Куперс

Бухучет и анализ

План график проведения проверок

Содержание

План проверок на 2019 год

В последней статье этого года мы затронем тему проверок на 2019 год и расскажем, где искать нужную информацию и что почитать, чтобы быть готовыми к проверке любыми надзорными органами.

Шаг 1. Проверяем наличие своей организации в Плане проверок трудовой инспекции на 2019 год

Ежегодно инспектора ГИТ составляют календарь проверок организаций. По закону формирование плана проверок заканчивается в начале сентября текущего года. Затем в органах прокуратуры он сверяется на предмет законности включения той или иной организации. Окончательный вариант графика проверок на 2019 формируется в срок до 31 декабря 2018.

С 1 января 2019 года сводный План проверок для всех субъектов РФ будет размещен на сайте Роструда, но уже сейчас региональные ГИТ постепенно размещают готовые Планы проверок для своих регионов.

Шаг 2. Проверяем наличие своей организации в Плане проверок на 2019 год

Еще один способ узнать, есть ли ваша организация в Плане проверок на 2019 год – проверить информацию онлайн на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Переходим в Единый реестр проверок, вводим идентификационные данные и проверяем результат.

В чем преимущество данного способа проверки?

В Едином реестре проверок вы сразу можете увидеть план по всем надзорным органам, которые могут проверить вашу организацию в 2019 году, например:

  • Государственная инспекция труда
  • Государственный пожарный надзор
  • Ростехнадзор
  • Роспотребнадзор
  • Росприроднадзор

На сайте Единого реестра проверок информация также должна появиться уже с января 2019 года.

Шаг 3. Читаем полезные материалы к проверкам в 2019 году

Чек-листы:

  • Новые проверочные листы по пожарной безопасности. Приказ МЧС России от 28.06.2018 г. № 261
  • Проверка пожарной безопасности
  • Проверка Роспотребнадзора
  • Проверочные листы по ГО и ЧС

Локальная документация на предприятии:

  • Экологическая отчетность по категориям: сроки сдачи в 2019 году
  • Документация по охране труда 2019, образцы документов
  • Документы по пожарной безопасности в организации

«Начинаю действовать без шума и пыли по новоутвержденному плану» или Минфин о плане-графике проведения налоговых проверок.

Для многих плательщиков процедура формирования графика документальных плановых проверок (далее – план-график) напоминает собой некий «айсберг», на вершине которого «официальная» версия о наличии конкретных налоговых рисков. Их отсутствие у плательщика налогов – это гарантия непопадания в план-график. У его подножия – «неофициальная» версия, базирующаяся на том, что составление этого документа является результатом исключительно «ручного управления».

30 августа 2016 года вступил в силу приказ Министерства финансов Украины № 723 от 04.08.2016 года «О внесении изменений в Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок плательщика налогов» (далее – Приказ). Его положениями существенно изменен перечень критериев риска включения плательщиков налогов в план-график, что не может не заинтересовать последних. Мотивацией этому может послужить то обстоятельство, что предусмотренные в Приказе налоговые риски для формирования плана-графика отображают суть наиболее распространенных схем оптимизации либо уклонения от налогообложения, с которыми так «любит» бороться ГФС Украины (именно такое разделение кажется уместным, поскольку позволяет признать возможность правомерного обхода от уплаты налогов).

И в данном сражении, как видим, об окончательной победе какой-либо из сторон говорить еще очень рано. Кроме этого, вряд ли приходиться надеяться на продление моратория на налоговые проверки на 2017 год. А следовательно, плательщикам следует быть готовым к активизации контрольно-проверочных мероприятий фискалов, в том числе, и к увеличению количества плановых проверок. И в данном случае,следовать поговорке: кто предупрежден,тот и вооружен, просто жизненно необходимо для вашего бизнеса.

Прежде, чем перейти непосредственно к нововведениям ,отметим те «постулаты» в процедуре формирования плана-графика, которые остались незыблемыми с 2015 года.

Так, план-график проверок формируется ГФС Украины ежеквартально. Для включения в него, плательщики налогов подлежат отбору, исходя из предусмотренных критериев– наличия налоговых рисков. Это позволяет фискальной службе выделить плательщиков с высокой, средней либо незначительной степенью риска. Вполне ожидаемо, что в план-график, в первую очередь, должны быть включены плательщики с высокой степенью риска.

В 2016 году существенно изменен перечень критериев для отбора плательщиков налога в план-график проведения плановых налоговых проверок.

Акцентируем внимание, что количество налоговых рисков, позволяющих плательщику находиться в зон е внимания фискалов при формировании ними плана-графика, существенно возросло. Так, к высокой степени риска были отнесены, вполне ожидаемо, проведение в отношении плательщика досудебного расследования в уголовных производствах, связанных с уклонением от уплаты налогов, сборов, единого взноса, декларирование ним отрицательного значения финансового результата от операционной деятельности.

Кроме этого, в этом перечне оказались и совершенно непривычные для слуха «рядового» плательщика обстоятельства, например, наличие информации о двух либо более показателях, свидетельствующих о доведении до плательщика до банкротства (например, коэффициент Бивера). К среднему риску, отныне, относятся, например, выплаты самозанятым лицам в размере более чем 5 процентов от общей суммы дохода от деятельности плательщика, наличие менее чем 5 работников на предприятиях строительной отрасли при условии отведения им земельных участков площадью более чем 0,5 га .

Кроме того, по наиболее «популярным» налоговым рискам введены «количественные» показатели, что не может не заслуживать на одобрение. К примеру, высокой степенью риска считается наличие информации о неподтверждении реальности операций по приобретению с суммой НДС более 1 млн. грн. либо 5 процентов общего объема налогового кредита, но не менее 100 тыс.грн, осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов-учредителей или нерезидентов, находящихся в оффшорных зонах, по непрямым поставкам на сумму операций более 5 млн. или 5 процентов общего объема поставок, но не менее 100 тыс.грн.; средней степенью риска – наличие отношений с единщиками-руководителями, учредителями или работниками предприятия, на сумму операций более 5 млн. или более 5 процентов общего объема поставок, но не менее 100 тыс. грн.

Как видим, схемы законной и не совсем законной налоговой оптимизации, предлагаемые для внедрения в бизнес, по сути, приближает этот же бизнес к проведению плановых проверок. Но заметим, что определяющей же стала цена вопроса , то есть фактически сумма сэкономленных налоговых платежей вследствии применения данных схем. И ходившие между плательщиками, до последнего времени «кулуарные слухи и разговоры» о том, что при равнозначных условиях в план проверок с большей вероятностью попадают имеющие большие обороты, полученный доход и стоимость имущества (с целью обеспечить возможность уплаты начисленных денежных обязательств в случае выявления нарушений) получило лишь частично официальное признание.Но тем не менее,правило, по которому, кто не работает, того и не проверяют, с иронией можно назвать основным при формировании плана-графика.

Подытоживая изложенное, отметим, что определение плательщика налогов в ту ли иную степень риска – это «внутренняя кухня» фискальной службы, влиять на которую он не в силах, поскольку действующим законодательством, в данном случае, не предусмотрена возможность обжалования. Но тем менее, анализ положений Приказа даст возможность налогоплательщику самостоятельно оценить наличие у него налоговых рисков, для того чтобы быть готовым к «непредвиденным» налоговым проверкам. При правильно анализе, сделанных выводах и предпринятых мерах, действия плательщика по алгоритму, приблизительно укладывающемуся в известное выражение «пойду соберу барахлишко … пора рвать когти» окажутся наиболее невыгодными.

Марія Золотарьова, керівник практики податкового та митного права,
адвокат АО «Вдовичен та партнери”
Спеціально для Lawnews

ФСС России контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • больничные пособия;
  • взносы на страхование от несчастных случаев;
  • все виды социальных пособий;
  • компенсации за дни ухода за детьми-инвалидами и т. д.

Такой контроль сотрудники ФСС России выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в частях 1–2 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

ФСС России силами своих территориальных подразделений проводит выездные и камеральные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверки можно по сравнительной таблице.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме-4 ФСС (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, представлен расчет по форме-4 ФСС за девять месяцев 2015 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в ФСС России расчет по форме-4 ФСС. Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Камеральную проверку проводят на территории отделения ФСС. Поэтому, кроме самого расчета, при проверке сотрудники фонда могут использовать лишь уже имеющиеся у них документы, например:

  • расчеты страховых взносов, которые были представлены ранее;
  • документы, которые страхователь подал вместе с первоначальными расчетами – речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование: по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, что указано в штампе. Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ФСС России могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением.

Ситуация: можно ли не исполнять требование ФСС России представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?

Да, можно.

ФСС России может требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. В этом случае проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то такое требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование фонда все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ФСС России могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники ФСС России проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС России. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решении о проведении проверки. В решении указывается состав проверяющих и проверяемый период, который не должен превышать трех лет (п. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ФСС России вручит требование о представлении документов. Кстати, если проверку проводят совместно с Пенсионным фондом РФ, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС России должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ФСС России могут проводить только совместно с территориальными отделениями ПФР. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС. Учтите, что в этот график могут вноситься изменения.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники территориального отделения проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили:

  • взносы на обязательное социальное страхование;
  • пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

По каждому из этих направлений проверяющие выносят отдельный акт.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях:

  • организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;
  • страхователь обратился за выделением средств;
  • сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748.

Кстати, в совместных проверках помимо сотрудников фондов могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых, если организация:

  • осуществляет деятельность в области информационных технологий;
  • оказывает инжиниринговые услуги.

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ФСС России при выездной проверке

ФСС России может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники фонда могут требовать копии:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) и т. п.

Ситуация: может ли ФСС России при проверке признать гражданско-правовой договор ничтожным?

Да, может.

В ходе своих проверок представители ФСС России анализируют основания, по которым производились те или иные выплаты в пользу сотрудников. При этом особенно тщательно они проверяют содержание именно гражданско-правовых договоров. Ведь выплаты по таким договорам не облагаются взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Некоторые организации «экономят» на этой части страховых взносов и заключают со штатными сотрудниками договоры подряда. Хотя перечень работ в них пересекается с теми, что относятся к основным трудовым обязанностям этих сотрудников.

Если проверяющие докажут, что гражданско-правовой договор носит характер трудового, они признают его ничтожным (мнимым, притворным). На это они укажут в акте проверки и доначислят организации страховые взносы. Обращаться в суд фонд не будет, ведь ничтожные сделки, в отличие от оспоримых, считаются недействительными независимо от того, подтверждено это судебным решением или нет. Обращаться в суд в этом случае придется организации, если, конечно, она намерена доказать, что признаков трудовых отношений в договоре нет и фонд неправомерно доначислил взносы. Основные различия трудового и гражданско-правового договора можно посмотреть в таблице.

Кроме того, обжаловать решение фонда можно не только в суде, но и в вышестоящем отделении фонда.

Это следует из статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пунктов 1, 3 статьи 166, статьи 170 Гражданского кодекса РФ, части 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ.

Пример признания недействительным договора подряда, заключенного со штатным сотрудником

А.С. Кондратьев работает в организации «Альфа» менеджером по трудовому договору с 2013 года. В его обязанности входит продажа и установка кондиционеров. Есть норма: не менее 50 кондиционеров в месяц. Оклад Кондратьева – 15 000 руб.

В январе 2014 года «Альфа» дополнительно заключила с ним гражданско-правовой договор. Согласно договору Кондратьев обязан выполнять работу по продаже и установке кондиционеров сверх плана. Оплата труда по гражданско-правовому договору составляет 10 процентов от оклада с каждого заказа сверх нормы.

По гражданско-правовому договору Кондратьеву выплатили:

  • 87 200 руб. в 2014 году;
  • 124 800 руб. в 2015 году.

Территориальное отделение ФСС России в 2016 году провело выездную проверку «Альфы» за 2014 и 2015 годы. Сотрудники территориального отделения фонда пришли к выводу, что отношения между организацией и Кондратьевым по гражданско-правовому договору имеют признаки трудовых (ст. 15–16, 56–59 ТК РФ):

– сотрудник по гражданско-правовому договору выполняет ту же самую работу, которая входит в его обязанности по трудовому договору;

– он подчиняется Правилам трудового распорядка.

В связи с этим проверяющие переквалифицировали гражданско-правовой договор с Кондратьевым в трудовой и доначислили страховые взносы.

С сумм, начисленных Кондратьеву по притворному гражданско-правовому договору за 2014 и 2015 годы, организации пришлось заплатить в ФСС России:

Ситуация: может ли ФСС России при проверке произвести выемку документов?

Нет, не может.

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица ФСС России при выездной проверке, установлен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов при проведении проверки.

Закон не дает сотрудникам фонда право на выемку документов. Поэтому даже если у них есть основания считать, что документы будут уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ФСС России

Представить документы можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверки сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ФСС России не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие составляют акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня ее окончания.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке. Далее в течение двух месяцев с этой даты сотрудники ФСС России оформляют акт выездной проверки.

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2. О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов.

Не согласны с актом проверки или его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда обязан сообщить плательщику взносов о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ФСС России выносит одно из двух возможных решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2020 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2020 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2020 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2020 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2020 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2020 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх