Куперс

Бухучет и анализ

Письмо ФНС России от 16

Федеральная налоговая служба рассмотрела Интернет-обращение и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем, считаем возможным отметить, что положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин расчеты, под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, термин «расчеты» прямо указывает на целевой характер займов, при осуществлении которых должна применяться контрольно-кассовая техника, а именно займы для оплаты товаров, работ и услуг.

Учитывая изложенное, в случае, если займ выдается не в целях оплаты товаров (работ, услуг), то обязанность применения контрольно-кассовой техники у заимодавца не возникает.

При этом важно отметить, что обе стороны сделки должны понимать ее условия, в том числе при безцелевом характере, и осознавать последствия заключения мнимой либо притворной сделки.

Обращается внимание, что согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Таким образом, контрольно-кассовая техника должна применяться при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа.

При этом следует учитывать, что законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники обязанность по применению контрольно-кассовой техники возложена на организацию или индивидуального предпринимателя непосредственно предоставляющих займ, а также получающих денежные средства в счет погашения займа.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 192-ФЗ) реквизитный состав кассового чека, сформированного при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, должен содержать, в частности, следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) и идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента). Данные положения вступают в силу с 01.07.2019.

Указание данных реквизитов в кассовом чеке позволит оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций.

До 01.07.2019 указанные расчеты могут осуществляться также с использованием одной единицы контрольно-кассовой техники и формированием одного кассового чека без указания в нем сведений об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) покупателя.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019.

Дополнительно сообщается, что по вопросам применения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был направлен соответствующий ответ Межрайонной ИФНС России.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимися от положений настоящего письма.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.В. Егоров

ФНС разъяснила, надо ли применять онлайн-кассу при выдаче займов

Как известно, ККТ применяется всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов (за исключением ряда случаев). Под расчетами, согласно пункту 1 статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ понимается, в частности, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей). Данная норма действует с 3 июля 2018 года (соответствующая поправка в п. 1 ст. 1 Закона № 54-ФЗ была внесена Федеральным законом от 03.07.18 № 192-ФЗ).

Таким образом, термин «расчеты» прямо указывает на целевой характер займов, при предоставлении и погашении которых должна применяться ККТ, — для оплаты товаров, работ и услуг.

Также авторы письма напомнили, что в ряде случаев организации и предприниматели могут не использовать онлайн-кассы до 1 июля 2019 года. Это, в частности, касается предоставления займов для оплаты товаров, работ и услуг (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

Следовательно, заимодавец (организация или ИП) должен применять ККТ как при выдаче займов для оплаты товаров, работ, услуг (с 1 июля 2019 года), так и при его погашении (с 3 июля 2018 года). Если же заем предоставляется не в целях оплаты товаров (работ, услуг), то пробивать кассовый чек не нужно.

Полный комплект для онлайн-ККТ «четыре по цене одного»: по цене кассы вы получите кассу, ОФД, настройку ККТ с регистрацией в ФНС и товароучетную систему Отправить заявку

Также см. «Новые поправки в закон о ККТ: освобождение для ИП на ПСН, безналичные расчеты с физлицами, новые реквизиты чека и другое» и «Кассовые чеки при выплате денег: кто и когда должен их пробивать».

EdZbarzhyvetsky / .com

В случае выдачи займа не в целях оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг заимодавец не обязан применять ККТ. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 18 сентября 2018 г. № ЕД-4-20/18186@ «О рассмотрении обращения».

Налоговое ведомство указало, что термин «расчеты» прямо указывает на целевой характер займов, при осуществлении которых должна применяться ККТ, в том числе и займы для оплаты товаров, работ и услуг. При этом стороны, заключившие сделку, должны понимать ее условия, в том числе если не предусмотрена цель займа, и осознавать последствия заключения мнимой либо притворной сделки.

Определение термина «расчеты» раскрывается в п. 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ). Согласно указанной норме под расчетами понимается как прием, так и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок и т. д.

Также под расчетом понимается, например, прием и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты, авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Кроме того, расчетами признается осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей. В случае расчетов между юрлицами и ИП наличными деньгами либо с предъявлением электронного средства платежа ККТ должна применяться в обязательном порядке (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ).

Таким образом, в случае выдаче займа на определенные цели, заимодавец применяет ККТ как при выдаче займа, так и приеме денежных средств в случае его погашения.

Письмо ФНС России от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@

Физлица не должны уведомлять налоговые органы об утрате статуса налогового резидента РФ.

Вопрос: Об утрате гражданином РФ статуса налогового резидента РФ; об обязанности уведомлять налоговые органы о данном факте, а также об участии в иностранных организациях для целей НДФЛ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 января 2015 г. N ОА-3-17/87@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке уведомления гражданином РФ об утрате физическим лицом статуса налогового резидента Российской Федерации, а также об участии в иностранных организациях и сообщает следующее.

В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений «статей 209», «пункта 17.1 статьи 217», «статьи 224», «пункта 1.1 статьи 231» и «пункта 1 статьи 232» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.

На основании положений «пункта 2 статьи 207» Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно «письму» Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений «статей 228» и «229» Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

«Пунктом 1 статьи 7» Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.

При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, «Кодекс» не содержит.

Согласно положениям статьи «пункта 1 статьи 34.2» Кодекса дача налогоплательщикам письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и прежде всего по положениям, вновь вступившим в силу, относится к компетенции Минфина России.

В то же время, по мнению ФНС России, предусмотренная «подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23» Кодекса (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ) обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев.

При этом на основании положений «пункта 4 статьи 25.14» Кодекса форма указанного уведомления, а также порядок ее представления должны быть утверждены приказом ФНС России, проект которого разрабатывается в настоящее время.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

А.Л.ОВЕРЧУК

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16.02.16 N ЕД-4-2/2436@

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Пунктом 4 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что требования передаются налогоплательщику одним из следующих способов:

могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку;

направлены по почте заказным письмом;

или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

В соответствии с п. 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.

Форма квитанции утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Имеется практика направления налоговыми органами требования о представлении документов не в формате требования в соответствии с Порядком, а в формате индивидуального письма.

Например, в отношении организации проводится выездная налоговая проверка.

15.10.2015 налоговый орган направляет налогоплательщику требование (в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в формате электронного письма) о представлении документов (информации).

05.11.2015 документы представлены налогоплательщиком.

Между тем налоговый орган считает, что налогоплательщиком нарушен срок представления документов (10 рабочих дней с момента получения требования), что послужило основанием привлечения к ответственности в соответствии со ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление документов.

В качестве доказательства получения налогоплательщиком требования именно 15.10.2015 налоговый орган рассматривает имеющееся у него извещение о получении электронного документа, из которого видно, что организация получила данный документ 15.10.2015 (то есть когда он доставлен в виде индивидуального письма), иных доказательств получения требования налогоплательщиком у налогового органа не имеется.

Возможно ли направление налоговым органом требования в форме индивидуального письма, если у налогоплательщика отсутствует возможность сформировать квитанцию о приеме, подписанную ЭЦП? Является ли извещение о получении электронного документа надлежащим документом, подтверждающим получение налогоплательщиком требования о представлении документов (информации)?

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу истребования налоговым органом у налогоплательщика документов в связи с проведением налоговой проверки и сообщает следующее.

На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.

В случае если порядок передачи документов прямо предусмотрен Кодексом, нормы пункта 4 статьи 31 Кодекса не применяются, в частности, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов (информации) передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 Кодекса (абзацы 2 и 3 статьи 93 Кодекса).

Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные способы передачи документов налогоплательщику.

Согласно статье 31 Кодекса формы и форматы документов, которые используются налоговыми органами при реализации ими своих полномочий, порядок их заполнения и порядок их представления в электронном виде по ТКС утверждаются ФНС России.

Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка при направлении требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по ТКС налоговый орган не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе.

Пунктом 12 Порядка установлено, что требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.

Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.

Требование о представлении документов (информации) в электронной форме передается налогоплательщику по ТКС в виде файла, формат которого определен приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Порядка требование о представлении документов (информации) не считается принятым налогоплательщиком в случае несоответствия его утвержденному формату.

В связи с тем что в обращении отсутствует идентифицирующая информация в отношении субъектов предпринимательской деятельности, которым, по Вашему мнению, налоговый орган направил требования о представлении документов (информации) с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах порядка, а также о налоговых органах, которые направили указанные требования, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

В случае предоставления указанной информации ФНС России готова рассмотреть в установленном законодательством о налогах и сборах порядке представленные материалы по существу.

Следует отметить, что на основании пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — Закон N 78-ФЗ) при осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 78-ФЗ руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения.

Учитывая изложенное, Вы имеете право обратиться в УФНС России по области с целью решения вопроса о правомерности действий налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля с указанием конкретных обстоятельств предполагаемых нарушений.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх