- от автора admin
Содержание
При этом в качестве потерпевшей стороны зачастую выступают не только, и не столько сами граждане, сколько ПФР, откуда переводились средства. Дальше начинает действовать достаточно банальная логика. Если средства похищены у одного субъекта и получены другим, то именно он и является подозреваемой в хищении стороной. В данном случае в этом качестве представляются НПФ.
Но в такой конструкции не учитывается особая природа пенсионных средств, ведь вместе с пенсионными накоплениями, фонды принимают на себя и обязательства, причем растянутые на длительный период времени.
Налицо примитивизация схемы финансового преступления. В классическом толковании ключевым элементом любого хищения является приобретение имущества в свою собственность, а также попытка и возможность скрыть следы преступления.
Но ситуация с переводом пенсионных накоплений идет в разрез с аксиоматичными классическими схемами любого мошенничества. Во-первых, отсутствует фактор сокрытия, то есть латентности этого преступления, поскольку ежегодно сведения о застрахованных лицах передаются из фонда в фонд, а сами граждане получают уведомления о том, кто является оператором его пенсионных накоплений. Во-вторых, и это самое главное, негосударственные пенсионные фонды не получают денежные средства в свою собственность, а лишь временно управляют ими.
В этом случае отсутствуют все три основных столпа, на которых основано право собственности: владение, пользование и распоряжение. По нашим законам негосударственные фонды, получая накопления, не имеют права ими распоряжаться и пользоваться по собственному усмотрению. Сфера использования этих средств является жестко регламентированной законодательством и контролируется государством. А конечными выгодоприобретателями дохода от инвестиционной деятельности являются граждане, будущие пенсионеры. Владение же, как элемент вещного права, в этом случае отсутствует как таковое, поскольку над этими средствами вовсе нет господствующего обладания.
В этом случае можно говорить лишь о такой категории, как временное владение, не связанное с переходом с правом собственности. К ней относятся ссуды, залоги, аренда, хранение и прочее временное обладание вещью, при котором у лица нет на него права, как на свое. То есть при перенаправлении пенсионных накоплений из одного фонда в другой, они не могут ни потерять право собственности, ни его приобрести, поскольку у этих средств особая правовая природа. Ответ на то, чьи это денежные средства, содержится в статье 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»: средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Проще говоря, несмотря на сомнительный и явно незаконный характер транзакций по переводу денежных средств из государственного в негосударственные пенсионные фонды, хищения пенсионных накоплений просто не могло произойти в силу специфической правовой природы этих средств.
В данном случае можно говорить лишь о преступлениях в сфере подделки документов и мошеннического хищения посредниками у негосударственных фондов вознаграждений за якобы оказанные услуги по привлечению застрахованных лиц. Однако сами переводимые из фонда в фонд накопления как были собственностью государства, так и остались ими. А пострадавшей от действий мошенников стороной являются сами НПФ.
В условиях «замораживания» поступления новых пенсионных накоплений граждан, которые с 2014 года направлялись на покрытие дефицита текущего бюджета ПФР, начался активный процесс «переманивания» клиентов. Сформировался недостаточно регулируемый законодательно институт пенсионных агентов (брокеров). На этом рынке работали, как добросовестные и законопослушные игроки, так и откровенные мошенники. Именно они стали обманом переводить граждан из ПФР в НПФ, обходя, в том числе и контрольные барьеры, устанавливаемые самими фондами, и получая при этом от них немалые гонорары услуги.
Естественно, что агенты не предупреждали граждан о том, что они при таком переходе теряют накопленный ранее пенсионный доход. Причем, происходит это как при переводе счетов из ПФР в НПФ, так и перемещениях между частными фондами.
И здесь опять стоит напомнить об особой юридической и экономической природе пенсионных накоплений. Сами они, по определению, являются государственной собственностью, вне зависимости от места нахождения, и лишь персонифицированы в отношении гражданина. А вот доходы от управления пенсионными накоплениями как раз и должны стать основой для выплаты пенсии в будущем. Причем, горизонт управления этими средствами достаточно велик и может достигать 40-45 лет. Несмотря на присутствие слова «пенсионный» основными клиентами пенсионных фондов являются не пенсионеры, а застрахованные трудоспособные и зачастую достаточно молодые граждане. И целью НПФ является эффективное и многолетнее управление государственными пенсионными накоплениями в пользу конкретных граждан.
В этой ситуации НПФ выступают скорее пострадавшей стороной, чем нарушителем. Ведь вместе с новым клиентом к нему не переходят накопленные доходы, которые тоже никуда не исчезают, а отправляются в резервы ПФР или НПФ (а переходы между НПФ также существуют и они не всегда «чистые»), где ранее обслуживался гражданин. Но при этом именно у нового НПФ через определенный период времени возникнет необходимость выплачивать негосударственную пенсию. И в связи с этим он будет стремиться обеспечить максимально эффективное управление средствами.
И с этой точки зрения говорить о потере инвестиционного дохода, как о критической и принципиально важной для клиента, нужно с большой долей осторожности. Ведь к моменту выхода на пенсию НПФ может не только «отыграть потери», но и заработать значительно больше, чем это сделала бы управляющая компания ПФР. Так что это скорее сослагательное наклонение, имеющее мало общего с юридическими понятиями. И уж никак нельзя в связи с этим ставить что-либо в вину пенсионному фонду.
Экономическая же практика показывает, что негосударственные пенсионные фонды на достаточно длинном временном периоде показывают значительно лучшие результаты по сравнению с государственным ПФР. Сегодня можно говорить о накопленной доходности средств под управлением УК от 50% по базовому портфелю (госбумаги) до 80% по расширенному портфелю. В тоже время, у крупнейших НПФ эти показатели колеблются от 80 до 100%.
При этом следует учесть, что сами пенсионные накопления, переданные в НПФ, застрахованы Агентством по страхованию вкладов, что является гарантией для будущих пенсионеров. Это выглядит логичным, учитывая государственный статус этих средств, определенный законодательством.
Безусловно, проблемы в отрасли есть, злоупотребления при переводе средств пенсионных накоплений существуют, и они должны стать предметом внимания правоохранительных органов. Но нынешний подход к этим очень непростым вопросам скорее напоминает попытку тотальной криминализации целой отрасли негосударственного пенсионного страхования. Вместо понимания особой правовой природы пенсионных средств мы, как давно практикующие адвокаты, видим традиционный подход, применяемый в уголовной практике.
К чему это может привести? На наш взгляд, прежде всего к подрыву доверия к отрасли негосударственного пенсионного страхования, имеющей не только важнейшее социальное значение для любого государства. Пенсионные средства во всем мире являются основным инвестиционным ресурсом, который в свою очередь обеспечивает устойчивое развитие экономики в целом. Россия сейчас находится на начальном этапе становления негосударственного пенсионного страхования и очень не хочется, чтобы непонимание правовой природы явлений, затормозило бы ее развитие на долгие годы.
31.10.2019
В системе начислений пенсий постоянно происходят разнообразные изменения, проследить за которыми бывает просто фактически невозможно. Расскажем о том, как в ПФР могут обмануть пенсионеров при начислении пенсии и как можно избежать негативных последствий в соответствии с установленными законодательными нормами.
Не включение в пенсионный стаж периодов работы в СССР.
На практике недочеты, связанные с невключением периодов работы в СССР довольно распространены. Часто бывает так, что доказать факт работы бывает сложно за давностью лет, либо же организация несколько раз изменялась, закрывалась, невозможно истребовать справки из архива. В таких ситуациях следует сначала обращаться в ПФР, а потом уже после отказа Пенсионного фонда надо обратиться с исковым заявлением в суд, чтобы пенсионеру в итоге зачислили период работы в СССР в его пенсионный стаж.
Отметить надо то, что под стаже в соответствии с нормами гражданского законодательства понимается также служба в рядах советской армии, декретный отпуск, учебная практика от ВУЗа либо университета. Важно отметить то, что даже онлайн калькулятор, имеющийся на большинстве сайтов для расчета будущей пенсии не всегда предполагает период по таким периодом. Также небольшую надбавку к пенсии могут получить пенсионеры, которые были признаны многодетными родителями. В частности, если детей было больше трех, то тогда ежемесячно можно получать надбавку порядка полутора-одной тысячи рублей. Если пенсионер не знает этих нюансов, то тогда есть риск того, что в ПФР при расчете пенсии они попросту не будут включены в стаж и соответственно пенсию будут начислять в меньшем размере, а в России пенсии и так не высокие, поэтому терять даже лишнюю тысячу рублей не стоит.
Потеря документов.
Расчет пенсии осуществляется органами Пенсионного фонда исключительно на основе предоставленных документов. Если их нет, то тогда определенные периоды стажа просто не будут включать. Иногда представители ПФР просто не говорят обо всех документах, которые надо предоставлять, например, о документации, подтверждающей отдельные периоды так называемого горячего стажа, и пенсия назначается только на основании того, что есть. Потом в перерасчете находятся ошибки, исправлять которые опять же приходится в судебном порядке, что в свою очередь занимает много сил и времени, которое лишним не бывает.
Особенно часто в такую ситуацию попадают граждане, которые работали в военных закрытых и научных городках, трудились в условиях Крайнего Севера либо часто переезжали по стране. Межведомственный обмен при этом становится непреодолимым препятствием. В Пенсионном фонде могут сослаться на то, что справки не были получены своевременно, что какой-то архив вовсе не сохранил записи, а другие документы безвозвратно утеряны. На самом деле восстановить данные можно, написав официальный запрос, отыскав свидетелей, но это сложно и не всегда эффективно, поэтому также для отстаивания своих интересов надо будет обратиться с исковым заявлением в судебные органы.
Такой вид обмана применяется на практике довольно часто, даже в тех ситуациях, когда пенсия начисляется молодому гражданину, который, например, производил свою трудовую деятельность в условиях вредного для здоровья производства. Если вам не включают отдельные периоды трудового стажа по причины недокомплектности документов, то тогда требуйте перерасчет, а при отказе представителей в ПФР смело обращайтесь с иском в суд. В последние годы стали появляться истории, в которых пенсионерам был произведен незаконный перерасчет.
Большинство считает, что такая процедура может привести только к увеличению выплат. Но на деле закон Российской Федерации действует в обе стороны. В частности, сотрудники могут заподозрить любую запись о стаже в недействительности, в результате признать ее сомнительной и вычеркнуть из общего расчета. Таким образом логично, что ваша пенсия уменьшается, но сам ее получатель не будет поставлен в известность. Иногда делают это без веских оснований и наличия соответствующих доказательств. Причем пенсионные юристы отмечают, что все чаще такие схемы применяют в период перед крупной индексацией, когда пенсионер может и не заметить обмана, просто подумав, что обещанная прибавка оказалась настолько малой.
Применение понятия невыгодного периода.
В соответствии с установленными гражданско-правовыми нормами для подсчета итоговых пенсионных начислений должен применяться наиболее выгодный период работы из всего стажа работника, то есть последние шестьдесят месяцев. Крайне редко обычный человек имеет полные данные о зарплате и отчислениях за весь свой трудовой стаж длительностью в 30, а иногда в 45 лет. Поэтому сотрудники ПФР свободно могут выбирать любой период. Это обязательно будут наименее доходные месяцы, а не более доходные.
То есть по такой схеме можно сократить пенсионные выплаты. Также отметить надо и то, что повлиять может и переход с негосударственный пенсионный фонд. Схем мошенничества от ПФР огромное множество, начиная от самых простых, таких как банкротство юридического лица без выплат страховки или самоличный захват накопленных пенсионных средств. Поэтому при выборе пенсионного фонда организацию надо изучать тщательно.
Как себя защитить ?!
Бороться с несправедливостью пенсионной системы довольно тяжело, поэтому остается только тщательно сверять и изучать все периоды стажа. Если выплат на пенсию запланирован через пару лет, то тогда стоит задуматься о ее подсчете и обращении в ПФР как можно раньше. При получении окончательного расчета необходимо проверить собственные данные и провести простые подсчеты хотя бы вручную, но не на сайте государственного ведомства, где калькулятор только подтвердит выданные результаты, да и сами они могут не включать в себя какие-то периоды, например, период декрета или службы в рядах армии. Формула достаточно простая, необходимо сложить стаж, найти самый выгодный период в размере 60-ти месяцев, учесть баллы. Такие подсчеты не займут много времени.
Федерация независимых профсоюзов России предложила премьер-министру Михаилу Мишустину изменить пенсионную систему, отменив ее накопительную часть. Где искать накопительную часть пенсии, кто виноват в том, что ее приходится искать, и что вообще происходит с нашей пенсионной системой – об этом корреспондент сайта Север.Реалии поговорил с депутатом Законодательного собрания Петербурга, в прошлом депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой.
– Почему наши деньги, которые шли в накопительную часть пенсии, – то замораживают, то вот предлагают отменить? Может быть, эти деньги из накопительной части кто-то уже просто прикарманил?
Оксана Дмитриева
– Еще когда только готовилась реформа Зурабова, вошедшая в силу в 2002 году, я была против накопительной системы, я сразу говорила, что она когда-нибудь грохнется и что это одна из причин дефицита Пенсионного фонда. Единственное, что мне тогда удалось отстоять, – что работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном объеме, а накопительный элемент все равно ввели. Вообще, установка накопительного элемента – это был просто обман наших граждан, потому что многие думали, что у них есть государственная, страховая пенсия – и плюс к ней они еще что-то накопили. А на самом деле ничего дополнительного тут нет, вместо обязательной страховой пенсии – обязательная накопительная, сообщающиеся сосуды. Не надо путать обязательную накопительную систему с дополнительной, добровольной системой, которая имеет право на существование, – когда вы пришли сами в негосударственный пенсионный фонд или ваш работодатель предложил вам какой-то пакет, вы его внимательно проанализировали, поняли, какой у вас будет дополнительный доход, это другое дело. Вы сделали сознательный выбор, предпочли негосударственный пенсионный фонд банку либо другому способу обеспечения старости. Вы это контролируете – можете сами решать, куда вложить эти деньги – в образование детей (пусть они меня потом кормят), в недвижимость, в банк, в НПФ, ориентируясь на успешный опыт в негосударственном пенсионном фонде у соседа или на работе. Допустим, корпоративные пенсионные фонды «Газпрома» или «Лукойла», наверное, работают – в рамках компании, это способ дать дополнительные социальные пакеты своим работникам, прибавку к пенсии. Тут вы знаете, что делаете, а отчисляя деньги в накопительную часть обязательной пенсионной системы, вы даже не знаете, куда они деваются.
– И куда?
– С 2002 по 2014 год у всех граждан, начиная с 1967 года рождения, отчислялись взносы в накопительную часть пенсии. Из взносов, составляющих 22% от зарплаты, 6% шли в накопительную часть. Их отсылали в государственную управляющую компанию ВЭБ (Внешэкономбанк) или в негосударственные пенсионные фонды. Это чистой воды изъятие средств из Пенсионного фонда. Все то, что идет в страховую часть, используется для выплаты пенсий, а накопительная часть на текущие пенсии не идет – якобы накапливается. Даже если эти деньги не потеряются по пути, что становится частым явлением, то все равно доходность по ним ниже, чем индексация по страховой части пенсии.
– Так теперь же эти накопления вроде заморожены – а что вообще значит, что их заморозили?
– Это в народе так говорят, что накопления заморожены, а на самом деле это означает, что с 2014 года просто прекратилось отчисление на накопительную часть пенсии, и обязательные взносы стали полностью поступать на страховую часть. И это правильно, потому что отсылка денег на накопительную часть образует дыру в Пенсионном фонде. Я об этом твержу с 2001 года, когда еще только готовилась та зурабовская реформа. Но, слава богу, догадались, и Ольга Юрьевна Голодец добилась отказа от взносов в накопительную часть и перевода их в страховую. Но тут возникает вопрос – а что с теми деньгами, которые туда поступали целых 12 лет? Известно, что на момент последнего анализа в 2014 году их было около двух триллионов. Но все о них уже забыли – как в «17 мгновениях весны», «запоминается последняя фраза». Так и тут – накопительной части вроде давно уже нет – но ведь отчисляли же туда? Более того, Пенсионный фонд в страховом капитале эти взносы не учитывает, и страховой пенсионный капитал не накапливается. Поэтому когда на пенсию выйдет гражданин 1967 года рождения и сравнит свою пенсию с пенсией гражданина 1966 года, он обнаружит, что при прочих равных у гражданина 1966 года рождения пенсия больше – потому что он не делал отчислений в накопительную часть. А тот, кто их делал, будет потом долго и нудно искать свою накопительную часть.
Тот, у кого эти деньги лежат, только заинтересован, чтобы все об этом забыли
Так что предложение ФНПР об отказе от накопительной части пенсии в принципе правильное – так называемую «заморозку» все равно продлили до 2023 года, но вопрос этим не решили. Потому что, отказываясь от накопительной части, надо ставить вопрос: а что стало с теми деньгами? Иначе к 2023 году, кроме меня, по-моему, об этих двух триллионах уже никто не вспомнит. Мне кажется, со времени моего ухода из Госдумы никто за этими вопросами пристально не следит. Из Пенсионного фонда тоже уходят знающие люди, и информация теряется. А тот, у кого эти деньги лежат, только заинтересован, чтобы все об этом забыли.
Пенсионеры в очереди
– Они приносят, наверное, большой доход?
– Это еще вопрос – заявленная доходность по пенсионным накоплениям существенно ниже, чем индексация пенсий, особенно с учетом инфляции и фактической девальвации, которая произошла и в 2014 году, и сейчас. А сейчас вообще никто не заикается о том, какая там доходность. Вот это и надо понять – где эти деньги и что с ними стало, какова их структура, но этот вопрос даже не поднимается.
И если сейчас никто об этих деньгах не помнит – представляете, что будет в 2027-м?
Это бы раньше обнаружилось – допустим, вышли бы на пенсию женщины 1967 года рождения, две соседки, и обнаружили бы, что у той, что на год старше, пенсия существенно меньше – но они же не выходят теперь, возраст-то пенсионный увеличили. Так что это еще долго не вскроется – до 2027 года. И если сейчас никто об этих деньгах не помнит – представляете, что будет в 2027-м? Надо срочно провести полную ревизию, анализ, аудит всех этих средств. И если принимать решение, что в зурабовскую реформу поигрались и хватит, то, конечно, все эти средства надо срочно переводить обратно в Пенсионный фонд и переиндексировать людям их пенсии. Но это огромные затраты. Фактически за эти игры в накопительную часть либо государство должно заплатить людям, чтобы они ничего не потеряли, либо за это заплатят сами люди, которые потеряют часть пенсии только оттого, что они родились в 1967 году или позже.
– А это возможно – сделать такой аудит?
– По крайней мере надо, чтобы началась об этом общественная дискуссия. Пенсионная система настолько запутанна, что даже инспекторы пенсионного фонда не видят ее целиком и не могут объяснить гражданам, почему такие скачки пенсий или почему такая несправедливость.
– Вот теперь надо делать такие усилия, чтобы исправить ситуацию – а зачем вообще устраивали эту накопительную часть, чего от нее хотели-то?
– Это вопрос геополитический. Есть целый ряд экономических ересей, есть целые научные школы, даже Нобелевские премии присуждают за апологетику определенных финансовых схем. Международный финансовый капитал продавливал несколько вредных идей, одна из них – обязательная накопительная система. Под моим руководством была выполнена научная работа, опубликована монография с построением сложных моделей, которые доказывают, что накопительная пенсионная система заведомо хуже, чем распределительная в масштабе страны, то есть чем страховая часть пенсии, которая функционирует по принципу договора поколений: что собрали, то и послали пенсионерам. А когда следующее поколение выйдет на пенсию, им будет платить следующее поколение работающих . В масштабах страны это работает лучше.
Накопительная часть – это огромные дармовые деньги, мощный источник для финансовых институтов
Практика это подтверждает – видно, что в странах с накопительной пенсионной системой и переходом к ней дела обстоят хуже: эти системы, во-первых, очень уязвимы к финансовым кризисам, а во-вторых, они не дают никакой доходности. Это видно и по Чили, которую нам все время ставили в пример, и по Швеции, где на эту систему перешли частично, но все равно ее доходность меньше, чем темп роста ВВП. Но понятно также, что накопительная часть – это огромные дармовые деньги, мощный источник для финансовых институтов.
– И деньги, наверное, почти неконтролируемые?
– Ну, как сказать, в других странах трудно себе представить, что забудут про два триллиона. В любом случае, практика такая есть, особенно в развивающихся странах. Но раньше нам все время ставили в пример латиноамериканские страны, где есть накопительная система, а теперь, через 20 лет, я что-то не слышу, чтобы о них говорили.
– Ввод накопительного элемента– это единственная реформа, которую вы критикуете, или есть еще что-то, что вам хотелось бы в нашей пенсионной системе исправить?
– Нет, еще раньше закон 1997 года №213 убрал из стажа «нестраховые» или льготные периоды исчисления стажа – так называемые северные, время ухода за ребенком, учебы, службы в армии. Тогда же ввели пресловутый коэффициент 1,2, который ограничивал зависимость пенсии от зарплаты: превышение над средним показателем должно было быть не больше 20%. Пенсионная формула такая: если вы получали средний заработок, то у вас коэффициент 1, если вы получали зарплату на 10% больше средней, то у вас коэффициент 1,1, а если ваша зарплата была в 2 раза больше средней, ваш коэффициент все равно 1,2. Ко мне люди приходили жаловаться – вот, например, квалифицированный рабочий, он работал на вредном производстве, заработок у него был высокий, а на пенсию он вышел раньше – соответственно, стаж у него получился не очень большой. А если он успел в вузе на очном отделении поучиться, то еще меньше. Но его заработок, который был в 3–4 раза выше среднего, не учитывается, и пенсия у него меньше, чем у кладовщика, который выдавал ему спецодежду. С этим я начала бороться, как только этот закон вышел, но до сих пор поменять ничего не удалось.
Система баллов никому не нужна, она только запутывает пенсионную формулу
А уж затем была реформа Зурабова, введение накопительного элемента. В 2010 году произошло следующее изменение, так называемая валоризация, она дала дополнительную индексацию за стаж до 1991 года. Сделала это Татьяна Голикова, о чем теперь забывают, и это все же способствовало увеличению размера пенсий. И после кризиса 2008 года в 2009-м была достаточно сильная индексация пенсий. А в 2007 году сказались последствия введения накопительного элемента, благодаря которому деньги из пенсионного фонда забирались. В 2014 году была новая реформа – введение баллов. Там был плюс – отказ от отчисления взносов в накопительную часть пенсии в связи с кризисом – поскольку это огромная утечка средств из Пенсионного фонда. Все средства стали отчисляться на страховую часть пенсий, что на самом деле правильно. Но сама система баллов никому не нужна, она только запутывает пенсионную формулу и сокращает возможность перерасчета пенсий для работающих пенсионеров – то есть при продолжении работы пенсия увеличивается, но очень мало. Ну, а потом пенсию работающим пенсионерам вообще практически заморозили. Это была последняя существенная реформа пенсионной системы.
– Реально ли сегодня увеличить пенсии?
– Если принимать норму Международной организации труда – коэффициент замещения 40% от средней зарплаты, то до этого уровня подтянуть можно, но это не будет принципиальным повышением, наша пенсия все равно не сравняется с пенсией, которую получают в развитых европейских странах, потому что все привязано к средней зарплате. По последним данным, у нас средняя зарплата по стране – 47 тысяч, но зарплаты у нас очень неравномерные, так как у нас очень большая доля фонда заработной платы приходится на очень немногих людей с высокими доходами, поэтому у нас более 2/3 граждан получают зарплату ниже среднего. 22% пенсионных начислений у нас платят только с зарплаты примерно в 100 тысяч рублей, все, что выше 100 тысяч в месяц, облагается по ставке 10%. То есть мы много говорим о прогрессивной шкале налогообложения, а в итоге по пенсионной системе у нас действует регрессивная система – чем больше получает человек, тем меньше он отчисляет в пенсионный фонд. Я сделала все расчеты и много раз вносила в Госдуму законопроекты, чтобы это безобразие отменить. При этом если гражданин получает дивиденды или бонусы, то они вообще не облагаются страховыми взносами, в том числе в Пенсионный фонд. И этим очень часто пользуются – выгоднее заплатить бонусами, чтобы ничего с них не отчислять. При таком порядке заметно повысить пенсии просто не получится – отчисления с высоких зарплат в пенсионный фонд – в 2 раза меньше, чем с низких, и это существенно уменьшает Пенсионный фонд. А еще у Пенсионного фонда есть дотации из федерального бюджета, получается, что эту дыру – недоотчисления средств с высоких зарплат – латает бюджет, который тоже не безграничен. Поэтому, чтобы повысить пенсии, нужно прежде всего сделать плоскую шкалу отчислений в пенсионный фонд, чтобы со всех зарплат платили одинаково, чтобы богатые делились. И облагать пенсионными взносами и бонусы, и дивиденды.
– И этого будет достаточно для повышения пенсий?
Я эту зурабовскую пенсионную реформу иначе как аферой не называла – это то же самое, что было и с ваучерами
– Нет, это только первый пункт. Вторым пунктом надо разобраться с накопительной частью пенсий. То есть мои рецепты не меняются – надо отказаться от накопительной пенсии и выяснить, что стало с накопленными за 12 лет деньгами. Потому что начиная с 2002 года я эту зурабовскую пенсионную реформу иначе как аферой не называла – это то же самое, что было и с ваучерами. И рано или поздно это выяснится – граждане придут за этими деньгами. Так что надо их найти, передать пенсионному фонду и перезачесть их людям как страховой капитал, чтобы люди не потеряли часть своей пенсии. Но если отменять накопительную часть, тогда надо снова пересматривать законодательство – и это правильно. Тем более что пересмотр законодательства и повлечет выяснение, что стало с прежними отчислениями, которые были не добровольными, а обязательными.
– А вообще, что у нас будет с пенсиями? Периодически можно услышать, что настанет момент, когда государство не сможет их выплачивать…
– В таком-то объеме сможет, потому что они занижены, другое дело, что система нуждается в большем порядке – в законодательстве, в сборе средств, чтобы богатые не платили в процентном отношении меньше, чем бедные. Нужно залезть в программное обеспечение и посмотреть, нет ли системных ошибок в расчете пенсий. До 1997-го или, может быть, до 2002 года инспектор соцзащиты, которая тогда этим занималась, мог взять бумажку или калькулятор и прикинуть, какая у человека будет пенсия, а теперь это делает не человек, а программа.
– Вот вы говорите, что богатые платят меньше, но это же странно, нелогично – это на государственном уровне как-то объясняется?
– У нас очень часто ничего не объясняется: почему – а потому. Это долгий отдельный разговор, но главный аргумент состоит в том, что если все будут делать одинаковые отчисления, то у нас будет большой разрыв в пенсиях. На самом деле его не будет. У нас же все равно есть зона отсечения по уровню пенсий – не так уж быстро они будут расти от высоких зарплат, и вообще сделать это несложно, это задачка для 6-го класса.
– А разве не нужно стремиться к тому, чтобы у человека был стимул существенно увеличить свою пенсию? Вот он много и тяжело учился, много работал, получал высокую зарплату – разве не справедливо, чтобы и пенсия у него была больше, чем у того, кто особых усилий не прикладывал?
Какую бы высокую зарплату человек ни получал, пенсия у него практически такая же, как у всех
– Да, это еще один важный момент, потому что пенсии-то у нас уравнительные. Выходит, что какую бы высокую зарплату человек ни получал, пенсия у него практически такая же, как у всех. И это тоже очень дестимулирует к уплате страховых взносов, это тоже нужно менять. Допустим, человек получает 200 тысяч, так пусть у него коэффициент замещения будет – ради выравнивания, ради справедливости, не 40%, а 25, четверть, но все равно у него пенсия будет не 20 тысяч, а 50. Получится, что и он хорошо сделал всем, платя большие взносы, и ему тоже будет лучше. Пусть коэффициент замещения у людей с низкой зарплатой будет выше – 40 или 50%, а у людей с высокой зарплатой ниже, но все равно будет дифференциация в размере пенсий.
– Но это же так просто, так логично – почему же это до сих пор не сделано?
– Потому что те, кто принимают решения, живут на принципиально иные доходы, и вопрос пенсий – 20 тысяч это будет или 40, их не волнует. А вот отчисления, которые у них будут значительными, их волнуют. Все-таки пенсионная система – это формулы и расчеты, и у нас ни в оппозиционных СМИ, ни в проправительственных давно не ведется никаких серьезных обсуждений. Все твердят прописные истины о социальных проблемах, и все. Такое клиповое сознание, но в 140 символов вы не уложите проблемы пенсионной системы.
– То есть вы считаете нашу пенсионную систему несправедливой.
Одна несправедливость накладывается на другую
– Вот возьмем Москву, там прожиточный минимум для пенсионеров около 12 тысяч рублей, соответственно, всем до этой цифры доплачивают, поскольку у нас приняты региональные доплаты до прожиточного минимума. Поэтому социальную пенсию в 12 тысяч получает тот, кто вообще никогда не работал ни дня, и те же 12 тысяч может получать человек, который всю жизнь много трудился. Или работающие пенсионеры – сколько бы они ни работали, еще 5 лет, еще 10 лет, их пенсия практически не растет. Когда-то, выступая против зурабовской реформы, я добилась перерасчета пенсии работающим пенсионерам в зависимости от уплаченных взносов, и тогда многие люди смогли существенно увеличить себе пенсию, но в 2014-м и тут ввели зону отсечения – вы платите взносы со всего заработка, но учитывается не более определенной величины. Все эти запутанные изменения в законодательстве сложны для понимания, одна несправедливость накладывается на другую, а когда повысили пенсионный возраст, все эти детали просто потонули в одной общей несправедливости.
– Итак, подводя итог разговору – чтобы пенсионная система стала более справедливой, надо: первое – окончательно отказаться от выплат в накопительную часть пенсионной системы; второе – два триллиона рублей, выплаченные за 12 лет (с 2002 по 2014 год), найти, вернуть в пенсионный фонд и зачесть тем, кто эти выплаты делал, – гражданам начиная с 1967 года рождения и младше; третье – установить плоскую шкалу для пенсионных начислений – чтобы все, и богатые, и бедные, платили одинаковый процент со своих доходов, чтобы был стимул платить взносы и поступления в пенсионный фонд росли; четвертое – вернуть работающим пенсионерам возможность увеличивать свою пенсию за счет новых отчислений – это все?
– И пятое – надо индексировать пенсии работающим пенсионерам. И наконец шестое и самое главное: вернуться к прежнему пенсионному возрасту – 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Кроме того, если все это сделать, будет больше контроля за пенсионной системой, потому что у людей появится стимул ее контролировать.
13 марта 2017 16:17
Средства, называемые пенсионными накоплениями, сформированные на лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде или в негосударственном пенсионном фонде (НПФ), стали выплачивать с июля 2012 года.
Такая возможность была реализована в связи с вступлением в действие федерального закона №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 30.11.2011 года.
У кого на счетах имеются пенсионные накопления
Эти средства формировались, начиная с 2002 года, на счетах у работающих граждан из следующих источников:
• Обязательные взносы, уплаченные работодателями. Это мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год – за них уплачивались взносы на накопительную часть в течение трех лет, с 2002 по 2004 год. Работники с 1967 года рождения – за них уплачиваются взносы на накопительную часть по настоящее время;
• Добровольно перечисленные взносы граждан, вступивших в государственную программу софинансирования пенсий. Также это взносы, уплаченные государством и (или) предприятием по данной программе.
• Средства материнского капитала, если они были перечислены на накопительную часть.
• Доходы от инвестирования всех средств, находящихся на накопительных счетах.
Многие, из тех, кому уже назначена пенсия, даже не помнят о том, переводили они куда-либо свои накопления или нет.
Обращаться за выплатой нужно в НПФ, если они переводились, или в ПФР – если никакого заявления не подавалось.
Если человек не помнит точно, где находятся деньги, но попадает в одну из перечисленных категорий, можно обратиться с заявлением в ПФР, и получить такие сведения.
В какой форме выплачиваются пенсионные накопления
Существует только три формы выплаты пенсионных накоплений:
• единовременная выплата,
• срочная выплата,
• установление накопительной части к пенсии.
Единовременная выплата
Предполагает получение всех имеющихся на счете средств одновременно. Такая возможность предоставляется в случае, если при расчете накопительной части по формуле (имеющиеся средства делятся на ожидаемый период выплаты – 228 месяцев), ее размер составляет менее 5% к размеру получаемой пенсии.
Право на получение этих средств имеют следующие граждане, на счету у которых имеются пенсионные накопления:
• Пенсионеры, которым уже назначена пенсия по старости и тем, кто обращается за установлением пенсии по старости в настоящее время.
• Пенсионеры — получатели пенсии по инвалидности либо по утере кормильца, и достигшие возраста общеустановленного для выхода на пенсию по старости. То есть, мужчины по достижении 60 лет, а женщины – 55 лет, которые не имеют права на пенсию по старости.
Срочная выплата
Срочная выплата может быть назначена по заявлению с указанием определенного срока, в течение которого заявитель желает получать свои средства. Срок не может составлять меньше 10 лет (120 месяцев). То есть, в этом случае по вышеприведенной формуле будет рассчитан размер ежемесячной выплаты. Он подлежит ежегодной корректировке, с учетом поступающих на счет средств. Эта выплата может производиться только за счет средств, поступивших в добровольном порядке и доходов от их инвестирования. Важной особенностью этой выплаты является то, что в случае смерти получателя, остаток этой суммы подлежит наследованию.
Накопительная часть пенсии
Накопительная часть пенсии устанавливается в случае, если ее размер составляет 5% и более к размеру назначаемой пенсии. Расчет производится, исходя из общей суммы, поделенной на ожидаемый период выплаты. Сейчас он составляет 228 месяцев, но с 2015 года, в соответствии с законом о накопительных пенсиях будет ежегодно устанавливаться распоряжением Правительства.
Накопительная часть назначается пожизненно, однако после смерти получателя, остаток средств наследованию не подлежит. Те, кто уже получает пенсию, имеют право на установление этой части с момента получения права на пенсию, с доплатой за весь прошлый период. В этом случае она будет рассчитана из той суммы, которая имелась на счету на дату установления пенсии (например, на 2010 год – если пенсия по старости назначена на эту дату). Если же заявитель изъявит желание получать ее со дня своего обращения, то размер будет рассчитан исходя из суммы, имеющейся на счету на дату обращения, без доплаты.
В течение десяти лет, пока накопительная часть не устанавливалась, а взносы на нее перечислялись, многие граждане успели выйти на пенсию. Однако не все из тех, кому назначена пенсия по старости, могут реализовать свои права.
Так, получатели пенсий на льготных условиях, например, «чернобыльцы», военнослужащие, получающие страховую часть пенсии, смогут получить свои средства не раньше наступления возраста 55-60 лет.
В отличие от них, те, кто приобрел право на трудовую пенсию раньше общеустановленного срока, но по закону о трудовых пенсиях, например, по спискам 1-2, медики, педагоги – имеют право на выплату пенсионных накоплений.
Интересные материалы:
- Как снять накопительную часть пенсии до выхода
Могу ли я снять свои пенсионные накопления сейчас, когда мне 35 лет.Средства, называемые пенсионными накоплениями,…
- Если иждивенец устроился на работу
Может ли иждевенец потерять свой статус, устроившись на работу находясь на пенсии?Нужно поискать судебную практику…
- Псб бизнес
РИАМО – 26 сен. На девятой ежегодной конференции "Электронные платежи и денежные переводы - 2017"…
- Как выделить все строки
Перетащить мышь, чтобы выделить текст в Microsoft Word требуется точность ювелира. Я предпочитаю использовать сочетание…
- ФЗ 168
Когда можно получить накопительную часть пенсии? Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»…