Куперс

Бухучет и анализ

Политика валютного курса

Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. В то же время Банк России пристально следит за ситуацией на валютном рынке и может совершать операции с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности.

Режим плавающего валютного курса

В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами — соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке. Причинами изменения валютного курса могут быть любые факторы, воздействующие на изменение этого соотношения. В частности, на динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов в России и мире, изменение денежно-кредитной политики центральных банков России и других стран. (Информация о динамике курса рубля и факторах, оказывающих на нее влияние, содержится в ежеквартальном Докладе о денежно-кредитной политике).

Таким образом, курс рубля не определяется правительством или центральным банком, он не является фиксированным и какие—либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. Это отличает режим плавающего валютного курса от многочисленных разновидностей режима управляемого курса.

Согласно статье 34.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.

Плавающий курс является важной составляющей режима таргетирования инфляции, при котором главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности. Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса в ноябре 2014 года. Введению плавающего курса предшествовал многолетний период постепенного повышения гибкости курсообразования, в течение которого Банк России последовательно сокращал свое присутствие на внутреннем валютном рынке. Переход к режиму плавающего курса проходил постепенно, чтобы смягчить процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса в условиях более гибкого курсообразования.

Подробнее с историей курсовой политики Банка России Вы можете ознакомиться .

Зачем Банк России перешел к режиму плавающего курса

Плавающий курс действует как «встроенный стабилизатор» экономики, что является его основным преимуществом по сравнению с управляемым курсом. Он помогает экономике подстраиваться под меняющиеся внешние условия, сглаживая воздействие на неё внешних факторов.

Например, при росте цен на нефть рубль укрепляется и это снижает риски «перегрева» экономики, а при падении цен на нефть происходит ослабление рубля, что оказывает поддержку отечественным производителям за счет увеличения объемов экспорта и стимулирования импортозамещения.

Другим примером работы плавающего курса как «встроенного стабилизатора» является его влияние на трансграничное движение капитала. Если валютный курс фиксированный или управляемый, изменение другими странами процентных ставок и, соответственно, изменение разницы между внутренними и внешними процентными ставками может приводить к росту притока или оттока спекулятивного капитала. При режиме плавающего курса увеличение спроса на валюту или ее предложения со стороны участников рынка в результате изменения разницы между внутренними и внешними ставками приводят к соответствующему изменению валютного курса, делая спекулятивные операции невыгодными.

Поскольку режим фиксированного или управляемого курса повышает зависимость экономики от внешних условий, он также делает и денежно-кредитную политику зависимой от политики других стран и внешнеэкономической ситуации. В рамках режима управляемого курса при изменении внешних условий центральный банк вынужден проводить операции для воздействия на курс национальной валюты, которые могут оказывать влияние и на другие экономические показатели, в том числе темп инфляции, причём в нежелательном направлении.

Плавающий курс позволяет Банку России проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних задач, в первую очередь на снижение инфляции.

Режим плавающего валютного курса в настоящее время действует в большинстве развитых стран.

Роль Банка России на валютном рынке

Введение режима плавающего валютного курса означает отказ от проведения Банком России регулярных валютных интервенций в целях воздействия на курс рубля. Политика центрального банка при плавающем курсе состоит в том, чтобы в нормальных условиях не вмешиваться в рыночные процессы и позволить курсу рубля выполнять свою роль «встроенного стабилизатора».

Однако Банк России продолжает внимательно следить за ситуацией на валютном рынке и может проводить операции с иностранной валютой (в том числе на возвратной основе) в целях поддержания финансовой стабильности.

В качестве угрозы для финансовой стабильности Банк России рассматривает такую динамику обменного курса, которая может привести к формированию устойчивых девальвационных ожиданий, повышенному спросу на наличную иностранную валюту, росту долларизации депозитов и существенному ухудшению финансовой устойчивости кредитных организаций и предприятий.

Банк России может проводить операции на валютном рынке и для пополнения международных резервов. Значительный объем международных резервов даст Банку России возможность проводить операции в целях поддержания финансовой стабильности, а также обеспечивать бесперебойное обслуживание внешнего долга в течение нескольких лет даже при сложной экономической ситуации.

Операции по пополнению международных резервов должны проводиться в небольших объемах таким образом, чтобы не оказывать влияние на динамику курса рубля. При принятии решений о покупке иностранной валюты Банк России учитывает динамику курса, состояние российской экономики и платежного баланса.

Раскрытие информации о курсовой политике

Информация о курсовой политике Банка России и факторах, оказывавших влияние на динамику курса рубля, содержится в Докладах о денежно-кредитной политике, Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, Годовых отчетах Банка России. Помимо этого, каждое решение в области курсовой политики сопровождается публикацией пресс—релиза. Также на сайте представлены ответы на часто задаваемые вопросы по этой теме.

На сайте содержится подробная информация об операциях Банка России на валютном рынке, статистические данные о параметрах и объемах операций («Покупка и продажа иностранной валюты», «Репо в иностранной валюте» и «Валютный своп по предоставлению иностранной валюты»), статистическая информация по валютному рынку и ответы на часто задаваемые вопросы о порядке установления Банком России официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю.

Неопределенность понятий как источник проблем управления экономическими объектами в РФ. Пример «устойчивости рубля»

Кучкаров Захирджан Анварович Kuchkarov Zakhirdzhan

Доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик Российской

академии естественных наук,

Заведующий кафедрой ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» г. Долгопрудный, Московская область, Директор Центра инноваций и высоких технологий «КОНЦЕПТ» 105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.

8 985 920 08 10 kuchkarov@acconcept.ru Дербенцев Дмитрий Дмитриевич Derbentsev Dmitry

Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»

105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.

8 916 197 17 68 dderbentsev@acconcept.ru Кузнецова Евгения Борисовна Kuznetsova Evgeniya

Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»

105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.

8 916 509 41 18 ekuznetsova@acconcept.ru Кузива Татьяна Дмитриевна Kuziva Tatyana

Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»

105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.

8 916 867 18 19

Аннотация:

В настоящее время существует несколько различных точек зрения на действующую в Российской Федерации экономическую модель. Авторы не сходятся в вопросах определения базовых понятий. Терминологическая «неразбериха» в вопросах определения ключевых понятий перестала быть новым явлением для экономической предметной области в России. В качестве очередного примера в данной статье выступает понятие «устойчивость рубля».

В статье приведен анализ различных источников на предмет поиска определения понятия «устойчивость рубля». Особое внимание уделено нормативным правовым актам Российской Федерации. Определение исследуемого понятия отсутствует как в научных работах российских экономистов, так и в российском законодательстве. Несмотря на это, «устойчивость рубля» повсеместно используется в вопросах управления, экономики и юриспруденции России, что говорит о симптоме потери управляемости экономическими объектами в РФ.

Ключевые слова:

Нормативное правовое регулирование, экономическая модель Российской Федерации, устойчивость рубля, устойчивость национальной валюты, инфляция, неопределенность понятий, концептуальный метод.

ВВЕДЕНИЕ:

Устойчивость национальной валюты — это одно из ключевых экономических понятий, во многом определяющее функционирование и развитие экономики государства. Защитой и обеспечением устойчивости национальной валюты в России, т.е. российского рубля, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации

«Статья 75. Пункт 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.»

и статье 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;»

занимается Банк России. Однако, как и в случае с другим ключевым экономическим понятием — инфляцией , понятие «устойчивость рубля», по мнению авторов, не определено.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Тема «устойчивости» национальной валюты России стала актуальной в последние годы, и ей посвящено немало публикаций. Исследуются устойчивость рубля в контексте валютной политики Банка России , факторы, определяющие устойчивость рубля , регулирование устойчивости национальной валюты , проблемы устойчивости российской национальной валюты . Но несмотря на то, что большое количество статей посвящено изучению устойчивости рубля, ни одна из них не вводит определение этого понятия.

В средствах массовой информации также встречается материал, посвященный исследуемой теме.

РИА Новости:

2015: «Стратегия: госполитика России предусматривает устойчивость курса рубля»

2016: «Эксперты ожидают снижения рынка акций РФ и сохранения устойчивости

рубля»

РБК:

2017: «TeleTrade: Устойчивость рубля обеспечивается монетарными факторами»

2017: «ING: Устойчивость рубля снижает спекулятивный интерес»

Российская газета:

2017: «Не в курсе»

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Тема устойчивости рубля является актуальной, особенно в последние несколько лет. Действительно, это понятие определяет многие аспекты экономической жизни всего государства. Однако у авторов данной статьи возникает подозрение в отсутствии легитимного и закрепленного определения исследуемого понятия.

С целью поиска определения «устойчивости рубля» были проанализированы следующие источники:

• экономические словари;

• публикации российских экономистов;

• нормативно-правовые акты (НПА).

Словари не содержат отдельного термина «устойчивость валюты». Это понятие встречается в контексте других терминов. Например, в словаре «устойчивость рубля» присутствует при объяснении значений «Банка России» и «денежной единицы». Однако определение «устойчивости» там отсутствует. Вместо него приведены указанные ранее

цитаты из 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Конституции РФ.

В дополнение к статьям российских экономистов, указанным в начале статьи, проведем поиск определения в других монографиях российских авторов. В статье «устойчивость рубля» определена следующим образом.

«Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции.»

Значит, «устойчивость рубля» определяется только значением инфляции в стране. Но, как было показано в статье , инфляция — это понятие, не имеющее определения. То есть «устойчивость рубля» задается через неопределяемое понятие. Монографии и используют понятие «устойчивость рубля» в контексте валютного регулирования, но не содержат его определения. Понятие «устойчивость рубля» не определено и в монографии , однако в ней приводится следующее рассуждение:

«.отмечается, что значение защиты и обеспечения устойчивости рубля, а также законодательное закрепление данной цели обусловлено тем, что наличие национальной валюты является одним из признаков государственного суверенитета, а способность государственных органов обеспечивать ее устойчивость — одним из критериев эффективности государственной власти.»

Но разве можно обеспечить «устойчивость валюты», не имея однозначного, нетрактуемого, легитимного определения этого понятия? Получается, критерий эффективности государственной власти не выполнен. Или, обозначая эту проблему с точки зрения управленческой науки, управление «устойчивостью рубля» в России отсутствует.

Поскольку определения в словарях и экономико-юридических монографиях отсутствуют, обратимся к следующему источнику -экономическому учебному курсу . Именно этот важный источник, с одной стороны, подтверждает отсутствие

определения «устойчивости» в главном российском законе, а с другой — все же содержит намек на возможное определение «устойчивости рубля».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Конституция РФ непосредственно не раскрывает содержание принципа «защита и обеспечение устойчивости рубля». Доктринально «устойчивость» рассматривается как способность некоторого предмета или системы сохранять свои свойства под воздействием внешних факторов.

В этом смысле устойчивость рубля может означать:

1) способность рубля сохранять свое значение по отношению к иным денежным единицам;

2) способность рубля сохранять свое значение по отношению к товарам реального сектора экономики.»

Рождественская и Гузнов определяют искомое понятие через валютный курс и инфляцию. Во втором случае, как было показано ранее, имеет место определение одного неопределенного понятия через другое. Однако стоит отметить, что в отличие от статьи в данном определении дополнительно учтено влияние на «устойчивость рубля» валютного курса. Тем не менее, несмотря на попытку полнее определить исследуемое понятие, данный источник — всего лишь учебное пособие, не имеющее легитимного статуса.

Наконец, перейдем к результатам анализа законодательства РФ. Поиск определения понятия «устойчивость рубля» среди нормативных правовых актов позволил составить следующую таблицу, состоящую из НПА, в которых используется искомое понятие (табл. 1).

Таблица 1. Нормативно-правовые акты, использующие понятие «устойчивость рубля»

№ Нормативно-правовой акт

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

2 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

3 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов (утв. Банком России)

5 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

6 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК

029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст)

7 Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах»

8 Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах»

Как уже было сказано в начале данной работы, статья 75 Конституции РФ гласит:

«Статья 75. Пункт 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.»

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности содержит ссылку на 75 статью Конституции.

Федеральный закон N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит информацию, похожую на указанную в Конституции:

«Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;»

Согласно этому ФЗ «устойчивость рубля» является основной целью денежно-кредитной политики ЦБ РФ (еще одного неопределенного в России понятия, разобранного в статье ).

«Статья 34.1. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.»

Федеральный закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет свою цель следующим образом:

«Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.»

На основании анализа трех законов — Конституции РФ, 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» — составлена схема, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Соотношение функций и целей по Конституции РФ, 86-ФЗ и 173-ФЗ.

Каждый из трех НПА направлен на защиту и обеспечение, либо только обеспечение «устойчивости рубля». Согласно Конституции и 86-ФЗ о ЦБ РФ, защита и обеспечение «устойчивости рубля» является для Банка России одновременно и основной функцией, и целью деятельности. Согласно 86-ФЗ о ЦБ РФ, защита и обеспечение «устойчивости рубля» — это также и основная цель денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России. Наконец, согласно 173-Ф3, обеспечение «устойчивости рубля» — это цель всего Федерального закона N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, видим, что формулировки основной функции и цели деятельности Центрального банка РФ, основной цели ДКП ЦБ РФ и цель Федерального закона N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» содержат понятие «устойчивость рубля». Однако это понятие не определено ни в одном из этих законов. Более того, оно не определено ни в

одном из законов, перечисленных в таблице 1. Это означает, что функционирование Банка России направлено на достижение некоего экономического результата, который не закреплен юридически, не определен на законодательном уровне. Более того, он не определен и логически. Сложившаяся ситуация говорит о том, что управление «устойчивостью рубля» в РФ отсутствует, а для органа, который должен заниматься этим управлением, имеется возможность трактовки объекта управления.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов ЦБ РФ, Указ Президента РФ N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Постановления Правительства РФ N 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» и N 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 -1997 годах» не содержат определения «устойчивости рубля». Но их анализ показал использование множества других понятий, созданных приписыванием «устойчивости» к совершенно разным понятиям, которые также не имеют юридически закрепленного определения. Разнообразие неопределенных понятий приведено на рисунке 2.

снижение инфляции

экономический рост

стабилизация инфляции

уверенность

Рисунок. 2. Разнообразие неопределенных понятий, созданных приписыванием атрибута

«устойчивость»

Разнообразие приведенных на рисунке 2 терминов вызывает ряд вопросов.

1) Каковы критерии устойчивости? Например, экономический рост -это параметр, который меняется во времени. Какой характер должны носить колебания темпов роста, чтобы сам рост был устойчивым? Аналогичный вопрос с «динамикой» и «снижением инфляции».

2) Можно ли применять «устойчивость» к крупным системам, таким как «экономика», «национальная система расселения» или «макроэкономическая ситуация»? Под каждым из перечисленных понятий подразумевается большой набор параметров и характеристик, «устойчивость» которых не может быть обеспечена одновременно.

Эти вопросы относятся не только к понятиям, приведенным на рисунке 2. Они имеют прямое отношение и к «устойчивости рубля». Действительно, в каком случае рубль является «устойчивым», а в каком — нет, не определено (т.е., критерии «устойчивости» отсутствуют). Под понятием «устойчивости рубля» подразумевается «устойчивость» всей денежно-кредитной политики ЦБ РФ , которая представляет некий комплекс мер, использующий множество методов и инструментов . По мнению авторов, поддержание «устойчивости» каждого отдельного элемента ДКП вызывает сомнения.

Наконец, процитируем речь председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, которая приводится в новостном выпуске на Первом канале, вышедшем 18 ноября 2014 года:

«Наша конституционная задача — обеспечить устойчивость рубля. Ну, на мой взгляд, надо перестать мерить эту устойчивость только в иностранных валютах. Сколько долларов мы можем купить за рубль. Для людей важнее, сколько товаров можно купить на рубль. Устойчивость — это прежде всего покупательная способность рубля, это низкая инфляция.»

Слова главы Банка России, в совокупности с вышеприведенными результатами анализа, означают, что вопрос определения понятия

«устойчивость рубля» не решен однозначным образом. То есть, в экономической и управленческой сферах нашей страны «устойчивость рубля» могут связывать как с иностранными валютами (т.е., иметь в виду курс рубля по отношению, например, к доллару), так и с инфляцией национальной валюты. Во втором случае, как было показано ранее в статье , одно неопределенное понятие «устойчивость рубля» выражается через другое неопределенное понятие «инфляция», что только увеличивает терминологическую неразбериху в сфере экономики и управления РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующий вывод. Одно из ключевых экономических понятий, на основании которого строится денежно-кредитная политика Банка России, не определено. Тем не менее, оно используется в различных нормативных правовых актах, связанные с ним вопросы регулярно поднимаются и обсуждаются в средствах массовой информации, публикуются статьи российских исследователей-экономистов на эту тему. Вопрос определения понятия «устойчивость рубля» остается открытым, проводимые в этой сфере исследования само понятие не определяют. Сложившаяся ситуация выглядит по меньшей мере нелогичной. Экономическая политика в России проводится на основании неопределенной сущности, что, по мнению авторов, только усугубляет потерю управляемости экономическими объектами в России. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

объектами в РФ. Примеры инфляции и денежно-кредитной политики// Экономика: вчера, сегодня, завтра/ «АНАЛИТИКА РОДИС», 2016

3) Кучкаров З. А. и др. Исследование социально-экономических систем //Методология. Теория. Следствия.-М.: Концепт. — 2007.

4) Шабаров В. Н. Общая политэкономия. — М. : Концепт, 2004.

7) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов (утв. Банком России) Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.

8) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 30.12.2008

9) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 10.12.2003 с изменениями от 03.07.2016

10) Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 31.12.2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) Доступ из

системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 31.01.2014

12) Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 31.03.1997

13) Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах» Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 28.04.1995

15) Федосова С. П. Валютная политика Банка России: этапы и современная направленность //Социально-экономические явления и процессы.

— 2015. — Т. 10. — №. 10.

16) Арбузова А. А. Регулирование устойчивости национальной валюты //Современные инновационные направления развития деятельности страховых и финансово-кредитных организаций в условиях трансформационной экономики. — 2016. — С. 21-24.

18) Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право: учебник для магистров //М.: Проспект. — 2016. — Т. 448. — С. 67.404.

— 2014.

21) Кучеров И. И. Законные платежные средства: теоретико-правовое исследование: монография //М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — 2016.

23) РБК. URL: https://quote.rbc.ru/news/07/02/2017/58b6ee9e9a794733033d0fa9

24) РБК. URL:

25) РИА Новости. URL:

https: //ria. ru/economy/20151231/1352385602. html

МОСКВА, 10 ноя — ПРАЙМ. Банк России ровно пять лет назад — 10 ноября 2014 года — объявил о переходе к плавающему курсу рубля: хоть решение регулятора было немного запоздалым, но национальную валюту удалось стабилизировать, а финансового кризиса того года в любом случае не удалось бы избежать, считают опрошенные агентством «Прайм» эксперты.

Осенью 2014 года в России обвалился курс рубля. Все это произошло на фоне введения антироссийских санкций и резкого падения цен на нефть. В один из дней кризиса курс американской валюты достиг 80 рублей, а евро поднялся до 100 рублей. Хотя в начале года доллар торговался по 35 рублей, а евро по 48.

«Решение ЦБ о переходе к свободному курсообразованию было абсолютно верным, сегодня можно говорить о существенно выросшей стабильности курса рубля и его меньшей зависимости от колебаний цен на нефть. Так что свободный курс рубля фактически привел к усилению стабильности финансовой системы – хотя в период перехода к новому валютному режиму был риск того, что нестабильность может вырасти», — считает Владимир Тихомиров из БКС.

По его словам, решение регулятора хоть и было запоздалым, но ЦБ регулярно предлагал переход к плавающему курсу, начиная с октября 2006 года. «Так что в том, что решение было запоздалым, не только и не столько его вина – просто ранее не было политической воли у руководства страны к таким изменениям», — добавил он.

Рынок акций РФ вырастет, рубль разнонаправленно изменится на неделе

«Что касается выбранного момента для перехода, то «лучше поздно, чем никогда», особенно учитывая условия, в которых это произошло. Многие сырьевые экспортеры мира выбрали иной путь, сохранив более зарегулированный режим обменного курса, поэтому Россия, с моей точки зрения, находится в числе лидеров. Наверное, эти изменения могли произойти и раньше, но подготовка к финальному переходу на уровне ЦБ, правительства и экономики в целом потребовала времени, начавшись уже в 2009-2010 годах», — полагает главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой.

ГИБРИДНЫЙ РЕЖИМ

Переход к свободному курсообразованию позволил быстро стабилизировать рубль на новом равновесном уровне, вернуть сбалансированность платежного баланса, обеспечить более комфортные условия для бюджета и минимизировать масштабы экономического спада, уверен Полевой.

Замдиректора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов напомнил, что фактически переход произошел только спустя несколько месяцев — в феврале 2015 года, регулятор до января еще проводил валютные интервенции.

«Режим валютного курса в России сложно назвать чистым плаванием, скорее, это гибридный режим. Банк России не осуществляет целевых интервенций на валютном рынке, а уровень курса рубля не является целью экономических политик. Вместе с тем с 2017 года интервенции Минфина России по величине сопоставимы с 40–60% баланса счета текущих операций. Механизм расчета величины устроен так, что цена на нефть определяет величину стерилизуемой валютной выручки, что заметно ограничивает диапазон возможных движений валютного курса», — пояснил он.

Набиуллина допустила более решительное снижение ключевой ставки

По его мнению, такой гибридный режим противостоит фундаментальной уязвимости структуры экспорта России – перекоса в пользу сырьевых товаров. «За период с 1991 по 2019 год страны, чья доля сырьевого экспорта в общем объеме экспортируемых товаров превышала 50%, в среднем вдвое чаще сталкивались с проблемой серьезного изменения общей стоимости экспорта по сравнению с остальными странами. Чтобы такие изменения не особо влияли на курс, желательно разорвать связку между экспортной выручкой и объемом валютной ликвидности на внутреннем валютном рынке, что нынешний механизм и делает», — добавил Куликов.

РИСКИ ДЛЯ РУБЛЯ

По мнению экономистов, при рыночном образовании валютного курса его прогнозирование становится более точным, что оказывает положительный эффект на планирование политики компаний и на экономику в целом. «Рисков для рубля не видим, плавающий курс вкупе с бюджетным правилом обеспечивает равновесный курс и сбалансированный платежный баланс», — указывает Полевой из РФПИ.

Старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов отмечает, что на сегодняшний день каких-то серьезных оснований для отказа от плавающего курса нет. «Это могло бы произойти при существенном пересмотре денежно-кредитной и бюджетной политики страны, скажем, в сторону приоритетности «твердого» рубля, в сторону дефицитного бюджета и так далее. Однако пока политических предпосылок для таких действий мы не видим», — считает он.

По его мнению, риски ослабления рубля при сохранении политики плавающего курса существуют, но они отчасти смягчаются тем, что при такой политике рубль традиционно остается несколько недооцененным, поэтому даже при значительном падении цен на нефть снижение курса рубля вряд ли повторит динамику 2014 года.

Вместе с тем, по оценкам «Юникредит банка», рубль будет ослабевать на среднесрочном горизонте с невысокими темпами, сопоставимыми с разницей в уровнях таргетируемых инфляций в России и за рубежом. «К концу 2019 года ждем курс на уровне 66,5 рубля к доллару. При этом сильные скачки курса вверх возможны при резких и неожиданных изменениях внешней конъюнктуры. Полагаю, что риски здесь в большей мере связаны с настроениями финансовых рынков, чем с внешней торговлей», — считает Артем Архипов из «Юникредита».

«Для того чтобы ЦБ вернулся на рынок с объёмными валютными интервенциями, рублевая девальвация должна стать фактором, угрожающим стабильности российских финансовых рынков. Такого рода угрозы, по нашим оценкам, могут появиться лишь при достаточно резком ослаблении курса рубля в диапазон 75-80 рублей за доллар с потенциалом для дальнейшего снижения», — отметил главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

Реализация данных рисков при прочих равных условиях внешнерыночной конъюнктуры, по оценкам «БКС Премьер», возможна в случае реализации наиболее жестких санкционных пакетов против РФ, включая ограничения для российского экспорта энергоносителей. Также это возможно в случае значительного снижения нефтяных цен до уровней существенно ниже 50 долларов за баррель — до отметок 25-27 долларов и закрепления котировок вблизи данных уровней.

Участники прошедших в Лондоне и Москве встреч министров финансов G7 и G20 пришли к выводу, что главная проблема в мире сейчас — это валютные курсы и валютные войны. Обозреватель «Власти» Сергей Минаев напоминает, что курс курсу рознь.

В созданной после войны валютной системе, при которой курсы всех валют были зафиксированы по отношению к американскому доллару, а доллар свободно обменивался на золото также по фиксированной цене (в международных расчетах: американским гражданам покупать золото было запрещено), любимым словом была девальвация.

Показательна история с британским фунтом. Его курс был зафиксирован на уровне $2,8 за фунт, и для его поддержания Великобритания должна была иметь резервы в $2 млрд. В ходе так называемого Суэцкого кризиса 1956-1957 годов, когда Израиль, Франция и Великобритания вели боевые действия против Египта за возврат национализированного Суэцкого канала владельцам, спекулянты пытались добиться девальвации английской валюты. Они считали, что резервов для поддержания курса в Великобритании не хватит, так как она будет вынуждена много тратить на военные действия и больше платить за нефть, которая подорожает из-за перебоев в работе канала. Поэтому курс придется снизить, следовательно, нужно срочно скупать доллары, чтобы потом продать их за подешевевшие фунты. Спекулянты покупали из британских резервов по $300 млн в месяц. Девальвация не произошла только потому, что МВФ дал Великобритании кредит в $1,3 млрд.

Фунт не устоял в 1967 году, когда арабо-израильская война привела к закрытию Суэцкого канала. Спекулянты снова начали игру против фунта, полагая, что в условиях нехватки долларовых резервов власти будут вынуждены удорожить импорт и удешевить экспорт с помощью снижения курса национальной валюты, а значит, надо продавать фунты, пока они относительно дороги. Для поддержания курса фунта Банк Англии тратил огромные средства — до $500 млн в день. В итоге 19 ноября 1967 года премьер Гарольд Вильсон объявил о девальвации, сославшись на издержки боевых действий на Ближнем Востоке, закрытие Суэцкого канала и невозможность получить значительные долгосрочные кредиты за рубежом. Курс фунта снизился с $2,8 до $2,4. Премьер объяснил британцам, что подешевение фунта на 14% не делает их на 14% беднее, просто Британия получает возможность продавать больше товаров за границу. Однако для жителей Британии и других стран происшедшее было настоящим потрясением: стало ясно, что ведущие мировые валюты могут существенно дешеветь.

Курс советского рубля также был фиксированным по отношению к доллару, но весьма своеобразным образом: граждане могли узнать о нем только из справочной литературы. Скажем, в энциклопедии 1953 года понятие «доллар» определялось так: «Денежная единица в США… Со времени мирового экономического кризиса началось прогрессирующее обесценение доллара… После 2-й мировой войны 1939-1945 годов в результате инфляции покупательная сила доллара упала более чем в 2 раза. В связи с установлением с 1 марта 1950 года золотого содержания рубля в 0,222168 г по курсу Госбанка СССР (сентябрь 1952 года) 1 доллар = 4 рублям (вместо 5 рублей 30 копеек)». В конце концов дело дошло до того, что в 1961 году в России была проведена деноминация с единственной целью — сделать так, чтобы советский рубль по золотому содержанию стал дороже доллара. Произошла ревальвация. Но граждане с иностранной валютой дела не имели, и в общем-то им было все равно.

В 1973 году одновременно были введены плавающие курсы валют и создана G7. История случилась следующая. Заместитель министра финансов США Пол Волкер, который был инициатором решения президента Ричарда Никсона отменить свободный обмен долларов на золото в 1971 году, несколько лет ездил по миру, решая валютные проблемы. Главная проблема возникла в феврале 1973 года: американцы собирались девальвировать доллар на 10% по отношению к золоту и хотели уговорить японцев ревальвировать иену на 10%, чтобы уменьшить грандиозный профицит внешнеторгового баланса Японии. Прибыв в Токио, Волкер убеждал министра финансов Киити Аити согласиться на эту двустороннюю валютную операцию. Тот отказался и предложил взамен ввести свободно плавающий курс иены: «А если валютный рынок поднимет курс иены на 20%, тут уж ничего не поделаешь». Потом Волкер направился в Европу, для начала поговорил с немецким министром финансов Гельмутом Шмидтом и попросил его убедить французского министра Валери Жискара д`Эстена. Потом слетал в Лондон, заручился поддержкой британцев и провел переговоры с Жискаром д`Эстеном. В итоге европейцы согласились, и доллар был девальвирован на 10%. Однако ведущие индустриальные страны не решились на совместную золотую интервенцию на рынке, золото очень подорожало. Это, по выражению Пола Волкера, «выбило психологическую почву из-под ног доллара», и в марте 1973 года пришлось ввести свободно плавающий курс всех ведущих мировых валют.

Опыт переговоров настолько впечатлил министров финансов и их заместителей, что они решили организовать специальную группу. 25 ноября 1973 года газета New York Times писала: «Американский министр финансов Шульц встречается с коллегами из Франции, Великобритании, Западной Германии и Японии, чтобы обсудить реформирование мировой валютной системы. Провести встречу было запланировано в Отоне, фамильном замке французского министра финансов Жискара д`Эстена, но место было изменено в последний момент, потому что о нем пронюхала пресса… Пять стран сформировали неофициальную группу для обсуждения вопросов, связанных с необходимостью навести порядок в мировых валютной и платежной системах. Участники переговоров столкнулись с трудными вопросами вроде будущей роли доллара и золота, а также ухудшающегося состояния мировой экономики». А 28 ноября New York Times сообщила: «В выходные прошла секретная встреча высших финансовых чиновников США, Франции, Великобритании, Западной Германии и Японии, на которой обсуждалась реформа валютной системы западного мира… Италия выступила с официальным протестом в связи с тем, что не была приглашена на эту секретную встречу».

Потом Шмидт стал канцлером Германии, Жискар д`Эстен — президентом Франции, и неофициальная группа министров финансов по проведению секретных встреч стала вполне официальной G7. Туда пустили не только Италию, но и Канаду.

На советских граждан ни введение плавающих курсов валют, ни создание G7 никакого впечатления не произвело: с долларами они по-прежнему дела не имели и только теоретически знали, что стоит он примерно 60 копеек.

Зато в начале 1990-х годов каждый российский гражданин уже интересовался только долларами и курсом. Потому что доллары были в свободной продаже, а после либерализации цен в 1992 году стало ясно, что рубли ничего не стоят. С тех пор граждане привыкли мыслить в долларовых категориях. Российский ЦБ, может быть, и хотел бы как-то сдержать бесконечное падение рубля, но не имел для этого валютных резервов, поэтому курс стал в полном смысле плавающим. В 1995 года российские власти вернулись к фиксированному курсу, с помощью так называемого валютного коридора. Граждане, которые к тому времени только о валютных курсах и думали, уяснили, что доллар стоит примерно 6 тыс. рублей (после деноминации 1998 года они превратились в 6 рублей). После валютно-финансового кризиса августа 1998 года власти были вынуждены девальвировать рубль, но курс его, в сущности, остается фиксированным до сих пор, потому что сохраняется валютный коридор, который разве что расширился и стал бивалютным.

Не так давно российский рубль прибило к валютному коридору

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Неделю назад на заседании в Лондоне G7 напомнила цели своего создания — исключительно для того, чтобы заниматься валютными курсами. Министры финансов и главы центробанков развернули дискуссию по поводу решения Японии смягчить денежную политику для стимулирования экономического роста. Прочие члены группы указали на то, что японцы на самом деле хотят искусственно снизить курс иены, то есть девальвировать ее, стимулируя экспорт и затрудняя импорт. Главным выражением, звучавшим на встрече, была «валютная война»: члены G7 подозревали друг друга в намерении последовать японскому примеру и девальвировать собственную валюту. Дело кончилось взаимными заверениями, что валютной войны не будет и принятием заявления: «Мы подтверждаем нашу долговременную приверженность политике рыночных валютных курсов и будем консультироваться относительно действий на валютных рынках». Через несколько дней в Москве на встрече министров финансов и глав ЦБ G20 (уже с участием России) тоже обсуждали валютные войны и девальвации. Как заявила по итогам московской встречи глава МВФ Кристин Лагард, «я приветствую намерение G20 решить проблему глобального дисбаланса путем совместных действий по недопущению длительного несоответствия валютных курсов и решение группы воздержаться от конкурентных девальваций».

Надо заметить, что нынешние дискуссии G7 и G20 о курсах и девальвациях осложняет то обстоятельство, что в мире вообще неясно, что творится с валютными курсами. Точнее, после введения плавающих курсов в 1970-е годы существовали и существуют самые разные системы. Исследователи выделяют следующие их типы. Фиксированные курсы национальных валют, которые применяли в 1990-е годы латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Чили) в качестве ключевого элемента антиинфляционных программ. Фиксированные курсы национальных валют, которые в 1990-е годы применяли восточноазиатские страны (Таиланд, Индонезия, Малайзия и Филиппины), чтобы привлечь иностранный капитал. Фиксированные курсы национальных валют, которые продолжают существовать в странах Центральной, Западной и Южной Африки в рамках валютных союзов. Фиксированный курс валют в странах Евросоюза: сама система евро была построена на фиксации курсов европейских стран друг по отношению к другу. В чистом виде плавающими считаются курсы тех стран, которые в интересах борьбы с инфляцией принципиально отказываются от валютных интервенций: в Великобритании, Новой Зеландии и Канаде.

Как подчеркивает профессор Калифорнийского университета Эндрю Роуз, «обменный курс валюты является важной ценой активов, может быть, даже самой важной ценой активов. Цена определяется по желанию правительств и центральных банков. Некоторые правительства (например, Дании или Гонконга) выбрали вариант с фиксированным курсом своих валют. А некоторые — со свободным (Канада, Новая Зеландия). Ряд стран изменили отношение к этому вопросу и, соответственно, валютный режим (Таиланд в июле 1997 года, Аргентина в январе 2002 года). Официальные власти в любой стране своей валютной политикой дают понять, что их очень заботит вопрос о фиксированном или плавающем курсе национальной валюты. В некоторых странах вроде Новой Зеландии, Чили или Швеции, которые придерживаются режима плавающего валютного курса, центральные банки имеют вполне определенные плановые ориентиры по сдерживанию инфляции. Центральный банк Нигерии, например, имеет ориентиры не по сдерживанию инфляции, а по сдерживанию роста денежной массы. А Банк Японии вообще не имеет определенных ориентиров. Так что если страны с фиксированным валютным курсом приблизительно одинаковы, то страны с плавающим валютным курсом весьма разнятся. Важно понимать, что существующая система в еврозоне является ярко выраженным случаем фиксированных валютных курсов: все страны, вступающие в еврозону, должны в течение как минимум двух лет до вступления зафиксировать курсы своих валют по отношению к евро. В то же время ярко выраженным случаем свободно плавающего курса является система, принятая в Великобритании, где Центральный банк сосредоточен только на достижении ориентира по сдерживанию инфляции и ни при каких условиях не прибегает к валютным интервенциям для воздействия на курс фунта. В этом отношении выход из зоны евро был бы для любой страны просто отказом от фиксированного курса и переходом к плавающему».

Таким образом, страны G7 и G20, в центре внимания которых оказались валютные курсы и валютные войны, заверяют всех в верности плавающим рыночным курсам. Но они поставили перед собой непростую задачу: ведь нужно еще разобраться, кто и как плавает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх