Куперс

Бухучет и анализ

Подписанты

Разница между директором и подписантом в предприятии

Разница между директором и подписантом в предприятии

Спешное и оперативное принятие управленческих решений в хозяйственном обществе обусловливается не сосредоточением полномочий в одних руках, а в их правильном распределении. Для этого в крупных корпоративных предприятиях отдельные члены коллегиального исполнительного органа наделяются некоторыми полномочиями его головы. Данные о них вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) и обозначаются в нем понятием «подписант». Однако в последнее время такие лица стали избираться и в небольших обществах, где руководство текущей деятельностью обычно возлагается на единоличный исполнительный орган. В нормативно-правовых актах и внутренних документах общества подписантом обозначаются как руководитель юридической лица, так и другие лица, которые не являются членами исполнительного органа или работниками предприятия. Отсутствие определение понятия «подписант» на законодательном и ведомственном уровнях предопределяет его неправильное применение и приводит к судебным спорам, связанным с правомерностью совершения юридически значимых действий от имени общества.

В деловой практике понятие «подписант» применяется довольно часто: в уставах, протоколах общего собрания, договорах, в ЕГР, судебных решениях, письмах государственных органов. Оно встречается рядом с дефинициями «руководитель», «директор», «исполнительный орган». Возникает вопрос: в чем отличие между директором и подписантом?

Разница между директором и подписантом в предприятии – предмет рассмотрения в нашей статье.

Разница между директором и подписантом в предприятии. Понятие «подписант»

В действующем законодательстве Украины дефиниция «подписант» определяется всего несколько раз, причем она вообще отсутствует в актах корпоративного права. Его анализ и обобщение правоприменительной практики позволяют в целом выделить три основных подхода к раскрытию исследуемого понятия.

Во-первых, подписант – это должностное лицо, которое имеет полномочия на подписание определенных документов. Это, вероятно, наиболее логичное определение понятия, рассматриваемого нами.

Во-вторых, подписант – это лицо, подписавшее документ, причем независимо от того, имеет ли оно на это соответствующие полномочия. Например, в тексте Положения о переводных и простых векселях (Закон Украины «О присоединении Украины к Женевской конвенции, которым введен Унифицированный закон о переводных векселях и простых векселях» от 6 июля 1999 года № 826-XIV) указано, что подписант – это каждый, кто поставил свою подпись на векселе в качестве представителя лица независимо от того, был ли он уполномоченным лицом или нет.

Мы же будем при рассмотрении подразумевать понятие «подписант» в третьем значении:

Такой вывод можно сделать на основании анализа Порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, утвержденного Приказом Министерства юстиции Украины от 10.06.2016 № 1657/5. Это наиболее узкий подход к раскрытию исследуемого понятия, потому что он касается только сферы корпоративного управления.

Разница между директором и подписантом в предприятии. Основные признаки подписантов

Разница между директором и подписантом в предприятии. Соотношение понятий «директор» и «подписант»

Исполнительный орган хозяйственного общества возглавляет директор (руководитель). Он избирается общим собранием в обществе с ограниченной ответственностью или наблюдательным советом в акционерном обществе, если иное не предусмотрено учредительными документами. Директор является весьма важной фигурой в управлении предприятием. С одной стороны, он самостоятельно (или с согласия других членов) принимает важные решения и организовывает все процессы. С другой – он является «лицом» компании, выступает от ее имени в отношениях с государственными органами и третьими лицами.

С позиции корпоративного права директор (руководитель) – это единоличный исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа. Учитывая признаки подписанта, изложенные выше, делаем вывод, что разница между директором и подписантом в предприятии состоит в следующем:

понятие «подписант» и «директор» соотносятся как целое и часть, потому что подписавшими могут быть не только единоличный исполнительный орган (председатель коллегиального исполнительного органа), но и другие его члены.

Юридическая компания «ВИКТОРИЯ ЮРБИЗНЕС ГРУПП» работает с 2011 года. За семь лет работы на всеукраинском рынке компания приобрела репутацию надежного партнера. Мы завоевали доверие тысяч клиентов. В нашем штате работают опытные юристы, которых отличает доскональное знание законодательства и высокий уровень интеллекта.

Нам доверяют как украинские, так и зарубежные компании.

Регистрация ООО и предоставление юридического адреса в Шевченковском районе по акционной цене — 2000 грн!!

ВСЕГДА ВАМ РАДЫ!

Полномочия подписанта: рекомендации по заполнению

Что случилось

С 1 июля 2017 года в силу вступил формат, утвержденный приказом 155. Благодаря этому формату можно создать 3 типа документов: счет-фактуру, первичный документ (ТОРГ-12, Акт) или УПД. В новом формате информация о подписанте обязательна для всех типов документов.

Для того, чтобы отправить и подписать корректный документ в новом формате, необходимо заполнить четыре атрибута блока «Подписант»:

  • Область полномочий

  • Статус

  • Основание полномочий (доверия)

  • Основания полномочий (доверия) организации

Где и когда заполнять полномочия подписанта

  1. При первом подписании документа в новом формате (счёт-фактура, первичка или УПД) нужно будет заполнить полномочия подписанта. Эти полномочия сохранятся, их не нужно будет заполнять каждый раз.
  2. Вновь заполнить полномочия нужно будет после смены сертификата КЭП. Отредактировать полномочия может пользователь с правами администратора в настройках сотрудника в разделе «Сотрудники».

Какие полномочия выбрать

Выбор полномочий влияет на то, сколько подписей под документом должна будет поставить ваша организация. Согласно 155 приказу, документ может быть подписан несколькими подписантами. В веб-версии Диадока не реализована множественная подпись документов.

В текущей ситуации вы можете наделить подписанта необходимыми полномочиями с помощью доверенности, приказа или иных документов. В этом случае подписант будет один, не нужно будет передавать документ на подпись от одного сотрудника другому, производить контроль и т.д.

Если все типы документов (накладные, счета-фактуры, акты и УПД) может подписывать одно ответственное лицо, являющееся сотрудником организации продавца или покупателя, рекомендуем заполнить полномочия следующим образом.

Вы — директор или бухгалтер

Являетесь сотрудником организации продавца или покупателя и уполномочены подписывать все типы документов (накладные, счета-фактуры, акты и УПД).

Исходящий документ

Область:
5 — лицо, совершившее сделку, операцию и ответственное за ее оформление и за подписание счетов-фактур;
или
6 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события и за подписание счетов-фактур

Статус:
1 — работник организации продавца товаров (работ, услуг, имущественных прав);

Должность:
директор или бухгалтер

Основания полномочий:
Должностные обязанности

Входящий документ

Область:
2 — лицо, совершившее сделку, операцию и ответственное за ее оформление;
или
3 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события

Статус:
1 — работник организации покупателя

Должность:
директор или бухгалтер

Основания полномочий:
Должностные обязанности

Вы — не работник организации продавца или покупателя, а работник иной уполномоченной организации. Например, бухгалтер на аутсорсинге или агент

Являетесь сотрудником иной уполномоченной организации и уполномочены подписывать все типы документов (накладные, счета-фактуры, акты и УПД)

Исходящий документ

Область:
6 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события и за подписание счетов-фактур

Статус:
3 — работник иной уполномоченной организации;

Основание полномочий организации:
например, номер и дата доверенности

Должность:
Специалист

Основания полномочий:
Должностные обязанности

Входящий документ

Область:
3 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события

Статус:
3 — работник иной уполномоченной организации;

Основание полномочий организации:
например, номер и дата доверенности

Должность:
Специалист

Основания полномочий:
Должностные обязанности

Вы — индивидуальный предприниматель

Рекомендации о том, какие полномочия выбрать, если подписант не является работником организации или не может подписывать документы различных типов, читайте в статье в разделе «Особенности формата».

Что будет, если документ подписан с нарушением законодательства

В таком случае документ не будет признан юридически значимым. Продавец заплатит штраф за невыставленный документ, покупатель не получит вычет НДС.

Откуда взяты рекомендации: нормативная база, требования законодательства

Какой бы документ вы не создавали, важно помнить и выполнять условия законодательства при подписании документов. Для счета-фактуры — условия статьи 169 НК РФ, для первичных документов — условия 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Соответственно, для УПД должны быть выполнены условия и статьи 169 НК РФ, и 402-ФЗ.

  • Согласно статье 169 НК РФ, пункт 6 счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Обычно организации подписывают электронный счет-фактуру 1 подписью уполномоченного лица, тем более, что формат по приказу №93 позволял подписывать счет-фактуру только 1 подписью.
  • Согласно 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 2, пп. 6 в первичном документе должна быть подпись лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо подпись лица, ответственного за оформление свершившегося события.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх