Куперс

Бухучет и анализ

Положение о премировании водителей грузовых автомобилей

Организации автомобильного транспорта, руководствуясь ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), на основании коллективного договора используют системы премирования водителей автомобилей для улучшения различных показателей своей деятельности.
Показатели, условия и размеры премирования предусматриваются в положениях по оплате труда, которые согласно ст. 364 ТК являются составной частью коллективного договора. По своему целевому назначению системы предусматривают премирование:

    • за производственные результаты;
    • по специальным системам.

Показатели и условия премирования

При премировании водителей за производственные результаты число показателей и условий премирования устанавливается в количестве, не превышающем 2–3-х, от которых зависят общие результаты деятельности организации.
Приведем сгруппированные по видам перевозок показатели и условия премирования водителей, используемые в практике работы организаций.

Водители:

    • занятые международными и междугородными перевозками грузов:
    • своевременное выполнение заданий, предусмотренных путевыми листами на перевозку грузов;
    • отсутствие замечаний грузоотправителя и грузополучателя;
    • соблюдение норм пробега;
    • занятые пригородными и городскими перевозками грузов:
    • выполнение заданий, предусмотренных путевыми листами на перевозку грузов: количество тонн, ездок (рейсов), часов работы;
    • соблюдение графиков перевозки грузов;
    • выполнение месячного плана по выручке (доходам) и др.;
    • занятые грузовыми перевозками при премировании за коллективные результаты:
    • рост выработки автомобилей в тонно-километрах в расчете на одну среднесписочную тонну грузоподъемности к соответствующему периоду прошлого года;
    • рост производительности труда, исчисленной исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) в сопоставимых условиях нарастающим итогом с начала года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
    • автобусов междугородных и пригородных маршрутов:
    • выполнение месячного плана по выручке (доходам);
    • выполнение сменных заданий по количеству рейсов;
    • соблюдение графика движения;
    • высокая культура обслуживания пассажиров: отсутствие жалоб, объявление остановочных пунктов, соблюдение порядка приобретения билетов;
    • автобусов городских маршрутов:
    • выполнение сменных планов по количеству рейсов;
    • соблюдение графика движения по маршруту;
    • высокая культура обслуживания: отсутствие жалоб пассажиров, объявление остановочных пунктов, соблюдение порядка приобретения и компостирования талонов;
    • заказных автобусов:
    • выполнение задания заказчика, соблюдение графика движения;
    • отсутствие замечаний заказчика и пассажиров на культуру и качество обслуживания;
    • легковых автомобилей-такси:
    • выполнение плана по выручке;
    • отсутствие нарушений трудовых обязанностей и жалоб пассажиров на качество обслуживания;
    • служебных легковых автомобилей:
    • своевременное и качественное выполнение задания;
    • содержание автомобилей в технически исправном состоянии.

Начисление премий

Премия за отчетный месяц начисляется:

    • водителю со сдельной премиальной оплатой труда — в процентах от сдельного заработка:

Сп = Зс ´ П / 100 %,
где Сп — сумма премии за месяц, руб.;
Зс — сумма сдельного заработка, начисленного за месяц, руб.;
П — процент премии;

    • водителю с повременной премиальной оплатой труда — в процентах от тарифной ставки (оклада), начисленной за отработанное за месяц время:

Сп = Тч ´ Чотр ´ П / 100 %,
где Тч — часовая тарифная ставка водителя, руб.;
Чотр — количество отработанных за месяц часов, час.
Согласно Рекомендациям по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 января 2005 г. № 2 (далее — Рекомендации), премии начисляются на доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Для водителей, работающих на грузовых автомобилях, применяется, как правило, сдельная оплата труда. Это обусловлено как необходимостью, так и реальной возможностью повышения производительности труда. По этой системе труд оплачивается раздельно: за время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями по сдельным расценкам за 1 т перевезенного груза; за время движения по сдельным расценкам за 1 т-км транспортной работы. Система оплаты за 1 т-км пробуждается интерес водителей к повышению коэффициента использования пробега.
При расчете сдельной расценки на 1 т-км коэффициент ис-пользования пробега принимают р = 0,5 для всех автомобилей за исключением автомобилей-самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов), для которых этот коэффициент р = 0,45.
Для повышения материальной заинтересованности водителей руководителям АТП по согласованию с профсоюзной организацией разрешается устанавливать местные расчетные нормы пробега грузовых автомобилей и поправочные коэффициенты исходя из конкретных условий работы. При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары к расценкам за 1 т-км применяются поправочные коэффициенты за тонно-километры, выполненные в обратном направлении в пределах от 0,5 до 1,0.
При работе бортовых автомобилей с двумя и более прицепами, автомобилей-самосвалов с одним или более самосвальными прицепами, а также автомобилей с прицепами повышенной грузоподъемности (когда грузоподъемность прицепа равна или выше грузоподъемности автомобиля) сдельные расценки рассчитываются с коэффициентом 0,5—0,9. При работе на тягачах с полуприцепами и прицепами к сдельным расценкам применяется поправочный коэффициент 1,2.
Если водители обеспечивают перевозку грузов в попутном направлении (при следовании автомобиля без груза), то эта перевозка оплачивается по сдельным расценкам, увеличенным до 25%.

При повременной оплате труда водителей в этих условиях производится доплата к повременному заработку из расчета сдельных расценок, повышенных до 25%.
При перевозке грузов, погрузка и выгрузка которых не требует большого физического напряжения, допускается с согласия водителей совмещение ими обязанностей грузчика с оплатой данной работы по сдельным расценкам, установленным для грузчиков, или производится доплата в размере 30% соответствующей тарифной ставки грузчика.
В современных условиях автотранспортным предприятиям предоставлена большая свобода при выборе способов оплаты труда работников и при расчетах с заказчиками. Так, многие АТП и СТОА рассчитываются с клиентами за перевозки по договорным тарифам (за время работы), установленным на основе стоимости той сдельной работы, которая могла бы быть выполнена за оплачиваемое время. При таких расчетах с клиентом труд водителя принято оценивать в процентах от валового дохода. Обычно этот процент устанавливается ориентировочно и оказывается неодинаков.
Труд водителей автобусов, легковых автомобилей служебного пользования, специальных автомобилей, а также кондукторов и проводников автобусов, как правило, оплачивается по повременной и повременно-премиальной системам. Так как работа водителей автобусов регламентирована расписанием движения, а труд водителей легковых автомобилей не нормируется, то для них нельзя применить сдельную оплату труда.
Для оплаты труда водителей автомобилей-такси используются сдельная система оплаты труда по расценкам с рубля выручки за платный пробег, оплаченный простой автомобиля и посадку пассажира.
Водители автомобилей могут привлекаться для выполнения ТО-2, так как оно производится в их рабочее время. В этом случае оплачивается время пребывания автомобилей в обслуживании по тарифным ставкам водителей. Ежедневное обслуживание, ТО-1 и текущие ремонты должны выполняться в межсменное время автомобилей без привлечения водителей.

И.С. Туревский. Экономика отрасли


В обществе существует стереотип, что дальнобойщики зарабатывают сумасшедшие деньги, чуть ли не столько же, сколько моряки на торговых суднах, шахтеры и нефтянники. Нужно отметить, что оплата труда дальнобойщика очень сильно отличается в зависимости от многих факторов. Например, от способа расчета транспортно-экспедиционной компании с водителем-дальнобойщиком. Существует несколько типов расчета труда:

  • За километры
  • За тоннокилометры
  • Почасовая оплата
  • Суточная оплата
  • Сдельная оплата
  • Месячный оклад
  • Процент от дохода нетто

Также оплата труда, например, водителя, который перевозит негабаритный груз (например, башенный кран), и водителя-международника, перевозящего древесину, будет несоизмеримо выше. Поэтому дальнобойщики и транспортные компании постоянно ведут долгие переговоры по согласованию системы расчета оплаты труда, стараясь выторговать для себя оптимальные и выгодные условия.
Но если отталкиваться от «медианы», то есть от среднестатистической оплаты труда дальнобойщиков, то они получают зарплату в зависимости от пробега. Это – обычные федеральные, региональные и международные перевозчики, основной груз у которых – товары народного потребления.
До кризиса ставка за километр была на уровне 0,1-0,3 евро за километр. Суточные были на уровне 40-60 евро. Существенное различие в этих двух ситуациях в стимулировании водителя. Если в первом случае в интересах водителя проехать как можно больше километров в пути, то во втором – этой мотивации нет. Также мотивации по пробегу нет у дальнобойщиков, которые получают оклад или процент.
Не очень выгоден для дальнобойщиков и расчет за тоннокилометры, поскольку в этом случае водитель имеет свою определенную ставку за пробег, но плюс расчет за каждую тонну, загруженную на самосвал. И водитель, вроде как имеет возможность «подзаработать», однако подвергает себя риску наложения штрафа. Тем более в свете последних мер по усилению весового контроля на дорогах России.
Сдельная оплата труда дальнобойщика также может быть крайне невыгодной для водителя. В такой форме оплаты труда заинтересованы, прежде всего, компании, которые перевозят различную древесину, сыпучие грузы и региональные грузы. Это вызвано тем, что дальнобойщик обязан в определенное время выполнить перевозку груза, но с соблюдением режима по тахографу. Однако очень часто происходят простои на выгрузке и загрузке груза из-за их специфики и специфики работы предприятий, поэтому, чтобы успеть в срок, дальнобойщики вынуждены «хитрить» и, если получится, сделать пару лишних рейсов, чтобы получить надбавку.
Зарплата дальнобойщика зависит также от региона, в котором он работает. Понятно, что транспортные компании из Москвы и Санкт-Петербурга заплатят за ту же работу намного больше, чем, скажем, компания из Кемерово.

Проблема оплаты труда водителей по разным схемам вызвана не только спецификой самой работы дальнобойщика, но и махинациями среди работодателей. Они с легкостью Вам передадут заявку на перевозку, изменив в графических редакторах сумму фрахта на несколько сотен евро. Особенно эта проблема касается дальнобойщиков, получающих зарплату в процентах от фрахта. Лучше всего решить эту проблему помогут транспортные форумы и советы от других дальнобойщиков и транспортников.

Работа по «белой схеме»

Как ни странно, но многие водители раньше, до введения тахографов, предпочитали работу «в черную». Оно и понятно, официальная зарплата начисляется, стаж идет, но есть возможность и подзаработать копейку. Теперь же ситуация изменилась, и многие, особенно молодые дальнобойщики, предпочитают получать «чистую» зарплату. Это вызвано и усилившимся контролем органов за деятельностью транспортников, и реформой пенсионной системы, и требованиями банков при получении кредитов или ипотеки для строительства жилья.

Работа по «серой схеме»

Достаточно большая часть дальнобойщиков России получает зарплату в конвертах. Т.е. работают они по окладу, скажем, 20 тысяч рублей в месяц, а в конверте получают наличными 45 тысяч. Такая схема позволяет и работодателю и водителю экономить на налогах. Также стимулирующим фактором для нарушения законодательства в этом вопросе является общее недоверие водителей к государству. Многие дальнобойщики – люди простые, и им нет смысла брать кредиты, поэтому их целью является одно: заработать любым способом как можно больше денег.
Лучше всего зарабатывают в России, да и во всем мире, владельцы собственного грузовика. Конечно, они тоже имеют проблемы, особенно с хитрыми диспетчерами, которые тоже стараются как можно сильнее их использовать и заработать деньги «из воздуха», но этот тип дальнобойщиков не привязан к компании, выбирает маршруты самостоятельно и сам рассчитывает, сколько заработает, какое время ему работать и какими дорогами пользоваться в пути.
В заключение можно сказать то, что каждый дальнобойщик работает по разным схемам и на разном транспорте. Поэтому точно сказать, что, например, зарплата дальнобойщика составляет «1200 евро в месяц» нельзя. Однако существуют и среднестатистические данные по России, которые мы приводим на картинке ниже:

Если привести примеры заработных плат дальнобойщиков в мире, перевозящих ТНП, то средние зарплаты составляют*:

  • В Великобритании – 2500-3500 фунтов стерлингов для иммигрантов, около 5000 фунтов для англичан
  • В Польше – 5000 злотых (от 3000 по стране до 10000 в международных рейсах)
  • В Ирландии – 2500 евро
  • В Германии и Австрии – 5000-7000 евро
  • В Беларуси – около 1000 евро (в международном сообщении)
  • В Литве – около 1200 евро

*-данные взяты из открытых источников в интернете, форумов дальнобойщиков Польши и общеевропейском форуме дальнобойщиков международных рейсов

Станислав С

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх