Куперс

Бухучет и анализ

Плата за пользование недрами

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

в Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан прошел брифинг,

посвященный вопросам налогообложения недропользователей.

Правовое регулирование отношений, связанных с недрами и недропользованием, основывается на принципах платности недропользования. В настоящее время отдельные категории недропользователей применяют различные схемы, позволяющие минимизировать налоги от недропользования.

В целях недопущения создания схем ухода от налогообложения недропользователями и обеспечения полноты поступления налогов в бюджет Комитетом государственных доходов совместно с заинтересованными государственными органами, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана в настоящее время обсуждаются следующие вопросы:

  • налог на добычу полезных ископаемых по подземным водам, общераспрастраненным полезным ископаемым и забалансовым запасам;
  • земельный налог по контрактной территории недропользователя;
  • ведение раздельного налогового учета недропользователями.

По мнению экспертов КГД МФ РК, одним из основных факторов возникновения проблем налогообложения недропользователей является его тесная связь с законодательством о недрах. Следовательно, любое изменение в законодательстве о недрах влияет на объект налогообложения недропользователей.

Кроме того, определения, используемые в налоговом законодательстве, основаны на законодательстве о недрах и не всегда имеют четкий и ясный характер. Зачастую органы государственных доходов сталкиваются с тем, что, обращаясь за разъяснением в компетентные органы по разъяснению положений законодательства о недрах, они получают несколько разных вариантов ответа по одному и тому же вопросу. Все это влияет на прозрачность и полноту исчисления специальных платежей и налогов недропользователей.

В этой связи в настоящее время проводится работа в рамках рабочей группы по Кодексу о недрах, концепцией которого предусматривается внесение изменений в налоговое законодательство.

В ходе брифинга представители КГД МФ РК поделились своим видением дальнейшего решения этих вопросов, а также ознакомили с некоторыми итогами проводимой работы в этом направлении.

Система платежей за пользование недрами включает, в частности, разовые платежи и регулярные платежи (ст. 39 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Разовые платежи за пользование недрами представляют собой единовременную плату за получение права на проведение работ на участке недр, результатом которых может быть определенная геологическая информация о запасах полезных ископаемых (ст. 40 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Регулярные платежи являются периодическими платежами за предоставление исключительных прав на проведение определенных видов работ на участке недр (ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Плательщики

Разовые и регулярные платежи должны перечислять российские и иностранные организации (предприниматели), в том числе участники простых товариществ, которые признаются пользователями недр. То есть организации и граждане, которые получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 9, 40 и 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Внимание: за пользование недрами без лицензии Росприроднадзор и Ростехнадзор могут оштрафовать организацию (предпринимателя). Также придется возместить государству убыток.

Это следует из статьи 7.3 Кодекса РФ об административных нарушениях и пунктов 3, 4, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.

Действующий размер штрафа см. в таблице.

Возмещать убыток придется в том размере, в котором он причинен государству в результате самовольного пользования участком недр. Размер убытка будет рассчитан исходя из ставок НДПИ (распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р). То есть размер убытка будет равнозначен сумме подлежащего уплате НДПИ.

Когда не взимают регулярные платежи

Регулярные платежи не взимаются с пользователей недр:

  • за региональное геологическое изучение недр;

  • за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, которые имеют научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Отнесение объектов к таким категориям предусмотрено Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 900, и Законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ;
  • за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, который предоставлен пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, который предоставлен пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Контроль за платежами и их перечисление

Перечисление разовых платежей контролирует Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) (Закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ).

Регулярные платежи перечисляют в налоговую инспекцию по местонахождению участка недр (Закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ, п. 6 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Подробнее о перечислении этих видов платежей в бюджет см. Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет.

Постановка на учет

По общему правилу обязанность внесения регулярных платежей не является причиной постановки на учет в налоговой инспекции. Если организация по месту уплаты (т. е. по местонахождению участка недр) уже состоит на учете по другим основаниям, то ничего предпринимать не нужно.

В противном случае целесообразно сделать следующее. Подайте в инспекцию по местонахождению участка недр заявление в 22, в котором сообщите о своей обязанности по перечислению регулярных платежей. Инспекция поставит организацию на учет и отправит ей письмо о факте учета с указанием присвоенного КПП. В этой же инспекции нужно будет и отчитываться.

Такой вывод следует из пункта 6 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 3 пункта 8 Методических указаний, утвержденных письмом ФНС России от 25 января 2008 г. № СК-6-09/49.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх