Куперс

Бухучет и анализ

Показатель eva

Корпоративные финансы

Рабочий капитал

  • Цикл конвертации наличных денег
  • Вернуться на капитал
  • Добавленная экономическая стоимость
  • Как раз вовремя
  • Количество экономичного заказа
  • Скидки и надбавки
  • Факторинг
  • Обратный факторинг

Разделы

  • Управленческие финансы
  • Финансовый учет
  • Управленческий учет
  • Слияние и поглощение
  • Анализ баланса
  • Бизнес-план
  • Корпоративное действие

Социальные компоненты

  • Финансовое право
  • Финансовый рынок
  • Участники финансового рынка
  • Корпоративные финансы
  • Личные финансы
  • Одноранговое кредитование
  • Общественные финансы
  • Банки и банковское дело
  • Финансовое регулирование
  • Clawback

В области корпоративных финансов , в рамках фундаментального анализа, экономическая добавленная стоимость является оценка фирмы экономической прибыли , или стоимость , созданная в превышении требуемой доходности из компании акционеров . EVA — это чистая прибыль за вычетом затрат на капитал ($) для увеличения капитала фирмы. Идея состоит в том, что стоимость создается, когда отдача от используемого экономического капитала фирмы превышает стоимость этого капитала. Эта сумма может быть определена путем внесения корректировок в учет по GAAP . Потенциально существует более 160 корректировок, но на практике делается только несколько ключевых, в зависимости от компании и отрасли.

Economic Value Added (EVA)

Описание

Экономическая добавленная стоимость (EVA) показывает прирост доходности, превышающий общую стоимость капитала фирмы. Иными словами, это прибавочная стоимость, созданная с момента первоначальных инвестиций. Это не просто разница между процентной стоимостью капитала фирмы и ее фактической процентной ставкой прибыли, поскольку этот показатель предназначен для получения прибавочной стоимости в денежном выражении.

Если коэффициент отрицательный, то компания не генерирует доход, превышающий ее капитальные затраты. Чрезвычайно важно детализировать движущие силы показателя, чтобы определить, какие части компании удерживают его от достижения максимального потенциала.

EVA стала самым модным показателем для определения способности компании генерировать соответствующую норму прибыли, частично благодаря усилиям нескольких консалтинговых фирм, которые специализируются на установке систем, использующих этот показатель. Некоторые исследования показали, что благоприятный результат EVA тесно коррелирует с рыночной ценой акций компании, поэтому этот коэффициент может стать краеугольным камнем усилий компании по увеличению ее рыночной стоимости.

Показатель EVA также может быть связан с системой компенсации компании, что означает, что менеджерам платят на основе их способности сочетать эффективное использование активов с прибыльными операционными результатами.

Формула

Умножьте чистые инвестиции на разницу между фактической рентабельностью инвестиций и процентной стоимостью капитала.

Три элемента формулы:

1. Чистые инвестиции. Чистая сумма инвестиций, используемая в формуле, подвержена значительным изменениям. В самой ограниченной форме можно использовать чистую (самортизированную) оценку для всех основных фондов. Однако некоторые активы могут подвергаться ускоренным методам расчета амортизации, которые уменьшают объем инвестиций, используемых в расчете.

Лучший подход заключается в использовании метода линейной амортизации для всех активов, чтобы только период амортизации зависел от типа актива. Другой вариант этого подхода заключается в том, чтобы также добавлять исследования и разработки, а также затраты на обучение к чистым инвестициям, исходя из того, что эти расходы направлены на повышение стоимости компании в долгосрочной перспективе.

Кроме того, если активы сдаются в аренду, а не находятся в собственности, их следует классифицировать как активы по их справедливой рыночной стоимости и включать в показатель чистых инвестиций, чтобы менеджеры не могли использовать финансовые трюки для повышения отдачи от инвестиций.

2. Фактическая рентабельность инвестиций. При ее расчете, исследования и разработки, а также расходы на обучение следует переносить из операционных расходов в чистые инвестиции (как указано в 1). Кроме того, любые необычные корректировки чистой прибыли, которые не связаны с основной деятельностью, должны быть устранены. Это приводит к показателю рентабельности, который непосредственно связан с теми издержками, которые можно законно отнести на расходы в текущем периоде.

3. Стоимость капитала. Формирование стоимости капитала является сложной задачей; обратитесь к обсуждению стоимости капитала в разделе Показатели рыночной эффективности.

Формула:

Чистые инвестиции *
(Фактическая рентабельность инвестиций —
Процентная стоимость капитала)

Пример

Финансовый директор компании хочет узнать, имеет ли компания положительную экономическую добавленную стоимость. Определив непогашенную задолженность, объемы привилегированных акций и обыкновенных акций, как указано в таблице, финансовый директор оценивает, что стоимость капитала компании составляет 13,7%.

Тип финансирования

Объем финансирования

Стоимость финансирования

Внешние обязательства

2,500,000

8.5%

Привилегированные акции

4,250,000

12.5%

Обыкновенные акции

8,000,000

16.0%

Всего

14,750,000

13.7%

Затем финансовый директор берет бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках и перераспределяет некоторые из счетов в соответствии с таблицей, приведенной ниже. Поэтому некоторые статьи, которые обычно относятся на расходы по общепринятым принципам бухгалтерского учета, переводятся в категорию инвестиций.

Рентабельность инвестиций, основанная на показателях чистой прибыли и инвестиций, приведенная в таблице ниже, составляет 13,5% (чистая прибыль, деленная на общие чистые инвестиции).

Счет учета

Сумма

Чистые инвестиции

Выручка

8,250,000

Стоимость проданных товаров

5,950,000

Общие и административный отдел

825,000

Отдела продаж

675,000

Отдел обучения

100,000

Исследования и разработки

585,000

Отдел маркетинга

380,000

Чистая прибыль

420,000

Основные средства

2,080,000

Стоимость патентной защиты

125,000

Стоимость защиты товарных знаков

225,000

Итого, чистые инвестиции

3,115,000

Используя эту информацию, финансовый директор получает следующий расчет для определения суммы добавленной экономической стоимости:

3 115 000 * (13,5% — 13,7%) =
3 115 000 * -0,2% = — 6 230 д.е.

Проще говоря, компания разрушает свою капитальную базу, создавая фактическую прибыль, которая немного меньше, чем стоимость ее капитала.

Меры предосторожности

В центре внимания этого показателя — увеличение отдачи от используемого капитала. Однако это может помешать менеджерам инвестировать в активы, которые имеют проблемную рентабельность, но которые могут принести отличную прибыль, если компания готова ждать несколько лет, пока созревает рынок или продукт.

Кроме того, если расчет производится для отдельных подразделений одной и той же компании, лицо, рассчитывающее показатель, может запутаться в сложных расходах, — от различных корпоративных сервисных центров до операционных подразделений, из-за постоянных споров между менеджерами подразделений, желающих уменьшить их долю в этих расходах.

В области корпоративных финансов экономическая добавленная стоимость (EVA, разработанной и являющейся зарегистрированной торговой маркой консалтинговой компании Stern Stewart & Co) рассматривается в качестве показателя оценки внутрифирменной эффективности и служит мерой оценки стоимости, создаваемой компанией в единичный период времени (месяц, квартал или год). Экономическая добавленная стоимость является финансовым показателем того, что экономисты иногда называют экономическая прибыль или экономическая рента.

Economic Value Added (EVA) это показатель экономической, а не бухгалтерской прибыли компании после уплаты всех налогов и уменьшенной на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Алгоритм расчета показателя экономической добавленной стоимости: из чистой операционной прибыли (NOPAT) вычитается плата за использование собственного и заемного капитала, оставшаяся сумма и составляет созданную стоимость, которую измеряет ЕVА.

Логика показателя экономической добавленной стоимости заключается в том что, предприятию не достаточно просто иметь положительный финансовый результат или доходность на одну акцию, необходимо обеспечивать такой уровень рентабельности, который позволяет не только получать отдачу от инвестированного капитала, которая превышает расходы на привлечение капитала, но и создавать дополнительную стоимость.

В теории и практике расчета EVA можно встретить несколько способов расчета показателя экономической добавленной стоимости:

EVA = (r-c) * K = NOPAT — c*K

где,
r — рентабельность инвестированного капитала (ROIC), r = NOPAT/K;
c — WACC;
K — собственные оборотные средства (capital employed) = всего активы — текущие обязательства.

EVA = NOPLAT — DCC = NOPLAT — IC * WACC

где,
NOPLAT — чистая операционная прибыль;
DCC — нормальные затраты капитала;
IC — величина инвестированного капитала, рассчитываемого по формуле:
IC = (ОТА — БТО) + ОС + (АП — БОП)
где,
ОТА — операционные текущие активы;
БТО — беспроцентные текущие обязательства;
ОС — чистые основные средства (т.е. недвижимость, производственные помещения, оборудование);
АП — прочие активы;
БОП — прочие беспроцентные обязательства.

В корпоративных отчетах более распространена видоизмененная методика расчета EVA, которая предполагает использование показателя рентабельности инвестированного капитала – ROCE, т.е. EVA возникает в том случае, если корпорации или другому хозяйствующему субъекту за определенный период времени удалось создать доходность инвестированного капитала выше, чем WACC. Таким образом, собственники будут удовлетворены, если доходность капитала, вложенного в корпорацию, достигнет установленной ставки доходности:

EVA = (ROCE — WACC) * IC = Spread * IC

где,
Spread — разница между доходностью инвестированного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала (спрэд доходности). Spread представляет собой экономическую добавленную стоимость в относительном выражении, %.
Если Spread > 0, то корпорация получила в отчетном году доходность, превышающую уровень доходности, установленный инвесторами.

Применение этого варианта обусловлено его некоторыми преимуществом. Из расчета становится возможным увидеть показатель рентабельности задействованного капитала, а также величину разрыва (Spread) между ним и стоимостью капитала. Процентная величина такого разрыва и есть EVA, только в относительном выражении. Основным преимуществом EVA по сравнению со всеми показателями является то, что в отличие от них он может показать чистый вклад компании и ее структурных подразделений в увеличение рыночной стоимости. Высокая значимость подобной категории подкрепляется формированием вокруг нее целого научного подхода, получившего название value based management. Согласно этому подходу все управление компанией должно быть направлено на максимизацию EVA, так как он является единственным критерием увеличения рыночной стоимости компании.

Однако, все подходы к расчету показателя EVA основываются на формуле расчета, предложенной Б. Стюартом:

EVA = NOPAT — WACC * IC

где,
IC (Invested Capital) — инвестированный капитал (скорректированная величина совокупных балансовых активов на начало отчетного периода).

Для точности расчета EVA предлагалось использовать 164 корректировки различных показателей, перечень которых является закрытым. При этом, как отмечал Б. Стюарт, для использования показателя EVA в целях управления достаточно применить только некоторые корректировки, оказывающие существенное влияние на отчетность.

Инвестированный капитал (IC) без учета корректировок представляет собой разность между совокупными активами и беспроцентными краткосрочными обязательствами:

IC = NBV — NPL

где,
IC — инвестированный капитал (без учета корректировок);
NBV (Net Book Value) — совокупный капитал (авансированный капитал);
NPL (Non Percent Liabilities) — беспроцентные краткосрочные обязательства, т.е. кредиторская задолженность поставщикам, бюджету, полученные авансы, прочая кредиторская задолженность.

Модель экономической добавленной стоимости (экономической прибыли) является одной из моделей, используемых для оценки стоимости компании. В этой связи принято считать, что стоимость компании является лучшим инструментом измерения результатов ее операционной деятельности, потому что ее оценка, как правило, требует полной информации. Она не бывает краткосрочной в отличие от других показателей.

Модель экономической добавленной стоимости предполагает, что именно на основе такого показателя, как экономическая добавленная стоимость, должны быть разработаны нормативы компании для определения целей и оценки своих успехов и неудач.

Показатель экономической добавленной стоимости (EVA) может рассматриваться как модифицированный подход, совмещающий требования и заинтересованность как акционеров, так и менеджеров компании к оценке ее деятельности.

Использование EVA в качестве инструмента оценки эффективности использования инвестированного капитала позволяет менеджерам компании принимать более обоснованные решения по расширению прибыльных направлений деятельности и, что не менее важно, помогает выявить неэффективное использование средств в проектах, рентабельность которых не покрывает затраты на привлечение капитала.

Популярность EVA приводит к появлению совершенного иных его интерпретаций, отличных от изначально разработанного определения. Так, The Coca-Cola Company под добавленной стоимостью понимает разницу между EVA отчетного и базисного периодов.

Негативным моментом EVA является множественность методик расчета составляющей этого показателя – совокупного задействованного капитала, что в итоге может привести к неадекватности при проведении компаративного анализа двух компаний на основе показателя EVA.

Несмотря на свои недостатки, показатель экономической добавленной стоимости выступает наиболее эффективным инструментом для определения доходности инвестиций в капитал какой-либо компании. Качество раскрытия информации о системе управления добавленной стоимостью напрямую влияет на повышение инвестиционной привлекательности компании. В работах современных исследователей, таких как М.А. Вахрушина, А. Гершун и М. Горский, А.И. Кривцов, Д. Мартин, В. Петти, содержатся варианты подобных отчетов. Некоторым недостатком предложенных вариантов раскрытия информации о EVA может быть то, что все перечисленные авторы предлагают показывать инвесторам итоговый показатель EVA и не раскрывают ни источников его формирования, ни целевой ориентации на стейкхолдеров компании. Дополнительная детализация этого показателя сможет дать более полную информацию об источниках формирования стоимости компании, распределении этих источников, более того, сможет решить проблему определения зависимости объемов капитальных вложений и относимой на них доли прибыли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх