Куперс

Бухучет и анализ

Полифункциональность материалов

О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ

Наталья Азарова
О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная средадошкольного учреждения должна быть:

— содержательно-насыщенной,

— полифункциональной,

— трансформируемой,

— вариативной,

— доступной и безопасной.

Рассмотрим понятие полифункциональности. В условиях детского сада это, прежде всего, игрушки и пособия.

Полифункциональность — от греч. polu — много и лат. funсtio — исполнение, осуществление, деятельность.

По ФГОС ДО полифункциональностьматериалов должна включать:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

— наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Педагоги на протяжении нескольких поколений учат детей тому,что все вещи должны лежать на своих местах: одежда в шкафчике, посудка – в кухонном уголке, пирамидки — в сенсорном уголке, куклы, коляски – в кукольном уголке и так далее. С машиной играем только на ковре. В настольные игры – за столом, в строитель – возле ковра. Несмотря на такое разграничение, многие дети упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно, в коляску складывают не пупсиков, а мячики и кубики.Педагоги недоумевают: почему дети делают так? А, может быть, не обращать внимания на стереотипы, пусть ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется и требует его внутреннее «Я»?

Ребёнку просто необходимо всё трогать. Именно через тактильное восприятие происходит его развитие.Хорошо заготовить для детей природный и бросовый материал для игр: палочки, небольшие коряги, баночки, пластиковые крышки сложить в отдельную коробку и поставить в доступном месте.

Сколько игр с ними можно придумать! От «сухого» бассейна до дидактических игр.

Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка, тем полифункциональнее его назначение!

Создавая предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении,необходимо помнить правила:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самовыражения ребенка. Среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе,включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

3. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

5. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

6. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, который включает в себя образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические «лабиринты», условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т. п., нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п.)

7. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья воспитанников, психо-физиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы детей.

8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

10. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна представлять собой открытую, незамкнутую систему, способную к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Периодически предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста и личностных изменений детей, их потребностей и интересов.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки,обладающие следующими качествами:

— полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

— возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др. ;

— дидактические свойства. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

— принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

9. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условиякаждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

10. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра,которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

11. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

12. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

13. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

14. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

15.Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т. д.).

Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т. п.). Эта группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. п.).

Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т. д.

Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. При этом предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В современных дошкольных учреждениях всем выше изложенным требованиям соответствуют предлагаемые промышленностью или полифункциональные наборы – это мягкие поролоновые фигуры, обтянутые синтетическим материалом, подлежащем обработке и представленные в разнообразной цветовой гамме. разные по форме и размеру.

При подборе цветовой гаммы следует учитывать влияние цвета на психо-эмоциональное состояние детей. «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».

Совершая действия с мелкими деталями модулей, у ребенка развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Действия с модулями помогают укрепить руки детей, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

Кисти рук – представители речевых центров мозга, повышая их умелость и ловкость, напрямую активизирую речевые функции у ребенка. Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно – ролевых играх, переносные ширмы, мольберты – в познавательно – исследовательской деятельности и т. д. В группах ДОУ открывается возможность для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.

В каждой группе детского сада можно найти такое простое и легкое в использовании пособие, как фланелеграф. За долгие годы существования он полностью оправдал свою роль в развитии дошкольника. Дополнительно к фланелеграфу можно изготовить атрибуты (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, сказочных героев и др.).

Мобили вызывают чувство радости у детей и даже у взрослых. Яркие подвесные фигурки приходят в движение от легкого дуновения. Для закрепления знаний у детей о последовательности времен года и наблюдений за изменениями в природе по сезонам можно изготовить мобили «Времена года». Мобиль ненавязчиво привлекает детское внимание. Ребята рассматривают их, мобили помогают расширить кругозор детей, а так же способствуют развитию речи. Детали вырезаются из картона, раскрашиваются, бабочки, цветочки, снежинки и листья покупные, все прикрепляется на нитки или на тонкую леску и подвешивается. Мобили являются оригинальным украшением для интерьера группы.

В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например долго сидят, необходимо повесить различные «мобили»или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни и т. д.

Доклад «Трансформируемость и полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды» материал

Доклад «Трансформируемость и полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Тихонова О.В.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфическое для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции их развития, в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС ) необходимо обеспечить реализацию:

· образовательного потенциала пространства групповой комнаты, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья;

· уч?т индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

· двигательной активности детей;

· возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

· различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Функции РППС ДОО:

· образовательная

· развивающая

· воспитывающая

· стимулирующая

Основные принципы РППС ДОО:

· безопасность

· трансформируемость

· полифункциональность

· доступность

· насыщенность

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

· содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

· доставлять эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

· трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

· полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

· доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению над?жности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

· В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Организация пространства

· К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения.

· В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Примерный перечень зон для организации РППС:

· – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

· – для познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);

· – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, уголок патриотического воспитания и пр.);

· – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

· – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

· – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы и погоды и пр.);

· – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Объективные показатели негативного влияния.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

? провоцировать ребенка на агрессивные действия;

? вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партн?ры (сверстники, взрослые);

? провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

? вызывать у реб?нка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

? провоцировать реб?нка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

? полифункциональность. Это качество должно давать возможность реб?нку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

? применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

? дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

? эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые

средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития

ребенка, приобщения его к миру искусств.

Общие принципы оценки безопасности игровой продукции для дошкольников:

? 1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

? 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

? 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

? 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

В заключение стоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно представлять собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определ?нных системообразующих компонентов. Данный принцип да?т возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать групповые помещения и игровое оборудование.

Развивающая предметно — пространственная среда в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде это:

? насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

? трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

? полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

? вариативность среды предполагает: наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

? доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

? безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Принцип трансформируемости

1. Необходимо иметь легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

2. Высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Необходимо уходить от:

  • Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;
  • фиксированного фронтального расположения столов и стульев;
  • стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Среда должна давать легкие передвижные, переносные конструкции , которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.

Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.

Ширма для девочек может выполнена из легкой вуали, которая собрать так, чтобы напоминала форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни (сундук, шляпка, бусы, зонтик).

Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Развивающая предметно — пространственная среда, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива является создание такой предметно-развивающей среды, которая должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Согласно ФГОС ДО развитие предметно — пространственной среды нашего детского сада формируется с учетом следующих принципов:

1. Насыщенность

Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.

Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.

Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.

(художественно – эстетический, познавательно — речевой, физический)

Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.

2. Трансформируемость

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,

в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)

За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.

Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.

Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.

Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).

В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.

В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).

В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.

3. Полифункциональность

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.

Полифункциональность позволяет ребенку гибко использовать элементы развития предметно — пространственной среды в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры.

Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов — заместителей.

Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.

Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.

Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).

4. Доступность

ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Вариативность

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.

В центрах периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Кроме этого возможна появления центров по интересам (мини — музей и индивидуальные выставке детей)

Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.

6. Безопастность

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.

Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.

Авторское полифункциональное оборудование «Цветик»
Эффективность системы по физическому развитию в дошкольной организации во многом определяется теми условиями, которые для этого созданы. Поэтому, педагоги находятся в постоянном поиске и разработке нового оборудования, которое способствовало как физическому, так и всестороннемуразвитию детей. Очень важно, чтобы в детском саду имелось достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей необходимого уровня двигательной активности в процессе разных форм физического развития дошкольников, и соответствовало требования ФГОС ДО. Одним из таких требований является полифункциальность, по ФГОС ДО полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Описание полифункционального оборудования «Цветик»
Полифункциональное оборудование «Цветик» представляет собой:

  • полотно квадратной формы – размером 1,5*1,5 метра зеленого цвета. С каждой из четырех сторон полотна располагается по 5 петель (сверху петли с фастексами), с левой и правой стороны – тесьма-молния.


На лицевой стороне расположен цветок, состоящих из 9 разноцветных лепестков на которыхизображены цифры от 1 до 9. На сердцевине цветка находятся небольшие петли.
На изнаночной стороне размечено футбольное поле.

  • комплектующие:

-ленты оранжевого и синего цвета длиной 2 метра. С одного конца ленты пришита пуговица (для пристегивания к полотну), с другой стороны располагается петля застегивающаяся на ленту-велкро.
-мешочки с крупой.
— дополнительные аксессуары: обруч, палочки, мячи.

Оборудованиеизготовлено из современной функциональной ткани, состоящей из смесовых волокон. Поэтому, полифункциональное оборудование «Цветик» просто в уходе, имеет ряд положительных качеств:

  • является легким и гибким;
  • прочно, надежно, долговечно;
  • устойчиво к истиранию;
  • отталкивает грязь;
  • не выцветает;
  • не линяет;
  • не деформируется.

Оборудование «Цветик» соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены (легко поддается санитарной обработке) и эстетики. Размеры и конструкции оборудования отвечает анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Средообразующие полифункциональные предметы.

Универсальность разнообразных моделей задается их нейтральностью, они не должны быть образными или содержать признаки применения только определенным способом. Ценность их состоит в том, что ребенок может моделировать игровую среду в соответствии со своим собственным замыслом. Это могут быть «Модуль-игра», «Волшебная башня», «Модуль-конструктрор «Квадро» и др.

Предметно- и природно-тематические игрушки (промышленные и самодельные).

Специфичнойособенностью создания предметно-игровой среды в старшей группе является усложненный подбор предметно- и природно-тематических игрушек, например:

· Космические корабли, спутники, космодромы;

· Морские суда специального назначения;

· Специальные приборы для исследования и т.п.; большой запас мелких игрушек.

Для обеспечения режиссерской игры необходим ольшой запас мелких игрушек.

Игрушки должны быть разной степени готовности, разного размера и выполнены из различного материала.

3. Предметы-заменители:

· Абстрактная игрушка. Наглядно-образное мышление, первые проявления логического мышления, высокая степень развития воображения детей придает особое значение абстрактной игрушке, которую ребенок может наделить любым значением в зависимости от игрового замысла в сюжетно-ролевой и режиссерской игре;

· Демпинговый материал: веревки разнообразной длины, крупные куски бумаги, ткани и т.д.;

· Природный материал.

4. Схемы, модели,которые позволяют ребенку развить сюжет в соответствии с существующими в реальной действительности нормами социальных отношений (например, схему соподчинения ролей в играх «Больница» «Корабль» и др.); схемы последовательности трудовых действий, операций (приготовление пищи, изготовление предмета и др.).

5. Разнообразные конструкторы и строительный материал, различающиеся по:

· Размеру: крупные, средние, мелкие;

· Материалы: металлические, деревянные (конструктор Поликарпова, строительный набор «Архитектор» и др.), пластмассовые («Чародей», «ЛЕГО» и др. ), тканевые и кожаные мягкие конструкторы (плоскостные и объемные модули, такие, как «Модуль – игра», «Змейка», «Сердечко»);

· Соединению отдельных деталей, что особенно важно для развития пространственного воображения («Малыш», «Текстон», «Квадро» и др.);

· Представленной теме («Подворье», «Зоопарк», «Город будущего», «Мирский замок», «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др. ) или без определенной тематики.

Ребенок может использовать в своей конструктивной деятельности схемы, открытки, фотографии, рисунки и т.п.

Конструкторская деятельность детей обычно завершается сюжетно-ролевой или режиссерской игрой. Поэтому должны быть представлены сомасштабные конструктором и строительному материалу игрушки.

6.Игры-забавы:

· Бирюльки (ее разновидности, например, «Рыболовы»;

· Летающие колпачки, бильбоке, со спортивной тематикой – баскетбол, хоккей, футбол и т.д.

II. Художественная деятельность.

Театрально-игровая деятельность.

Все виды театров, которые рекомендованы для детского сада и куклы к ним:

· Ручной театр: бибабо, варежки, персти, наперстки, ладошки, пальчики;

· Игрушки для настольного театра (плоскостные, полуобъемные, объемные из различных материалов);

· Куклы-марионетки;

· Стендовые, театральные игры и куклы к ним (театр картинок на фланелеграфе, театр теней);

· Различные театры самоделки из демпингового материала.

Театральное оборудование и атрибуты:

· Театральные костюмы или их элементы;

· Разнообразные маски;

· Ширма, фланелеграф и т.п.

Возможно развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры в «Театр», где есть гримерная и костюмерная, подиум, сцена. Театрально-игровая деятельность – это комбинированный вид деятельности, так как он связан с художественно-трудовой деятельностью (изготовление декораций костюмов), художественно-речевой (сочинение текста, передача его, отработка дикции и т.д.), музыкально-творческой деятельностью (исполнение песен, пританцовывание и т.п.).

Изобразительная деятельность.

· Игрушки, которые могут дать детям представление об особенностях строения, формы, пропорции между частями изображаемого предмета по разнообразной тематике ( животные, человек, транспорт и т.п.);

· Народная белорусская игрушка из соломы, льна, керамики, дерева( свистульки, куклы, посуда и др.).

Художественный труд и конструирование.

· Демпинговый материал (различные виды бумаги, картона, ткани – по фактуре, цвету и т.п.; различные коробки, ящики и т.п.);

· Природный материал.

Конструирование (смотри раздел «Игровая деятельность»).

Музыкально-творческая деятельность.

В группе должны быть созданы условия ля самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности, способствующие развитию его музыкальных и музыкально-творческих способностей:

· Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, инструменты из оркестра К.Орфа;

· Музыкальные игрушки озвученные музыкальные книжки, открытки; музыкальные шкатулки; микрофоны, игрушка –магнитофон; образные игрушки, состоящие из 7 персонажей, озвученных разными по высоте звуками; копии музыкальных инструментов; аккордеон, саксофон, флейта, арфа; игрушки со звучащей кнопкой (как звуковое начало музыкальной импровизации).

III. Познавательно-практическая деятельность

Познавательная потребность ребенка удовлетворяется посредством познания окружающей действительности, в том числе и предметов, которые может исследовать ребенок, постигая их назначение и проводя простейшие опыты и эксперименты.

Для этого вносятся:

· Различные уменьшенные реальные предметы:кухонные приспособления, сито, щетки, наборы для штопки, гаечные ключи и т.д.;

· Измерительные и исследовательские приборы и оборудование:весы точные с гирями, увеличительное стекло, микроскоп, магнит, мерки абсолютные (линейки, сантиметр, литровые и полулитровые емкости и т..) и условные;

· Предметы, способствующие развитию сенсорики:

— природные (например, кора деревьев);

— демпинговые (например, различная по фактуре наждачная бумага);

— самодельные или промышленного изготовления емкости с веществами, имеющими различный запах, разный звук при встряхивании;

· различный материал и предметы в качестве объекта исследования (игрушки с различными механизмами, озвученные и т.п.).

IV. Общение.

Общению детей старшей группы способствуют все игрушки, игры и предметы, которые содействуют возникновению коммуникативных ситуаций.

V. Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность детей старшей группы отличается желанием выполнять реальные «взрослые» трудовые операции, для этого среда должна содержать:

· игрушки-орудия;

· уменьшенные реальные орудия труда.

VI .Учебная деятельность.

Замечено, что дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, более успешно осваивают учебную деятельность:

· дидактические игры (как разновидность игр с правилами) по различным областям знаний;

· игры типа «Гусек»;

· развивающие психические процессы;

· шахматы, шашки.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».ДЛя формирования мотивационной готовности и с целью упреждающей адаптации создаются условия для сюжетно-ролевой игры в «Школу» и вносятся реальные школьные предметы: портфель, дневник, пенал, тетради и т.п.

Для развития мелкой моторики рук:разнообразные волчки, вязальный крючок и спицы, механические игрушки-забавы.

Для удовлетворения высокой двигательной активности в старшей группе должны быть:

1. разнообразные спортивные игрушки и спортивный инвентарь: скакалки, мячи, ручные каталки, диски для вращения, бадминтон, кольцеброс, городки, настольный теннис, клюшки, шайбы, мишень, гимнастические палки, ролики и т.д.

2. спортивные атрибуты: султанчики, флажки и т.д.

Игрушки и другие игровые материалы для детей старшей группы должны быть расположены свободно (т.е. не привязаны к определенной сюжетно-ролевой тематике), рационально, в доступном ля детей месте, что дает возможность ребенку самостоятельно подбирать необходимые для игры игровые предметы. Игровой материал может быть расположен как на открытых, так и на закрытых полках, доступных ребенку. При организации игрового пространства должна учитываться функциональная совместимость игровых полей (например, несовместимо между собой соседство подвижных и «тихих» игр), удобства, безопасность. Некоторые виды мебели (столы или полки на колесах) могут быть использованы детьми при обустройстве своей игровой деятельности.

Приложение № 7

План целенаправленного наблюдения

за освоенностью дошкольниками трудовой деятельности

Ф.И. ребенка, возраст________________________________________

Вид труда, в котором наблюдали проявление самостоятельности Какое отношение проявляет ребенок к труду? Как ребенок включается в трудовую деятельность? Как ребенок планирует трудовую деятельность?
Трудится охотно, с радостью Трудится только по побуждению взрослого Равнодушен к этому труду Не любит трудиться Самостоятельно, охотно, с радостью Охотно, но по побуждению взрослого По предложению детей Неохотно, но по просьбе воспитателя Отказывается участвовать в труде Самостоятельно ставит цель: может сказать, что хочет сделать и для чего это надо сделать, самостоятеьно планирует, что и в какой последовательности удет делать Принимает цель, поставленную перед ним взрослым, и самостоятельно планирует деятельность Самостоятельно ставит цель, но не умеет планировать деятельность Принимает цель, поставленную перед ним взрослым, и выполняет задание с его помощью
Ручной труд
Труд в уголке природы
Хозяйственно-бытовой труд: уборка групповой комнаты
Труд по самообслуживанию: одевание на прогулку (зимой)

Приложение № 7

Как ребенок владеет необходимыми трудовыми умениями и навыками? Какова реакция ребенка на возникающие в процессе труда трудности? Достигает ли ребенок результата труда?
Умения и навыки сформированы, действует независимо Требует показа трудовых действий Требует словесного напоминания, что делать и как Выполняет необходимые трудовые действия только подражая взрослому Бросает работу, отказывается от помощи Преодолевает трудности сам Преодолевает трудности с помощью взрослого Старается обойти трудности Бросает работу, если не получает помощи Преодолевает трудности с помощью детей Доводит работу до конца, достигает поставленной цели С помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели С помощью детей доводит работу до конца и достигает поставленной цели Не доводит работу до конца и не достигает поставленной цели

Количество и характер отвлечений__________________________

Количество выполнения работы____________________________

Приложение № 8

Конспект организации и проведения трудовой деятельности

во II младшей группе

Цель: продолжать учить детей вытирать влажной тряпочкой крупные листья растений, положив лист растения на ладошку, вытирать от начала листочка к концу, развивать внимание, память, воспитывать аккуратность, желание ухаживать за комнатными растениями.

Материал( оборудование): тазики с водой, тряпочки по количеству детей, комнатные растения: фикус, аспедистра, передники, клена.

Организация и методика проведения:

Дети, послушайте, кто-то плачет. Давайте поищем, кто же это плачет? Ой, это, наверное, наши растения. Что случилось? Дети, фикус и аспедистра просят вам им помочь, им нечем дышать, их листья покрылись пылью. Они просят их помыть. Поможем растениям? Молодцы! Цветочки, не плачьте, мы протрем ваш каждый листок, и вам будет легко дышать. Посмотрите, ребята, чтобы протереть листочки я приготовила воду и тряпочки. Я поставлю наши растения на столы, а вы станьте вокруг. Молодцы! Посмотрите, как надо протирать листья растений. Я беру тряпочку и опускаю ее в воду, смачиваю, затем отжимаю, кладу лист фикуса на ладонь и протираю от начала листа к концу. Вот так. Вот как заблестел листок и стал радостным. Покажите, как вы будете подставлять ладошку под листок. Молодцы! А сейчас наденем передники (помогаю), возьмем тряпочки, опустим их в воду, отожмем над тазиком. Молодцы, Лена, Юля …. И начинаем вытирать листочки. В ходе выполнения поручения напоминаю, как надо протирать листья, хвалю детей, если необходимо, помогаю, используя частичный показ. Напоминаю, чтобы не разливали воду, работали аккуратно. Когда дети справятся с заданием, говорю: «Дети, посмотрите какие радостные наши цветы. Фикус и аспедистра (дружная семейка). А почему они радостные и веселые? Правильно, мы им помогли. Им сейчас легко дышать. Она нам говорят : «Спасибо!». Давайте поставим растения на место, уберем все, снимем передники и повесим их на крючок. Молодцы!. У нас хорошее настроение. Мы помогли растениям. Улыбнулись. И вот с таким хорошим настроением идем играть.

Методист Артюхова М.Н.

Конспект проведения трудовой деятельности

в старшей группе

Цель: учить детей с помощью взрослого готовить различные изделия из теста, делать фигурки; знакомить детей с продуктами питания. Продолжать учить старательно выполнять индивидуальные поручения; развивать мышление, умение работать в коллективе, формировать у детей эмоционально-устойчивое отношение к работе; воспитывать опрятность, трудолюбие.

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, сюрпризный момент, объяснение, указания, показа способа действий, действия детей, подведение итогов.

Материалы и оборудование: передники, косынки, миска, досточки, продукты (яйцо, молоко, сахар, мука, сода).

Организация и методика проведения: Дети, к вам в гости должен зайти один гость. Попробуйте отгадать, о ком я говорю:

Он – необычный человек,

живет на крыше много лет.

Пропеллер сзади помогает,

кружит над домом и сараем.

Но если сядет он поесть,

нам всю еду не перечесть –

варенье и печенье, и все приготовленья.

Правильно, дети, Карлсон. Они пообещали придти к нам в гости. Но, как гостя, его, наверное, нужно чем-то угостить. А как вы встречаете гостей? Чем вы их угощаете? (ответы детей). А я вам предложу нашего Карлсона угостить печеньем. Пока его нет, давайте испечем печенье. Перед работой хорошенько надо помыть руки, затем одеть передники и косынки. (Помогаю детям). Для печенья сначала надо замесить тесто. А кто видел, как ваша мама замешивает тесто? (ответы детей). Дети, я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы отгадывайте и говорите, понадобятся ли они нам для теста? (по мере отгадывания загадки, достаю продукты на стол).

1. Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал – там и пропал. (Сахар).

2. Белая, да не вода ,

Сладкая, да не мед.

От рогатого беру

И деточкам даю. (Молоко)

3. Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь –

В птицу превратиться. (Яйцо)

4. Я рассыпчата,

Гладка,

А зовут меня … (Мука).

А еще, чтобы наше печенье было пышным и мягким, нам понадобится сода. (Достаю соду). Дети, это все продукты, которые нам понадобятся для теста. А теперь давайте его замесим. (Кто-то помогает насыпать сахар, кто-то муку, кто-то налить молока, хорошо размешать). Даю детям поручение, напоминаю, чтобы все делали аккуратно. Звучит музыка. В группу влетает Карлсон:

— Здравствуйте, дети!

-Ой, ты уже прилетел. А мы думали, что прилетишь позже и хотели приготовить тебе сюрприз: испечь твое любимое печенье.

— А я даже рад, что прилетел к вам именно сейчас. Я печень люблю, а вот печь его еще не научился. Я очень хочу этому научиться. Дети, вы мне поможете?

(После того, как тесто замесили, раздаю детям досточки. Предлагаю сделать различные фигурки из теста). Спрашиваю: Дети, а что можно сделать из теста?

(Ответы детей)

— Правильно. Из теста можно сделать баранки, сердечки. Батончики, хворост. (Раздаю детям кусочки из теста, помогаю делать фигурки.) (Объясняю и показываю, как надо делать хворост.)

— Карлсон, вот тебе тоже тесто. Придумай и ты свою фигурку.

— Дети, после того, как мы вылепили фигурки, их нужно испечь. Я отнесу фигурки на кухню. Там нам испекут печенье, а затем мы угостим Карлсона, а затем угостим Карлсона и попробуем сами.

— Карлсон: «Спасибо, дети, что научили меня делать печенье. Все хорошо потрудились. А вот и печенье. Дети, вы выберите самую красивую фигурку. (Беседа с детьми). За ваше старание я награжу вас медалями. А самую главную медаль «Мастер – золотые руки» я вручаю Лене. Она сегодня лучше всех трудилась и вылепила самые лучшие фигурки. Все остальные постараются в следующий раз. Предложить детям убрать рабочие места, вымыть руки. Вместе с детьми отнести поднос на кухню.

Методист Зубова Н.М.

Приложение № 9

Вопросы

анализа организации и проведения

дидактических и подвижных игр

1. Настольно-печатные игры.

2. Дидактические игры.

3. Музыкально-дидактические игры.

4. Подвижные игры.

5. Самостоятельная игровая деятельность

1. Наблюдение и анализ настольно-печатных, дидактических игр.

1. Виды игр, их сочетание.

2. Организация детей на игру, эффективность приёмов.

3. Приёмы руководства игрой (предложение игры; объяснение, закрепление правил; контроль за выполнением решения задачи, поставленной в игре; окончание игры).

4. Уровень игровых умений детей.

5. Результаты игры.

6. Длительность игры.

2. Наблюдение и анализ подвижной игры.

1. Вид подвижной игры (по содержанию – сюжетная, бессюжетная; по подвижности — большой, средней, малой).

2. Подбор игры в соответствии с программой, режимом дня.

3. Программное содержание:

А) подготовка воспитателя – определение задач; подбор и размещение необходимого оборудования; изготовление и размещение атрибутов, их количество, вид, педагогическая целесообразность, соответствие программному содержанию; создание условий для проведения игры; уборка помещения; проветривание; разметка места для игры.

Б) подготовка детей – одежда, обувь, разучивание текстов, ознакомление с повадками зверей, птиц, с профессиями взрослых.

В) наличие двигательных навыков, умений.

4. Организация детей на игру:

А) сбор на игру соответственно возрасту (показ игрушки, сигнал, договоренность о месте сбора, помощь детей, соревнование).

Б) размещение детей для объяснения правил и содержания игры.

5. Ход игры:

А) объяснение и закрепление правил соответственно возрасту детей, четкость, конкретность, лаконичность объяснения, эмоциональность тона воспитателя.

Б) распределение ролей, участие воспитателя в распределении, активность детей в игре, правильность выполнения правил.

Г) руководство воспитателя игрой соответственно возрастной группе. Регулирование физической нагрузки на детей, дозировка, окончание игры, количество повторений, продолжительность.

Д) результат игры. Выполнение образовательных и воспитательных задач.

Приложение № 9

Вопросы

анализа организации и проведения дидактической игры

1. Вид дидактической игры.

2. Создание условий ля проведения игры.

3. Методика организации и проведения дидактической игры:

— приемы привлечения детей к игре;

— способ объяснения взрослым содержания и правил игры;

— вопросы детей по поводу содержания и правил игры;

— выполнение их детьми в ходе игры;

— ошибки и затруднения детей;

— как и кем осуществляется контроль выполнения правил.

4. Каковы наиболее эффективные приемы руководства воспитателем деятельностью детей.

5. Каковы причины ошибок и неудач в организации дидактической игры.

Вопросы

анализа организации и проведения подвижной игры

1. Создание условий для проведения игры. Место игры.

2. Задачи, их соответствие программе конкретной возрастной группе и уровню развития детей.

3. Методика организации и проведения:

— сбор детей на игру (приемы, используемые взрослым)

— объяснение правил, распределение ролей (считалка, назначение воспитателем, выбор детьми)

— руководство в процессе игры (участие воспитателя в игре, поощрение по ходу игры, указание на правила игры, качество выполнения движений)

— подведение итогов.

4. Использование пособий, элементов костюмов, головных уборов.

5. Эмоциональность насыщенности игры: тон голоса воспитателя, живость действий, т.е. владение средствами эмоциональной выразительности.

Приложение № 10

Примерный конспект организации и проведения дидактической игры «Угадай, что звучит» во II младшей группе

Цель: продолжать упражнять детей в названии предметов, узнавать звучащий предмет, отчетливо произносили его название. Развивать слуховое внимание. Воспитывать желание выполнять игровые поручения.

Материал: игрушки: барабан, колокольчик (звонок), молоточек; ширма.

Организация и методика проведения.

«Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Кто это? Да, это котенок. А что это он нам принес? Что это? (молоточек). Верно». Прошу детей повторить. Показываю барабан, колокольчик, уточняю название. Если дети какие-то игрушки не назовут, называю и предлагаю детям повторить. Затем говорю: «Дети, а теперь котенок предлагает нам послушать, что делает барабан, колокольчик, молоточек. Звоню в колокольчик, спрашиваю, что делает колокольчик? (звенит). Уточняю, что делает молоточек, бубен. Дети, а сейчас закройте глаза, послушайте что звучит? Верно, колокольчик звенит, молоточек – стучит, бубен играет. Слежу, чтобы дети четко произносили слова, обозначающие предмет. Хвалю детей и предлагаю поиграть с игрушками: колокольчиком.

Конспект

организации и проведения подвижной игры «Самолеты»

во II младшей группе

Цель: продолжать упражнять детей в беге по всему участку, не наталкиваясь друг на друга, учить действовать по сигналу. Развивать внимание глазами, умение действовать по сигналу. Воспитывать желание играть.

Материал: эмблемы самолета.

Организация и методика проведения игры

Громким голосом говорю: «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся играть». Говоря эти слова, с игрушечным самолетом в руках, имитирую движения и звук самолета. Когда дети соберутся, говорю: » Дети, как вы считаете, в какую игру я предлагаю вам поиграть, если у меня в руках самолет и вот такие медальончики? Молодцы, догадались. Поиграем в игру «Самолеты». Вспомните, как надо играть в эту игру? Верно! Напоминаю, дети, бегаем по всей площадке, стараемся не наталкиваться друг на друга. Раздаю медальончики, говорю: «Внимание! Летчики, завели моторы, расправили крылья и полетели. Летаем по всей площадке, не наталкиваемся, быстрее летаем. Молодцы! На посадку! Молодцы! Игра повторяется 3-4 раза. В ходе игры отмечаю самых внимательных и быстрых. Дарю на память медальончики.

Приложение № 11

Вопросы обсуждения и руководства творческими играми

1. Начало игры. Какая деятельность детей предшествовала игре, что послужило поводом к началу игры. Кто был инициатором, как были привлечены к игре остальные участники, был ли сговор на игру, его содержание, характер взаимоотношений детей во время сговора. Количество детей, начавших игру, распределение ролей между ними.

Подготовка обстановки для игры. Создают и дети обстановку заново или используют уже имеющуюся. Отметить, как подбирают игрушки, используют только готовые или приспосабливают другие вещи, делают недостающие. Роль воспитателя в подготовке к игре, какими приемами пользовался педагог.

2. Ход игры. Описать развитие сюжета: развивались изображаемые в игре события, по чьей инициативе. Содержание игровых действий и характер отношений. Эмоциональное состояние играющих детей. Отметить затруднения, конфликты, пути их преодоления. Отметить выдумку детей, проявление их творчества. Какие новые игрушки и материалы дополнительно потребовались детям в ходе игры, и как была удовлетворена их потребность. Отметить, если кто-либо из играющих, выбыл из игры раньше. Указать причины. Охарактеризовать роль воспитателя в ходе игры, приемы руководства, использованные им, отношение детей к советам и предложениям детей, если они были даны.

3. Конец игры. Имела ли игра свое завершение или была прервана. К какой деятельности перешли дети после игры. Договорились ли дети о продолжении игры. Продолжительность игры. Оценка воспитателем деятельности детей. Наблюдение следует дополнить кратким разговором с детьми и беседой с воспитателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх