Куперс

Бухучет и анализ

Пинаев Владислав Александрович полковник полиции

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 октября 2012 года N 1473-р/адм
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.03.2012 N 353-Р/АДМ

Внести в приложение к распоряжению Администрации Смоленской области от 13.03.2012 N 353-р/адм «Об утверждении состава областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» (в редакции распоряжения Администрации Смоленской области от 15.06.2012 N 744-р/адм) следующие изменения:
1) позицию, касающуюся заместителя председателя комиссии Питкевича Михаила Юрьевича, изложить в следующей редакции:
«Питкевич Михаил Юрьевич — первый заместитель Губернатора Смоленской области, первый заместитель председателя комиссии»;
2) после позиции, касающейся первого заместителя председателя комиссии Питкевича Михаила Юрьевича, дополнить позицией следующего содержания:
«Бахов Андрей Васильевич — заместитель начальника Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству, заместитель председателя комиссии»;
3) позицию
«Морозов Владимир Дмитриевич — начальник Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, заместитель председателя комиссии (по согласованию)»
заменить позицией следующего содержания:
«Куликов Евгений Николаевич — временно исполняющий обязанности начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, заместитель председателя комиссии (по согласованию)»;
4) после позиции, касающейся заместителя председателя комиссии Куликова Евгения Николаевича, дополнить позицией следующего содержания:
«Шукалов Владимир Иванович — начальник Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству, заместитель председателя комиссии»;
5) после позиции, касающейся члена комиссии Базарова Юрия Иосифовича, дополнить позицией следующего содержания:
«Иваниченко Людмила Борисовна — начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи»;
6) позицию «Леоненков Михаил Владимирович — начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке» исключить;
7) после позиции, касающейся члена комиссии Степченкова Владимира Ивановича, дополнить позицией следующего содержания:
«Угринович Татьяна Викторовна — начальник отдела транспорта Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству».

Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышева ЕЛ. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах…

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

УДК 343.9

Ильин Игорь Вячеславович Ilyin Igor Vyacheslavovich

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Четвертый факультет повышения квалификации (с дислокацией в городе Нижнем Новгороде) Института повышения квалификации Академии Следственного комитета РФ (603600, Нижний Новгород, ул. Краснозвездная, 5)

E-mail: igor_ilyin@mail.ru

Ильин Алексей Евгеньевич Ilyin Alexey Evgenievich

кандидат психологических наук, докторант

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (psychology), doctoral

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: Law-nn@mail.ru

Курнышева Елена Александровна Kurnysheva Elena Aleksandrovna

кандидат педагогических наук, декан

Четвертый факультет повышения квалификации (с дислокацией в городе Нижнем Новгороде) Института повышения квалификации Академии Следственного комитета РФ (603600, Нижний Новгород, ул. Краснозвездная, 5)

candidate of sciences (pedagogy), dean

E-mail: uch_centr_pfo@mail.ru

Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах постсоветского пространства

Questions of the organization to combat organized crime in Russia and in other post-Soviet countries

В статье анализируются вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур как одного из направлений противодействия организованной преступности. Проводится сравнительный анализ такой деятельности в России и других странах постсоветского пространства. Отмечены положительные аспекты деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в других странах постсоветского пространства.

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

Ключевые слова: борьба с организованной преступностью, деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур, организация деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур.

Особенности организованной преступной деятельности обязывают государство выстраивать адекватную систему организации деятельности борьбы с этим явлением, которая должна включать в себя систему органов государственной власти, наделенных специальной компетенцией. В такую компетенцию должны быть включены не только полномочия по обнаружению и расследованию уже совершенных преступлений, но и по осуществлению мероприятий наступательного характера, направленных на выявление условий существования организованной преступности.

Как неоднократно замечалось авторами настоящей статьи, одним из эффективных наступательных направлений борьбы с организованной преступностью является деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур. Именно организация такой деятельности испытывает определенные проблемы в России и в некоторых других странах СНГ.

Структура правоохранительного аппарата, нацеленного на осуществление деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур, должна иметь каузальный характер. На численность, характер, место в системе органов государственной власти, его компетентность и функционал влияют объективные потребности, необходимость в создании гибкого, эффективного, целенаправленного управления. Если при этом организационная структура обоснованно соответствует сфере деятельности, возложенным задачам, то она обладает достаточно высоким потенциалом и внутренней способностью к развитию .

Несомненно, цель, которая достигается или должна быть достигнута посредством осуществления деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур, и должна определить характер организационной структуры органов, осуществляющих такую деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация деятельности по подрыву экономических основ организованной преступности соответствует контексту данного определения, а также признакам, указанным в нем.

Организационным основам деятельности органов внутренних дел посвящено множество исследований, в том числе диссертаций .

Некоторые авторы специально исследуют основы организации деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Так, например, В.П. Кувалдин полагает, что борьба с организованными преступными структурами — это задача государства, персонифицированная своим правоохранительным институтом, в частности, органами внутренних дел, которые наделены функцией осуществления негласного контроля за состоянием общества .

По мнению М.В. Ходжича, организованная преступность может быть истреблена только с помощью системных действий более мощной, противостоящей ей системы правоохранительных органов российского государства. В этой связи органы внутренних дел должны иметь не только соответствующую структуру, иметь стратегию, систему стратегических установок для работы на этом направлении .

Если обращаться к опыту организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в других странах СНГ, то необходимо отметить, что он различен.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 27 июня 2007 года № 244-3 «О борьбе с организованной преступностью» в качестве одной из мер системы борьбы с организованной преступностью является предотвращение и пресечение финансирования организованной преступности.

При этом организации деятельности по борьбе с организованной преступностью посвящена целая глава указанного Закона.

Общее руководство деятельностью по борьбе с организованной преступностью осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет министров Республики Беларусь, но опять же в пределах компетенции, определенной Президентом Республики Беларусь.

Существенное внимание уделено информационно-аналитической работе. Так, Министерство внутренних дел Республики Беларусь собирает данные о преступлениях, совершае-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышееа Е.А. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах…

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышева ЕЛ. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах…

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

мых организованными преступными группами; осуществляет оценку предупредительных мероприятий и выносит предложения по их улучшению; совершенствует научное обеспечение служб, занимающихся борьбой с организованной преступностью.

Существенное внимание уделено организационному обеспечению деятельности по предотвращению и пресечению финансирования организованной преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлена возможность приостанавливать сделки, направленные на приобретение или отчуждение имущества, если имеются данные о том, что оно получено незаконным путем; в рамках предварительной проверки осуществлять анализ хозяйственного состояния юридического лица, заподозренного в финансировании организованной преступности; беспрепятственно находиться в пунктах пересечения Государственной границы Республики Беларусь по служебным удостоверениям; предлагать ввести запрет въезда в Республику Беларусь физических лиц, причастных к международной организованной преступности; вносить представления о лишении лицензий и иных разрешений, необходимых для занятия определенным видом деятельности; инициировать через органы прокуратуры исковые производства к лицам, осуществляющим финансирование организованной преступности.

Указанным Законом регулируются также вопросы координации деятельности по борьбе с организованной преступностью. Определена совокупность норм, в соответствие с которыми учреждения и частные лица должны оказывать содействие органам по борьбе с организованной преступностью путем предоставления необходимой информации.

Существенное внимание уделено информационному обеспечению деятельности по борьбе с организованной преступностью. Так, в целях сбора, хранения, обобщения и анализа информации о лицах, осуществляющих финансирование организованной преступности, организован процесс создания и ведения соответствующей информации. В МВД Республики Беларусь ведутся банки данных о состоянии борьбы с организованной преступностью, которые формируются на основе информации, предоставляемой государственными органами.

Очень важное значение для мер по пресечению деятельности юридических лиц, финансирующих организованные преступные структуры, имеют нормы, закрепленные в статье 15 вышеназванного Закона, в которой предусмо-

трена ответственность таких юридических лиц. При выявлении фактов финансирования организованных преступных структур каким-либо юридическим лицом такая организация ликвидируется. При этом имущество, ей принадлежащее, обращается в доход государства.

Во всех других странах постсоветского пространства вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур на законодательном уровне не урегулированы. В то же время попытки научного осмысления этой проблемы имеются. Так, А.Д. Шейшеев полагает, что необходимо статью 4 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить принципом наступательное™, расширить в этой связи исчерпывающий перечень мероприятий в зависимости от современных потребностей практики . В этой связи автор полагает, что система организации оперативных подразделений требует не внесения частных, рядовых корректив, а пересмотра всех комплектующих ее элементов. На такие организационно-управленческие элементы оперативно-разыскной деятельности, как диагностирование, моделирование, прогнозирование, планирование и стратегическое управление, что позволит сконцентрировать основные усилия на решении актуальных проблем и придаст оперативно-разыскной деятельности целенаправленный и конкретный характер борьбы с организованной преступностью .

Если говорить о сегодняшней организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в России, то необходимо заметить следующее.

Подразделения по подрыву экономических основ организованной преступности были созданы в системе МВД вместе с образованием подразделений по борьбе с организованной преступностью и некоторое время существовали в их структуре.

Процесс реорганизации системы МВД России привел к ликвидации подразделений по борьбе с организованной преступностью. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России в соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» прекратил свое существование, а его функции были переданы в другие подразделения МВД России.

Так, функция по подрыву экономических основ организованных преступных структур была возложена на Департамент экономической без-

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

опасности МВД России и соответствующие подразделения окружного и регионального уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иными словами, рассматриваемую деятельность стали осуществлять соответствующие отделы окружных главков МВД, а также соответствующие отделения управлений и отделов экономической безопасности субъектов Российской Федерации. Наибольшая результативность рассматриваемого направления была достигнута отделами по подрыву экономических основ организованных преступных структур главных управлений МВД России по федеральным округам.

Такая эффективность была обусловлена следующим. Организованные преступные структуры, как правило, имеют межрегиональный характер. Преступные авторитеты и так называемые «воры в законе» могут контролировать бизнес не только в том регионе, в котором преимущественно проживают, ноив других субъектах Российской Федерации. В этой связи отделы по подрыву экономических основ организованных преступных структур, обладая организационной способностью контролировать обстановку в федеральном округе в целом, смогли организовать рассматриваемую деятельность не в отдельно взятом регионе, а в целом федеральном округе и соответственно достичь высоких результатов.

Указом Президента РФ от 5 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» все главные управления МВД России по федеральным округам за исключением ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу были ликвидированы. Соответственно все отделы в ихструктуре также были упразднены.

В связи с этим действующее обеспечение деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в настоящее время состоит из отделений с одноименным названием, которые состоят в структуре отделов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности региональных управлений (отделов) ЭБиПК.

К сожалению, соответствующие отделения в структуре управлений по субъектам федерации организованных преступных структур имеют потенциал осуществлять рассматриваемую деятельность только в рамках своего региона. Если представитель организованной преступности имеет имущество, бизнес или иной источник дохода, являющийся экономической основой для существования или осуществления противозаконной деятельности преступной организацией

или сообществом, то такие подразделения вряд ли смогут эффективно реализовать соответствующие мероприятия за пределами обслуживаемой территории.

Позитивным моментом в сложившейся ситуации является то, что все подразделения ЭБиПК МВД России увязаны в одну систему с единым руководством в ГУЭБиПК МВД России. Поэтому вопросы осуществления каких-либо мероприятий за пределами своих территориальных полномочий могут быть решены путем использования ресурсов Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, конечно, с учетом, что это уже будет процесс взаимодействия, а не непосредственная реализация своих задач.

Деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур в России не регламентирована на законодательном уровне. Поэтому процесс имущественного воздействия, в чем собственно и заключается подрыв экономических основ организованных преступных структур, осуществляется по общим правилам, установленным гражданским законодательством.

Примечания

7. Кувалдин В.П. К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2.

8. Ходжич М.В. Значение стратегического планирования в борьбе с организованной преступностью,

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышееа Е.А. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах…

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышева ЕЛ. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах…

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

представляющей угрозу национальной безопасности России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 6.

9. Шейшеев А.Д. Правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Кыргызской республики в борьбе с организованной преступностью и коррупцией: дис. … канд. юрид. наук. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх