Куперс

Бухучет и анализ

Перевозки пассажиров водным транспортом

Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья содержит бланкетную норму. Условия и порядок лицензирования отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте определяет действующее российское лицензионное законодательство.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию следующие виды деятельности на внутреннем водном транспорте:

— деятельность по перевозкам пассажиров;

— деятельность по перевозкам опасных грузов;

— погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов.

Согласно ст. 5 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. При реализации указанных полномочий Правительство РФ должно с учетом основных принципов осуществления лицензирования, закрепленных в ст. 3 названного Закона, определять конкретное содержание установленных федеральным законодателем лицензируемых видов деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями в соответствии со ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Особенности порядка и условий лицензирования указанных видов деятельности на внутреннем водном транспорте регламентируются Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», которым было утверждено:

— Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

— Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

— Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

1.1. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами. Деятельность по перевозкам пассажиров, подлежащая лицензированию, включает работы по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов.

К соискателю лицензии по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров предъявляются следующие требования:

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, если эти требования применяются к таким судам;

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, отвечающего следующим требованиям:

имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;

имеющего среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок»;

аттестованного на право занятия должности в установленном порядке, —

за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов;

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ (см. комментарий к ст. 28);

— наличие для каждого судна, предназначенного для перевозки пассажиров, — за исключением маломерного судна — следующих документов:

свидетельства о праве собственности на судно или его копии, заверенной органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельства о праве плавания судна под Государственным флагом РФ;

свидетельства о годности судна к плаванию;

судового санитарного свидетельства;

свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельства или сертификата о минимальном составе экипажа судна;

свидетельства о классификации;

мерительного свидетельства;

— наличие для каждого маломерного судна судового билета;

— наличие для каждого судна — за исключением маломерного судна — судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ (см. комментарий к ст. 34.1);

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

— наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ (см. комментарий к ст. 39);

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов, — документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со ст. 121 КВВТ (см. комментарий к ст. 121).

За грубое нарушение лицензионных требований лицензиат несет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП. К таким нарушениям относятся нарушения требований:

— о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в случае, если указанные требования применяются к таким судам;

— о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ;

— о наличии для каждого судна — за исключением маломерного судна — судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ;

— о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

— о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) — за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов, — документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со ст. 121 КВВТ.

Для наступления ответственности нарушение указанных лицензионных требований должно повлечь за собой определенные негативные последствия, которые определены в ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

— возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

— человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью 2 и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

1.2. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов лицензирование деятельности по перевозкам опасных грузов также осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами.

Лицензируемая деятельность по перевозкам опасных грузов включает перевозку внутренним водным транспортом опасных грузов, в том числе с использованием маломерных судов.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, являются:

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки опасных грузов судов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, если указанные требования применяются к таким судам;

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, отвечающего следующим требованиям:

имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;

имеющего среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок»;

аттестованного на право занятия должности в установленном порядке, —

за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов;

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ (см. комментарий к ст. 28);

— наличие для каждого судна — за исключением маломерного судна, — предназначенного для перевозки опасных грузов, следующих документов:

свидетельство о праве собственности на судно или копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенная органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

судовое санитарное свидетельство;

свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

свидетельство о классификации;

мерительное свидетельство;

— наличие для каждого маломерного судна судового билета;

— наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ (см. комментарий к ст. 39);

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов и несамоходных судов, предназначенных для перевозок сухогрузов, — документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со ст. 121 КВВТ (см. комментарий к ст. 121);

— наличие для каждого судна — за исключением маломерного судна — судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ (см. комментарий к ст. 34.1).

В судебной практике предпринимались попытки признания незаконными подп. «и» п. 4 и подп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

Пример: заявители считали не соответствующим федеральному законодательству предъявляемое при осуществлении перевозок грузов лицензионное требование о наличии у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), копию которого соискатель лицензии обязан направить в лицензирующий орган вместе с заявлением о предоставлении лицензии.

Суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 39 КВВТ обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев. При этом под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна.

Статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Из вышеизложенных норм следует, что организации, эксплуатирующие производственный объект, на котором осуществляется транспортировка горючих веществ, в том числе суда, перевозящие внутренним водным транспортом грузы, независимо от объема находящегося на бору топлива, обязаны планировать мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на этом объекте.

Суд пришел к выводу, что лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении перевозок грузов, предусмотренные подп. «и» п. 4, подп. «ж» п. 6 Положения, не противоречат ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (см. решение Верховного Суда РФ от 20 июля 2010 г. N ГКПИ10-511).

1.3. В соответствии с Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами.

Погрузочно-разгрузочная деятельность включает в себя работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, являются:

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта;

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители, плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов — при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов;

— наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.

Дополнительные требования предъявляются в случае использования для погрузочно-разгрузочной деятельности судов, в том числе плавучих кранов и судов-бункеровщиков:

— наличие для каждого судна — за исключением маломерного судна, — предназначенного для погрузочно-разгрузочной деятельности, следующих документов:

свидетельства о праве собственности на судно или его копии, заверенной органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельства о праве плавания судна под Государственным флагом РФ;

судового санитарного свидетельства;

свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельства или сертификата о минимальном составе экипажа судна;

свидетельства о классификации;

мерительного свидетельства;

— наличие для каждого маломерного судна судового билета;

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих страхование жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей (договоров страхования), в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ (см. комментарий к ст. 28);

— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, отвечающего следующим требованиям:

имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;

имеющего среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок»;

аттестованного на право занятия должности в установленном порядке, —

за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с использованием маломерных судов;

— наличие для каждого судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения, предусмотренного ст. 39 КВВТ;

— наличие для каждого судна — за исключением маломерного судна и несамоходного судна, предназначенного для перевозок сухогрузов, — документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата), предусмотренного ст. 121 КВВТ (см. комментарий к ст. 121);

— наличие для каждого судна документа о соответствии системы управления безопасностью судов, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ (см. комментарий к ст. 34.1), — за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с использованием маломерных судов;

— наличие копии судового свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна — за исключением маломерного судна, — осуществляющего погрузочно-разгрузочную деятельность на внутренних водных путях с использованием судов.

2. Для получения лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, опасных грузов и погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте соискатель направляет или представляет в лицензирующий орган заявление.

К заявлению должны быть приложены документы или копии таких документов в зависимости от установленных требований, определенные соответствующими Положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 (в каждом из Положений это п. 7). Отдельно к заявлению прилагается опись прилагаемых документов.

В практике Конституционного Суда встречаются попытки обжалования абз. 9 п. 1 ст. 9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в той части, в которой он содержит неопределенность в вопросе о том, копии каких конкретно документов заявителю надлежит представить для получения лицензии. По мнению Конституционного Суда, оспариваемое законоположение устанавливает, что к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Такие положения в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ утверждаются Правительством РФ (ст. 5 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Перечень данных документов является единым для всех соискателей лицензии соответствующего вида лицензируемой деятельности, а сами документы должны свидетельствовать о наличии у соискателя возможности выполнения лицензионных требований и условий (абз. 9 п. 1 ст. 9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Следовательно, оспариваемая норма, отсылающая к правовым актам, в которых определяется конкретный перечень документов, копии которых представляются соискателями лицензии, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 г. N 445-О-О).

Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их приема лицензирующим органом, порядок принятия решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформления лицензии, приостановления, возобновления ее действия, аннулирования лицензии, предоставления дубликата и копии лицензии, а также ведения информационного ресурса и реестра лицензий и предоставления содержащихся в них сведений регулируются ст. 13 — 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены НК.

В соответствии с подп. 92 ст. 333.33 НК за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности на внутреннем водном транспорте, взимается государственная пошлина в следующих размерах:

— предоставление лицензии — 7 тыс. 500 рублей;

— переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, — 3 тыс. 500 рублей;

— переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750 рублей;

— предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей;

— продление срока действия лицензии — 750 рублей.

Информация для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих туристические услуги о недопущении фактов использования при перевозках пассажиров авиационного и водного транспорта, не отвечающего требованиям безопасности.

Дальневосточным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам обеспечения безопасности граждан на объектах водного и воздушного транспорта. Приоритетной задачей для нас является противодействие преступлениям в сфере безопасности воздушного, морского и внутреннего водного транспорта.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги, связанные с перевозкой и катанием туристов (прогулочные рейсы) на судах внутреннего водного и авиационного транспорта, следует напомнить, что туристические фирмы, обязаны соблюдать положения действующего законодательства, связанного с предоставлением данной услуги, а также контролировать соблюдение требований закона лицами, непосредственно выполняющими эти услуги по соглашению с туристической фирмой.

Туристические фирмы при формировании туристского продукта, в который входит услуга по перевозке пассажиров на судах внутреннего водного и авиационного транспорта несут ответственность за качество их предоставления, соответствие требованиям действующего законодательства.

I. Особенности организации перевозок туристов

с использованием внутреннего водного транспорта

Для осуществления перевозок пассажиров в границах Дальневосточного бассейна, необходимо наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере лицензирования перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, являются Федеральный закон от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров» (далее – Положение).

В соответствии с Положением лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В пределах Дальневосточного бассейна данная функция закреплена за Амурским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Амурское УГМРН Ространснадзора), находящимся по адресу: г. Хабаровск, ул. Герасимова, 31, и Дальневосточным управлением государственного морского надзора (г. Владивосток, ул. Нижне-Портовая, д.3).

Лицензию на осуществление перевозок пассажиров могут получить юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

К лицензируемым видам деятельности относятся, в том числе:

— перевозка пассажиров морским транспортом;

— перевозка внутренним водным транспортом пассажиров.

Требования к судам, используемым для перевозки пассажиров:

— судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре РФ и иметь на борту Свидетельство о праве собственности на судно и Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ. Маломерные суда, зарегистрированные в ГИМС МЧС РФ, укомплектованные судовыми билетами, такую деятельность осуществлять не могут.

— судно должно иметь соответствующее назначение: пассажирское, разъездное, паром и др. Прогулочное судно не оказывает коммерческие услуги.

— на судне должны находиться действующие документы Российского речного и морского регистра – классификационное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами (указанные документы действительны при их ежегодном подтверждении), а также Свидетельство о годности к плаванию;

— наличие нарушений отражается в акте осмотра судна, составленным инспекторам Ространснадзора и в акте ежегодного освидетельствования судна (проведения технического осмотра), составленном экспертом РРР и РМР.

Туристические фирмы, не имеющие в собственности суда внутреннего водного плавания, в целях реализации туристского продукта заключают с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом.

На судне, осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие судовые документы (ст.14 Кодекса ВВТ РФ):

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль) – составляет капитан судна. Численность экипажа должна фактически соответствовать установленным требованиям (выданному свидетельству о минимальном составе экипажа судна);

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) лицензия судовой радиостанции;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

В обязательном порядке необходимо обращать внимание на:

— наличие индивидуальных и коллективных спасательных средств в соответствии с требованиями Российского Речного Регистра;

— соответствие района плавания судна, указанного в классификационном свидетельстве, планируемому району осуществления пассажирских перевозок;

— обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров;

— выполнение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта.

II. Обслуживание туристов на воздушном транспорте

Основные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, регламентированы Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки» (далее – Правила), утвержденными Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2015 N 246.

Правила устанавливают федеральные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие перевозки, порядок выдачи сертификата эксплуатанта уполномоченным органом в сфере воздушного транспорта.

В соответствии с Правилами эксплуатант осуществляет подготовку и выполнение полетов, прием на работу специалистов, обеспечение безопасности полетов, поддержание летной годности воздушных судов, медосвидетельствование персонала, наземное обслуживание и др.

В Правилах перечислены требования к эксплуатанту, в том числе знание воздушного законодательства, эксплуатационной документации на языке разработчика, практический опыт по организации летной работы и поддержании годности воздушных судов.

Сертификат эксплуатанта действует бессрочно. Прописана процедура его получения.

Указана документация, которую заявитель разрабатывает и внедряет в своей организации.

Предусмотрено проведение проверок эксплуатанта.

Определены случаи введения ограничений в действие, приостановления действия или аннулирования сертификата.

Контроль (надзор) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа осуществляется Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) (г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, 6), а также Дальневосточного, Камчатского и Северо-Восточного МТУ Росавиации.

III. Информация об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

Услуги потребителям водного и воздушного транспорта, должны гарантировать безопасность пассажиров, сохранность их личного имущества при выполнении требований авиационной, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических правил и норм; соответствовать своему назначению; учитывать требования законов и нормативных документов по объемам, срокам и условиям обслуживания, указанным в соглашениях по обслуживанию.

Действующим законодательством за нарушение прав потребителя на туроператора (турагента) может быть возложена административно-правовая ответственность,а также уголовная ответственность предусмотренная ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) и ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Инструкция

по организации перевозки пассажиров внутренним водным транспортом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Иркуткой области в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ

Туристические фирмы, оказывающие услуги, связанные с перевозкой и катанием туристов (прогулочные рейсы) на судах внутреннего водного транспорта, обязаны соблюдать положения действующего законодательства, связанного с предоставлением данной услуги, а также контролировать соблюдение требований закона лицами, непосредственно выполняющими эти услуги по соглашению с туристической фирмой.

Туристические фирмы при формировании туристского продукта, в который входит услуга по перевозке пассажиров на судах внутреннего водного транспорта несет ответственность за качество их предоставления, соответствие требованиям действующего законодательства.

Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 №1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации» Восточно-Сибирский бассейн (включающий в себя акваторию оз. Байкал, р. Ангара, Братское, Усть-Илимское, Иркутское водохранилища) отнесен к внутренним водным путям РФ, не имеющим выходы на морские пути. Таким образом, для осуществления перевозок пассажиров в границах Восточно-Сибирского бассейна, необходимо наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом.

Пунктом 2 Положения «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 (далее – Положение о лицензировании) предусмотрено, что лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В акватории Восточно-Сибирского бассейна данная функция закреплена за Восточно-Сибирским Управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании лицензию на осуществление перевозок пассажиров могут получить юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Лицензия действует бессрочно.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Полное и сокращенное наименование лица, которому предоставлена лицензия, место осуществление лицензируемого вида деятельности указываются в бланке лицензии.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере лицензирования перевозок внутренним водным транспортом пассажиров являются Федеральный закон от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров».

Лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

К лицензируемым видам деятельности относятся, в том числе:

— перевозка пассажиров морским транспортом;

— перевозка внутренним водным транспортом пассажиров.

Органом, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере внутреннего водного и морского транспорта, в том числе по лицензированию, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. В Байкало-Ангарском бассейне (Иркутская обл. и Республика Бурятия) данная функция закреплена за Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ВС УГРН Ространснадзора), находящегося по адресу: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 97, а/я 139, тел./факс (3052) 207-525, 207-603.

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) пассажиром является лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира. Более точное определение предложено в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.5.2-703-98 «Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 г. N 16), согласно которым пассажиром признается всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа и других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этого судна (специальный персонал) (п.1.2.24.). По пути применения данного определения идет и судебная практика.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Наличие специального статуса является обязательным условием для предоставления лицензии. Полное и сокращенное наименование лица, которому предоставлена лицензия, указывается в бланке лицензии.

Деятельность, на право осуществления которой выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Соискатели лицензии, обладающие ограниченным количеством флота, заявляют конкретное место осуществления деятельности исходя из класса имеющихся судов и их соответствия разряду бассейна. Место осуществления деятельности указывается в документе, подтверждающем наличие лицензии, и может быть обозначено как Иркутское вдхр. – оз. Байкал, р. Ангара или Байкало-Ангарский бассейн в целом.

На заявленные лицензиатом (соискателем лицензии) суда, используемые в перевозочной деятельности, ВС УГРН Ространснадзора оформляются и выдаются копии лицензии, на лицевой или оборотной стороне которых указываются: название судна, его идентификационный номер, а также срок действия судовой копии. Копия лицензии заверяется подписью начальника ВС УГРН Ространснадзора с проставлением оттиска гербовой печати управления.

Согласно Положению о классификации судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания, утвержденному приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136, класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

Так, суда внутреннего плавания, имеющие класс «М” имеют право эксплуатации на оз. Байкал; класс «О” характерен для судов, эксплуатирующихся в акватории Братского и Усть-Илимских вдхр. (по отдельным направлениям); для Иркутского вдхр. И р.Ангара характерен разряд «Р”. Класс судна отражается в Классификационном свидетельстве – документе, выдаваемом органом классификации – Российским Речным Регистром (РРР). По результатам освидетельствования судна в Классификационном свидетельстве указывается класс судна, например «М 2,0”, где «М” – разрешает плавание по оз. Байкал, «2” – допустимая высота волны, при которой судно может безопасно эксплуатироваться.

Класс судна отражается в классификационном свидетельстве – документе, выдаваемом органом классификации – Российским Речным Регистром. Суда, используемые для перевозки пассажиров, должны быть предназначены для соответствующего вида деятельности:

1. Судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре РФ и иметь на борту Свидетельство о праве собственности на судно и Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ. Маломерные суда, зарегистрированные в ГИМС МЧС РФ, укомплектованные судовыми билетами, такую деятельность осуществлять не могут.

2. Судно должно иметь соответствующее назначение: пассажирское, разъездное, паром и др. Прогулочное судно не оказывает коммерческие услуги.

3. На судне должны находиться действующие документы РРР – классификационное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами (указанные документы действительны при их ежегодном подтверждении), а также Свидетельство о годности к плаванию;

4. Наличие нарушений отражается в акте осмотра судна, составленным инспекторам ВС УГРН Ространснадзора и в акте ежегодного освидетельствования судна (проведения технического осмотра), составленном экспертом РРР.

Туристические фирмы, не имеющие в собственности суда внутреннего водного плавания, в целях реализации туристского продукта заключают с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом.

При заключении договора туристическим компаниям необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1. Деятельность по перевозке пассажиров водным транспортом в Байкало-Ангарском бассейне может осуществляться на основании лицензии на осуществление перевозок ВВТ пассажиров;

2. Перевозчиком может являться субъект гражданских правоотношений, обладающий специальным статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

4. Только суда, имеющие класс «М”, соответствующие разряду оз. Байкал, могут эксплуатироваться и осуществлять перевозочную деятельность на оз. Байкал;

5. Судно, заявленное для перевозки пассажиров, должно быть укомплектовано копией лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом (при этом следует учитывать, что именная копия лицензии, заверенная синей печатью Восточно-Сибирского Управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выдается на каждое судно, заявленное судовладельцем на осуществление конкретного вида деятельности, при условии соответствия данного судна предъявляемым лицензионным требованиям);

6. Осуществлять перевозку ВВТ пассажиров могут только суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре РФ. В соответствие со ст. 14 КВВТ РФ, на судне, осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль) – составляет капитан судна. Численность экипажа должна фактически соответствовать установленным требованиям (выданному свидетельству о минимальном составе экипажа судна);

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) лицензия судовой радиостанции;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

Выдача документов, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 6, 8, 9 и 10 осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти (ВС УГРН Ространснадзора, РРР, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей).

7. Кроме документов, указанных выше, у судовладельца должны быть:

— квалификационные свидетельства на рядовой состав судна – выдается комиссией по дипломированию ФГУ «Байкало-Ангарское ГБУ»;

— акт приемки судна в эксплуатацию – составляет судовладелец;

— договоры на получение прогнозов погоды и путевой информации – заключает судовладелец.

Кроме того, необходимо обращать внимание на:

— наличие индивидуальных и коллективных спасательных средств в соответствии с требованиями Российского Речного Регистра;

— соответствие района плавания судна, указанного в классификационном свидетельстве, планируемому району осуществления пассажирских перевозок;

— обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров;

— выполнение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта.

Порядок предоставления информации из реестра лицензий

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и доступной для ознакомления с ней заинтересованных лиц и подлежит обязательному размещению на официальных сайтах лицензирующих органов (www.rostransnadzor.ru), за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Перечень основных нормативных правовых актов,

регламентирующих безопасность судоходства

1. Конституция РФ;

2. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ;

3. Федеральный закон от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

4. Положения «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193;

4. Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129;

5. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 N 158;

6. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденное приказом Минтранса России от 01.11.2002 N 138;

7. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349;

8. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133;

9. Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания, утвержденное приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136,

иные законодательные и ведомственные правовые акты.

Информация об ответственности за нарушение

законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

Действующим законодательством предусмотрена дополнительная финансовая ответственность туроператоров в форме финансового обеспечения. Так, согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №132) в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное Федеральным законом № 132.

Согласно ст. 17.4 Закона №132 выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

За нарушение прав потребителя на туроператора (турагента) также может быть возложена административно-правовая ответственность.

Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает ответственность должностных и юридических лиц:

— ст. 14.1. — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

— ст. 14.4. — продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил;

— ст. 14.5. — продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;

— ст. 14.7. — обман потребителей;

— ст.14.8. — нарушение иных прав потребителей.

Уголовная ответственность предусмотрена:

— ст. 171- незаконное предпринимательство;

— ст. 238 — производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Международная перевозка пассажиров речным транспортом регулируется КППВ. Этот международный правовой источник содержит определения таких понятий, как «перевозка», «пассажир», «багаж». В нем дается перечень транспортных документов, оформляемых при перевозке пассажиров и багажа, регулируется ответственность перевозчика за ущерб, причиненный лицам, и за ущерб, связанный с полной или частичной утратой багажа и его повреждением, устанавливается исковая процедура споров в связи с перевозкой.

В КППВ перевозчик определяется как любое лицо, которое в качестве профессионального перевозчика обязуется во исполнение индивидуального или коллективного договора перевозки перевезти одно или несколько лиц и в соответствующих случаях их багаж, независимо от того, само оно выполняет эту перевозку или нет.

Согласно Конвенции багажом является любой предмет, перевозимый в соответствии с договором перевозки, включая транспортные средства. В отношении последних установлено ограничение: не могут быть приняты в качестве багажа автобусы и грузовые автомобили, используемые для коммерческих перевозок.

При международной перевозке пассажира речным транспортом ему выдается индивидуальный билет. Возможна выдача пассажирам коллективного билета. Отсутствие, неправильность оформления или потеря билета не затрагивают существования или действительности договора перевозки пассажира. Билет пассажира служит доказательством содержащихся в нем сведений.

Если пассажир перевозит багаж, перевозчик может выдать ему при предъявлении билета багажную квитанцию или другой аналогичный документ, в котором указывается количество или характер багажа. По просьбе пассажира перевозчик обязан выдать ему багажную квитанцию.

Багаж выдается пассажиру по предъявлении багажной квитанции. Если квитанция отсутствует, перевозчик обязан выдать багаж, на который была выписана квитанция, только при условии, что лицо, претендующее на багаж, докажет на него свое право. При недостаточности доказательств перевозчик может потребовать внесения соответствующего залога, который возвращается по истечении одного года со дня внесения. Невостребованный багаж сдается на хранение. Он хранится за счет пассажира.

Вопросы ответственности при международной перевозке пассажиров речным транспортом решаются следующим образом. Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда физическому или психическому здоровью пассажира, если происшествие, повлекшее за собой этот ущерб, связано с перевозкой и имело место либо во время нахождения пассажира на судне, либо во время его посадки или высадки, либо в связи с погрузкой или выгрузкой и выдачей багажа и обусловлено виной перевозчика.

Общая сумма возмещения, которая должна быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же событием, не может превышать 200 тыс. франков на одного пострадавшего. Стороны могут договориться об установлении более высокого предела возмещения.

Что касается ответственности перевозчика за ущерб, связанный с полной или частичной утратой багажа и его повреждением, если происшествие, вызвавшее такой ущерб, имело место во время перевозки, то она также строится на началах его вины. Багаж считается утерянным, если он не доставлен в течение 14 дней с даты предъявления требования о его выдаче. В случае обнаружения багажа в течение года со дня требования о его выдаче пассажир вправе потребовать доставки багажа либо в пункт отправления, либо в предусмотренный для доставки пункт. Получив багаж, он должен возвратить любое полученное возмещение за ущерб, связанный с его утратой.

Сумма выплаты за ущерб, причиненный полной или частичной утратой багажа или за его повреждение, должна быть равна размеру ущерба, но не может превышать 5 тыс. франков на пассажира. В случае возмещения ущерба за утрату или повреждение перевозимого транспортного средства выплачиваемая сумма не может превышать 15 тыс. франков на транспортное средство.

Конвенция допускает возможность установления сторонами договора более высоких пределов возмещаемых сумм.

В Конвенции урегулированы вопросы подсудности споров сторон договора перевозки, а также закреплены сроки исковой давности по этим спорам. По всем спорам, возникающим в связи с перевозкой, истец может обратиться по своему выбору в один из компетентных судов как участвующих в Конвенции государств, так и государства, на территории которого находится, во-первых, главная контора ответчика, его обычное местожительство или контора, при посредстве которой был заключен договор перевозки, или, во-вторых, место отправления или назначения.

Сроки исковой давности зависят от характера неисполнения стороной договора перевозки обязательства и причиненного ущерба. Срок исковой давности в связи со смертью или телесными повреждениями пассажира, установленный КППВ, составляет три года. Он исчисляется со дня, когда лицо, которому был причинен ущерб, узнало об этом. Однако срок давности не может превышать пяти лет, считая со дня происшествия. Во всех остальных случаях право на предъявление иска погашается но истечении одного года.

Течение срока давности приостанавливается предъявлением претензии в письменном виде до того дня, когда перевозчик в письменном виде отклоняет претензию и возвращает приложенные к ней документы. В случае частичного признания предъявленной претензии течение давности возобновляется только в отношении той части претензии, которая остается предметом спора.

Морские прогулки — популярное развлечение в Севастополе, которое приносит хороший доход владельцам катеров и интересные впечатления туристам. 1 июня стало известно, что немногие судовладельцы смогли получить лицензию на морские перевозки. Причина — несоответствие требованиям безопасности пассажиров.

Проблемы с получением лицензии

Прогулка на катере в Балаклаве всегда была востребованной и популярной услугой. Однако сегодня ни у кого нет уверенности в том, что работа начнется.
Хозяйка одного из малогабаритных судов Надежда рассказывает, что получить лицензию не так просто. На оформление документов уходить много времени, и попасть на прием в службы, которые этим занимаются, практически невозможно — большой наплыв посетителей. Но главная проблема состоит в том, что экипаж катера требуется официально обучить, а за лицензию — заплатить. Сумма не малая — больше 30 000 рублей. Кроме этого, закон одинаков в отношении маломерных и крупных судов. Не у каждого судовладельца есть такая возможность, ведь их источник дохода — это и есть морские прогулки.
В прошлом году проблема стояла не так остро — действовали бессрочные украинские лицензии.

Без лицензии невозможно

1 января 2015 вступил Федеральный закон, согласно которому все лицензии в Крыму, в том числе на пассажирские морские перевозки, должны быть заменены до 1 июня. Дополнительная сложность в том, что отдел лицензирования находится в Ростове-на-Дону.
Аренда яхт в Крыму — популярная услуга. Как правило, это маломерные судна — длиной 20 метров и вместимостью 12 человек, которые используются в личных целях, они проходят регистрацию в госинспекции по маломерным судам. Сегодня в Севастополе таковых насчитывается около 750.
Регистрация судов коммерческого использования проводит другая организация — севастопольский филиал ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря». Там рассказали, что к концу мая лицензии смогли получить только 6 индивидуальных предпринимателей, тогда как регистрировались около 100-120 человек.
По мнению надзорного ведомства, проблема в том, что крымские перевозчики привыкли работать нелегально.
Безопасность одинакова для всех и такси в Крыму на автомобилях комфорт тому подтверждение
Судовладельцы жалуются, что при получении лицензии нет различий между маломерными и большими катерами, но при этом требования к безопасности предъявляют слишком высокие.
Менеджер туристической фирмы Евгения комментирует ситуацию так: «Непонятно, зачем на пассажира надевать жилет на время 30-минутной прогулки. Это провоцирует панику, они боятся, что есть реальный риск утонуть. К катерам нельзя предъявлять такие же требования, как к теплоходам».
В свою очередь, в местном юридическом отделе Южного управления государственного морского и речного транспорта объясняют — важна жизнь любого пассажира, и большого, и маленького корабля.

Времени нет — сезон уже начался

Судовладельцы, которые занимаются морскими прогулками, просят у городских властей продлить срок получения лицензий хотя бы до конца текущего года. С этой просьбой они лично обратились к губернатору и сотрудникам правительства на встрече.
«Нас толкают к нарушению закона, предъявляют невыполнимые требования. Мы все сделаем, только дайте нам время», — говорит один из предпринимателей.
В правительстве города отмечают, что нормы регулируются Федеральным законом, и они не имеют права изменять их на региональном уровне. Документы должны быть подготовлены и предоставлены в кратчайшие сроки.

Мнение

Сергей Меняйло, губернатор Севастополя, говорит следующее: «Лицензирование требует времени, и судовладельцы признали сами, что они «проспали». Претензии не совсем обоснованы. Они считают, что требования к безопасности завышены, аргументируя это тем, что они работали на протяжении 15 лет, и все было в порядке. Требования надо выполнять».

А теперь о наказании

Согласно статье 14.1.2 КоАП за организацию морских прогулок без лицензии грозит штраф от 100 до 400 тысяч рублей. Система уже начала действовать с 1 июня.

Другие новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх