Куперс

Бухучет и анализ

Подача исполнительного листа как судебные расходы

Совсем недавно один мой коллега и давний приятель написал в мессенджере вопрос: «Скажи, пожалуйста, расходы на юристов взыскивают на стадии исполнительного производства?» Не моргнув глазом ответила: «Взыскивают, но я не знаю, как там это все сочетается со сроком в 6 месяцев со дня последнего судебного акта».

Вообще-то я помню золотое правило любого юриста, что прежде, чем написать ответ, нужно взять паузу и посмотреть судебную практику. Тут же я вообще не сомневалась. Как оказалось, напрасно.

О чем я думала в тот момент, когда писала свой экспресс-ответ?

В части 1 статьи 110 АПК РФ указывается, что «судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны».

Исполнение судебных актов арбитражного суда представляет собой стадию арбитражного процесса, поэтому на нее распространяются общие положения АПК, о чем еще на заре мой юридической карьеры говорил ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 8964/05 по делу № А60-4156/2002-С1).

Пятью годами позже ВАС РФ сослался на вышеуказанное постановление и сказал, что «расходы на оплату услуг представителя в процессе осуществления исполнительного производства по смыслу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются судебными издержками, связанными с рассмотрением дела в арбитражном суде, и подлежат взысканию в порядке статьи 110 Кодекса» (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 4735/09 по делу № А53-13016/2006).

Именно с этих исходных позиций читала и систематически толковала пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, где сказано, что «судебные издержки, понесенные взыскателем на стадии исполнения решения суда, связанные с участием в судебных заседаниях по рассмотрению заявлений должника об отсрочке, о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения, возмещаются должником (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ)».

Иными словами, как я понимала этот пункт 31? Что и те расходы, которые возникли на стадии исполнения решения суда, и те, что возникли в связи с участием взыскателя в судебных заседаниях по рассмотрению заявлений должника об отсрочке, рассрочке и т.п., взыскиваются с должника.

Как суды подходят к вопросу?

Нетрудно догадаться, что после появления постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 суды перестали взыскивать с должников расходы, которые возникли у взыскателей в качестве судебных расходов на стадии исполнения судебных актов.

Одно только неясно: зачем ВС РФ вообще предложил судам взыскивать на стадии исполнения судебного акта только те расходы, которые возникают только при участии взыскателя в судебных заседаниях при рассмотрении заявлений должника об отсрочке, о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения? Просто неудачная формулировка?..

Итог печален. Суды постепенно отказались от правовой позиции ВАС РФ и вообще перестали рефлексировать по вопросу, очевидно, предполагая, что взыскатели могут при необходимости иным способом защитить свое право — через инициирование новых судебных процессов и взыскание соответствующих расходов как убытков. В качестве примера можно вспомнить, допустим, дело, о котором мы совсем недавно писали.

В конце сентября 2015 года Алмаз Кучембаев обращал внимание на порочность такого подхода. Среди аргументов коллега совершенно верно указывал на то, что, к примеру, получение и направление исполнительного листа требует квалификации юриста. Требовать от взыскателя действовать самостоятельно — значит нарушать его конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Кроме того, нужно стимулировать должников к добровольному исполнению судебных актов.

Вместе с тем надежда еще есть

В середине марта 2018 года «Адвокатская газета» рассказала о «революционном» постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.02.2018 № Ф04-6123/2017 по делу № А75-12876/2016, в котором кассация подтвердила, что судебные расходы на юридические услуги, оказанные в рамках исполнительного производства, связаны с рассмотрением дела и что они подлежат взысканию как судебные расходы.

Как это часто бывает среди юристов, мнения опрошенных по делу экспертов разделились. Однако, на мой взгляд, мнение старшего партнера группы правовых компаний «Интеллект-С» Романа Речкина выглядит более обоснованным. Коллега отметил, что «позиция арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что «судебные расходы — только непосредственно связанные с рассмотрением дела судом”, вызывает удивление».

Сроки на подачу заявления

ВАС РФ писал, что с заявлением о взыскании судебных расходов нужно обратиться в течение шести месяцев с момента официального опубликования последнего судебного акта (постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 № 10122/10 по делу № А72-7547/2008).

При этом согласно пункту 34 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 (между прочим, в ред. ВС РФ от 27.06.2017) заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных на стадии исполнения судебных актов, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, применительно к части 2 статьи 112 АПК РФ в течение шести месяцев с момента вынесения постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении, окончании исполнительного производства.

Иными словами, не все так безнадежно, коллеги. Если нужно — пробуйте взыскать на стадии исполнительного производства судебные расходы. Кто его знает, может быть, получится.

P.S. Напоминаем, что с нетерпением ждем ваших предложений для публикации в раздел «Кейс месяца» через специальную форму на сайте. Материалы также можно прислать на мой электронный адрес: taltsevaigzakon.ru.

Отсутствие статуса адвоката у представителя стороны, выигравшей спор в суде, является одним из самых любимых доводов юристов в попытке минимизировать сумму судебных расходов, подлежащих возмещению с проигравшей стороны. Так ли обоснован и эффективен этот аргумент?

Действительно, согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь. При этом законодатель усиливает эту дефиницию, дополняя, что оказывается эта помощь на профессиональной основе. Получение статуса адвоката возможно только при наличии определенных условий и после успешной сдачи экзамена. Однако даже сами юристы, получившие статус адвоката, понимают и открыто говорят о том, что при наличии на экзамене большого количества вопросов требования к глубине и качеству ответов на них весьма условны. Безусловно, наличие статуса адвоката связывает последнего требованиями Кодекса профессиональной этики адвоката. Но насколько часто об этих правилах помнят сами адвокаты? Порой непосредственно в судебных заседаниях они демонстрируют обратное. Тем не менее, аргумент об отсутствии статуса адвоката у юриста, успешно отстоявшего интересы своего доверителя в суде, раз за разом озвучивается оппонентами и очень благосклонно принимается судами.

В то время как, если прибегнуть к буквальному толкованию норм права (так любимому в российской правовой действительности), станет очевидным, что в основу разрешения данного вопроса положен принцип разумности. И этот принцип никоим образом не апеллирует к статусу представителя. Статус адвоката на сегодняшний день не является обязательным для участия в арбитражном споре в качестве представителя. Кроме того, ни в одном нормативно-правовом акте нет указания на то, что размер возмещаемых судебных расходов зависит от факта наличия или отсутствия данного статуса.

Согласно ч.2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснил, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.

То есть основным критерием определения, разумна ли та сумма судебных расходов, которая предъявляется к возмещению, является содержание и качество самой юридической услуги. Технически для оценки разумности необходимо определиться с тем, что из себя представляла услуга. Здесь большое значение имеют навыки представителя, помимо всего прочего, предоставить суду анализ оказания юридической услуги как бизнес-процесса. То есть способность юриста чётко определить и показать, из каких конкретно стадий состояло оказание услуг и какие действия каждая из них включала. В качестве иллюстрации и доказательства разумности, я считаю, наиболее целесообразным использовать отчёт об оказанных услугах. Как правило, самым удобным вариантом является сводный отчёт по итогам завершения судебного процесса со ссылками на реквизиты подготовленных документов, даты совершения тех или иных действий.

Такой отчёт позволяет наглядно продемонстрировать суду объём оказанных представителем услуг.

В качестве критериев разумности судебных расходов Верховный Суд РФ называет объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. То есть этот перечень является открытым.

Цена иска. Аргумент о высокой цене иска самый распространённый и казалось бы самый понятный. Хотя оценочный характер здесь так же не исключён. Та сумма, которую один судья сочтёт значительной, другому — может показаться заурядной. Самым простым способом аргументировать значимость величины исковых требований можно считать градацию, предложенную самим законодателем в ст. 333.21 НК РФ для определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате. То есть иски с ценой более 2 млн. рублей можно отнести к крупным.

Сложнее выглядит ситуация, когда требование носит неимущественный характер. Тут необходимо обосновывать значимость защищаемых интересов для той или иной компании. Насколько нарушение прав могло повлиять на судьбу хозяйствующего субъекта и его функционирование. Самый эффективный вариант — представить это в цифрах.

Продолжительность рассмотрения дела. Безусловно, когда речь идет о комплексном судебном представительстве, большое значение для оценки разумности судебных расходов имеет длительность процесса (количество лет), количество пройденных судебных инстанций, факт возврата дела на новое рассмотрение.

В моей практике есть корпоративный спор, который рассматривался более 2 лет, решение по делу дважды рассматривалось в апелляционной и кассационной инстанциях. Дело было возвращено на новое рассмотрение с целым рядом замечаний суда кассационной инстанции. После завершения рассмотрения дела в пользу моего доверителя при взыскании судебных расходов оппоненты заявили, что дело было простое.

Конечно, этот довод опровергался самими материалами дела. Длительность разрешения спора, отмена при первом рассмотрении дела судебных актов первой и апелляционной инстанции, направление дела на новое рассмотрение, привлечение при повторном рассмотрении дела 9 свидетелей и проведение 5 дополнительных судебных заседаний, большая часть которых длилась по несколько часов, — сами по себе свидетельствуют о том, что спор можно однозначно отнести к числу особо сложных.

Указанные выше доводы оппонентов о простоте спора, безусловно, раздражают, но иногда играют на руку. Поскольку если оппонент считает дело простым, но продолжал в своё время оспаривать решение суда в вышестоящих инстанциях, то он подтверждает тем самым своё недобросовестное процессуальное поведение, стремление затягивать процесс и намеренное создание условий для увеличения судебных расходов, как на стороне своего доверителя, так и на стороне выигравшей спор стороны.

Время, необходимое на подготовку процессуальных документов. В данном случае этот критерий, я считаю, необходимо рассматривать с двух сторон: 1.) Насколько срочно представителю пришлось готовить те или иные процессуальные документы. Когда процессуальный противник предоставляет все свои документы в последний момент, это увеличивает нагрузку на другого представителя. Такое процессуальное поведение оппонента(ов) требует оперативной реакции, и такие услуги не могут стоить дёшево. 2.) Каков в целом объём и содержание процессуальных документов, и какое минимальное время необходимо для качественной подготовки этих процессуальных документов. Данный критерий тесно связан с тематикой спора. При наличии в деле большого объема бухгалтерской документации, её анализ может занимать от нескольких дней до нескольких недель. Что не может не увеличивать стоимость оказываемых юридических услуг.

Сложность дела. Более оценочного критерия в этом списке нет. По сути он предполагает синтез всех остальных критериев. Однако опираться в этом вопросе на что-то систематизированное и признанное судейским сообществом всё же необходимо. Так, например, существует Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 №167 «Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации». В данном документе обозначены категории дел от менее сложных дел до дел особо сложных (исходя из правовой природы экономического спора). Сложно отрицать, что корпоративный спор или спор, связанный с защитой права собственности, относится к категории дел особой сложности, учитывая, что именно таковым он признаётся при оценке работы самих судей.

В качестве аргумента в пользу сложности дела также целесообразно указать большой объём применяемых к спорным правоотношениям правовых норм, а также их отношение к различным отраслям права. То есть когда отстаивание интересов доверителя в судебном процессе требует от представителя глубоких знаний в разных отраслях права.

При определении разумности могут учитываться и другие обстоятельства. К ним я отнесла бы:

  1. наличие большого количества свидетелей в арбитражном процессе, продолжительность их допроса и развернутость списка вопросов, подготовленных представителем выигравшей спор стороны.
  2. количество участвующих в деле лиц, а также степень их участия (заявлялись ими самостоятельные требования или нет, активно участвовали в процессе или нет). Значение имеет также, кто именно был привлечён в процесс (были ли это коммерческие организации, органы государственной или муниципальной власти, правоохранительные органы).
  3. проведение в рамках судебного разбирательства экспертиз, их содержание и сложность (комплексность). Объем и содержание подготовленных для экспертов представителем вопросов, их качество. Степень вовлечения юриста в проведение экспертизы (выезды на место, участие в осмотре и т.д.).
  4. наличие у юриста дополнительных навыков, которые потребовались для полноценного представления интересов доверителя в данном споре, объем их применения.
  5. сложность и время, необходимое для поиска и предоставления суду доказательств. Такие ситуации возникают, когда ряд обстоятельств дела могут быть подтверждены материалами иных судебных дел, материалами проверок, проведённых правоохранительными органами, когда требуется сбор доказательств в виде официальных справок и ответов от третьих лиц, сбор большого объема сведений из общедоступных источников, их анализ, структурирование и т.п.
  6. соотношение количества представителей на одной и на другой стороне спора.

В моей практике были случаи, когда оппонент нанимал сразу нескольких юристов (адвокатов) для представления своих интересов. Это, безусловно, право оппонента так усиливать свою позицию, но в таком случае доводы об отсутствии у единственного представителя выигравшей стороны статуса адвоката будут выглядеть совсем несуразно. Как впрочем и доводы о простоте судебного дела.

  1. наличие в деле нескольких однородных требований или многоэпизодность дела.
  2. отсутствие сложившейся правоприменительной арбитражной практики по вопросу, рассматриваемому в рамках дела.

В пункте 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг.

Это любопытно, поскольку возникает вопрос: применимы ли рекомендации о порядке определения размера вознаграждения адвокатов соответствующего региона в качестве доказательства (или некоего ориентира), когда речь идёт о юристе, не обладающем статусом адвоката? Я знаю один такой пример, но это скорее исключение из правил. В той ситуации, помимо всего прочего, в материалах дела было письмо официального органа о том, что стоимость услуг адвокатов и юристов, не обладающих соответствующим статусом, отличаются несущественно.

Поэтому, я считаю, что при обосновании разумности предъявляемых к возмещению судебных расходов лицам, не являющимся адвокатами, лучше прибегать к иным доказательствам.

Органы статистики, к сожалению, не обладают достаточным объемом данных для того, чтобы предоставить их в качестве справки в судебные органы. При сложившихся обстоятельствах в качестве доказательства разумности взыскиваемых судебных расходов можно использовать заключения экспертов (самый достоверный, доказательственно сильный, но дорогостоящий вариант), можно запросить официальные справки у коллег (с указанием всех параметров дела и периода рассмотрения спора), а также воспользоваться сведениями из общедоступных источников (сайты юридических компаний, если на них размещаются прайс-листы). Последний вариант наименее достоверный и подходит для случаев, когда дело не носило экстраординарный характер. В то время как предоставление справок или официальных ответов юристов-коллег о стоимости аналогичных услуг является оптимальным способом решения этого вопроса.

Как видно из анализа основных критериев разумности судебных расходов, ни один из них напрямую не имеет отношения к наличию или отсутствию статуса адвоката. Более того, Верховный Суд РФ разъяснил, что разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле. Я считаю, что эту рекомендацию можно толковать расширительно и рассматривать её в целом, как указание на то, что основополагающим критерием оценки должно быть только качество оказываемой услуги/услуг, а не статус представителя.

Таким образом, если убедительно и детально аргументировать разумность судебных расходов, довод об отсутствии у представителя стороны, выигравшей спор в суде, статуса адвоката не будет иметь доказательственной силы.

Нельзя не отметить, что одной из проблем развития практики по вопросам возмещения судебных расходов, на мой взгляд, является то, что суды при вынесении определений о взыскании судебных расходов, даже если учитывают все доводы представителя, полноценный анализ им в судебном акте не дают или делают это очень скупо. Аналогичным образом выглядит ситуация с мотивами, по которым суд отвергает те или иные доводы сторон. Существуют редкие исключения из этого правила, благодаря которым в рассматриваемом вопросе всё же иногда случаются принципиальные сдвиги.

Обозначу сразу, что я за то, чтобы квалификация юристов была высокой и требовала получения время от времени определённого подтверждения. Этому вопросу я даже в своё время посвятила отдельную главу в своей дипломной работе «Правовые проблемы возмездного оказания юридических услуг», но я не согласна с тем, что наличие или отсутствие статуса адвоката в нашей сегодняшней правовой реальности может и имеет право предопределять разрешение вопроса о том, разумна заявленная к возмещению сумма судебных расходов или нет.

Марьяна Дорож,

Итак, налогоплательщиком представлены в суд все доказательства понесенных затрат, а суд квалифицировал их как судебные издержки, оценил разумность размера издержек на оплату услуг представителя (в остальных случаях закон не предусматривает оснований для оценки судом разумности размера расходов) и принял решение о взыскании с налогового органа в пользу налогоплательщика судебных расходов. Что же делать дальше?

Ни для кого не секрет, что судебные тяжбы длятся очень долго и особенно долго, когда спор затеян налогоплательщиком с налоговым органом. Выиграть судебное дело — сделать только полдела, так как исполнять решение суда, как правило, налоговый орган не спешит, и налогоплательщику приходится прибегать к помощи судебных приставов-исполнителей. Еще хуже обстоят дела с исполнением судебного акта, которым суд присудил взыскание с налогового органа судебных расходов, так как служба судебных приставов в данном случае уже не поможет, да и практики у юристов в данном направлении совсем мало. Именно о процедуре взыскания судебных расходов пойдет речь ниже.

Напомним, что к судебным издержкам, в соответствии со ст. 106 АПК РФ, относятся, в частности, другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, и взыскиваются указанные расходы арбитражным судом с проигравшей стороны.

Для начала налогоплательщику необходимо получить в суде исполнительный лист, и предъявлять его для исполнения нужно не в налоговый орган и не в службу судебных приставов, а в орган Федерального казначейства.

Ходатайство о взыскании судебных расходов можно заявить на любой стадии судебного процесса, в том числе и после принятия решения судом первой инстанции, постановлений апелляционной и кассационной инстанций — ст. 168 АПК РФ, п. 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 82.

Казалось бы, после того, как суд принял решение о взыскании с налогового органа судебных расходов, налогоплательщику, вынужденному пройти весь судебный процесс и понести эти расходы, остается поскорее получить взысканное. Но, как уже упоминалось выше, налоговый орган не станет выплачивать присужденные суммы судебных расходов только на основании решения суда. Такова, к сожалению, практика. Поэтому для начала налогоплательщику необходимо получить в суде исполнительный лист, и предъявлять его для исполнения нужно не в налоговый орган и не в службу судебных приставов, а в орган Федерального казначейства по тому округу и городу, к которому относится должник — налоговая инспекция. Срок его предъявления к исполнению — 3 года с даты вступления в силу судебного акта, на основании которого он был выдан.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливается бюджетным законодательством РФ. Поэтому если исполнительный документ предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, то согласно ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) данный исполнительный лист предъявляется для исполнения по просьбе налогоплательщика-взыскателя судом или самостоятельно взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику — налоговому органу, как получателю средств федерального бюджета — лицевых счетов (письмо Минфина России от 23.10.2006 № 08-04-14/4519).

Исключительные случаи предусмотрены в п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4 и п. 12 ст. 242.5 БК РФ, а именно: если счета должника открыты в учреждении Банка России или кредитной организации, то исполнительный документ, в соответствии с Законом № 229-ФЗ, предъявляется для дальнейшего взыскания судебному приставу-исполнителю.

Даже такая мелочь, как указание «РФ» вместо «Россия», может обернуться целой проблемой.

Помимо самого исполнительного документа при обращении за возмещением судебных расходов в Федеральное казначейство взыскателю необходимо приложить дополнительно пакет документов согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ. Он включает в себя:

  • заявление, написанное в произвольной форме, с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
  • заверенная судом копия решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист;
  • доверенность представителя взыскателя, если заявление подписывает его представитель.

В случаях, если решение суда оспаривалось в вышестоящих инстанциях, рекомендуется дополнительно приложить к предъявляемому исполнительному листу постановления судебного органа, оставившего решение в силе. Если на исполнение направляется дубликат исполнительного листа, то необходимо приложить еще и заверенную судом копию определения суда о его выдаче.

Но не забудьте, что в соответствии с п. 3 ст. 177 АПК РФ повторная выдача копий решения и других судебных актов лицам, участвующим в деле, оплачивается государственной пошлиной в размере 4 руб. за одну страницу документа, но не менее 40 руб. (пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Кроме того, при получении судебных актов тщательно проверяйте их содержание, верность взыскиваемой суммы, адреса и наименования сторон и т.д. Ошибка в исполнительном документе может вам обойтись затягиванием его исполнения вплоть до отказа в исполнении и его возвращения — п. 3 ст. 242.1 БК РФ.

Даже такая мелочь, как указание «РФ» вместо «Россия», может обернуться целой проблемой. Несмотря на то, что в ст. 1 Конституции РФ сказано, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны, орган Федерального казначейства следует требованиям п.п. 1, 2 Приказа Минфина России от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы», согласно которым полное наименование подразделения налогового органа указывается, например, как Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по г. Москве, а краткое наименование — ИФНС России № 1 по г. Москве. В результате возникающего разночтения — в отделении Федерального казначейства открыты лицевые счета налоговому органу с указанием «Россия», а в исполнительном документе наименование налогового органа указано с аббревиатурой «РФ» — исполнительный лист будет возвращен.

Если исполнительный документ уже выдан с ошибкой или с указанием наименования подразделения налогового органа с «РФ», то в такой ситуации лучше всего обратиться в суд с заявлением в произвольной форме об исправлении данной неточности со ссылкой на решение суда, материалы судебного дела, вышеуказанный Приказ Минфина России и т.д. Данное заявление принимается и рассматривается судом без оплаты госпошлины. Определения суда о замене исполнительного листа, исправлении ошибок и т.д. рекомендуется приложить к заявлению о возмещении судебных расходов.

Основаниями для возврата взыскателю исполнительного листа, помимо наличия ошибок в нем, также являются: непредставление какого-либо документа; несоответствие документов требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Законом № 229-ФЗ; нарушение срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа (п. 3 ст. 242.1 БК РФ).

По сути, вся процедура исполнения решения суда должна быть произведена в срок не более 15 рабочих дней с даты поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством РФ.

Как показывает практика, забывчивость судьи в проставлении отметки на копии решения судебного акта с датой его вступления в силу является фактом ненадлежащего удостоверения судом судебного акта и основанием для возвращения взыскателю исполнительного листа без исполнения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2007 № Ф04-1278/2007 (32176-А27-32) по делу № А27-14281/2006-5).

То, какие реквизиты должна содержать копия документа, чтобы она имела юридическую силу, установлено в п. 3.33 Приказа Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.03.2004 № 27 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ».

При приеме от взыскателя или его представителя исполнительного документа с заявлением, а также необходимых приложений, на втором экземпляре заявления органом Федерального казначейства обязательно проставляется регистрационный номер, указанный в Журнале учета и регистрации исполнительных документов. Этот порядок регламентируется п. 1 Порядка ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 № 5н.

С момента принятия исполнительного листа орган Федерального казначейства в ответе за принятый документ, его исполнение и сохранность. В случае утраты документа арбитражный суд по заявлению взыскателя вправе наложить судебный штраф на виновное лицо в порядке и в размере, установленных гл. 11 АПК РФ (ст. 331 АПК РФ).

По сути, вся процедура исполнения решения суда должна быть произведена в срок не более 15 рабочих дней с даты поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства. Однако при наличии ошибок в информации, предоставленной должником, или недостаточности денежных средств на счетах должника и т. д. взыскание присужденной суммы может продлиться более 3 месяцев.

Так, орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа должен направить должнику — налоговому органу уведомление о поступлении ему такого документа. В свою очередь налоговый орган, как должник, обязан в течение 10 рабочих дней ответить письмом органу Федерального казначейства с указанием КБК, по которым должны быть произведены расходы, и приложить платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов (п.п. 2, 3 ст. 242.3 БК РФ).

Если денежных средств на счету налогового органа не хватает для полного исполнения судебного акта, то должник в данном случае обязан направить соответствующий запрос-требование о выделении лимитов бюджетных обязательств и увеличении объемов финансирования расходов своему главному распорядителю средств федерального бюджета, то есть Минфину России. Последний, в свою очередь, обязан обеспечить поступление дополнительных денежных средств на счет налогового органа в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства. Налоговый орган обязан не позднее следующего дня после получения денежных средств направить в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств для полного или частичного исполнения решения суда. Таким образом, любимые фразы представителей налогового органа «в бюджете нет денег; отсутствует такой вид расходов в смете» и т. п. уже будут неуместны и незаконны.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства или нарушения процедуры исполнения, последний вправе применить к налоговому органу единственную законодательно установленную принудительную меру — приостановление операций по счетам, открытым должнику в этом органе Федерального казначейства, до момента устранения нарушений или представления платежного поручения на перечисление средств (п.п. 3, 4, 7, 8 ст. 242.3 БК РФ).

После полного выполнения требований об исполнении исполнительного документа органом Федерального казначейства проставляется соответствующая отметка на исполнительном листе, и он направляется в выдавший его суд (п. 11 ст. 242.3 БК РФ). При частичном исполнении проставляется отметка о размере перечисленной суммы, и исполнительный документ возвращается суду или взыскателю.

Если законодательно в отношении недобросовестного должника — налогового органа — установлена мера принудительного взыскания в виде приостановления операций по счетам, открытым должнику в этом органе Федерального казначейства, или в виде наложения штрафа в соответствии с п. 2 ст. 332 АПК РФ, то для принуждения органа Федерального казначейства своевременно исполнить взыскание сумм законодатель таких рычагов воздействия взыскателю не предоставил. Единственный выход — это обжалование бездействия должностных лиц государственного органа в вышестоящий орган Федерального казначейства либо непосредственно в Минфин России (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе») или в суд в порядке гл. 24 АПК РФ.

Если компания переехала

В ситуации, когда после окончания судебного процесса, но еще до взыскания судебных расходов организация сменила место своего нахождения, вследствие чего встала на учет в другом налоговом органе, ей не стоит беспокоиться о приведении судебных постановлений и исполнительных документов в соответствие со своим новым названием и реквизитами. Так как предыдущая инспекция и новый налоговый орган представляют собой два подразделения одного и того же федерального органа исполнительной власти — Федеральной налоговой службы, то есть являются элементами единой системы, взаимоотношения между которыми по снятию и постановке на учет налогоплательщиков законодательно урегулированы, то отсутствуют основания для осуществления замены стороны в соответствии со ст. 52 Закона № 229-ФЗ и ст. 48 АПК РФ. Бюджетный кодекс РФ не предусматривает иное исполнение в данной ситуации. Взыскание судебных расходов, в отличие от излишне взысканных, уплаченных налогов, будет производиться в любом случае через орган Федерального казначейства предыдущей налоговой инспекции, т.е. с того должника, который указан в исполнительном листе.

При смене юридическим лицом места своего нахождения порядок предъявления исполнительного листа и взыскания судебных расходов не изменится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх