Куперс

Бухучет и анализ

Подоходный налог в Казахстане

По своей экономической сущности индивидуальный подоходный налог является изъятием части дохода физического лица в доход государства, т.е. носит чисто фискальный характер.

Кто является плательщиками ИПН?

Плательщиками ИПН, согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса, являются физические лица, имеющие объекты налогообложения

Кто является плательщиком ИПН?

физические лица — резиденты, имеющие объекты налогообложения

физические лица — нерезиденты, имеющие объекты налогообложения

Что является объектом налогообложения ИПН?

Согласно пункту 1 статьи 155 Налогового кодекса, объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:

1) доходов, облагаемых у источника выплаты;

2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

Что относится к доходам, облагаемым у источника выплаты?

Согласно положениям статьи 160 Налогового кодекса, доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) доход работника;

2) доход физического лица от налогового агента;

3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

5) стипендии;

6) доход по договорам накопительного страхования.

Что относится к доходам, не облагаемым у источника выплаты?

Согласно положениям статьи 177 Налогового кодекса, к доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) имущественный доход;

2) доход индивидуального предпринимателя;

3) доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов;

4) прочие доходы.

Помимо вышеуказанных доходов, облагаемых ИП, существуют доходы, которые не рассматриваются в качестве дохода физического лица, указанные в пункте 3 статьи 155 Налогового кодекса, и доходы, не подлежащие обложению ИПН, указанные в статье 156 Налогового кодекса.

Что является объектом ИПН?

доходы, облагаемые у источника выплаты — доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.

доходы, не облагаемые у источника выплаты — имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан

доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению — адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.

Какие в настоящее время существуют ставки по ИПН?

Согласно статье 158 Налогового кодекса в настоящее время действуют следующие ставки по ИПН:

1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов физических в виде дивидендов, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

2. Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, облагаются по ставке 5 процентов.

Какие налоговые вычеты предусмотрены при исчислении ИПН?

Согласно статье 166 Налогового кодекса, при определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат применяются следующие налоговые вычеты:

1) сумма в минимальном размере заработной платы, установленном законом о республиканском бюджете и действующем на дату начисления дохода, на соответствующий месяц, за который начисляется доход. Общая сумма налогового вычета за год не должна превышать общую сумму минимальных размеров заработной платы, установленных законом о республиканском бюджете и действующих на начало каждого месяца текущего года;

2) сумма обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;

3) сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых в свою пользу;

4) сумма страховых премий, вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования;

5) суммы, направленные на погашение вознаграждения по займам, полученным физическим лицом-резидентом Республики Казахстан в жилищных строительных сберегательных банках на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных строительных сбережениях;

6) расходы на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) в размере и на условиях, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

2. Если сумма налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.

При изменении в течение налогового периода работодателя, за исключением случаев его реорганизации, сумма превышения, образовавшаяся за период работы у предыдущего работодателя, не учитывается у нового работодателя.

3. В случае если физическое лицо являлось работником менее шестнадцати календарных дней в течение месяца, то при определении дохода работника налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи не производится.

4. Право на налоговый вычет в соответствии с подпунктами 1), 3) — 6) пункта 1 настоящей статьи предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым только у одного из работодателей, на основании поданного им заявления.

5. Право на налоговые вычеты, установленные подпунктами 3) — 5) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется при наличии соответствующих документов:

1) договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов и документа, подтверждающего уплату добровольных пенсионных взносов;

2) договора страхования и документа, подтверждающего уплату страховых премий;

3) договора банковского займа с жилищным строительным сберегательным банком на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан и документа, подтверждающего погашение вознаграждения по указанному займу.

6. Право на налоговый вычет, установленный подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется налогоплательщику на следующих условиях:

1) общая сумма налогового вычета, предоставляемого в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, и сумма корректировки, предоставляемой в соответствии с подпунктом 18) пункта 1 статьи 156 настоящего Кодекса, в совокупности за календарный год не превышает 8-к­ратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

2) работником представлены документы, подтверждающие получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату.

Какие сроки удержания и уплаты ИПН?

По доходам, облагаемым ИПН у источника выплаты, согласно положениям статьи 161 Налогового кодекса:

1. Исчисление ИПН производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению.

2. Удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

По доходам работника структурных подразделений налогового агента перечисление индивидуального подоходного налога производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурных подразделений.

Юридическое лицо своим решением вправе признать налоговым агентом по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, свое структурное подразделение по доходам, облагаемым у источника выплаты, которые выплачены (подлежат выплате) таким структурным подразделением.

При этом решение юридического лица или отмена такого решения вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято такое решение.

В случае если налоговым агентом признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором создано данное структурное подразделение.

Структурные подразделения, признанные по решению юридического лица-резидента налоговыми агентами для целей раздела 12 настоящего Кодекса, признаются самостоятельными плательщиками социального налога.

4. Исчисление и удержание налога с доходов по депозитарным распискам производятся эмитентом базового актива таких депозитарных расписок.

5. Сроки уплаты индивидуального подоходного налога налоговыми агентами, применяющими специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации и крестьянских или фермерских хозяйств, установлены статьями 438 и 446 Налогового кодекса.

По доходам, не облагаемым у источника выплаты, согласно статье 178 Налогового кодекса в общем случае, исчисление ИПН, производится налогоплательщиком за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к облагаемой сумме соответствующего дохода, не облагаемого у источника выплаты, за исключением налогоплательщиков, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи.

При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса.

Облагаемая сумма соответствующего дохода, не облагаемого ИПН у источника выплаты, определяется как разница между доходом, подлежащим налогообложению, и налоговыми вычетами (П. 1 ст. 178: в ч. 1 слова заменены; дополнен ч. 2; в ч. 2 слова заменены и исключены ЗРК от 21.07.2011 г. № 467-IV)

2. При наличии у налогоплательщика нескольких видов доходов, не облагаемых у источника выплаты, за исключением доходов частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов, исчисление индивидуального подоходного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения ставки в размере 10% к сумме всех видов доходов, не облагаемых у источника выплаты.

3. Налоговые вычеты, установленные пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, применяются при исчислении индивидуального подоходного налога по совокупной сумме доходов, не облагаемых у источника выплаты, в случае, если указанные вычеты не были произведены при определении дохода работника.

4. Индивидуальные предприниматели, кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи, производят исчисление налога по доходам индивидуального предпринимателя за налоговый период самостоятельно. Сумма налога исчисляется путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к доходу индивидуального предпринимателя, уменьшенному на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса.

При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса.

5. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, производят исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым в рамках указанных специальных налоговых режимов.

Кто, когда и в каком виде обязан представлять в налоговые органы отчётность по ИПН?

В действующем налоговом законодательстве существуют различные требования по представлению в налоговые органы отчётности по ИПН по отношению к налоговым агентам, производящим удержание ИПН у источника выплаты, и к лицам, получающим доходы, не облагаемые ИПН у источника выплаты, а также к отдельным категориям физических лиц.

Согласно положениям статьи 162 Налогового кодекса декларация по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларация по ИПН и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

Налоговые агенты, применяющие специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств и для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не представляют декларацию по ИПН и социальному налогу по деятельности, на которую распространяются данные режимы.

Налоговые агенты, имеющие структурные подразделения, представляют приложение по исчислению суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу в налоговый орган по месту нахождения структурного подразделения.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 185 Налогового кодекса, декларацию по ИПН представляют следующие налогоплательщики-резиденты:

1) индивидуальные предприниматели;

2) частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты;

3) физические лица, получившие имущественный доход;

4) физические лица, получившие прочие доходы, в том числе доходы за пределами Республики Казахстан;

5) физические лица, имеющие деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи, а также физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, по доходам, включаемым в объект налогообложения в соответствии со своим специальным режимом, не предоставляют декларацию по ИПН.

Согласно положениям статьи 186 Налогового кодекса, декларация по ИПН представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

В соответствии с положениями статьи 187 Налогового кодекса, в случаях неподтверждения уплаты ИПН вышеперечисленными налогоплательщиками, исчисление ИПН производится путем применения ставки в размере 10%, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса, к сумме дохода, по которому не подтверждена уплата индивидуального подоходного налога.

По расчетам Министерства национальной экономики РК, благодаря фискальной децентрализации региональные бюджеты в 2020 году пополнятся на 386,4 млрд тенге, а в следующие два года – уже на 428,8 млрд и 471,4 млрд тенге соответственно. Логика расчетов Минэкономики строится на простом посыле: чем больше в регионе МСБ, тем больше КПН поступит в местный бюджет. А значит, региональные власти приложат максимум усилий для развития малого и среднего бизнеса.

В разговоре с журналистом «Курсива» вице-министр нацио­нальной экономики Жаслан Мадиев еще раз подтвердил, что в его ведомстве рассчитывают на заинтересованность акимов в росте налогооблагаемой базы в их регионах. «Те налоговые поступления, которые будут регионы собирать от МСБ, они могут оставлять, использовать на свои программы развития, – отметил Мадиев. – В целом задача государства такая: помогать взращивать из малого и мелкого бизнеса средний, а из среднего – крупный. Поэтому инициатива по передаче КПН с малого и среднего бизнеса в регионы поможет решить эту задачу, она будет хорошим мотиватором для акиматов делать все, чтобы бизнес укрупнялся и собираемость налогов, соответственно, росла».

КПН в цифрах

Корпоративный подоходный налог в Казахстане до 2020 года зачислялся в государственный бюджет, ставка его при удержании с налогооблагаемого дохода составляет 20%. Есть исключения: юрлица-сельхозпроизводители и производители продукции аквакультуры (другими словами – рыбоводства) платят КПН в размере 10%.

Ставка КПН, удерживаемого у источника выплаты с доходов резидентов, равна 15%. Есть градация по ставкам КПН для нерезидентов – от 5 до 20%, но она на пополнение местного бюджета особого влияния не окажет, так как 100 тыс. налогоплательщиков – представителей малого и среднего бизнеса, которые будут обеспечивать те самые 386,4 млрд тенге поступлений в местные бюджеты в 2020 году, – резиденты Казахстана.

В 2019 году в бюджет в виде КПН поступило 1 трлн 974 млрд 763 млн тенге, из них от МСБ – 422 млрд 371 млн, то есть примерно одна пятая часть. Стоит отметить, что далеко не все представители малого бизнеса в регионах являются плательщиками КПН, поскольку работают в специальных налоговых режимах – по патенту, упрощенной декларации или единому земельному налогу, ставки по которым составляют 2–3%.

И как раз эти представители малого и микробизнеса на три года будут освобождены от уплаты подоходного налога. По оценке министра финансов Казахстана Алихана Смаилова, потеря бюджета от этих налоговых каникул составит 200 млрд тенге. Глава Минфина давал такие расчеты в сентябре 2019-го,
а двумя месяцами позже министр национальной экономики Руслан Даленов снизил объем потерь до 109 млрд тенге в 2020 году и пообещал их возместить трансфертами из республиканского бюджета. Его заместитель Жаслан Мадиев считает, что возмещаемый государством трехлетний мораторий даже полезен для местных бюджетов. «По мораторию у нас микро- и малый бизнес освобожден от налогообложения, но это временная мера. За время моратория бизнес сможет окрепнуть, и есть большие шансы, что он за это время перейдет из категории малого бизнеса в категорию среднего», – считает вице-министр.

Мне снизу виднее, как развивать бизнес

На стадии обсуждения Концепции Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления, межбюджетных отношений, кредитования и образования» – а именно этим документом внесены поправки о передаче КПН в региональные бюджеты – приводилось несколько позитивных примеров из международного опыта.

В Испании одним из основных налогов, поступающих в местный (муниципальный) бюджет, является налог на экономическую деятельность, который отчасти схож с казахстанским корпоративным подоходным налогом от среднего и малого бизнеса. Плательщики данного налога – юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Налог на экономическую деятельность дает местным бюджетам 3,4% от общих доходов. Этот налог, как отмечалось в концепции, был введен для усиления контроля за сбором налогов с малого и среднего бизнеса, составляющего основу экономики Испании.

Там же, в концепции, шла речь о том, что в Японии одним из основных налогов, поступающих в местный бюджет, является префектурный подоходный налог, его плательщики – юридические лица. Еще одним примером была Германия, о которой говорилось, что «финансовая система Германии по формированию местных бюджетов усовершенствована, а также направлена на увеличение поступлений в местный бюджет за счет развития предпринимательства».

Авторы концепции отметили, что внедрение опыта указанных стран в Казахстане «приведет к стимулированию местных исполнительных органов по расширению налоговой базы и увеличению доходов местных бюджетов, а также к усиленной заинтересованности регионов в развитии малого и среднего бизнеса».

Как подтолкнуть малый бизнес к росту

Депутат мажилиса парламента Казахстана Нуржан Альтаев видит две основных проблемы в решении «подсадить» местные бюджеты на поступления от КПН. Первая связана с неравномерностью распределения малого и среднего бизнеса в разных частях страны. Поэтому, считает парламентарий, центру все равно придется перераспределять общий котел бюджетных поступлений. Вторая – в том, что малый бизнес не стремится вырасти до размеров среднего и старается оставаться в «малышах», предпочитая дробить свои предприятия. По мнению Альтаева, выбор такой схемы связан в первую очередь с налоговой нагрузкой. Он уверен: если ее снизить на каждое отдельное предприятие, то в итоге государство соберет больше за счет увеличения количества предприятий среднего бизнеса (их сейчас, по данным НПП «Атамекен», всего 22 тыс. из тех 100 тыс. плательщиков в местные бюджеты).

«Вот пример – понизили уровень порога НДС. Теперь, имея совсем небольшие обороты, ты становишься плательщиком НДС. Это заставит бизнес сейчас снова дробиться на какие-то мелкие ИП для того, чтобы не платить НДС. Здесь правительству надо еще раз подумать и сделать все для того, чтобы снизить налоговую нагрузку на отдельно взятый субъект предпринимательства, потому что тогда больше денег можно будет собрать в бюджет», – говорит Альтаев.

С этим мнением согласен старший партнер Центра стратегических исследований (CSI) Олжас Худайбергенов. Он убежден: причина неохотного перемещения малого бизнеса в средний – неправильное налогообложение. Эту проблему можно решить введением упрощенного налогообложения в отдельных отраслях – например, в сельском хозяйстве и в розничной торговле. «Можно ввести единый аграрный налог, скажем, или налог с продаж, розничный налог, сделать там одну простую ставку и отказаться от градации, от лимитов каких-то, – предлагает Худайбергенов. – Тогда мотивация к дроблению у среднего бизнеса отпадет, ему незачем будет показывать себя малым за счет почкования. Но это от местных властей не зависит, как и от Комитета госдоходов. Это больше зависит от Министерства национальной экономики и Министерства финансов, которые определяют фискальную политику в стране».

По информации Худайбергенова, являющегося советником президента, сейчас обсуждается идея обоих налогов. Причем по розничному налогу есть оговорка: на безналичные и наличные расчеты пороги повышения ставок будут разными. «Скажем так, через цифровизацию будут пытаться упростить налогообложение: работаешь по безналу – у тебя ставки ниже, тебе выгоднее», – заключил Худайбергенов.

Нур-Султан, 12 мая 2020, 15:24 — REGNUM Подоходный налог для граждан Казахстана, зарабатывающих не более 300 тыс. тенге ($712) в месяц, не должен превышать 10%. Об этом 12 мая заявил президент республики Касым-Жомарт Токаев во время рабочей поездки в Алма-Ату. Видео выступления главы государства опубликовал его пресс-секретарь Берик Уали на своей странице в Facebook.

«Я считаю, что рано или поздно мы должны подойти к этому вопросу с точки зрения справедливости», — сказал Токаев. Он пояснил, что люди с малым доходом должны платить меньше налогов.

Глава государства подчеркнул, что люди, зарабатывающие больше 25 млн тенге ($59 тыс.) в год должны платить больше налогов. Вместе с тем сумму доходов и проценты определит правительственная комиссия, добавил Токаев.

«Я считаю, что в нашей стране подоходный налог не должен быть больше 15%», — сказал президент.

Как сообщало ИА REGNUM, 11 мая на заключительном заседании государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения Касым-Жомарт Токаев предложил ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Читайте также: Президент Казахстана предложил ввести прогрессивную шкалу налогообложения

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Р. Байжаркенова, САР, CIPA,

профессиональный бухгалтер РК

ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ УСЛУГИ, ОКАЗАННЫЕ НЕРЕЗИДЕНТОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, НДС И КПН?

Нерезидент (Россия) оказал услуги по поверке счетчиков 16.11.2014 года с выездом в РК. Облагается ли эта услуга НДС с нерезидента и КПН с нерезидента? Какие отчеты в Налоговый Комитет нужно сдать?

НДС за нерезидента. В части НДС в данной ситуации применяются положения статьи 241 Налогового кодекса. Работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению НДС в соответствии с настоящим Кодексом.

Размер облагаемого оборота у получателя работ, услуг определяется исходя из стоимости приобретенных работ, услуг, включая налоги, кроме НДС.

Сумма НДС, подлежащая уплате в соответствии с настоящей статьей, определяется путем применения ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 268 настоящего кодекса (т. е. 12%), к размеру облагаемого оборота. В случае, когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в тенге по рыночному курсу обмена валюты на дату совершения оборота.

Сумма НДС уплачивается не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Платежный документ, или документ, выданный налоговым органом, по форме, установленной уполномоченным органом, подтверждающий уплату НДС, дает право на зачет суммы налога в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

Налогоплательщик отражает суммы облагаемого оборота и сумму НДС в налоговой отчетности по форме 300.00 «Декларация по налогу на добавленную стоимость», по строке 300.00.014, и в приложении 5 к Декларации в. 300.05 «Работы, услуги, приобретенные от нерезидента».

Налог у источника. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса к доходам нерезидента из источников в РК относятся доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории РК.

Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса исчисление и удержание КПН по доходам, облагаемым у источника выплаты, производится налоговым агентом:

— не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту — по начисленным и выплаченным доходам;

— не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 149 настоящего Кодекса для представления декларации по КПН — по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 194 Налогового кодекса доходы нерезидента из источников в РК подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20%.

Согласно пункту 1 статьи 212 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор.

Согласно пункту 3 статьи 212 Налогового кодекса международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 настоящего кодекса.

Между Правительством РК и Правительством РФ подписана Конвенция «Об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал».

Согласно пункту 1 статьи 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение.

Выводы. Таким образом, в приведенной ситуации, при предоставлении нерезидентом документа, подтверждающего резидентство РФ, соответствующего требованиям Налогового кодекса РК, у налогового агента не возникает обязательств по удержанию КПН. В противном случае необходимо удержать КПН у источника выплаты по ставке 20%.

В соответствии со статьей 196 Налогового кодекса налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента по форме 101.04, в следующие сроки:

За первый, второй и третий кварталы — не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту;

За четвертый квартал — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (годом), в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты.

Настоящий Закон определяет общие принципы построения налоговой системы в Республике Казахстан, порядок взимания налогов, сборов и пошлин, зачисления их в бюджеты различного уровня, а также права и обязанности плательщиков.
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Законодательный орган, вводящий налоги
Право вводить налоги, сборы и пошлины или отменять их на территории Республики Казахстан принадлежит Верховному Совету Республики Казахстан. Это право реализуется через издание законов Республики Казахстан.
Статья 2. Понятие налоговой системы и налоговых
платежей
Налоговая система Республики Казахстан включает в себя органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин.
Под налогами, сборами и пошлинами в Республике Казахстан понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в бюджетную систему Республики Казахстан в определенных законом размерах и сроках, а также за оказание государством платных услуг.
Кроме налогов, сборов и пошлин, предусмотренных настоящим Законом, в бюджетную систему Республики Казахстан поступают и иные предусмотренные законодательством сборы и разные неналоговые доходы.
Статья 3. Плательщики налогов
Плательщиками налогов (налогоплательщиками), сборов и пошлин в бюджетную систему Республики Казахстан являются:
1. Предприятия, объединения, и организации любых организационно-правовых форм :
а) являющиеся юридическими лицами по законодательству Республики Казахстан, ( кроме Национального государственного банка Республики Казахстан);
б) являющиеся юридическими лицами по законодательству другого государства и не зарегистрированные как юридические лица в Республике Казахстан. Для данных юридических лиц плательщиками налогов выступают их филиалы или постоянные представительства на территории Республики Казахстан. Под филиалами и представительствами понимаются для целей налогообложения обособленные подразделения перечисленных в настоящем пункте субъектов.
2. Граждане Республики Казахстан, граждане других государств и лица без гражданства (в дальнейшем именуемые «физические лица»).
3. Другие плательщики, установленные законодательством Республики Казахстан.
Статья 4. Учет налогоплательщиков
Налогоплательщик подлежит обязательной постановке на учет в государственной налоговой инспекции по месту нахождения плательщиков налогов или по месту их деятельности в порядке и сроки, установленные Главной государственной налоговой инспекцией Республики Казахстан.
Статья 5. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения являются прибыль (доход) юридических и физических лиц; виды деятельности юридических и физических лиц; финансовые операции; оказание услуг государством; имущество юридических и физических лиц; добавленная стоимость продукции и услуг; отдельные виды и группы товаров.
2. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
3. Законы, приводящие к увеличению налоговых платежей, обратной силы не имеют.
Статья 6. Ставки налога
Величина налоговых ставок устанавливается Верховным Советом Республики Казахстан. Это право может делегироваться Правительству Республики Казахстан, местным Советам народных депутатов.
Статья 7. Распределение средств налогов
Распределение средств, поступающих в виде налогов,

сборов и пошлин, по уровням бюджетов определяется Законом «О

бюджетной системе Республики Казахстан», Верховным Советом при

утверждении республиканского бюджета на предстоящий финансовый

год и главой 2 настоящего Закона.

Статья 8. Льготы по налогам

1. В соответствии с законодательством Республики

Казахстан по отдельным видам налогов устанавливаются налоговые

льготы в виде:

а) определения объектов, не подлежащих

налогообложению;

б) освобождения от уплаты налогов; в) понижения

налоговых ставок; г) предоставления целевых налоговых

льгот; д) отсрочки уплаты налогов; е) списания

недоимок по налогам.

2. Освобождение от какого-либо налога, уменьшение налоговой

ставки или предоставление налоговой льготы может

производиться только в порядке уточнения законодательных актов

или решений местных Советов народных депутатов по местным налогам

и сборам.

Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный

характер.

Сноска. Статья 8 — с изменениями, внесенными Законом Республики

Казахстан от 23 декабря 1992 г.

Статья 9. Обязанности налогоплательщика
На основании настоящего Закона налогоплательщик обязан:
1. Вести в установленном порядке учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать их сохранность в течение не менее 5 лет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
2. Внести или периодически вносить налоговый платеж (в целом или по частям) в установленных размерах, сроки и порядке, определяемыми налоговым законодательством Республики Казахстан.
3. Допускать работников налоговых органов к обследованию любых производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств, мест хранения и использования имущества предприятий и граждан, предназначенные для предпринимательской деятельности и получения доходов, либо связанные с содержанием объектов налогообложения.
Статья 10. Налоговые обязательства
1. Налоговые обязательства возникают в связи с

получением налогоплательщиком прибыли (дохода) или наличием у

него иных объектов налогообложения на основании закона,

устанавливающего тот или иной вид налога, либо приравненного к

налогу обязательного платежа в бюджет.

2. В налоговом обязательстве указывается:

— налогоплательщик;

— объект обложения;

— единица обложения;

— налоговая ставка;

— налоговый платеж;

— сроки уплаты;

— необлагаемый налогом минимум дохода;

— права, обязанности и ответственность

налогоплательщика и государственной налоговой инспекции;

— налоговые льготы и привилегии;

— бюджет, в доходы которого направляется налог.

3. Налоговое обязательство физического лица прекращается его исполнением, отменой налога, либо смертью налогоплательщика, если исполнение не может быть произведено без его личного участия.
4. Налоговое обязательство юридического лица прекращается его исполнением либо отменой. Невозможность исполнения налогового обязательства является основанием для подачи в суд государственной налоговой инспекцией иска о признании банкротом юридического лица. При ликвидации юридического лица налоговое обязательство распространяется на имущество этого юридического лица.
5. Исполнение налоговых обязательств обеспечивается

санкциями, административными штрафами в соответствии со

статьей 12 настоящего Закона, залогом денежных и

товарно-материальных ценностей, поручительством и гарантией

кредиторов налогоплательщика.

6. Основанием ответственности налогоплательщика

является совершенное им правонарушение, состоящее в

неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств перед

бюджетной системой.

7. Защита прав и интересов налогоплательщиков и

государства в налоговых обязательствах производится в

соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Права налогоплательщика

Налогоплательщик имеет право:

— предъявлять и представлять документы,

подтверждающие право на льготы по налогам;

— знакомиться с актами проведенных проверок;

— представлять налоговым органам пояснения по

исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

— в установленном законом порядке обжаловать

решения налоговых органов.

Статья 12. Санкции за нарушение налогового
законодательства
К налогоплательщику нарушающему (нарушившему) налоговое законодательство применяются следующие санкции:
1. Взыскание:
а) всей суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) либо суммы налога за иной (неучтенный) объект налогообложения, а также всей суммы прибыли (дохода), полученной за счет нарушений дисциплины цен и тарифов, и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении в течение года после применения санкции — штрафа в трехкратном размере. При установлении судом факта умышленного сокрытия (занижения) прибыли (дохода) приговором либо решением суда по иску Государственной налоговой инспекции или прокурора может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой (заниженной) суммы прибыли (дохода);
б) с юридических лиц 10 процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за:
— отсутствие учета объекта налогообложения;
— ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка;
— непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
в) пени в размере 0,2 процента от неуплаченной суммы за каждый просроченный день, если иной размер не предусмотрен в законодательных актах по налогообложению.
2. Наложение административных штрафов:
а) на руководителей предприятий объединений, организаций, учреждений или граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица), нарушивших порядок постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях, установленный Главной государственной налоговой инспекцией Республики Казахстан, — в размере от 500 до 2000 рублей;
б) на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации в установленном законодательством порядке или занимающихся деятельностью, запрещенной законом , либо деятельностью, на занятие которой не получено установленное законодательством специальное разрешение (лицензия), — в размере от 1500 до 3000 рублей;
в) на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или иного объекта налогообложения или ведении его с нарушением установленного порядка, непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах, либо во включении в декларации искаженных данных, — в размере от 500 до 1500 рублей, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от 1500 до 3000 рублей;
г) на должностных лиц предприятий, объединений, организаций и учреждений виновных в занижении (сокрытии) прибыли (дохода) или неучтении (сокрытии) иных объектов налогообложения, неправильном исчислении налогов и других обязательных платежей в бюджет, неправильном удержании налогов с доходов граждан или неполном, несвоевременном перечислении удержанных сумм в бюджет, в нарушении дисциплины цен и тарифов, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, платежных документов, налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет в размере, — от 500 до 2000 рублей, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от 2000 до 3000 рублей;
д) на руководителей и других должностных лиц предприятий, объединений, организаций и учреждений; граждан, не выполняющих требований государственных налоговых инспекций и их должностных лиц, вытекающих из настоящего Закона, — в размере от 500 до 1500 рублей.
3. Суммы налогов и других платежей в бюджет, не уплаченные в установленный срок и санкций за нарушение налогового законодательства взыскиваются с предприятий, объединений, организаций и учреждений взыскиваются в первоочередном и бесспорном, а с граждан — в судебном порядке.
Административные штрафы с должностных лиц и граждан взыскиваются в судебном порядке.
Сноска. Пункт 1 статьи 12 — с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 23 декабря 1992 г.
Статья 13. Вопросы, решаемые судом и арбитражем
Государственные налоговые инспекции предъявляют в соответствии с действующим законодательством в суд и арбитраж иски о:
— ликвидации предприятий или признании их банкротами по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан;
— конфискации продукции и товаров, изготовление которых запрещено законодательством Республики Казахстан, а также произведенных без регистрации предпринимательской деятельности;
— признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
— взыскании всего приобретенного в результате незаконных действий.
Статья 14. Обязанности и ответственность банков и других
финансово-кредитных учреждений и их должностных лиц
1. Банки и другие финансово-кредитные учреждения обязаны:
а) открывать налогоплательщику расчетные и иные счета только при предъявлении документа, выданного государственной налоговой инспекцией, подтверждающего факт постановки его на учет, и сообщать в соответствующую государственную налоговую инспекцию об открытии налогоплательщику указанных счетов;
б) в первоочередном порядке исполнять инкассовые и другие поручения налогоплательщиков-клиентов на перечисление (уплату) с их расчетных и иных счетов суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, суммы налоговых санкций и административных штрафов, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан о налогах.
В таком же порядке исполнять распоряжения (поручения) государственных налоговых инспекций на бесспорное взыскание с налогоплательщиков-клиентов указанных сумм, не внесенных в установленные сроки;
в) зачислять (перечислять в банк или другое финансово-кредитное учреждение, осуществляющее кассовое исполнение бюджетной системы) суммы налогов и других платежей в доход соответствующего бюджета в день совершения операции по списанию денег с расчетного и иного счета налогоплательщика-клиента;
г) допускать работников государственных налоговых инспекций к проверке совершенных (совершаемых) операций по расчетным и иным счетам, наличия денежных средств на этих счетах юридических лиц, а также операций и наличия денежных средств на счетах вкладов конкретных физических лиц;
д) по указанию государственных налоговых инспекций прекратить все операции по выдаче, перечислению и списанию денежных средств с расчетных и иных счетов юридических лиц в случаях невыполнения требований об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах, недопуска к проверке и обследованиям, непредставлении (или отказе предъявить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, установлением и применением цен и тарифов.
е) по запросам государственных налоговых инспекций представлять сведения:
— о совершенных за определенный период операциях по расчетным и иным счетам, наличии денежных средств на этих счетах юридических лиц;
— о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков юридических лиц за истекший год по форме и в сроки, установленные Главной государственной налоговой инспекцией Республики Казахстан. Данные сведения представляются также товарными и фондовыми биржами.
2. К банкам и другим финансово-кредитным учреждениям и их должностным лицам, не выполняющим (не выполнившим) требования пункта 1 настоящей статьи, применяются следующие санкции:
а) в виде взыскания:
— 5 процентов от сумм совершенных расходных операций по расчетным и иным счетам юридических и физических лиц в случае невыполнения ими требований подпункта «д» пункта 1 настоящей статьи;
— пени за несоблюдение очередности списания с расчетных и других счетов юридических лиц суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, суммы санкций (административных штрафов), а также за задержку зачисления (перечисления) списанных со счетов налогоплательщиков-клиентов сумм в доход бюджета в размере 0,2 процента за каждый день просрочки.
С налогоплательщиков за эти дни пеня не взимается;
б) в виде наложения административного штрафа на руководителя и должностных лиц банков и других финансово-кредитных учреждений:
— за невыполнение требований подпунктов «а», «б», «в» и «г» пункта 1 настоящей статьи — в размере от 500 до 1500 рублей за каждое нарушение;
— за невыполнение требований подпункта «д» пункта 1 настоящей статьи — в размере от 1000 до 3000 рублей, при повторном нарушении в течение года после наложения административного штрафа — до 5000 рублей;
— за невыполнение (несвоевременное выполнение) требований подпункта «е» пункта 1 настоящей статьи — в размере 1000 рублей за каждые пять дней просрочки.
ГЛАВА 2. Налоги и компетенция законодательных и
представительных органов власти
Статья 15. Налоги в Республике Казахстан
В Республике Казахстан действуют:
1. Общегосударственные налоги, размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов обложения которых, а также порядок зачисления суммы налогов в бюджеты различных уровней определяются законодательством Республики Казахстан.
2. Общеобязательные местные налоги и сборы.
Общеобязательные местные налоги и сборы вводятся в действие законодательными актами Республики Казахстан, конкретные налоговые ставки определяются решениями местных Советов народных депутатов, если иное не предусмотрено Законом Республики Казахстан.
3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными Советами народных депутатов в соответствии с правами, делегируемыми Верховным Советом Республики Казахстан.
Местные Советы народных депутатов не вправе вводить

дополнительные налоги, сборы и другие платежи, не предусмотренные

законодательством.

Сноска. Статья 15 — с изменениями, внесенными Законом Республики

Казахстан от 23 декабря 1992 г.

Статья 16. Общегосударственные налоги

Общегосударственные налоги взимаются на всей территории

Республики Казахстан по единым ставкам.

К общегосударственным относятся следующие виды налогов:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Налог на прибыль.

3. Акцизы.

4. Налог на операции с ценными бумагами.

5. Налог на экспорт и импорт.

6. Таможенный тариф и пошлина.

7. Плата на покрытие затрат по геологоразведочным и

геологопоисковым работам по полезным ископаемым.

8. Фиксированные (рентные) платежи.

9. Налог на транспортные средства.

10. Налог на приобретение автотранспортных средств.

11. Плата за въезд автотранспортных средств в Республику Казахстан (в случае введения аналогичной платы другими государствами).
Объекты обложения, плательщики, ставки (тарифы) налогов,

указанных в пунктах 9-11 настоящей статьи, устанавливаются

Законом Республики Казахстан «О дорожном фонде». Эти платежи

являются целевыми и вносятся плательщиками в дорожный фонд.

Местные Советы народных депутатов могут вводить плату за

въезд автотранспорта юридических и физических лиц на

территорию санаторно-курортных и заповедных зон и зон отдыха.

12. Налог на имущество юридических лиц.

13. Подоходный налог с граждан Республики

Казахстан,иностранных граждан и лиц без гражданства.

14. Государственная пошлина.

15. Налог на природные ресурсы.

16. Налог на фонд оплаты труда колхозников.

Суммы сбора платежей, указанных в пунктах 12-16

настоящей статьи, зачисляются в бюджеты соответствующих

местных Советов народных депутатов.

Статья 17. Общеобязательные местные налоги и сборы

К общеобязательным местным налогам и сборам относятся:

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

3. Лесной доход.

4. Плата за воду.

5. Налог на доходы.

6. Сбор за регистрацию предпринимательской

деятельности.

7. Сбор с граждан, не зарегистрированных в качестве

субъектов предпринимательской деятельности.

8. Сбор за государственную регистрацию юридических

лиц.

9. Гербовый сбор.

10. Налог с имущества, переходящего в порядке

наследования и дарения.

Суммы налогов и сборов, указанных в пунктах 1-10

настоящей статьи, зачисляются в бюджеты соответствующих

местных Советов народных депутатов.

Статья 18. Местные налоги и сборы

К местным относятся следующие налоги и сборы:

1. Налог на строительство объектов производственного

назначения в курортной зоне.

2. Курортный сбор.

3. Целевой сбор с граждан. Этот сбор устанавливается

городским, районным, сельским и поселковым (аульным) Советами

народных депутатов в целях привлечения средств населения на

благоустройство и социально-культурное развитие района

(города), села.

4. Налог на рекламу. Этот налог уплачивают

юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию.

5. Налог на перепродажу автотранспортных средств,

вычислительной техники и персональных компьютеров.

Этот налог уплачивают юридические и физические лица,

перепродающие указанные товары.

6. Сбор за парковку автотранспорта. Этот сбор вносят водители автомашин при парковке в специально отведенных для этих целей местах.
7. Сбор за право использования местной символики. Этот сбор вносят юридические и физические лица — производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местности, исторических памятников и т.д.).
8. Сбор за участие в бегах на ипподромах. Этот сбор уплачивают юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера.
9. Сбор за выигрыш на бегах. Этот сбор вносят лица, выигравшие в игре с тотализатором на ипподромах.
10. Сбор с лиц, участвующих в игре с тотализатором на ипподромах. Этот сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре.
11. Сбор со сделок, произведенных на биржах, и при купле-продаже валюты. Этот сбор уплачивают участники сделки по ставке от суммы сделки.
12. Сбор с аукционных продаж. Этот сбор вносят устроители аукционов по ставке с суммы, вырученной на аукционе.
13. Сбор за право проведения кино-телесъемок. Этот сбор вносят коммерческие кино-телеорганизации, производящие съемки, требующие от местной администрации осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории с»емок и т.д.).
14. Сбор за выдачу ордера на квартиру. Этот сбор вносится гражданами при получении отдельной квартиры (дома).
15. Сбор с владельцев собак. Этот сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных).
16. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками. Этот сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, а также временные торговые точки , обслуживающие вечера, балы, гуляния и т.д.
17. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.
Этот сбор вносят устроители по ставке от стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.
18. Сбор с юридических лиц на развитие общественного городского транспорта.
19. Сбор за открытие игорного бизнеса.
Этот сбор уплачивают юридические и физические лица, собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки.
Все суммы платежей по перечисленным в пунктах 1-19 настоящей статьи налогам и сборам зачисляются в бюджеты соответствующих местных Советов народных депутатов.
Сноска. Статья 18 — с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 23 декабря 1992 г.
Статья 19. Последовательность уплаты налогов
Налоги уплачиваются из прибыли (доходов) налогоплательщика в следующем порядке:
1. Уплачиваются все поимущественные налоги, акцизы и пошлины.
2. На сумму уплаченных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи налогов уменьшается налогооблагаемая прибыль (доход) плательщика, после чего рассчитываются и уплачиваются местные налоги, если таковые взимаются.
3. На сумму уплаченных местных налогов уменьшается налогооблагаемая прибыль (доход) плательщика, после чего рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги.
Статья 20. Компетенция Республики Казахстан в сфере
налогообложения
1. Республика Казахстан участвует в координации налоговой политики с другими государствами.
2. Республика Казахстан заключает международные налоговые соглашения о предотвращении двойного налогообложения другими государствами.
Статья 21. Контроль за уплатой налогов
1. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей осуществляется государственной налоговой инспекцией по месту нахождения плательщиков налогов или по месту их деятельности, приносящей прибыль (доход), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Задачи, компетенция, порядок деятельности налоговых органов и их должностных лиц, основания на установление их ответственности за нарушение прав охраняемых законом интересов налогоплательщиков определяются законодательством Республики Казахстан.
3. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к юридическим и физическим лицам, по взысканию налогов и других платежей в бюджет составляет 3 года, если иное не предусмотрено законодательством по налогообложению.
4. Исковая давность по возврату (зачету) излишне или неправильно поступивших сумм налогов и других платежей в бюджет устанавливается 1 год для юридических и 3 года для физических лиц со дня поступления этих сумм в бюджет, если иное не предусмотрено законодательством по налогообложению.
Статья 22. Издание инструкции по применению
налогового законодательства
1. Инструкции по применению законов Республики Казахстан по налогам и другим обязательным платежам в бюджет издаются Главной государственной налоговой инспекцией Республики Казахстан.
2. Инструкции, издаваемые Главной государственной налоговой инспекцией, не могут ограничительно либо расширительно толковать законы Республики Казахстан или им противоречить.
Инструкции, имеющие нормативный характер, подлежат публикации в течении 30 дней с момента издания.
Статья 23. Стабильность налоговых отношений
Республика Казахстан гарантирует стабильность налоговых отношений. Законы Республики Казахстан, порождающие, изменяющие и прекращающие налоговые отношения, аналогичные решения местных Советов народных депутатов должны быть приняты и опубликованы не позднее чем за три месяца до вступления в силу.
Сноска. Действие статьи 23 приостановлено Указом Президента Республики Казахстан от 31 марта 1995 г. N 2159.
Президент Республики Казахстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх