Куперс

Бухучет и анализ

Поддержание корпоративного духа

Про корпоративный дух говорят много. О нем спорят, шутят, его превозносят. В общем, он настолько крепко присутствует в нашем сознании, что кажется практически материальным. Что же такое корпоративный дух? Из чего он состоит и откуда берёт начало? Чем отличается от командного духа и отличается ли вообще? На этот счёт я слышал много точек зрения, сегодня приведу свою.

Корпоративный дух многолик

Каждый видит и чувствует корпоративный дух по-своему.

Любой руководитель компании хочет иметь с ним приятельские отношения, потому что корпоративный дух помогает решать вопросы и экономить деньги. Известно, что если дух в духе, то люди работают не столько за деньги, сколько из энтузиазма.

Для сотрудников корпоративный дух является большим подспорьем. Например, когда одолевает лень, всегда можно понадеяться, что дух все организует, и твою работу возьмет на себя кто-то другой.

Очень часто в больших организациях назначают ответственных за корпоративный дух. Чтобы дух не заскучал, не завял и не исчез, его активно развлекают. Все это напоминает шаманские пляски вокруг священного огня. Есть сложившееся, но не до конца проверенное убеждение, что эти методы позволяют продлить здоровье корпоративного духа, несмотря на смертельные удары, которые наносятся ему необдуманными действиями руководителей.

Внутренний клуб по интересам

Любая компания состоит из множества людей. Когда люди объединяются, им приходится решить несколько проблем. Нужно договориться о формальном разделении обязанностей, решить, кто где сидит, кто как реагирует на распоряжения и так далее. Этот процесс не одномоментный, и очень часто принципы разделения работы неочевидны.

В спорных случаях люди используют различные подходы к решению проблем, от прямых конфликтов и «разборок» по горизонтали до безусловного принятия мнения руководства. Постепенно определенные модели принятия решений застывают и становятся шаблонными. Но при этом остаётся ещё часть опыта, сконцентрированная в людях, которые работают в организации достаточно давно. Эту часть невозможно формализовать: потребуются слишком большие усилия.

На мой взгляд, сочетание шаблонных методов принятия решений и живого опыта, который содержат в себе авторитетные старожилы, и является корпоративным духом. Фактически он является суррогатом общественной морали. Вам такое определение ничего не напоминает? Ведь если выделить экстракт корпоративного духа из компании, мы получим типичный английский клуб!

Что такое клуб? Это свод правил поведения людей, система принятия решений, дополненная живым опытом клубной жизни, сконцентрированным в сознании наиболее значимых членов клуба.

Важные выводы о корпоративном духе

Корпоративный дух есть внутренний клуб по интересам, объединяющий людей, которым интересно работать в компании. И мы можем сделать несколько важных выводов.

Во-первых, корпоративный дух — штука достаточно ранимая, поскольку он сильно завязан на людей. Чтобы его потерять, достаточно потерять лояльность его носителей.

Во-вторых, нужно тщательно подбирать людей в компанию. Новички не становятся членами клуба сразу. С приходом в компанию у них начинается испытательный период, который может оказаться длиннее, чем их формальный испытательный период как сотрудников. Ставшие членами клуба могут уйти или организовать свой клуб, что приведет к расколу, опасные последствия которого сложно переоценить.

В-третьих, любое принятое вами решение может стать прецедентом, который пополнит или модернизирует свод правил, определяющих корпоративный дух. Думайте, прежде чем принимать решения.

В-четвертых, корпоративный дух меняется медленно. Он имеет существенные исторические корни и именно этим отличается от командного, который носит тактический, краткосрочный характер и мало завязан на историю. Пытаясь влиять на корпоративный дух, будьте крайне аккуратны, потому что клубы консервативны по определению. Вы можете разрушить старый клуб, если своими необдуманными действиями поставите под сомнение его основополагающие принципы, а новый быстро не появится. И тогда непонятно, что вообще будет с вашей компанией.

Я не преувеличиваю: членство в клубе обязывает, и люди выполняют эти обязательства не за деньги, а чтобы остаться в клубе. Как только клуб развалится, вы получите «колхоз», где кто в лес, кто по дрова. У вас быстро возникнет множество случайных людей, потеряется согласованность действий, упадет мотивация.

Как развивать и укреплять корпоративный дух

Поняв суть корпоративного духа, можно целенаправленно заниматься его развитием и укреплением. Для этого ничего не надо придумывать: у человечества есть огромный документированный опыт клубной жизни со времен древней Греции и до наших дней.

Вот несколько простых идей для руководителей компании.

  1. Поддерживайте клубную жизнь: организовывайте всевозможные мероприятия, которые соответствуют интересам, идеям, философии и принципам членов клуба.

  2. Знайте авторитетных членов клуба, выстраивайте с ними конструктивные отношения, вовлекайте их в клубную жизнь.

  3. Внедрите систему формализации авторитета в клубе в виде каких-либо званий, полномочий и привилегий.

  4. Придумайте «мифологию» клуба, то есть приукрашенное, романтическое прошлое, которое вызывает у членов клуба сантименты и объединяет их. Дайте этой мифологии разойтись по миру и стать частью вашего бренда.

  5. Внедрите руководителей компании в клуб: в любом случае правильный клуб должен быть лоялен по отношению к руководству.

  6. Затевайте любые важные преобразования, затрагивающие всю компанию или значительную ее часть, только после обсуждения с авторитетными членами клуба, получив их одобрение и поддержку.

  7. Будьте лояльны к клубу, признавайте за авторитетными членами клуба право выступать от имени большинства. Улаживайте конфликты с клубом публично и конструктивно, потому что результаты этого процесса станут частью свода правил клуба и помогут избежать подобных конфликтов в будущем.

Если вам удастся воплотить описанные выше подходы в своей компании, то корпоративный дух не вылетит в случайно открытое окно, вам и вашим коллегам будет нравиться работать в компании, и вы будете относиться к ней так же, как уважающий традиции англичанин относится к своему клубу: с любовью, гордостью и заботой.

У каждой компании – свой секрет успеха, который помогает добиваться новых побед. Для «Spring» это – слаженный, дружный коллектив. Известно, что человек, который искренне предан своему делу, работает более эффективно и результативно. Кроме того, налаженные межличностные отношения в коллективе благотворно сказываются на дальнейшей работе.

Воздать по заслугам

Важно помнить о том, что каждый человек нуждается в поощрении. Причем речь идет не столько о материальном вознаграждении, сколько о признании заслуг сотрудника. Порой достаточно даже сказать «Спасибо» и похвалить человека за проявленное усердие. Как именно выражать благодарность – выбирать вам. Главное, делать это от души и не переводить в формальность.

Сплотить и подружить

Одной из важных задач – стоит сделать так, чтобы сотрудники чувствовали себя частью компании, ощущали свою принадлежность и осознавали значение личного вклада в успех и процветание компании. К счастью, способы создания дружной атмосферы уже разработаны: это коучинг, тимбилдинг, тренинги и конечно корпоративный отдых. Проводить соответствующие мероприятия возможно самостоятельно или же обратиться к профессионалам.


Показать перспективы дальнейшего роста

Когда сотрудник чувствует возможность дальнейшего роста и развития в той компании которой работает, у него возникает стимул расти и развиваться. Поэтому перспектива карьерного роста – одна из важных формирующих корпоративного духа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх