффициента, определяемого по коду строки 160 декларации.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет новую декларацию по транспортному налогу

Что же касается уплаты налога, то мы считаем, здесь нужно руководствоваться положениями ст. 363 НК РФ. То есть и с момента смены адреса в ЕГРЮЛ уплачивать налог (в т. ч. и за период до переезда) по новому месту нахождения. Ведь смена места нахождения организации в силу п. 5 ст. 83 НК РФ влечет автоматическую смену места нахождения транспортных средств для целей налогообложения. И никакой зависимости от действий ГАИ и постановкой налогоплательщика на учет по месту нахождения транспорта в данном случае НК РФ не устанавливает.

Налог на имущество

Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. При этом по объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ)

В силу ст. 384 НК РФ, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. А ст. 385 НК РФ требует, чтобы организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивала налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Мы видим, что налог на имущество имеет разные правила уплаты в зависимости от типа объекта налогообложения. Поэтому тут бухгалтеру нужно быть вдвойне внимательным. Но в общем случае налог на имущество тоже подчиняется общему правилу, которое мы вывели выше. Согласно п. 4.2 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество (утв. приказом ФНС России от 31.03.17 № ММВ-7-21/271@ ), в разделе 1 декларации по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога. Значит, после внесения записи в ЕГРЮЛ в этой строке указываем ОКТМО нового адреса.

Исключение составляют суммы налога (авансовых платежей), уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также которые располагаются вне места нахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. По данным объекта недвижимости налог на имущество всегда уплачивается в бюджет по месту их нахождения. Туда же представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Как платить НДФЛ

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ? сума налога, удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Из сказанного следует, что порядок перечисления НДФЛ «завязан» на место нахождения организации. Поэтому в данном случае наш «алгоритм ЕГРЮЛ» будет в полной мере применяться и в отношении удержанных сумм НДФЛ: если срок, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ наступает в период, когда по данным ЕГРЮЛ организация еще не переехала, то суммы надо отправить в бюджет по старому ОКТМО. А если на дату наступления срока перечисления налога в ЕГРЮЛ числится уже новый адрес, то следует указать соответствующий ему ОКТМО. При этом суммы, уплаченные до переезда, не пропадут, т. к. после снятия компании с учета «старая» инспекция передаст в «новую» карточку расчетов с бюджетом налогового агента по соответствующему ОКТМО (письмо ФНС России от 27.12.16 № БС-4-11/25114@).

Как сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Как известно, налоговые агенты по НДФЛ должны отчитываться перед налоговыми органами ежеквартально по форме 6-НДФЛ и ежегодно по форме 2-НДФЛ. Обе формы предусматривают указание КПП и ОКТМО, которые меняются при переезде организации. Правила заполнения и представления обеих форм при смене места нахождения организации достаточно легко «извлекаются» из утвержденных ФНС России порядков заполнения 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Так, согласно п. 1.10 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@), форма расчета заполняется по каждому ОКТМО отдельно. При этом указано, что организации, признаваемые налоговыми агентами, указывают код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации.

Как видим, Порядок предусматривает предоставление нескольких расчетов 6-НДФЛ только при одновременном наличии у организации нескольких мест постановки на налоговый учет по разным основаниям, причем, места эти должны относиться к разным ОКТМО. Например, при наличии у организации обособленных подразделений, или ведении деятельности, облагаемой единым налогом в рамках ЕНВД. Если же в течение квартала ОКТМО меняется в связи со сменой места нахождения организации, то оснований для представления двух расчетов 6-НДФЛ (по новому и старому ОКТМО отдельно) в силу п. 1.10 Порядка не имеется.

Что касается КПП, то он, согласно п. 2.2. Порядка указывается согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения. То есть, при переезде в расчете 6-НДФЛ указывается действующий на момент сдачи КПП.

При сдаче 2-НДФЛ организацией, которая меняла адрес в течение года, аналогичный подход применяется на основании раздела II порядка заполнения справки 2-НДФЛ. Этот порядок утвержден приказом ФНС России от 02.10.18 № ММВ-7-11/566@.

То есть буквальное толкование обоих порядков, поддержанное Минфином, говорит: при переезде организация представляет единую отчетность по НДФЛ, которая включает в себя данные как за период до переезда, так и после него. Отчетность сдается в налоговую инспекцию по новому месту нахождения. Соответственно, указываются КПП и ОКТМО «новой» инспекции.

Однако, ФНС России выпустила письмо (от 27.12.2016 № БС-4-11/25114@), где приводится совершенно иной порядок представления «подоходной» отчетности теми организациями, которые изменили адрес. Согласно письму, такой налоговый агент представляет в «новую» инспекцию расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ с указанием ОКТМО как по прежнему, так и по новому месту нахождения (за соответствующие периоды).

По сути, сдается два комплекта отчетности, в первый из которых включаются данные о доходах и налоге за период до переезда. А во втором комплекте указываются сведения, начиная с момента постановки на учет по новому месту нахождения. При этом комплекты должны отличаться только кодом ОКТМО, т. к. налоговики предписывают указывать КПП «новой» инспекции. Соответственно, если переезд произошел до момента представления 2-НДФЛ за прошлый год, то по правилам, предложенным ФНС России, справки за прошлый год сдаются в «новую» инспекцию с указанием ее КПП и «старого» ОКТМО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх