Куперс

Бухучет и анализ

Положение по обучению персонала

Внешняя среда предоставляет компаниям все меньше возможностей для использования конкурентных преимуществ. Такие компоненты, как оборудование, сырье, технологии, финансы, доступны практически всем участникам рынка, и зачастую только эффективная система управления персоналом способна выделить организацию на фоне всех остальных. Поэтому тема постановки корпоративного обучения является чрезвычайно актуальной. Развитие сотрудников — важнейшее звено системы управления персоналом.

Персонал становится одним из самых дорогих ресурсов современных компаний — для реализации стратегии и бизнес-целей требуются существенные затраты на обучение и развитие сотрудников. По данным исследования, проведенного компанией «Топ-менеджмент Консалт», российские компании тратят на обучение персонала более 2% от фонда оплаты труда. Однако в результате бесед с сотрудниками HR-служб складывается устойчивое впечатление, что практика обучения персонала в большей части случаев все еще остается просто корпоративной модой.

Главное — поскорее освоить бюджет, обучить сотрудников чему-нибудь модному. Вопрос «Зачем?» часто остается без ответа.

Большинство компаний, и тех, что делают первые шаги в организации обучения своих сотрудников, и имеющих определенный опыт в создании системы обучения персонала, уделяет внимание прежде всего используемой технологии. По нашим наблюдениям, пальму первенства до сих пор удерживают тренинги, предметом гордости многих компаний является система дистанционного обучения, становится востребованным самообучение с аттестационным тестированием. При этом не учитывается специфика той или иной целевой аудитории, которой предстоит обучение, не прорабатываются организационные аспекты обучения. Результат — отсутствие общей картины процесса, потерянные время и деньги, неудовлетворительная квалификация обученных сотрудников, разочарование руководства и резкое уменьшение инвестиций в развитие персонала. Все это побуждает компании с особой тщательностью подходить к планированию такого рода вложений, задумываться над созданием системы обучения персонала, основанной на корпоративной стратегии развития.

Примечание. Кадровики осознают, что обучать людей нужно, но в голову им приходят лишь самые распространенные тренинги.

Справиться с этой нелегкой задачей можно с помощью внешних консультантов — предложений на рынке достаточно, но если вы решили действовать самостоятельно, то стоит начать с подхода, определяющего необходимость обучения в компании.

Быстрый набор персонала имеет и побочный эффект — достаточно большое количество ошибок при наборе и вследствие этого высокий уровень текучести персонала.

Для построения системы обучения работников компании руководителю службы персонала необходимо совместно с руководителями всех структурных подразделений организации определить приоритетное направление в обучении персонала, примерную тематику обучения, выбрать методику для более качественного проведения обучения сотрудников.

Формирование системы обучения сотрудников предполагает также и ее фиксацию в таких внутренних локальных нормативных актах, как положение об обучении персонала, положение о системе обучения и т.п. Разработка такого документа включает следующие этапы:

Этап 1. Сбор и изучение типовых и примерных положений, рекомендаций и методик. Можно воспользоваться специализированной литературой, ресурсами Интернета, советами коллег и подобрать то, что более всего подходит конкретной компании.

Этап 2. Разработка проекта положения. Его готовят специалисты кадровой службы, в этом процессе могут принимать участие и руководители ведущих структурных подразделений. Концепцию проекта положения следует обсудить с руководством организации. Содержание документа, описываемые в нем технологии зависят от специфики и принципов работы с персоналом в компании, ее кадровой политики. В любом случае он должен давать ответы на следующие вопросы:

  • кого необходимо обучать?
  • чему следует учить?
  • как будет осуществляться обучение?
  • как оценить его эффективность?

Этап 3. Согласование и подписание документа. Положение подписывает начальник кадровой службы и утверждает первый руководитель компании. Оно может содержать визы директоров структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки, визы юриста и бухгалтера.

Этап 4. Контроль со стороны начальника кадровой службы и вышестоящих руководителей за реализацией указанных в документе целей и задач.

В нашей компании обучение персонала ведется, и ведется довольно активно. Но проблема в том, что значимость учебных мероприятий в глазах сотрудников компании весьма низкая. Это связано не столько с качеством обучения, сколько с тем, что обучение ведется бессистемно, эффективность мероприятий не считается, процессы не регламентированы, и потому ведутся каждый раз по-разному. Отсюда возникает ощущение хаоса и бесхозяйственности. Департаменту управления персоналом было поручено определить целевые аудитории обучения, сформировать список типовых программ для различных аудиторий, выбрать методы и формы обучения, составить план проведения обучения, провести оценку и расчет необходимых ресурсов. Результатом работы стали годовая программа (план) обучения персонала компании и локальные нормативные акты: положение об обучении и развитии персонала, положение об отделе обучения и развития персонала, должностные инструкции сотрудников отдела и т.д.

Положение об обучении и развитии персонала состоит из пяти разделов. В разд. 1 дана общая характеристика данного документа. Во втором — раскрываются основные понятия и определения, а именно:

  • цели и задачи обучения;
  • виды обучения (внутрифирменное и внефирменное);
  • формы (заочная и дистанционная) и разновидности (первичное и совершенствование) внутрифирменного обучения;
  • формы (очная, очно-заочная, вечерняя) внефирменного обучения;
  • силы и средства внутрифирменного и внефирменного обучения;
  • форма типовой программы обучения;
  • форма базового учебного пособия;
  • обучаемый и обучающий персонал.

Раздел 3 регламентирует сроки и исходные данные для планирования и проведения обучения, а также утвержденные формы документов, необходимые для организации проведения обучения.

В разд. 4 подробно говорится о каждом виде обучения, сроках их проведения, месте проведения (вуз, учебно-методический центр и т.д.) и необходимых формах документов. В данном случае — это договор на обучение.

В разд. 5 определен порядок планирования расходов на обучение.

В завершение необходимо обратить внимание, что приведенный пример положения об обучении и развитии персонала является документом, приемлемым для данной конкретной организации. Поэтому не стоит полностью копировать этот опыт, так же как и не стоит полностью его отвергать. Важно создать ту систему обучения, которая будет отвечать специфике и особенностям вашей организации и приведет к ожидаемым результатам, и правильно зафиксировать ее параметры в локальных документах организации.

Примерный образец

—————————T—————T——————————-¬
¦ ¦ ¦ УТВЕРЖДАЮ ¦
¦ ¦ ¦ Генеральный директор ¦
¦ ¦ ¦ (наименование должности) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦_________ Л. Пирогов ¦
¦ ¦ ¦(подпись) (расшифровка подписи)¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ООО «Звездочка» ¦ ¦ «01» февраля 2011 г. ¦
¦(наименование организации)¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Положение ¦ ¦ ¦
¦ 01.02.2011 N 11/2 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Об обучении и развитии ¦ ¦ ¦
¦ персонала ¦ ¦ ¦
L—————————+—————+———————————

Общие положения

1.1. Положение об обучении и развитии персонала ООО «Звездочка», далее — Положение, является документом, регламентирующим порядок организации и проведения профессионального обучения сотрудников.

1.2. Положение устанавливает общие требования к планированию, организации и осуществлению обучения сотрудников через создание и функционирование единой системы профессиональной подготовки ООО «Звездочка», далее — Компании.

1.3. В Положении даются общие понятия, определяются цель, задачи, силы и средства, способы организации и порядок финансирования профессиональной подготовки персонала Компании, а также обязанности ответственных должностных лиц по ее организации.

Основные понятия и определения

2.1. Потребность в обучении персонала — несоответствие имеющегося у сотрудника уровня профессиональных знаний, умений, навыков требованиям должностной инструкции и изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

2.2. Обучение персонала — процесс формирования и развития у сотрудников корпоративно ориентированных передовых профессиональных знаний, умений и навыков, а также привития им корпоративной культуры и стандартов Компании посредством методов обучения и воспитания.

2.3. Цель обучения — формирование и развитие профессиональных знаний, навыков и умений персонала Компании до уровня, соответствующего требованиям должностной инструкции и обеспечивающего конкурентоспособность сотрудника любого звена в динамичных условиях современного рынка.

2.4. Задачи обучения персонала Компании:

  • овладение вновь принятыми в Компанию сотрудниками минимально необходимым уровнем знаний, навыков и умений для успешного выполнения обязанностей по замещаемой должности;
  • обеспечение конкурентоспособности персонала Компании через совершенствование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями времени;
  • подготовка из числа сотрудников Компании внутреннего резерва кандидатов на замещение вышестоящих должностей;
  • воспитание у сотрудников Компании стремления к самосовершенствованию и профессиональному росту.

2.5. Виды обучения персонала:

  • внутрифирменное обучение (процесс обучения организуется и проводится непосредственно в Компании своими силами);
  • внефирменное обучение (процесс обучения осуществляется в вузах, специализированных обучающих центрах, тренинговых компаниях и т.п.). Внефирменное обучение может быть длительным (до 5 лет) и кратковременным (до 5 дней).

2.6. Формы и разновидности внутрифирменного обучения:

2.6.1. Очная — обучение с использованием традиционных приемов и методов обучения. Проводится в строго определенное время в установленных местах в составе учебных групп, с привлечением внутренних или внешних преподавателей. Разновидностями очной формы обучения являются:

  • первичное профессиональное обучение — стажировка проводится при приеме сотрудника на работу в Компанию;
  • совершенствование профессиональных знаний навыков и умений проводится систематически в течение всего времени работы сотрудника в Компании.

2.6.2. Дистанционная — направляемое и контролируемое самообучение (с использованием информационных, обучающих, контролирующих и тестирующих компьютерных систем, аудио- и видеоматериалов). Проводится индивидуально и самостоятельно каждым обучаемым в течение года по своему личному графику, с обязательным тестовым контролем усвоения знаний в специально устанавливаемые департаментом персонала сроки.

2.7. Формы внефирменного обучения:

2.7.1. Очно-заочная — длительное обучение в вузах без отрыва от производства с проведением очных сессий (1 — 2 недели ежеквартально или 3 — 4 недели 1 раз в полгода) с выездом к месту проведения сессий.

2.7.2. Очная — кратковременное обучение на специализированных симпозиумах, курсах, семинарах с отрывом от производства.

2.7.3. Вечерняя — обучение (после 18.00) на спецкурсах, семинарах, тренингах и т.п. без отрыва от производства.

2.8. Силы и средства внутрифирменного обучения:

  • собственные преподаватели — руководитель и специалисты учебно-методического центра, а также другие должностные лица Компании (руководители подразделений), в обязанности которых входит обучение подчиненного персонала;
  • внешние преподаватели — профессиональные независимые преподаватели, специалисты — тренеры консалтинговых и тренинговых фирм, учебных центров, приглашаемые для проведения занятий с персоналом компании;
  • типовая программа обучения специалиста — формализованный текстовый документ, содержащий систематизированные сведения о целях, задачах, содержании минимально необходимого обучения сотрудника по конкретной специальности (Приложение N 1). Программа разрабатывается профильным департаментом совместно с департаментом управления персоналом, утверждается директором профильного департамента и хранится в профильном департаменте;
  • базовое учебное пособие — основное учебно-методическое средство — совокупность систематизированных профессиональных знаний текстового и графического формата, разъясняющих основные положения, требования и сведения, регламентирующие профессиональную деятельность по профилю того или иного департамента и предназначенные для изучения в ходе профессиональной подготовки (Приложение N 2); пособие разрабатывается профильным департаментом совместно с департаментом управления персоналом, утверждается директором профильного департамента и хранится в профильном департаменте;
  • технические средства обучения и учебное оборудование — внутрикорпоративное виртуальное пространство, электронная почта, компьютеры, видео-, аудио- и проекционная аппаратура, помещения и мебель, используемые для решения задач обучения.

2.9. Силы и средства внефирменного обучения — инфраструктура и дидактическая среда учебных заведений, центров, компаний, в которых осуществляется внефирменное обучение персонала Компании.

2.10. Обучаемый персонал — все сотрудники Компании, которые подразделяются на учебные потоки:

Поток N 1. Высший руководящий состав: генеральный директор, руководители подразделений.

Поток N 2. Заместители руководителей подразделения.

Поток N 3. Менеджеры среднего звена.

Поток N 4. Специалисты производства и персонал рабочих специальностей.

2.11. Обучающий персонал — внутренние и внешние преподаватели.

2.12. Система обучения персонала Компании — совокупность специальным образом организованных сил и средств, разновидностей и форм профессионального обучения, функционирование и использование которых направлено на удовлетворение потребностей обучаемого персонала в приобретении профессиональных знаний, развитии навыков и умений.

Планирование профессиональной подготовки

3.1. Необходимость и направленность профессиональной подготовки, а также выбор форм и разновидностей обучения определяются исходя из потребностей в профессиональной подготовке.

3.2. Выявление потребностей в профессиональной подготовке для подчиненного персонала осуществляется должностными лицами всех степеней непрерывно и постоянно.

3.3. Планирование профессиональной подготовки может быть перспективным — на год и оперативным — на предстоящий месяц. Оперативное планирование осуществляется в случаях, если возникает потребность в дополнительном обучении персонала, которое требует финансовых затрат и не могло быть предусмотрено при планировании на год (внеплановое обучение — стажировка вновь принятых сотрудников, платные семинары, тренинги и т.п., сведений о проведении которых не существовало на момент разработки годового плана).

3.4. Исходными данными для планирования профессиональной подготовки являются:

  • указания генерального директора по организации профессиональной подготовки;
  • сведения о привлечении в Компанию новых сотрудников;
  • типовая программа обучения специалиста;
  • заявка должностных лиц на проведение профессионального обучения подчиненного персонала;
  • докладная записка об организации внепланового обучения;
  • результаты аттестаций подчиненного персонала;
  • учебные программы вузов, консалтинговых и тренинговых фирм и компаний;
  • план подготовки кадрового резерва.

3.5. План профессионального обучения на год является приложением к настоящему Положению, разрабатывается департаментом по управлению персоналом, утверждается генеральным директором.

3.6. Результатом работы по оперативному планированию профессиональной подготовки является утвержденная докладная записка об организации внепланового обучения, которая утверждается не позднее 20 числа предшествующего обучению месяца.

3.7. Докладная записка об организации внепланового обучения разрабатывается руководителем подразделения до 15 числа предшествующего обучению месяца, согласуется с департаментом по управлению персоналом и утверждается генеральным директором. На основании утвержденного плана профессионального обучения на год, утвержденных докладных записок об организации внепланового обучения и типовой программы обучения специалиста на каждый случай обучения разрабатывается расписание занятий.

3.8. В расписании указываются дата, время, тема, место занятия и фамилия преподавателя.

3.9. Лица, привлекаемые к проведению занятий в качестве преподавателя, руководствуясь расписанием занятий, разрабатывают план проведения занятия, в котором отражают основные изучаемые вопросы, краткое их содержание, время и место занятия.

3.10. Ответственность и контроль за представлением на согласование и утверждение планирующих документов профессионального обучения в сроки, определяемые п. п. 3.5, 3.7, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12, возлагаются на разработчика этих документов.

3.11. Общее руководство процессом планирования профессиональной подготовки персонала Компании осуществляет служба персонала.

Организация и проведение профессиональной подготовки

4.1. Внефирменное обучение за счет компании предусматривается для обучаемых учебных потоков N 1 и N 2.

4.2. Очно-заочная форма обучения в вузах:

4.2.1. Направление сотрудника на внефирменное обучение по очно-заочной форме может осуществляться только при наличии желания с его стороны. При этом сотрудник подготавливает докладную записку с просьбой о направлении на обучение и представляет ее.

4.2.2. Докладная записка кандидата на обучение рассматривается соответствующими должностными лицами, которые излагают свое мнение об актуальности и целесообразности запрашиваемого обучения.

4.2.3. Окончательное решение о направлении кандидата на внефирменное обучение принимается генеральным директором.

4.2.4. Срок рассмотрения кандидатуры на внефирменное обучение по очно-заочной форме не может превышать 10 рабочих дней в каждой инстанции. Результаты рассмотрения в вышестоящей инстанции доводятся кандидату на обучение установленным в Компании порядком делопроизводства.

4.2.5. Кандидат, направляемый на внефирменное обучение по очно-заочной форме, заключает гражданско-правовой договор с Компанией-работодателем на повышение квалификации без отрыва от производства. Заключаемый договор должен содержать наименование сторон, указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую обучаемым, обязанность кандидата пройти обучение и в соответствии с полученной специальностью и квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, устанавливаемого договором на повышение квалификации, а также иные условия, определяемые соглашением сторон. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.

4.2.6. Гражданско-правовой договор на повышение квалификации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора. В случае если обучаемый по окончании обучения без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возмещает понесенные работодателем расходы в связи с обучением.

4.3. Очная и вечерняя формы обучения на курсах, семинарах, тренингах:

4.3.1. Направление сотрудника на внефирменное обучение по очной или вечерней форме осуществляется на основании утвержденного плана профессионального обучения на год или утвержденной докладной записки на внеплановое обучение (см. п. 3.11).

4.4. Внутрифирменное обучение:

4.4.1. Очная форма обучения.

Обучение организуется в сроки и по содержанию в соответствии с расписанием занятий. Утвержденное расписание занятий доводится разработчиком расписания до лиц, привлекаемых к проведению занятий не позднее 2 дней до начала занятий.

Лица, назначенные для проведения занятий в качестве преподавателей, несут полную ответственность за качественное и своевременное их проведение.

Занятия по мере необходимости должны обеспечиваться учебно-методическими материалами и техническими средствами обучения. В обязательном порядке каждое занятие обеспечивается базовым учебным пособием департамента, по профилю которого проводится данное занятие.

Базовое учебное пособие и типовая программа обучения специалиста разрабатываются по профилю каждого департамента и по мере необходимости, но не реже 1 раза в год обновляются. К разработке (обновлению) учебно-методических материалов по решению директора департамента привлекаются наиболее подготовленные специалисты Компании и линейных предприятий, имеющие склонность к педагогической и научно-исследовательской работе.

Разработанные версии учебно-методических материалов хранятся в департаментах (на линейных предприятиях) и используются по мере необходимости при проведении занятий.

В учебно-методическом центре Компании создается периодически обновляемый банк электронных версий базовых учебных пособий и типовых программ обучения специалистов всех департаментов.

Продолжительность учебного часа составляет 50 мин. Количество учебного времени в день не может превышать 8 учебных часов.

По результатам обучения могут проводиться контрольные занятия в форме экзаменов или зачетов. Для проведения таких занятий создается экзаменационная комиссия. Необходимость проведения контрольных занятий и состав экзаменационной комиссии определяет должностное лицо, утверждающее расписание занятий (см. п. 3.12).

Департамент по управлению персоналом осуществляет контроль хода обучения и не позднее 3-х дней после его завершения представляет генеральному директору служебную записку о результатах и выявленных недостатках обучения.

4.4.2. Дистанционная форма обучения.

Учебно-методические материалы по профилю каждого департамента размещаются на внутрикорпоративном сайте Компании в специально создаваемом электронном формате, который обеспечивает санкционированный доступ обучаемого к массиву информации, фиксирует время его работы с материалом и осуществляет проверку уровня усвоения знаний через систему тестовых заданий и опросников.

Размещение учебно-методических материалов на внутрикорпоративном сайте осуществляется с соблюдением мер обеспечения безопасности и защиты информации.

Обязанность по техническому обеспечению функционирования внутрикорпоративного сайта, разграничению доступа пользователей и защите информации возлагается на службу автоматизации.

Разработка электронных версий учебно-методических материалов и их своевременное обновление осуществляются профильным подразделением совместно с департаментом по управлению персоналом.

Обучаемые соответствующих учебных групп получают индивидуальные пароли доступа к информации, их касающейся, и имеют возможность в определенное время на рабочем месте заниматься профессиональным самообучением.

Аттестационная документация (время и периодичность самообучения, результаты решения тестовых заданий) контролируется службой управления персоналом. Результаты контроля используются для корректировки процесса самообучения.

Наряду с электронной версией используются видео- и аудиоматериалы, потребность в которых определяется директором профильного департамента.

Разработка учебно-методических материалов на видео- и аудионосителях осуществляется профильным подразделением совместно с департаментом по управлению персоналом в рабочем порядке.

Расходы на профессиональную подготовку

5.1. Расходы на организацию планового профессионального обучения и разработку учебно-методических материалов включаются в смету расходов на год департамента по управлению персоналом.

5.2. Расходы на организацию внепланового профессионального обучения включаются в смету расходов Департамента по управлению персоналом на очередной месяц.

5.3. Оплата мероприятий профессионального обучения осуществляется на основании утвержденного бюджета денежных средств на месяц в порядке, установленном в Компании.

Библиографический список

М.Поляченкова

Менеджер по персоналу

продуктовой компании

Москва

Скачано: 1352

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор

«___» ___________2 года

Положение
об обучении персонала
Торгового Дома «ХХХ».

1. Предмет и область применения

Данное Положение об обучении персонала (далее «Положение») определяет цели, задачи обучения, основные виды обучения, порядок взаимодействия структурных подразделений Компании, ответственность, полномочия и обязанности сотрудников при организации обучения персонала Компании.

2. Цель положения об обучении персонала

Настоящее Положение об обучении персонала Торгового Дома «ХХХ» (далее Компания») разработано с целью систематизации действий и процедур, направленных на обучение и развитие персонала, для обеспечения профессионального роста сотрудников и оптимизации расходов Компании на обучение, установления взаимных прав и обязанностей Компании и ее сотрудников.

3. Общие положения

3.1. Обучение персонала – процесс получения сотрудником новых знаний, умений и навыков по основных компетенциям, принятым в Компании, передача опыта поведения в профессионально значимых ситуациях.

3.2. Цель обучения персонала – формирование и поддержание необходимого уровня квалификации персонала, с учетом требований Компании и перспектив развития, создание кадрового резерва.

3.3. Задачи политики Компании в области обучения:

§ Разработка и внедрение системы обучения, включающей выявление потребности в обучении, планирование и бюджетирование, организацию обучения и контроль его результативности;

§ Построение обучения персонала в соответствии со спецификой бизнес-процессов Компании;

§ Формирование стандартов обучения;

§ Включение новейшего мирового опыта, знаний, эффективных методов организации труда в процессе обучения персонала;

§ Развитие персонала в процессе обучения: формирование института наставничества, развитие управленческого резерва, повышения уровня корпоративной культуры;

§ Мотивация сотрудников к повышению эффективности работы.

4. Виды обучения.

4.1. По формам планирования и организации обучение подразделяется на плановое и внеплановое.

4.1.1. Плановое обучение осуществляется по Программам повышения квалификации (ППК):

§ ППК управленческого персонала;

§ ППК кадрового резерва;

§ ППК линейных руководителей и рядовых сотрудников Компании;

§ Программа первичного обучения новых сотрудников, программы адаптации.

4.1.2. Внеплановое обучение производиться по производственной необходимости, по заявкам руководителей структурных подразделений Компании.

4.2. По формам проведения обучение подразделяется на индивидуальное и корпоративное; внутреннее и внешнее.

4.2.1. Индивидуальное обучение осуществляется на открытых тренингах, семинарах и конференциях внешних Компаний, в высших учебных заведениях, на стажировках и т.п.;

Корпоративное (групповое) обучение проводится на тренингах или семинарах, организованных с помощью внешних компаний или внешних специалистов специально для сотрудников Компании.

4.2.2. Внешнее обучение проводится с привлечением преподавателей и тренеров внешних обучающих организаций;

Внутреннее обучение организуется посредством привлечения внутренних ресурсов Компании.

5. Планирование и организация обучения.

5.1. Департамент по персоналу и обучению отвечает за планирование, организацию, оплату и контроль всего процесса обучения.

5.2. При планировании годового бюджета на обучение, 80 % бюджетных средств на обучение персонала выделяется на плановое обучение; 20 % бюджетных средств выделяется на внеплановое обучение по производственной необходимости.

5.3. Для организации планового обучения Менеджером по обучению и развитию персонала совместно с Руководителями структурных подразделений, по итогам ежегодной оценки персонала и задач, стоящих перед подразделениями на планируемый год, разрабатываются Программы обучения и программы повышения квалификации (ППК) в рамках Плана обучения на отчетный период. Программа содержит информацию по:

§ Контингенту обучающихся сотрудников;

§ Содержанию обучения;

§ Целям и задачам обучения;

§ Периодичности и продолжительности обучения;

§ Ответственным за организацию и контроль обучения.

План и бюджет на обучение согласовываются с Руководителями структурных подразделений, Менеджером по обучению и развитию персонала и утверждаются Руководством Компании.

5.4. Организация внепланового обучения (по производственной необходимости) осуществляется следующим образом:

5.4.1. Определение потребности в обучении по производственной необходимости и направлении на данное обучение сотрудника осуществляет Руководитель подразделения уровня Начальника и выше.

5.4.2. При направлении сотрудника на обучение Руководитель должен исходить из производственной необходимости обучения, включающей:

§ Изменение должности;

§ Расширение функциональных обязанностей;

§ Повышение квалификации в связи с недостаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.

5.4.3. При направлении сотрудника на обучение Руководитель должен учитывать, что до окончания испытательного срока сотрудник не может быть направлен на внешнее обучение.

5.4.4. Получение МВА, второго высшего образования, международных сертификатов профессиональной деятельности предоставляется только сотрудникам, включенным в кадровый резерв Компании, (за исключением Международных сертификатов, получение которых обусловлено производственной необходимостью в соответствии с международными стандартами):

§ Сотрудниками управленческого резерва (потенциально способными занять управленческие должности);

§ Сотрудникам резерва ключевых специалистов (обладающим высоким профессионализмом, знаниями и навыками для эффективного наставничества и возможной горизонтальной ротации).

5.4.5. Направление сотрудников Компании на внеплановое обучение (по производственной необходимости) организуется Менеджером по обучению и развитию персонала на основании утвержденной Заявки Руководителя подразделения, подаваемой не позднее 20 числа месяца, предшествующего предполагаемому обучению.

5.4.6. С сотрудниками проходящими за счет Компании обучение на сумму более 1000 у.е.* единовременно, заключается Ученический договор.

5.4.7. Ученический договор определяет условия ученичества сотрудника, в том числе, срок, который сотрудник должен отработать в Компании по завершении обучения, сумму компенсации, которую он должен выплатить в случае увольнения ранее оговоренного срока без уважительной причины.

5.4.8. После прохождения обучения сотрудник предоставляет копию диплома, сертификата в Отдел по работе с персоналом. Копии документов, удостоверяющих прохождение обучения, хранятся в личных делах сотрудников.

6. Оценка эффективности обучения.

6.1. В целях оценки качества оказанных образовательных услуг, Менеджер по обучению и развитию персонала проводит анкетирование сотрудника, проходившего обучение, не позднее 5-ти дней после окончания учебы.

6.2. Оценка эффективности обучения специалистов и руководителей производится:

§ Во время ежегодной оценки сотрудника;

§ Спустя месяц после прохождения сотрудником обучения вышестоящий Руководитель заполняет опросный лист, оценивающий эффективность применения полученных сотрудником знаний в работе;

§ По запросу Руководителя структурного подразделения Менеджер по обучению и развитию персонала проводит оценку полученных на обучении знаний с помощью опросников, составленных совместно с Руководителем структурного подразделения.

7. Ответственность.

7.1. Каждый Руководитель структурного подразделения несет ответственность за:

§ Определение, совместно с Менеджером по обучению и развитию персонала потребности в обучении;

§ Своевременную подачу заявки на обучение;

§ Соблюдение дисциплины посещения обучающих мероприятий в соответствии с Программами и графиком обучения;

§ Контроль за применением сотрудником на практике полученных знаний и навыков.

7.2. Департамент по персоналу и обучению несет ответственность за:

§ Подбор оптимальной формы и метода обучения;

§ Методическое обеспечение процесса обучения (при организации внутреннего обучения);

§ Организацию обучения, включая подбор обучающей организации (совместно с Руководителем структурного подразделения), согласование договора, своевременное информирование сотрудника о дате и месте обучения.

7.3. В случае невозможности сотрудника пройти запланированное обучение, Департамент по персоналу и обучению должен быть предупрежден не менее, чем за 1 неделю до планируемого обучения. В случае отсутствия сотрудника на обучении без мотивированной причины и своевременного предупреждения Департамента по персоналу и обучению, последняя имеет право наложить дисциплинарное взыскание на сотрудника и / или взыскать с сотрудника стоимость оплаченного обучения.

8. Заключение.

8.1. Настоящее положение вводится в действие и отменяется приказом Руководителя Компании.

8.2. Настоящее положение может пересматриваться, изменяться, дополняться или Департаментом по персоналу и обучению или Высшим руководством, если это будет обусловлено требованиями бизнеса и/или изменениями в действующем законодательстве Российской Федерации.

8.3. Все принятые Приложения к данному Положению являются его неотъемлемой частью и должны соблюдаться сотрудниками Компании равно, как и само Положение.

Внимание!

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актами, а также нормативными документами, регулирующими дополнительное образование взрослых.

Дана характеристика образовательных программ непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) по профессиям; раскрываются требования нормативных правовых актов и документов, регулирующих данный процесс, излагается методика разработки учебно-программной документации образовательных программ непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих).

Предназначены учреждениям образования и организациям, реализующим образовательные программы непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих).

Приобрести методические рекомендации можно в Центре учебной книги и средств обучения по адресу: г. Минск, ул. К. Либкнехта, 32, каб. 214.

Справки по тел. 8 017 374 41 00.

Внимание!

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 августа 2018 г. N 84/63 установлен Перечень профессий, по которым присвоение квалификационного разряда (класса, категории) по профессии возможно только по результатам освоения образовательной программы переподготовки рабочих (служащих). В Перечень вошли сложные профессии, такие как горноспасатель, взрывник, промышленный альпинист, аппаратчик производства аммиачной селитры и другие профессии, обучение по которым проводится только по образовательной программе переподготовки рабочих (служащих) для лиц, имеющих квалификацию и опыт работы по родственной профессии. Всего Перечень насчитывает 497 профессий в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 июля 2017 г. N 33.

Об изменении в нормативные правовые акты, регулирующие
непрерывное профессионально обучение рабочих (служащих)

Информируем, что Постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 января 2018 №7/14 установлен Перечень профессий для подготовки рабочих, также внесены изменения в Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 №954 (ред.от 09.02.2018 №112) «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых».

Согласно п. 29 вышеназванного положения руководители организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, обеспечивают повышение квалификации лиц, на которых возложена организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, в части выполнения требований, предъявляемых к данной образовательной деятельности в соответствии с законодательством, не реже одного раза в пять лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх